Регистрация

Евгений Зайцев. Является ли Иисус Богом?

samuil 2-04-2011, 00:12 6 702 Духовные размышления » Проповеди
0

Евгений Зайцев. Является ли Иисус Богом?


Является ли Иисус Богом? Евгений Зайцев – доктор богословия

Мы с вами продолжаем разговор о Боге - о Боге Откровения. И мы уже отметили с вами парадоксальный характер Божественного Откровения, когда речь идёт о Боге. В этой Святой Книге, которая есть Истина, Бог, с одной стороны открывается как Единый, с другой стороны, в этой же Библии утверждается Божественный статус Отца, Сына и Святого Духа. Утверждается некое загадочное Триединство Единого Бога. И мы верою принимаем это Божие Откровение. И исповедуем Бога, как Отца, Сына и Святого Духа.

Сегодня мы подробнее с вами поговорим о Сыне Божием – об Иисусе Христе. Когда мы начинаем разговор об Иисусе Христе, мы оказываемся в самом сердце христианского богословия. Иисус Христос – центр и средоточие, Сердце христианской веры, христианского учения. Он Сам о Себе говорит в книге Откровение: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр.1:8), тем самым подчёркивая, как бы, тот непреложный факт, что именно Он – Сын Божий и есть Основание, и есть Тот Краеугольный Камень, на Котором зиждется не только христианское вероучение, но и всё мироздание в целом. Именно Сын Божий придаёт смысл этому мирозданию и наполняет его истинным содержанием.

Итак, Кто Он – Иисус Христос? Великий учитель нравственности? Мудрец? Философ? Основатель собственной философской школы? Величайший Реформатор? Борец с социальным неравенством? Кто Он – Иисус Христос? Что говорит о Нём Слово Божие - Библия?

Прежде, чем мы обратимся к Священному Писанию, давайте обратим внимание на ответы наших с вами современников. Что думают сегодня люди о Христе? Мы задали эти вопросы: что вы знаете о Христе, и как вы себе Его представляете? Что Иисус Христос значит лично для вас? Жителям города Тулы. И попросили съёмочную группу записать.

Из видеосюжета, сделанного телеканалом Надежда
Вопрос: Кто такой Иисус Христос и что вы о Нём знаете?
Ответы:
-Это Бог в образе человека был на земле когда – то.
-Да, это Сын Божий. Это Посланник Божий, основатель христианства.
-Ну, это Бог, это наш Всевышний, Которому поклоняемся, Которого все любим. Сотворитель нашего мира.
- Ну, Божий Сын.
- ну, что я знаю? Ничего я не знаю…
- это Отец наш Всевышний. Он всё и создал, Он всё и сделал.
-Конечно, знаю.
-Он Сын Божий.
-Ну, можно сказать, Он за нас за всех и был распят.
-Ну, разумеется, это вопросы для первого класса. Иисус Христос жил около двух тысяч лет назад. В возрасте 33 лет был распят на кресте. Проповедовал христианство. С Его появлением образовался, как это?...Новый Завет.
-Иисус Христос это Сын Божий, который пришёл на нашу землю, чтобы спасти людские грехи, пролить Свою кровь за их грехи. Ну, это мне так кажется.
-Тот, кто создал наш мир. Не знаю, как считать…
-Иисус Христос, которого распяли за нас. За все наши грехи. И дай Бог, теперь наша душа теперь будет бессмертна.
Вопрос: Что лично для вас значит Христос?
- Я не знаю. Наверное, Всемогущий.
- ну, так особо не вникала. Не знаю я вот, что… Мы всегда обращаемся к нему, когда… в трудную минуту.
-Знаете, я даже затрудняюсь ответить, потому что Бог, Он есть, в Бога, в принципе, я думаю, верят все. Но вот в чудеса, которые Он творит, верят не многие. Вот поэтому…для меня Бог это Всевышний.
-сложно сказать,…но мы всё равно надеемся, что под присмотром, так сказать…
-Что мы скажем? По простому: Наставник, да, духовный может быть, ориентируемся на Иисуса Христа.
- Для меня много значит. Я ему только и поклоняюсь. Я ему и утром помолюсь и вечером. В церковь я не хожу, потому, что я не верю,… не в Бога не верю, а в наших священников не верю, которые говорят одно, а делают другое.
- Это такие вопросы глобальные. Можно ли что - нибудь сказать. У любого спросите. Вот церковь …500 метров отсюда. Сходите, вам там всё расскажут.
- Ну, я не знаю… какая- то хорошая энергия, которая помогает жить…
- Символ всепрощения и любви…
-Спаситель не могу сказать, но что – то около этого…близко к этому…
- Да, очень много… я глубоко верующий человек…
-Ну, если по христианству, то это миссия и всё такое,…а я считаю Его, конечно, Сыном Божиим, ну и, собственно, человеком - одним из тех, кто вразумил, можно сказать нас…хоть как – то.

Замечательно. Меня, честно говоря, порадовали ответы этих людей. В Иисусе Христе большинство из них видят Сына Божия, Спасителя своего от грехов. Правда со вторым вопросом пришлось потруднее: что значит Иисус Христос лично для вас?
Давайте обратимся к Священному Писанию и попробуем найти для себя ответы на эти вопросы в Святой Книге – в Библии.
Но прежде, чем мы это сделаем, я хочу обратить ваше внимание на гигантское полотно, которое выставлено в Третьяковской галерее. Автор его – Александр Иванов. Картина называется: « Явление Христа народу». Здесь художник запечатлел евангельский эпизод, который повествует об Иисусе Христе, приходящем к Иоанну Крестителю для крещения. И, когда Иоанн Креститель видит Иисуса Христа, идущего к нему, он восклицает следующее: «вот Агнец Божий, Который берёт [на себя] грехи мира» (Иоан.1:29). И в этих словах заключена суть того, о чём мы сегодня с вами говорим.
Иисус Христос не просто Великий Учитель, не просто основатель какого – то этического направления, основатель какой – то философской школы, великий реформатор. Он превосходит все знаменитости этого мира своей исключительностью, своей уникальностью. Он – Сын Божий. И эта уникальность зиждется на Его Божественном статусе. Он – истинный Бог.
Вопрос Божественного статуса Иисуса Христа – ключевой вопрос христианского богословия. Вообще, всё христианство построено на этой идее – Божественности Сына Божия Иисуса Христа. Если кто – то считает иначе, если кто – то не верит в полноту божественности Сына, тот не может называть себя христианином. Христианство, по большому счёту, это исповедание полноты Божественности Сына, это основа – основ христианской веры. В основу христианства положено признание и исповедание всей своей жизнью Божественного статуса Сына Божия Иисуса Христа.
Мы знаем, что этот вопрос в истории христианской церкви не всегда был лёгок. Он вызывал огромнейшее количество богословских споров. И мы понимаем, с чем это было связано. Трудно человеку вместить в своём сознании эту великую тайну Божества Сына. Если Бог един, как можно утверждать, в то же самое время, Божественность и Отца, и Сына и Святого Духа. Но мы должны помнить о том, что вера наша зиждется не на логических построениях, не на выводах нашего рационального сознания. Вера церкви в полноту Божества Христова зиждется на Божественном Откровении. На том, что Сам Бог говорит о Себе, что Он Сам нам сообщает. В Священном Писании великое множество указаний на полноту Божественности Сына.
Я коснусь лишь некоторых из них для того, чтобы вы убедились в этом.
Христос Сам однозначно утверждает Свою Божественность, когда говорит об исключительных, уникальных Своих отношениях с Небесным Отцом: «Я и Отец – одно» (Иоан.10:30). «Видевший Меня» – говорит Иисус Христос одному из Своих учеников - «видел Отца» (Иоан.14:9).
Никто из тварных существ никогда подобного заявить не может. Иисус Христос открыто говорит о Своём предсуществовании, что, опять же, не характерно, не свойственно никакому тварному существу.
В Евангелии от Иоанна 8 главе записаны следующие слова: «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Иоан.8:58).
И вы знаете, после этих слов слушатели Иисуса Христа взялись за камни, чтобы побить Его за богохульство. Потому что, они услышали в этом ответе Иисуса Христа звуки того ответа, который когда – то услышал Моисей в древности, вопросив у Бога: как Имя Твоё? «Я есмь Сущий» (Исх.3:14) – прозвучало тогда в ответ.
Вот это услышали ученики Иисуса Христа, который говорит о Себе: «прежде, нежели был Авраам, Я есмь» (Иоан.8:58).
Вся спасительная активность Сына Божия носит Божественный характер. То есть, такая активность не присуща тварному существу.
Иисус Христос обладает правом прощать грехи. Это прерогатива самого Бога. Иудеи во дни Христа это прекрасно понимали. Никто не имеет права прощать грехи, кроме Самого Бога.
Иисус Христос обладает властью Законодателя.
Представьте себе, Он говорит о Себе, как Господине Субботы! А Суббота – это Божие установление. Это заповедь, данная Самим Богом.
Иисус Христос утверждает Своё право на обладание Ангелами небесными и Царством Божиим. Он говорит об Ангелах Небесных, как о Своих. Он говорит о Царстве Божием, как о Своём, тем самым утверждая Свою Божественность.
Иисус Христос обладает правом судить мир. И это право, опять же, не дано никому из тварных существ.
Иисус Христос утверждает Свою власть над смертью, - что, опять же, не дано никому из тварных существ потому что, все тварные существа в своей жизни зависимы от Бога, как источника жизни. И когда Христос о Себе говорит: «Я есмь жизнь», Он тем самым утверждает Свою Божественность.
Божественность Христа утверждают и Его последователи – ученики Иисуса Христа - апостолы.
Посмотрим, например, как евангелист Иоанн начинает своё евангелие: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан.1:1). О каком Слове здесь идёт речь? С греческого – Logos. Читая дальше евангелие, мы узнаём, что речь идёт об Иисусе Христе. Он назван Словом, которое было у Бога и которое было Бог. И это Слово стало плотью и обитало с нами, полное Благодати и Истины. И дальше, евангелист Иоанн в этой же главе, в 18 стихе называет это Слово следующим образом: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын», (а в большинстве греческих манускриптов – теос – единородный Бог) «сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан.1:18).
Очень много свидетельств в защиту Божественного статуса Иисуса Христа мы находим в послании к евреям. Уже в первой главе мы встречаемся с такими выражениями, как Бог «говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил»( Евр.1:2).
Сын Божий – Творец, а Творцом является Сам Бог. Об Иисусе Христе сказано, что Он, «будучи сияние Славы и образ ипостаси Его» (Бога) «воссел одесную престола величия на высоте» (Евр.1:3).
Вы знаете, очень не прост язык для современного читателя, но здесь не так всё и сложно.
Ипостась – это греческое слово, которое буквально означает сущность. Образ - переведено с греческого - карактэр. Нам знакомо слово характер. И мы понимаем, что такое характер. Характер это выражение самой сути того, или иного человека. Каков человек сам по себе, таков и его характер.
Так вот здесь Сын Божий Иисус Христос представлен, как Характер, как Образ самой Сути Божества – Сути невидимой и непостижимой. Но Иисус Христос, став человеком, эту Божественную Суть нам, как бы раскрывает в Себе. «Он, будучи Образом Божиим», – апостол Павел пишет в послании к филлипийцам (Образом здесь другое греческое слово – марфе) – «не почитал хищением быть равным Богу» (Фил.2:6) . Греческое марфе и в библейском языке, и в греческом языке того времени буквально означало суть той или иной вещи, того, или иного явления. То есть, буквально это означает: Он, будучи по Сути Богом, не почитал хищением быть равным Богу. То есть, если для любого тварного существа заявление, претендующее на равенство с Богом, является кощунством, является хищением, является посягательством на Божественный статус, то для него подобное не было хищением потому, что Он по Сути - Бог.
Христос в Священном Писании действительно представлен, как Истинный Бог. И свидетельств тому великое множество!
Но некоторые видят в Священном Писании и другие свидетельства, в которых они усматривают более низкий статус Спасителя – Сына Божия Иисуса Христа, чем Божественный.
Ничего удивительного в этом нет. Дело в том, что в Священном Писании Сын Божий - Христос представлен одновременно и как Бог, и как человек. В плане нашего спасения Он становится таковым. Он становится человеком, Он воплощается. И, что интересно, большая часть евангельского материала и апостольских посланий посвящены Сыну Божию, вот именно, в Его человеческом естестве в воплощённом состоянии. А воплощение для него означает умаление, уничижение.
Поэтому, когда мы встречаем в Евангелии такие тексты, как, скажем, Сам Христос говорит о Своих отношениях с Отцом: «Отец Мой более Меня» (Иоан.14:28). Нас это не должно смущать. Этими словами Иисус Христос вовсе не свидетельствует о том, что Он не Истинный Бог. Этими словами Он подчёркивает, лишь, миссию Свою, связанную с тем, что Он послушен воле Небесного Отца, который Его посылает в этот грешный мир на смерть за грехи наши. А в иудейской традиции тот, кто посылает кого – то с соответствующей миссией, всегда выше того, кто соглашается быть посланным. И сам факт того, что Сын Божий - Иисус Христос пошёл на такое умаление, на такое уничижение – ещё одно доказательство величия любви Божией, величия Его Божественности. Если Он, будучи Богом, согласился добровольно Себя лишить Небесной Славы, умалить, уничижить, Каков нащ Бог?! Он действительно заслуживает поклонения.
Давайте теперь с вами коснёмся тех текстов Священного Писания, которые испокон веков, ещё со времён ранней церкви смущали некоторых искренних читателей этого Слова. И заставляли кого – то усомниться в полноте Божественности Сына.
В четвёртом веке был такой пресвитер александрийской церкви, который создал своё учение, известное, как арианство. Учение, согласно которого Сын Божий Иисус Христос Богом не является. Это тварное существо - это первое творение. Но этот человек, к сожалению, в основу своих взглядов положил греческую философию – представление о Боге, как абсолюте. И он уклонился в сторону от чистоты Божественного Откровения. Всё – таки, Божие Слово утверждает полноту Божественности Сына.
На каких же текстах притыкались, и сегодня, кстати, многие притыкаются и складывают неверное представление о Сыне Божием? Самый любимый текст всеми христианами: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан.3:16).
Вот здесь есть слово единородный, которое некоторые почему - то понимают в смысле однажды рождённый, или единственный рождённый от Отца. Этот смысл не присущ греческому слову моногенез, которое переведено, как единородный. Нет там идеи рождения, вообще нет этой идеи. Мы не имеем права приписывать этому тексту смысл, который ему совершенно чужд.
Вот другой текст, в котором используется то же самое слово. И это слово в этом тексте помогает нам понять истинный смысл: « когда же Он» (то есть Христос) «приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного» - вот это же самое слово моногенез которое переведено, как единородный - «сына у матери» (Лук.7:12). Вот истинное значение этого слова: единственный – всё. Других нет! Единственный. Потому дорогой и любимый!
Хорошо – говорят оппоненты – а как быть вот с этим текстом, где прямо говорится о рождении: «Который есть образ Бога невидимого»,- речь идёт об Иисусе Христе - «рожденный прежде всякой твари» (Кол.1:15)? Ну, сказано же – рождённый! Пусть, прежде всего творения, но всё равно рождённый. То есть, когда – то во времени появившийся!
Дорогие друзья, и здесь, в этом тексте нет идеи рождения - появления во времени. Нет! Дело в том, что этот текст не совсем корректно переведён в синодальном переводе. Переводчики потеряли саму суть, самое главное, что заключено в этом тексте. Слово, которое представляется ключевым для нас это греческое слово прототокос. Оно не было переведено. А оно буквально означает: первородный, первенец. Это очень знаковое понятие для иудейской культуры.
Первородство – что это означало? Первородный – это ребёнок мужского пола, который рождается первым в своей семье. Он получает особый статус. На него возлагается особая ответственность, тройственная ответственность. Он – представитель, законный представитель своего отца – раз. Он священник своей семьи, рода, племени, колена – два. Он – в третьих – вождь, защитник, избавитель, спаситель в случае военной угрозы для своего семейства.
Что интересно: вот это понятие - первородство - не всегда используется в Священном Писании в буквальном смысле этого слова. Иногда, оно используется фигурально, образно, метафорично.
Вспомните Давида – израильского царя. Каким по счёту ребёнком он был в семье? Он был восьмым. Он был последним, по сути дела, и никак первородным, в силу земного рождения, быть не мог. Но посмотрите, кем он является в глазах Божиих. Господь говорит: «Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его» (Пс.88:21) «И Я сделаю его первенцем» (Пс.88:28). В каком смысле Давид является первенцем? А в том смысле, что Господь возлагает на него особую ответственность. Давиду необходимо выполнить особую Божественную миссию здесь в истории спасения. И в глазах Божиих он - первенец. Но никакого отношения к земному рождению в первую очередь это не имеет.
Это не единственный текст в Священном Писании, который свидетельствует о таком вот аллегорическом понимании идеи первородства.
Что это значит по отношению к Иисусу Христу? А то, что речь идёт не о том, что Иисус Христос в буквальном смысле родился первым в Небесной Семье. В этом случае мы должны задать вопрос: а кто тогда второй? И какой смысл имеет эта идея, если Сын Божий один – моногенез – единородный, единственный, нет второго?
Идея первородства имеет значение тогда, когда в семье несколько мальчиков. Сын один – единственный! И, конечно же, мы понимаем это таким образом, что Иисус Христос в плане нашего спасения действительно здесь представляет Небесного Отца (Иоанна 1:18). Он является нашим Первосвященником (Евреям 9:11), и Он является нашим Избавителем, Искупителем и Спасителем (Откровение5:9) . Вот она - та же тройственная ответственность Первенца. Поэтому Он и назван так в Священном Писании.
И никто не должен заставить нас думать категориями земного родильного отделения и переносить это на Божественную реальность. Мы не имеем права, друзья, совершать этот страшный грех: творить Бога по своему образу и подобию.
В каком смысле, вообще, представляется нам выражение Сын и Отец?
Вот Арий так и рассуждал: ну, Сын – то всегда после Отца. Сначала Отец, а потом Сын. Значит, Сын когда - то появился по времени. Как здесь у нас – на земле.
Дело в том, что у Бога не так, как у нас здесь, на земле. И в Священном Писании тоже не так. Сын и Отец это тоже образные выражения, которые передают всю глубину отношений в Троице. И не всегда Сын в Священном Писании употребляется буквально. Очень часто речь идёт о потомках: сыны Израилевы. Это все потомки Иакова. Очень часто слово сын используется фигурально, подчёркивая принадлежность к чему – то, или сходство с чем – то. Например: верующие суть сыны Авраама (Гал.3:7). Никто же из нас буквально не понимает эти слова. Или: сыны царства, сыны лукавого (Матф.13:38). Сыны громовы (Марк 3:17) - о двух учениках Иисуса Христа. Кто понимает это буквально? Сыны Божии (Быт.6:4), сыны света (Инн.12:36).
Сын, применительно к Иисусу Христу, это не указание на какие - то родственные отношения в земном понимании этого слова, это не указание на рождение во времени. Это указание на принадлежность к тому же самому. Это значит, что Сын отражает в Себе Отца. Он точно такой же, как Отец. Вот в этом смысле.
Ну и последний текст - самый, пожалуй, ключевой для многих наших оппонентов: «Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя» (Евр.1:5). Ну, вот сказано же прямо, в отношению к Иисусу Христу: я ныне – то есть, в какой – то момент во времени – родил тебя.
Дорогие друзья, если вы будете внимательно читать наш урок, пожалуйста, обратите внимание на эти вот слова. Это прямая цитата из второго Псалма Давида. Это цитата из Ветхого Завета. И эти слова, изначально были адресованы Соломону – сыну царя Давида. В контексте его посвящение на царство - так называемая, иногурация, Так вот, авторы Нового Завета цитируют эти слова из Ветхого Завета, и накладывают определённый смысл на эти слова. И, вот именно, этот смысл мы и должны увидеть, а не придавать им свой собственный смысл.
В каком смысле используется эта цитата в Новом Завете?
Во – первых, в смысле воплощения: « А как дети причастны к плоти и крови, то Он также воспринял оные» (Евр.2:14). Действительно, Сын должен был родиться здесь, на земле для того, чтобы нас спасти в плоти человеческой.
Второй важный аспект – обретение Первосвященнического статуса. Апостол - автор послания к Евреям говорит: Христос не Сам присвоил Себе Славу быть Первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему – и вдруг, неожиданно, появляется эта цитата: «Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя» (Евр.1:5). О каком физическом рождении может идти речь, когда здесь подчёркивается обретение Сыном Божиим - Иисусом Христом – Первосвященнического статуса в плане нашего спасения?
А вот ещё, посмотрите, какая парадоксальная связь! Апостол Лука в книге Деяния апостолов говорит: «Но Бог воскресил Его из мертвых… И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как…написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя» (Деян.13:30,32,33).
Казалось бы: какая связь?!
А для апостола здесь есть связь. И мы должны принимать вот именно такое объяснение слов: «Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя» (Евр.1:5). Объяснение, даваемое самими апостолами. И не накладывать на Библейский текст смысл, совершенно чуждый для него.
Я думаю, этих примеров достаточно для того, чтобы убедиться в том. Свидетельств в Священном Писании, утверждающих Божественный статус Сына, более чем достаточно.
Я хочу ещё раз зачитать вот этот текст, который выражает исповедание веры ранней церкви. «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Иоан.5:20).
Мы должны верить в то, как говорит нам о Сыне Божием Священное Писание. И исповедовать полноту Божества Христова. Потому, что в этом всё для нас, в этом наше спасение.
В заключение, я хочу напомнить вам слова нашего русского писателя – Николая Васильевича Гоголя: « Не будьте мёртвыми душами, но живыми. Есть только одна дверь к жизни, и эта дверь – Иисус Христос» (Н.В. Гоголь). Иисус Христос – всё для нас.

Похожие новости

Тед Вильсон - Да будут все едино

Господь обильно благословил Церковь адвентистов седьмого дня, которая была основана всего лишь

10.02.12 Проповеди » Тед Вильсон
Тед Вильсон (Ted N. C. Wilson) - Идя по следам апостола Павла

Эта статья представляет собой сокращенный вариант выступления Тэда Вильсона 15 июля 2006 года на

05.10.10 Проповеди » Тед Вильсон
Павел Луговой - Благодать

Всякий раз открывая Библию с желанием узнать волю Бога, читая ее мы похожи иногда на школьников. Но

05.05.10 Проповеди

Добавить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Copyright © 2009-2017 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Яндекс цитирования
Закрыть