Регистрация

Александр Серков - Урок №4. Первые церковные руководители

Александр Серков 21-07-2018, 16:44 297 Субботняя школа » Александр Серков
0


В этом уроке мы вспомним первых церковных руководителей. В основном рассмотрим мы диаконское служение, и увидим, как гонения и рассеяние способствовали распространению Евангелия за пределами Иудеи. У Бога неизменный путь продвижения Его миссии. Он освободил апостолов для евангельского труда, а в церкви учредил пресвитеров и диаконов. Одни учреждали церкви, другие ими руководили. А в общем дело Божье успешно продвигалось вперед, и церкви благословенно умножались численностью.

Эпиграфом к этому уроку является текст Писания. Я его цитирую:

7 Таким образом, круг слушающих слово Божье увеличивался, число учеников в Иерусалиме умножалось, и многие из священников приняли веру и покорились ей (Деян.6:7 ПС).

В этом стихе содержится еще одно сообщение об успехе. Лука говорит о быстром численном росте церкви; по его словам, даже очень многие иудейские священники приняли веру и покорились ей. Словами «круг слушающих слово Божье увеличивался» автор указывает на постепенный, но непрерывный рост. Апостолы освободились теперь от хозяйственных работ и все свое время посвятили проповеди Евангелия.

Последующие стихи показывают, что семь диаконов были активны в работе по обучению. Работа диаконов, и особенно Стефана, знаменует собой определенное расширение и развитие христианского провозглашения. Они не ограничивали себя делами хозяйственными, но несли также слово Божье людям.

I Назначение семи диаконов


Прочитаем текст Писания:

1 В то время, когда число учеников возрастало, у иудеев-эллинистов появился ропот на местных иудеев, потому что их вдовы были обделяемы вниманием в ежедневном обслуживании.
2 Тогда двенадцать, созвав других последователей, сказали: «Не оставить же нам служение словом Божьим ради заботы о пропитании людей.
3 Поэтому, братья, предлагаем, выберите из своей среды семь человек с хорошей репутацией, исполненных Духа и мудрости; их мы поставим на это служение;
4 Мы же постоянно будем пребывать в молитве и служении слова».
5 Это предложение было всеми одобрено; и избрали Стефана, исполненного веры и Духа Святого, а также Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, прозелита из Антиохии,
6 И представили их апостолам, и те, возложив на них руки, помолились (Деян.6:1-6 ПС).


Мы видим - все шло хорошо, дело Евангелия успешно продвигалось. В обильном количестве совершались чудеса, и число верующих каждый день прибавлялось. Но что-то случилось. Как обычно: любимцы, не любимцы, свои и чуть-чуть не совсем свои, а там уже и зависть, обиды; и вот начались разборки и высказывание обид. Казалось бы, общие финансы, от каждого по способности, и каждому по потребности, но вот вдовы-христианки из Греко языческих иудеев были в чем-то ущемлены. Необходимо было принять меры, чтобы решить проблему с теми, о ком не позаботились, иначе церковь могла пострадать от отсутствия единства.

Когда апостолы пытались решить, что делать, им пришла в голову мысль — вместо того чтобы использовать свою предназначенную для проповеди Евангелия энергию, чтобы успокоить верующих, почему бы не выбрать группу людей, которые отвечали бы за общие финансы? И тогда были избраны семь богобоязненных братьев для выполнения особой задачи — следить, чтобы в распределении финансов все было честно и справедливо и Божье дело могло успешно продвигаться.

Из этих семи больше всего нам известен Стефан. Его имя происходит от греческого слова «ст`эфанос» -венец или победный венок. Исходя из того, что имя Стефан имеет греческое происхождение, а также из-за его назначения диаконом в ответ на жалобы Греко язычных христиан можно предположить, что он был евреем-эллинистом, то есть евреем, говорящим на греческом языке и выросшим под влиянием греческой культуры. Кстати, изучение других шести имен показывает, что остальные диаконы также были Греко язычными иудеями, людьми, которые «родились или какое-то время жили за пределами Палестины и потому попали под влияние широко распространенной там греческой культуры.

Лучшей команды для решения проблемы с пренебрегаемыми вдовами из среды Греко язычных иудеев и быть не могло! Чтобы ситуация не вышла из-под контроля, Бог подсказал верующим, как с ней справиться. И это сделало церковь еще сильнее, превратив ее в организацию, которая смогла оказывать влияние на гораздо большее количество людей.

Ни Стефан, ни его команда не ограничили свою деятельность одной только заботой о казне, они решили пойти дальше. Подтверждение этому мы находим не только в Деян. 6:7, где нам дают понять, что в результате их свидетельство оказало влияние на многих людей, но и в следующем стихе, где особо упоминается, что Стефан был исполнен «веры и Духа Святого», совершая «великие чудеса и знамения в народе» — дела, которые в конце концов привели его к славе мученика. Быть смелым любой ценой, служить изо всех сил — только Господь мог дать силы совершить такое.

Мы также видим, что верующие первоапостольской церкви проповедовали Слово Божье не только вербально, но они также оказывали помощь нуждающимся. Истинное евангельское служение всегда затрагивает и духовные, и физические потребности человека. К данному аспекту служения нельзя относиться легкомысленно, что подтверждается требованиями, предъявляемыми к семи кандидатам в диаконы. Они были людьми, пользовавшимися хорошей репутацией, и исполнены они были Духом и мудростью.

II Служение Стефана


Прочитаем текст Писания:

8 А Стефан, исполненный благодати и силы, совершал в народе великие чудеса и знамения.
9 И восстали некоторые из так называемой синагоги вольноотпущенников – выходцев из Кирены, Александрии, Киликии и Азии - и вступили в спор со Стефаном,
10 Но не могли противостать мудрости и Духу, Которым он говорил.
11 Тогда они подговорили людей, которые заявили: «Мы слышали, как он говорил кощунственные слова на Моисея и на Бога».
12 И возбудили они народ и старейшин, и книжников, и те, напав, схватили его и повели в синедрион.
13 И представили лжесвидетелей, которые давали показания, говоря: «Этот человек непрестанно говорит против этого святого места и против закона.
14 Мы сами лично слышали, как он говорил, что Иисус из Назарета разрушит это место и переменит обычаи, которые дал нам Моисей».
15 И все, находившиеся в синедрионе, пристально смотрели на него, так как лицо его просияло как лицо ангела (Деян.6:8-15 ПС).


Многие из нас слышали о Стефане как о первом христианском мученике, который отстаивал свою веру перед синедрионом. Однако мы часто забываем о том, что Стефан был «простым» диаконом. Наше представление о служении диакона довольно сильно отличается от того примера, который оставил нам этот мученик. Зачастую люди считают, что заниматься евангельской деятельностью должны не рядовые члены церкви, а исключительно пасторы, пресвитеры и руководители отдела по связям с общественностью. Однако это мнение идет вразрез с примером, оставленным нам верующими раннехристианской церкви. Стефан не просто проповедовал Благую весть. Когда он вступил в спор с находившимися в синагоге, они «не могли противостать мудрости и Духу, Которым он говорил» (Деян. 6:10).

Не сумев заставить Стефана замолчать, те, кто был в синагоге, решили победить его обманом. Но когда ложные свидетели бросали в его адрес свои обвинения, все присутствующие убеждались в обратном, так как лицо Стефана служило лучшим доказательством лживости их заявлений. Больше, чем все его неопровержимые аргументы, об истинности Евангелия свидетельствовал его характер.

Судя по всему, Стефан был выдающимся деятелем первой Церкви, исполненным веры и силы, Святого Духа и мудрости (стих 3). Действуя Божьей силой, он совершал великие чудеса и знамения в народе.

Что это за синагога Либертийцев (буквально – «вольноотпущенников»)? Полагают, что речь идет об иудеях, бывших военнопленных или рабах, отпущенных римлянами на свободу и вновь поселившихся в «родных краях». Упоминаемую синагогу посещали также выходцы из Северной Африки (Кирена и Александрия были крупными городами этого региона), а также из Киликии и Азии. «Азия», или эту местность называли еще «Малой Азией», о которой идет здесь речь, соответствует западной части современной Турции.

Возможно, это собрание посещал в свое время и Павел - ведь его родной город Тарс был расположен в провинции Киликии. Стефан был чудотворцем и искусным полемистом. Лука пишет, что его оппоненты не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Так что принадлежавшие к упомянутой синагоге - с целью избавиться от него - подговорили некоторых обвинить его. Как в свое время Господа Иисуса, Стефана обвинили в богохульстве (сравните Матф. 26:65).

Этого обвинения оказалось достаточно, чтобы возбужденный народ, и его предводители схватили Стефана и повели в синедрион. Здесь на страницах Деяний Апостолов третий из четырех случаев, когда последователи Господа предстают перед иудейским верховным судом (4:15, где перед судом оказываются Петр и Иоанн; 5:27 Петр и апостолы и 22:30, где перед синедрионом стоит Павел). Лжесвидетели не продумывали свои показания до конца. Что приходило в голову, то они и говорили. Стефан опровергал их обвинения. Вот, например, сам Господь предсказал разрушение храма (Матф. 24:1-2; Мар. 13:1-2; Лук. 21:5-6), но никогда не говорил, что Он сделает это. Однажды Иисус предложил просящим у Него знамения: А вы попробуйте, разберите этот храм, а Я тогда его соберу за три дня, но Он не говорил, что Он будет разрушать храм. Стефана же обвиняли и в том, что он якобы проповедовал, что Христос разрушит храм и что он провозглашал недолговечность Моисеевой системы. Стефан же аргументированно отражал все эти лжесвидетельства.

III Перед синедрионом


Прочитайте всю седьмую главу Деяний апостолов.

Стефан прекрасно знал Писание. Таким образом, он снова оставил нам пример, показав, что всем членам церкви необходимо знать основание своей веры и уметь защитить ее. На суде защита Стефана представляла собой подробное изложение истории еврейского народа с особым акцентом на пророчествах, касающихся Христа. Стефан не преуменьшает вины, лежащей на его слушателях, но заявляет, что они отвергли Святого Духа, подражая своим отцам, которые убивали пророков прошлого.

В Деян. 7:34-35 Стефан затрагивает интересный момент, касающийся Моисея. Он говорит, что Бог услышал стенание сынов Израилевых и решил вмешаться. При этом Он выбирает малопривлекательного помощника, прежде отвергнутого, который с человеческой точки зрения определенно не подходил для этой работы по многим причинам. То же самое произошло с Иисусом, когда была задета гордость израильских вождей, ведь Христос был родом из Назарета, что и привело к Его отвержению. В Писании мы часто сталкиваемся с тем, что Господь совершает великие дела, используя абсолютно «бесперспективных» для того, чтобы прославился не человек, а Бог.

IV Иисус в небесных обителях


Прочитаем Библейский текст:

55 Стефан же, исполненный Святого Духа, устремил взор свой к небу и увидел славу Божью и Иисуса, стоящего с правой стороны от Бога.
56 И сказал он им: «Вот, вижу я небеса раскрытые и Сына Человеческого, стоящего с правой стороны от Бога».
57 Они же, услышав эти слова, стали затыкать уши и с громкими криками набросились на него.
58 Вытащив его за пределы города, они стали бросать в него камни. Свидетели оставили свою верхнюю одежду у ног молодого человека, имя которому было Савл.
59 Когда в Стефана летели камни, он молился: «Господь мой Иисус, прими дух мой».
60 И, упав на колени, громко воскликнул: «Господи, не наказывай их за этот грех!» С этими словами он умер.
1 Савл был в числе одобрявших это убийство. С того дня началось сильное гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме апостолов, рассеялись по странам Иудеи и Самарии.
2 А Стефана похоронили благочестивые люди и горько оплакивали его (Деян.7:55 по 8:2 ПС).


Реакцию религиозных властей на речь Стефана легко можно было предсказать: они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Но Стефана это не испугало, потому что он, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего с правой стороны от Бога. Нам привычен образ Господа Иисуса, сидящего по правую руку Отца (Пс. 109:1; Рим. 8:34; Кол. 3:1; Евр. 1:3,13; 8:1; 10:12; 12:2; 1-Пет. 3:22). То, что Иисус стоял, возможно, означает, что Он поднялся навстречу Стефану. Деян. 7:56 является кульминационным стихом в этой главе по ряду причин.

Прежде всего, в нем подтверждается то, что Христос сказал на суде перед лицом первосвященника. Я цитирую:

62 На что Иисус ответил: «Я Есмь (Сущий); и вы увидите Сына Человеческого сидящим справа Всемогущего, и среди облаков увидите Его Пришествие» (Марк.14:62 ПС).


И так же, как тогда эти слова Иисуса привели к обвинению Его в богохульстве, так теперь повторение их Стефаном вызвало яростную реакцию со стороны его обвинителей. В Новом Завете он употреблен здесь в последний раз, и это единственный раз, когда в Евангелиях или в Деяниях Апостолов он исходит не от Иисуса Христа. Это словосочетание - Сын Человеческий - впервые появляющееся в Дан. 7:13-14, показывает, что Иисус есть Мессия. Оно явно эсхатологического характера. И последнее: в Деян. 7:56 как бы «слились» два замечательных мессианских текста - Дан. 7:13-14 и Пс. 109:1. В первом из них подчеркнут вселенский характер правления Господа. Он - не просто один из иудейских правителей; Он - Спаситель мира.

В Пс. 109:1 Мессия представлен как Сидящий по правую руку Отца. Этим подчеркиваются не только сила Иисуса Христа и занимаемое Им положение, но и признание Его Отцом как Ходатая. Чем, в свою очередь, доказывается, что люди имеют иной доступ к Богу, помимо храма и священников.

Членам синедриона не потребовалось много времени, чтобы понять богословский смысл речи Стефана: Израиль виновен; закон имеет лишь временное значение; роль храма тоже преходяща. И, поняв это, они единодушно устремилась на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями. Потому что богохульство подлежало наказанию смертью (Лев. 24:16). Горькая ирония происходившего заключалась в том, что, согласно закону Моисееву, камнями должны были быть побиты еще их отцы, поклонявшиеся «Молоху» (Деян. 7:43; сравните Лев. 20:2).

Со словами, обращенными к Господу, Стефан предал дух свой Ему. Еще за мгновение до этого он молился о врагах своих.

Глава 8 тесно связана с главами 6 и 7. Тема гонений, начатая в шестой главе, продолжается и в восьмой. Затем: Савла, впервые появляющегося в седьмой главе, встречаем и в следующей. Прослеживается близкая связь между Филиппом (глава 8) и Стефаном (главы 6-7), которые оба были из числа семи избранных. Даже и порядок их имен в 6:5 соблюдается в ходе повествования в 6:8 - 8:40.

Итак, сигналом к гонению на церковь послужила мученическая смерть Стефана. Вожди еврейского народа, санкционировавшие ее, снова подтвердили сделанный ими роковой выбор - отвержения Иисуса как своего Мессии. То обстоятельство, что все иерусалимские верующие, за исключением Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии, послужило исполнению Божьего поручения, записанного в 1:8. Само слово рассеялись перекликается с сеянием семени. Этим заявлением читатели подводятся к началу служения Филиппа в Самарии (Деян. 8:4-25).

Почему апостолы не ушли из города, не сказано. Вероятно, из чувства долга по отношению к иерусалимской церкви. После убийства Стефана и бегства его собратьев церковь эта несомненно сделалась более «еврейской».

V Распространение Евангелия


Прочитайте восьмую главу

Обратите внимание на 2 и 3 стихи, как они контрастируют. С одной стороны – благочестивые люди, которые похоронили Стефана, оплакивали его; с другой - Савл, «громил» церковь. «Врываясь в дома, он вытаскивал мужчин и женщин и бросал их в тюрьму»; он бил их в синагогах и издевался над ними. Особенно, видимо, отличился он в Иерусалиме (9:21).

Обратите внимание еще на два момента. Во-первых, Савл, один из тех, кто был ответственен за смерть Стефана и последовавшее за ним гонение христиан (см. Деян.8:1–3; 26:9–11), стал самым сильным проповедником Иисуса. Во-вторых, благодаря преследованиям, разразившимся после мученической смерти Стефана, христиане «рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» (Деян.8:1).

Один из тех, кто оказался в числе рассеянных христиан, был диакон Филипп. Он направился в Самарию, где однажды Иисус послужил женщине с плохой репутацией (см. Иоан.4). Служение Филиппа привело к небывалому успеху в проповеди Евангелия. И он впоследствии назван евангелистом. Петр и Иоанн специально пришли в Самарию из Иерусалима, чтобы лично убедиться, что Евангелие нашло там благодатную почву. Благодаря присутствию апостолов верующие самаритяне получили уверенность и силу Святого Духа.

После того как церковь в Самарии закрепила свои позиции и выросла, пионеру этой миссии было велено отправиться в другое место. Евангелист постоянно находится в движении, пытаясь найти новую территорию для проповеди Евангелия. Вскоре Филипп оказывается на колеснице вместе с эфиопским вельможей, который возвращается домой из Иерусалима. Святой Дух действует чудесным образом. Благодаря благовестию Филиппа эфиоплянин крестится на пути в Газу, и таким образом двери Эфиопии открываются для Евангелия.

После этого евангелист Филипп получает новое повеление от Святого Духа и отправляется по средиземноморскому пути в Кесарию, проповедуя в каждом городе, начиная с Азота. Евангелист — это проповедник Евангелия, который всегда готов повиноваться повелениям Святого Духа. Об этой истине свидетельствует история христианской миссии.

Читать книгу Деяний не всегда легко. Невероятные истории о верующих, исполненных Святым Духом, совершающих удивительные чудеса и претерпевающих мучения за свою веру, зачастую могут казаться нам далекими от нашей собственной реальности. Все мы по большей части имеем свободу вероисповедания. Различные телевизионные программы и радиопередачи помогают распространять весть Евангелия. И хотя мы верим и знаем, что должны нести эту весть во все уголки мира, многие ли из нас лично свидетельствуют об истине тем, с кем встречаются каждый день, — нашим соседям, друзьям, продавцу за прилавком в магазине?

Работа, которую раннехристианская церковь смогла совершить за такой короткий промежуток времени (несмотря на различия между верующими и трудности, которые вели к разногласиям), является для нас свидетельством того, как мы сегодня, будучи церковью, должны жить и выполнять порученное нам. Первые верующие полностью подчинились силе Святого Духа, и произведенный ими плод был очевиден для всех и принес славу Богу. И даже столкнувшись с тяжкими испытаниями, они неустанно несли весть Евангелия ближним и дальним.

Что мы можем сделать для того, чтобы закончить труд, начатый апостолами? Перед лицом своих врагов Стефан продолжал смело благовествовать, и в конце концов это стоило ему жизни. Никто не мог противостоять истине, которую он провозглашал, и Библия говорит нам, что все, кто смотрел на него, увидел, что «лицо его просияло как лицо ангела» (Деян. 6:15). Но как апостолы смогли стать такими? Полностью подчиняясь Святому Духу — не только в верхней помещении в день Пятидесятницы, но и каждый новый день, смиряя в молитве свои сердца и позволяя Духу использовать их для благовестия.

Если апостолы с таким рвением благовествовали об этом две тысячи лет назад, насколько усерднее должны делиться этой вестью сегодня мы с теми, кто окружает нас. Насколько больше мы должны быть исполнены Духом! Пришествие Иисуса для нас гораздо ближе, чем в их дни. Возможно, мы увидим Его, грядущего на облаках, совсем как тогда, когда апостолы наблюдали за Его вознесением.

Давайте же подчиним свою жизнь Духу, чтобы со всей любовью и дерзновением учить людей и завершить тот труд, который начали верующие первоапостольской церкви.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, претензии, высказанные Греко язычными иудеями в Деян. 6, сыграли решающую роль в истории раннехристианской церкви. Если бы с этой проблемой не разобрались, как полагается, конфликт мог разрастись до огромных масштабов. Однако для того, чтобы не потерять из виду основную цель — проповедь Евангелия всем народам, — необходимо было действовать, руководствуясь здравым смыслом. В данном случае решением стала передача обязанностей. Больше эта проблема не упоминается в книге Деяний. Более того, мы видим, как назначенные диаконами Стефан и Филипп усердно трудятся, приводя людей к Богу. Как и в случае с раннехристианской церковью, Бог готов с силой и властью действовать через нас, если мы будем приступать к решению проблем, всегда помня о самой главной миссии и цели церкви.

telegram

Похожие новости

Виталий Олийник. Филипп как миссионер

Центр духовного просвещения, Библейская школа, Урок №10, «Филипп как миссионер» (5 сентября 2015)

04.09.15 Субботняя школа
Александр Серков. Филипп в роли миссионера

В этом уроке мы коснемся миссионерской деятельности одного из дьяконов церкви.

01.09.15 Субботняя школа » Александр Серков
Тема недели «Иудей и язычник»

Первыми христианство приняли иудеи, и Новый Завет нигде не говорит о том, что в результате этого им

03.07.10 Субботняя школа

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

2009-2018 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть