Регистрация

Александр Серков. Урок 11 - Из бури

Александр Серков 2-12-2016, 19:29 1 745 Субботняя школа » Александр Серков
0


Наконец, в этом уроке, подошли мы к рассмотрению слов самого Бога. Трое друзей истощили запасы своих слов, которыми они нисколько не утешили Иова. Елиуй, попав в ту же ловушку - «следствие не без причины», - обличал Иова, пытаясь защитить Бога. Но вот заговорил сам Бог. Об этом наш одиннадцатый урок.

Воскресенье. Господь отвечает


Прочитаем текст Писания:

1 Господь отвечал Иову из бури и сказал: (Иов 38:1).


Наконец-то Бог заговорил. Ответ Господа, которого так долго добивался Иов, прозвучал на фоне бури; возможно, это была та буря, приближение которой чувствовал Елиуй. За несколько месяцев до того «большой ветер, который пришел от пустыни» (1:19), убил всех детей Иова, став причиной его личной трагедии; теперь из шума «большого ветра» прозвучало для него откровение свыше, которое и положило конец протесту Иова, и побудило его смириться. Заметим, что порой назначение гроз и бурь в библейском повествовании - усилить драматизм ситуации, в центре которой находится Бог.

При чтении главы 38 трудно упустить из виду определенное несоответствие между этой и предыдущими главами, в которых записана речь Елиуя. Елиуй, исправляя Иова, заявляет в конце своей реплики, что Бог говорит из бури (Иов 37:1-13). Но когда в действительности говорит Яхве, Он оставляет без внимания аргументы Елиуя и обращается напрямую к Своему слуге Иову. Елиуй изображает Бога далеким существом, являющимся исключительно для исправления и осуществления правосудия. Однако Сам Яхве открывает Себя Богом, интересующимся и принимающим участие даже в незначительных делах Его Вселенной, включая судьбу Иова.

Стих первый 38 главы Иова непосредственно связан с текстом Иов 31:35, благодаря чему монолог Иова превращается в его диалог с Богом. Мы увидели, что вопрос страданий – это, прежде всего, вопрос Божьего характера. Последующие две главы содержат чудесное откровение Бога о Самом Себе. Это откровение также отвечает на вопрос, поставленный самим Богом об Иове: «Кто сей?» (Иов 38:2). Взирая на Бога, мы видим себя такими, какими на самом деле являемся.

С помощью прямых вопросов Бог теперь обращает наше внимание на Свою творческую деятельность и на факт, что при основании Земли человечества еще не существовало (см. Иов 38:4-7). Далее Бог говорит о различных аспектах Своего господства над небом и землей. В его власти - морская стихия (Иов 38:8-11), смена дня и ночи (Иов 38:12-15), врата смерти (Иов 38:17), свет и тьма (Иов 38:18-21), созвездия (Иов 38:31-38). В начале главы мы читаем о Божьей заботе о животных. Господь дает Своему творению свободу, наделяет его быстротой движений, силой и другими качествами.

Последние слова первой речи Бога записаны в Иов 39:32. Он заканчивает свою речь риторическим вопросом: «Будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить?». Здесь используется имя Бога, Которое наилучшим образом подчеркивает Его верховную власть. Он – Всемогущий Вседержитель, а кто такой Иов по сравнению с Ним? Бог задает вопросы, на которые Иов не может ответить. Это метод учителя, наставника, который преподает Тору («наставление») своим ученикам. Более семидесяти раз Иов должен был признать, что не знает ответа и что его ограниченный ум не может постичь безграничную мудрость Яхве.

Понедельник. Вопрос Бога


Иов долго просил Бога заговорить с ним. Он приготовил Ему много вопросов, перед которыми, как ему казалось, Бог будет безмолвен. Но вот Бог заговорил. Его речь началась не с ответа на вопросы Иова, а Сам Яхве начал ставить Иову вопросы. Вопросы Бога были риторическими, они заставляли Иова задуматься, сопоставлять что-то и делать соответствующие выводы. Вот первый вопрос, поставленный Богом:

2 Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?
3 Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: (Иов 38:2-3).


Величественно и грозно звучит вопрос к Иову, с которого начинает Бог: Кто сей, омрачающий Провидение (т. е. затемняющий мудрый смысл Божьего плана относительно вселенной; ибо предположения Иова относительно враждебных намерений Бога по отношению к миру или к нему лично могли бы лишь затемнить в глазах других пути Божии, а не пролить на них свет) словами, лишенными смысла? сравните с обвинениями Елиуя в адрес Иова в 34:35 и в 35:16. Людям, лишенным высшего знания, действия Творца, и в самом деле, могут казаться жестокими, продиктованными произволом.

Выражение «препоясать чресла» означает примерно то же, что «подобрать одежду» (действие перед началом тяжелой работы, долгого пути или вступления в борьбу; Исх. 12:11; ЗЦар. 18:46). Бог как бы призывает Иова к боевой готовности: он должен подготовиться, чтобы дать Ему разумный ответ. С этой минуты из обвинителя Иов превращается в ответчика.

Изучая другие библейские истории, мы неоднократно видим Бога, задающего человеку вопросы. Бог не потому задает их, что не знает на них ответа, Он желает дать человеку возможность задуматься. Что хотел добиться Бог, задавая вопросы Адаму:

9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?
10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
11 И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? (Быт.3:9-11)
.

Неужели Бог на самом деле не знал, где Адам? Не знал ли Он причину тому, что Адам скрылся. Бог знал все. Но вопросы Он ставил. Бог воззвал к Адаму не потому, что не знал, где он, а с тем, чтобы пробудить в нем сознание вины. Адам старался скрыть свой грех, выставляя на вид его последствия, а свое непослушание – под видом чувства стыда. Он старался обратить внимание Бога на то, что он скрылся, потому что устыдился своей наготы. Его сознание последствий греха было сильнее, чем сознание самого греха. Здесь впервые мы видим смешение греха и наказания, которое характерно для человека в его падшем состоянии. Плоды греха внушают к себе отвращение больше, чем сам грех. Бог же Своими вопросами имел целью поставить Адама на место и привести его к осознанию самой главной проблемы, которая стояла перед ним.

С подобным вопросом Бог предстал перед Каином:

6 И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лицо твое? (Быт.4:9)
.

Или перед этим Бог ставит Каина перед конкретным ответом: «Где Авель, брат твой?» Как в свое время Бог искал Адама и Еву, так и теперь Бог ищет Каина, чтобы представить ему его согрешение в истинном свете, пробудить его виновную совесть к покаянию и сотворить в нем новое сердце. Как Бог в свое время обратился с вопросом к родителям Каина, так и теперь обращается Он к самому Каину. Но плоды их были разные. Каин категорически отрицал свою вину. Теперь к убийству присоединил он еще ложь и наглость, думая в своей слепоте скрыть свое преступление от Бога.

Что Бог делает с Иовом? Он также начинает диалог с вопросов, с ряда вопросов, на разные темы. Что Он этим хотел добиться? Осознание Иовом своей неправоты в том, что он имеет неправильные представления о характере Бога. Господь хотел показать ему, что в действительности он много не знает и мало понимает действительный Божий характер. Бог фактически увязывает слова друзей Иова и на базе этих слов строит Свой первый вопрос: «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?» Чем этот вопрос созвучен со словами друзей? Давайте сравним:

1 И отвечал Вилдад Савхеянин и сказал:
2 долго ли ты будешь говорить так? - слова уст твоих бурный ветер! (Иов 8:1-2).


1 И отвечал Софар Наамитянин и сказал:
2 разве на множество слов нельзя дать ответа, и разве человек многоречивый прав?
3 Пустословие твое заставит ли молчать мужей, чтобы ты глумился, и некому было постыдить тебя? (Иов11:1-3).


1 И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал:
2 станет ли мудрый отвечать знанием пустым и наполнять чрево свое ветром палящим,
3 оправдываться словами бесполезными и речью, не имеющею никакой силы? (Иов 15:1-3).


Вот так начинали свою речь три друга: «слова твои как бурный ветер»; «твое пустословие»; «бесполезная речь, не имеющая никакой силы». Созвучны эти слова друзей со словами Бога: «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла»? Вполне. Значит в концепции этих слов есть какая-то правда.

Вторник. Господь как Творец


Начиная с четвертого стиха 38 главы Господь… нет, нет, не начинает объяснять Иову причину его страданий, Бог не оправдывается перед ним, Он обрушивает на него поток риторических вопросов, показывающих контраст между творческой силой вечного Бога и невежеством Иова, чья жизнь мимолетна.

С помощью прямых вопросов Бог теперь обращает его внимание на Свою творческую деятельность и на факт, что при основании Земли человечества еще не существовало (см. Иов 38:4-7). Далее Бог говорит о различных аспектах Своего господства над небом и землей. В его власти - морская стихия (Иов 38:8-11), смена дня и ночи (Иов 38:12-15), врата смерти (Иов 38:17), свет и тьма (Иов 38:18-21), созвездия (Иов 38:31-38). В начале главы мы читаем о Божьей заботе о животных. Господь дает Своему творению свободу, наделяет его быстротой движений, силой и другими качествами. Бог задает вопросы, на которые Иов не может ответить. Иов должен был признать, что не знает ответа и что его ограниченный ум не может постичь безграничную мудрость Яхве.

Первый же вопрос (стих 4) ставит Иова на место: не было его нигде, когда Бог полагал основания земли и, следовательно, знать об этом он не может ничего. А, между тем, если бы он видел и знал, то не усомнился бы в том, что с самого начала устроение земли отмечено было соображениями гармонии и порядка, а не разрушения. Недаром о создании земли Бог говорит, пользуясь строительной терминологией. Свидетелями этого гармонического строительства были не люди (они еще не были созданы), а утренние звезды, которые, вместе с ангелами (здесь сыны Божии) воздали хвалу Строителю, восклицая от радости (стих 7).

Далее Бог раскрывает Иову то, что ученики сегодня в школе знают больше, чем Бог раскрыл смертному человеку в своих уроках сотворения мира. Бог прибегает к всевозможным сравнениям, Он сравнивает появление моря с деторождением, как бы выходящего из чрева. А как еще объяснить человеку творческую деятельность? Бог проводит аналогию с тем, с чем человек знаком. Появление чего-то нового в природе Он сравнивает с появлением на свет ребенка. Появление моря Он сравнивает с новорожденным, окутанном пеленами облаков и мглы.

Зная, однако, надменный характер новорожденного, Бог поставил на пути его запоры и пределы, т. е. берега, сдерживающие волны его. Соединившись в моря и океаны, воды не покрывали более всей земли, как это было в самом начале творения (Быт. 1:2,9; Пс. 103:9). Между ними и сушей положены были границы.

Как бы подчеркнутое здесь Богом относительно моря: все эти поставленные ему запоры, ворота, пределы - наводят на мысль о бесчисленных пределах, которыми окружен в физическом мире человек, взять хотя бы пределы времени и пространства. Не являются ли они символами и отражением тех духовных границ, которые нам поставлены? Не должна ли осознать их каждая душа, чтобы смириться перед тайнами Отца Небесного, среди которых главная, может быть, тайна страдания?

Далекий от всех этих аспектов творения и контроля над ними, несведущий в них, как может Иов ставить под вопрос любые иные аспекты деятельности Творца?

Вы наверно заметили, читая 38-39 главы, что неоднократно звучат из уст Всевышнего фразы – «Скажи… Объясни, если знаешь… Можешь ли?» и им подобные. И направлены они на то, чтобы Иов осознал вполне: не ему судить о мотивах и путях Творца, ибо не знает он, не понимает, не может… На это же направлена и ирония, с которой вопрошает Бог Иова: да уяснит он себе, что вне Бога - человек ничто!

Не знает Иов, как создавалась земля, и необозрима для него широта ее (стих 18): и сегодня, зная размеры нашей земли в цифрах, абстрактно, мы не можем увидеть ее во всю ее величину, как видим, к примеру, величину яблока; это нашим разумом не воспринимается, ну, если только из космоса, и то на фото, да и только ее одну сторону, да еще почти всю покрытую облаками. Вот так обстоит дело.

Неизвестно Иову, как положены были запоры морю, и не может он дать приказание утру. Как не сходил он во глубину моря и не входил в исследование бездны; не отворялись перед ним врата смерти (стихи 16-17).

Особая ирония чувствуется в стихах 19-21. Свет и тьма персонифицированы: они имеют жилище и место свое. В аллегорической форме здесь сказано о том, что человек не может проследить пути их, т. е. то, как они сменяют друг друга; законы вращения планет, в частности, вращения земли вокруг своей оси и вокруг солнца, не были известны Иову. Его не было при начале движения их, ибо число дней, прожитых им и отпущенных ему, не велико, а по сравнению с вечностью, в которой живет Бог, - и вовсе ничтожно (36:26).

Не знает Иов, как создает Бог снег и град; в аллегорических картинах (которые сменяют одна другую) они до поры до времени как бы сберегаются Им в хранилищах. Когда Богу понадобится, Он пускает в ход снег и град, нередко как орудие наказания (сравните, к примеру, Иис. Н. 10:11, а также Иов. 37:11-13). Нечего ответить Иову (стих 24) и на вопрос о распространении света и сильного восточного ветра.

Инициатором и Отцом всех небесных явлений, описанных в этих стихах, является Бог. И для дождя, и для гроз Он как бы прокладывает пути в небесах и направляет их по Своему усмотрению не только на земли, населенные людьми, чтобы питать хлеб их, но и на пустыню, где нет человека, чтобы и ей насыщаться жизнью, покрываясь травою. И роса от Него, и лед, и иней.

Далее Бог касается вопроса астрономии. Всем звездам дал Бог устав и принципы гармонии. Не в силах Иов приказать облакам, чтобы излили на него дождь, или вызвать появление молнии (стихи 34-35). Облака движимы мудростью, вложенной в них Богом, но мудрости человеческой они не подвластны: не ей, повинуясь, появляются они во множестве или в малом числе то здесь, то там (стих 37).

Окончание стиха 37 следует понимать в том смысле, что опять-таки не человеческой, а Божией мудрости подчиняются сосуды неба: это Он то «удерживает», то «опрокидывает» их, другими словами, то удерживает, то проливает дожди, которые пыль земную превращают во влажную грязь, т. е. в почву удобную для возделывания (стих 38).

Конец 38 и 39 глав посвящены животным, которых не Иов питает, их питает Бог. Как раз об этом (но в связи с заботой Небесного Отца о человеке) упоминает Христос (Лук. 12:24). И, в самом деле, неужели оставит Отец заботой Своей людей, которые гораздо более ценны в Его глазах чем птицы? Слова Господа, записанные евангелистом Лукой, не оставляют сомнений на этот счет.

Среда. Мудрость мудрых


Вопросы Яхве, записанные в главах 38 и 39 книги Иова, помогают нам взглянуть на чудесно созданную Вселенную. Хотя эти вопросы не преследуют цели доказать, что Бог - Творец (во времена Иова в этом не было необходимости), они указывают на наличие «разумного замысла» во Вселенной. Концепция разумного замысла ссылается на аргумент, что особенности устройства Вселенной лучше всего объясняются разумной первопричиной, а не дарвинистской теорией естественного отбора. Дарвин заявлял: «Если будет доказана невозможность образования нового сложного организма в результате цепи мелких поэтапных изменений, то моя теория окончательно рухнет»

Хотя концепция разумного замысла считается псевдонаучной, все большее количество ученых обсуждают ее. Они также объясняют с ее помощью совершенство и так называемую «не упрощаемую сложность»: «Живые организмы демонстрируют характеристики, имеющие столь сложную взаимозависимость частей, что непредвзятый наблюдатель признает их созданием разумного творца». Однако далеко не все пришли к заключению, что разумный замысел - это библейский Бог. Многие продолжают искать натуралистическую причину мудрого устройства Вселенной в философских течениях, таких как пантеизм, теософия, Новый век и т.д. Тем не менее признание наличия замысла побуждает к размышлению о Создателе. Речь Бога в книге Иова напоминает нам о красоте и сложности установленного Богом порядка. Как видно из Рим. 1-2, природное откровение однозначно указывает на Бога - Творца, однако не раскрывает в полной мере образ Бога-Спасителя, что является необходимым для нашего искупления.

Четверг. Раскаяние в прахе и пепле


Иов, по всей видимости, не ожидал того, что Бог ему раскроет. Друзья Иова не могли убедить его в его неправоте. А знаете, почему? Они его неправоту в представлении Бога увязывали с его якобы греховной жизнью, адекватной тому, что он получил от Бога. Бог другим путем пошел. Он не касался грехов Иова, Он показал Свое величие в сотворенном Им мире. Таким образом Иов увидел себя в истинном свете в контрасте с Божьим величием. И вот Бог предлагает Иову:

3 Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?
4 Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он? (Иов 40:3-4).


Какова реакция Иова была на это предложение? Мы читаем:

1 И отвечал Иов Господу и сказал:
2 знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено.
3 Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? - Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал.
4 Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне.
5 Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя;
6 поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле (Иов 42:1-6).


Взирая на Бога, мы видим себя грешниками, кем в действительности и являемся. «Чем ближе вы ко Христу, тем больше недостатков увидите в своем характере, ибо духовное зрение обостряется. В сравнении с Его совершенством ваши слабости видны более отчетливо» (Э. Уайт. Путь ко Христу, с. 64). Иов пережил именно этот опыт, который привел его к более глубокому пониманию Бога.

В своем первом ответе Богу (39:33-35) Иов признал - перед лицом чудных деяний Божиих на земле, под землей и над нею - крайнюю ограниченность собственных возможностей. Во втором своем ответе он, в тоне смирения, признает всемогущество Божие (стих 2) и вместе с тем, вполне допустимо, осознает, что вся наша праведность перед Богом подобна «запачканной одежде», и, что, следовательно, нет среди нас невиновных перед Ним. Душа Иова смирилась и в смирении должна была принять и целесообразность страдания, коль скоро Бог, так чудно управляющий миром, допускает его. Люди, истинно веровавшие в Господа, на протяжении веков и тысячелетий познавали - в процессе своего духовного опыта, т. е. слыша голос Бога, как услышал его Иов, - что страданию дано переплавлять дух человеческий, загрязненный в результате падения прародителей наших, но для того, чтобы процесс этот протекал успешно, необходимо смирение.

Далее Иов цитирует вопрос, с которого Бог начал Свое обращение к нему (38:2): «Кто сей, помрачающий Провидение, ничего не разумея?» - с целью подтвердить правоту Бога, Который говорил о вещах, в которых он (Иов) не разбирается. Иов признает, что все, сказанное им прежде, - следствие его поверхностного жизненного опыта, ибо до того, как Бог заговорил к нему, он знал о Нем лишь понаслышке: Я слышал о Тебе слухом уха. Полученное же теперь откровение свыше Иов отождествляет с лицезрением собственными глазами: мои глаза видят Тебя. Это и есть опыт духовный, и, вполне доверяя ему, Иов раскаивается в прежних своих суждениях и отрекается от них - в прахе и пепле в знак смирения и уничижения своего.

Заметим, что не о воображаемых своих прегрешениях, покаяться в которых призывали его Елифаз, Софар и Вилдад, сокрушается Иов. Он и теперь не считает, что совершал их, за что и был наказан (27:2-6). Но внутренне вынужден, видимо, согласиться с мыслью Елиуя о том, что после того, как он потерял все, что имел, горечь, обида и гордыня овладели им.

Осознав теперь во всей полноте, что Бог ничем не обязан человеку (не обязан и отвечать ему!), и что человек не вправе обвинять Творца, путей Которого не разумеет, Иов освободился от горечи, разъедавшей ему душу. Более того: он испытал глубокое удовлетворение от того, что Творец снизошел до разговора с ним, до откровения ему! Он исполнился желанием довериться Тому, Чьи пути - совершенны (Пс. 17:31), хотя и не всегда доступны человеческому пониманию. И Бог простил Иову грех заблуждения и гордыни.

Заключение


Задумайтесь над этой притчей, появившейся более ста лет назад. «Неотшлифованный алмаз вопил под ударом огранщика:
— Довольно, оставь меня в покое. Но мастер ответил, ударяя снова:
— Я делаю из тебя прекрасную вещь.
— Но каждый удар поражает меня в самое сердце, — жаловался необработанный алмаз.
— Да, но пройдет немного времени, и твоя слава намного превзойдет эту боль.
— Я не понимаю, почему мне приходится так страдать.
— Подожди, — отвечал огранщик. — Чего мы не знаем сейчас, станет известно позже.
И вскоре драгоценный алмаз, теперь это был уже бриллиант, засверкал в королевской короне» (Дэвид Джеймс Баррелл «Религия будущего»).

Иов прошел огненное испытание, но, как мы видим из урока этой недели, и еще больше увидели уже в первом уроке, заглянув в самый конец книги, в конце концов «бриллиант» Иова засиял светом победы.

telegram

Похожие новости

Виталий Олийник - Из бури

Центр духовного просвещения, Библейская школа, урок №11, «Из бури» (10 декабря 2016)

09.12.16 Субботняя школа
Василий Юнак - Откровение из бури

Книга Иова открывает читателям великую борьбу между Богом и сатаной, между добром и злом на примере

30.09.16 Книги
Уроки субботней школы на 4 квартал 2016 год - Книга Иова

В этом квартале будем размышлять над извечной проблемой существования зла и страданий. Некоторые

26.09.16 Субботняя школа

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть