Регистрация

Александр Серков. Божественная мудрость

Александр Серков 17-01-2015, 15:25 1 573 Субботняя школа » Александр Серков
+5



Для начала позвольте привести несколько популярных цитат о мудрости:

«Познание себя есть начало всякой мудрости».

«Единственно истинная мудрость— это знание того, что ты ничего не знаешь».

«Самый печальный аспект современной жизни состоит в том, что наука приобретает знание быстрее, чем общество приобретает мудрость».

Я бы добавил со своей стороны еще одно изречение:

«Познавая себя, не забывай корректировать свою жизнь в соответствии с Божественной мудростью; потому что мудрость свыше – это единственно истинная мудрость».

Вот об этом тема этого урока: «Божественная мудрость». Базируется она на 8 и 9 главах книги Притчей.

Мы имеем памятный стих:

«Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони» (Притч.8:22).

По ходу размышления мы подойдем к этому тексту и разберем его значение. А сейчас все по порядку:

Воскресенье. Призыв Премудрости


Эту мысль мы рассмотрим на основании текста Притчи 8:1-21 и увидим, в чем состоит ценность мудрости, и к чему она призывает?

Воззвание премудрости начинается с двух риторических вопросов к людям. В общем-то, здесь проглядывает параллель с предыдущей главой. Если там развратная женщина выходила на улицы и площади, взывая к молодым людям с тем, чтобы втянуть их в порок и в погибель; то теперь мудрость персонифицирована и представлена как добродетельная женщина, которая взывает ко всем людям повсюду, предлагая послужить каждому, кто хотел бы принять ее услуги.

Если пути проститутки кривы и обманны, то пути, идти которыми предлагает людям премудрость, - прямы и открыты. Первые ведут к позору и смерти, вторые – к разумной и благодатной жизни.

Начиная с 4 стиха и дальше следует то, что названо «речью премудрости». Она обращена ко всем сынам человеческим, потому что мудрость доступна им всем, но в первую очередь к тем, которые более всего нуждаются в обретении мудрости, а именно к «неразумным» (евр. петаим) и «глупым» (евр. кесил). Под благоразумием и разумом здесь подразумевается проявление мудрости, разумный подход к жизни, проницательность и умение отличить доброе от злого.

Прочитаем текст:

6 Важно всё, чему я учу, я говорю вам о правильном.

7 Все слова мои истинны, я ненавижу ложь,

8 все слова мои справедливы, ничего в них плохого нет.

9 Все они для разумных ясны, в ком есть знание - их понимает (Прит. 8:6-9).

Мудрость сама перечисляет достоинства, прежде всего обращая внимание слушателей на то, что имеет сказать им нечто важное, и что все сказанное ею – правильно. Все, что не соответствует истине, справедливости и добру, мудрые люди произносить не могут, потому что это мерзость для них. Поэтому премудрость зовет людей к обогащению разума и сердца. Она предлагает «неразумным» научиться и утверждает, что «разумному» и тому, кто приобрел знание, все ее слова ясны.

В 10 и 11 стихах мы видим, что персонифицированная мудрость есть ничто иное, как Божья премудрость. Это она говорит о себе людям, что она лучше жемчуга, и что учение ее ценнее серебра, как и знание, исходящее от нее, лучше нежели высокопробное золото.

В дальнейших стихах (12-21) подробно обосновывается, почему это так. Но хотя речь здесь идет о дарах мудрости, или ее благословениях, обилие личных местоимений, таких как: «я», «мной», «меня», «мои» – ставит в центр этого отрывка саму праведность, а не ее дары.

Да, мудрость доступна всем, но приобретают ее дары лишь те, которые любят ее. И приобретение этих даров сравнивается с богатством и славой. Здесь сокровище, как синоним богатства, и при том это долговременное богатство в отличие от богатства земного и кратковременного.

Тем, которые понимают истинную ценность этих разносторонних даров того «существенного блага» (стих 21), которое мудрость сулит, ясно, что они лучше золота, и пользы от мудрости больше, чем от высокопробного золота или отборного серебра.

Понедельник. Мудрость и творение


Базируется эта мысль на тексте: Притчи 8:22-29.

В этом тексте мудрость таинственным образом связана с Господом как Творцом. Этот поэтический отрывок имеет много общих слов с историей сотворения, которая описана в первых главах книги Бытие.

Вот здесь как раз и стоит наш памятный стих:

«Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони» (8:22).

То есть, мудрость была до начала творения.

Описывая творческий акт и комментируя Притчи 8 главу, Эллен Уайт пишет так:

«Владыка Вселенной не был одинок в Своих благодеяниях. У Него был помощник, сотрудник, Который мог ценить Его намерения и разделять с Ним радость давать счастье всем сотворенным существам. "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога" (Иоан.1:1-2). Христос, Слово, единородный Божий был одно с Вечным Отцом - един с Ним по природе, характеру и намерениям. Только Он один мог иметь доступ к советам и замыслам Бога .... Сын Божий говорит о Себе: "Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; От века я помазана ... когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время" (Притч.8:22-30)». (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 34).

Мудрость в Притчах 8 главе выходит за рамки простой поэтической персонификации и на самом деле символизирует Божественную Личность – предвоплощенного Христа, который был сотворцом с Отцом и служил Посредником между бесконечным Богом и сотворенными существами еще до греха.

В первые века христианской истории отрывок Притч.8:22-31 был одним из самых популярных мест Ветхого Завета, который отцы Церкви относили к Христу, и эта интерпретация преобладала в христианском мире вплоть до современной эпохи. Хотя многие ученые, начиная с XIX века, видели в Притчах 8 главе только поэтическое олицетворение мудрости, все же имеются убедительные библейские доказательства, подтверждающие, что этот отрывок говорит непосредственно о предвоплощенном Сыне Божьем. Эта интерпретация имеет огромное значение для понимания взаимоотношений между личностями Божества и помогает увидеть удивительный характер Творца, сошедшего к Cвоему творению, чтобы быть близко к ним во время сотворения.

Что интересно, если в Притчах1-7 главы мудрость лишь наделяется человеческими качествами - персонифицируется, то в Притчах, в 8 главе язык повествования меняется и описывает мудрость такими терминами, которые можно применить только ко второй Личности Божества, предвоплощенному Христу.

Это ясно потому, что мудрость наделяется такими прерогативами, которые в других местах Писания относятся исключительно к Яхве:

1) Податель жизни и смерти (тексты. 35-36; ср. 14:27);
2) Источник законного правления (тексты 15-16; ср. Кол-11:16-17);
3) Тот, Кого нужно искать, и призывать (текст 17; ср. Втор. 4:29);
4) Тот, Кто любит и Кого нужно любить (текст 17; ср. Неем.13:26);
5) Податель богатства (тексты 18-21; ср. 1Пар.29:12.);
и 6) Источник божественного откровения (тексты 6-10,19,32,34; ср. 29:18; 30:3-5).

Таким образом, мудрость в Притчах в 8 главе говорит и действует как определенная, самосознающая божественная Личность, предвоплощенный Сын Божий. Такое использование атрибута мудрости указывает на конкретную Личность Божества, технически известную как «ипостась».

Эллен Уайт ясно понимает мудрость в Притчах 8 главе, как означающую предвоплощенного Сына Божия. Вот, например, что она пишет в «Знамения времени», 29 августа 1900 г.: «Через Соломона Христос сказал. . . [далее цитируется Притч.8:22-30]. Говоря о Своем предсуществовании, Христос переносит мысль обратно в незапамятные времена. Он уверяет, что никогда не было времени, когда Он не находился в тесном общении с вечным Богом».

Вторник. Радость во время сотворения


Прочитаем текст Писания:

30 Тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время,

31 Веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими (Прит. 8:30-31).

О ком идет здесь речь? Кого олицетворяет мудрость, о которой здесь идет речь, что она была художницей, она радовалась и веселилась над шаром земным?

Когда мы читаем заключительные слова каждого творческого дня, то здесь наблюдаем так называемый рефрен. Рефрен [фр. refrain)] повторяющийся стих или группа стихов, замыкающих строфу или группу строф в стихотворении. Или это что-то вроде припева в песне. Вот этот рефрен мы наблюдаем в описании конца каждого творческого дня: «И увидел Бог, что это хорошо». Последний шаг идет еще дальше, это 31 стих 1 главы Бытие: «И вот, весьма хорошо». С чем связано это «весьма хорошо»? Сотворен венец творения – человек. В Притчах эта кульминация рефрена также сводится к 31 стиху 8 главы. И здесь также веселие на земном кругу и радость связана с сынами человеческими, то есть с человеком.

Еврейское слово «хорошо» содержит идею наслаждения. Сотворив человека, Христос, ну, и естественно, все три личности Божества, имел не просто наслаждение, но весьма сильное наслаждение, потому что они имели взаимоотношение с сотворенным человеком. Теперь Бог делает паузу в творческом акте, чтобы в полной мере насладиться Своим творением. Во время этой паузы благословляется суббота.

Подобным образом наша поэма из книги Притчей завершается картиной того, как мудрость наслаждается творением. В конце творческой недели, в субботу, Бог вошел в отношения с людьми. Этот Божий «отдых» и Его радость после недельных трудов имеют непосредственное отношение к соблюдению субботы человечеством. По примеру Творца, он [человек] тоже может оглянуться на законченную работу с радостью, удовольствием и чувством удовлетворенности.

Среда. Заключительный призыв мудрости


Прочитаем текст Писания:

32 Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!

33 Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него.

34 Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!

35 Потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа;

36 А согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть (Прит.8:32-36).

Теперь уже не Соломон, а сама премудрость, подводя итог всему сказанному прежде, обращаясь к детям, то есть, к людям, которых она как бы родила, как ап. Павел говорил о верующих Галатии, которых он родил в муках. И вот, мудрость, резюмируя свои наставления, призывает: «Послушайте меня, мои наставления». Это она, между прочим, повторяет два раза, обещая блаженство или счастье тому человеку, который слушает ее, потому что залог успешной жизни и благодати от Господа в познании Его откровений и в следовании мудрым Его наставлениям. Напротив, поступающий вопреки советам и наставлениям Божьей мудрости, вредит и душе и телу. Такой человек осознанно избирает не жизнь, а смерть.

Книга Притчей объясняет нам, что мудрость существовала до того, как Бог создавал основы земли. Это подразумевает, что все творение Божье, включая нас, было вызвано к существованию повелением Божьей святой мудрости. Та же мудрость, которая существовала от начала с Богом, направляет нас к Божьему нравственному закону. Как кульминация и источник Божьего творения, мудрость призывает нас избирать ее пути и жить во славу Божью.

Как нам обрести Божественную мудрость? Каждый из нас должен искать ответ на этот вопрос. Многие из нас думают, что если у нас есть образование или хорошая профессия, значит, мы стали мудрыми. В контексте этого мира это может быть действительно так. Однако мудрость, которая должна быть у нас как у детей Божьих, зависит от посвященного развития прочных взаимоотношений с Ним.

Четверг. Трапеза, приготовленная мудростью


Прочитаем текст Писания:

1 Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его,

2 заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу;

3 послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских:

4 «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала:

5 «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное;

6 оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума» (Прит. 9:1-6).

Просторный дом, построенный премудростью для себя, может символизировать трудолюбие, усердие, основательность, сопутствующие разумному образу жизни. Некоторые богословы видели в «доме премудрости» образ теократического царства. Множество толкований предлагалось относительно семи столбов этого дома. Семь, как помним, символ полноты, совершенства. Говорилось в этой связи относительно шести дней творения и седьмого - отдыха; о «семи небесах», с которых будто бы сошла к людям Тора; о солнце, луне и пяти известных на то время планетах; о семи свойствах мудрости, как перечислены они Иаковом (Иак. 3:17). Но, может быть, здесь всего лишь образ полноты в значении простора, большой вместимости и надежности дома, символизирующего, в свою очередь, процветание и состоятельность, как плоды мудрости.

Трапеза, приготовленная мудростью, это мясо мирной жертвы и вино, разведенное, как это было принято, водою и, возможно, смешанное с пряностями.

В стихе 3 видится параллель с началом одной из притчей Христа о Царстве Небесном, где царь тоже посылает своих служителей сзывать гостей на свадебное торжество (Матф. 22:2-3). Звучащее с возвышенностей городских (т. е. с высоких мест в пределах города) приглашение на свадебное торжество могли бы услышать многие.

В стихах 4-6 слова премудрости, провозглашаемые ее слугами, обращены в первую очередь к тем, кто особенно в них нуждается, - к «неразумным» и «скудоумным». Определения эти следует, однако, понимать в относительном смысле; речь, по всей видимости, идет о людях невежественных и нравственно неустойчивых, каковыми нередко бывают молодые, незрелые еще люди, открытые, однако, для воспитания и научения. Это им следует есть хлеб мудрости и пить вино, приготовленное ею, чтобы набраться разума и жить, ходя путем его.

Пятница. Приглашение безрассудства


Прочитаем текст Писания:

13 Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая

14 садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города,

15 чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями:

16 «кто глуп, обратись сюда!» и скудоумному сказала она:

17 «воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен».

18 И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею (Прит. 9:13-18).

Во внешнем сходстве двух приглашений скрыта их внутренняя противоположность. Если премудрость - жена, исполненная достоинств, то глупость, прямо названная женщиной безрассудной, выступает с облике проститутки - шумливой, вульгарной и невежественной. И она зазывает к себе с возвышенных мест, только делает это сама. В отличие от премудрости, обещающей долгую благословенную жизнь по законам разума, глупость сулит немедленные утехи всем проходящим мимо, надеясь, что среди них немало скудоумных, у которых достаточно глупости откликнуться на ее приглашение.

Обращает на себя внимание фраза идущих прямо своими путями (стих 15), которая может означать как то, что если бы не ловушка, расставленная совратительницей, то многие из прохожих проследовали бы по жизни прямым путем, так и то, что безрассудство совращает и праведных, идущих прямо. Естественно, здесь противопоставление двух характеров и двух трапез. Если мудрость угощает приходящих к ней мясом мирной жертвы (символ братского общения в древнеиудейском обществе перед глазами Бога) и вином разума и радости, то безрассудство - соблазняет сладостью краденых вод. Поскольку питье воды из своего источника символизировало верное супружество (5:15-16), то воды краденые, - блуд, и утаенного хлеба - символ всякого действия, которое следует совершать втайне. В стихе 18 подводится итог призывам безрассудства (как в стихе 11 призывам мудрости); соблазненный распутной женой не знает, что принятое им приглашение, это фактически приглашение к смерти.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Исследуя книгу Притчей, мы узнаем, что Божественная мудрость — это требование, предъявляемое к каждому христианину. Если мы хотим быть победителями в XXI веке, мудрость должна руководить нашими мыслями, словами и поступками. Мы должны задаваться вопросом: «Как нам приобрести мудрость?»

Многие христиане думают, что мудрость можно легко обрести, просто молясь об этом. Хотя Библия поясняет, что мы можем получить мудрость, прося об этом в молитве Бога, практически не бывает такого, чтобы человек помолился вечером и проснулся на следующее утро уже мудрым.

Как мы узнаем из книги Притчей, мудрость начинается с развития тесных взаимоотношений с Богом. Невозможно обрести Божественную мудрость, не проявляя почтение к Его наставлениям. Бог не может изливать мудрость в вакуум. Нам следует сделать все, от нас зависящее, чтобы получить ее. Это включает в себя само исследование, молитву и размышление, внимательное наблюдение за жизнью других людей. Бог не дает мудрости в зависимости от степени нашей образованности или профессии. Учитывается лишь наше почтение и благоговейное отношение к Его заповедям.

Следующие шаги помогут нам обрести мудрость.

Проявляйте смирение. В Притчах 8:5 мудрость взывает к людям, жаждущим большего знания и понимания. Мудрые люди не зависят от собственного мнения. Они получают знание из других источников, таких как родители, учителя, пасторы, и особенно из Слова Божьего.

Внимайте голосу мудрости. Библия ясно показывает последствия нашего выбора, выбираем ли мы мудрость или глупость. Путь мудрости — это путь жизни, наполненный всяким благом, какое только может предложить небесное царство. Глупость, с другой стороны, предлагает быстрое получение удовольствия, за которым скрывается смерть и которое не длится долго. Для того, чтобы обрести мудрость, мы должны внимать Божьим наставлениям.

Принимайте верные решения. Принятие неправильных решений зачастую является главной слабостью человека. Но Бог даровал нам свободу делать свой выбор, потому что Он не диктатор. Нас зовут за собой как мудрость, так и глупость. Мы должны решить, в каком направлении пойдем. Если мы обращаем внимание на голос мудрости, тогда мы делаем правильный выбор, решив идти по Божьему пути. Поэтому нам следует быть открытыми для Божественного исправления. Вместо того чтобы постоянно озираться на собственные представления, пусть нашим наставником будет Слово Божье. Размышляйте о нем день и ночь.

Пастор Александр Серков

Похожие новости

Виталий Олийник. Божественная мудрость

Центр духовного просвещения, Библейская школа, урок №4, «Божественная мудрость» (24 января 2015)

24.01.15 Субботняя школа
Виталий Олийник. Голос мудрости

Центр духовного просвещения, Библейская школа, урок №1, «Голос мудрости» (3 января 2015)

02.01.15 Субботняя школа
Мудрость земная

Мудрость земная – томление духа; Благость людская – корысть и расчет.

30.01.12 Стихи » Александр Серков

Комментарии (1)

  1. avatar
    0
    Пользователь offline Александр Серков
    Добавлен видеоролик к уроку: "Божественная мудрость"

    --------------------

Добавить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

2009-2017 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Яндекс цитирования
Закрыть