Регистрация

Александр Серков - Урок 1. Павел - апостол язычников

Александр Серков 25-06-2017, 21:50 777 Субботняя школа » Александр Серков
0


Новый квартал, новые уроки, новая тема. Мы приступаем к изучению послания Павла Галатам. Это интересная книга, а интерес в том, что она трудная для понимания, но в то же время – очень насущная. В этой книге мы находим самое настоящее Евангелие ко спасению падшего человечества. А это уже не просто интересно, а радостно, перед нами радостная весть. В первом уроке мы не коснемся самого послания. Прежде всего еще раз познакомимся с автором этой книги. В первом уроке мы рассмотрим, как Савл, набожный иудей, гонитель христиан, сам стал христианином и апостолом язычников.

УРОК – 1 ПАВЕЛ – АПОСТОЛ ЯЗЫЧНИКОВ

I Преследователь христиан


Прочитаем текст Писания:

9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;
10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.
11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.
12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.
13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.
14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.
15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лицо его, как лицо Ангела (Деян 6:9-15).


Это история, связанная со Стефаном. Но она сыграла огромную роль в судьбе другой личности по имени Савл. Когда происходила казнь Стефана избиением его камнями, на арене истории появляется наш герой Савл. Мы читаем:

58 И, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла (Деян 7:28).


Членам синедриона не потребовалось много времени, чтобы понять богословский смысл речи Стефана: Израиль виновен; закон имеет лишь временное значение; роль храма тоже преходяща. И, поняв это, они… единодушно устремилась на него, и, выведши за город, стали побивать его камнями. Ибо богохульство подлежало наказанию смертью (Лев 24:16).

Горькая ирония происходившего заключалась в том, что, согласно закону Моисееву, камнями должны были быть побиты еще их отцы, поклонявшиеся «Молоху» (Деян 7:43; сравните Лев 20:2). Юноша по имени Савл разделял чувства тех, кто побивали Стефана камнями. И те, кто совершал казнь, предварительно сложили свои одежды у ног… Савла, чтобы он постерег их.

Далее события, связанные с Савлом, разворачиваются еще более обостренно. В 8 главе мы уже читаем:

2 Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем.
3 А Савл терзал церковь, входя в дома и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян 8:3).


Два эти стиха резко контрастируют друг с другом. С одной стороны - мужи благоговейные, которые погребли… Стефана и оплакивали его, с другой - Савл, «терзающий» церковь. Греческое слово «элим`энето», переведенное как терзал, в Новом Завете встречается только здесь; оно же употреблено в Пс 79:14 (Септуагинта) - по отношению к диким зверям, уничтожающим виноградную лозу» (переведено как «подрывают»). Савл был столь жестоким гонителем христиан, что уподобление его дикому зверю вполне оправдано. Влача мужчин и женщин, он отдавал их в темницу; он подвергал их экзекуции в синагогах и издевался над ними (22:19; 26:11). Особенно, видимо, отличился он в Иерусалиме. Мы читаем:

21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам (Деян 9:21).


Слух о гонителе Савле разнесся по всем окрестностям. Достиг он и Дамаска. Узнавая о поразительном изменении, происшедшем с Савлом, иудеи дивились, что вполне естественно. Употребленное тут греческое слово «экс`истанто» скорее означает «были потрясены, изумлены». Это же слово «экс`истанто» стоит в тексте:

16 Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились (экс`истанто) (Деян 12:16).


II Обращение Савла


История с его обращением описана трижды в книге Деяний апостолов: Деян 9:1-18; 22:6-21 и 26:12-19.

Чем далее за пределы Иерусалима распространялось Благовестие, тем ожесточеннее преследовал Церковь Савл. И так велика была ненависть Савла к последователям Христа, что он пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам. Дамаск не был под контролем Иудеи, Галилеи или Десятиградия. Какое же право имел первосвященник давать указания синагогам в Дамаске? Обычно на это отвечают, что Рим шел навстречу просьбам иерусалимского первосвященника об экстрадиции того или иного лица. Но, может быть, дело было в другом. В то время Дамаск находился под управлением царя Ареты IV (2Кор 11:32). Желая завоевать расположение у настроенных против римлян иудеев, Арета, который сам ненавидел римлян, рад был оказать «любезность» первосвященнику.

На пути в Дамаск случилось нечто: Савл не только услышал голос Господа Иисуса, но и увидел Его. Хотя прямо о том, что Савл видел Христа, не говорится, это подразумевается во фразе: «внезапно осиял его свет с неба». Для последующего апостольства Павла то обстоятельство, что он видел воскресшего Господа, сыграло решающую роль. Он напишет впоследствии коринфянам: «Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? (1Кор 9:1).

Особого значения исполнен вопрос: «что ты гонишь Меня?», так как из него следует, что Христос соединяет Себя со Своей Церковью. Это «Меня», прозвучавшее из уст Господа, впервые дало Савлу проникнуть в то, что означает учение христиан об их пребывании во Христе. Вот почему, когда Анания лгал Петру, он лгал Святому Духу (5:3). Для Луки, как и для Павла, Христос есть Голова тела, которым является Церковь.

Отвечая на вопрос, в ужасе заданный Савлом: Господи! что повелишь мне делать? - Иисус повелел ему: «иди в город и сказано будет тебе, что тебе надобно делать». Это не означало, как думают некоторые, что Анания преподал Савлу учение об оправдании. О том, что ему предстоит возвещать Благую Весть, и делать это ценой страдания, Савлу было сказано Самим Господом на дороге в Дамаск; и Он же открыл ему там истину об оправдании по вере, как это явствует из текста:

17 Избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя
18 открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными (Деян 26:17-18).


Бросается в глаза расхождение между текстами: 9:7 и 22:9. В 9:7 Лукой записано, что люди… шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а в 22:9 евангелист говорит, что они «голоса Говорившего… не слышали». Но это расхождение только кажется расхождением. Здесь надо различать слышание от слушания. В то время, как Савл не только слышал, но и разумел слышимое, знал и Говорившего и то, что говорилось, - спутники его только слышали звук голоса, не понимая ничего из слышимого. Приведу любопытный пример подобного неодинакового восприятия звуков:

28 Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.
29 Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему (Ин 12:28-29).


Подобным же образом, бывшие с Савлом тоже слышали голос, но не понимали значения того, что он произносил. Три дня полной слепоты, поста и молитвы (стих 11) были для Савла временем ожидания того, что Бог обещал сообщить ему (стих 6).

III Савл в Дамаске


Прочитаем текст Писания:

10 В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи.
11 Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится,
12 и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел.
13 Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме;
14 и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое (Деян 9:10-14).


Мы видим - посредством видения Бог наставил Ананию, не имевшего к тому желания идти к Савлу, чтобы восстановить ему зрение. В видении же Господь и Савла предупредил о том, что Анания явится к нему на улицу Прямую, в дом Иуды, где Савл остановился. Прямая улица была одной из двух параллельных улиц Дамаска, ведших от западной стены города к восточной его стене. Заметим, что здесь (в стихе 11) - первая ссылка на место рождения Савла город Тарс.

Интересно и то, что именно в книге Деяний Апостолов верующие впервые названы святыми (стих 13). Церковь с самого начала составляли «отделенные» (греческое слово гаг`иис». Дело в том, что слово «г`агиос» (ед. число) имеет значение не только «святой», но и «посвященный». А посвященный, это и есть отделенный – отделенный или посвященный на какое-либо дело. Христиане посвятили себя на служение Богу, в этом смысле они являются святыми. Из Деян 9:14 следует, что весть о приходе Савла в Дамаск с тем, чтобы преследовать верующих, опередила его, и Анания боялся Савла. И только видение, которое Анания получил, могло убедить его в том, что слышанное им об обращении Савла было правдой, и что теперь враг стал одним из братьев.

Вот так Савл - гонитель церкви, стал Павлом – апостолом язычников.

IV Евангелие для язычников


Прочитаем текст Писания:

19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.
20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.
21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.
26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами (Деян 11:19-21,26).


Эта информация, записанная в книге Деяний Апостолов, имеет решающее значение. Церковь приступает к активному привлечению язычников. Она сама делала первые шаги навстречу необрезанным. В своем повествовании Лука возвращается к Стефану, чтобы указать на еще один результат его мученической кончины. Смерть его способствовала проникновению Благовестия в Самарию, где жили полу евреи, полу язычники. Кроме того, это подтолкнуло Савла к еще более жестокому преследованию Церкви (8:3) и в конечном счете к его обращению (9:1-30). Теперь как о третьем результате смерти Стефана мы узнаем о проникновении Благовестия в языческие земли (в Финикию, на Кипр и в Антиохию).

Из этого повествования мы узнаем об Антиохии, город, который находится в Сирии. Название «Антиохия» носили 16 древних городов, но Антиохия Сирийская была городом в Римской империи третьим по значению (после Рима и Александрии). Построенный на реке Оронт (километрах в 25 вглубь континента), он был известен как Антиохия-на-Оронте. Искусно спланированный и красиво расположенный, этот город был важным торговым центром; в нем процветала крупная еврейская община.

Однако и развращенностью своей славилась Антиохия-на-Оронте в древнем мире, в значительной мере по причине ритуальной проституции, сосредоточенной вокруг местных храмов. Но несмотря на это именно Антиохии предстояло стать «опорным пунктом» для апостола Павла в его миссионерских путешествиях.

Церковь в Антиохии стала бурно расти, это непременно привлекло внимание «матери-церкви» в Иерусалиме. Ранее из Иерусалима апостолы посылали Петра и Иоанна в Самарию, чтобы удостовериться в правильности служения Филиппа. Теперь иерусалимские святые поручили Варнаве идти в Антиохию, расположенную километрах в 500 на север от Иерусалима. То, что выбор пал на Варнаву, было мудро и имело важное значение. И вот почему.

Во-первых, он, как и некоторые из упомянутых благовестников, был родом с Кипра (4:36; 11:20). Во-вторых, он был щедрым человеком (4:37), расположенным думать о нуждах других людей. И в-третьих, он был человеком мягким и добрым, как это следовало из самого прозвища его (4:36) и из свидетельства о нем Луки: «Ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры. И приложилось довольно народа к Господу» (Деян 11:24).

Варнава не мог не прийти к выводу, что благодать Божия в самом деле действует в Антиохии, и возрадовался, и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем.

Христианская работа в Антиохии принимала такие масштабы, что Варнава нуждался в помощнике, и Савл был самой подходящей кандидатурой. Целый год служили Варнава и Савл в Антиохии, уча немалое число людей. И все это время Церковь продолжала расти численно. Ученики Иисуса именно в Антиохии в первый раз стали называться христианами. Слово «христианин» лишь еще дважды встречается в Новом Завете: в Деян 26:28 и в 1Петр 4:16. Это свидетельствует о том, что люди, которые стали называться им, выделились в особую группу. Церковь все более и более отрывалась от иудаизма.

V Проблема, связанная с язычниками


Прочитайте 10 главу Деяний апостолов. Здесь Лука со всеми подробностями описывает эту проблему. В частности, описывает он опыт, связанный с Корнилием и последующую реакцию на этот опыт со стороны христиан из иудеев.

Проблема с полотном, которое видел в видении Петр, и тех нечистых животных, которые находились в нем, а особенно слова: «встань, Петр, заколи и ешь» - являются и сегодня проблемой в христианском мире. Многие опираются на эти слова, как позволение употреблять в пищу мясо всех животных без разбора. И прилагают к этой еретической идее вот этот текст:

4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением (1Тим 4:4).


При этом они забывают прочитать следующий за 4 текст 5. Цитирую и его:

5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.


Поэтому, то животное, которое освящается словом Божиим, о нем можно и молиться, и оно хорошо и не предосудительно и принимается с благодарением. Это одна проблема, но в ранней церкви возникла и другая проблема: как быть с язычниками, которых крестили и принимали в церковь? Этот вопрос уже посложней. Прочитаем текст Писания:

1 Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись.
2 Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим.
3 Итак, быв провожены церковью, они проходили Финикию и Самарию, рассказывая об обращении язычников, и производили радость великую во всех братьях.
4 По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили все, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам.
5 Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев (Деян 15:1-5).


Прибыв в Антиохию Сирийскую, откуда они начали свое миссионерское путешествие, Павел и Варнава воспользовались возможностью собрать верующих и рассказать им «все, что сотворил Бог с ними, и как Он отверз дверь веры язычникам» (Деян 14:27). Пока апостолы совместно со служителями и рядовыми членами Антиохийской церкви ревностно трудились, обретая новые души для Христа, некоторые верующие - иудеи «из фарисейской ереси» - подняли вопрос, который вскоре привел к долгим спорам в церкви и напугал верующих из язычников. Эти иудействующие учители самоуверенно заявляли, что, если язычники хотят спастись, они должны обрезываться и соблюдать весь обрядовый закон.

Павел и Варнава энергично воспротивились этому новому учению, протестуя против такого давления на язычников. С другой стороны, многие уверовавшие иудеи в Антиохии присоединились к мнению братьев, недавно пришедших из Иудеи.

Обращенные иудеи не желали полностью следовать переменам, которые происходили по Божественному провидению. Работа апостолов среди язычников давала все основания считать, что число обращенных язычников намного превысит число обращенных иудеев. Иудеи боялись, что, если соблюдение ограничений и обрядов в соответствии с их законом не станет обязательным условием церковного членства, национальные особенности иудеев, до сих пор отличавшие их от всех других народов, в конце концов будут утрачены в многонациональной массе людей, принявших Евангелие.

Видите, вопрос стал так, что церковь толкали впасть в одну крайность: язычникам, да и иудеям нового поколения, навязывалось соблюдать всю ветхозаветную церемониальную систему, которая со смертью Христа потеряла всякий смысл и значение. Что мы наблюдаем сегодня в христианстве? Современное христианство впало в другую крайность: вместе с церемониальными законами отбросили санитарный закон и закон Божий, написанный Им Самим.

Павел не впадал ни в ту, ни в другую крайность. Он как бы родился заново, поняв миссию Спасителя как Искупителя всего человечества - и иудеев, и язычников, понял разницу между живой верой и мертвым формализмом. В свете Евангелия древние обряды и церемонии, данные Израилю, приобрели новое и более глубокое значение, потому что свершились события, тенью которых они являлись, и люди, жившие в эпоху распространения Евангелия, были свободны от их соблюдения. Однако Павел по-прежнему соблюдал как по букве, так и по духу неизменный Закон Божий, состоящий из десяти заповедей.

Заключение


Итак, встреча Савла с Иисусом по дороге в Дамаск была определяющим моментом в жизни Савла и в истории ранней Церкви. Бог обратил бывшего преследователя и сделал его Своим избранным апостолом, который понес Евангелие в мир язычников. Однако некоторым сложно было воспринять факт, что Павел крестил язычников только по вере, не требуя обрезания и исполнения закона Моисея. Поэтому они противились деятельности Павла. Это яркий пример того, как стереотипы, предубеждения и предвзятые мнения могут помешать нашему служению.

Похожие новости

Преследователь христиан - Тема недели «Павел — апостол для язычников»

Савл из Тарса впервые упоминается в Книге Деяния святых Апостолов как один из свидетелей избиения

25.09.11 Субботняя школа
Тема недели «Павел — апостол для язычников»

Понять Савла из Тарса, гонителя Церкви Иисуса Христа (ставшего после обращения апостолом Павлом), и

24.09.11 Субботняя школа
Тема квартала - Евангелие в Послании к галатам

Послание Павла к Галатам по праву сравнивают с духовной «бомбой». Ни одна другая книга Библии,

24.09.11 Субботняя школа

Добавить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

2009-2017 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Яндекс цитирования
Закрыть