Александр Лисичный - Пятый угол
samuil 31-12-2010, 15:21 13 226 Проповеди » Александр Лисичный«Есть два способа жить. Совершенно законно и почтенно ходить по суше — мерить, взвешивать, предвидеть. Но можно ходить по водам. Тогда нельзя мерить и предвидеть, а надо только все время верить. Мгновение безверия — и начинаешь тонуть»
(М. Кузьмина-Караваева).
(М. Кузьмина-Караваева).
Что значит «пятый угол»?
Пятый угол – это метафора, в которой свернута основная идея семинара. Поэтому начнем, как начинают ученые, с определения терминов. Итак, пятый — лишний, не нужный, например, как пятое колесо в телеге… Когда говорят, что человек искал пятый угол, имеют ввиду, что человеку было очень трудно. Когда легко, пятый угол не ищут…
Пятый угол — это Церковь. Ее смысл и предназначение, нужность и важность для современного человека не очевидны… О Церкви сегодня много говорят, много спорят. Многие ее ругают, многие уходят. Именно потому, что Церковь – пятый угол…
Что такое Церковь? Зачем она?
Церковь – это сообщество людей, услышавших призыв Иисуса Христа, откликнувшихся на этот призыв и следующих за Ним.
Основным словом в этом определении является «призыв». В чем сущность призыва? Призыв – это не приказ. Призыв – это приглашение к отношениям. Люди, услышавшие призыв Иисуса Христа, не просто следуют за Ним, исполняя Его повеления. Люди, услышавшие призыв, ежедневно, ежечасно устаривают свою жизнь так, чтобы ничто в ней не мешало созиданию отношений с их Господом.
Призванные понимают, что призыв их Господа — благой. В отклике на этот призыв, даже если отклик этот стоит призванному очень много, единственная возможность стать Личностью — человеком с восстановленным образом и подобием Божьим. Когда человек приглашается Самим Господом к жизни и служению в Церкви, то он приглашается к воссозданию отношений, подобных отношениям в Триедином Боге…
Мы созданы для подобных отношений. Ничто другое не даст покоя, утешения, радости и смысла нашей жизни. И нет другого места на земле, кроме Церкви, где мы можем стать Личностями. Почему? Потому что в Церкви мы встречаем постоянный вызов нашему «я». Церковь – это то место, где мы можем строить подлинные отношения только тогда, когда изо дня в день учимся любить трудного брата или трудную сестру так, как любит Бог — жертвенной любовью.
Другого пути нет. Вернее — есть. Даже много. Эти пути могут показаться комфортнее, легче и проще. На этих путях не надо мучить себя прощением, принятием сложных людей, бескорыстной любовью. Но на этих путях никогда не станешь тем, кем ты призван стать — Личностью.
Несколько слов об «основном образе»…
Основной образ, который будет сопровождать наш семинар, мы возьмем из Священного Писания. Это история о хождении апостола Петра по водам. Она будет для нас своего рода притчей (вспомните, как и для чего использовал притчи Иисус), благодаря которой мы попытаемся прояснить некоторые духовные реальности.
Центральное место в этой истории занимают Петр и Иисус. Как вы помните, Петр, увидев идущего по морю Иисуса, говорит: «Господи, если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде». В ответ он слышит великое слово: «Иди!». Вот в реакции на это слово для нас людей, заключено все. Эта реакция определяет наше христианство, нашу духовность, нашу жизнь в Церкви…
Пять углов
Безусловно, способов реакции на Божий призыв существует столько же, сколько существует призванных людей. Поэтому описанные ниже пять возможных способов реакции — не более, чем обобщение.
Представим себе большой пятиугольный зал. В каждом из углов этого зала расположилась группа людей. Люди в каждой из групп отличаются от других тем, как они отреагировали на призыв выйти из лодки…
Угол первый
В Церкви существует множество людей (некоторые из них в ней выросли), которые никогда не слышали приглашение Иисуса выйти из лодки. Они впитали в себя христианский образ жизни, очень хорошо знают Библию и нормы христианского поведения (и следуют им). Но они никогда не слышали призыв.
К сожалению, иногда такие люди, сами того не замечая, живут двойственной жизнью. За долгие годы пребывания в Церкви они настолько научились наводить лоск на внешнюю сторону своего христианства, что за этим лоском они уже не в состоянии разглядеть то, что находится в глубинах их сердец. И только их близкие могут знать (или догадываться), что этот внешний лоск за собой скрывает. Христианство для них — это религия красоты, комфорта, безопасности, уюта и сытости. Им хорошо в Церкви, им хорошо в кругу друзей, им хорошо с самими собой, им просто замечательно с Богом. Ведь Бог, по их мнению, гарант их безоблачного существования. Вера таких людей исключает риск в поисках Бога. Все должно быть предсказуемо. Даже Бог…
Вот как ты можешь оградить свою зону комфорта от риска. Ты даже не замечаешь, что для тебя следование определенным правилам, установлениям, традициям и доктринам – это не следование за Христом. В следовании за Христом правила, установления, традиции и доктрины становятся живыми. Они становятся призывом и вызовом для тебя. А тебе риск не нужен. Тебе нужен комфорт. Ты делаешь все, чтобы не слышать призыв Христа. И ты становишься христианином без Христа. Риска уже нет. Но Бог, Которому ты поклоняешься, – уже не Бог. Бог — это Тот, Кого ищешь всю жизнь, Кто открывается тогда, когда ты готов выйти из своей зоны комфорта…
Второй угол
Люди, оказавшиеся во втором углу, это люди, которые слышали призыв Божий, но побоялись выйти. Когда люди слышат призыв, но остаются в лодке, они пожинают фанатизм и печаль. Фанатизм -это последствие отвержения Божьего призыва. Призыв Божий всегда посягает на зону комфорта, в которой так хорошо нашему «я». Этот призыв очень часто выражается в нашем ближнем, который позволяет себе видеть не так, как видим мы, чувствовать не так, как чувствуем мы, думать не так, как думаем мы, одеваться не так, как одеваемся мы. Такой ближний просто самим своим существованием может сотрясать казалось бы прочный фундамент нашей веры. И мы оказываемся перед выбором: или открыться для отношений с таким ближним, иногда переживая много боли от его инаковости, от того, что иногда может случиться так, что он будет прав. Но мы можем яростно защищать себя, свои убеждения, свои чувства, свое видение, а в итоге – свой комфорт. Фанатик — это тот, кто оказывается замкнутым в рамки собственных убеждений, собственных незыблемых истин и отвергает риск отношений, риск опыта присутствия другого, истины другого. Ведь открыться для другого – это выйти из лодки…
Кроме того, удел услышавших призыв и не вышедших из лодки – печаль (как у юноши, который предпочел следованию за Христом богатство). Они никогда не испытают в жизни подлинного удовлетворения. Они будут в лодке. Они будут оставаться в «зоне комфорта», но где-то в глубинах души будет плакать их сердце, потому что сердце создано для настоящих взаимоотношений, оно создано для того, чтобы по-настоящему любить, оно создано следовать за Иисусом, куда бы Он ни пошел…
Однажды Августин написал знаменитые слова: «Ты создал нас для Себя, и мятется сердце наше, доколе не успокоится в Тебе…». Мятется сердце услышавших призыв и не вышедших из лодки. Мятется…
Этот угол занимают те, кто однажды услышал Божий призыв и вышел из лодки, но через время вернулся обратно.
Можно какое-то время радостно шествовать по воде. Но только какое-то время… В какой-то момент, по разным причинам, ты начинаешь обращать внимание на все, что тебя окружает. Христос скрывается в ночном мраке. Ты обнаруживаешь, что одинок и с удивлением смотришь на пройденный по волнам путь. Первое, самое по-человечески разумное решение – «Ни шагу вперед!» Ты вдруг начинаешь понимать, каким же ты был глупцом, что однажды пошел по волнам. Ты уже не видишь Христа, ты видишь тех, кто так комфортно расположился в лодке. Они за это время ничего не потеряли. Только приобрели… А у тебя, кроме проблем, ничего нет…
Кроме того, ты видишь уже не Христа, а брата или сестру, которые не то что не помогают, а по-своему активно мешают тебе идти по водам. Чаще всего именно брат или сестра становятся между тобой и Иисусом. Их недостатки, их ропот, грубость, нечестность, вызывающее поведение ранят твое сердце так, что тебе уже не хочется никуда и ни за кем идти. А еще брат или сестра вскрывают тайники твоего сердца: то, что ты даже и не подозревал в себе, начиная следовать за Христом.
Когда ты встречаешь трудного ближнего, ты встречаешь и себя нелюбящего. До тех пор, пока победоносно идешь по волнам, кажется, что ты своей любовью готов объять весь мир, умереть за каждого человека. А когда на своем пути встречаешь невыносимого брата, то его полюбить оказывается очень сложно. Трудно в такие времена признать, что любовь твоя далека от любви духовной. Но именно в такие времена, признавая несовершенство своей любви, мы можем позволить Господу вырастить в нас любовь Свою. Она трудна для нас и непонятна. Мы редко ее встречаем. Еще реже проявляем сами. Но тот, кто растет духовно, со временем начинает все лучше и лучше различать в себе любовь свою и любовь Божью.
А сейчас цитата о душевной и духовной любви. О ее смысле подумайте сами.
Когда любить так, как любит Бог, невыносимо, когда ты сталкиваешься с трудным ближним, когда ты сталкиваешься с самим собой, когда теряешь Христа и вдруг видишь тех, кто лодку не покидал, ты можешь принять «великому-дрое» решение возвратиться в лодку. Многие ведь возвращаются… Только теряют вкус полноты жизни, теряют живого Христа, теряют вкус подлинной любви. Очень часто они приобретают много «лодочных» благ. Они иногда с удовлетворением говорят о том, какими были глупцами, что вышли когда-то из лодки, и какими они были мудрецами, что возвратились обратно. Только вот глаза у них пусты или полны печали. Ведь тот, кто однажды был захвачен неземной любовью, никогда не перестанет о ней тосковать, даже если лодочных благ становится все больше и больше…
Четвертый угол
Легко и благочестиво скользящие по волнам располагаются в четвертом углу. Это люди, однажды услышавшие призыв Христа. Им неведом страх, они не знают проблем, они не видят чужих слез и далеки от душевных борений тех, кто рядом. Они просто не понимают, как можно каждый день жить без победы. Когда к ним обращаются с вопросами о том, как выжить в этом страшном мире их ответы сводятся к стандартному набору: «верь!», «молись!», «читай Библию!» Они искренне убеждены, что этого достаточно. Они считают, что духовные нытики мешают продвижению того великого дела, к которому они, скользящие, призваны. Поэтому, когда во время своего скольжения они встречают тонущих, они призывают их больше трудиться, больше бороться, активнее «барахтаться». Ведь только так, по их мнению, можно выжить…
Часто скользящие – люди духовного пиара. Они не мыслят жизни без красивой упаковки. Даже сложности жизни они подают так, как будто это прелести жизни. Они так умеют подать себя и то дело (служение), которое они совершают, что создается впечатление, что всем ветхозаветным пророкам во время слушания их бодрых речений не оставалось бы ничего, кроме как в благоговейном восторге восклицать: «Аллилуйя!», «Слава Богу!» Только вот страждущие от этих речений почему-то страдают еще больше…
Пятый угол
Пятый угол принадлежит тонущим. Это люди, которые на каком-то этапе своего христианского пути потеряли всякую радость, ощущение полноты и смысла жизни. Иногда их борьба с волнами длится изнуряюще долго. Они понимают, что спастись могут только тогда, когда увидят Иисуса. Но они Его почему-то не видят. Кричат, но не слышат ответа. Их состояние напоминает состояние пророка Иеремии, который, взывая к Богу, говорит: «Он повел меня и ввел во тьму, а не во свет… И когда я взывал и вопиял, задерживал молитву мою… И удалился мир от души моей; я забыл о благоденствии, и сказал я: погибла сила моя и надежда моя на Господа» (Пл. Иер. 3:2,8,17-18). А в это время мимо проносятся победоносно скользящие…
В такие времена, когда ты тонешь и помощи ни от кого нет; когда ты слышишь советы и рекомендации других, но они никак не поддерживают твое сердце; когда хочется убежать от всего мира и из Церкви, в которой тебя могут не понимать, осуждать, изводить занудными советами и косыми взглядами или же, наоборот, так плотно опекать, что эта опека становится для тебя тягостным бременем, – именно в такие времена ты делаешь выбор, который может радикально изменить твое будущее. Очень легко поддаться привычным схемам поведения, в корне которых лежит наш эгоизм. Когда наше «я» кричит от боли и непонимания, тогда так просто наговорить ворох глупых и жестоких слов, громко хлопнуть дверью, замкнуться в себе, отгородившись от самых близких «великой китайской стеной». Тогда так просто взбунтоваться против «странного Бога», Который обещал слышать, а теперь молчит….
Но это особое время. Это время, когда ты, тонущий, уставший от борьбы, пустоты сердца, молчания Бога и непонимания близких, можешь принять другое решение. В это время из твоего сердца может начать вырываться уже не крик о спасении, а крик об изменении твоей пораженной эгоизмом природы: «Господи, даже если я скоро утону, даже если уже не будет той радости первоначального следования за Тобой, научи меня сейчас любить так, как любишь Ты»….
Итак, у тонущего есть два пути — утонуть или научиться любить. Любить любовью, освобожденной от эгоизма. Любовью, которая рождается в свободе от самого себя. Достижение этой свободы невозможно в одиночку. Так любить Господь может научить только в Церкви. Церковь – пятый угол для тех, кто тонет, но просит уже не о спасении, а о том, чтобы научиться любить так, как Он. Именно таковы на самом деле призванные Христом и следующие за Ним. Именно они, несмотря на всю свою борьбу, боль, страх, отчаяние и усталость — возлюбленные Божии, радость Божия…
Послесловие: все, что было написано до этого, можно забыть…
К сожалению, сегодня есть люди, которые считают, что ругать Церковь — признак хорошего тона. Признак продвинутости и изысканной духовности. В Церкви им (иногда очень справедливо) не нравится многое: от помещения до пастора, от пастора – до самого высокого руководства. Иногда обсуждению недостатков Церкви посвящаются многие часы. А то и годы… Можно ругать Церковь, можно быть недовольным. Но всегда следует помнить, что мы делаем… Давайте порассуждаем. Если верно, что Церковь – это Тело, а Христос – Глава Церкви, тогда Христос необычайно близок Церкви. Да, скажет кто-то, но не такой же Церкви, которую вижу я. К такой несовершенной Церкви Христос не может быть близок. Такой ход мысли в корне неверен. И вот почему. Мы говорим о том, что полнота Божьей славы была открыта во Христе на Голгофе. Христос распятый, униженный, страдающий, опозоренный и проклятый (Гал. 3:26). Христос, взявший на Себя грехи всего мира, стал воплощением славы Божьей. Не странно ли это? Да, странно. Поэтому для учеников время Голгофы было временем великого разочарования. Посмотрите на это истерзанное, униженное, оплеванное Тело. Тело, Которое отталкивало,а не привлекало к Себе. Вот это распятое Тело Христово — символ Церкви…
Ты можешь ругать Церковь, ты можешь смеяться над Церковью, ты можешь обижаться на Церковь. Ты можешь постараться многое сделать против Церкви. Но ты должен помнить, что ты восстаешь против Христа. Это Его Тело: распятое, униженное, страдающее и опозоренное.
Церковь, Тело Христово, вбирает в себя все грехи и все несовершенство падшего мира. Это верно. Разве призываются в Церковь праведники? Церковь несет на себе унижение и проклятие, она слаба и ничтожна, и люди, наполняющие ее – невыносимые грешники, которые иногда грешат осознанно. И потому Церковь – объект гнева Господня. Разве Господь может смириться с грехом?
Но Церковь — Тело Христово вмещает в себя всю полноту Божьей благодати и милости. Потому что Иисус за нее умер, умер за тех несовершенных, изуродованных грехом людей, которых Он туда призвал. Разве Господь не сострадает кающемуся, страдающему от самого себя грешнику?
Очень легко ругать Церковь, очень легко уходить из Церкви, заявляя о том, что есть сообщества людей получше. Да, есть. Но это уже не истерзанное Тело нашего Господа – это может быть прекрасная греческая статуя. Но разве, становясь частью статуи, от которой не веет Божий Дух, можно стать Личностью?
Сегодня для тебя и для меня особое время. Время, в которое ты и я принимаем решение, определяющее наше вечное будущее. И это решение напрямую связано с тем, что для тебя и для меня сегодня значит Церковь, в которой нужно ходить по водам. И другого способа быть в ней нет.
Похожие новости
Альфа и Омега №45 (3|2015)
Журнал издаётся Пасторской ассоциацией Евро-Азиатского дивизиона (отделения) Церкви христиан
10.01.16
Журналы
Новоселье отметили адвентисты Ставрополя
Новоселье отметили адвентисты Ставрополя. Здесь появилась первая в нашей стране русскоязычная
02.02.10
Новости АСД в СНГ
Адвентистский мир (Adventist World) №5 (май 2009)
Пятый номер электронного издания журнала "Адвентистский мир" (Adventist World). Вы можете скачать
10.07.09
Журналы