Регистрация

Александр Серков - Урок №5. Вера Авраама

Александр Серков 29-10-2017, 05:59 1 473 Субботняя школа » Александр Серков
0


В этом уроке мы увидим взгляд Павла на оправдание по вере в ветхозаветном контексте. Мы ощутим глубину и единство Ветхого и Нового заветов в вопросе оправдания по вере. И поймем, что учение Павла об оправдании не является чем-то новым. Хотя для многих оправдание по вере является всего лишь доктринальным положением, для Авраама и Давида это был реальный духовный опыт. Оно может стать таковым для всех верующих, а значит, и для нас.

I Закон


Прочитаем текст Писания:

31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем (Рим.3:31).


Это наш эпиграфический текст. Многие заявляют, что благодать упраздняет закон. Это смелое заявление, но не Библейское, а значит оно ошибочное. Представьте себе, отрицая закон, мы фактически отрицаем грех. В таком случае в благодати нет никакой нужды. Видите, как все взаимосвязано, и эту цепь разрывать мы ни в коем случае не имеем права. В этом тексте Павел затрагивает вопрос взаимосвязи между законом, благодатью и верой.

Начиная с 27 стиха, 3 главы, апостол ставит ряд вопросов, касающихся закона, и сам же дает на них ответ. Вспомним их:

27 Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры.
28 Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
29 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников,
30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.


И вот последний вопрос, поставленный апостолом: «Итак мы уничтожаем закон верою?» В ответ звучит характерное для Павла категорическое «Никак» (ми г`энито), «Да не будет этого». И затем, в развитие своей мысли, он добавляет: «но закон утверждаем».

Понимая, очевидно, что, хотя его слова могут создать у некоторых людей ложные впечатления о том, будто вера уничтожает принцип закона, он и здесь, ставя риторический вопрос и тут же отвечая на него отрицательным ответом, развенчивает представление Иудеев о законе, как о средстве достижения праведности, а также разрушает их убеждения в том, что язычники должны следовать тем же путём (Деян. 15:1; Гал. 2:16-19). Однако закон в его истинном значении не только не отменён, но напротив, ещё более утверждён через оправдание, которое Бог предлагает всем грешникам.

Павел здесь говорит, во-первых, о законе как о принципе, во-вторых, как видно из контекста данной главы, о том законе, который был возвещён в Писании Ветхого Завета. Он уже приводил свидетельства Ветхого Завета о том учении, которое стало известно, как учение Нового Завета (21 ст.) Теперь он убеждает нас в том, что закон рассматривается, как откровение Божьей воли и вечных принципов нравственности, что он полностью оправдан и утверждён Евангелием о праведности через веру в Иисуса Христа. Иисус пришёл на нашу землю возвеличить закон (Ис. 42:21; ср. Матф. 5:17) и явить Своей жизнью совершенное послушание. Христиане, как Его последователи, могут посредством укрепляющей благодати Божьей также быть послушными закону. План оправдания через веру показывает, что Бог высоко чтит Свой закон, и ради Него Он принёс искупительную жертву. Если оправдание через веру упраздняет закон, тогда не было бы никакой необходимости в искупительной смерти Христа с тем, чтобы освободить грешников от их грехов и примирить их с Богом.

Больше того, искренняя вера включает в себя полную готовность исполнять волю Божию в жизни, посредством послушания закону. Истинная вера, основанная на чистосердечной любви к Спасителю, может привести только к послушанию. То, что Христос претерпел столько страданий из-за нарушения нами закона Божия, должно больше всего побуждать нас к послушанию. Мы не желаем следовать по тому пути, который приводит наших земных друзей к несчастью. Подобно этому мы можем лишь ненавидеть те грехи, которые причинили так много страданий самому лучшему Другу всех людей.

Одно из самых замечательных свойств плана спасения состоит в том, что, давая грешнику возможность оправдаться верою, он в то же время энергично побуждает его к послушанию. План оправдания через веру ставит закон на его законное место. Назначение закона заключалось в том, чтобы открыть человеку его грех (20 ст.) и указать ему на великое мерило праведности. Тот грешник, который всматривается в закон, видит не только свой грех, но и отсутствие в себе добрых качеств, таким образом закон приводит его ко Христу и Евангелию, а его вера и любовь побуждает его к послушанию Божию.

II Воздаяние или дар благодати?


Прочитаем текст Писания:

6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха (Рим. 4:6-8).


В Рим.3:31 Павел затрагивает вопрос взаимосвязи между законом, благодатью и верой. Далее он излагает свое понимание на примерах жизни и свидетельства патриарха Авраама и царя Давида из Священного Писания. Павел цитирует эти слова для того, чтобы ещё более разъяснить и утвердить свою точку зрения относительно опыта, пережитого Авраамом. Дальнейшие его рассуждения показывают, что учение об оправдании через веру независимо от дел полностью подтверждается Ветхим Заветом, и было принято Иудейскими религиозными вождями. Так что то, что говорится об Аврааме, верно и в отношении Давида, чьи слова о милостивом подходе Бога к человеку цитирует Павел. Человек, подобный Давиду, кому Бог вменяет праведность, независимо от дел его, действительно благословен («блажен» или счастлив), потому что грехи его покрыты, а значит и прощены. Вместо них, Бог вменяет ему праведность (Рим. 4:3).

Таким образом, не только Закон (первые пять книг Библии), но также Пророки и Писания (особенно Псалмы Давида) поддерживают его тезис. В свете предположений, выдвинутых его иудействующими оппонентами, данный подход является замечательным ходом в толковании. Далее Павел цитирует Быт.15:3 (раздел «Закон»): «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим.4:3). Также он цитирует Пс.31:1, где Давид (чья история записана в Ветхом Завете в разделе «Пророки») заявляет: «Бог вменяет праведность независимо от дел закона» (Рим.4:6).

Вменить праведность, в сущности то же самое, что и оправдать. Цель Пс. 31, из которого цитирует Павел, состоит в том, чтобы показать блаженство человека, которому прощены грехи и, который на основании этого, отныне считается праведным. Он уже теперь не упорный мятежный грешник, но друг Божий. То есть, Господь не станет обвинять его во грехе. Это относится и к прощению его прошлых грехов. Первая стадия оправдания, как видно из 3, 9, 11, 22 ст., характеризует тот момент, когда человеку вменяется праведность. Эти стадии между собой неразрывно связаны и подчёркивают только первую стадию, рассматривая оправдание Его примиряющей, животворящей силой. Ясное понимание того, что Бог не только меня простил, но и вменил мне праведность Христа, рождает во мне чувство благодарности по отношению к Нему. Бог желает даровать мне не только прощение, но и заключить со мной тесный союз. Рассматривать оправдание только как прощение, значило бы, слишком часто обращаться к нашему прошлому. Бог желает, чтобы я сознавал, что Он не только простил меня, но и готов относиться ко мне так, как будто я никогда и не грешил. Он не станет вспоминать моих прошлых грехов. Отныне Он будет общаться со Мной, как с другом и как с сыном.

Таким образом, Бог побуждает меня начать новую жизнь. Он сделал всё возможное для моего полного примирения. Посредством этого я сознаю всё значение моего оправдания, и это сознание возбуждает меня стремиться к будущему. Я знаю, что совершенный характер Христа, данный мне посредством оправдания, отныне будет укрепляться во мне, посредством освящения до тех пор, пока он не уподобится Его характеру.

Таким образом, оправдание символизирует не только конец отчуждения, но начало новой жизни, любви и послушания. В евангельском Катехизисе в первом издании в 1563 г. Гейдельберг даёт оправданию такое объяснение: Как ты можешь стать праведным перед Богом? Ответ: Лишь посредством веры в Иисуса Христа. То есть, хотя совесть моя обвиняет меня, что я тяжко согрешил против заповедей Божьих, никогда не соблюдая ни одну из них, что? я всё ещё склонен делать зло, тем не менее Бог по Своей, не по моей заслуге, вменяет мне полное примирение, совершенную праведность и святость Христа, как будто бы я никогда не грешил, если, конечно, я принимаю предлагаемый мне дар с искренней верой.

III Обетование


Прочитаем текст Писания:

14 Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование;
15 ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления.
16 Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам
17 как написано: Я поставил тебя отцом многих народов пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее (Рим.4:14-17).


В этом тексте Павел показывает принципиальное различие между «обетованием» и «законом» и каким образом они действуют в случае с Авраамом. Он определенно указывает на то, что вера спасает, а закон (включая нравственный закон) осуждает грех. Поэтому Павел старается показать тщетность попыток спастись законом, что приводит к осуждению. Поскольку все согрешили, человечество нуждается в той самой спасительной праведности, которую обрел Авраам. Эта праведность вменяется всем грешникам (как иудеям, так и язычникам) исключительно по вере. Это фундаментальная истина, приведшая к возникновению протестантской Реформации.

Авраам был человеком Божьим, верным и послушным. Он был испытан Богом, но остался верным Ему, повинуясь Божественному повелению даже тогда, когда не мог его понять. В результате Бог вознаградил Авраама за его неизменную преданность. Он исполнил Свое обещание, данное Аврааму, и сделал его отцом многих народов. В нашем тексте мы читаем, что Авраам был вознагражден Богом не за соблюдение закона, а за свою веру в Господа. Точно так же Бог награждает и Свой народ за верность Ему. Закон актуален для нас и сегодня, но оправдание достигается не через послушание закону, а через веру в Бога. Когда мы любим Господа, соблюдение закона становится для нас естественным. Но нужно всегда помнить, что спасаемся мы только благодатью и милостью Божьей, а не своими делами.

В Писании ясно сказано, что народ Божий всегда был призван жить верой, которая является частью нашей повседневной жизни. Именно благодаря вере мы достигаем многих своих целей. Вера в себя и свои способности приводит к какому-то успеху, но не к такой вере нас призывает Библия. Мы призваны верить Богу, доверять, что Он совершит для нас то, чего мы сами для себя сделать не можем. В тексте, который мы взяли к этой части урока, сказано, что обетование было даровано Аврааму и его потомкам не законом, а праведностью по вере, так как посредством закона это сделать было невозможно. Закон — это дорожная карта, ведущая к обетованию. Путь к нему зависит от нашей веры в Бога, а не от способности читать и понимать карту, потому что без веры в Господа идти этой дорогой невозможно.

Авраам научился быть верным и своей жизнью доказал это. Он выполнил повеление Бога и был награжден за свое послушание. Ниже представлено несколько причин, по которым Авраам смог повиноваться Божьему повелению. Следуя его путем, мы тоже сможем быть послушными Богу и получим награду за свое послушание:

1. Он знал голос Божий. Благодаря этому он смог выполнить указания Бога. Чтобы знать голос Божий, мы должны проводить время в изучении Его Слова и общаться с Ним в молитве.

2. Он повиновался Божьим повелениям. Какие бы указания Бог ни давал Аврааму, тот выполнял их (см. Быт.22). В Библии записано, что послушание — это лучшая жертва. Таким образом, следовать Божьим указаниям необходимо, чтобы показать свою веру.

3.Он доверял Богу. Доверие, которое Авраам испытывал к Богу, должно помочь нам оставить всякое сомнение в Его силе. Авраам оставался верным и послушным даже в сложных ситуациях своей жизни. Его уверенность в Боге была настолько велика, что Библия заявляет: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.15:6). Мы должны верить, что Бог ведет нас лучшим путем, даже когда кажется, что нет ни малейшего намека на исполнение в нашей жизни Его обетований. Давайте всегда помнить о том, что Бог верен и исполнит то, что обещал. Авраам верил не в себя или свою жену, а в силу Божью. Он полагал свою надежду в Господе. Укрепляясь верой, и мы должны следовать его примеру. Давайте же будем слушаться и верить, потому что лучшего пути не существует!

IV Закон и вера


Прочитаем текст Писания:

21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою (Гал.3:21-24).


Закон, казалось, был несовместим с заветом. Могло даже казаться, что он замешен обетованным спасением через веру, вместо программы спасения через дела. Вот этот вопрос у многих и возникает: а не противоречит ли закон обетованиям Божьим? Павел это предвидел и опередил потенциального предъявителя. Он сам поставил этот риторический вопрос: «Закон противен обетованиям Божиим?» и сразу же дал на него ответ: «никак!» Далее он утверждает, что закон заключил всех «под стражею» и хранил до того момента, «как надлежало открыться вере». Таким образом, во Христе и Его праведности закон стал «детоводителем», приводящим Божьих детей ко Христу — великому Искупителю, оправдывающему нас только верой (см. Гал.3:23-24).

– «Никак!» - восклицает апостол. Просто закон и обетования были даны Богом с разными целями. Давать жизнь (животворить) не было целью закона. Теоретически при его посредстве можно было бы обрести спасение, если бы люди были способны следовать ему во всем и полностью его исполнять, но практически это было для них недостижимо (Рим. 8:3-4).

Но если закон не противоречит обетованиям, если между ними нет антагонизма, то, как увидеть гармонию между ними? - Очевидно, сознавая, что если сам по себе закон и не мог дать человеку оправдание и жизнь, то им был проложен путь для благой вести. Какова же была при этом роль закона? Он как бы провозглашал, что весь мир в плену у греха.

Возможно, подразумевая Пс. 142:1-2 или Втор. 27:26, Павел восклицает, что Писание всех заключило под грехом (сравните Рим. 3:9,23). Когда люди осознают эту истину и оставляют попытки угодить Богу собственными усилиями и делами, тогда для них открывается путь к принятию обетования спасения по вере в Иисуса Христа.

Заметьте, апостол не просто ответил на поставленный им же вопрос словом «нет». Его ответ категоричный: «никак!» или «ни в коем случае!» Это ужасная мысль! Такой мысли никогда не может быть! Бог является автором обоих как «закона», так и «обетования» и не может отречься от Своего безоговорочного обетования, спасения через веру во Христа. Поступить так, означало бы отрицать Свою истинность как Бога. Это могло бы доказать Его непостоянство и ненадёжность.

Но что интересно, плотскому сердцу программа праведности чрез дела более привлекательна, чем Божий план праведности через веру. Для человеческого самолюбия всегда более лестно совершить что-либо, чтобы заслужить праведность, чем просто достигнуть её верой как дар. Принять праведность как дар, является признанием, что её невозможно достигнуть на основании личных заслуг. Это является оскорблением для плотской гордости принять блага, будь то материальные или духовные.

О детоводителе мы говорили более подробно в прошлом квартале, когда изучали послание галатам. Стоит лишь подчеркнуть, что Закон, как десятисловный, так и церемониальный, был детоводителем ко Христу до того момента, когда тень встретилась с крестом, символ встретился с реальностью. Теперь церемонии осуществил Христос живым личным служением, а закон моральный Духом Святым вписывается в наши сердца.

V Закон и грех


Прочитаем текст Писания:

20 Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех (Рим.3:20).


С одной стороны, праведность посредством дел закона лежала в основе всякой религиозно-ложной системы и стала главным принципом даже Иудейской религии. Но дела, совершаемые грешником в духе послушания закону, независимо от того, познает ли он закон своим разумом, совестью или с помощью откровения, не могут оправдать его перед Богом. Павел уже указывал на то, что язычники нарушают закон, открытый им в природе и в их совести (Рим. 1 гл.). Подобным образом он доказывал, что Иудеи также преступают закон, данный им в Ветхом Завете, а именно в Десятисловии (гл. 2.). Иудеи и язычники одинаково нуждаются в оправдании. Однако закон не способен оправдать, он может лишь открыть человеку в истинном свете всю греховность его греха. Оправдание можно получить только одним путём.

А с другой стороны, некоторые современные христиане вообще отвергают Закон Божий, как потерявший свою актуальность со смертью Христа. Но когда начинаешь разбирать с ними каждую заповедь по отдельности, то оказывается – все упирается в соблюдение субботнего дня, а остальные заповеди не были «пригвождены ко кресту». А куда тогда деть слова: «законом познается грех?» А для чего тогда нужно познавать, что является грехом, а что – нет, если Закон не нужно соблюдать? Видите, как здесь все взаимосвязано: закон надо соблюдать, но не для спасения. Закон соблюдаем потому, что мы спасены, это неотъемлемая часть каждого разумного сотворенного Богом существа. Это регулятор взаимоотношений человека с Богом и человека с человеком.

VI Вера требует действий


А что такое вера? И каких действий она требует? Что предпринял Авраам для того, чтобы показать свою веру в Бога и получить то, что было ему обещано? Библия определяет веру как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1). Говоря простым языком, вера в Бога — это знание о том, что Бог силен исполнить обещанное в то время и таким образом, как Им было сказано. Авраам знал это и, послушавшись голоса Божьего, оставил страну, в которой жил, своих друзей и семью и в возрасте семидесяти пяти лет отправился жить в чужие земли (см. Быт.12:1–4). Многие на месте Авраама задались бы вопросом: «Зачем?». Зачем Аврааму нужно было уйти? Почему Бог ждал с повелением сменить место жительства до тех пор, пока Авраам не состарился? Обратите внимание, что Богу не нужна наша помощь, чтобы излить на нас благословения, спасти или освятить нас. Все, что Ему нужно, — это наше доверие.

Именно тогда, когда ситуация кажется безнадежной, самое время нашему Богу действовать. Его сила ярче всего проявляется в нашей слабости. Авраам и Сарра, подобно многим из нас сегодня, оказались в безвыходной ситуации. В возрасте семидесяти пяти лет Авраам получил обетование о сыне (см. Быт.12:2–4), но исполнилось оно только спустя двадцать пять лет. Иногда ожидание —лучший выход. Бог никогда не опаздывает. Он все делает в Свое время и всегда успевает вовремя!

Ожидая Его помощи, молитесь. Будьте готовы принять благословение Божье. Если Бог говорит, что собирается что-то сделать, Он это сделает. Как можно чаще освежайте в памяти обетования, данные вам Богом. Ожидание - не такое легкое дело, как может показаться. Разочарование подстерегает везде, стремясь заставить нас махнуть рукой на то, что обещал в Своем Слове Бог. Поэтому для ободрения замечательно будет записать обетования Божьи и каждый день повторять их. Признайте великую силу Божью. Признайте, что для Него нет ничего невозможного. Помните, Он — Творец всей земли и Вселенной. Он создал нас. Нет такой проблемы, которую Бог не смог бы решить. Нет такой болезни, которую Он не смог бы исцелить, нет такой привычки, от которой Он не смог бы освободить. И никакие расстояния не станут для Него препятствием.

Когда мы признаем, насколько безнадежна наша ситуация без Бога, вера приведет нас к смирению и подчинению воле Божьей, и только тогда Его воля будет в нас совершенной. На примере Авраама мы видим, что вера в Бога требует действий, для того чтобы обещанное Им исполнилось.

Заключение


Итак, нет нужды изучать жизнь библейских героев в деталях, чтобы увидеть, что они были великими грешниками. Давид, которого мы знаем, как мужа по сердцу Божьему, настолько запятнал свои руки кровью, что Бог запретил ему строить храм. Как же ему вообще удастся попасть на небо? Так же, как и нам с вами, — благодаря вере. Павел говорит, что спасение мы получили не собственными великолепными делами. Единственное, чего мы заслуживаем, — это смерти. Но вера позволяет нам считать заслуги Христа своими. Невероятно? Но это правда. Аминь? Аминь.

telegram

Похожие новости

Вера Авраама

Центр духовного просвещения, Библейская школа, урок №5, «Вера Авраама» (4 ноября 2017).

02.11.17 Субботняя школа
Закон и вера. Тема недели «Оправдание и закон»

Убеждение, что человек может спастись собственными делами, лежит в основе любой языческой религии.

28.07.10 Субботняя школа
Тема недели «Оправдание и закон»

Четвертая глава Послания к Римлянам ведет читателя к самым основам библейской доктрины оправдания и

24.07.10 Субботняя школа

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть