Регистрация

Александр Серков. Что кроется под маской

Александр Серков 3-03-2015, 07:00 2 017 Субботняя школа » Александр Серков
+5


Этот урок поможет нам разобраться с некоторыми сложными проблемами греховной жизни и понять, как необходима нам Божественная мудрость, чтобы справиться с ними. Цель урока заключается еще и в том, чтобы побудить нас с благодарностью принять Божье Слово как источник мудрости для решения нравственных проблем и повседневных задач.

Жизнь часто ставит нас в тупик. Людям не всегда можно доверять, а многие страдания невозможно объяснить. Как мы можем разобраться в сложных ситуациях и успешно с ними справиться?

Притчи 25, 26 и 27 главы помогают понять общие затруднения и предлагают практическую мудрость. Давайте разберем, в чем советы из книги Притчей являются актуальными современным христианам?

Мы имеем памятный текст:

«Не величайся пред лицом царя, и на месте великих не становись» (Притч.25:6).

Во время разбора мы коснемся этого текста. А сейчас обо всем подробно:

Воскресенье. Тайны Божии


Прочитаем текст Писания:

2 Слава Божия - облекать тайною дело, а слава царей - исследовать дело.

3 Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей – неисследимо (Прит. 25:2-3).

Давайте посмотрим: что имеет в виду автор; и как мы можем применить это к более широкому кругу вопросов?

Вы знаете, Божье знание бесконечно, и Его прерогатива скрывать какие-то вопросы — это еще одна причина для того, чтобы чтить и превозносить Его. Ему не нужно ничего исследовать, так как Он все знает в совершенстве, обладая ясным и точным видением, и ничто не может быть сокрыто от Него; в море у Него Собственные пути; и тропа Его в великих водах. Неизмеримая глубина в Его советах. Ап. Павел пишет:

«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим.11:33).

Как только мы были созданы, мы искали понимания и объяснения мира и окружающих нас явлений природы. От эпохи Просвещения до недавнего технического прогресса мы поражаемся, исследуя видимый и невидимый мир природы. Однако нобелевские премии и прочие достижения наших академиков лишь указывают на нашу несостоятельность перешагнуть лимиты открытого Богом.

Познание человеческого сердца и скрытых мотивов — это также неисследованная область. Книга Притчей характеризует это как тщетную попытку измерить высоту небес или глубины земли. И об одном, и о другом мы можем лишь гадать, но измерить это невозможно.

Но тем не менее, мы должны глубоко копать. Что-то от нас все же не сокрыто, и то, что не сокрыто – надо тщательно исследовать.

Вы не задумывались: Чем отличается слава Божия от славы царей, ведь автор Притчей упоминает их?

Под царем Соломон мог подразумевать самого себя, но сказанное в притче относится к любому из царей (в первую очередь Соломон, конечно же, имел в виду еврейских царей, которые придут после него). Не все пожелал Бог открыть о Себе и Своих планах людям. Вот что мы читаем об этом:

«Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое - нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего (Втор.29:29).

Это Его право и прерогатива. Вот в этом и заключается Его слава. Слава же царей (здесь «слава» в значении успешности царского правления) определяется их способностью и умением глубоко исследовать всякое дело, которое они совершают, то есть, ничего не делать бездумно, в упоении своей властью, под действием эмоций и настроения.

А что имеет в виду автор этими словами, которые мы прочитали: «Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей – неисследимо» (Прит. 25:3)?

Да, здесь проведена некоторая параллель между царем и Верховным Правителем Вселенной. Правители мира сего вовсе не все свои чувства, замыслы и решения должны открывать перед своими подданными.

А о чем же наш памятный текст, который гласит:

«Не величайся пред лицом царя, и на месте великих не становись» (Притч.25:6)?

Этот текст содержит в себе правило поведения для приближенных царя. Оно диктуется скромностью и дипломатичностью. Пренебрегший им, который спешит выдвинуться вперед и старается привлечь к себе внимание владыки, рискует «быть пониженным» а, значит, и униженным, да еще в присутствии кого-то из известных ему знатных людей. Лучше уж подождать, пока сам царь пригласит его на почетное место. Схожая мысль звучит в одной из притчей Христа:

7 Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу:

8 когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя,

9 и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.

10 Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою (Лук. 14:7-10).

Понедельник. Глупый под маской мудрости


Прочитаем текст писания:

11 Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою.

12 Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него (Прит.26:11-12).

Немалый вклад в то, что глупый человек нередко выглядит как мудрый, внесла идея об относительности истины, особенно в вопросах нравственности.

Другая причина, по которой глупый человек нередко выглядит как мудрый, состоит в том, что влияние глупости выходит за пределы их собственной жизни, так как глупые нередко настолько убедительно говорят о своей правоте, что другие начинают их воспринимать как очень мудрых людей.

Кроме того, глупые настолько глупы, что не осознают своей глупости.

Наше преимущество состоит в том, что мы можем свои взгляды основывать на истинах Слова Божия, и тем самым уберечь себя от разрушительного влияния многих глупостей.

Многие из нас тратят годы, пытаясь представить себя теми, кем мы не являемся. Будучи детьми, мы носили плащи из полотенец и изо всех сил старались всех убедить, что мы — супергерои. В средних классах мы отчаянно доказывали, что мы такие же крутые, как и остальные. Учась в старших классах, мы просто хотели, чтобы все думали, что мы нормальные и все у нас в порядке. Трудности приходят позднее, когда мы пытаемся обмануть себя, когда думаем, что все понимаем. Реальность состоит в том, что сейчас мы такие же несовершенные, какими были когда-то, спрыгивая с дивана и изображая из себя супергероев.

Но маски никому не помогают. В лучшем случае вы лжете всем своим знакомым. В худшем вы убеждаете даже самих себя в том, что вам не нужна помощь. Маска скрывает истину о том, что вы так же, как и все остальные, грешный человек, нуждающийся в Божьей благодати (Рим.3:23).

Книга Притчей рекомендует нам остерегаться уверенности в том, что нам известны ответы на все вопросы. Она также напоминает о нашей ответственности по отношению к другим людям, но без искренности ничего не получится. Снимите маску и откройтесь по-настоящему для Бога и ваших друзей, чтобы лучше помочь и себе, и им.

Будьте смиренны. Признайте, что у вас, возможно, не все так хорошо, как вы думаете. Примите добрые советы из Библии и от ваших друзей, чтобы исправиться. Проявите дух Христа и с молитвой решите, как можно изменить свое поведение.

Будьте честны. Глядя на себя в истинном свете, вы сможете лучше увидеть и остальных. Вы не сможете сказать подруге, что она прекрасно выглядит, и не упомянуть о том, что сзади у нее на блузке огромное пятно. Надежного человека характеризует правдивость.

Будьте любвеобильны. Не нужно кричать на весь зал, в котором полно народу, о том, что у вашей подруги испорчена блузка.

Снять маску — это не значит отталкивать от себя людей. Будьте с ними честны, проявляя Христову любовь (Ефес.4:15‒17).

Будьте осторожны. Общаться честно и с любовью с заинтересованным человеком не то же самое, что рассказывать всем подряд о недостатках в характере ваших друзей. Может быть, это и искренне, но не несет с собой добра. Не в каждой жизненной ситуации от вас требуется честность. Избегайте сплетен и конфликтов. Даже если то, что вы собираетесь сказать, честно, не всем обязательно это слышать, и, возможно, вас не назначали посредником в ссоре между другими людьми.

Вторник. Ленивец


Прочитаем текст Писания:

13 Ленивец говорит: «лев на дороге! лев на площадях!»

14 Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец на постели своей.

15 Ленивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донести ее до рта своего.

16 Ленивец в глазах своих мудрее семерых, отвечающих обдуманно (Прит. 26:13-16).

Образец смехотворной отговорки ленивого ради того, чтобы и на улицу даже не выйти: там, мол, лев, как я могу выйти? Я знал одного хитрого ленивца, он, правда, время от времени лежал в психоневрологической больнице. Уже ему за двадцать было, и вот, когда мать просила его помыть полы, он говорил, что не может мыть полы, потому что проглотил большую кость. Это было при мне, и он руками показал, какую кость он проглотил. Это примерно такая кость, как рыбаки, хвалясь друг перед другом, показывают руками размеры пойманной ими рыбы.

Каков смысл 14 стиха?

Дверь ворочается на петлях, ленивец ворочается с боку на бок, а вот чтобы сползти с постели, это ему уже лень, там ведь надо будет что-то делать: это же надо умываться, зубы чистить, не говоря уже о какой-либо работе. Вот он и ворочается с боку на бок, как дверь на своих петлях. Ему снятся богатства, которых у него нет. А нет их потому, что он ленивец. Не мешайте ему поспать, пусть потешится в грезах своих.

Комический образ ленивца, который, и опустив руку свою в чашу, не в состоянии донести ее до рта своего. Рассказывают о подобном ленивце, который решил лучше умереть, чем работать. «Везите меня на кладбище и закопайте живым», - заявил он. И вот несут его на кладбище. Кто-то поинтересовался: «А что это его живым на кладбище везете-то»? «Он с голода все равно умрет», - был ответ. «Бедненький, - произнесла какая-то старушка, - на, поешь яички вареные». «А они чищенные», - поинтересовался ленивец. «Да, нет», - сказала бабушка. «Тогда несите меня дальше», среагировал ленивец.

Но вот этот ленивец, как это ни странно, считает свой образ жизни самым правильным, а себя – мудрее семерых разумных. Он заявляет: «Дураки пусть вкалывают, а я проживу за счет других». И в своей наглости вот этот «умный» ленивец порой выезжает за счет скромности труженика. Надо здесь быть бдительным, чтобы не оказаться наивным и не потакать ему.

Это мы говорили о лени физической. А не бывает ли у нас лени интеллектуальной? Нам легче готовое почитать или послушать, чем самому что-то предпринять в этом направлении.

А когда в церкви начинается подготовка к перевыборам на предстоящий год, что здесь происходит? Пусть этот вопрос останется риторическим, решайте сами.

Среда. Враг в маске друга


Прочитаем текст Писания:

5 Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь.

6 Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего.

17 Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего. (Прит. 27:5-6,17).

Бог желает, чтобы мы были открыты с Ним и друг с другом.
Он глубоко исследует наши сердца и поэтому знает нас лучше, чем мы знаем себя сами. Иногда мы обманываем себя, думая, что можем что-то скрыть от Бога и манипулировать Им в своих целях. Так же думали и Адам с Евой, когда прятались от Него. Мы можем не знать настоящих мотивов друг друга, и у нас нет права вводить окружающих в заблуждение, преследуя свои цели. По мере того как углубляется наша дружба с Богом и мы лучше узнаем друг друга, у нас лучше получается проявлять любовь, которую питает к нам Бог. Там, где есть совершенная любовь, нет страха, а там, где нет страха, нет и причин для обмана.

Смотрите, что по этому поводу написал апостол Иоанн:

18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.

19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.

20 Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?

21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1Иоан.4:18-21).

Но любовь - это не только поцелуи и нежные слова. Любовь иногда обязывает нас упрекнуть друга или ребенка, и она готова рискнуть оказаться неприятной, осуждающей и критикующей. Мы можем даже потерять друзей, если скажем неприятную правду. Тем не менее, если мы не предостерегаем друзей от неправильных поступков, особенно если эти поступки могут навредить им, какие мы тогда друзья?

Открытое обличение в духе Христа также является признаком того, что наша любовь строится не на иллюзиях и претензиях, но основывается на истине и доверии.

Четверг. Топливо для огня


Прочитаем текст Писания:

17 Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору.

18 Как притворяющийся помешанным бросает огонь, стрелы и смерть,

19 так - человек, который коварно вредит другу своему и потом говорит: «Я только пошутил».

20 Где нет больше дров, огонь погасает, и где нет наушника, раздор утихает.

21 Уголь - для жара и дрова - для огня, а человек сварливый - для разжжения ссоры.

22 Слова наушника - как лакомства, и они входят во внутренность чрева.

23 Что нечистым серебром обложенный глиняный сосуд, то пламенные уста и сердце злобное (Прит. 26:17-23).

Мир жаждет подлинности. Однако иронично то, что чем более «реальным» что-то позиционируется, тем больше мы считаем это подделкой. Возьмем, к примеру, практически любую «подлинность» современного продукта. Возвращаясь к нашей повседневной жизни, нетрудно кого-то обмануть «ради шутки», уязвив его гордость. Хотя на первый взгляд все может выглядеть весело, рассказанное нами может разрастаться до тех пор, пока мы уже не сможем с этим совладать.

Книга Притчей предлагает единственное решение, касающееся сдерживания губительных последствий слухов и лжи, — удалить «дрова», так как огня не может быть, если нет горючего материала. Притчи разоблачают все наши лукавые взаимодействия с окружающими. Мягкая речь, скрывающая злые намерения, «что нечистым серебром обложенный глиняный сосуд» (Притч.26:23). Снаружи он выглядит красиво, но по сути своей совершенно иной. Скорее всего в основании обмана лежит ненависть, способная разорвать человека на части. Нам советуют не верить мягким словам человека, дышащего ненавистью (Притч. 26:24—26). Мы можем представить себе как мягко и елейно уговаривал змей Еву в Эдемском саду. По всей видимости, он очень мягко расхваливал ее красоту и грациозность, и она «растаяла» и отдалась во власть сатаны.

Неудивительно, что ненависть приравнивается к убийству! Она движет людьми, побуждая губить. Соответственно, люди, намеревающиеся ввести в заблуждение окружающих, сами попадут в ту же западню (Притч.26:27).

Все, что делают христиане, должно быть прозрачно и ясно, как солнечный свет. Истина исходит от Бога, ложь же в любой форме исходит от лукавого. Нелегко всегда говорить чистую правду. Мы не можем говорить истину, если мы не знаем истины. И как часто предвзятые мнения, склонности ума, недостаток знаний и неверное суждение мешают правильному пониманию вопросов, с которыми нам приходится иметь дело. Мы только тогда сможем говорить истину, когда нашими мыслями постоянно будет руководить Тот, Кто Сам есть Истина.

Пятница. Не впадая в крайность


Друг как враг – одна крайность. Враг как друг – другая негативная сторона этого вопроса. А каковыми мы должны быть? Быть честным: если ты друг, то будь другом. А если не согласен в чем-то, то веди открытую полемику.

Быть честным иногда трудно, будь то с родителями, детьми, супругами, друзьями или деловыми партнерами. Поэтому нас определенно наставляют:

«Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Притч.3:11-12).

Этот текст содержит наставления о том, как осуществлять дисциплину и коррекцию поведения. Если необходимо сказать болезненную правду, это следует делать бережно, с целью помочь: «Искренны укоризны от любящего», в отличие от лживой неискренности, которая скрывает истинные чувства: «и лживы поцелуи ненавидящего» (27:6). И еще: «Раны от побоев - врачевство против зла, и удары, проникающие во внутренности чрева» (20:30).

Мы никогда не должны забывать о наших человеческих ограничениях. Существует пропасть между человеческим восприятием и божественной реальностью. Древние греки полагали, что эта непреодолимая пропасть вызвана различиями между духом и материей. Библейские писатели учат нас, что пропасть между человеческим и божественным вызвана грехом. Мы весьма подвержены заблуждению в нашем мышлении и нуждаемся в истинном знании, которое приходит от Бога и Его Слова.

Бог ненавидит всякую неправду:

«Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями» (Притч.6:16-19).

Обратите внимание, что ложь в этом коротком списке упоминается дважды! Возможно, отвращение Бога ко лжи происходит, в частности, из первой лжи в Эдемском саду, которая оклеветала Его характер, - лжи, которая находится в самом сердце существующей издавна великой борьбы между Христом и сатаной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Как христиане мы пытаемся определить, где добро, а где зло, где друзья, а где враги. Иногда мы приходим к простым заключениям: «Друзья всегда приходят на помощь друг другу»; «Честность — лучшая политика». Однако жизнь намного сложнее, чем может быть заключено в афоризме.

Итак, мы видим, что здесь главным образом речь идет о демонстрации ложной мудрости. Можно выглядеть очень мудрым человеком, но при этом не обладать глубоким пониманием дела, и для слушающего от этой притворной мудрости не будет большой пользы. Некоторым людям легко что-то говорить или делать не подумав. Другие стараются взвешивать слова или оценивать возможные последствия своих поступков, прежде чем что-то сказать или сделать.

Урок этой недели раскрыл нам мудрый и весьма полезный для последователей Христа совет книги Притчей. Слова и поступки могут причинить глубокую боль или столь необходимое успокоение самому себе и окружающим. О произносимых нами словах мы читаем: «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою» (Притч.21:23). Нам может быть нелегко размышлять над мотивами, побуждающими нас что-то сказать или сделать, но такой самоанализ поможет нам лучше отображать любовь, которую испытывает к нам Бог.

Пастор Александр Серков
telegram

Похожие новости

Утренние чтения 2019 - Дорога мудрости и вдохновения

Вдохновение и мудрость. Для полноценной жизни человеку необходимо и то, и другое, иначе жизнь

06.01.19 Чтения
Виталий Олийник. Божественная мудрость

Центр духовного просвещения, Библейская школа, урок №4, «Божественная мудрость» (24 января 2015)

24.01.15 Субботняя школа
Жак Дукан. Притчи

В то время как многие книги Библии наполнены глубокими духовными и богословскими истинами, книга

13.12.14 Субботняя школа

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть