Регистрация

Принципы толкования трудов Эллен Уайт. Часть 4

samuil 25-02-2017, 01:35 1 537 Елена Уайт
0

Принципы толкования трудов Эллен Уайт. Часть 4

Елена Уайт и герменевтика (часть 3): изучите контекст — внешний и внутренний.

ВСТУПЛЕНИЕ


Если в материале встречается кажущееся несоответствие/противоречие, не гармонирующее с общим характером советов, необходимо изучить контекст этого отдельного утверждения.

Описание терминов:

Внутренний контекст: Содержание самого документа. То, что писатель говорит в этом отрывке непосредственно до или после рассматриваемого предложения.

Внешний контекст: Исторический фон. Когда, где, кому и почему было написано это утверждение.

Контекст и значение

А. В жизненном опыте человека часто значение событий и слов связано с контекстом (Е. Уайт упоминает об этом как о «связи»).

Б. Бог принимает во внимание контекст событий.

В Пс. 86:4-6 говорится о том, что во время окончательного суда Божьего контекст будет иметь большое значение.

В Пс. 102:14 упоминается, что Бог знает «состав» наш. Он помнит, что мы «персть», и сострадает нам.

«Иисус знает каждого из нас и сочувственно относится к нашим слабостям. Он знает каждого из нас по имени. Он знает дом, в котором мы живем, имя каждого его обитателя. Иногда Он повелевает Своим слугам пойти в такой-то город, на такую-то улицу, в такой-то дом, чтобы найти там одну из Его овец. Иисус так хорошо знает каждую душу, как будто только ради нее одной принял смерть.

Страдание каждой души трогает Его сердце… Он заботится о каждом человеке так, словно кроме этого человека нет никого на земле» (ЖВ 479-480).

Ис. 51:1 напоминает нам о Божьем желании, чтобы мы учитывали контекст: чтобы мы посмотрели на скалу, из которой были высечены, и на ров, из которого извлечены.

Лука 12:48 приводит слова Христа, подтверждающие, что контекст имеет значение для Бога: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше и взыщут».

В. Важность контекста в жизненном опыте человека — высказывания Е. Уайт:

«Два человека могут совершать одни и те же действия поклонения, но служение одного, взвешенное на золотых весах святилища, может оказаться недостаточным, в то время как служение другого может быть принято [Богом]. Только то служение, которое совершается искренно, со смиренным и сокрушенным сердцем, угодно Богу» (Письмо 39, фев. 28, 1903, ВВ, 73).

«Когда лидеры народа Божьего отклоняются от принципов и бесчестят дело Божье, их грех больше, чем грех тех, чьи возможности и привилегии меньше» (Р 119, окт. 7, 1903, ВВ, 294).

Общие принципы относительно важности контекста:

А. 1875: «То, что можно сказать о людях в одних ситуациях, нельзя говорить в иных случаях» (3СЦ 470; 5СЦ 670).

Б. 1884:

«Для подтверждения ложных учений и нехристианских обычаев используются отдельные вырванные из контекста тексты Священного Писания, иногда цитируется лишь половина отдельного стиха, в то время как остальная часть прямо опровергает сказанное. Со змеиной хитростью люди нагромождают не связанные друг с другом высказывания, лишь бы навязать свои мнения. Так многие сознательно извращают Слово Божье» (ВБ 521:1).

«Другие, обладая живым воображением, обращаются к образам и символам Священного Писания, объясняя их так, как подсказывает им фантазия, не считаясь с тем, что Библия сама раскрывает себя, и затем выдают собственные вымыслы за библейское учение» (там же).

В. 1904: «Бог желает, чтобы у нас был здравый смысл, и чтобы мы исходили из его соображений. Обстоятельства изменяют условия. Обстоятельства изменяют взаимосвязь вещей» (3ИВ 217).

Г. 1911: «Относительно свидетельств (Е. Уайт) — ничего не остается в пренебрежении, ничего не упускается; но следует учитывать время и место» (1ИВ 57).

Обратите внимание, что слова «время» и «место» не являются синонимами, а представляют собой разные, отдельные категории. Что-то может быть истинным в одно «время», но не быть таковым в другое. Точно так же что-то может быть истинным в одном «месте», но быть неприемлемым в другом — в одно и то же время!

III. Пример изучения фактора «времени»:

А. Утверждения «Ни один…»:

В 1893 году Е. Уайт писала, что «ни один из 20-ти» членов церкви АСД не готов встретиться лицом к лицу со своим Творцом на окончательном суде (ХС 41).

В 1895 году она высказывалась в том же духе: «Ни один из 100» в Церкви не совершает миссионерское служение в достаточной мере (8СЦ 148).

Три возможности для применения этих высказываний в настоящее время:

а. Возможно, что сегодняшняя ситуация — такая же, как и в 1890-ые годы, когда эти слова были сказаны. Если это так, то их можно принимать во внимание.

б. Сегодняшняя ситуация немного лучше той, что была в 1890-ые годы. Тогда эти утверждения не стоит применять.

в. Сегодняшняя ситуация, возможно, хуже, чем это было в 1890-ые годы.

Б. Время завершения испытания:

В письме номер 20 от 16 января 1898 года Е. Уайт писала: «Мы все еще во времени испытаний».

Верно ли это высказывание сегодня — в начале 21 столетия?

а. Некоторые полагают, что это утверждение актуально и сегодня и испытание все еще продолжается.

б. Другие верующие считают иначе, например, Жани Саутро, француженка, объявившая себя обладательницей пророческого дара Е. Уайт, утверждает, что для всех адвентистов испытание завершилось весной 1991 года.

Тем не менее, навсегда ли останется верным утверждение, что время испытания еще длится? Мы знаем, что придет время, когда то, что было истиной на 16 января 1898 года, больше не будет являться таковой из-за последующих событий. «Михаил» (Христос) однажды «восстанет» (Дан. 12:1) и объявит, что «неправедные» навеки будут неправедными, а признанные «праведными» и «святыми» останутся святыми (Откр. 22:11).

В. Должны ли мы считать «голос Генеральной конференции» равным «голосу Божьему»?

В 1875 году Е. Уайт писала относительно Генеральной конференции: «Но когда свое суждение высказывает Генеральная конференция, являющаяся высшим Божественным авторитетом здесь, на земле, после этого не следует настаивать на личном мнении и независимости» (3СЦ 492).

Однако в 1890-ых годах она заняла позицию, диаметрально противоположную той, которой придерживалась в 1875 году:

а. 1895: «Голос Генеральной конференции был представлен как авторитет, который следует считать голосом Святого Духа. Но когда члены комитета Генеральной Конференции запутываются в коммерческой деятельности и финансовых затруднениях, священный, возвышенный характер их работы в большой степени теряется» (Рукопись 33, 1895, in MR #1118).

б. 1896: «Голос, раздающийся из Батл-Крика и признанный авторитетом в советах относительно совершения работы, больше не является голосом Божьим» (Письмо 4, июль 1, 1896).

в. 1898: «Прошло несколько лет с тех пор, как я признавала Генеральную конференцию голосом Божьим» (Письмо 77, авг. 26, 1898).

Тем не менее, в 1901 году сессия Генеральной конференции отметила возвращение к ранее занимаемой ею позиции 1875 года.

а. Сессия проходила со 2 по 23 апреля. На ней присутствовало 267 делегатов, представлявших 75 тысяч членов Церкви, четыре пятых из которых жили в Северной Америке. Во время этой сессии Е. Уайт опять изменила свое мнение по вопросу о «голосе Божьем». Во время утреннего выступления она сказала:

«Люди [в церкви] потеряли доверие к тем, кто управляет работой [руководителям Г. К.]. Но мы слышим, что голос Конференции является голосом Божьим. Каждый раз, когда я это слышала, я думала, что это почти богохульство. Голосу Конференции следовало бы быть голосом Божьим, но он не таков, потому что некоторые не являются людьми веры и молитвы, они не являются людьми высоких принципов… Два или три голоса не должны контролировать все на [мировом] поле» (Рукопись 37, апрель 1, 1901, с. 1, 8).

б. Обращаясь к руководителям в библиотеке колледжа Батл-Крика на дневной встрече, она добавила: «Что касается нашей Конференции, то повторяется опять и опять, что она — голос Божий…» (Но из контекста последующего примечания очевидно ее мнение, что это время теперь прошло) (Рукопись 43a, апрель 1, 1901, с. 2).

в. 2 апреля (в день открытия) Е. Уайт обратилась к делегатам непосредственно после выступления президента ГК. Она сказала: «Осталось в прошлом то время, когда этим людям следовало находиться на святом месте, быть голосом Божьим, как мы некогда полагали в отношении Генеральной конференции. Теперь нам необходима реорганизация. Мы хотим начать с основания и строить на других принципах» (1901 Бюллетень Генеральной конференции, с. 25, col. 1).

г. 4 апреля был не только создан «Комитет по планированию и организации» («Committee on Plan and Organization»), но уже были приняты предварительные предложения относительно структурных изменений курса и штата; и Е. Уайт с воодушевлением это одобрила: «На основании света, данного мне Богом, я хочу сказать, что такая организация, которая была предложена сейчас, должна была существовать давно» (там же, стр. 68).

д. Когда 23 апреля сессия закрывалась прощальным миссионерским служением, Е. Уайт отметила:

«Ошибки — серьезные ошибки — были совершены в Батл-Крике. Я не знала, как мы преуспеем на этой встрече. Господь дал мне наставление относительно этого… Как вы думаете, кто был среди нас с начала этой конференции? Кто удерживал неприемлемые выражения лиц, которые часто появляются на таких встречах? Кто ходил по проходу этой Скинии? — Господь небес и Его ангелы…

Они были среди нас, чтобы совершать дело Божье.

Ангелы Божьи были здесь на работе. Господь знал наши нужды и посылал нам пищу, …показывая нам, как нам следует работать. Мы пытались организовать работу в верном направлении. Господь послал Своих ангелов, …рассказывая нам, как продвигать вперед нашу работу.

Я никогда в своей жизни не была ничем удивлена более, чем переменой, произошедшей на этой встрече. Это не наша заслуга. Причиной этому является Бог. Мне были даны наставления относительно этого, но я не могла их понять до тех пор, пока на встрече не был подведен итог. Ангелы Божьи нисходили и присутствовали на этом собрании. Я хочу, чтобы каждый из вас помнил это, помнил также Божье обетование о том, что Он исцелит раны Своего народа» (там же, стр. 463, 464).

Сессия, состоявшаяся после 1901 года: Учитывая произошедшие перемены в личном составе руководства и самой структуре организации, Е. Уайт вернулась к своему прежнему мнению 1875 года и оказалась в оппозиции к взглядам, которых она придерживалась в 1890-х годах.

Двумя месяцами позже Е. Уайт была обеспокоена тем, что Эдсон Уайт ошибочно использовал утверждение своей матери, сделанное до сессии 1901 года, применительно к периоду после 1901 года. Она писала:

«Курс, который ты избрал, мог бы быть таковым, если бы в Генеральной конференции не произошли перемены. Но они произошли, и грядут еще большие изменения. Мы увидим великие результаты. Не следует форсировать исход.

Мне причиняет боль мысль о том, что ты использовал слова, которые я написала преимущественно конференции [чтобы применить их сейчас]. С тех пор в конференции произошли великие перемены.

Крайне неверный курс был избран в прошлом. Явной была необходимость в принципах. Но Бог из сострадания к Своему народу вызвал эти изменения… Та линия поведения по отношению к Генеральной конференции, которая ранее могла быть необходимостью, таковой больше не является, так как Сам Господь вмешался и поставил все на свои места…» (Письмо 54, июнь, 1901).

1909 г.: К этому году Е. Уайт оставила свои убеждения 1890-х годов и вернулась к позиции 1875 года:

«Бог определил так, чтобы авторитетом обладали собравшиеся со всех концов земли на Генеральную конференцию представители Его Церкви» (9СЦ 261).

1911: Она заняла свою окончательную позицию.

«Господь наделил Свою Церковь особыми полномочиями и властью, которую никто не имеет права презирать и отвергать, ибо тот, кто делает это, противится голосу Божьему» (ДА 164).

Обратите внимание, что Е. Уайт занимает различные позиции в разное время, в зависимости от ситуации того периода. Следовательно, фактор времени иногда имеет действительно решающее значение в отношении того, что говорит пророк; так как то, что верно в одно время, с тем же успехом может быть неверно в другое.

Пример изучения фактора «места».

А. Уверенность в спасении.

На рубеже столетий Е. Уайт писала: «Тем, кто принял Спасителя, …никогда не следует говорить или чувствовать, что они уже спасены» (НУХ 155:1; ср. 1ИВ 314:2).

Внутренний контекст: здесь Е. Уайт говорит в рамках ложной «Доктрины вечной безопасности» («Однажды спасенный — спасенный навсегда!»). (См. НУХ 155:1-3). И все же в трудах Е. Уайт содержится много других утверждений, где она ясно говорит о том, что, если христианин поддерживает ежедневные отношения с Богом, живет согласно познанному свету, он /она уже теперь может иметь уверенность в Божьем принятии его / ее.

(Дополнительные ссылки: 1ИВ 382:2, 392:1 и 394:1; НУХ 157:1-3; ПХ 64:1; 3ИВ 195:4-196:3; НВП 49; ОХВ 135:2, РГ, авг. 21, 1888; РГ, май 12, 1896:4; ВВ 320).

Б. Могут ли служители использовать слова Е. Уайт, находясь за кафедрой церкви АСД?

Е. Уайт писала по различным поводам:

а. «С кафедры должны раздаваться слова Библии, и только Библии» (ПЦ 626, 1969).

б. «Во время публичного служения не совершайте ничего, бросающегося в глаза, и не цитируйте, что сестра Уайт написала…» (3ИВ 29).

в. «Не следует выдвигать Свидетельства сестры Уайт на передний план. Божье Слово — вот непогрешимый стандарт» (Eв 256).

Внутренний контекст:

а. Первое утверждение адресовано не проповедникам Церкви АСД, а номинальным христианским церквям. Этим Е. Уайт проводит контраст между проповедованием людской философии и традиций и вдохновенным Словом Божьим.

б. Другие два утверждения являются особым обращением к евангелистам Церкви АСД в контексте необходимости доказывать доктрины, которым они учат, на основании Библии, а не трудов Духа пророчества, так как адвентисты находят их в первую очередь в Слове Божьем.

В. Межрасовые взаимоотношения между белыми и афро-американцами в церквях АСД:

Уважая межрасовые браки, Е. Уайт в 1896 году предостерегала против вступления в такие союзы, так как они неизбежно ведут к «борьбе», «замешательству», «горечи» и «препятствиям» (Рукопись 7, 1896, ср. Письмо 36, 1912, ИВ 343, 344).

С уважением относясь к межрасовым взаимоотношениям в Церкви, Е. Уайт писала в 1903 году своему сыну и невестке, Эдсону и Эмме, которые совершали евангельское служение среди бывших рабов на юге Соединенных Штатов:

а. «Мы не можем быть категоричными в определении своего отношения к данному вопросу. Его необходимо решать по-разному, в зависимости от места и обстоятельств. На юге страны, где расовые предубеждения весьма сильны, мы ничего не смогли бы достичь в деле распространения истины [там], если бы у нас было такое же отношение к проблеме взаимоотношений рас, какое имеет место на севере» (Письмо 202, сент. 11, 1903; 4Р 22, 23, and in «The Color Line», 9СЦ 213-222).

б. «Я думаю, я уже писала, что „цветным“ не следует настаивать на том, что они должны обрести равенство с белыми людьми» (4Р 23).

Внутренний контекст:

а. Е. Уайт не была нетерпимым расистом, как некоторые могли заключить из поверхностного прочтения ее высказываний.

б. Однако существуют потенциально серьезные практические социальные проблемы в повседневной жизни тех, кто вступил в межрасовый брак.

Особенно это сказывается на эмоциональном здоровье детей, рожденных в таком союзе. И свою особую обеспокоенность этим Е. Уайт выразила в «Important Factors in Choosing a Life Companion» (Важные факторы при выборе спутника жизни) (2ИВ 481-484). Е. Уайт была так же обеспокоена теми трудностями, с которыми столкнется Церковь, продвигающая дело Божье, в контексте существующих социальных предубеждений — особенно на юге Соединенных Штатов. Она знала, что в тех областях, где эти предубеждения были особенно сильны, смешивание различных рас во время общественных собраний и социальных событий может помешать евангельской вести достигнуть тех, кто сокрушен.

Внешний контекст:

а. Во время написания этих строк существовали государственные законы, запрещавшие социальное смешивание между белыми и неграми в большинстве южных штатов Америки. Иногда эти запреты распространялись и на межрасовые браки (Закон о смешанных браках).

Относительно таких общественных нравов и принятых законов Е. Уайт и предостерегала членов церкви, чтобы они избегали «вступать в споры» (9СЦ 213); она неоднократно убеждала не поднимать этот вопрос (с. 209, 211, 215) и как можно меньше говорить о нем (с. 206), хотя сама она считала такие законы и обычаи крайне отвратительными. Законы о смешанных браках были признаны неконституционными и аннулированы Верховным судом США к 1967 году.

Обратите внимание, что Е. Уайт заняла позицию, совершенно противоположную позиции Церкви АСД, по отношению к законам США о беглых рабах 1787, 1793 и 1850 годов, предписывавшим гражданам Соединенных Штатов вернуть любого сбежавшего раба их законному владельцу. Она была совершенно согласна с теми законами Северных штатов о личной свободе, которые запрещали государству и местным чиновникам реализовывать законы о возвращении сбежавших рабов. Она участвовала в операциях «подземная железная дорога» и воодушевляла членов Церкви АСД не подчиняться федеральным законам о возвращении беглых.

Вопрос компиляций.

Часто задается вопрос о законности и приемлемости подготовленных тематических компиляций из трудов Е. Уайт из-за возможного неверного представления ее мнения посредством выхватывания его из контекста. Книга «Желание веков» является компиляцией написанного Е. Уайт, подготовленной главным литературным помощником Мэриан Дэвис под личным наблюдением Е. Уайт в 1870-х, 1880-х и 1890-х годах. Книги «Наглядные уроки Христа», «Нагорная проповедь», «Воспитание» и «Служение исцеления» также представляют собой компиляции, составленные во время жизни Е. Уайт и под ее личным контролем.

Е. Уайт и сама сознавала реальную опасность искажения своих взглядов в компиляциях. В течение своей жизни она иногда отказывала некоторым людям, которые просили ее о разрешении подготовить и опубликовать составленные в частном порядке материалы.

Она отвечала членам церкви, обращавшимся к ней за таким разрешением:

«Я отчетливо вижу, что если каждый, кто считает себя в состоянии писать книги, последует воображению, добиваясь того, чтобы наши издательства дали рекомендацию на публикацию их произведений, то множество плевел будет широко разбросано по всему миру. Многие из нашего народа пишут ко мне, горячо убеждая меня дать им разрешение на использование моих трудов, чтобы придать силу темам, которыми они хотят произвести глубокое впечатление на людей.

Это верно, что для предоставления некоторых моих материалов есть причины; но я не стану рисковать, одобряя такое использование свидетельств или санкционируя предлагаемое ими размещение материалов, которые хороши сами по себе. Насколько я знаю, человек, предлагающий это, возможно, способен управлять предприятием, о котором они так мудро пишут; но, как бы то ни было, я отваживаюсь не давать ни малейшего позволения использовать мои произведения так, как они предлагают. В подготовке такого предприятия есть много моментов, которые должны быть согласованы, так как выдержки из свидетельств для подкрепления темы, которая, возможно, поразила автора, могут производить впечатление, отличное от того, которое они производят, если читать их в первоначальном контексте» (The Writing and Sending Out of the Testimonies to the Church, pp. 25, 26, as cited in 1SM 58).

Означают ли эти слова, что Е. Уайт возражала против составления любых компиляций ее трудов, за исключением тех, которые производились под ее личным наблюдением?

а. Подготавливая свое завещание, Е. Уайт поручила своим пяти попечителям выполнить после своей смерти три задачи:

(1.) Содействовать распространению ее трудов на том языке, на котором они были написаны — английском.

(2.) Способствовать переводу и изданию этих произведений на других языках.

Подготовить тематические компиляции ее произведений на различные темы, если в Церкви возникнет необходимость в этом (Francis D. Nichol. Ellen G. White and Her Critics, pp. 674-678).

Центр исследования трудов Эллен Уайт Евро-Азиатского Дивизиона Церкви Адвентистов Седьмого Дня, 2005 год
telegram

Похожие новости

Джон М. Фаулер. Евангелие от Луки

Второй квартал 2015 года представлен Темой «Евангелие от Луки». Автор пособия: Джон М.Фаулер

28.03.15 Субботняя школа
Для дальнейшего исследования темы «История и рассказы»

Бог призывает всех изучать Божественные принципы священной истории, записанной Моисеем под

01.10.10 Субботняя школа
Любовь многогранна. Тема недели «Плод Духа — Любовь»

Любовь, о которой говорит Иисус в наибольшей заповеди, — это самая благородная, самая чистая и

03.01.10 Субботняя школа

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть