Регистрация

Sola Scriptura - Не хлебом единым

samuil 1-11-2017, 13:46 1 319 Духовные размышления
0

Sola Scriptura- Не хлебом единым

Да, сегодня важный и замечательный праздник! Нет, я не про Хелоуин. Все дело в том, что именно в этот день, тридцать первого октября 1517 года, Мартин Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге свои девяносто пять тезисов. И именно это событие считается формальным началом Реформации в Европе. Реформации, которая привела к появлению протестантизма как полноценного христианского направления. Казалось бы текст нужно начать с поздравлений. И я всех нас сердечно и искренне поздравляю! Но есть ли с чем? Как выразился один автор: “все меньше и меньше протестантов знают, почему они протестанты..”

Во многих странах Европы 500-летие реформации - это праздник и событие на государственном уровне. Церковные организации и отдельные общины устраивают различные праздничные мероприятия. Публичные богослужения, уборка городских территорий, благотворительные обеды, праздничные концерты, дискуссионные клубы и выставки. На этих мероприятиях можно сделать действительно много хорошего, поучаствовать в реальной помощи ближнему, поговорить о важных последствиях Реформации, о ее истории, услышать интересные проповеди и важные призывы. Но как многие из нас самих, сегодняшних протестантов, понимают реальную ценность Реформации и ее духовную суть?

Вне всяких сомнений видимое важно. Без Реформации не было бы той Европы, которую мы знаем сегодня. Но сколькие из нас смогут хотя бы перечислить по памяти пять основных тезисов, на которых стоит теология протестантизма? - Слава Богу за технологии, если вспомнить все пять тезисов не получилось, ничего страшного. Но я настоятельно рекомендую остановиться на этой строчке, открыть Гугл, найти и прочесть хотя бы общий материал об этих основах протестантского богословия. Потому как дальше о них и пойдет речь. А больше всего о первом: “Sola Scriptura”. Ведь, на мой взгляд, нет ничего важнее твёрдого основания нашей веры. Это и есть квинтэссенция всех идей и изменений. Самая суть и самое большое достижение Реформации.

Sola Scriptura значит “только Писание” или “только Слово”. Только Писание является основанием нашей веры. Библия является единственным боговдохновенным и аутентичным словом Господа, единственным источником христианских доктрин, ясным и самоинтерпретируемым (толкует сама Себя). Неспроста и не случайно этот тезис стоит в списке первым. Ведь если присмотреться и поразмышлять - разве другие не являются его следствиями? Давайте посмотрим.

Sola Fide (“только верой”) гласит следующий тезис. Мы спасаемся только верой, безотносительно к делам и поступкам. Но откуда мы получаем веру? Само Писание, будучи единственной основой нашей веры, дает ответ, что “сие не от вас, Божий дар”(Еф. 2:8). А также, что “вера от слышания, а слышание от слова Божия.” (Рим. 10:17) То есть Писание утверждает: чтобы получить Божий дар веры - нужно слушать Божье Слово. Удивительно, насколько последовательны и связаны эти тезисы. Насколько, имея твёрдую основу через первый, мы логично и логически получаем второй как естественное следствие.

Sola Gratia (“только благодатью”) говорит о том, что спасение приходит только как Благодать Божья. Незаслуженная милость, дар от Бога через Иисуса Христа. Здесь можно обойтись вопросом: “откуда мы узнаем о Божьей благодати?” И правда, Библия упоминает о благодати более восьмидесяти раз. Но давайте посмотрим несколько отрывков:

“в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине, как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова” (Кол 1:5-7)

Апостол Павел в послании Колоссянам говорит о благодати не как о мистике, но как о явлении имеющем определенные корни и причины. “Познали благодать Божию в истине”. Очень к месту здесь будут слова самого Христа: “Слово Твое есть истина” (Ин 17:17). По отношению к познанию благодати Павел применяет глаголы “слышали” и “научились”. Автор послания к Евреям пишет:

“Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца” (Евр 13:9)

Здесь снова познание и благодать рассматриваются через призму учения. То есть третий тезис нас опять возвращает к самому первому. Чтобы познать Божью благодать - нужно слышать Слово, нужно учиться.

Solus Christus (“только Христос”) - Христос является единственным посредником между Богом и человеком и спасение возможно только через веру в Него. Вот здесь вопрос поставить уже совсем логично: “Как и откуда мы узнаем о Христе?” Несомненно, самым основным достоверным источником знаний об Иисусе Христе и Его подвиге является Писание. Знакомый многим стих:

“Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.” (Ин 3:16)

“Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех.” (1Тим. 2:5-6)

“В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.” (Ин 1:1,14)

Может показаться, что в протестантских тезисах Слово стоит первее или ставится выше Христа. Но здесь нет конфликта, ведь Слово и есть Христос. Как узнать Слово воплощенное не имея прежде Слова сказанного, Слова записанного? Ведь “блаженны невидевшие и уверовавшие” (Ин 20:29) Всё Писание свидетельствует о Нём. Только через Писание и ничто другое мы понимаем кто Он и что для нас сделал. Именно Писание уберегает нас от ошибок, ложных суждений и домыслов вокруг природы Христа, Его жертвы и подвига. И ведь эта история куда старше Реформации. Церковь веками противостояла различным внешним и внутренним угрозам, попыткам исказить ключевые аспекты христианской веры. И устояла именно благодаря твердой основе - записанному Слову Божьему или Библии.

И наконец Soli Deo Gloria (“только Богу слава”). Реформисты верят, что человек, каким бы святым, влиятельным и известным он не был, не достоин славы и почтения предназначенных Богу. Но если смотреть еще глубже, то воздавать всей жизнью славу Богу - это вообще образ жизни. Фактически, это целая идеология.

“Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.” (1Кор 10:31)

И здесь точно никак не обойтись без влияния Божьего Слова. Только по-настоящему поставив Писание в основу своих убеждений, изучая и познавая Его истины, человек сможет прийти к пониманию того, в чем прославляется Бог и, главное, к желанию быть участником этой славы.

Вот и получается, что каждый из тезисов берет свое начало в первом. Все последующие утверждения - следствия принятия главного тезиса об исключительной важности и авторитете Божьего Слова. Но так ли нов этот тезис? И так ли много в этом плане привнесла протестантская Реформация? Или же Бог просто, в очередной раз, вернул Свой народ к тому, к чему возвращал всегда? Снова и снова, на протяжении всей истории не только христианства, но и Божьего народа в Ветхом Завете. Моисей, священники, судьи, цари и пророки - раз за разом мы видим одну и ту же историю. Божий народ упускает важность Слова и уклоняется в другие учения и веры. А Бог снова и снова возвращает людей к главному. Не в том ли и смысл избрания Богом целого народа, что им было вверено нечто особенное?

“Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.” (Рим 3:2)

Даже сам Христос, будучи для нас примером в Своем земном служении, строит ли проповеди и учение на чем ином кроме Sola Scriptura? Он начинает практически каждый свой ответ в дискуссиях с фарисеями со слова “написано”. Во время искушения в пустыне, Он отвечает сатане ничем иным как отрывками из Священного Писания. Проповедуя в храме, наставляя учеников или дискутируя, Христос во всём основывается на Писаниях, поясняет и истолковывает их. Он упрекает оппонентов в том, что они “заблуждаются не зная ни Писаний ни силы Божией” (Мф 22:29). И призывает “исследовать Писания” (Ин 5:39).

Возможно, все наоборот. Возможно, все это мы уже слышали. Возможно, мы давно знаем все эти тезисы “на зубок”. Можем перечислить всех известных реформаторов и горячо стоим за истинность своих убеждений. Но что насчет Sola Scriptura в нашей собственной жизни? Правда, насколько это актуально для нас сегодня? Можно бесконечно хорошо говорить на улицах о Реформации как историческом событии, но произошла ли Реформация нашей собственной жизни? - Только ли Богу мы воздаем славу? Только ли Христос является тем за кем мы следуем на практике? Имеем ли мы ту благодать и веру? Только ли Слово является фактическим авторитетом и основой нашей веры в повседневной жизни?

Благодаря Реформации Писание стало доступным на всех языках, но стало ли Оно доступней для понимания? Божье Слово стало ближе к людям, но стали ли люди ближе к Слову? Возможно, Библия сейчас стоит рядом на твоей полке, можно протянуть руку и взять ее. Это огромное благословение, но часто ли мы читаем? А если читаем, понимаем ли о чем? Доходит ли дело до “пребывания”, “слышания”, “вникания”, “исследования” Слова? Действительно ли это так важно в нашей практической жизни? Интересно ли нам вообще знать и понимать Божье Слово?

“Кто от Бога, тот слушает слова Божии..”
(Ин 8:47)

“Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики” (Ин 8:31)

По сути, не имея основания в Слове Божьем, не пребывая в этом Слове постоянно, невозможна не только Реформация. Невозможно само христианство как таковое. Вот к чему для нас стало возможным вернуться благодаря Реформации. Вот насколько это ценно. Но как быть и что конкретно делать? - Этому я и хочу посвятить данную серию статей. Тот самый, горячо любимый многими “переход от теории к практике” возможен. Божье Слово всегда “живо и действенно”. Оно также актуально сегодня как и пятьсот и тысячи лет назад. Оно может изменять жизни до неузнаваемости! И я буду бесконечно благодарен Богу, если хотя бы в одном человеке, данный цикл статей пробудит желание жить и следовать за Христом в стиле Sola Scriptura.

На последок хочу привести более полную цитату, которая частично упоминалась в начале текста:

“Все меньше и меньше протестантов знают, почему они протестанты. Некоторые из границ стерлись. Нельзя сказать, чтобы это было плохо, но во многих случаях и хорошего в этом тоже мало. Во что мы верим — это самое главное. Должны быть доктрины, которые имеют первостепенное значение и которые мы не можем игнорировать или подрывать. Как сказал апостол Павел: "Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя" (1Тим. 4:16). Апостол говорит о том, что то, во что мы верим, сказывается на нашем спасении и тех, на кого мы имеем влияние. Невозможно еще яснее выразить важность правильного понимания Слова Божьего..”

Керби Райэлз, “Три великие церкви”

Илья Ямпольский

telegram

Похожие новости

История реформации: Ян Гус

«Ян Гус» - фильм из серии фильмов «Очерки по истории реформации» повествующий о наиболее важных

03.01.10 Докум. видео
История реформации: Мартин Лютер (2009)

«Мартин Лютер» - фильм из серии фильмов «Очерки по истории реформации» повествующий о наиболее

01.01.10 Докум. видео
Лидеры христианских конфессий ФРГ приняли участие в посадке «Сада Лютера»

Сад в память отца Реформации заложен в городе Виттенберге, который называют городом Лютера. В этом

05.11.09 Новости

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть