Регистрация

Вот я, Господи! Пошли кого-нибудь другого

olgaVLD 11-07-2013, 15:22 3 873 Духовные размышления
0

Вот я, Господи! Пошли кого-нибудь другого


В репризе Аркадия Райкина начальник железнодорожной станции, увидевший, что у цистерны с мазутом каплет неплотно закрытый кран, жаловался: 'Полчаса простоял. Хоть бы кто подошел и закрутил!'.
Знакомая ситуация? Как часто нас что-либо раздражает, и мы ждем, чтобы кто-нибудь пришел и все исправил. Во дворе сосед зацепил колесом машины ограду клумбы - ну, хоть кто бы поправил! На детской площадке металлические конструкции ржавеют - хоть бы кто покрасил! Каждый день прохожу мимо, и всякий раз меня это беспокоит.

В церкви, дома, во дворе, на работе - нас постоянно что-нибудь, да не устраивает. А выход прост: хотите, чтобы кто-нибудь это изменил? Станьте этим 'кем-нибудь'! Раз вас это волнует, не исключено, что Бог положил вам на сердце такую заботу. Особенно, если это не волнует никого, кроме вас.

Мы постоянно ждем - кто же выполнит Божий план? Будто не понимаем, что Божий план осуществится в любом случае. Но, может быть, Господь предоставляет именно нам возможность стать соучастниками этого плана, инструментами, через которые Он хочет действовать? А у нас наготове ответ: 'Вот я, Господи! Пошли кого-нибудь другого'.



***

'Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, Господи!' (Исх. 3:1-4).

Моисею было восемьдесят, когда он увидал горящий куст и захотел, как сказано, 'пойти посмотреть на сие великое явление'. По его же собственному утверждению, это - закат жизни: 'Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет' (Пс. 89:10, 'Молитва Моисея, человека Божия'). Всю первую половину жизни он считал, что его предназначение - освободить Израиль. Неспроста, ведь, Господь уберег его младенцем от смерти, ввел в царские чертоги, возвысил до сына дочери фараоновой? И вот, в сорокалетнем возрасте, т. е. в самом расцвете сил, когда уже многое понимаешь и еще многое можешь, Моисей предпринял попытку самовольно облагодетельствовать соплеменников. Правда, на большее, чем убить египтянина и зарыть тело песке, его не хватило.

Моисей, полжизни проживший в дворцовой роскоши, бежит в пустыню. Следующие полжизни он проводит в пастушьем шатре и зарабатывает пропитание занятием, которое - мерзость для Египтян (Быт. 46:34). Он, скорее всего, по-прежнему чает избавления Израиля. Но, как говорится, - 'пожалуйста, без меня'. Он перестал верить в свое предназначение, и Богу приходится дважды звать Моисея по имени, прежде чем тот откликнулся.

Убедившись, что не ослышался, Моисей 'сказал: вот я, Господи!', то есть, 'я полностью в Твоем распоряжении', 'слушаю и повинуюсь'. И : тут же стал перечить Богу, оправдываться, искать отговорки.

Отговорка первая - кто я Тебе?

'Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону царю Египетскому и вывести из Египта сынов Израилевых? И сказал Бог: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ Мой из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе' (Исх. 3:11-12). 'Ты - тот, кого Я избрал, и тот, с кем Я буду', - отвечает Господь, и дает Моисею неожиданное знамение. Хочешь убедиться? Без проблем! Вот, что будет потом. И когда это сбудется - тогда и убедишься! Вера в Меня - твоя высшая гарантия!

Тем не менее, Моисей продолжает пытаться вести свою игру. Он задает следующий вопрос: а кто Ты им?

'И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род' (Исх. 3:13-15).

Бог назвался Своим сокровенным Именем, под которым Он заключил завет с праотцами. Казалось бы, все карты открыты, и Моисей должен окончательно понять, с Кем имеет дело. Остается лишь повиноваться. Но у новоизбранного предводителя - новая отговорка: а кто я им?

'И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь? что сказать им? И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл. Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него. И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его за хвост; и он стал жезлом в руке его. Это для того, чтобы поверили тебе, что явился тебе Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее из пазухи своей, и вот, рука его побелела от проказы, как снег. Еще сказал ему Господь: положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху; и вынул ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его. Если они не поверят тебе и не послушают голоса первого знамения, то поверят голосу знамения другого; если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше' (Исх. 4:1-9).

Моисею не хватает подлинного знамения - исполнения Божьей воли? Что ж, Бог по милости Своей дает знамения попроще, эдакий 'перфоманс'. Но если первые два из них лишь демонстрируют причастность пророка к некой сверхъестественной силе, третье имеет еще и глубокий сакральный смысл. Для египтян Нил был божеством, дающим жизнь. Нильская вода считалась священной, а омовение в ней - очищающим от всякой нечистоты. Бог же превращает эту воду, пролитую на землю, в кровь. То, что должно было быть образом святости и жизни, на поверку несло скверну и смерть - как физические (кровь брошенных в реку еврейских младенцев вопиет к Богу), так и духовные (поклонение идолам лишь удаляет от подлинного Источника жизни).

Итак, казалось бы, все расставлено на свои места. Но Моисей, наученный всей мудрости Египетской и сильный в словах и делах (Деян. 7:22), ищет нового оправдания - я неспособен:

'И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен' (Исход 4:10-12).

Ну как тут не вспомнить эксперта в практическом богословии Тевье-молочника: не слишком ли много говорит Моисей для человека неречистого, тяжело говорящего и косноязычного? Но 'Господь сказал Моисею: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь Бог? Итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить' (Исх. 4:11-12).

Бог ставит точку. Теперь уж точно все отговорки исчерпаны. Но в запасе у Моисея осталась еще одна, знакомая всем со школьной скамьи: а почему я? 'Моисей сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать' (Исх. 4:13). Пусть он исполняет Твою волю, не я! В моей же жизни - не Твоя да будет воля, но моя!

'И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить вместо тебя, и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем. Ты будешь ему говорить и влагать слова Мои в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога. И жезл сей который был обращен в змея возьми в руку твою: им ты будешь творить знамения' (Исх. 4:14-17).

Вряд ли Моисей не понимал, с Кем имеет дело. Но сорок лет изгнания, сорок лет пустыни, мешали ему принять свою роль в плане Божьем. Воспоминания о Египте были слишком болезненны. Только представьте -сколько раз за эти сорок лет задумывался он, что было бы, не убей он того египтянина! Моисей не смог бы вести народ через пустыню, если бы сам оставался в пустыне жалости к себе, несчастному! Ведь он из лучших побуждений уже пытался помочь своим соплеменникам, а ответ их был: 'кто поставил тебя начальником и судьею над нами?' (Исх. 2:14). И это он всего с двумя евреями разговаривал, теперь же нужно идти ко всему народу!

Ну, как опять не вспомнить Тевье-молочника: 'Я, конечно, понимаю, что мы - избранный народ, но не мог бы Ты время от времени избирать кого-нибудь другого'? Жалеть себя - это так болезненно-приятно! Как точно подметил поэт (Алексей Иващенко, автор трагически известного, но несправедливо забытого мюзикла 'Норд-Ост'):

В этот мелкий серый дождик, в эту мерзкую погоду
Очень хочется забраться на какой-нибудь чердак
И лежать, смотреть в окошко на струящуюся воду,
И мечтать, как было б славно, если б было всё не так.

И своей нелепой жизни сочиняя оправданья,
Поливать себя презреньем, но не очень, а любя,
Размышлять по ходу дела о проблемах мирозданья
И жалеть по всей программе непутёвого себя.

Знакомое состояние? Нечто подобное испытывал и заглавный герой притчи о блудном сыне: 'сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода' (Лк. 15:17). Но, тем не менее, он преодолел эту жалость, 'встал и пошел к отцу своему' (Лк. 15:20).

Мы никогда не видим всей картины и потому, находясь в своей пустыне, не можем делать обоснованных выводов. Единственное, что в наших силах - положиться на Того, Кому ведомо все. Моисей еще не знает, что Аарон выйдет ему навстречу. Даже сам Аарон этого еще не знает. Но Бог предусмотрел все. Всевышний с самого начала избрал Моисея для вверяемой ему миссии, и вся предшествующая жизнь была лишь подготовкой к назначенному Богом служению. Даже - пресловутые сорок лет в пустыне.

Пустыня полна сюрпризов - уж можете мне поверить! В молодости мы с друзьями задумали пересечь пешком Каракумы. Вычитали где-то, что по весне пустыня расцветает тюльпанами, и захотели пойти и посмотреть на сие великое явление. Мы прочли все книжки про пустыню, какие смогли достать. Мы знали, как сберечь влагу, как укрыться от песчаной бури, как защититься от змей и скорпионов, что делать при тепловом ударе, и т. п.

Ни в одной книжке не говорилось, как в пустыне защищаться от дождя. В итоге никто не взял и кусочка полиэтилена. А дождь шел и шел каждый день. Такыр - гладкая поверхность пустыни, обычно растрескавшаяся от жары, размок, и всю неделю мы шли, хлюпая по глинистой жиже. Оказалось, что неделе цветения в пустыне предшествует неделя дождей. Именно на нее мы и попали. Вот это был сюрприз!

Моисей, выводя Израиль, знал пустыню не по книжкам. После сорока лет, проведенных в пустыне, его там ожидал лишь один сюрприз: Бог все это время был с ним!

***

У сатаны есть два инструмента, которыми он пытается удержать нас от следования Божьей воле: сожаление о прошлом и страх перед будущим - 'что же я натворил?' и 'что же будет дальше?'. И сами по себе, собственными силами, мы не сможем вырваться из этой клетки, эфемерные прутья которой свиты из того, чего уже нет, и того, чего еще нет.

Но следующих за Господом и творящими Его волю в ней не удержать. Пролитая на землю кровь Христова говорит лучше, нежели Авелева (Евр. 12:21). Она очищает всякую скверну и возрождает из смерти в жизнь. Наше прошлое искуплено. Наше настоящее - безопасно ('на Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне человек?' - Пс. 55:12). Наше будущее - прекрасно! Вопрос лишь в том, как мы отвечаем на Божий призыв: 'Вот я, Господи! Пошли другого', или же 'Вот я, пошли меня' (Ис. 6:8).

Сергей ГОЛОВИН


Похожие новости

Думал ли ты?

Думал ли ты когда - либо, что все случающееся с тобою, касается и Меня? "Ибо касающееся вас,

03.06.10 Духовные размышления
Уродливый

Каждый обитатель квартиры, в которой жил и я, знал, насколько Уродливый был уродлив.

19.04.10 Притчи
Библиотечный штраф

Если вы когда-нибудь не возвращали в нужный срок книги в библиотеку, то вам, наверное, приходилось

07.01.10 Духовные размышления

Добавить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

2009-2017 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Яндекс цитирования
Закрыть