Регистрация

Александр Серков - Урок №8. Человек из седьмой главы послания Римлянам

Александр Серков 20-11-2017, 19:43 399 Субботняя школа » Александр Серков
0


Цель этого урока понять, что Павел призывает уйти из-под гнета закона греха и смерти путем заключения союза со Христом. А также увидеть, какую радость доставляет христианину пребывание с Ним и какое происходит приношение плода Духа, который невозможен вне союза с Ним.

I Умерли для закона


Прочитаем текст Писания:

1 Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?
2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.
3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.
4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти;
6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве (Рим. 7:1-6)


Павел начинает с аналогии. Если эту мысль выразить своими словами, то это выглядит так. «Разве вы не знаете»? Или «неужели вы не осведомлены»? Фактически он говорит здесь о результатах всего сказанного из его утверждений по отношению к истине и того, что вы должны быть мертвыми для греха (гл. 6:11). Это означает, что вы больше не находитесь под законом (гл. 6:14), в противном случае вы являетесь еще неосведомлёнными в понятии самой природы закона, о которой я упоминал, чтобы вы имели правильное представление об этом. И вот он приводит новый пример с тем, чтобы показать, как происходит возобновление неправильного понимания благодати, и каковы результаты этой перемены. В основе 7 главы лежат сказанные им выше слова «ибо вы не под законом, но под благодатью (гл. 6:14), для пояснения этих слов он брал пример крещения и отношения между рабами и их господами. Теперь же он берёт в пример закон о браке.

Их, римских верующих из евреев, не могло удивить это сравнение, ведь и язычникам тоже был известен этот принцип: «закон имеет власть над человеком, пока он жив». И вот эту очевидную истину Павел иллюстрирует на примере брака. «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества». Закон связывает ее с мужем, пока он жив, и не ясно ли, что смерть его освобождает жену от законного брака!

«Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею», - продолжает Павел. Верно и обратное: если же умрет муж, она свободна от закона (7:2) и не будет прелюбодейцею, вышедши за другого мужа. Вдову, вновь выходящую замуж, нельзя обвинить в прелюбодеянии.

Приведя пример, Павел применяет этот пример к верующему и закону в их отношении друг другу. Он говорит: «Так и вы, братия мои, умерли для греха». Как умер верующий для греха (6:2) и тем освободился от него (6:18,22), так умер он и для закона, а, значит, освободился от него (6:14). Подобно жене, выходящей из-под власти мужа после его смерти, так и верующий не подвластен более закону. Это освобождение от закона он получает через Тело Христа, преданное смерти на кресте, и именно по этой причине.

По аналогии с этим, смерть ветхого человека освобождает его от осуждения и власти закона и позволяет ему вступить в союз со Христом. Как и в 6гл, Павел рассматривает Христианина, как бы имеющего в себе две жизни, ветхую греховную жизнь, которую он стремится похоронить вместе со Христом, и новую жизнь в святости и послушании, для которой он воскрес вместе со Христом (см. гл. 6:11). Смерть ветхого человека приводит его к свободе от рабства и попыток получить спасение посредством дел закона (см. на гл. 6:14).

Верующий, крещённый в смерть (Рим. 6:4) и участвующий в Его смерти для греха и закона, может почитать своё ветхое «я» мёртвым для таких дел, в которых он раньше был рабом. Принимающий Христа, как бы занимает место рядом со Христом на кресте и там распинает своего ветхого человека. Теперь он принадлежит другому.

Только духовно живая личность в состоянии приносить духовный плод, и плод этот - святая жизнь (сравните Ин.15:4-5). Лишь вступив в брак со Христом, мы можем производить духовное потомство (приводя ко Христу новых последователей) и иные духовные плоды. Заметьте, что от обращения во 2-м лице – «вы» в 4 стихе, Павел в 5 и 6 стихах переходит к «мы», включая и себя самого в число тех, о ком говорит.

В предыдущих стихах Павел олицетворяет смерь и грех, говоря, что они имеют власть или господство над грешниками (гл. 5:14,17; 6:12). Быть под властью закона в глазах Павла равносильно тому, что быть под властью греха. Это объясняется тем, что закон является мерилом праведности. Он не может удалить вину или же влияние греха. Он требует от грешника только повиновения своим заповедям, но не даёт ему силы повиноваться им. Благодать же, напротив, делает то, что не способен совершить закон. Она, с одной стороны, отменяет вину греха, с другой стороны, даёт силу побеждать его. Таким образом, Павел рассматривает состоящих под законом как находящихся под грехом, а умирающих для закона, как умирающих для греха. Его цель в данной главе, подчеркнуть, что, вследствие греха и немощи греховной плоти (гл. 8:3), закон совершенно не способен дать грешнику спасение.

II Грех и закон


Прочитаем текст Писания:

7 Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.
8 Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.
9 Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил,
10 а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти,
11 потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею (Рим.7:7-11).


Как бы ни был добр закон, он не может привести к послушанию и к жизни, ожидаемой от Божьих детей. В некотором смысле, он усугубляет проблему греха. Павел осторожно пытается перевести внимание своих читателей с закона, как главного источника самоопределения, на Христа, Которому они теперь принадлежат. Результатом такого смещения ценностей являются влияние Духа, жизнь и, как ни странно, истинное послушание закону.

Как адвентисты седьмого дня, вы можете слышать следующую критику в свой адрес: «Вы все еще руководствуетесь ветхим заветом!»; «Мы спасаемся благодатью, а не законом!», «Заповеди были пригвождены ко кресту!»; «Вы — законники!»; «Павел говорит то или иное» и т.?д. Что мы можем ответить?

Когда другие используют негативные высказывания Павла о законе, чтобы возразить нам, возникает искушение парировать словами Павла, Иоанна, Иакова или Иисуса, которые утверждают закон. Но эта тактика лишь наводит на мысль, что Библия противоречит сама себе. На слушателей произведет сильное впечатление наша попытка объяснить с учетом контекста смысл стихов, использованных против нас. Этот подход особенно важен для понимания Рим.6 и 7.

Павел ставит вопрос о характере и назначении закона (что включает в себя и Десять заповедей) в плане спасения. В шестой главе он использует две иллюстрации — крещение и рабство, а в седьмой главе еще две — брак и попытки человека делать добро. Цель Павла — показать, что спасение основано не на исполнении требований закона, а на заслугах праведности Христа и Его заместительной смерти.

Одной из проблем, которую поднимает Павел, было учение раввинов того времени о роли и функции закона, позже названное Мишной. Раввины учили, что Бог сотворил людей со склонностью ко злу. Они заявляли, будто Господь сказал: «Я создал внутри вас зло, но в качестве лекарства от него сотворил закон. Пока вы заняты тем, чтобы соблюдать закон, зло не будет иметь власти над вами. Но если вы отвернетесь от Торы, будете отданы во власть зла, и вся его деятельность будет направлена против вас».

Согласно этому учению, закон был предусмотрен в качестве противоядия от зла, для того чтобы контролировать эту созданную Богом внутреннюю склонность ко злу. Таким образом, закону приписывается функция спасения, что Павел категорически отрицает, заявляя, что обрести спасение можно только во Христе.

Использовав пример с институтом брака для иллюстрации отмены старой системы, учрежденной на Синае, Павел далее описывает природу закона (при этом специально ссылаясь на Десять заповедей) и его отношение ко греху (см. Рим.7:7–14). Он использует описание внутренней борьбы человека с грехом, для того, чтобы показать тщетность попыток заслужить спасение своими собственными усилиями (см. Рим.7:14–25). Важно помнить, что Павел говорит о законе, а проблема внутренней борьбы приведена здесь просто в качестве иллюстрации. Бывает, что мы настолько увлекаемся самим описанием, что теряем из виду описываемый объект.

Нет смысла спорить о том, было ли описание тяжелой участи грешных человеческих существ отражением личной борьбы самого Павла и имела ли эта борьба место до или после его обращения, так как иначе мы больше внимания уделим самой иллюстрации в ущерб той теме, к которой она относится. Независимо от возможных выводов совершенно ясно одно: исходя из того, что жизнь «под законом» означает рабскую зависимость от греха, все, кто так живет, являются рабами греха, жестокого хозяина, и без Христа они беспомощны в своей борьбе против него. Но в Иисусе победа возможна. Павел намеревался показать иудеям их нужду в Мессии как Спасителе. Заявив, что победа над грехом возможна только посредством благодати (см. Рим.6:14), он снова подчеркнул эту мысль при помощи иллюстрации.

Павел познал грех, как некое действующее начало, и похоть (нечистые желания) - как одно из конкретных проявлений его, а также то, что осознание этого начала или принципа в действии приходит через закон. И апостол описывает, как именно действует он. Живущий во всяком человеке грех, «взяв повод от заповеди (буквально "воспользовавшись заповедью как исходным пунктом"), произвел во мне всякое пожелание».

Таким образом причиною греха является не закон, а греховное начало, действующее в каждом человеке. Но конкретные заповеди закона возбуждают это греховное начало, стимулируя его к действию в нарушение заповедей, которые, таким образом, принимают характер преступления.

Интересно отметить, что, начиная с 7 стиха и до конца этой главы, Павел говорит от первого лица, ссылаясь на свои личные переживания и опыт. До этого он говорил «они» и «вы» или «мы», включая в число тех, к кому обращался, и себя самого. Но теперь он отталкивается от собственного опыта, уповая на то, что Дух Святой поможет его читателям применить сказанное к самим себе.

Выражение «я жил некогда без закона» некоторые понимают обобщенно - как относящееся ко всему опыту человечества в период между изгнанием Адама и Евы из рая и получением закона Моисеем. Однако оснований для такого понимания нет. Апостол, очевидно, говорит о собственном опыте, то есть о себе самом в детском и даже в юношеском возрасте, когда в полной мере он еще не понимал значения Божиих заповедей.

Под словами «но, когда пришла заповедь» - подразумевается не «когда заповедь была дана через Моисея», но - личное прозрение Павла, когда он, еще до своего обращения, вдруг осознал смысл той же заповеди «не пожелай» во всей ее полноте. В результате греховное начало, всегда жившее в нем, заявило о себе явно и в полный голос («грех ожил») - посредством нарушения упомянутой заповеди. А это привело к тому, что Павел умер духовно (сравните 6:23а) - умер по приговору закона, который он нарушил. Заповедь «не пожелай» дана была в помощь людям, чтобы они поняли, как им нужно жить, однако, на деле, она стала причиной смерти, потому что в человеческих сердцах царствует грех. Эту заповедь, конечно, он привел как пример. Но то же самое относится и ко всем заповедям.

III Закон свят


Прочитаем текст Писания:

12 Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.
13 Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.
14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю (Рим.7:12-15).


Заметьте, как апостол последовательно развивает эту мысль: «Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление», «страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти», «заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти», «потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею» (Рим.5:20; 7:5,8,10-11). Но как мог добрый и святой закон (см. Рим.7:12) оказаться причастным к греху и смерти?

Ответ просматривается в заявлениях Павла, которые он делает в трех стихах: 1) «Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти» (Рим.7:5); 2) «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху» (Рим.7:14); 3) «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти» (Рим.8:3). Когда плоть (абсолютно враждебная закону, как написано в Рим.8:7-8) противится закону, тогда приходят грех и смерть. Может сложиться ошибочное впечатление, что закон является причиной того и другого. Но Павел категорически отрицает виновность закона. «Неужели от закона грех? — спрашивает он. — Никак» (Рим.7:7). «Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак» (Рим.7:13). Вина полностью должна быть возложена на грех. Хотя закон играет определенную роль во взаимодействии греха и смерти, он невиновен.

Павел предчувствовал, что эти неожиданные связи между грехом и законом вызовут недоумение. Поэтому в Рим.7 он приводит сильнейшую апологию (защиту) закона, какую мы только можем найти в посланиях Павла.

Павел превозносит закон всеми возможными способами, говоря, что «закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим.7:12) и что «закон духовен» (Рим.7:14). Апостол беспокоился не о содержании и ценности закона, а о его неправильном использовании. Как утверждает Павел, закон прекрасно выполняет то, что должен, но не может сделать то, для чего никогда не был предназначен, — спасти нас от греха. Для этого нам нужен Иисус, потому что закон – весь ли еврейский кодекс или конкретно Десять заповедей — не может принести нам спасение. Павел показывает, что закон был необходим, но функциональность его была ограниченной. И он определенно не должен был стать прописанным Богом противоядием от некоего зла, которое держало человеческие существа в рабстве греха. Закон, - утверждает Павел, - был предназначен показывать человеку его нужду в спасении, но не быть средством приобретения этого спасения.

IV Человек из седьмой главы Послания римлянам


Прочитаем текст Писания:

16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех (Рим.7:16-20).


Кто тот человек, о котором говорит Павел в седьмой главе? Я не сказал бы, что Павел всегда говорит именно о себе. Он говорит вообще о человеке греха. Но он описывает об этом человеке греха от первого лица. Есть такой интересный и поучительный рассказ-аллегория о скорпионе, который хотел пересечь реку, но не умел плавать. Скорпион увидел черепаху и попросил ее перевезти его через реку.
— О нет, — сказала черепаха. — Мне известно о тебе и твоем смертоносном жале. Я тебе не доверяю.
— Пожалуйста, черепаха. Я обещаю, что не причиню тебе вреда. Просто позволь мне забраться на твой крепкий панцирь. Я не стану тебя жалить.
После долгих уговоров и клятвенных обещаний со стороны скорпиона черепаха согласилась. Она перевезла скорпиона на себе через реку. Когда они достигли берега, скорпион ужалил черепаху.
— Ты же обещал, что не причинишь мне вреда, — горько заплакала черепаха.
— Прости, —ответил скорпион. —Я ничего не могу поделать. Такова моя природа.
Нераскаявшийся человек, подобно скорпиону, неспособен перестать грешить. Он хочет поступать праведно, как предписано законом, но продолжает совершать все те поступки, которые считает плохими.

Но только ли нераскаявшиеся грешники сталкиваются с такой проблемой? Разве она не затрагивает и христиан? Хотя христиане до сих пор находятся в плену грешной плоти, они ведут менее напряженную борьбу, потому что подчинили свою волю Христу. Апостол Павел пишет: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:19-20).

Необращенный человек находится под властью или осуждением закона в течение всей своей жизни (см. Рим.7:1). Единственный выход для него — смерть. Так как Иисус уже уплатил эту цену за грешника, признание последним Христа как своего Спасителя означает также и признание смерти Иисуса ради него. «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим.8:1).

Так о каком «человеке» идет речь в седьмой главе Послания римлянам? О каждом из нас! В ней говорится о проблеме, с которой столкнулось человечество. Находясь в своем греховном состоянии, мы остаемся безнадежно потерянными, пока Тот, Кто имеет власть над грехом и смертью, не спасет нас. Если я не могу делать того, что хочу, значит, я — раб кого-то или чего-то. Во Христе же мы все получаем освобождение.

V Спасенные от смерти


Прочитаем текст Писания:

21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха (Рим.7:21-25).


В нас живет грех, побуждая избегать хороших поступков и вместо этого поступать неправильно, даже если мы понимаем, что происходит. Мы несчастные люди, которые умрут, находясь в теле смерти. Как нам порвать с этой привычкой, как остановить эту болезнь и изменить свое поведение? Кто спасет нас? Самим нам с этим не справиться. Лишь Иисус силой Святого Духа может даровать нам победу. Только ежедневно уделяя время общению с Богом, читая Священное Писание и молясь, мы сможем набраться решимости поступать правильно и избегать зло, подступающее к нам. Только благодаря близким, личным отношениям с Иисусом мы можем получить избавление от тела смерти. И тогда мы, подобно Павлу, сможем заявить: «Благодарю Бога моего, Который избавляет меня через Господа нашего Иисуса Христа».

Апостол Павел был человеком, который стремился извлекать выводы, как из своего жизненного опыта, так и из жизни человека греха вообще. Когда он пишет, что в нем действует некий закон, что он имеет в виду? Понятно, что речь в данном случае идет не о законе Моисея и не о десятисловном законе, но о некоем принципе. Дело в том, что греческое слово «номос» имеет очень разнообразные понятия. Существует, например, закон притяжения, это некая закономерность. Закон греха, это тоже некая закономерность, живущая в нас и тянущая нас постоянно вниз, к низменным похотям, вожделениям и желаниям.

Этот закон или принцип, о котором говорит Павел в 7:21, выражается в постоянном присутствии злого начала в человеке, которое заявляет о себе, как только человек проявляет намерение сделать добро. Павел подчеркивает тот факт, что «по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием», то есть, я хочу делать добрые дела, угодные Богу, однако опыт показывает, что в человеке, внутри него, живет и действует другой закон, другая закономерность. Вот это и есть закон греха. Павел называет его «живущим во мне грехом».

Закон греха постоянно действует в двух направлениях: противоборствует «закону ума» верующего и делает его «пленником» греха, живущего в «членах» его. Другими, словами, греховное начало не прекращает «военных действий» - противоборство против новой природы христианина, пытаясь взять над нею верх и подчинить ее себе с тем, чтобы верующий поступал в угоду греху.

Итак, несмотря на то, что верующий принял Иисуса Христа в свое сердце и соединился с Ним в Его смерти и воскресении, и несмотря на его старания прославлять Христа всей своей жизнью и поведением, своею силою, он не в состоянии успешно сопротивляться собственной греховной природе. Потому-то и преследуют его разочарование, и терпит он поражения.

И что приходится констатировать человеку из седьмой главы Римлянам? «Бедный я человек!» Не находите ли вы, что это типичное состояние Лаодикийской церкви. Павел от имени человека греха спрашивает: «Кто избавит меня от сего тела смерти?» Он сознает, что пока находится в этом теле, постоянно будет сталкиваться с проблемой живущего в нем греха, одолеть который своими силами так и не сумеет. Здесь он называет свою человеческую плоть «телом смерти», а в Рим. 6:6 – «телом греховным». Оба названия имеют общий смысл: грех действует через человеческое тело, обрекая его на смерть. Ответ Павла на собственный вопрос звучит ликованием и торжеством: «Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим!» Этот ответ продиктован верой апостола в конечную победу Иисуса Христа, плоды которой Он разделит со Своим народом.

Заключение


Итак, нам предстоит сделать выбор — служить Богу или миру. Смерть Иисуса на кресте дарует нам искупление. Нам предлагается дар праведности и жизнь, средоточием которой является благодать. Павел решил посвятить себя благовествованию о надежде. Мы больше не находимся под осуждением закона, мы освящены победой, одержанной на кресте. Сегодня мы с вами можем жить как победители, зная, что благодаря Христу обрели вечность.

Похожие новости

Виталий Олийник - Смерть Христа и закон

Центр духовного просвещения, Библейская школа, урок №6, «Смерть Христа и закон» (10 мая 2014)

07.05.14 Субботняя школа
Связаны законом? // Тема недели "Человек из седьмой главы".

Суть иллюстрации Павла: женщина замужем за мужчиной. Закон связывает ее с ним, пока муж жив. И пока

15.08.10 Субботняя школа
Божий закон и милосердие. Тема недели «Плод Духа — Милосердие»

Проблема, которая возникает у некоторых людей с Законом Божьим, заключается в неправильном

09.02.10 Субботняя школа

Добавить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

2009-2017 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Яндекс цитирования
Закрыть