Регистрация

Александр Серков - Святой Дух и Слово (Откровение)

Александр Серков 30-12-2016, 18:15 2 297 Субботняя школа » Александр Серков
0


Новый год. Новая тема уроков субботней школы. Святой Дух и духовность – это одна из насущных тем, необходимых нам христианам, живущим накануне Пришествия Иисуса Христа. О Духе Святом много споров и дебатов происходит среди христиан: сила ли это, либо это одна из Личностей Божества. Пункт 5 основ вероучения Церкви адвентистов седьмого дня гласит:

«Бог вечносущий Дух действовал совместно с Отцом и Сыном при сотворении, воплощении и искуплении. Он вдохновлял писателей Библии. Он наполнял необходимой силой жизнь Христа на земле. Он привлекает и убеждает людей; и тех, кто откликается на Его воздействие, Он обновляет и воссоздает в них образ Божий. Посланный Отцом и Сыном, чтобы навсегда быть с детьми Божьими, Он наделяет церковь духовными дарами и дает ей силу в ее свидетельстве о Христе и в согласии со Священным Писанием наставляет людей во всякой истине».


В книге «Желание веков» мы читаем:

«Дух должен оказывать возрождающее влияние, а без Него жертва Христа была бы напрасной. Влияние зла увеличивается на протяжении многих веков, и поразительно, с какой покорностью люди отдаются в рабство сатане. Греху можно сопротивляться и противостоять только благодаря могущественному влиянию Третьей Личности Божества, Которая проявляет Себя не в видоизмененной энергии, но во всей полноте Божественной силы. Дух делает действенным все, что совершил Искупитель мира» (Желание веков, с.671).


Итак, наш первый урок в этом 2017 году, в первом квартале года: «Святой Дух и Слово (или Откровение), потому что Бог через Духа Святого Свое Откровение раскрыл перед нашим взором через Священное Писание. Эпиграф к этому уроку гласит так:

16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2Тим.3:16-17).


Почему взят именно этот текст, как основополагающий к этому уроку? Писание, на которое мы опираемся в своих богословских взглядах, обусловлено тем, что оно является открытой человечеству посредством Святого Духа волей Бога. Писание – это наш путеводитель, наш светильник в темном месте, наш гид, наш наставник, наш обличитель, если хотите, это хлеб жизни, духовный хлеб, без употребления которого мы вскоре завянем и умрем. Итак, рассмотрим этот урок по тем заглавиям, которые предложил нам составитель этого пособия.

Воскресенье. Святой Дух и Откровение.


Что мы люди, далекие от созерцания небесной жизни, могли бы узнать о перспективе, которую Бог имеет по отношению к нам? Чтобы понять перспективу, надо увидеть ретроспективу, то, что открыто было нашим предшественникам. Оглядываясь назад, а оглянуться мы можем, открыв Слово Божие, мы видим весь процесс трагедии, которая произошла сначала на небе, а потом и на земле. Но тут же Слово Божие открывает нам план Бога в отношении нашего будущего, а это уже надежда, окрыляющая наш взор в будущее и не только в будущее, но и в настоящее, дающее более полноценную жизнь общения с Богом уже здесь на земле.

Какая из трех Личностей Божества несет ответственность за издательский отдел Вселенной, за отдел литературного издательства? Это Дух Святой. Пророки были направляемы Духом. Они не от себя писали, они были во власти Духа Святого. Мы читаем, что пишет апостол Петр о природе пророческой вести:

19 Тогда окончательно утвердились мы в своей вере в пророческое слово. И вы правильно делаете, что держитесь его, как светильника, что сияет во тьме до рассвета, до тех пор, пока не начнется День и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших.
20 Только прежде всего помните, что ни одно из пророчеств Писания невозможно толковать самому,
21 ибо никогда 'эти' пророчества не произносились по воле человека. Если же изрекали их люди, то 'всегда' от 'имени' Бога, движимые Духом Святым (2Петр.1:19-21 ИПБ).


Мы имеем еще по этому поводу сильные слова ап. Павла:

16 Все Писание боговдохновенно, в нем есть все, чтобы учить 'людей истине', обличать во грехе, исправлять ошибки, 'одним словом', вести к праведности (2Тим.3:16 ИПБ).


Видите, Писания, написанные пророками, не человеческого происхождения, так как люди говорили то, к чему побуждал их Дух Святой. Читая слова Петра, мы видим, что он, от незабываемых впечатлений, поразивших его на горе Преображения, переходит к другой форме Слова Божьего, а именно - к Слову написанному, которое дано было людям через пророков. В сущности, голос Самого Бога, услышанный апостолами на святой горе, сделал пророческое слово «вернейшим», подтвердив его истинность, да и все, что произошло на горе Преображения, произошло во исполнение их слов, т. е. Писаний. Залогом понимания Божьего Слова является внимательное изучение его. «И вы хорошо делаете, что обращаетесь к сказанному пророками», - пишет апостол. Ибо записанное ими Слово Божие подобно Свету - оно действенно и сильно. В современном человеческом обществе, члены которого ориентируются, главным образом, на личный опыт, многие люди, в том числе и некоторые верующие, стремятся определять истину на основании того, что Бог делает лично в их жизни. Это чревато, так как Бог открыл Свои истину в основном в Своем Слове.

Мы видим, что даже у апостола Петра личные его захватывающие переживания (на горе Преображения) отходят на второй план, когда он говорит о вернейшем свидетельстве записанного пророческого Слова. Апостол говорит о «сияющем светильнике» (стих 19), о пророчестве в смысле откровения (стих 20) и о Богодухновенности (стих 21).

Ветхозаветные пророчества он уподобляет светильнику, сияющему в темном месте. Божественное пророческое слово - это свет, сияющий в темноте (сравните Пс. 118:105). И хотя мир находится во мраке греха (Ис. 9:2; Еф. 6:12), Слово Божие, открывая будущее, освещает для верующих Его пути. Но день возвращения Христа приближается. Днем же в светильнике нет нужды.

Да и что такое свет светильника в сравнении со светом «утренней звезды». Как ночной светильник предвозвещает свет утренней зари, так и Ветхий Завет указывает на пришествие Христа - Утренней Звезды (Откр. 22:16). Но пока Он не придет, сердца верующих должны впитывать в себя свет, исходящий от Писаний.

21 стих 1 главы 2 Петра подтверждает мысль, высказанную в 20 стихе, - что пророчества исходили от Бога, а не от самих пророков: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». В процессе записывания пророчеств авторами Библии руководил Божий Дух. То, что они писали, было, таким образом, внушено им Богом (2-Тим. 3:16). Слово, переведенное здесь как «движимы», употребляет и евангелист Лука при описании носимого ветром корабля (Деян. 27:15,17).

Люди - авторы Писаний - находились под контролем Божественного Автора - Духа Святого. Однако, в этом творческом процессе они (люди-авторы) принимали сознательное участие; не следует думать, будто они записывали под диктовку или писали в состоянии экстаза. Так что верующие располагают пророческим словом, которое верно. Поэтому источником духовной пищи христианина должно быть Священное Писание. Ведь слова, записанные в нем, произнесены Самим Богом!

Размышляя на эту тему, Петр вновь и вновь хочет подчеркнуть решающую роль записанных Божиих откровений в повседневном служении Своих последователей. Все Писание богодухновенно, т. е. вдохновлено Богом, напоминает он; это значит, что слова Божии передавались через людей, руководимых и направляемых Святым Духом, так что в записанном ими радикальных, богословских ошибок быть не могло. В сущности, это всегда принималось евреями как факт.

Затем Павел говорит о «полезности» Писаний применительно к любому аспекту Тимофеева служения, будь это научение (наставление верующих в Божией истине), обличение согрешающих, исправление совершивших ошибку, или наставление в праведности (направление новообращенных на путь Божий).

Вооруженный Писанием Божий человек, тот, кто призван осуществлять духовное руководство другими людьми, делается совершенным, способным специалистом, наделенным полным знанием духовных нужд людей. Для большей убедительности Павел добавляет: «ко всякому доброму делу приготовлен».

Через это послание Павел возлагал нелегкий груз служения на молодого своего ученика, но делал это не безответственно. Он уверен был в преданности Тимофея истине, в его знании Писания, но еще более был уверен в том, что Бог через слово Свое способен помочь Тимофею во всякой его нужде.

Заглядывая в Ветхий Завет, мы можем увидеть фактически роль Духа Святого в написании Слова Божьего при помощи пророков, которые получили Божью весть. Еврейское слово, переведенное как «было» (англ. «came» - пришло) в выражении «слово Господа, которое пришло» (Иер.1:2,4,11,13; Иез.1:3; Ос.1:1; Иоиль1:1; Ион.1:1; Мих.1:1; Соф.1:1; Зах.1:1), практически, в самом начале этих пророчеств, означает «быть» или «становиться» в прошедшем времени – «было» или «стало» благодаря опыту встречи с Богом. Но пророк не всегда описывает сам момент встречи, он начинает описывать саму суть того, что ему было открыто. Речь идет о встрече пророка со Святым Духом. Слова Иезекииля дают более исчерпывающее представление о том, как может происходить этот процесс: «И вошел в меня дух» (Иез. 3:24). Михей же говорит следующее о своем пророческом служении: «А я преисполнен силой – Духом Господним» (Мих.3:8, РБО). Давид идет еще дальше, заявляя: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2Цар.23:2). Спустя более тысячи лет, в день Пятидесятницы, Петр сказал о Писании, что «в Писании Святой Дух устами Давида предсказал» (Деян.1:16, РБО). Видите, Библейские герои понимали, что Откровения приходили благодаря Силе Святого Духа.

Понедельник. Святой Дух и инспирация


Что такое инспирация? Этот термин используется для описания Божьего воздействия посредством Святого Духа в передаче Его вести через избранных им людей. Но здесь у некоторых богословов есть неправильные представления в отношении этого метода коммуникации. Некоторые считают, что инспирация является полной или буквальной. Что это означает? Что все, написанное пророком, было передано Богом слово в слово. Однако в таком случае личность пророка вообще размывается, и он, в таком случае, превратился бы, ну, скажем, во флеш карту, в которую загрузили определенную речь, вставили в ноутбук и проигрывают или трансформируют речь в Ворд. Вы согласны с такой инспирацией в коммуникации Духа с пророком? Я нет.

Говоря вообще об инспирации, мы можем сказать так: в процессе речевой коммуникации, как правило, используется комплекс средств общения: вербальные (словесные) – слова, словосочетания, предложения; невербальные (несловесные) – мимика, жесты, позы, интонация и пр. Каким методом пользуется Бог? Бог использует и речь, и видения, в которых пророк видит какую-то сцену. Но что важно нам понять, так это то, что вдохновение было дано пророку не на уровне слова, а на уровне мысли. Ему не слово в слово нужно было передать, для чего нужно было бы просто зазубривать услышанное. Нет, ему была показана и открыта какая-либо концепция, идея того, что Бог желал передать людям, а пророк описывал все своими словами, примерами, доступными для понимания аудитории, до которой он пытался «достучаться». А часто Бог, идя навстречу человеческому непониманию небесных реалий, давал пророку видение образное. Что Бог хотел этим достичь? Дать человеку понять, что не детали видения играют ключевую роль, а концепция Его намерений по отношению к человеку.

На страницах Священного Писания пророки Божьи называли Господа источником тех вестей, с которыми они обращались к Его народу. Такие выражения, как «так говорит Господь» (Исх.4:22), «Дух Господень говорит во мне» (2Цар.23:2) и «было мне слово Господа» (Иер.2:1), указывают на Того, Кто является отправителем вести. Бог передавал Свои слова пророкам через сны и видения, либо запечатлевал Свои мысли и идеи в их разуме силой Святого Духа. В Библейские времена обычным способом общения с Богом были сон или видение, согласно Числ.11:6: «Если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним».

Откровение является богодухновенным. Пророк получает от Бога откровение, находясь под влиянием Святого Духа. Это подтверждает апостол Петр:

20 Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.
21 Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2Петр.1:20-21).


Греческое слово, переведенное, как «движимые», также означает «нести» или «выносить». Таким образом, святые люди Божьи говорили, будучи «носимыми Святым Духом». Однако весть, передаваемая пророком, сообщается человеческим языком, согласно культуре, к которой этот пророк принадлежит, его образованию и стилю выражения мыслей. Поэтому, читая Писание, можно определить все разнообразие его составителей. Следует также заметить, что вдохновение не отменяет участия пророка в получении вести. Святой Дух помогает и в процессе передачи вести – в подборе слов и способе их сообщения. Поэтому Писания, написанные пророками, являются богодухновенными Писаниями.

Вторник. Святой Дух и правдивость Писания



Прочитаем два текста Писания:

160 Основание слова Твоего истинно, и вечен всякий суд правды Твоей (Пс.118:160).


17 Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина (Ин.17:17).


Подобно тому, как Иисус не принадлежал к сатанинской мирской системе (Я не от мира сего), не принадлежат к ней и верующие. Они - граждане Небесного царства (Кол. 1:13) - по своему новому рождению (Ин. 3:3). В качестве таковых Иисус и просит Отца сохранить их через освящение (или буквально – «через отделение их для особой цели»).

Средством постоянного освящения христианина является Божия истина, которая «сокрыта» в Божием слове. По мере того, как человек слышит истину об Иисусе Христе, воспринимает ее и верит ей, сердце его и разум ей покоряются. А в результате перемены его «умонастроения» меняется и его образ жизни. В свое время Божия истина освятила апостолов, отделив их от мира (15:3) для исполнения ими воли Отца, а не сатаны. Также действует она в отношении верующих всех веков, назначение которых - в прославлении Бога.

Недаром мы читаем: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим.3:16). Оно затрагивает, таким образом, все аспекты духовного роста. Молитва Иисуса, возносимая Отцу за учеников: «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина», не только подтверждает, что Слово Божье является истиной, но и говорит о его освящающей функции.

Крайне важную роль, которую Святой Дух играет в преобразовании и возрождении через Слово, ясно описывает Иезекииль в своем напоминающем притчу видении о сухих костях, символизирующих Божий народ (Иез.37:1-14). Даже после того, как Иезекииль произнес пророчество, обратившись к костям, и они стали сближаться и покрываться плотью, эти кости все еще не были живыми (Иез.37:7-8). Только когда Иезекииль, следуя Божьей воле, сказал духу войти в кости, они ожили (Иез.37:9-10). Еврейское слово, переведенное здесь как «дыхание», - это тот же самый руах, используемый в Бытие 1:2 для обозначения Духа Божьего. Пророческие слова, исходящие от Бога и произнесенные Иезекиилем, привели всего лишь к появлению бездыханных тел. Также и богодухновенное Слово не приведет к преобразованию и возрождению, пока Дух (руах), Который вдохновлял записывающих это Слово, не поможет читающим понять его.

Среда. Дух Святой как Учитель


По отношению к Писанию Дух Святой имеет две основные функции. Он работал над созданием Писания, вдохновлял писателей, авторов священных книг. Он же, Дух Святой, способствует пониманию того, что мы имеем под Его же руководством и наставлением. Мы не поймем Священное Писание или исказим его смысл без молитвы о руководстве Святого Духа при его толковании, потому что сам по себе человек не способен постичь глубины истины. Павел писал в свое время, его слова актуальны и сегодня:

18 Их ум - в потёмках, и они отделены от жизни, исходящей от Бога, ибо невежественны и сердца их ожесточены (Еф. 4:18 РБО).


Вот почему работа Духа Святого не ограничилась вдохновением писателей Слова, Его функция продолжается в изъяснении глубин этих Писаний. Верующим ефесянам, которые прежде были язычниками, нельзя жить так, как живут язычники, т. е. так, как они жили и поступали раньше. Язычники поступают по суетности ума своего, их жизнь протекает безо всякой разумной, полезной цели.

Разуму язычников чужда была истинная цель, которая состоит в получении Божьего откровения, чтобы руководствоваться им в своем поведении. Отсюда и «помрачение» их разума (Рим. 1:21; 2 Кор. 4:4), «отчужденного» (сравните Еф. 2:12) от жизни Божией. Причина отчуждения или отпадения их от Бога - в их невежестве относительно Него (1Пет. 1:14), а оно, в свою очередь, коренится в ожесточении сердца их, бесчувственного к Богу и к Его путям.

Поэтому так важно отдать себя влиянию Святого Духа, Который руководил вдохновленными Им авторами при создании Слово Божьего, и Он же направляет того, кто искренно ищет Бога, читая Его Слово. Иисус называет Святого Духа «Духом истины» (Ин.14:17; 15:26; 16:13), утверждая, что, когда Дух Святой придет, Он «наставит вас на всякую истину» (Ин.16:13). Таким образом, мы ясно видим, что именно Святой Дух помогает верующим понять всю волю Божью, выраженную в Его Слове.

Бог открывает нам Свою волю через Своего Духа: «А нам Бог открыл эту мудрость Своим Духом. Потому что Дух исследует все, даже бездны самого Божества» (1Кор.2:10, РБО). Так, как только Дух Божий знает помыслы Божьи (1Кор.2:11), Бог послал нам Его, чтобы мы познали «то, что нам даровано Богом (1Кор.2:12) в Его Слове. Эта роль, выполняемая Святым Духом, подчеркивается в утверждении о том, что «человек недуховный не в силах принять то, что от Духа Божия», потому что это «познается только духовно» (1Кор.2:14, ИПБ). Другими словами, без Духа Божьего понять и принять Божье Слово невозможно.

Четверг. Святой Дух и Слово


Прочитаем некоторые тексты из Евангелия от Иоанна:

39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
46 Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.
47 Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам? (Ин.5:39,46,47).
38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ин.7:38).


В связи с чем были написаны эти слова? Религиозные вожди иудеев досконально изучали ветхозаветные Писания. Они полагали, что «вместивши» в себя все слова священного текста и уразумевши их тайный смысл, получат доступ в жизнь вечную. Они даже были убеждены, что невежи в законе находятся под проклятием (7:49). Подобно им, немало людей и в наше время считают изучение Библии самоцелью, а не средством, ведущим верующего к познанию Бога и к благочестивой жизни.

Так или иначе, но «покрывало» лежало на сердцах иудейских богословов - современников Иисуса (2Кор. 3:15), и они не смогли уразуметь, что Он и есть обещанный в Писаниях Мессия, что в Нем получила свое завершение ветхозаветная система жертвоприношений; что Он - истинный Слуга Божий, обещанный Пророк, Сын Человеческий, Царь из дома Давидова и великий Первосвященник. Все это было явлено в Нем, но они так и не поверили в Него и не захотели прийти к Нему, чтобы получить жизнь вечную.

Иисус приходил на землю не в качестве Судьи, но как Спаситель. Его слова, записанные в стихе 45, надо понимать в том смысле, что иудеи постоянно ссылались на слова Моисея, повелениям которого будто бы следуют, между тем как они нарушили и нарушают завет с Богом, принесенный им Моисеем, и не узнали Того, о Ком Моисей писал. Так что перед лицом Божиим Моисей, их великий вождь и пророк, окажется в положении их обвинителя. Фраза «на которого вы уповаете» - означает, что иудеи видели залог спасения в совершении добрых дел - соответственно положениям Моисеева закона.

Но если бы они искренне, от сердца, верили Моисею, то поверили бы и Христу, о Котором он писал. Иисус не ссылается тут на какое-либо конкретное откровение Моисея о Себе, не указывает и на конкретные прообразы (как-то: Пасху, манну, скалу, жертвоприношения, институт первосвященства); Он лишь говорит о том, что Ветхий Завет ясно указывает на Него. Но коль скоро иудеи отвергают написанное Моисеем, то как им поверить словам Иисуса!

У верующего же в Иисуса Христа из чрева потекут реки воды живой, т. е. он как бы сам станет источником - для других людей - того, что даст жизнь вечную. Все, кто несет Божию истину миру, как бы «напояют» его живительной водой Христова учения.

Как нам иметь правильные отношения с Духом и со Словом? Для этого следует сделать следующее:

Учиться слышать Его голос. Внимательно прислушивайтесь к тому, что подсказывает вам Святой Дух. Он говорит, как и когда обращаться к Писанию, и мягко побуждает нас «слушаться и верить».

Прилежно исследовать Священное Писание. Святой Дух вдохновлял Библейских авторов записывать те вести, которые Он использует для преобразования нашего характера, неважно, читаем ли мы их, слышим или воспринимаем на ощупь, пользуясь методом Брайля. Эти уроки нужны нам для того, чтобы изменяться и стать подобными Христу.

С молитвой подчиняться водительству Святого Духа. Он ведет нас к истине. А Тот, Кто есть Истина, Иисус, освобождает нас от бремени и уз греха. Мы признаем свою вину, а Он заботится о нашем прощении. Именно Христос есть Истинный Путь Жизни, потому что никто не приходит к Отцу, «как только через Меня», говорит Он (Ин.14:6). И Отец принимает искупление Христом наших грехов. Мы оправданы и объявлены праведными благодаря удивительной Божьей благодати. Праведность Христа вменяется нам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Мы читаем предложение: «Примите Духа Святого» (Ин.20:22). Этими простыми словами Иисус дал ученикам величайший из даров, когда-либо изливаемых на человека. В беспокойные дни, предшествующие смерти Иисуса, ученики не могли полностью постичь всю значимость обещанного Святого Духа. Благодаря постоянно пребывающей в них силе Духа они смогут иметь Того, Кто успокоит их разбитые сердца, направит к истине заблудших и поможет в исполнении воли Божьей. Эта сила будет работать изнутри, и на нее не сможет повлиять ни одно из тех человеческих ограничений, действию которых подвергся Иисус. Неудивительно, что Иисус воскликнул: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин.16:7). Тот же Дух, что наполнял первых учеников, жаждет сегодня войти в ваши и мою жизнь. Примем Его в свою жизнь и будем следовать за Господом под Его водительством.

Изменил: samuil по причине: Замена иллюстрации

telegram

Похожие новости

Говорила ли Эллен Уайт в своих трудах о том, что Святой Дух — личность или это внесено в ее труды позже?

«Говоря ученикам о служении Святого Духа, Иисус стремился вселить в них радость и надежду, которые

07.01.17 Разное
Субботняя школа от ТК «Надежда» - Святой Дух и духовность

Еженедельный разбор уроков субботней школы от телеканала «Надежда». Кроме мнения богословов, вы

20.03.17 Субботняя школа
Субботняя школа 1 квартал 2017 - Святой Дух и духовность

Поскольку Святой Дух играет ключевую роль в жизни верующих, уроки этого квартала помогут нам лучше

25.12.16 Субботняя школа

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть