Регистрация

Александр Серков - Урок №1. Апостол Павел в Риме

Александр Серков 2-10-2017, 22:40 698 Субботняя школа » Александр Серков
0


Мир вам, мои дорогие сестры и братья, мои интернетчитатели и интернетслушатели! Вступая в четвертый квартал этого года, нам предстоит на уроках субботней школы рассмотреть еще одну книгу апостола Павла. Однако, хотя книга другая, но мысль продолжается, только теперь уже Евангелие не галатам, а римлянам. Здесь еще более остро Павел раскрывает концепцию спасения, а именно спасение по благодати, а не по делам.

Это послание является одним из лучших образцов древней литературы, написанных в эпистолярной форме, причем не только среди посланий самого апостола Павла или новозаветных Писаний, но и в древней литературе в целом. Его всегда ставят первым в списке посланий апостола Павла, хотя по времени оно и не было написано прежде других. И это свидетельствует о значении его с точки зрения, как темы, так и содержания. Возможно, посланию этому придавалось особое значение и потому, что первые его читатели жили в столице могущественной Римской Империи.

Мартин Лютер, молодой профессор богословия, полтысячелетия тому назад с достоинством оценил шедевр этой книги. Она перевернула его понимание вопроса спасения; и те 95 тезисов, которые он опубликовал, дали начало протестантской Реформации во всем мире. Лютер бросил протест Риму, как рассаднику богословского извращения. Что примечательно, уже во дни первых христиан был повод ставить вопрос спасения именно в римской церкви; и Павел посвятил ей свое послание.

Стоит ли нам, живущим в 21 веке, вновь поднимать тему об «оправдании верой»? Может за пятьсот лет она уже достаточно укоренилась в сознании протестантских христиан? Я думаю – стоит, тема оправдания верой независимо от дел закона, нет, нет, выявляет свою хромоту. Нам раз и навсегда надо уяснить истину, что соблюдаем мы закон не для того, чтобы спастись, а потому что мы спасены. Соблюдение Закона – это неотъемлемая часть любого человека, так как Закон регулирует взаимоотношения как по вертикали, так и по горизонтали.

Итак, наш первый урок в этом квартале:

АПОСТОЛ ПАВЕЛ В РИМЕ.

Эпиграфом к этому уроку мы имеем текст Писания:

«Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире» (Рим.1:8).

Многие свои послания Павел начинает выражением благодарности Богу от имени своих читателей, местами выражает желание встретиться с ними. Павел замечал, и с радостью поощрял успехи, достигнутые некоторыми из верующих в своём христианском возрастании, несмотря на то, что они заслуживали и порицания. Таким образом, он воодушевлял верующих и побуждал с большим вниманием и уважением прислушаться к его наставлениям.

I Историческая обстановка возникновения римской церкви и послание Павла ей.


Начнем с исторической обстановки написания этого послания. Очевидно, послание Римлянам было написано Павлом в Коринфе, во время его трёхмесячного пребывания в этом городе, когда он совершал своё третье путешествие. Многие богословы полагают, что это путешествие имело место зимой 57-58 гг., другие же называют более раннюю дату. Упоминание Павлом Гаия и Ераста (Рим. 16:23), а также его рекомендация Фивы, которая, по его словам, оказала большую помощь церкви г. Кенхрейи, морского порта к востоку от Коринфа (Рим. 16:1), указывают на то, что послание было написано именно в Коринфе. После окончания этой миссии он намеревался посетить Рим, а оттуда продолжить путешествие в Испанию (Деян. 19:21; Рим.15:24, 28). До сих пор он ни разу не имел возможности посетить христианскую церковь в столичном городе Римской империи, хотя часто имел желание исполнить это своё намерение (Рим. 1:13; 15:22). Теперь же он был уверен, что завершил свою миссионерскую деятельность в Азии и Греции (гл. 15:19, 23) и горел желанием, чтобы поддержать евангельскую работу в Италии и ввести Христианство в Испанию (см. ДА 373). С этой целью он желал преподать верующим в Риме своё благословение и внести в их среду дух согласия и сотрудничества. Поэтому, прежде чем отправиться к ним, он написал им послание, в котором убедительным и ясным образом изложил великие принципы Евангелия.

Но тут же возникает весьма серьезный вопрос: если к тому времени, как Павел писал это послание, лично в Риме он еще не был, то как появились там христиане? В свете того, что апостол пишет в 15:20, а именно, что его целью было благовествовать там, где имя Христа еще не было проповедано, представляется, что и никто другой из апостолов не достиг еще к тому времени Рима. В частности, и Петра не было в ту пору в Риме - иначе как объяснить, что его имени нет среди тех, кому Павел передает приветы (16 гл.)?

Вот возможный ответ на вопрос об основании церкви в Риме: в толпе, на глазах которой совершилось чудо в день Пятидесятницы в Иерусалиме, и которая слышала проповедь Петра, были, как известно, «пришедшие из Рима» (Деян. 2:10); некоторые из них, вероятно, оказались среди 3000 обращенных в тот знаменательный день. Они-то и вернулись в Рим верующими в Иисуса Христа и стали распространять евангельскую весть.

Затем и другие верующие могли переселиться в этот город, поскольку столица влекла к себе людей со всей империи. Многие съезжались в Рим по деловым и другим соображениям. Безусловно, влияние Павла на формирование этой церкви имело свое место, но косвенно. Среди римских верующих многие обратились ко Христу под его воздействием или были его помощниками в миссионерской работе в разных частях империи. Именно поэтому Павел считал «своей» христианскую общину в Риме, о чем и свидетельствует его послание.

Хотя Павел ни разу не упомянул города, в котором в то время находился, нет сомнения, что письмо это он писал из Коринфа, восточной гаванью которого была Кенхрея (16:1). Послание было написано в конце его третьего миссионерского путешествия. Из Коринфа Павел отправился в Филиппы, где оставался на Пасху и Дни опресноков (Деян. 20:6), намереваясь попасть в Иерусалим ко дню Пятидесятницы (Деян. 20:16). Таким образом Послание Римлянам было написано им или в конце зимы, или в начале весны, в 57 или 58 году.

Что послужило поводом для написания этого послания? Намечалась поездка Фивы в Рим (Рим. 16:2), и Павел готов был воспользоваться этим случаем и передать с ней письмо. Но это больше повод и представившийся случай, но главная, по-видимому, причина состояла в том, чтобы сообщить тамошним верующим о своем намерении посетить Рим после того, как он побывает в Иерусалиме (15:24,28-29), и тем самым подготовить римскую общину к своему прибытию.

Верующие в Риме всегда были дороги Павлу, и он постоянно о них молился (Рим. 1:9-10); теперь, наконец, его желание посетить их и послужить им должно было осуществиться. Потому-то и хотел апостол заранее известить их о своих планах, чтобы и они молились об их исполнении (15:30-32).

Вторая цель заключалась в том, чтобы более полно и подробно объяснить римским верующим сущность Евангельской вести, которую он проповедовал. Так что в этом послании апостол Павел осуществил то, что хотел бы сделать Иуда: «писать вам об общем спасении» (Иуд. 1:3). Вполне возможно, что Иуда не стал писать на эту тему как раз потому, что Павел уже сделал это.

Послание Римлянам, несомненно, содержит достаточно полное и логическое изложение плана Бога по спасению человечества - начиная от осуждения человека за грехопадение и до завершения этого плана, которым предусмотрено вечное пребывание в присутствии Божием тех людей, которые уподобятся Сыну Божьему, Господу Иисусу Христу.

II Желание Павла посетить Рим


Третья цель или причина не является столь очевидной, как первые две. Она, очевидно, связана была с напряженными отношениями, возникшими в римской христианской общине между евреями и язычниками, и даже с возможным конфликтом между ними. Апостола Павла буквально преследовали иудаисты, которые, идя за ним из города в город, старались посеять в его новообращенных сомнение в свободе, данной им Евангелием (Гал. 5:1). Классическим, хотя и не единственным ответом Павла иудаистам, является его послание Галатам.

Примерно в то же время, когда было написано послание Римлянам, нападки иудаистов на апостола приняли характер физического насилия (Деян. 20:3). Успели или нет иудаисты прийти в Рим прежде Павла, судя по его Посланию Римлянам, разногласия между евреями и язычниками носили в имперской столице достаточно серьезный характер.

Апостол не становится на какую-то одну сторону, но тщательно анализирует возникшую проблему с обеих, так сказать, точек зрения. С одной стороны, он подчеркивает исторический и хронологический приоритет иудеев: «во-первых, иудею, потом и эллину» (Рим. 1:16). Он говорит и о преимуществе «быть иудеем», объясняя причины этого преимущества (Рим. 3:1-2; 9:4-5).

Но с другой стороны, он указывает, что, поскольку существует только «один Бог» (3:30), то Он, конечно же, Бог не только иудеев, но и язычников (Рим. 3:29). Да, евреи имеют «преимущества», но и как бы и не имеют их, потому что «как иудеи, так и эллины - все под грехом» (Рим. 3:9), а потому и те, и другие могут спастись только верою в Господа Иисуса Христа и в Его искупительную жертву.

Подоплекой темы напряженности между иудеями и язычниками, которая проходит через все это послание, является глухо звучащее сомнение в великодушии, мудрости и справедливости Бога, как проявляются они в Его плане спасения человечества. Вслух на Бога не роптали, но ропот этот подразумевался. Вот почему послание Римлянам явилось более чем изложением Павлом его «Евангелия благодати Божией» (Деян. 20:24) и более чем провозглашением Божественного плана спасения человечества по благодати через веру.

Это - богословско-апологетическое послание, направленное на объяснение как характера Бога, так и Его плана спасения рода человеческого. Павел пишет о Боге: «да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3:26). «О, бездна богатства, премудрости и ведения Божия» (11:33), восклицает апостол и утверждает, обращаясь к своим читателям: «Бог верен, а всякий человек лжив» (3:4).

Из упомянутых выше трех целей послания, в особенности из 2-й и 3-ей, вытекает и его тема. Если сформулировать ее упрощенно и в общих словах, то это - благовествование о Христе (1:16). Говоря же более конкретно, Павел пишет на тему о «правде Божией», которая открывается в этом благовествовании и принимается верою (1:17).

Эта «правда» или праведность, во-первых, присуща Самому Богу и проявляется во всех Его действиях, а во-вторых, эту праведность Бог дает человеку по благодати, через веру. Сюда входит получение человеком как оправдания перед Богом, так и способности ко все более праведной жизни; последнее дается ему благодаря возрождению Святым Духом Божиим и тому, что Дух поселяется в верующем (обновление и освящение).

III Павел в Риме


Прочитаем текст Писания:

«Когда же пришли мы в Рим, то сотник передал узников военачальнику, а Павлу позволено жить особо с воином, стерегущим его» (Деян.28:16).


Апостол, хоть и узник, настолько пользовался доверием у власть имущих, которым был известен, что получил разрешение жить особо с воином, стерегущим его. Жил он в доме, который снимал (стих 30).

Вы можете прочитать до конца эту главу. Своего апогея книга Деяний Апостолов достигает в заключительных стихах (обратите особое внимание на стихи 17, 24), из которых узнаем о еще одном отвержении благовестия иудеями и об обращении Павла к язычникам (стих 28). Как обычно, вначале апостол обратился к Иудеям (сравните 9:20; 13:5,14; 14:1; 17:2,10,17; 18:4,19; 19:8). Но в этом случае он пригласил знатнейших их представителей в Риме к себе, так как сам не мог пойти в синагоги.

Когда иудеи собрались к нему, Павел сделал несколько весьма важных заявлений. Однако, ответ иудеев, собравшихся у Павла, прозвучал уклончиво. С одной стороны, они заверили его, что лично о нем ничего не знают, следовательно, не знают и худого, но, с другой стороны, им известно, что об этом учении (по другим переводам – «секте») везде спорят. И поэтому выразили желание услышать о нем от Павла. Представляется, что этим людям известно было о христианстве больше, чем следовало из сказанного ими апостолу. Ведь трудно поверить, что они, руководители иудейской общины в Риме, ничего не знали о тех из своей среды, которые приняли христианство, или о напряженных отношениях между иудаизмом и церковью в Иерусалиме.

На вторую встречу с Павлом знатных иудеев пришло, судя по стиху 23, еще больше. И обсуждение нового учения продолжалось долго: апостол от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием и убеждал их относительно Иисуса Христа на основании закона Моисеева и пророков (сравните 24:14; 26:22). Понятие «Царствие Божие», включающее в себя смерть и воскресение Иисуса Христа, как свою основу, не полно без того аспекта своего, который ориентирован в будущее.

Но для евреев учение о Мессии, умирающем искупительной смертью за грехи человеческие, а также мысль об оправдании по вере как пути вхождения в Царство, звучали странно. Естественно, и в своей реакции на услышанное от Павла они разделились: одни убеждались (точнее – «начинали убеждаться»), а другие не верили (стих 24).

В апогее книги и уже в последний раз в ней звучит мысль об обращении благой вести язычникам. От Иерусалима до Рима иудеи, в большинстве своем, отвергали это учение, и - город за городом - шло оно к не-евреям. Теперь то же самое произошло в столице Римской империи.

Обычно возникает вопрос: а что происходило с Павлом по истечении этих двух лет? Возможно, обвинения в Риме ему так и не были предъявлены, и он вышел на свободу. Евреи же поняли, что за пределами Иудеи они бессильны что-либо предпринять против Павла, и не стали судиться с ним в Риме. Апостол, вероятно, возвратился в провинции, где служил прежде: в Македонию, Ахаию, Асию, а затем пошел на запад, в Испанию, как планировал первоначально (Рим. 15:22-28). Потом, очевидно, снова пришел на побережье Эгейского моря, где был схвачен, доставлен в Рим и там казнен. На протяжении двухлетнего периода, которым заканчивает повествование Лука, Павел написал несколько писем, которые известны как его «Тюремные послания». Это послание Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам и Филимону. Во время своего пребывания в Риме апостол, хоть и «в узах», распространял благую весть смело (со всяким дерзновением) и невозбранно (т.е., не встречая препятствий своему слову). И так, под контролем свыше, слово о Царстве шло от евреев к язычникам, из Иерусалима в Рим.

IV «Святые» в Риме


Прочитаем текст Писания:

7 Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога отца нашего и Господа Иисуса Христа (Рим.1:7).


Словами «Всем находящимся в Риме» Павел, по-видимому, имеет в виду всех христиан в Риме. Это очевидно и из слов: «возлюбленным Божиим». Естественно, Бог любит всех людей (Ин. 3:16; Ефес. 2:4-5). Для христиан же, которые примирились с Богом через смерть Христа, преграда некогда отделившая их от любви Божьей, была разрушена (Рим. 5:10).

Обратим особое внимание на слово «святым». Это слово встречается в НЗ, и это выражение характеризует христиан и не столько тех, кто уже достиг святости, сколько тех, кого через их вероисповедание и прощение можно считать отделёнными от мира и посвятившими себя Богу.

Основное значение слова г`агиос, - отделённый от обычных занятий для священного дела. В этом же смысле употреблялось и соответствующее ему еврейское слово, которое встречается и в ВЗ, например, там, где речь идёт о скинии, и её принадлежностях (Исх. 40:90). Этим словом часто пользовались Иудеи (Исx. 19:5, 6; Втор. 7:6), но не потому, что каждый из них в отдельности был совершенно свят, а потому, что они были отделены, как народ, от всех других народов и предназначены служить истинному Богу, в то время как другие народы были преданы идолопоклонству. Здесь указанное выражение относится к христианам, находящимся в Риме, которые отделились от мирских людей, от их образа жизни и посвятили себя на служение Богу.

Благодать и мир – это приветствие первых христиан, в то время, как обычной формой приветствия считалось пожелание здоровья и успеха. Павел же, вместо обычного приветствия, в котором заключается пожелание материального успеха, употребляет слово благодать, которое к этому времени начинает принимать христианский оттенок, и мир, как приветствовал Иисус Своих учеников после воскресения. Жизнь, смерть и воскресение Христа вдохнули в эти традиционные формы приветствия новый смысл. Теперь благодать стала пониматься, как искупительная любовь Божия во Христе. Слово мир стало означать мир с Богом через искупление. В этом христианском значении слова «благодать и мир» сделались обычным приветствием Павла во всех его посланиях. В посланиях Петра и Иоанна, мы также находим подобное приветствие.

Приветствие Павла весьма похоже на молитву о том, чтобы Бог даровал мир и благодать всем верующим в Риме. Таким образом, во всех посланиях его приветствие является более, нежели простым знаком вежливости, христианская любовь превратила их в молитву о небесном благословении.

V Верующие в Риме


Прочитаем текст Писания:

14 И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга,
15 но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати
16 быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу (Рим.15:14-16).


Стиль Павла в этом и во всех других его посланиях свидетельствует о его прямом и волевом характере. Но одновременно он был очень чуток к другим людям и умел устанавливать добрые взаимоотношения с ними. Это видно хотя бы из следующих его слов:

«И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания (конечно, не абсолютное знание имеет в виду Павел, но что римским верующим достаточно хорошо известна христианская истина), можете наставлять друг друга».

Итак, Павел был высокого мнения о римских христианах и считал их людьми духовно зрелыми. Зачем же тогда он писал им об основополагающих истинах христианства? Апостол объясняет: «Но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы и напоминание вам».

Павел считал себя вправе «напоминать» по причине своего особого положения, данного ему по благодати Божией (Рим. 1:5). Он был «служителем Иисуса Христа у язычников». И исполнял свое служение как священническую обязанность - совершал священнодействие (греческое слово, которое стоит тут, означает буквально «работать в том, что свято») благовествования Божия.

Благодаря тому, что он нес весть язычникам, те становились «благоприятным Богу приношением» (слова «Бог» в греческом тексте нет, но оно подразумевается здесь) освященным (или «отделенным») Духом Святым. В роли священника Павел представлял язычников Богу как своего рода «приношение» Ему. Бог изъявил желание принять язычников, освященных (отделенных от мира) Духом Святым и тем показал, что в новозаветное время Он хочет объединить их и евреев в единое тело Церкви (Еф. 3:6).

Церковь в Риме состояла из иудеев и язычников, которые своей верой прославились на весь мир. Своим последующим упоминанием верующих евреев и греков Павел хочет сказать, что все верующие должны объединиться вокруг Евангелия и его провозглашения всему человечеству, «потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину» (Рим.1:16).

В свете исторических предпосылок действий Мартина Лютера в XVI столетии и апостола Павла в I столетии христианской эры представляется оправданным сравнение этих столетий. Нам особенно следует поразмыслить над тем, как культурная среда и моральные проблемы каждого столетия «исправлялись» Евангелием, проповедуемым Павлом.

Заключение:


Итак, история миссионерских путешествий Павла и поставленные им цели помогают нам лучше понять практические советы и богословие Послания римлянам. Знание истории Павла проливает свет на его учение о личном спасении по вере во Христа. Таким образом, мы видим, что Павел преследует двойную цель при написании Послания римлянам. С одной стороны, он желает проинформировать римлян о своих миссионерских целях и методах, с другой — разъяснить, что означает Евангелие в его понимании и как оно связано с иудаизмом, Ветхим Заветом и обращением язычников.

Похожие новости

Евангелие Павла. Тема недели «Авторитет Павла и Евангелие»

Одна из уникальных особенностей посланий Павла заключается в том, как в приветственных строках он

04.10.11 Субботняя школа
Призыв Павла. Тема недели «Авторитет Павла и Евангелие»

Оппоненты Павла утверждали, что Павел был просто вестником из Антиохии или Дамаска — и никем

03.10.11 Субботняя школа
Уроки субботней школы. 4 квартал 2011 года. Послание к Галатам

Послание Павла к галатам по праву сравнивают с духовной «бомбой». Ни одна другая книга Библии,

30.09.11 Книги » Субботняя школа

Добавить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

2009-2017 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Яндекс цитирования
Закрыть