Регистрация

Александр Серков. Кризис внутренний и внешний

Александр Серков 5-10-2015, 18:25 2 220 Субботняя школа » Александр Серков
+5


Этот урок о том, как, начиная со времени Исхода и до времени жизни пророка Иеремии (ок. 800 лет), отступничество Израиля с каждым поколением становилось все глубже и глубже, что и привело народ к кризису, как внутреннему, так и внешнему. Памятный текст как раз об этом и говорит:

«Израиль — святыня Господа, он был первым плодом Его жатвы. Все на него посягавшие виновными станут, постигнет их бедствие», — таково вещее слово Господне (Иер.2:3 перевод Кулакова).

Давайте тему этого урока раскроем с трех сторон.

I Все началось с отступления


Я не буду цитировать весь текст Суд.2:1-15, надеюсь, вы его читали. Давайте своими словами нарисуем картину того, что произошло и сделаем некоторые резюмирующие выводы.

Данный текст содержит обличения израильтян в нарушении завета и пояснение, за какие беззакония израильтяне будут наказаны. Поскольку израильтяне нарушили условия договора, приговор им вынесен в соответствии с законом.

Это сообщение принес им Ангел Господень, но слова, произносимые посланцем Бога, являются Божьими словами.

Вы заметили, с чего начинается весть? «Я вывел вас из Египта». Такими же словами начинаются Десять Заповедей. Это что, случайное совпадение или закономерность? Я думаю, это не может быть случайностью, оно свидетельствует о том, что все деяния Господа и Его заповеди находятся в неразрывном единстве. Ангел послан для того, чтобы напомнить людям и о том, что Бог хранит ему верность Свою. Мы читаем:

«Но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского» (Втор.7:8).

Бог повелел не вступать в союз с жителями земли, в которую Он их привел, жертвенники их разрушить, потому что идолопоклонство является нарушением завета. Но народ не послушал Божьего повеления: они не изгнали язычников из земли обетованной и не разрушили их жертвенники, и мало того, заключили союз с хананеями. Это являлось грехом пред Господом, так как Бог не терпит идолопоклонства.

Но третий текст интересен, кажется, что он идет в разрез с обетованием, которое Бог давал ранее:

«И потому говорю Я: не изгоню их от вас, и будут они вам петлею, и боги их будут для вас сетью» (Суд.2:3).

А в книге Исход мы читаем совсем другое:

«И пошлю пред тобою Ангела, и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев» (Исх. 33:2).

Чтобы понять эту несогласованность, давайте прочитаем еще один текст:

«Ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лицо Господа Бога твоего три раза в году» (Исх. 34:24).

А что произошло на самом деле? Читаем этот текст в расширенном варианте:

«Но вы не послушали гласа Моего. Что вы это сделали?
И потому говорю Я: не изгоню их от вас, и будут они вам петлею, и боги их будут для вас сетью.
Когда Ангел Господень сказал слова сии всем сынам Израилевым, то народ поднял громкий вопль и заплакал» (Суд.2:2-4).

Своими победами Израиль обязан Богу, а не собственной силе. За нарушение завета Бог грозит наказать израильтян, лишив их Своей помощи в освобождении страны от хананеев. Хананеи будут для Израильтян петлею, и боги их – сетью. Браки и все другие формы сближения израильтян с хананеями были запрещены, потому что могли привести, и действительно приводили, к идолопоклонству. Израиль за нарушение завета понесет впоследствии то же наказание, что и хананеи: и те, и другие будут изгнаны из страны.

Не все конечно были неверны. То поколение израильтян, которое сохранило верность завету, обрело благословение в земле обетованной.

Знания о чудесах Божиих должны были передаваться от поколения к поколению. Однако старейшины, священники и судьи не сумели сохранить в чистоте завет и донести знания о великих делах Божиих до новых поколений Израиля. В соответствии с заветом Бог вершит суд над впавшим в идолопоклонство Израилем. Слыша стоны израильтян об угнетавших и притеснявших их, Господь воздвигал над ними судей, дабы те указывали им путь, каким ходили отцы их, повинуясь заповедям Господним. Однако народ не оставлял дел своих, и от строптивого пути своего не отказывался.

Избрав Ваала, хананейского бога-громовержца и бога плодородия, они отвергли Господа, Который провел их через Чермное море и имел истинную власть над громами и молниями. Поклонение воздавалось статуям Ваала, которых было великое множество.

Поклонялись они и Астарте. Астарта - богиня плодородия в хананейском пантеоне. Бог вынужден был их предавать в руки их врагов. В 14 тексте мы читаем:

«И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки грабителей, и грабили их; и предал их в руки врагов, окружавших их, и не могли уже устоять пред врагами своими».

Враги Израиля не имели власти над народом Божиим, разве что по соизволению Самого Бога. И в 15 тексте мы читаем интересные слова: «Рука Господня везде была им во зло». Здесь записано так, как они считали, но фактически, это была спасительная власть Бога, Он таким путем пытался остановить народ в их гнусных делах идолопоклонства. Теперь эта рука, которая вела народ из Египта, карает израильтян: Господь остался верен Своему обетованию как в благословении, так и в осуждении.

За надвигающимся кризисом, о котором должен был пророчествовать Иеремия, стояли многие печальные события. Израиль был «святынею Господу» (Иер.2:3), но вскоре после выхода из Египта и переселения в Ханаан он потерял свое предназначение, когда его «пророки пророчествовали во имя Ваала» (ст. 8). Реальная проблема заключается в том, что Израиль снова и снова выбирал религиозный суррогат вместо истинной религии. После смерти Соломона в 930 г. до н. э. (3Цар.12:26–31) и последующего разделения царства Иеровоам построил альтернативные святилища в Вефиле и Дане, что негативно сказалось на всех последующих поколениях.

Это был политический и религиозный шаг, умышленно направленный на создание альтернативного святилища и религиозной системы, которая должна была удержать израильтян Северного царства от посещения Иерусалима во время ежегодных праздников. Интересно, что выражение «грехи Иеровоама» стало стандартной фразой для описания отступничества северных колен в течение последующих 200 лет до разрушения Самарии ассирийскими войсками в 722 году до Р.Х. (см. 4Цар.17:22).

Иеремия использует интересное изображение, чтобы проиллюстрировать двусторонний грех Израиля (Иер.2:13), а именно: замена Бога как «Источника воды живой» «разбитыми водоемами». В результате археологических раскопок были найдены цистерны, высеченные в скале и внутри покрытые штукатуркой. Они, как правило, использовались для сбора и хранения дождевой воды. Тем не менее вода часто застаивалась, и штукатурка внутри цистерны давала трещины, через которые вытекала вода.

Данная иллюстрация демонстрирует контраст между истинной и суррогатной религией, между Божьим поддержанием жизни (стих 13 буквально говорит «живые воды») и техногенными имитациями этого. Когда мы пытаемся создать свои собственные цистерны, чтобы удержать воду, которую Бог дает нам, это действие обречено на провал с самого начала. С богословской точки зрения можно говорить о контрасте между праведностью по вере в Бога и своей собственной праведностью.

Не задумывались ли вы, какая опасность существует для нас, чтобы нам не заменить истинную религию на суррогатную?

II Где же твои боги?


Прочитаем текст Писания:

20Давно Я сломал твое ярмо, разорвал постромки твоей упряжи. Ты обещала: „Не буду служить идолам “. А на каждом высоком холме и под каждым раскидистым деревом ты блудила, склоняясь перед идолами!
21Я растил тебя, как лучший виноградник, от самого чистого семени. Так как же ты выродилась в дикий побег чужой лозы?
22Сколько бы ты ни отмывалась мылом, сколько бы ни изводила щёлока, так и останешься нечистой в грехах своих пред очами Моими, — так говорит Владыка Господь. —
23Как же можешь ты возражать: „Не осквернена я, не бегала за ваалами“? Оглянись на поступки свои в долине, пойми же, что ты творила, молодая резвая верблюдица, что кидается из стороны в сторону,
24дикая ослица, выросшая в пустыне, что принюхивается вожделенно, чтоб учуять самца. Кто укротит ее страсть в пору случки? Всякий, кто ее пожелает, найдет ее без труда.
25Остановись, пока обувь твоя не износилась, а горло от жажды не пересохло! Но ты упираешься, говоришь: „Мне милы чужеземцы, я за ними пойду “.
26Как опозорен бывает вор, которого ловят с поличным, так опозорен род Израилев, все они: его цари, знать, священники и пророки —
27все они говорят деревянному идолу: „Ты отец наш “, а каменного истукана родителем своим называют. Ко Мне же поворачиваются спиной, а не лицом. А во время бедствия будут взывать: „Теперь же, немедленно нас спаси! “
28 А где же твои боги, которых ты себе сделала? Пусть они встанут, если в силах тебя спасти, когда беда случится. Ведь у тебя, Иудея, сколько городов, столько и богов (Иер.2:20-28 перевод Кулакова).

Вот таков характер человека, поклоняющегося чужим богам. Боги каменные, деревянные не могут обеспечить реального спасения во время кризиса. Как удачно здесь пророк сравнивает идолопоклонство с духовным блудодеянием («ты блудодействовал», ст.20). Он пытается с разных сторон, разными символами, метафорами изобразить это отступничество. Он сравнивает их и с благородными лозами, которые превращаются в дикую отрасль чужой лозы. Он идет дальше, чем пророк Исаия. Если Исаия пишет, что виноградник дает плохие плоды (несправедливость, кровопролитие) (Ис.5:1-7), Иеремия пишет, что виноградная лоза стала чужой, инородной. Этот термин часто использовали для определения блудниц, которые в ветхозаветные времена часто были иностранными женщинами. Иеремия и на этом не останавливается, он приводит две метафоры, верблюдица и ослица, для описания поведения народа Израильского по отношению к чужим богам.

И наконец, посрамление от этого векового отступничества сравнивается с посрамлением вора, застигнутого во время преступления (ст. 26); этот стыд распространился среди представителей всех уровней израильского общества, особенно среди представителей его светского и духовного руководства.

Стыд — это сильная эмоция в древности (и в настоящее время) на Ближнем Востоке. Это часто связано с наготой (ср. Мих.1:11; 1Цар.20:30) — образ, символически представляющий духовное блудодеяние. Идолопоклонство действительно раскрывает истинную сущность людей, которые поклоняются изображениям, на самом деле являющимся лишь произведениями из дерева и камня. Иеремия показывает абсурдность и глупость идолопоклонства в ст. 27: «говоря дереву: „ты мой отец”, и камню: „ты родил меня”». В конце в ответ на эти образы Бог задает риторический вопрос: «Где же боги твои, которых ты сделал себе?» (ст. 28). Ответ очевиден: «Нет никакой надежды на спасение от этих богов» «во время бедствия» (ст. 28). Внешний вавилонский кризис на самом деле был просто результатом продолжающегося внутреннего кризиса; т.е. отчуждения от Бога и Его замены рукотворной религией и идолопоклонством.

Где оказываются наши боги во время кризиса? И вообще, какие боги или идолы могут быть у нас? Мы можем сделать общую формулировку: все, чему мы придает первостепенное значение и приоритет, ставя живого Бога на последующее место в жизни, и является нашим богом.

Будучи под вдохновением свыше, Иеремия вскрыл проблему духовного кризиса, который стал причиной вавилонского плена. Тем не менее, этот кризис развивался на протяжении столетий умножающейся благодати, подпитываясь отступничеством, которое стало возможным из-за того, что народ поставил свою волю выше воли Божьей. Как нам избежать наше духовное падение? Какое зрение нам нужно для того, чтобы увидеть наш уровень духовности? Это интересные и насущные вопросы. Вы можете поставить их на уроке субботней школы. Можете намекнуть членам субботней школы на весть лаодикийской церкви и те дары, с которыми пришел Христос к этой церкви. Там есть что-то полезное и в самый раз необходимое для нашего духовного зрения.

III Разделение – не лучший метод


Некогда единый монолит, который имел свой апогей при царе Соломоне, распался. Что это принесло, неужели две дробные части стали ближе к Богу? Осталась ли внутренняя и внешняя политика стабильной от подобной фрагментации? Естественно, все только ухудшилось. Давайте прочитаем текст Писания и посмотрим, как постепенно происходило отдаление северного царства от южного, и главное – отдаление от Бога:

26И подумал Иеровоам: «А ведь род Давидов может вернуть себе царство!
27Если этот народ будет ходить в Иерусалим приносить жертвы в Храме Господнем, то обратится сердцем к своему владыке Ровоаму, царю иудейскому. Тогда они убьют меня и вернутся к Ровоаму, царю иудейскому».
28Посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал людям: «Довольно вам ходить в Иерусалим. Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из Египта!»
29Одного он поставил в Бет-Эле, а другого — в Дане,
30так что к одному из них люди ходили даже в Дан. Всё это привело ко греху.
31Он построил капища на холмах и ставил священниками не потомков Левия, а кого угодно из всего народа (3Цар.12:26-31 перевод Кулакова).

Иеровоам построил святилища для золотых тельцов. Два города, в которых он поставил тельцов, это Бет-Эле, известный нам как Вефиль и Дан. Дан был расположен на крайнем севере Израиля, в сорока километрах к северу от Галилейского моря, неподалеку от горы Ермон. А Вефиль в южной части страны в уделе колена Вениаминова, всего лишь в девятнадцати километрах от Иерусалима.

Опасаясь, что единство культа, исповедуемого народами северного и южного царств, в конечном счете может привести к политическому объединению страны, Иероваам показал свою недальновидность, как духовного стратега. Он готов был пойти на все, даже на такую подлость по отношению к Богу, как изготовление двух золотых тельцов. По всей видимости, Иеровоам не предполагал выдавать этих золотых тельцов за изображения Бога. Однако в искусстве хананеев того времени весьма распространенными были изображения языческих богов, стоящих на спине быков и других животных, и таким образом, нововведение Иеровоама в области богослужения, пусть даже против его собственной воли, открыло путь хананейским религиозным обрядам и верованиям. Благодаря Иеровоаму Израиль фактически вернулся к политеизму (Исх. 32:4). Израильтянам было сказано, чтобы ходили туда, а не в Иерусалимский храм.

Установление культа, противопоставленного поклонению Господу в Иерусалиме, в книгах Царств неоднократно называется грехом Иеровоама. К несчастью, все последующие цари Израильского царства следовали по пути, проложенному Иеровоамом, и ни один из них не предпринял попыток исправить положение. Грех Иеровоама оказался толчком, предопределившим неуклонное ослабление Израильского царства и скорое его падение.

И что более всего омерзительно, он поставил собственное священство, в ряды которого вошли люди, не отвечавшие даже такому непременному условию, определявшему право совершать богослужение, как принадлежность к потомкам Левия.

Введение идолопоклонства имело катастрофические последствия для страны. В 722 г. до Р. Х. Салманассар, царь Ассирийский, окончательно разорил страну и переселил ее жителей в различные части своей империи (см. 4Цар.17:1–7). Из этой ссылки пути назад не было. На какое-то время Израиль исчез с исторической сцены.

Следующей «реформой» Иеровоама было назначение священников из всего народа, а не из левитов. Священников из сынов Левиных новый израильский царь «уволил», и они ушли в Иудею (2Пар. 11:14), а новые, которых он назначил, служили, в частности, в капище на высоте. Очевидно, таких капищ было несколько. И это создавало известное удобство: люди проникались чувством, что вот теперь они могут совершать богопоклонение как угодно часто; чувство это было ложным, и им вытеснялась потребность поклоняться Иегове так, как они поклонялись Ему прежде.

Иеремия надеялся, что после преобразований, проведенных Иосией, в Израиле начнется временное духовное возрождение. Это тяжелое время требовало огромных усилий от пророка. Господь повелел Иеремии стать во дворе храма и обращаться ко всем жителям Иудеи, которые приходили туда. Он не должен был упустить ни одного слова из данных ему предостережений, чтобы грешники, живущие на Сионе, имели полную возможность услышать все и оставить свое беззаконие.

Израиль, избранный народ Божий, мог бы многое рассказать нам об этом. Они прошли долгий путь, то уходя от Бога, то возвращаясь к полноценным отношениям с Ним. В книгах пророков Исаии и Иеремии, и даже у Осии, который образно описывает эту ситуацию, мы часто видим, как Израиль отворачивался от Бога и начинал руководствоваться в своей жизни совсем другими принципами.

Вот три совета:

Учитесь на своих ошибках. Даже когда это трудно и стыдно, нам важно найти в себе достаточно смирения, чтобы принять наказание от Бога. Не все события в нашей жизни являются последствиями наших действий. Поэтому, когда Святой Дух показывает нам результат наших поступков, важно, чтобы мы раскаялись, а не воспылали гневом.

Верьте Слову. Мы очень часто ступаем на путь греха потому, что нам не хватает терпения дождаться помощи от Бога. Может, Он недостаточно быстро облегчает нашу боль, и мы отдаемся «утешению», которое дарует алкоголь или другие наркотики. Может, мы не согласны с Его планами, касающимися нашей женитьбы или романтических отношений, и потому распахиваем двери, ведущие к неподобающим сексуальным взаимоотношениям. Может, мы не видим результатов нашего тяжелого труда на работе и потому бросаем резкие, необдуманные слова начальнику отдела. Независимо от обстоятельств мы должны держаться за данные Богом обещания никогда не оставлять нас и всегда восполнять наши нужды.

Расскажите другим о переменах в вашей жизни и подкрепите свои слова делами. Когда раскаяние приведет вас к изменению образа жизни, людям будет интересно узнать о происшедших с вами переменах. Когда они спросят вас, будьте с ними честны. Поделитесь с ними благой вестью о Живой Воде, наполняющей вашу душу.

Когда мы грешим, сознавая это, мы пользуемся благодатью Божьей в своих интересах. Мы верим, что если раскаемся в соделанном, Он простит нас. Однако Рим.6:23 предупреждает нас, что «возмездие за грех — смерть». Если бы мы знали, что, произнеся белую ложь, получим удар молнией, разве не подумали бы дважды, прежде чем солгать? Господь не закрывает глаза на наше непослушание, и Его ангелы записывают все происходящее. Мы склонны ошибочно считать свои поступки оправданными только потому, что нам кажется, будто наше наказание «откладывается». «Они глупы, потому что не знают пути Господня, закона Бога своего» (Иер.5:4). Господу пришлось отдалиться от израильтян из-за их распущенности. Грех разделяет нас с Богом (Ис.59:2).

Бог призывает к искреннему раскаянию, когда скорбит сердце:

«Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Ефес.6:12). Господь не просит нас сделать что-то невозможное. В Евр.4:15 сказано, что Христос был искушен во всем, что искушает нас, и все же не согрешил. Он оставил нам пример безгрешной жизни, более того, Он предлагает нам Свою постоянную поддержку. «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать» (Ис.59:1). Он просит нас: «Иди и впредь не греши» (Иоан.8:11).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Урок этой недели помог нам серьезно рассмотреть вопрос, как истина и заблуждение соперничают за право владеть нашими сердцами и умами. Бог призвал Иеремию пережить на собственном опыте то, о чем он должен был возвестить. Сначала пророку пришлось носить на себе деревянное ярмо. «Так сказал мне Господь: сделай себе узы и ярмо и возложи их себе на выю» (Иер.27:2). Насколько тяжелым, должно быть, стало для него это задание. Затем Бог запретил Иеремии скорбеть вместе с остальными плачущими (Иер.16:5–7). А также ему нельзя было радоваться с другими радующимися (Иер.15:7). Все это должно было помочь людям осознать, к чему приведут их грехи и что им нужно покаяться и стать послушными Богу. Так они смогли бы облегчить печальные последствия своих греховных действий. Будем и мы прислушиваться к голосу Божьему, когда Он желает остановить нас на нашем пути отступничества от Него.

telegram

Похожие новости

Виталий Олийник. Призвание Иеремии на пророческое служение

Центр духовного просвещения, Библейская школа, урок №1, «Призвание Иеремии на пророческое служение»

02.10.15 Субботняя школа
Искусство и зло компромисса - Тема недели «Конформизм, компромисс и кризис в поклонении»

«Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам» (3 Цар. 11:4). Конечно, это

15.08.11 Субботняя школа
Для дальнейшего изучения темы «Безумие пророка»

Склонность причинять боль своим близким или животным содержит в себе нечто сатанинское. Многие

04.12.09 Субботняя школа

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть