Регистрация

Александр Серков - Урок №3. Жизнь в ранней церкви

Александр Серков 14-07-2018, 06:56 268 Субботняя школа » Александр Серков
0


Чем примечателен этот урок? И какова его цель? Цель этого урока: понять важность правильного отклика на евангельский призыв. И нам следует ощутить потребность подпитывать новые отношения с Богом и с сообществом верующих.

Мы имеем памятный стих к этому уроку. Вот его содержание:

46 Каждый день они в дружбе и единстве пребывали в храме, собирались в домах для совместного приема пищи, и все это совершали с непритворной радостью и в простоте сердца,
47 Прославляя Бога и с добрым чувством относясь к народу. И Господь каждый день прибавлял к их единству новых спасаемых (Деян. 2:46-47 ПС).


Специфика жизни и деятельности Церкви, переданная в этих стихах, неизбежно вела к выделению ее из традиционного иудаизма, несмотря на то, что все они единодушно продолжали каждый день пребывать в храме.

«Радость» звучит в книге Деяний Апостолов постоянным подтекстом, потому что победоносная Церковь не могла не исполняться радостью. Это видно, как из стихов 46-47, так и из многих других мест (5:41; 8:8,39; 11:23; 12:14; 13:48,52; 14:17; 15:3,31; 16:34; 21:17). «И собираясь в домах для совместного приема пищи, принимали они ее с непритворной радостью и в простоте сердца». Любопытно, что слово «прославляя» - эн`унтэс - встречается в Новом Завете всего 9 раз, из них 7 - у Луки (в греческом тексте): Лук. 2:13,20; 19:37; 24:53; Деян. 2:47; 3:8-9; кроме того - в Рим. 15:11 и в Откр. 19:5. Первым из семи «сообщений об успехе». Деян. 6:7; 9:31; 12:24; 16:5; 19:20; 28:30-31) Лука завершает этот раздел книги: не проходило дня, чтобы к единству церкви не прибавлялись новые спасаемые. С первого дня Церковь стала быстро расти! Вопрос стоит перед нами: когда же мы сможем сказать такое о наших повсеместных церквах?

I Учение и общение


Прочитаем два текста из «Деяний»:

44 Все же уверовавшие пребывали вместе, и все у них было общее.
45 И продавали свои владения и имущество, а вырученные деньги распределяли между всеми, в зависимости от потребности каждого (Деян.2:44-45 ПС).


34 Среди них не было нуждающихся, потому что те, у которых были земли и дома, продавали их, а вырученные деньги приносили
35 И клали к ногам апостолов; и каждому распределялось по его потребности (Деян.4:34-35 ПС).


Уверовавшие во Христа были объединены не только духовными узами (у них было одно сердце и одна душа), но и материальными. Они добровольно распродавали свое имущество, и каждый в первой христианской общине получал по нужде. Сказанное здесь о том, что первые христиане имели все общее, и что они распродавали свою собственность, можно объяснить тем, что они ожидали скорого возвращения Господа и основания Им Царства Его. Тут же кроется объяснение и того, что в дальнейшем практика эта не нашла продолжения. Первохристианские общины не носили (как это иногда утверждают) социалистического или коммунистического характера, потому что по природе своей были добровольны, не навязаны извне (4:32,34-35; 5:4). Следует заметить, что имевшееся они распределяли не поровну, а смотря по нужде каждого. Просто эту модель первохристианской коммуны подхватили коммунисты и пытались навязать ее всем людям.

Чем примечательны еще эти тексты? Да, здесь говорится об учении. Естественно, людей следует учить тому, о чем они не знают; но текст говорит не только об этом, в нем еще присутствует элемент общения: «уверовавшие пребывали вместе». Общение — это не только то, чем мы занимаемся во время приема пищи по домам и совместного пребывания в церкви. Согласно книге «Деяния Апостолов», общение — это благословение других тем, что имеем мы сами. Мы делимся с людьми благословениями, отдавая им не то лишнее, что у нас осталось, а порой последнее, что у нас есть.

Вопрос в том, как научиться общаться друг с другом?

Во-первых, нам необходимо знать о том, в чем нуждаются окружающие нас люди (см. Деян. 2:45). Необходимо стать активным членом общества, постоянно стараясь кому-то помочь. Среди нас всегда есть люди, которые желают облагородить место, в котором живут. Уборка в парке, благотворительная раздача продуктов, покраска стен магазинов, организация обедов для бездомных, обеспечение детей из малоимущих семей канцелярскими товарами перед началом учебного года — возможностей помочь найдется множество, если только мы раскроем глаза и захотим увидеть, в чем нуждаются окружающие нас люди.

Во-вторых, общение — это еще и весело проведенное время. Поэтому, если у вас есть друзья, которые мало что знают о Боге, найдите время для общения с ними, прежде чем пригласить их на молодежную программу в церковь. Верующие из книги «Деяний» вместе участвовали «в приеме пищи», и в этом заключалось их общение. Мы тоже можем найти способ для общения в полезном совместном проведении нашего досуга.

Третье и последнее — у нас есть повеление учить. Неважно, учим ли мы людей сами, приводим ли их на занятия по изучению Библии, приглашаем ли на молодежные встречи, на уроки субботней школы. Какую бы форму обучение ни приняло, его оценят, потому что людей не заботит, насколько велики наши познания, пока они не узнают, насколько велика наша забота.

II Проповедь Петра, связанная с исцелением


Прочитаем текст Писания:

12 Увидев это, Петр обратился к народу: «Уважаемые израильтяне, что вы удивляетесь этому, и что смотрите на нас так, как будто мы своей собственной силой или благочестием поставили этого человека на ноги и сделали его способным ходить?
13 Бог Авраама, и [Бог] Исаака, и [Бог] Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед Пилатом, когда тот пытался освободить Его.
14 Вы же отказались освободить Святого и Праведного, а попросили, чтобы свободу получил убийца;
15 А Творца жизни вы убили. Но Бог воскресил Его из мертвых, и мы свидетели тому, потому что сами видели Его воскресшим.
16 И по нашей вере в Его имя этот человек, которого вы видите и хорошо знаете, получил исцеление. Именно Иисус и вера, которую Он дает, совершили свою исцеляющую работу, и он теперь перед вами в полном здравии.
17 Я понимаю вас, братья, вы и ваши предводители сделали это по незнанию.
18 Бог же, предсказавший через всех пророков, что Христу надлежит пострадать, так и исполнил.
19 Так покайтесь же и обратитесь, чтобы грехи ваши были стерты;
20 И да придут времена свежей струи пробуждения от Господа, и да пошлет Он вам предназначенного Иисуса, Которого Он избрал быть Христом вашим,
21 Но Который должен оставаться на небесах до времен восстановления всего, о чем было предсказано через святых пророков еще в древности.
22 Моисей ведь сказал: “Пророка поставит вам Господь Бог ваш из братьев ваших, подобного тому, как Он меня поставил; Его слушайтесь во всем, что Он будет говорить вам.
23 И всякий, кто не послушает Того Пророка, исторгнут будет из народа и погибнет”.
24 Да и все пророки, начиная от Самуила и те, которые были после него, тоже предсказывали эти дни.
25 Вы же наследники пророков, и вы те, которым Бог через Авраама оставил завещание, говоря: “И в семени твоем благословятся все народы на земле”.
26 Воскресив Сына Своего Иисуса, вам первым Бог послал Его, чтобы благословить вас, призывая каждого отвратиться от желания совершать злые дела» (Деян.3:12-26 ПС).


Прочитав этот текст, мы видим, что, воспользовавшись благоприятной ситуацией, Петр произнес короткую, но сильную проповедь. Прежде всего, чудо исцеления, совершенное ими, он приписывает Иисусу, Которого прямо называет Сыном Божиим. Затем подчеркивает тяжесть вины перед Ним иудеев, напомнив, что Отец Иисуса - это Бог Авраама, Исаака и Иакова. На головы иудеев апостол обрушивает фразы, тяжелые, как удары молотом: «Вы предали прославленного Сына Божия; вы отреклись от Него перед Пилатом, когда тот пытался освободить Его; вы отреклись от Святого и Праведного, предали на смерть Дающего жизнь, а взамен Его попросили, чтобы свободу получил убийца». Особенно сильно звучит фраза: «А Творца жизни вы убили». Убили Того, от Которого берет начало всякая жизнь - как физическая, так и высшая - духовная. Но Бог воскресил Его из мертвых, чему Петр объявляет себя и своих товарищей свидетелями, потому что сами видели Его воскресшим.

Здесь есть спорное выражение: «Бог воскресил». То, что именно Отец воскресил Христа из мертвых, неоднократно заявляется в Новом Завете (Деян. 2:24, Рим.6: 4, 8:11). В то же время Иисус объявил, что Он Сам имеет власть отдать Свою жизнь и принять ее снова (Иоан. 10:18). Эти два заявления о воскрешении не противоречат друг другу. Хотя Христос имел жизнь в Себе, но как воплощенный Сын, который «принял на себя форму раба» (Фил.2: 7), Он не мог «сам от Себя делать ничего» (Иоан. 5:19). Иисус осуществлял Свою Божественную силу только по повелению Отца. Таким образом, хотя «Спаситель вышел из могилы жизнью, которая была в Себе» (Деян. Ап. 785), Он сделал это по призыву Бога, Отца Своего. И надо учесть, что к моменту воскресения истек срок Его добровольного подчинения. Это переломный момент: Бог вызывает Христа из могилы, это последний момент добровольного подчинения Христа Отцу; и тут же начало самостоятельности Христа, Он выходит из могилы силой, которая была в Нем самом. Так что оба выражения верны: «Бог воскресил Христа» и «Он воскрес силой Своей».

Снова, как и в день Пятидесятницы (2:38), Петр призвал иудеев к покаянию. Если Израиль покается, осуществится и вторая цель - наступление Царства (в тексте - времена свежей струи пробуждения от Господа); имеется в виду второе пришествие Христа (стих 20). Сила его логики заключалась в том, что он проповедовал исполненные пророчества. Этот призыв к покаянию является логическим и кульминационным моментом для строгого обличения Петром его оппонентов. Не было бы никакого смысла в таком упреке, если бы оно не предназначалось для покаяния. Так оно должно и быть во всех наших проповедях: призывать людей обратиться к Богу и покаяться в своих грехах.

Преобразование является основой подлинного христианского опыта. Оно отличается от нового рождения (Иоан. 3: 3, 5) только тем, что его можно считать актом человека, который отвернулся от своей старой жизни греха, в то время как новое рождение или возрождение - это работа Святого Духа, когда Он действует на человека одновременно с его обращением. Однако, надо учесть, что ни одна из фаз этого духовного опыта не может быть реальностью без Святого Духа. Но Святой Дух не может выполнять Свою работу, пока человек не захочет позволить Богу завладеть его жизнью (см. Откр. 3:20). Все строится на свободе выбора человека.

В любом обсуждении временн`ой последовательности слов Петра следует иметь в виду два момента:

1) Как и другие ученики, Петр не знал время пришествия Христа (Деян. 1: 7). Он устремил свой взгляд в будущее и с радостью надеялся на самое раннее возвращение своего Господа.

2) Посредством Божественного озарения Петр увидел, что некоторые пророчества о «последних днях» исполнились в свое время. Например, в день Пятидесятницы он объявил, что пророчество Иоиля о том, что в «последние дни» Бог излил Свой Дух на всякую плоть, тогда исполнилось (Деян. 2: 14-18). Но в перспективе развернутых планов Бога, в частности, исполнения пророчества, теперь мы можем видеть, что в самом буквальном и полном смысле слова «последние дни» являются нашими нынешними днями, и что теперь мы можем справедливо ожидать пришествия Христа. Точно так же мы видим, что великое излияние Божьего Духа, «времена свежей струи пробуждения от Господа» относятся более конкретно к нашим дням, дням «позднего дождя» (см. Иоиль 2:23).

III Начало сопротивления


Прочитаем текст Писания:

1 Во время разговора Петра и Иоанна с народом, подошли к ним священники и саддукеи в сопровождении начальника охраны храма,
2 Возмущаясь тем, что они учат народ и проповедуют о воскресении из мертвых в Иисусе.
3 И схватили Петра и Иоанна, но, так как было уже поздно, заключили их до утра под охрану.
4 Многие же из слышавших слово уверовали; и число верующих достигло примерно пяти тысяч.
5 На следующий день собрались в Иерусалиме их начальники, старейшины и книжники.
6 Были там также, и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и все, принадлежащие к роду первосвященника.
7 И вот, поставили их перед собравшимися и стали допрашивать: «Какой силой и от какого имени вы это сделали?»
8 Тогда Петр, исполненный Духа Святого, сказал им: «Начальники народа и старейшины!
9 Если нас сегодня допрашивают по поводу доброго дела, совершенного калеке, каким образом он получил исцеление,
10 То знайте, вы и весь народ Израиля, этот человек, который стоит сейчас перед вами здоровым, исцелен именем Иисуса Христа из Назарета, Которого вы распяли, но Бог воскресил Его из мертвых.
11 Он – тот самый Камень, признанный вами, строителями, негодным, но Который оказался во главе угла.
12 И нет спасения ни в ком другом, потому что нет под небом другого имени, данного людям, которым мы могли бы быть спасены».
13 Иудейские предводители были удивлены, слушая Петра и Иоанна, с одной стороны, они держались уверенно и говорили смело, но в то же время их речь была малограмотной; и они признали тогда в них последователей Иисуса.
14 А по поводу исцеленного человека, которого все видели, они ничего не могли сказать вопреки.
15 Тогда повелели они апостолам покинуть здание синедриона, а сами стали совещаться между собой.
16 И рассуждали они: «Что же нам делать с этими людьми? Ведь то, что совершено ими явное чудо, сделалось известным всем жителям Иерусалима, и мы не можем этого отрицать;
17 Но чтобы дальше не распространялось это в народе, давайте пригрозим им, чтобы об этом имени они больше никому не говорили».
18 И, позвав их, они приказали им ни в коем случае не учить во имя Иисуса и даже это имя не произносить вообще (Деян.4:1-18 ПС).


Присутствие Петра, Иоанна и исцеленного ими человека (стих 14) исполнило опасениями священников и начальников стражи при храме и саддукеев. Они, очевидно, мешали апостолам говорить, не желая, чтобы народ толпился возле них.

Священники, большей частью, разделяли религиозные воззрения саддукеев (3:17), и они-то, надо полагать, возражали апостолам в первую очередь. Тут важно вспомнить об особенностях, отличавших эту религиозную партию. Саддукеи не верили в воскресение и отрицали существование ангелов и духов (23:8); они были лояльны по отношению к римским правителям и всячески старались поддерживать существующий строй; к саддукеям принадлежали богатые люди; наконец, из всех книг Священного Писания они признавали только Пятикнижие Моисеево. Естественно, они досадовали и негодовали на то, что апостолы учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых.

Подробное описание Лукой собравшихся не оставляет сомнения в том, что это действительно были власть и авторитет имущие. И вот посреди них (стих 7) стоят простые рыбаки! Анна был тестем первосвященника Каиафы, и сам занимал этот пост (до низложения своего) с 6 по 15 гг. по Р. Х. Каиафа был первосвященником с 18 по 36 гг. по Р. Х. Но, по всей видимости, Анна пользовался таким авторитетом, что негласно как бы оставался первосвященником и при своем зяте. И вот это же собрание (т. е. синедрион в том же составе) судил Иисуса. А теперь перед ним стояли двое из самых выдающихся и смелых Его последователей.

«Какой силой и от какого имени вы это сделали?» - допытывались они, то есть, исцелили человека, не владевшего ногами от самого рождения. Вот такой вопрос поставили в упор апостолам члены синедриона. И Петр, исполнившись Духа Святого, ответил им, что они сделали это именем Иисуса Христа, Которого они, первосвященники, распяли, но Которого Бог воскресил из мертвых. И дальше они продолжили:

«Он – тот самый Камень, признанный вами, строителями, негодным, но Который оказался во главе угла. И нет спасения ни в ком другом, потому что нет под небом другого имени, данного людям, которым мы могли бы быть спасены».

Напомню, что синедрион, верховный суд и орган административного управления в древней Иудее, состоял из 71 члена, включая первосвященника. Большая часть этих людей была саддукеями. В книге Деяний Апостолов это первый из четырех случаев, когда последователи Иисуса Христа предстают перед синедрионом (5:27; 6:12; 22:30).

IV Анания и Сапфира


Какие уроки мы можем извлечь из этой истории? Давайте прочитаем саму историю:

1 Другой человек, имя которому Анания, с женой своей Сапфирой также продал земельное владение,
2 Но часть вырученных денег, с согласия жены, утаил, а остальные деньги принес и положил к ногам апостолов.
3 И сказал ему Петр: «Анания, как это сатана мог завладеть твоим сердцем настолько, что ты солгал Духу Святому и утаил часть денег, вырученных от продажи земельного владения?
4 То, чем ты владел, не тебе ли принадлежало, и вырученное от продажи не в твоей ли власти находилось? Как тебе в голову такое пришло, ведь ты солгал не людям, а Богу?»
5 После этих слов Анания, испустив последний вздох, упал бездыханным; и ужал напал на всех присутствующих.
6 Молодые люди обернули его по обряду и, вынеся, похоронили.
7 Часа три спустя пришла и его жена, ничего не зная о случившемся.
8 И спросил ее Петр: «Скажи, вы действительно свое владение продали за столько-то?» Она ответила: «Да, именно за столько».
9 Тогда Петр сказал ей: «Что же это вы сговорились испытать Духа Господнего?! Вот слышны шаги тех, кто возвращается с похорон твоего мужа; сейчас они и тебя вынесут».
10 И тут же она упала у ног его и испустила последний вздох. Молодые люди, войдя, увидели, что и она мертва; и вынесли ее, и похоронили возле мужа ее.
11 И страх великий напал на всю церковь и на всех, кто слышал об этом (Деян.5:1-11 ПС).


Описывая жизнь раннехристианской Церкви, Лука в этой главе рассказывает о трагедии, произошедшей с Ананией и Сапфирой. Что интересно, непосредственно перед этим автор повествования сообщает о том, как Варнава, «который владел участком земли, продал его и вырученные деньги принес и положил к ногам апостолов» (Деян. 4:37). Затем действиям Варнавы противопоставляются действия Анании и Сапфиры, которые продали свою собственность и все свои земельные владения, ну, совсем как Варнава, и положили вырученную от продажи сумму денег к ногам апостолов, как это сделал Варнава. Но разница в том, что Анания удержал часть денег. Но не в этом грех, деньги-то были его. Грех в том, что он солгал, отдав часть денег, и сказав при этом, что отдает все вырученные от продажи деньги. Вот он корень зла – обман. И за это он поплатился жизнью. Жестоко? Но в развивающейся церкви зло надо было пресекать в зародыше. Они солгали Святому Духу — Личности. Да, Святой Дух — Личность, Которая принесла единство и согласие молодой Церкви.

Да, Церковь учреждается Богом, но в ней будут возникать свои проблемы, потому что, в конце концов, состоит она из испорченных грехом людей. Но проблемы Бог планомерно устраняет, а иногда они нужны для формирования нашего характера для вечности.

V Второй арест


Прочитаем текст Писания:

34 Но вот один из членов синедриона, фарисей-законник по имени Гамалиил, которого все почитали, встал и предложил, чтобы апостолов на некоторое время вывели.
35 А сам обратился к членам синедриона: «Уважаемые Израильтяне, прежде, чем что-то делать с этими людьми, хорошо обдумайте;
36 Вы же помните, не так давно объявился некий Февда, который выдавал себя за какого-то великого. К нему примкнуло около четырехсот человек. Но когда он был убит, все его последователи разбежались, и все окончилось ничем.
37 Затем восстал Иуда Галилеянин – это случилось во время переписи – и увлек за собой народ; но и он погиб, и все его последователи рассеялись.
38 И вот теперь перед нами новый случай; я советую, оставьте этих людей в покое и отпустите их, потому что, если их предприятие – дело рук человеческих, то оно обречено на провал.
39 Если же оно от Бога, то вам его не остановить; только лишь сами окажетесь противниками Бога. Все согласились с ним (Деян.5:34-39).


Гамалиил, фарисей и законоучитель, пользовавшийся всеобщим уважением, попытался повлиять на членов синедриона, чтобы они не преследовали апостолов. Руководствовавшийся не симпатией к Церкви, а чувством духовной интуиции, он опасался помешать Божьему делу на земле (стих 39).

Ничего не известно об этом Февде с его четырьмястами мятежниками, восстание которого не привело ни к какому результату. У еврейского историка 1-го века Иосифа Флавия записано о мятеже, возглавленном Февдой, но он происходил позднее и принял гораздо большие масштабы. А, кроме того, имел место мятеж ранее того, который возглавил Иуда (стих 37).

О мятеже под руководством Иуды Галилеянина, случай с которым Гамалиил приводит в качестве второго примера, Иосиф Флавий написал довольно подробно, рассказав и о казни Иуды, и о том, что эти беспорядки подлили масла в огонь новых мятежей.

Впечатляюще заканчивает свою речь Гамалиил: «Если их предприятие – дело рук человеческих, то оно обречено на провал». Как в первом и во втором случаях, когда мятежи подняли Февда и Иуда Галилеянин, они закончились бесславно, так и этом случае, если оно дело рук человеческих, то обречено на провал. Если же оно от Бога, то вам его не остановить; только лишь сами окажетесь противниками Бога. Любопытно, что речь Гамалиила явилась в каком-то смысле апологией Церкви Иисуса Христа, прозвучавшей от того, кто был в лагере ее противников. Во всяком случае «все с ним согласились» (39 стих).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, общение и обучение учеников кажется огромной движущей силой в жизни раннехристианской церкви. Верующие отдавали для дела Христа все, что могли. Спустя более двух тысяч лет цель остается все той же — открыть миру Иисуса. Позволить жителям умирающего, обреченного мира узнать, что их Спаситель жив и жаждет общения с ними и что однажды Он вернется, чтобы назвать их Своими. Как адвентисты мы верим, что нам поручено нести этому поколению особую весть. Как достучаться до людских сердец в мире, где столько всего отвлекает людей от Иисуса? Это особо важный вопрос, и над ним надо нам задуматься, и при том серьезно.

telegram

Похожие новости

Пятидесятница

Центр духовного просвещения, Библейская школа, урок №2, «Пятидесятница» (14 июля 2018) -

12.07.18 Субботняя школа
Евангелие и церковь

Центр духовного просвещения, Субботняя школа, урок №13, «Евангелие и церковь» (23 сентября 2017)

22.09.17 Субботняя школа
Святой Дух и церковь

Центр духовного просвещения, субботняя школа, урок №9, «Святой Дух и церковь» (4 марта 2017)

02.03.17 Субботняя школа

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

2009-2018 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть