Регистрация

Застраховать или перестраховаться?

samuil 11-01-2010, 16:01 2 285 Духовные размышления
0

Застраховать или перестраховаться?

С момента возникновения Церкви АСД адвентисты обсуждают вопрос, могут ли члены церкви участвовать в программах страхования, будь то страхование имущественных рисков, медицинское страхование или страхование жизни.

Едва ли удастся провести сколько-нибудь значимое различие между понятиями «застраховать» или «перестраховаться» с прагматической точки зрения. Застраховать – это и значит перестраховаться на случай материализации потенциальных рисков, возникновения непредвиденных, а порою и трагических обстоятельств. Однако носители религиозного сознания, а, попросту говоря, люди верующие, это различие проводят. Для них слово перестраховаться часто несет в себе отрицательный смысл. В логике жизни, исполненной доверия Богу и Его благой воле (Рим. 12:2), не должно быть места перестраховке. Как с этим не согласиться?

Следуя этой логике, надо ли считать страхование имущества, жилища, автомобиля (сверх обязательных «минимальных» страховок типа ОСАГО) проявлением недоверия Богу, греховной перестраховкой? Вопрос далеко не праздный. Доказательством тому служит мой недавний разговор с одним членом церкви – молодым человеком, вдумчивым христианином.

Он рассказал мне о дискуссии, возникшей в кругу его друзей, по поводу того, могут ли люди верующие без ущерба для своего духовного состояния покупать дорогие страховки (например, автокаско). Упомянутой дискуссии предшествовала череда случаев, определивших ее канву и содержание. Один его знакомый, не имевший дорогой страховки, стал виновником дорожно-транспортного происшествия, в результате которого два автомобиля получили повреждения. Все бремя возмещения ущерба, причиненного другому участнику ДТП, пришлось нести ему, не говоря уже о ремонте собственного автомобиля. Незадолго до этого инцидента другой его знакомый, трогаясь с места парковки, задел стоявший рядом автомобиль. Результат – заметная царапина на двери. Происшествие не особо его омрачило, так как при покупке автомобиля он приобрел дорогую страховку. Мой собеседник в последнее время как раз рассматривал перспективу покупки дорогой страховки, так как «в Москве практически никто, зацепив припаркованный автомобиль, не будет останавливаться». По его мнению, это серьезный довод в пользу дополнительного страхового покрытия.

Виновник ДТП из первого случая дорогую страховку не покупал принципиально (по причине доверия Богу), фигурант второго происшествия купил дорогую страховку, «потому что средства на покрытие ущерба в случае аварии ему брать неоткуда» (его решение было мотивировано ответственностью за дарованные Богом средства на покупку и содержание автомобиля). Мой собеседник все же решил застраховать свой автомобиль. Выкроив окошко в плотном рабочем графике, он собрался посетить офис страховой компании, но в тот день туда так и не доехал. Он не смог найти один важный документ (который «всегда лежал на одном и том же месте»). Более того, в спешке он оставил машину ночевать с опущенным дверным стеклом. Но Бог сохранил авто в неприкосновенности. Неужели Он хотел этим что-то сказать? Например, что решение хозяина застраховать свой автомобиль было продиктовано страхом? И не просто переживанием за сохранность имущества, а недоверием Богу?

Так покупать страховку или не покупать? Какую роль в подобном решении должно играть доверие Богу, Его Слову? Эти вопросы и стали поводом для дискуссии, о которой говорилось выше.

С момента возникновения Церкви АСД адвентисты обсуждают вопрос, могут ли члены церкви участвовать в программах страхования, будь то страхование имущественных рисков, медицинское страхование или страхование жизни. Несмотря на то, что у Церкви нет официальной позиции по вопросу страхования, многие члены считают, что она (т.е. Церковь) не одобряет участия в программах страхования, так как это несовместимо с доверием Божьему провидению, которое должно характеризовать жизнь посвященного христианина.
Часто в подобных дискуссиях приводят слова Е.Уайт из 1 тома «Свидетельств для Церкви»:

«Мне было показано, что адвентисты, соблюдающие субботу, не должны страховать свою жизнь (курсив мой). Это мирская коммерция, и Бог ее не одобряет. Участвующие в этом предприятии объединяются с миром, тогда как Бог призывает Свой народ выйти из него и отделиться... Ангел сказал: "Христос выкупил вас ценой Своей жизни. Разве вы не знаете, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого вы имеете от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогой ценой; посему прославляйте Бога в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божьи. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда явится Христос, жизнь ваша, тогда явитесь и вы с Ним во славе". Это единственный вид страхования жизни, которое Небо одобряет.

Страхование жизни – это земное предприятие, побуждающие наших собратьев, участвующих в нем, уклоняться от простоты и чистоты Евангелия. Каждое такое уклонение ослабляет нашу веру и нашу духовность»
(«Свидетельства для Церкви», т.1, стр. 549-551, 1867 г.).

Нетрудно заметить, что речь в данном отрывке идет о страховании жизни (этому вопросу стоит посвятить больше времени; надеюсь, мы это сделаем в другой раз), а нас волнует вопрос автомобильной страховки.

Нужно заметить, что к вопросу страхования имущества Е. Уайт относилась не столь однозначно, как может показаться при чтении упомянутого свидетельства (более того, для правильного понимания ее наставлений о страховании жизни нужно обратить серьезнейшее внимание на исторический контекст!). Е. Уайт не высказывалась конкретно по поводу автострахования (в то время его еще не было), но часто призывала верующих делать все возможное, чтобы гарантировать сохранность их имущества. В 1880 году она писала своему сыну, Уильяму Уайту: «Я думаю, ты позаботишься о том, чтобы дом в Хельдсбурге был застрахован. Поговори об этом с Люсиндой. Меня этот вопрос сильно беспокоит» (Письмо 17, 1880 г.).

Многие ранние адвентисты признавали, что в Библии о страховании прямо не говорится, но вместе с тем настаивали, что христиане не должны участвовать ни в каких видах страхования. Например, Роузвелл Ф. Коттрелл, известный автор и руководитель, в 1860 году цитировал следующие библейские тексты в поддержку своей позиции:

«Кто ненавидит ручательство, тот безопасен» (Притч. 11:15). «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому» (2 Кор. 6:17). «Не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду; возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду» (Пс. 25:4, 5). «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс. 145:3). «От Господа спасение праведникам, Он – защита их во время скорби; и поможет им Господь и избавит их; избавит их от нечестивых и спасет их, ибо они на Него уповают» (Пс. 36:39, 40). «Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!» (Пс. 83:13) (РГ, 16:3 [5 июня, 1860 г.], ст. 20).

Джеймс Уайт не спешил соглашаться с доводами Коттрелла:

«Сильные аргументы» брата Р.Ф.К. – это лишь одна сторона обсуждаемого вопроса. Но мы надеемся, что все внимательно рассмотрят тексты, которые он приводит в качестве доказательств, их связи, и сами оценят, в какой степени они могут быть применены против страхования. Доверие выдержит испытание» (РГ, 16:3 [5 июня, 1860 г.], ст. 20).

Действительно, мне сразу хочется процитировать Пс. 126:1: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж». Эти слова как нельзя лучше подходят для описания философии Е. Уайт в вопросе страхования: если мы делаем все возможное, чтобы сохранить и приумножить дарованное Богом, заботясь о благе наших семей и деле Божьем, Господь прибавит к нашим усилиям Свои благословения. Но нельзя забывать, что строители должны строить, а стражи бодрствовать!

Страховать имущество или нет – это не проверка степени доверия Богу или уровня духовности. Это вопрос доступности, цены, возможностей, целесообразности, ответственности и Божьей воли в конкретной ситуации. В определенных случаях нам даже не предоставят выбора (при получении ипотечного кредита, например). При всем нашем желании опереться на «твердое основание», получить однозначные ответы в данном вопросе нам остается только одно – постоянно искать Божьей мудрости в управлении Его дарами.

Мы живем в мире, который безнадежно далек от Божьего «хорошо весьма». Непредвиденные обстоятельства возникают помимо нашей воли и в обход наших желаний и планов. Беда может постучаться в наш дом, когда угодно. Стихийные бедствия, техногенные катастрофы, социальные и политические потрясения, финансовые кризисы, преступность – все это трагические очертания реальности, в которой мы призваны жить достойно Божьего звания и принимать ответственные решения. Страх может перерасти в паранойю и лишить нас и рассудка и средств. Беспечность и самонадеянность ничем не лучше. Но доверие Богу выдержит любые испытания!

Ярослав Палий, пастор Западной общины г.Москва
telegram

Похожие новости

Адвентисты — «опасная секта» или традиционная христианская церковь

Правда ли то, что пишут об этой протестантской церкви?

30.06.12 Духовные размышления
О любви

Любовь…влюбленность…страсть… Неужели это все одно и тоже? А вот и нет мои дорогие друзья. Давайте,

25.02.11 Духовные размышления
Кто такие адвентисты и правда ли то, что о них пишут

Одним из прав человека согласно законодательству является право на правдивую информацию. В том

24.02.10 Духовные размышления

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

2009-2018 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть