Регистрация

Александр Серков - Урок 3. «Разве даром богобоязнен Иов?»

Александр Серков 7-10-2016, 20:38 2 887 Субботняя школа » Александр Серков
0


С человеческой точки зрения, прославлять Бога, находясь в беде, достаточно трудное дело. Этот урок о том, как отреагировал Иов на все невзгоды в трудные дни его жизни.

I Знакомство с Иовом


Прочитаем текст Писания:

1 Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.
3 Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока.


Где происходила вся эта история? По мнению большинства исследователей Библии Иов был идумеянином, и был он вторым царем Эдома, который вошел в историю под именем Иовав. Название «Уц» в переводе означает «песчаная земля», и она в действительности соответствовала своему названию. Иов прославился не только своим непомерным богатством и могуществом, было еще нечто, что отличало его от окружающих народов и властителей.

«Иов был непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла».

«Иов удалялся от зла». Но это не говорит о том, то он жил в вакуумных условиях. Зло и грех окружали его, и у него, как у властителя, было куда больше возможностей грешить, чем у простых людей. Ему, как царю, был доступен любой грех, самый утонченный и изысканный, и при этом никто не упрекнул бы его ни в чем. Во-первых, он был правитель; во-вторых, мораль того времени была низка; и в-третьих, все окружающие его цари делали то же самое.

Еще одна характеристика Иова: «он был справедлив». Тот, кто имеет страх Божий, будет справедливо относиться к окружающим его людям. Иов был не только необыкновенным для тех времен правителем, он был и прекрасным отцом, знавшим ряд особых тайн для построения крепкой и дружной семьи.

Мы читаем:

2 И родились у него семь сыновей и три дочери.
4 Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними.
5 Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни (1:2,4,5).


Иов учил своих детей – не забывать о Боге в период благоденствия и празднеств, всегда помнить о Подателе всех благ. Вознося молитвы за своих близких, Иов боялся, чтобы его родные не согрешили, а если это произошло, то чтобы покаялись и попросили прощение. Библия рисует нам отца, как главу семейства, как первосвященника своей семьи. Что может заменить совет и заботу отца, а также его молитву за детей? Конечно, ничего! Здесь Иов выступает, как заботливый и внимательный отец. Среди огромного числа забот, связанных с правлением, Иов никогда не забывал о молитве, о семье, тем самым и нам показывая пример. Одним словом, семья Иова была радостной, духовной, искренней и дружной.

II Занавес приоткрыт



Книга Иова раскрывает занавес, и предстает перед нами мир невидимый. Читаем текст Писания:

6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.
7 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.
8 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.
9 И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?
10 Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле;
11 но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?
12 И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня (1:6-12).


И вот, мы видим, как некогда бывший Люцифер избирает удобный случай, чтобы продемонстрировать ангелам и жителям других миров Божью несправедливость. Не согласись Бог с предложением дьявола, всем стало бы ясно, что поклонение Иова Богу зависит от материальных благ и в нем нет никакой искренности. Видите, каким методом пользуется сатана. Если Бог согласится предать Иова в его руки, тогда он будет представлен бездушным и жестоким даже к таким праведным людям, как Иов. И лютый враг уже предвкушал торжество победы, он был уверен, что с его умом, опытом и хитростью он сможет легко сломить слабую человеческую плоть.

Бесчисленное количество миров стало внимательно следить за маленькой планетой, крупинкой в космосе и за ее жителем патриархом Иовом. Это не был эксперимент, который Бог хотел провести с ним. Нет! На суд была поставлена сама система Божьего правления, ее принципы и принципы поклонения Господу людей. Основывается ли она на бескорыстной любви или просто на материальной выгоде?

Пройдет примерно 1600 лет после этого и придет в наш мир Иисус Христос, Который явит миру и всей Вселенной истинный характер Бога, и здесь раскроется истинная сущность дьявола. Именно там, на Голгофе бесчисленные миры окончательно увидели истинную зловещую сущность бывшего осеняющего херувима и превосходящую разумение любовь Христову.

Но Голгофа, как финал борьбы, будет еще впереди, а сейчас разыгрался один из ее ключевых этапов, подготовивших Божий триумф любви на Голгофе. Это испытание было необходимо и самому Иову. Господь ничего не допускает в жизни человека случайно, просто так. Недаром Христос говорил, что на нашей голове сочтены даже все волосы.

И вот земля Уц становится на короткое время противостоянием сил Добра и Зла, полем битвы двух армий. В Иова1:13-19 стихи описывается, как к Иову приходят один за другим вестники и сообщают, что на волов и ослиц напали Савеяне и забрали их, на овец упал огонь Божий с неба и уничтожил их. Халдеи напали на верблюдов тремя отрядами и забрали их. И самое страшное, что от большого ветра упал дом, где находились его дети, и все они погибли. В один миг, казалось, было кончено все, накопленное годами: богатство, подданные, а главное дети, все вдруг обратилось в прах. Мы видим, что беда обрушивалась одна за другой на Иова, не давая времени опомниться, почва как бы сразу ушла из-под его ног. Это было для Иова страшным и необъяснимым ударом. Дьявол задумал, чтобы быстротой сменяющихся одна за другой бед и их тяжестью сломить Иова, и также этим самым он взвалит всю вину на Бога, уничтожит веру и надежду на Всевышнего.

Сегодня дьявол использует те же самые методы. С одной стороны, он пытается сломить нас болезнями, бедами; с другой стороны – выставить виновником и исполнителем всего этого самого Бога. А самому как бы уйти в тень. И сегодня тысячи людей восклицают: «Если есть добрый Бог, то откуда столько зла?» И проклинают Бога, забывая при этом, что на нашей земле присутствует еще и злая сила, на поводу которой самыми первыми пошли наши прародители.

Мы читаем дальше:

20 Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился
21 и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!
22 Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге (1:20-22).


За этими простыми на первый взгляд словами стоит очень глубокий смысл и значение. Во-первых, какую веру в Бога, какое доверие к Нему надо было иметь, чтобы после всего происшедшего так сказать?! Иов сознавал, что подателем всего, что у него было, является Господь. Мы также в своих молитвах благодарим Бога за здоровье, за финансовое благополучие, за разрешение трудного вопроса, за дары. Мы охотно рассказываем, как Бог благословил нас, что Он доверил нам многое, как Своим управителям. Но вот когда у нас происходит финансовый провал, когда проблема не разрешается, а только усиливается, когда мы не получаем того, чего так сильно хотели, о чем так молились, тогда с нами что-то происходит. Мы теряем вдруг радость, покой, у нас появляется недовольство. Но если Бог является Хозяином, Он имеет право, как дать, так и взять. В этом случае нам стоит помнить слова, записанные ап. Павлом:

28 Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Рим.8:28)
.

И вот на небе через какое-то время состоялся снова совет. Мы читаем:

1 Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа.
2 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.
3 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно.
4 И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него;
5 но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, - благословит ли он Тебя?
6 И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.
7 И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его (Иова 2:1-7).


Проказа – это страшная болезнь, в те дни она была сильно распространена. Иов сразу понял, что за болезнь постигла его. Во-первых, это проказа, а это значит, что он обречен на смерть. Во-вторых, он знал, что люди от нее умирают медленно, порой годами, а это намного тяжелей, чем погибнуть или умереть внезапно. В-третьих, он знал, что данное заболевание сопровождается изнурительными болями, которые не проходят ни днем, ни ночью. Человек теряет сон, он не может заснуть. В-четвертых, заболевшие проказой очень страдали не только физически, но и морально, потому то их внешний вид представлял жуткое зрелище, ужасом отталкивающее от них окружающих людей. Пятое, и это было, пожалуй, самым тяжелым, состояло в том, что проказа в те дни считалась проклятием, которое насылал Бог. И это для патриарха было самым тяжелым. В-шестых, проказа коренным образом изменяла и социальную сторону жизни человека. Во многих странах прокаженные обязаны были жить в отдельных колониях, не сообщаясь с окружающим их миром. Там же, где не было столь строгих предписаний, прокаженный обязан был возвещать о своем приближении, крича: «Нечист!» «Нечист»! И люди, услышав этот возглас, в ужасе разбегались в разные стороны.

III Жена Иова


Мы читаем:

9 И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри (Иов.2:9)
.

Внимательно вчитываясь в этот совет, мы видим, что автором его была не столько жена Иова, как дьявол, который использовал ее. В самом ее совете уже сквозит вопрос: «Ты все еще тверд?» Дьявол всегда в человеческом сердце сеет в первую очередь сомнение в Боге. Подумай, рассуди, разве можно после этого доверять Богу? Сатана знал, что, когда человек испытывает острую боль, его нервная система напряжена до предела. Такой человек начинает срываться на своих близких, как бы обвиняя их в своих страданиях. И вот прекрасно понимая тот кризис, который испытывает Иов, его душевные муки, дьявол незаметно хочет его привлечь сорвать свою боль на Боге. В совете жены прослеживается эта мысль, что виновником страданий Иова является Бог. В ее словах нет жалости, сочувствия, ободрения. А ведь именно в них очень нуждался патриарх в этот страшный момент своей жизни. И от кого, как не от самого близкого, к тому же единственного из живых родственников, он должен был их услышать. Нет, не напрасно дьявол оставил в живых жену Иова, он оставил ее, как один из мощнейших факторов, чтобы сломить Иова. И этот совет действовал на него не менее страшно, чем проказа.

Иов отвечает жене:

«Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать, а злого не будем принимать?» Этими словами он сказал: «Нет! Я не похулю Бога!» Часто слово «Нет!», сказанное близкому человеку, является наивысшим доказательством нашей любви. Любовь – не постоянное соглашательство со всем. Любовь – это и твердость, и своевременное указание на ошибки. И пусть вначале близкий нам человек не поймет нас. Пройдет время, и с Божьей помощью он оценит, что наш отрицательный ответ был наилучшим для него выходом.

Иов переносил невыносимые страдания, терзался мыслями о погибших детях, слушал укоры жены. Это было время особых молитв Иова, молитв, на которые, как ему казалось, не было ответа. Проказа не сходила с тела, и причины происшедшего оставались также сокрыты. Он взывал к Богу, а ответа не было. И это длилось не два, не три дня, а может и месяцы или даже годы.

А не попадали ли мы в подобные ситуации, ситуации, когда нас постигают горести и когда на нашу молитву небо как будто молчит? Мы просим Бога об исцелении, а получаем болезнь или смерть. Просим благословить будущий брак, а наш избранный уходит к другой. Просим благословить устроиться на лучшую работу, а в ответ нас сокращают с той, на которой мы работали. Мы приходим в церковь, благодарим Бога за приобретенных братьев и сестер, а те вдруг начинают распространять про нас клевету и сплетни. Кто-то молит Бога за изменяющего мужа или за сына, погибающего от алкоголя, а в ответ муж уходит вовсе из дому, а сын умирает. Почему? За то? Где Бог? Затем люди начинают говорить о жестокости Бога и после вовсе отвергают Его.

Но Иов продолжал молиться Богу, перенося скорби, как физические, так и душевные. И в один день он открыл глаза и увидел своих друзей. Возможно, увидев их, он ожидал от них какую-то поддержку.

IV Друзья Иова


Прочитаем текст Писания:

12 И подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу.
13 И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико (2:12-13).


Да, то, что они увидели, их действительно потрясло. От некогда величественного вида их друга не осталось и следа. Их мысли смешались, и они не знали, что сказать. После того открыл Иов уста свои и проклял свой день рождения. Хотя Иов винил Бога за свои проблемы, он никогда не восставал против Него.

«Бог кругом разорил меня, и я отхожу, Он исторг надежду мою, воспылал на меня гневом Своим, Он считаем меня между врагами Своими».

В этих словах высказывается вопль его души, но в них нет хулы на Бога. В этих словах звучит все тот же вопрос: «Господи, зачем Ты допустил все это»? Он не ропщет, он вопрошает Бога. Пришедшие друзья с болью наблюдали за своим другом, пока, наконец, Елифаз не нарушил молчание:

3 Вот, ты наставлял многих и опустившиеся руки поддерживал,
4 падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колени ты укреплял.
5 А теперь дошло до тебя, и ты изнемог; коснулось тебя, и ты упал духом (4:3-5).


Теория и практика бывает не только в школе, она бывает и в нашей духовной жизни. И стоит только столкнуться с трудностями и проблемами, мы сразу же падаем духом. Друзья Иова ему об этом напомнили. И мало того, они пытались навязать ему чувство вины за его «греховную жизнь». Они не понимали Божьего характера, они считали, что все страдания являются следствием порока в жизни человека. Люди в то время понимали так: несчастья человека, нужда, болезни, любые жизненные проблемы – это проклятия, которые Бог насылает за грехи.

Вы знаете, и сегодня многие люди судят по тому, какое несчастье случилось с человеком, о тяжести его преступления. Когда горели в Нью-Йорке два высотных здания, можно было слышать такие слова: «Не может быть, чтобы там пострадал кто-то из народа Божьего! Этого Бог не допустит». Когда в Крымске (Краснодарский край) было наводнение, говорили то же самое. Но одна пожилая сестра адвентистка утонула. Она что, была самой грешной из всех верующих? Вряд ли.

Мы сегодня еще живем на земле, где господствует зло. Несчастье может приключиться как с верующим человеком, так и с неверующим, от этого никто не застрахован. Но дьявол может причинить нам зло настолько, насколько Бог ему допустит. Да, на многие вопросы у нас сегодня еще нет ответа. И если мы не получим ответ здесь на земле, то Бог откроет нам это в вечности.

Иову тоже не все было открыто. Ему было очень тяжело. Мало того, что несчастья обрушились на него, сатана пытался сломить его морально через жену, а теперь еще и через друзей. Страдающий патриарх уже не выдержал и упрекнул своих друзей: «Доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами. Вот уже раз десять вы срамитесь теснить меня!»

Многие считают книгу Иова очень тяжелой, горестной и не советуют читать во время кризисов, чтобы совсем не сломиться. Однако наоборот, проявленная верность Иова, несмотря на незаслуженные бедствия и испытания, придает нам мужество, она помогает нам понять, что, несмотря на превратности жизни, мы можем продолжать полностью доверять Богу.

Книга Иова содержит обетования на различные случаи жизни: когда мы идем тернистым путем, когда нам в жизни очень трудно, когда у нас возникают вопросы, на которые мы не находим ответа, когда мы ни у кого не можем найти поддержки и нас оставляют даже самые близкие люди, когда кажется, что жить уже незачем и впереди ничто хорошее нас не ожидает, тогда давайте откроем книгу Иова и прочитаем ее. И читая, будем помнить, что это слова живого Бога, которые однажды спасли патриарха Иова, пережившего один из самых тяжелейших кризисов в жизни.

Иов выражал глубокое желание найти Бога. Он говорил о своем желании предстать перед Божьим престолом и изложить Ему свое дело.

«Но вот я иду вперед и нет Его, назад и не нахожу Его»

Далее Иов говорит:

«Но Он знает путь мой – пусть испытает меня, выйду как золото!»

Иов хотел сказать, что если Господь допускает испытания, то Он и очищает. И после Его испытания человек выходит, как чистое золото. Дай Бог и нам при испытаниях уверенно сказать: «Пусть испытает меня Бог. Зато после испытания выйду как чистое золото».

Иов не понимал Божьих путей, но важно, что при всех своих вопросах и смущении он не отступал от Божьих заповедей: «Глаголы уст Божьих хранил я больше, нежели мои правила!»

V Голос из бури


И вот, наконец, его испытание подходит к концу. Господь является страждущему Иову в буре, символе стихии, несущей дождь. А мы знаем, что дождь способствует произрастанию растений, новой жизни. И с этого момента Господь подарил Иову новую жизнь. Господь задает Иову вопросы: «Где ты был, когда Я полагал основание земли? Кто положил меру ей? На чем утверждены основания ее? И многие другие вопросы.

Когда мы читаем все вопросы, которые Бог задавал Иову, на первый взгляд кажется, что они не имеют прямого отношения ко всему случившемуся с Иовом. Но поразмыслив, мы видим, что этим Бог хочет показать Иову: если он не может ответить на самые простые вопросы в жизни природы, ее устройства, ее законов, то как он хочет постичь до конца глубокие проблемы добра и зла?

Иов увидел могущество, величие своего Творца и одновременно свою ничтожность в этом столь сложном мире, мире, где борется добро и зло, где многое происходит выше нашего понимания. После этого Иов воскликнул: «Я отрекаюсь от всего того, что сказал и раскаиваюсь в прахе и пепле!»

В книге Иова открыта тема противостояния добра и зла. И мы можем верить этой книге. В ней говорится, что детей Божьих ждет счастье и мир. И мы живем этой удивительной надеждой! И если мы не получим это счастье и радость как Иов, после всех страданий, здесь на земле, то получим позже. При втором пришествии Иисуса святые будут взяты на небо. Это тот день, когда ни болезнь, ни страдания, ни смерть не будут больше претендовать на детей Божьих. Тот день станет днем радости и ликования, днем необыкновенного счастья. Нас ждет город святых. В этом городе мы встретим Иова и сможем лично поговорить с этим мужем веры.

Многие умирают сегодня при мучительных болях, но на их устах звучат слова, однажды сказанные Иовом:

25 А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию,
26 и я во плоти моей узрю Бога.
27 Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его (19:25-27).


Эта надежда, которую имел Иов, помогает многим до последней минуты не терять свое упование на Господа. Приведу один пример:

«Рассказывают историю об одном плантаторе, который не верил в Бога. Зная, что старик Питер был ревностным христианином, хозяин решил подшутить над ним. „Питер, я хочу задать тебе один вопрос. Я — нехристианин. Я никогда ни о чем не просил Бога. Однако посмотри, что у меня есть, — особняк, красавица жена и четверо детей. Кроме того, я владею этой огромной плантацией и всеми рабами, которые трудятся на моей земле. У меня хорошее здоровье, а в банке лежит много денег. А сейчас посмотри на себя. Ты — всего лишь раб. У тебя нет ни гроша. Двое твоих детей умерли от оспы. Я продал твою жену на плантацию ниже по реке. Тебя замучил ревматизм. Теперь скажи мне, Питер, что это за Бог у тебя такой, Который так добр ко мне, хотя я даже не верю в Него, и Который, невзирая на твою веру, посылает тебе столько бед?“ Старый раб подумал немного и ответил: „Господин, охотясь на уток, вы стреляете в стаю, одна утка падает замертво, а другая ранена, за какой вы пойдете?“ „За раненой, конечно“. — „То же самое происходит и с нами. Дьявол знает, что вы — целиком в его власти. Вы — мертвая утка. Но в моем случае он не настолько в этом уверен, поэтому все время преследует меня, так как я пытаюсь от него освободиться“.
Если на своем жизненном пути вы не встречаете искушений и испытаний, если нет на небе туч, спросите себя: „Может, я — мертвая утка?“» (Morning Riser, p. 37.).


Заключение


Представьте, что вам сообщили о том, что все ваше имущество уничтожено и разграблено. А после таких катастрофических известий вам сообщают о том, что все ваши дети погибли во время урагана. Потом ваше тело покрывается уродливыми болезненными язвами. Каким было бы ваше первое желание — пасть на землю и поклониться Господу (см. Иов.1:20) или проклясть Его и умереть (см. Иов.2:9)? Иов смог принять пришедшие в его жизнь беды с молитвой и смирением только благодаря своей невероятной вере в Бога. Он не был ни бесчувственным роботом, ни сумасшедшим фанатиком, каким его считают многие люди. Он был человеком, терпевшим лишения и боль. Он даже проклял день, в который появился на свет (см. Иов.3:1). Однако Иов был стойким в своей вере в Бога до самого конца (Иак.5:11) и помнил те дни, когда Бог хранил его (см. Иов.29:2). Как можем мы прославить Господа, встречаясь в своей жизни с болью и страданиями? Представьте, как вы засвидетельствуете об этом друзьям, рассказывая им о своей вере в Бога.

telegram

Похожие новости

Виталий Олийник - Разве даром богобоязнен Иов?

Центр духовного просвещения, Библейская школа, Урок №3, «Разве даром богобоязнен Иов?» (15 августа

14.10.16 Субботняя школа
BBC: Иисус: Истинная история

2000 тысячи лет назад римляне распяли молодого еврея из Галлилеи по имени Иисус. Кем же собственно

28.03.10 Докум. видео

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть