Регистрация

Александр Серков - Урок 5. Вера в Ветхом Завете

Александр Серков 21-07-2017, 09:05 1 836 Субботняя школа » Александр Серков
0


Почему мы должны заглянуть в Ветхий Завет, чтобы понять тему оправдания по вере? В Ветхом Завете заложена концепция этой темы. В этом уроке нам предстоит понять, как и на чем строилось представление об искуплении и оправдании по вере в Ветхом Завете.

I Несмысленные галаты


Прочитаем текст Писания:

1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере? (Гал 3:1-5).


Да, тон у Павла откровенный и строгий: «О, несмысленные Галаты!» Хотя Павел был воспитан в строгих иудейских традициях, приняв Христа, он полностью изменился. Он стал посланником Божьим, проповедуя Евангелие распятого Христа. Он отказался от всяких речей, учения, философии, которых придерживался в прошлом, ради новой жизни во Христе. Павел упрекает верующих в Галатии и называет их неразумными. Это означает, что их знаний и понимания ситуации недостаточно, особенно в том, что касается работы, совершаемой Христом в верующих. Члены церкви в Галатии стали вести себя неподобающе. Они не соглашались, чтобы Дух Божий действовал в них. Они забыли, что были искуплены воскресшим Спасителем.

Главный момент, о котором говорит Павел, заключается в том, что «мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры» (Гал 5:5). Отрывок Гал 3:1–5 должен указать каждому христианину, в каком направлении нужно двигаться, чтобы обрести праведность. В этом тексте Павел пытается помочь верующим осознать неразумность их действий. Своими поступками члены церкви отрицают то, что Христос совершил на кресте. Они не допускают Духа в свою жизнь. Они забыли, что, становясь христианами, получают новое звание. Чтобы стать христианином, человеку всегда требуется влияние Духа Христа. Как христиане вы уже не принадлежите сами себе, вы были куплены Христом и приобретены Его Духом.

Принимать учение, провозглашавшее фактически, что смерть Христа не была необходимой (2:21), шло вразрез со здравым смыслом. Казалось, будто кто-то околдовал галат, что они подпали под влияние злых сил. Однако им и в этом не было бы извинения - ведь Спаситель был ясно запечатлен перед ними, как бы распятый у них на глазах. Павел так убедительно и наглядно проповедовал в Галатии распятого Христа, что, казалось бы, после этого никак невозможно было перевести взор с Креста на закон. Тем не менее, так поступали галаты, и в этом им не было извинения.

С целью убедительно показать, что Бог требует от человека только веру и ничего более, Павел ставит четыре вопроса.

Первый вопрос. Каким образом вы получили Духа: через дела ли закона или через наставление в вере? Этим риторическим вопросом Павел напоминает галатам о том времени, когда они, обратившись ко Христу, получили Духа Святого. Таким образом Павел не ставит под сомнение сам факт их спасения, но призывает их подумать над тем, как или каким образом были они спасены и получили Духа Святого - верою или на основании дел? Конечно же, верою. Услышав Павлово благовестие, приняли его и получили Духа, хотя они, будучи язычниками вообще не имели никакого отношения к закону Моисея.

Второй вопрос. Каким образом вы собираетесь освящаться? Предполагая тот ответ на первый вопрос, что галаты сделались христианами по вере, Павел далее спрашивает у них, настолько ли они неразумны, что думают, начав свою христианскую жизнь посредством веры, продолжать ее, достигая духовного совершенства совсем другим путем, а именно - делами? Как раз это и предлагали им иудаисты. Галатийские верующие, возможно, полагали, что соблюдение древнего закона поможет им преуспеть в духовной жизни, но они ошибались.

Третий вопрос. Неужели вы напрасно страдали? Этот вопрос относит их к преследованиям, которым подверглись в Галатии и апостолы и новообращенные. Пережив тяжелые испытания в конце своего первого миссионерского путешествия, Павел и Варнава предупреждали уверовавших галат, что и их ожидают гонения за Христа. По-видимому, эти гонения вскоре и начались, и вот теперь Павел напоминал о них галатам, замечая, что коль скоро они поворачиваются от благодати к закону, то не расписываются ли тем самым в ошибочности своей прежней позиции, а, следовательно, и в том, что потерпели без пользы. Апостол не хотел верить, что это действительно так.

Четвертый вопрос. На основании чего Бог совершал чудеса? Согласно книге Деяний Апостолов (14:3, 8-11) Бог Своею силою совершал среди галат чудеса. Любому было понятно, что эти сверхъестественные события происходили не потому, что галаты исполняли дела закона, а в результате того, что через наставление они приходили к вере. Галаты попросту не знали тогда закона, а Павел проповедовал им, что оправдание человек получает верою.

II Укорененные в Писании


Прочитаем текст Писания:

6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы (Гал 3:6-8).


Иудаисты считали, что Ветхий Завет на их стороне, особо ссылаясь на Моисея как на своего учителя. Однако Павел заглядывает дальше вглубь веков, привлекая внимание галат к Аврааму. Каким образом мог быть оправдан он, отец еврейского народа? Ответ прост и ясен. На основании Быт 15:6 Павел заявляет: «Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность». Бог вменил Аврааму в праведность его веру в то, что Он силен исполнять Свои обещания, и так патриарх получил оправдание - прежде, чем подвергся обрезанию (Быт 17:24). Как же могли иудаисты утверждать, что обрезание имеет важное значение для принятия человека Богом?

Нанося сильнейший удар по иудаистам, Павел связывает прошлое с настоящим и заявляет, что, подобно тому, как Авраам был спасен по вере, по вере спасены и те, которые ныне называются сынами его. Он сам и его духовные наследники - как евреи, так и язычники, - все провозглашаются праведными по вере. И такое заключение находится в полном соответствии с ветхозаветными Писаниями, в которых говорится: «в тебе (Аврааме) благословятся все народы» (Быт 12:3). Значит, оправдание необрезанных язычников было уже предусмотрено Богом в перспективе, раз Бог «предвозвестил» (буквально – «объявил эту благую весть») Аврааму.

Нельзя упускать из виду, что, говоря о Писании, которое «предвозвестило», Павел имеет в виду, что это предвозвестил Бог, т. е., под словами Библии он понимает слова Бога. Эти и другие подобные тексты содействуют вере в то, что Писание - абсолютно и полностью Боговдохновенно.

И наконец апостол завершает эту часть дискуссии с подразумеваемыми лжеучителями заявлением, что, хотя «провидение (другим словом «предвидение») Бога и Его условие оправдания относятся ко всем народам, благословение оправдания получают только верующие. Павел, таким образом, указывает на то, что Божие «провидение» может и не совпадать с человеческим принятием Его предложения.

Противники Павла явно выражали, что он не считается с писаниями Моисея, которым они придавали преувеличенное значение. Встретив их теперь на их собственном основании, Павел цитирует из писаний Моисея в доказательство своего положения. В самом деле опыт Авраама - которым они хвалились - являлся примером, которому верил Павел и который должен стать опытом всех христиан. В Рим 4:1-3 Павел цитирует то же место Священного Писания, как доказательство, что Авраам получил оправдание верой, а не через дела. Если это было истинным в отношении Авраама, оно должно быть истинным и по отношению к его потомкам (Гал 3:7), и вдвойне истинным его духовным детям (3:14, 26-29). Важность этой точки зрения заключается в преимуществе веры над законом, как средством достижения праведности. Бог рассматривал Авраама праведным человеком. Его дела ничего не сделали для достижения этого благосклонного доверия в книгах неба. Бог просто предложил ему это, и он принял верой, убеждённый, что Бог имел в виду точно то, что сказал. Его собственные усилия никогда не могли бы достигнуть этого благословенного положения.

Вера не удовлетворяет требований закона, потому что закон требует совершенного послушания. Посему, если кто-либо оправдан верой, это должно произойти на основании какого-либо другого принципа, чем дела закона. Засчитать праведным, означает быть прощённым и допущенным к благодати Божией. Человек не может заслужить дар праведности Христа; он не может требовать её на основании своих заслуг. Божественная благодать сделала возможным для справедливого Бога считать раскаявшихся грешников праведными.

III Признанный праведным


Прочитаем текст Писания:

6 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность (Быт 15:6).


Ап. Павел использовал этот стих как краеугольный камень, на котором он воздвиг учение об оправдании через веру (Рим 4:3; Гал 3:6). Хотя возможность для Аврама иметь детей со времени первого обетования Божия с увеличением его возраста всё уменьшалась и уменьшалась, однако, он без колебания твердо верил в Слово Божье, что оно исполнится. Еврейская глагольная форма слова «(он) поверил» «хэ`эмин» происходит от одного и того же корня, что и слово «`амэн» (аминь), имеющее значение «верно, истинно», которым мы подтверждаем наше желание, чтобы молитва была услышана и исполнена. Приведенный глагол выражает полную веру в силу Божию и Его обетования. Глагол также показывает, что вера Аврама не была случайной, но что в ней было видно постоянство характера. Он верил непоколебимо.

Но не вера Аврама и его детское доверие Богу сделали его праведным, а Господь вменил это ему в праведность. Вера и оправдание – эти два важнейшие понятия соприкасаются здесь впервые. Очевидно, Аврам не был праведным, пока Бог не вменил ему праведность. Если не было этой праведности у Аврама, то ее не было ни у кого из людей. Аврам был грешником и нуждался в искуплении, как и всякий человек. Но когда ему была вменена праведность, тогда были проявлены милость и благодать, в результате чего стало возможным прощение греха и воздаяние за праведность.

Здесь впервые заостряется особое внимание на огромном значении веры и в первый раз упоминается о вмененной праведности. Начиная с этого места, оба эти важнейшие понятия проходят через всю Библию и находят в писаниях ап. Павла исчерпывающее разъяснение.

IV Евангелие в Ветхом Завете


Прочитаем текст Писания:

1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе;
2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;
3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные (Быт 12:1-3).


С этого времени Аврам – герой Библейского рассказа, изложенного в книге «Бытие». Здесь впервые мы узнаем о явлении Бога Авраму, хотя из Деян 7:2 нам известно о том, что Бог являлся ему и раньше. Слова Господа начинаются с повеления, затем они переходят в обетование и оканчиваются благословением. Эти три признака являются характерными для всякого откровения Бога человеку. Свои обетования Бог исполняет и Его благословения изливаются только тогда, когда люди повинуются Его повелениям.

Призыв Господа требовал от Аврама полного разрыва с его прошлым. Он должен был не только покинуть страну междуречья, Мессопотамию, где был Ур и Харран, но оставить дом отца своего, чтобы больше никогда не возвратиться к своим соотечественникам. Это было суровым испытанием. В Харране и Уре процветала одинаковая культура. Все это изменится сразу же, когда он выйдет из страны междуречья и совершит переход в пределы земли Ханаанской. Вместо плодородных пастбищ он найдет лесистую горную страну. Вместо того, чтобы жить ему среди родственников и высоко развитых семитских племен, он будет обитать среди потомков Хама, материальная и культурная жизнь которых гораздо ниже семитов. Если учесть еще, что Авраму в это время было 75 лет, то можно понять, что предпринять такое решение для него было нелегким.

Кроме повеления выйти, сразу же прозвучали слова благословения с обещанием великого народа, который произойдет от него. И тут же вера Аврама подверглась испытанию. Он недоумевал, каким образом исполнится обетование о населении Ханаана его потомками, поскольку он был бездетным в преклонном возрасте. Только око веры, направленное на обетования Божии, может проникнуть в будущее и видеть то, что плотские глаза видеть не могут.

Это обетование включало в себя как временные, так и духовные благословения. Одно из духовных благословений, которое получил Аврам, это оправдание через веру. Истинное величие Авраама зависело от исполнения заповедей Божьих и сотрудничества с Его Божественным намерением. Строители Вавилона мечтали сделать себе имя наперекор воле Божьей, но ни одно из их имен не дошло до нас. Авраам, напротив, должен был в простоте сердца идти туда, куда Бог направлял его, и таким образом его имя было возвеличено. Имя «Авраам» - распространенное имя и сегодня. И миллионы иудеев, магометан и христиан в прошлом считали его своим именем, и по сей день они смотрят на Авраама, как на своего праотца.

Благословение, которым благословил Бог Авраама, было залогом дружбы. Обиду и зло, причиненные Аврааму, Бог рассматривал как Свои собственные и обещал ему поддерживать его; его друзей считать Своими друзьями, и его врагов – своими врагами. Авраам был «другом Божьим» (Иак 2:23). Если после грехопадения земля была проклята непослушанием одного (Рим 5:12), отныне все племена земные должны получить благословения благодаря послушанию одного, кто был найден верным. Так духовные дети Авраама – христиане – пользуются сегодня благословением, данным ему (см. Гал 3:8, 23). Благословение, которого он удостоился, в конечном итоге соединит отделенных друг от друга детей земли и обратит проклятие, изреченное над землей вследствие греха в благословение для всех людей. Все дальнейшие благословения, данные патриархам и Израилю, либо разъясняли, либо подтверждали обетование о спасении, предлагаемом Богом всему человеческому роду в первом обетовании Аврааму.

Приводя историю Авраама как единичный пример истинной веры, Павел дает понять, что каждый из нас может жить жизнью веры. И Бог страстно желает, чтобы мы воспользовались такой возможностью. История Авраама помогает нам понять, как следовать вместе с Богом по пути веры, на котором Он может открыть Себя, Свои обетования и желания каждому из нас.

Следует обратить внимание на три момента: Библия сообщает, что Бог говорил с Авраамом (см. Быт12:1,4; 13:14), предстал перед ним (см. Быт 12:7), а также явился ему в видении (см. Быт 15:1). В этих отрывках мы видим методы откровения, постепенное раскрытие информации, а также усилия Авраама в принятии поразительных обетований.

Центральным элементом истории Авраама является то, что жизнь веры — это не просто вера в Бога, это отношения с Богом. Верой мы раскрываем свои разум и сердце, чтобы начать личные отношения с Господом. Бог говорит с каждым из нас таким образом, который мы способны лучше воспринять: через природу, советы, знаки, сны. Эти отношения бросают вызов человеческой логике и ожиданиям, и их нельзя доказать научными рассуждениями, разумными доводами или совместным изучением человеческого опыта. В истории Авраама мы видим, что Бог постепенно раскрывает информацию о Своем обетовании. Сначала Бог пообещал Аврааму землю и потомство. По прошествии времени Бог уточнил Свое обетование, сообщив, что у Авраама родится сын от Сарры. Можно задать множество вопросов относительно этой истории. Они помогут направить в нужное русло наше стремление жить жизнью веры. Вот хотя бы некоторые из вопросов:

1.Как в истории Авраама отражена идея прогрессирующего откровения?

2.Почему Божьи обетования раскрываются постепенно на протяжении определенного временного отрезка?

Божье обетование Аврааму о том, что он станет отцом великого народа, противоречило человеческой логике и здравому смыслу. Ведь этот народ должен был произойти от сына Сарры, давно утратившей способность к деторождению. Но Авраам не побоялся поверить в это. В жизни Авраама мы видим его опыт веры. Годы проходят, Авраам стареет. Временами он принимает малодушные решения. К примеру, говорит полуправду фараону относительно Сарры, боясь погибнуть, хотя Бог пообещал, что он будет жить и станет отцом великого народа. Потом пытается перехватить инициативу у Бога, вступая в связь с Агарью, результатом чего стало рождение Измаила. В этих элементах истории заключена великая надежда для нас. Несмотря на все «проступки» Авраама, Павел называет его примером истинной веры. Мы можем черпать смелость из этих слов, зная, что призваны возрастать в вере, даже если сталкиваемся с трудностями и ошибаемся.

Первый аспект, на который следует обратить внимание в этой истории, — динамика отношений между Богом и Авраамом. Как мы можем научиться у Авраама послушно внимать гласу Божьему? Второй аспект — прогрессирующий характер откровения Бога и Его обетований. Мы ясно видим, что Божьи обетования Аврааму со временем становятся все более конкретными и содержательными. Что это говорит нам о жизни веры и о взаимоотношениях с Богом? Третий важный элемент данной истории — свидетельство самой жизни Авраама в соответствии с Божьими обетованиями. Что мы узнаем о готовности Авраама верить вопреки всем сомнениям? В конце концов, от него ожидалась вера в обещания, которые в человеческом понимании выглядели невыполнимыми.

V Искупление от проклятия


Прочитаем текст Писания:

23 Потому что все согрешили и лишены славы Божией (Рим 3:23).
13 Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе (Гал 3:13).


Павел напоминает своим читателям, что каждый человек нуждается в Божьей благодати и спасении. Для нас, грешников, в Царстве Божьем нет места. Однако, принимая Христа и веря Его обещаниям, мы восстанавливаем свои отношения с Богом. Он больше не вспоминает о нашем греховном прошлом, пока мы верим во Христа и позволяем Ему контролировать нашу жизнь. Кровь Христа стала совершенной жертвой, принесенной в уплату за наше спасение. Когда мы принимаем Христа, наша жизнь меняется, так как Святой Дух начинает направлять нас на путь праведности. Так же, как Бог освободил народ израильский из египетского плена и ввел в новую землю, Христос искупил нас Своей кровью, сделав новой личностью. Это означает, что грех и смерть уже не имеют над нами силы. Во Христе мы примирились с Богом. Вера во Христа помогает нам осознать, что совершила в нашей жизни сила искупления:

1. Наши грехи прощены (см. Ефес 1:7). Своей смертью Христос омыл нас от греха и примирил с Богом. Со стороны Бога это было проявлением милости к Своим детям.
2. Мы получили дар вечной жизни (см. Откр 5:9-10). Благодаря искуплению мы обретаем вечную жизнь. Будучи грешниками, мы заслуживаем вечную смерть. Однако Бог по Своей бесконечной любви подарил нам шанс обрести жизнь. Мы получаем этот дар не из-за каких-либо своих добрых дел, а потому что верим во Христа.
3. Мы обретаем отношения с Богом (см. Рим 5:17). Грех искажает нашу связь с Богом. Однако, когда мы принимаем Христа как своего Спасителя, Он возвращает нас в лоно царской семьи в небесной стране.
4. Благодаря этому Святой Дух может обитать в нас (см. 1Кор 6:19-20). Если мы нечисты, Святой Дух не может в нас поселиться. Впуская в свою жизнь Христа, мы позволяем Духу руководить нами.

Мы согрешили и тем самым заслужили, чтобы гнев Божий излился на нас. Однако благодаря искуплению мы становимся новым творением. Именно искупление дает нам возможность твердо смотреть в лицо бедствиям и скорбям этого мира, зная, что впереди нас ждет лучшая жизнь.

Положительный аспект развиваемой Павлом мысли подчеркнуто выражен в том, что для всех, кто нарушил закон и подпал таким образом под осуждение им, имеется надежда. Но не в человеке она, а во Христе, Который искупил нас от клятвы закона. Однако каким образом Христос искупил нас? Павел отвечает: сделавшись за нас клятвою.

Это прямое, сильно звучащее утверждение заместительного искупления как совершившегося факта: Христос понес на Себе кару всех повинных в нарушении закона. Таким образом клятва закона была перенесена с грешников на Христа, Который один был безгрешным (1Петр 3:18), и потому был в состоянии освободить людей от упомянутого проклятия.

В приводимой апостолом в подтверждение цитате из Втор 21:23 содержится указание на то, что в ветхозаветные времена преступников вначале казнили (обычно побивали камнями), а затем вешали на столбе - в знак отвержения их Богом. Казнь Христа на кресте была свидетельством того, что Он подпал под Божие осуждение.

Именно характер Его смерти и доныне мешает евреям верить в Него, и так будет до тех пор, пока они не поймут, что Он понес на Себе проклятие, предназначавшееся им (Ис 53).

Заключение


Итак, мы должны руководствоваться Священным Писанием во всех аспектах своей жизни. Нам необходимо знать, чему оно учит нас, и, изучая Библию каждый день, просить Святого Духа помочь использовать открытые нами истины в своей повседневной жизни. Таким образом, имея благословение Божье, мы сможем жить, взирая на свет, исходящий от Божьего Слова.

telegram

Похожие новости

Обетование и закон - Тема недели «Оправдание и закон»

Все мы — и иудеи, и язычники — нарушили закон и, следовательно, нуждаемся в том же, в чем нуждался

27.07.10 Субботняя школа
Утвержденный закон. Тема недели «Оправдание и закон»

Таким образом, любое утверждение, что вера «уничтожает» закон, ложно; спасение верой было

25.07.10 Субботняя школа
Вера и дела - Тема недели «Оправданные верой»

Дела закона не могут искупить прошлых грехов. Оправдание нельзя заслужить. Его можно получить

22.07.10 Субботняя школа

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть