Регистрация

Александр Серков. Закон Божий

Александр Серков 1-09-2014, 15:35 6 670 Субботняя школа » Александр Серков
0


Тема ЗАКОН БОЖИЙ интересна и насущна тем, что вокруг этого предмета ведутся ожесточенные споры: Закон Божий – нужен или нет, актуален он в наши дни для нас язычников или он был дан евреям? И еще актуальней является полемика на тему: Для чего нужен закон Божий, спасает ли он нас или нам нужна лишь благодать и для спасения этого вполне достаточно? Даже памятный стих, который дан к этой теме, дьявол пытается исказить в сознании верующих. Он гласит так:

«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоан.14:15). Многие заявляют: «Вот видите, Христос говорит не о Законе, а о тех заповедях, которые Он дал, а Его заповедями являются всего две: Возлюби Бога и возлюби ближнего». В общем, на эту тему нам и предстоит поговорить в этом уроке. Что ж, давайте к этому вопросу подойдем более подробно и основательно.

Воскресенье. Изменил ли Иисус Закон?


Прочитаем текст Писания, который говорит об отношении Иисуса к Закону:

17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном (Матф.5:17-19).

Давайте ближе подойдем к значению слова «Закон» в его оригинальном значении. Говоря: «Закон», - мы сегодня имеем ввиду Декалог, Закон десяти заповедей; но в понятии Израильтян Закон или Тора означали в большей степени все Пятикнижие Моисея.

Вообще, каковы предпосылки для высказывания этих слов, которые мы прочитали? В течение последних двух лет служения Христа, шпионы, подосланные, чтобы разведать и доносить о деятельности Иисуса, присутствовали теперь здесь во время провозглашения Нагорной проповеди. Христос проповедует, а они совершают словесную диверсию среди народа. Они шептали стоящим людям, что Он пренебрегает Законом. Этим самым они пытались посеять в сознании стоящим и внимающим словам Христа сомнение в правдивости Его слов, они пытались дискредитировать Христа в глазах толпы. Христос читал их мысли и совершаемые ими интриги и ответил на возбужденное ими возражения, таким образом подтверждая Свою Божественность.

О неизменности какого закона говорил Христос? Греч. nomos здесь равноценно Евр. torah, которое включает всю открытую волю Божию. Выражение «закон и пророки» представляет разделение Писаний Ветхого Завета на две части. Хотя самым распространенным среди Евреев было подразделение на три части: Закон, пророки и Псалмы; или же в соответствии с заголовком Еврейской Библии: «Закон, Пророки и Писания».

Но контекст свидетельствует, что Христос здесь имел в виду, прежде всего нравственный закон и гражданские постановления из книг Моисеевых, подтвержденные пророками. Иисус выделяет некоторые предписания из десятисловия (см. 21, 27 ст.) и из закона Моисеева (см. 33,38,43 ст.), и затем противопоставляет Свое объяснение толкованию книжниками, официальными толкователями и учителями закона.

Христос поясняет, что не Он, а они отвергают закон, лишая его действенности через свои предания. Похоже, что иллюстрации, взятые из закона – только часть того, что Христос говорил в данном случае. Его беседа вероятно была много пространнее. Говоря о том, что Он пришел, чтобы исполнить закон и пророки, Он, возможно, показал, как Им исполнились прообразы обрядового закона, указывающие на Него и на исполнение Им, всех Мессианских предначертаний по всему Писанию. Он не пришел, чтобы отменить какую-либо часть Писаний, которые Он Сам дал, и которые свидетельствовали о Нем.

Великой точкой расхождения между Ним и книжниками были предания, посредством которых они истолковывали святой закон Божий. С детства Христос действовал независимо от этих раввинских правил, которые не были обоснованы в Ветхом Завете. Что Он теперь отменял, - было неверное толкование Писаний книжниками.

И вот теперь в Нагорной проповеди Законодатель пояснил истинное значение предписаний закона и путь, которым принципы закона должны быть проявлены в образе мышления и жизни граждан этого Царства, которое Он пришел установить. Сам великий Законодатель подтверждает теперь обязательность Синайских предписаний для тех, кто желает быть Его подданным и объявляет, что каждый, кто дерзнет их отвергнуть или учением, или примером, никак «не войдет в Царство Небесное» (Матф.5:20).

Утверждение, что посредством исполнения нравственного закона Христос отменил этот закон, не согласуется с контекстом заявления Христа. Такое толкование отрицает смысл, который Христос, очевидно, желал сообщить, предполагая, что Он, фактически, противоречит Сам Себе говоря, что Он не пришел «нарушить» закон, но «отменить» его посредством исполнения! Это толкование обходит строгое противопоставление в слове «но», и фактически превращает обе противоположные мысли в синонимы. Исполняя закон, Христос просто «наполнил» его «полнотой» смысла и значения посредством примера совершенного послушания воле Божией для того, чтобы этот же закон был исполнен в нас.

Понедельник. Углубленное значение закона


Утвердив неизменность Десяти Заповедей, Иисус продолжил Нагорную проповедь, поясняя некоторые особые примеры из ветхозаветных законов. Люди не понимали смысла заповедей, поэтому Иисус считал необходимым объяснить их истинное значение.

Вот посмотрите на тактику Христа в Его пояснительной Нагорной проповеди. Свои полемические выступления Он строит так: Он сначала цитирует текст из Ветхого Завета, а потом раскрывает его истинный смысл. Ставил ли Иисус моральный Закон под сомнение? Конечно, нет. Объясняя и расширяя то, что религиозные вожди свели до уровня формальности, Он просто сравнивал учение фарисеев с истинным значением Закона.

Начинает сравнения Христос выражением: «Вы слышали, что сказано древним…»? И теперь Иисус переходит к примерам, характерным для Его истолкования закона. Как Автор, Он является единственным верным истолкователем его. Отметая хлам раввинской казуистики, Иисус возобновляет первоначальную красоту и славу истины.

Выражение: «вы слышали», - говорит о том, что большинство Его слушателей закона не читали. Это и следовало ожидать, так как большинство из них были простые крестьяне и рыбаки. Беседуя в дальнейшем с учеными священниками и старейшинами, Иисус спрашивал: «Не читали ли вы в Писании?»

Цитируя более ранних толкователей закона, как авторитеты, раввины часто начинали выдержку со слов, здесь употребленных Иисусом. И вот Христос, затрагивая конкретно сначала шестую заповедь, спрашивает:

21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

И тут же дает углубленное значение этой заповеди:

22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной (Матф. 5:21-22).

Раввины цитировали предания, как авторитет для истолкования закона. Христос же говорил от Своего собственного авторитета, и этот факт отличал его учение от наставления раввинов, как вскоре и заметили слушатели. Христос показал, что Его требования распространяются далеко за сухой формой закона, и что они включают в себя Духа, Который наделит смыслом и жизнью то, что без Него было бы одной формой.

Христос обратил внимание слушателей не только на шестую заповедь, Он предложил шесть характерных примеров, чтобы пояснить разницу между внешними действиями и мотивами, побудившими к этим действиям. Это различие, которое красной нитью проходит через всю Нагорную проповедь, делает эту речь высшим изложением христианской философии жизни, величайшим толкованием этики всех времен. Христос показывает, как далеко распространяются требования закона, и подчеркивает, что одно внешнее соответствие закону ничего не дает.

Вторник. Иисус и седьмая заповедь


Читаем текст:

27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.

28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Матф.5:27-28).

«Кто смотрит на женщину». Женская привлекательность является даром любящего Творца, родоначальника всего прекрасного. Чистая признательность этой красоте правильна и прилична. Также тяготение одного пола к другому вложено мужчинам и женщинам Самим Творцом, и пользуясь этим в границах, определенных Богом, оно дает благо. Извращая же это тяготение, поставляя его на службу самолюбивых, дурных интересов, оно становится одной из наиболее мощных разрушительных сил в мире. И начинается все с того, как сказал Христос: «Кто посмотрит на женщину с вожделением…».

Христос не просто сказал: «Кто смотрит на женщину», Он подчеркивает: «с вожделением». Что это выражение означает? Давайте посмотрим.

Греч. ἐπιΘυμέω означает: желать (горячо), стремиться, хотеть (сильно); привязать [к чему-либо] сердце, домогаться. ἐπιΘυμέω употребляется, как в хорошем, так и в запрещенном смысле. Иисус говорил двенадцати, что Он желал (ἐπιΘυμέω) вкушать с ними Пасху. Ап. Павел употребляет родственное этому слово ἐπιΘυμία, означающее: желание, влечение, страсть, жажда, прихоть, похоть, вожделение:

23 Влечет меня то и другое: имею желание (ἐπιΘυμία) разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше (Фил.1:23).

Христос, говоря о вожделении, имел в виду запрещенную сторону этого слова. Седьмая заповедь нарушается, если смотреть на женщину с вожделением, то есть с желанием иметь с ней интимные отношения. Седьмая заповедь очень тесно связана с десятой. Иными словами, человек, подчиняющий свои чувства и волю предписаниям десятой заповеди, этим самым сохраняется также от нарушения – седьмой.

Среда. Иисус и пятая заповедь


Прочитаем текст:

3 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?

4 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.

5 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,

6 тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим (Матф.15:3-6).


Во время другой встречи Иисуса с книжниками и фарисеями они спросили Его о предании старцев, которое не встречается в законе Моисеевом. Это предание предписывало ритуальное омовение рук перед едой, чем и пренебрегли ученики Иисуса. Христос ответил, приведя другое предание фарисеев, которое упраздняло пятую заповедь.

Прежде чем проанализировать аргумент Христа, нам нужно понять установленную фарисеями традицию, которая называлась «корван».

Это греческое слово κορβᾶν означает: «дар», «пожертвование», буквально, «то, что приближает». В землях востока никто никогда не думал о том, чтобы приступить или приблизиться к вельможе без подарка. Любая вещь, о которой человек произносил слово, «это Корван», было таким образом посвящено Богу и храму.

Теперь давайте посмотрим, как, каким образом иудейская традиция нарушала пятую заповедь Закона Божия:

9 И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?

10 Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.

11 А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,

12 тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей,

13 устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное (Марк. 7:9-13).

Фарисеи нашли безукоризненную отговорку, чтобы лишить родителей законной поддержки. Они расшатали твердые принципы, содержащиеся в Пятикнижии, и заменили их человеческими заповедями, которые, по мнению вождей, могли заменить одну из Божьих заповедей. Человек, таким образом, мог обманывать своих собственных родителей во имя религии, при одобрении священников, прикрываясь тем, что Бог требует от него этого. Это все связано было с целью зарабатывания спасения и благоволения неба. Чем больше пожертвую на храм, тем больше гарантий на Божье благословение, а от старых родителей чего можно уже ожидать?! Таким образом вероломный сын избегал своего сыновнего долга, исповедуя более высокое благочестие. Такими окольными процедурами священники потворствовали своим алчным прихожанам, чтобы освободить их от священного долга заботы о своих родителях. Таким образом они делали пятую заповедь недействительной. Иисус стоял перед собравшейся толпой как защитник их прав, в то время как книжники и фарисеи были разоблачены в истинном свете как лицемеры и как враги Бога, так и ближнего.

Четверг. Жить, отражать и преображаться


Прочитаем текст:

1 Итак люби Господа, Бога твоего, и соблюдай, что повелено Им соблюдать, и постановления Его и законы Его и заповеди Его во все дни (Втор.11:1).

Это слова Моисея, сказанные народу у горы Синай. Бог дал Моисею и основной моральный закон, написанный на каменных скрижалях, и санитарный закон, да и все остальные церемониальные установления.

Божий закон дает нам представление о Законодателе, Его характере и Его взгляде на нас, соблюдающих закон. Это представление показывает нам, как жить на земле и готовиться к небу. Бог любит нас любовью, превосходящей самое немыслимое наше воображение, и Его любовь безусловна. Он не ожидает, что мы примем предложение и, подобно роботам, будем послушны Его законам из долга или по обязанности. Он желает, чтобы у нас было новое сердце и разум, чтобы мы помнили, что мы временные граждане на земле и имеем вечное гражданство на небе.

Развитие нового сердца и ума занимает время. И это не сделает нас популярными. Однако размышления о земной жизни Иисуса дают нам об этом представление. Иисус оживил закон. Он дал нам совершенный пример того, как жить, поступать по отношению к людям, как любить Бога настолько безусловно, насколько это возможно. Самое лучшее в Иисусе заключается в том, что Он знает, что мы будем претерпевать страдания. Поэтому Он показывает нам, как их побеждать, когда они появляются. Мы должны быть верными, даже до смерти. Это еще один пример, который нам дал Иисус в Своей крестной смерти.

Когда мы будем развивать отношения с Иисусом, мы придем к понимаю Божьего характера. Десять заповедей показывают нам, как отражать Его характер в своей жизни. Когда мы фокусируемся только на Нем и исследуем жизнь Христа на земле, мы будем желать изменяться и откликаться на Его просьбы. Иисус умер за нас, чтобы мы могли получить вечную жизнь. В Божьи планы никогда не входило, чтобы мы жили в таком мире. Он отдал Своего Сына, а Его Сын отдал Свою жизнь, чтобы мы могли жить на обновленной земле.

«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр.22:14). Божьи заповеди представлены от начала до конца Библии. Он действительно желает, чтобы мы были Ему верны, как и Он безгранично верен нам. Десять заповедей показывают, что все согрешили и нуждаются в Божьей благодати и милости. Они указывают нам на Божий план спасения и Его желание, чтобы мы все были спасены.

Пятница. От теории к практике


12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Матф. 7:12).

Это золотое правило Иисуса Христа. Вы очевидно заметили, что здесь не сказано: «Как будут поступать с вами люди, так и вы поступайте с ними». А мы часто именно так и поступаем. Но здесь мысль совершенно иная. Из всего, что сказал Иисус, эта мысль пользуется самой широкой известностью. Эта заповедь является вершиной, кульминацией всей Нагорной проповеди.

Много подобных высказываний было у великих мира сего. Но все их высказывания были сформулированы в негативной форме. Многие говорили: «Не делай другим то-то и то-то, чего ты не хочешь, чтобы кто-то сделал тебе». Но никто не сказал, кроме Христа: «Делай или поступай так как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».

Вы уловили разницу? Давайте на примере посмотрим, чем же отличается утвердительная форма золотого правила Христа от отрицательных аналогов? Насколько больше ожидает от людей Иисус, нежели все другие учителя народов.

Если нам говорят, чтобы мы не делали то, что сами не хотим получить от других, это вовсе не религиозное правило, это обычное социальное взаимоотношение. Некто однажды по этому поводу сказал следующее:

«Мы всегда признательны каждому человеку которого встречаем, лишь за то, что он, встретившись с нами, не убил нас, или, по крайней мере, не плюнул нам в лицо». Таким образом, человек может удержаться от причинения ущерба или вреда кому бы то ни было и все же быть совершенно бесполезным для своих ближних. Очень несложно воздержаться от того, чтобы причинить вред или обидеть человека. Не так уж трудно уважать принципы человека и его чувства, но намного больше ожидает от нас Христос: преднамеренно сделать своим жизненным принципом быть как можно добрей к людям, поступать по отношению к ним также, как мы хотели бы, чтобы они обращались с нами. Вспомните притчу о милосердном самарянине. Вот это имел ввиду Христос. Это духовный Эверест христианской жизни: не просто «ничего не делать плохого» (камень тоже лежит себе и никому не причиняет никакого зла), но «делать… что-то делать, делать добро, творить дела милосердия». Вот это новое во взаимоотношениях с людьми делает жизнь столь чудесной и прекрасной. Это та самая, казалось бы, новая заповедь Христа:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою и ближнего своего, как самого себя» (Матф.22:37,39).

В каком смысле она новая? Разве она не была в Ветхом Завете? Неужели Бог изменился в характере?

Она новая не по отношению времени, но по отношению философии того времени, по отношению к их понятиям. Для их умов это было нечто чуждое, совершенно новое.

Если для нас эта заповедь тоже новая, то почему бы нам как можно скорей не перейти от теории к практике, ведь подлинное христианство заключается не в том, что верующие избегают делать, а в том, что они с радостью пытаются сделать.

Обычно правила звучат на языке ограничений: «Не более 40 км в час». «Не берите то, что не принадлежит вам». Эти ограничения поддерживают порядок и сдерживают губительные для взаимоотношений действия. Однако они вовсе не обязательно содействуют позитивному построению взаимоотношений. Порой мужья формально хранят верность своим супругам и в то же время невнимательны к ним. Некоторые люди воздерживаются от воровства, но равнодушно проходят мимо голодных и страждущих. Принципы любви и участия формально не нарушены, но и не воплощены в дела. Игнорирование позитивного выражения Божьих заповедей часто ведет к законничеству. Да сохранит нас Господь от этого формализма и даст нам желание быстрей перейти от теории к практике. И это будет так здорово!!!

Пастор Александр Серков

Похожие новости

Виталий Олийник. Божий закон

Центр духовного просвещения, Библейская школа, Урок №10, «Божий закон», 6 сентября 2014

05.09.14 Субботняя школа
Закон и вера. Тема недели «Оправдание и закон»

Убеждение, что человек может спастись собственными делами, лежит в основе любой языческой религии.

28.07.10 Субботняя школа
Божий закон и милосердие. Тема недели «Плод Духа — Милосердие»

Проблема, которая возникает у некоторых людей с Законом Божьим, заключается в неправильном

09.02.10 Субботняя школа

Добавить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

2009-2017 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Яндекс цитирования
Закрыть