Регистрация

Александр Серков. Христос и закон в Нагорной проповеди

Александр Серков 24-04-2014, 12:09 2 418 Субботняя школа » Александр Серков
+5


Эта тема касается еще одного закона, того закона, который Христос провозгласил в Своей Нагорной проповеди. У нас сразу же может возникнуть вопрос к названию темы: «Почему проповедь Христа названа Нагорной?» Матфей, описывая эту проповедь, уделил ей целых три главы, пятую по седьмую. Ну, естественно, автор Евангелия не делал разбивку на главы, но мы сегодня имеем эти главы. Начинается 5 глава словами:

«Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:» (Мф.5:1-2).

И лишь в 8 главе в первом стихе мы читаем:

«Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа» (Мф.8:1).

Видите, все что происходило в главах 5-7, происходило на горе. Поэтому эта проповедь и называется Нагорной, она была произнесена Христом на горе. Здесь нет, конечно, ничего глубоко богословского, но, тем не менее, этот вопрос надо было уяснить.

В середине проповеди Христос вдруг заявляет:

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф.5:17-18).

Вот этот текст и дан к этой теме, как стержневой. Проповедь Нагорная касается различных аспектов нравоучения, мы все их охватить просто не можем в одной теме, но шестую и седьмую главы мы так или иначе коснемся. Эта часть проповеди касается христианского поведения. Что ж, давайте подойдем к анализу этой темы более подробно.

Воскресенье Религия фарисеев

Как вы думаете: можно ли так подойти к религии, что она приобретет негативный оттенок? Если «да», то в каком случае? Приведу пример:

Есть такая аллегория: Пришла как-то женщина к изображению Марии, матери Иисуса, и молится ей. Изливает свою душу час, два, три. Подходит к ней сзади Христос, кладет руку на плечо и предлагает: «Поговори со Мной». На что женщина с раздражением ответила: «Иисус, не мешай мне, видишь, я разговариваю с Твоей матерью».

Этот пример говорит о пристрастии к религии, а не к Иисусу. И это уже негативная религия. Если когда-либо и существовали люди, пристрастившиеся к религии, то это фарисеи. Как сегодня говорят: «подсел», кто-то «подсел» на наркотики, кто-то на алкоголь, на азартные игры, на порнографию, на курение; а кто-то на религию, тоже можно сказать «подсел». Все это пагубные привычки.

В чем кроется проблема пристрастия к религии? Фарисеи прятались за стенами религии от истины. Они были заняты тем, чтобы построить свой путь на небо, и в этом созидательном труде не заметили, как небо пришло на землю. И они отвергли Того, Кто был олицетворением неба.

Не впадаем ли мы в эту же крайность? Либо мы ничего не хотим иметь с любыми правилами и постановлениями, настаивая, что все это Иисус отменил смертью на кресте, либо, подобно фарисеям, мы увлекаемся делами и ритуалами.

Обратите внимание на слова Христа, сказанные в нашем памятном стихе. С одной стороны, Иисус не просит нас отказаться от закона, Он пришел исполнить его. Однако в Нагорной проповеди Он поясняет, что соблюдение закона не состоит в простом соблюдении заповедей, оно намного глубже. Мы можем убить не только выстрелом из пистолета, ножом, но и языком. Говоря о седьмой заповеди, один взгляд может рассматриваться как прелюбодеяние. Наш внешний вид хорошего человека ничего не значит, кроме самоправедной пустоты.

Иисус хочет не только нашего послушания, Его желание — завладеть нашим сердцем. Когда у нас внутри, в душе нашей появляется пустота, мы ощущаем чувство недостойности, и тогда пытаемся заполнить эту пустоту своими делами. Однако пустоту души может заполнить Христос, и наше несовершенство может быть покрыто только праведностью Иисуса по Его благодати. И Его благодать будет действовать дальше и изменять нашу жизнь, помогая нам жить жизнью похожей на Бога. Почему бы нам вот так сбалансированно не подходить к вопросу нашего спасения? Почему бы не жить именно так – жизнью во Христе Иисусе?! Этой возможности мы не лишены.

Понедельник Убийство

Углубляясь в детали высказанных слов Христа, давайте начнем с того, как можно убить человека.

Читаем текст:

21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. (Мф.5:21-22).

Убийство – это фактически нарушение шестой заповеди. Сама заповедь не комментирует себя. «Не убей» — и все тут, и никаких предписаний. Некоторые склонны к сверх перфекционизму в данном вопросе, что-то вроде вплоть до запрета на убийство таракана, при том имея проникновенную неприязнь к брату во Христе. Это уже фарисейская праведность: ношу в субботу не понесу, вплоть до листика, с дерева упавшего на плечо, а Христа распну.

Иисус не расширяет заповедь, обвиняя в убийстве, например, комара, но углубляет значение этой заповеди по отношению к тому, за которого Он пришел умереть, раскрывая наш потенциал в нарушении этой заповеди. А потенциальными убийцами мы можем стать не только отняв жизнь в самом прямом смысле этого слова.

Мысль Христа совершенно ясна. Он переходит на более глубокий уровень, подчёркивая негативное чувство к человеку, а оно выражается обычно в всплеске слов, грубых слов проклятия в чей-то адрес, слов с применением эпитетов, которые оскорбляют самые нежные чувства души. Небо рассматривает как убийство не только свершившийся акт, но вынашивание убийственных мыслей.

Что советует Христос в таком случае?

23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,

24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;

26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта (Мф.5:23-26).

Иисус советует людям, вынашивающим подобные мысли, примириться со своими потенциальными и явными врагами, прежде чем приходить к жертвеннику. Это приемлемо для нас? Почему бы нам не использовать это правило?!

Вторник. Прелюбодеяние

Следующие слова Иисуса касаются нарушения седьмой заповеди. Сначала Он цитирует саму заповедь: «Не прелюбодействуй». Затем расширяет ее понимание.

Читаем подробно этот текст:

27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.

28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.

32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Мф.5:27-32).

Как много здесь сказано. Эта тема не вмещалась в сознание людей, деградированных и избалованных своими искаженными представлениями о взаимоотношениях мужчины и женщины. Когда однажды фарисеи вновь затронули вопрос развода, Христос обстоятельно объяснил им. Но какова была реакция учеников? «Если так вопрос стоит в отношении женщины, то лучше никогда не жениться». Они хотели сказать: «Нет, ничего не вмещается в сознание, если в любой момент нельзя развестись с женой, то зачем тогда жениться?» И получается, женясь, потенциально уже учитывается развод, а повод тогда для этого можно было найти всегда.

Многие сегодня так и поступают. Они заявляют: «Зачем жениться, а не лучше ли жить в гражданском браке или вообще без брака?!» Да, действительно, в гражданском браке жену можно поменять быстрей, чем цыган меняет свою лошадь; и никаких хлопот. Но Писание говорит, что это грех. Всякая половая близость вне брака это грех. С одной стороны – имей жену, чтобы не давать греховным помыслам вить гнездо в голове. А с другой стороны, будь верен той, которой ты обещал быть верным до смерти.

Точно так, как убийство начинается с намерения нанести непоправимый вред человеку, так и прелюбодеяние начинается в тот момент, когда человек начинает похотливо желать другого человека, с которым он не состоит в браке.

Христос предлагает действенное средство от грехов, в частности от греха прелюбодеяния. Он предлагает некую самохирургию. Но это метафора. Я знаю христиан с отрезанными кистями рук. Они буквально понимали значение слов Христа о самохирургии.

Как важно во всем иметь здравый смысл. Христос предлагает обуздать страсти, а не ампутировать рецепторы восприятия, через которые приходят страсти. Он призывает к контролю своих побуждений. Богу не нужны искалеченные и изувеченные тела. Он желает видеть чистые и непорочные сердца.

Лишены ли мы возможности именно такой духовной жизни? Мы имеем весь арсенал во Христе Иисусе. Является ли это достоянием нашей жизни? Я думаю «да».

Среда «И дам вам сердце новое»

Читаем текст:

20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф.5:20).

Мы – лучше ли фарисеев? Не пытаемся ли и мы заработать спасение, заслужить себе достойное место на небе? Все обусловлено праведностью Христа, и это является исчерпывающим ответом на поставленные вопросы. Господь не может исцелить человека до тех пор, пока тот не убедится в своей слабости, не освободится от всех признаков самодовольства и не вверит себя Божьему водительству. Только тогда он сможет принять дар, который Господь хочет ему дать. Душе, сознающей свою нужду, ни в чем не будет отказано. Такой человек обретает беспрепятственный доступ к Тому, в Ком обитает вся полнота.

Самое ценное в очах Божьих, это покаяние, и Бог именно этого ждет от грешника. Дух Святой к этому и подводит человека. Подобно бедному мытарю грешник стоит в стороне, не решаясь даже поднять глаза к небу, и говорит: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» (Лк.18:13). И такой человек достоин благословения. И мы имеем на этот счет обетование Божие, которое гласит: «Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис.1:18) «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам… вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих… будете Моим народом, и Я буду вашим Богом» (Иез.36:26–28).

Имея такие обетования, стоит ли нам унывать? Бог на нашей стороне.

Четверг Христианин в повседневной жизни

Прочитаем текст:

43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:43-45,48).

Что это за совершенство, о котором мы здесь читаем? Во-первых, это не внешняя оболочка человека, не внешние поступки, а внутреннее расположение и побуждения совершенного характера. Человек обычно смотрит на внешность и по внешности судит другого, а Бог смотрит на сердце, на побуждения.

Слово «совершенный» на языке оригинала означает буквально, достигающий цель. В Греческой литературе это слово употребляется для обозначения непорочности жертвенных животных, а также из людей обученных квалифицированных мастеровых. Когда Павел говорит о «совершенных», он сознает, что это не предел, не некая верхняя точка, достигнув которую, можно уже опустить руки, расслабиться и считать себя уже вполне пригодным для вечной жизни. До совершенства Отца Небесного всегда есть запас для передвижения рекордной планки. Совершенный человек сознает, что имеются новые высоты совершенства, и что он не достиг последней ее степени.

Иисус здесь не имеет в виду абсолютную безгрешность в этой жизни. Освящение является делом продолжительным. Иудеи силились достичь праведности своими собственными усилиями, получить спасение через дела. Но в своей мелочной законности они уделяли столько внимания мелким деталям буквы закона, что совершенно потеряли из виду его дух. В Нагорной проповеди Христос пытался вернуть их внимание от шелухи к зерну. Они превратили закон в самоцель, будто его нужно соблюдать ради соблюдения и забыли, что целью закона было поднять их пристальный взор к возвышенным идеалам высшей любви к Богу и самоотверженной любви к ближним.

Раввины учили, что праведность заключается в перевесе добрых дел над злыми в небесных отчетных книгах. Но Христос отметил, что быть сыновьями Отца небесного — это то же самое, что быть совершенными как совершен Отец небесный.

Бог понимает, что нам трудно бескорыстно любить, но тем не менее Он призывает: «Делайте попытки любить других». Он напоминает нам, что, если мы доверяем Ему и называем Иисуса нашим Спасителем, Он нам поможет. Мы должны помнить, что любить других – это выбор, и тот факт, что мы грешники, не может служить нам оправданием не проявлять любовь.

Бог говорит: «Не беспокойтесь». Нам не следует постоянно думать о том, что же мы будем носить, есть или пить. Беспокойство нам не поможет, это лишняя суета и недоверие Богу. Все, что нам нужно, это предоставить наши просьбы Богу, и Его мир будет направлять нашу жизнь.

Пятница «Ни одна йота или ни одна черта»

Прочитаем текст:

17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5:17-20).

Несмотря на заявления Своих оппонентов, Иисус не действовал против той самой Книги, которая раскрывала волю Его Отца. Наоборот, Его целью было «исполнить» закон и пророков, а не упразднить их. В течение последних двух лет Его служения шпионы, подосланные, чтобы разведать и доносить о Его деятельности, искали всевозможные улики, чтобы Его обвинить. Даже во время беседы они шептали рядом стоящим, что Он пренебрегает законом. Христос, зная их мысли, ответил на возбужденное ими возражение, таким образом подтверждая Свою Божественность.

Христос пояснил, что не Он, а они отвергают закон, лишая его действенности через свои предания. Поэтому сегодняшние заявления, что посредством исполнения нравственного закона Христос отменил этот закон, не согласуется с контекстом заявления Христа. Такое толкование отрицает смысл, который Христос желал сообщить. Исполняя закон, Христос просто наполнил его простотой смысла и значения посредством примера совершенного послушания воле Божией для того, чтобы этот же закон был исполнен.

Фактически Закон настолько важен, что все, нарушающие его принципы, будут названы малейшими в Царстве Божием. Это означает, что их вообще там не будет. С другой стороны, соблюдающие Закон будут в Царстве. Иисус подчеркивает, что Богу не нужна пустая праведность книжников и фарисеев. Ему угодна праведность, исходящая из сердца, которое любит Бога и стремится исполнять Его волю.

Какой сделаем вывод из этого урока?

Закон Христос не нарушил, а исполнил. Отметая все наслоения к закону, все предания, желания щепетильным исполнением всех правил заработать себе спасение, это с одной стороны; а с другой стороны, раскрыв глубину значения Закона Божьего, Христос расставил все на свои места.

Итак, взаимоотношения с Богом — это не одни только правила! В Писании есть достаточно примеров неверного использования религии и Божьих законов, которые показывают, что Его принципы, наставления и заповеди предназначены для укрепления священного романа с Ним. Они не для того, чтобы получить звание или упражняться в обретении неба через послушание. Напротив, они образуют часть высшего призвания и надежды на лучшую жизнь, жизнь, которая поможет нашим мыслям и мотивам быть похожими на Иисуса, когда мы становимся ближе к Нему и Его изобильному дару благодати.

Пусть Господь благословит нас в этом направлении сближения с Иисусом и следовании за Ним.

Пастор Александр Серков
telegram

Похожие новости

Александр Болотников - Еврейские корни нагорной проповеди

Александр Болотников - Еврейские корни нагорной проповеди

15.02.17 Онлайн-проповеди » Александр Болотников
Виталий Олийник - Нагорная проповедь

Центр духовного просвещения, Библейская школа, урок №3, «Нагорная проповедь» (16 апреля 2016)

15.04.16 Субботняя школа
Пол Пенно. Христос и Его закон

Материал по урокам СШ за 2014 год

01.05.15 Аудиопроповеди

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть