Регистрация

Александр Серков - Христология в Новом Завете (2 часть)

Александр Серков 3-03-2017, 22:20 2 410 Духовные размышления » Проповеди » Аудиопроповеди » Александр Серков
0


Продолжим тему: «Христология в Новом Завете». Возьмем текст Писания, записанный в Евреям 1:3:

«Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте».


Что мы можем увидеть в этом тексте? О чем он свидетельствует? Посмотрите, о Христе здесь говорится, что Он – сияние Божьей славы. Задайтесь теперь вопросом: мог ли Вечный Бог в далеком прошлом быть без сияния Своей славы? Ведь о Нем сказано в Пс.103:1-2: «Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием; Ты одеваешься светом, как ризою». Мог ли Он существовать от вечности, и в то же время не иметь Своей славы? Может быть, Он эволюционировал, родив (или сотворив) Сына, Который стал видимым выражением Его славы? Конечно, нет. Бог всегда имел славу. Бог существовал от вечности, облеченный Своей славой. И поскольку Христос в Писании назван сиянием Его славы, значит, Оба Они были всегда. Но поскольку Бог был всегда, то и Христос существовал вечно.

Следующий текст Писания:

«Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам» (Ин 8:25).


Или такой текст Писания:

«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих 5:2).


Эти два текста раскрывают тот факт, что Христос имел происхождение от самого начала. Спрашивается: от начала чего? Очевидно, от начала всего Божьего мирозданья. То есть Христос существовал изначально. Бог обитает вне времени и пространства, и как нам на нашем языке объяснить это? Все, что нам дано знать, на нашем языке не объяснишь иначе, как словами: «Которого происхождение из начала, от дней вечных».

Это еще не все. Не менее интересны, но весьма важны следующие тексты:

В книге Притчей в 8 главе говорится о персонифицированной мудрости. Мы находим, что мудрость олицетворяет собой Божьего Сына – Иисуса Христа. Эллен Уайт разделяет такое толкование, она пишет: «Сын Божий говорит о Себе: “Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони: От века я помазана… когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и было радостно всякий день, веселясь пред лицом Его во все время”». [1] Удивительным является здесь то, что выступающие против доктрины Триединства используют эти тексты в качестве аргументации своих взглядов, но не замечают при этом одну малую, но весьма важную деталь, которая разбивает все их представления. Давайте внимательно исследуем этот текст:

«Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони» (Прит 8:22).


Обратите внимание на то, что у Всемогущего Господа (YHWH) тоже было начало: начало Его пути. И в начале этого пути уже имеется Христос. Но неужели Бог Отец имел какое-либо начало? Нет, Он вечносущий, без начала и конца. Это выражение подобно тому, как мы говорим: «Солнце село», понимая, что астрономически это не верно, но это литературная норма. А как нам, имеющим начало и конец, объяснить еще вечное существование Бога? Тоже каким-то условным началом. Но тогда в этом же смысле следует рассматривать и появление Сына Божьего. Если текст свидетельствует, что в начале Своего пути Бог Отец уже имеет Сына, (а Сам Отец в действительности – вечносущий), тогда и Христос обладает самобытной и незаимствованной вечной жизнью.

Еще один момент. Если Христос – это воплощенная мудрость, о которой говорится в книге Притчей, то мог ли в бесконечно далеких веках быть такой период, когда Бог не имел Мудрости? Нет. Вечный Бог всегда имел мудрость, ведь Он во всю вечность совершен и никогда не изменяется. Так что, это также свидетельствует о том, что Сын Божий существовал изначально, вечно.

Является ли автором текста Мф 28:19 апостол Матфей? Это интригующий вопрос. Этот текст, как «заноза» для антитринитариев, поэтому они ополчились против него, заявляя, что в оригинале его нет, и Матфей не мог его написать. Я его цитирую:

«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа». Когда этот текст приводишь некоторым верующим, они сразу же пытаются сменить тезис. Они торопятся задать вопрос: «А вы знаете имя Отца»? Им кажется, что в этом тезисе они лучше «подкованы». Так как этот текст может являться одним из самых сильных доказательств уникального триединства Божьего, то было бы удивительно, если бы на него не обратили внимания те, кто отвергает учение о Троице. Они пытаются найти любые лазейки, чтобы скомпрометировать тех, кто берет в основу этот немаловажный текст. Абсолютно некомпетентные в этом вопросе, они утверждают, что этого текста в ранних рукописях не могло быть, да и Матфей никак не мог написать его, потому что он не верил в Троицу. Так как эти заявления являются очень серьезными, мы вправе провести расследование и определить, был ли автором текста Матфей или нет.

Для того, чтобы определить, является ли текст Мф 28:19 оригинальным, давайте обратимся к историческим свидетельствам 2-3 века, к трудам отцов церкви. Мы будем рассматривать их труды, как сугубо исторические документы. Проверим, цитируют ли отцы церкви текст Евангелия от Матфея 28:19 или нет? Оказывается, да, цитируют, причем делают они это не один раз и притом дословно. Приведу их высказывания:

Ириней Лионский (130-200 гг.) в книге «Апостольское учение о Святом Духе» написал следующее в книге 3 главе 17:
«И опять, давая ученикам власть возрождать от Бога, Он говорил им: “итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа”».


И еще: в своем письме Маркиану, озаглавленному: «Доказательство апостольской проповеди», Ириней пишет:
«Именно вера производит в нас это, как передали нам пресвитеры, ученики апостолов. Прежде всего, она научает нас воспоминать, что мы получили крещение в оставление грехов во имя Бога Отца и во имя Иисуса Христа, воплотившегося и умершего и воскресшего Сына Божия, и в Святого Духа Божия; и что это крещение есть печать вечной жизни».


Перед тем, как рассмотреть свидетельства других авторов, попробуйте ответить на вопрос: откуда Ириней взял текст, созвучный с Евангелием Мф 28:19? Неужели он его выдумал? Он этого сделать не мог, ведь он ссылается на конкретный текст из Евангелия, подразумевая, что этот текст известен всем. Более того, Ириней не пользовался переводами, так как годы, в которые он написал свои труды, это шел всего лишь второй век. Еще живы были ученики тех пресвитеров, которых поставили на служение апостолы. Существует вероятность, что Иринею могло быть доступно Евангелие, написанное рукой самого Матфея.

Тертуллиан (160-225) в труде «О крещении» 13 гл., пишет:
«А закон необходимости крещения дан и форма предписана. “Идите” – говорит – “научите народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа”. Вполне согласуется с этим законом и разъяснение: “если кто не родится водою и Духом, не войдет в Царствие Небесное”».


И еще в труде «Против еретиков» Тертуллиан пишет:
«Когда же один из них отпал, остальным одиннадцати, возносясь к Отцу после воскресения, Он приказал идти и учить народы, крестя их в Отца и Сына и Духа Святого».


Ориген (185-253) теолог, философ, филолог, епископ города Александрия. В труде «О началах», книга 1, глава 5 «О разумных существах» пишет: «Известно же, что под драконом разумеется сам дьявол. Итак, если некоторые силы называются противными и говорится, что некогда они были непорочными, а непорочность никому не принадлежит субстанциально, кроме Отца и Сына и Святого Духа».

Ориген здесь хоть и не говорит о крещении, но, тем не менее, использует известную всем формулу, что очень показательно.

А вот свидетельство более позднего автора – Кирилла Иерусалимского (ок. 315-386), писателя и епископа, автора 24 огласительных поучений. В «Огласительном поучении шестнадцатом» мы читаем:

«Итак, никто не отделяй Ветхого Завета от Нового, никто не говори, что иной Дух там, а иной здесь. Поскольку таковой оскорбляет самого Духа Святого, вместе с Отцом и Сыном почитаемого, и во время Святого Крещения… Ибо Единородный Сын Божий ясно сказал Апостолам: идя научите все языки, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Надежда наша в Отца и Сына и Духа Святого. Не трех богов проповедуем».


Текст Мф 28:19 цитируют или просто упоминают и многие другие писатели первых трех веков. Все это свидетельствует о том, что текст Мф 28:19 был всем известен, был у всех на слуху и даже противники Триединства (например, Арий, епископ г. Александрии или его последователи) не приводили в качестве доказательства своей правоты, что этот текст вымышлен.

Что касается Евсевия Кесарийского (ок.263-339г.), Римского церковного писателя, епископа Кесарии, чьи труды используют поверхностные исследователи в качестве доказательства неправильности звучания текста Мф 28:19, можно сказать следующее:

Действительно, Евсевий несколько раз в своих трудах пишет: «Идите и во имя Мое делайте учениками все народы». Но ведь Евсевий и не пытается цитировать этот текст! Он даже о крещении не упоминает! Является ли это доказательством отсутствия текста Мф 28:19? Нет! Но когда Евсевий использует этот текст, он цитирует его таким, каким он нам известен, используя формулу «Во имя Отца, Сына и Святого Духа». Вот вам и «приняли католическое постановление» - как утверждают некоторые.

Есть еще один интересный вопрос: Почему же апостолы (по описанию их деяний), крестили «во имя Иисуса», без упоминания формулировки из Мф 28:19?

Ответ и в этом случае не такой уж и затруднительный. Главной проповедью апостолов был Христос. Обратите внимание на следующие тексты:

«Все делайте во имя Господа Иисуса» (Кол 3:17).
«Нет другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись» (Деян 4:12).
«Дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос…и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин 20:31).
«Веруя в Сына Божьего, имеете жизнь вечную» (1Ин 5:13).
«И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф18:5).
«Будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Мф 24:9).
«И бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк 10:17).
«Которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин1:12).
«Филипп…благовествовал об имени Иисуса» (Деян 8:12).
«Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян 3:6).
«И пребывал он… и смело проповедовал во имя Господа Иисуса» (Деян 9:28).
«Не запретили ли мы вам накрепко учить об имени сем?» (Деян 5:28).
«Запретивши им говорить об имени Иисуса… радуясь, что за имя Господа удостоились принять бесчестие» (Деян 5:40-41). И таких текстов еще немало.


О чем это все говорит? Всё – Христос и Христос. А может, на этом основании давайте отвергнем Святой Дух, о Нем же здесь не говорится?! Ну, тогда надо заодно и Бога Отца отвергнуть. О Нем тоже здесь не говорится, все только о Христе! Мы же этого не делаем. И правильно поступаем. Дело в том, что убедить иудеев поверить во Христа считалось самым главным для апостолов. Ведь иудеи с детства знали Священные Писания. Их не надо было убеждать в надобности соблюдения субботы. Они ее и так соблюдали. Им не было нужды уверовать в Сущего Бога, они и так Ему поклонялись. Им единственно, что надо было, - это поверить и принять Иисуса Христа как своего единственного Спасителя. Вот почему проповедовалось имя Иисуса и вот почему крестили во имя Христа, - этим выражалось все, во что человек поверил. Всякого иудея, исповедующего перед крещением, что он верил в Иисуса Мессию, пришедшего во плоти, умершего и воскресшего – принимали в церковь, крестя его во имя Того, в Которого он уверовал.

Относительно же других народов (ведь Иисус взором Своим смотрел на века вперед вплоть до самого Своего Пришествия) Он повелел сначала научить их истинам Слова, а затем крестить «во имя Отца и Сына и Святого Духа». Почему? Потому что уверовать во Христа было невозможно, не познав при этом, кто такой Бог Отец, помазавший Иисуса Духом Святым. Невозможно было веровать во Христа, не познав силы Самого Святого Духа.

Текст Исаии 45:23:
«Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено…». Это сказал Господь Отец о Себе. Но, к удивлению многих, подобное высказывание можно встретить в Новом Завете: Флп 2:10. «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних».

Возьмем другой текст Ветхого Завета, в котором говорится о Боге Отце, и сопоставим его с текстом Нового Завета, в котором говорится о Христе. Текст Иоиль 2:32:

«И будет: всякий кто призовет имя Господне, спасется…». А также: Исаии 43:11: «Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня». В этих текстах говорится о Боге Отце, как о единственном Спасителе, через чье имя мы можем получить спасение. Но аналогичные слова мы встречаем и об Иисусе Христе в книге Деян 4:12: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало нам спастись».

Текст Исаии 44:6:
«Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, ибо кто как Я?»


Господь Бог говорит о Себе, как об исключительно единственном Боге. Он даже задает вопрос: ибо кто как Я? Этим вопросом Он как бы подразумевает, что другого подобного Ему не существует. Но заметьте, эти же слова повторяет Иисус в книге Откр 22:12-13. «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний».

Таким образом, Иисус является в равной мере Личностью Божества, что и Его Отец. Если бы это не было так, тогда все слова Иисуса можно было бы расценить, как богохульство.

Возьмем такие тексты Писания, в которых Христос явно назван Богом:

«Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» (Рим 9:5).
«И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1Тим 3:16).
«Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам» (Ин 8:25).


Посмотрите, слова «Бог» и «Сущий», относящиеся ко Христу в этих текстах, не нуждаются в комментариях, здесь все ясно.

А что вы скажете об этом тексте?

«Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; Владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис 9:6). Обратите внимание на то, какие имена даются Сыну Божьему еще до Его человеческого воплощения. Среди прочего, Он – Бог крепкий и Отец вечности. Как это понимать? Не иначе, как то, что Иисус имеет сущность равную Всемогущему Богу.

Обратим внимание на тексты: Второе послание Петра и Послание Титу.

В Тит 2:13 мы встречаем очень интересное и хорошо известное описание Бога. Для более полного понимания процитирую стихи 11-14:
«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас»
.

Ключевая фраза, касающаяся Божественности Христа, - «явление славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». Главный вопрос заключается в следующем: относится ли выражение «великий Бог» ко Христу или к Богу Отцу? На этот вопрос мы сможем ответить, и притом правильно ответить, только после того, как изучим грамматику греческого языка, которую использовал апостол Павел. В греческом языке выражению «великий Бог» предшествует определенный артикль, которого нет перед фразой «Спаситель Иисус Христос». Читатель может спросить, чем же так важен этот определенный артикль? Ответ на этот вопрос многое проясняет. В грамматике греческого языка существует одно хорошо известное правило, сформулированное Гранвиллем Шарпом еще в 1798 г. Вкратце это правило гласит, что в случае, когда союз (??? - кэ) «и» в греческом языке соединяет два существительных, стоящих в одном и том же грамматическом падеже, а определенный артикль предшествует первому существительному и не повторяется перед вторым, последнее [или второе существительное] всегда относится к тому же самому лицу, которое выражено или описано первым существительным. [2]

Таким образом, выражение «Спаситель Иисус Христос» синонимично фразе «великий Бог». Другими словами, «Спаситель Иисус Христос» есть «великий Бог». Более того, мы должны обратить внимание, что Тит 2:13 является не единственным случаем, когда библейский автор использует данную грамматическую конструкцию и терминологию. В 2 Пет 1:1 мы находим очень похожее выражение: «принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа».

Брюс Мецгер утверждает:
«Все, что было написано [в отношении к Тит 2:3], включая процитированное мнение знатоков грамматики, применимо к 2 Пет 1:1. Таким образом, в этом стихе также присутствует недвусмысленное провозглашение Божественности Иисуса Христа, „Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа "». [3]


Возьмем такой текст Писания:
«Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Ин 20:28).


Давайте ответим на следующие вопросы: Кому сказал Фома эти слова? Иисусу Христу. Может быть, это был просто возглас радости, смысл которого не относился к Иисусу? Что-то вроде современного: «О, боже мой, кого я вижу!» Нет. В то время смотрели очень серьезно на все слова, связанные с Богом. О Боге, и тем более о Его имени, просто так не говорили. Конструкция предложения свидетельствует, что Фома осознанно признал Иисуса Господом и Богом. Может быть, здесь говорится о меньшем Боге? Нет, и перед словом ?????? (к`ириос) «Господь», и перед словом ???? (фэ`ос) «Бог» стоит определенный артикль, что может указывать только на единственный факт: Фома признал Христа Богом, идентифицируя Его с YHWH Ветхого Завета. Упрекнул ли Фому Иисус за это исповедание? Нет. Наоборот похвалил. Он упрекнул Фому лишь за прежнее неверие. Какой вывод? Иисус действительно является Личностью Божества, равной Богу Отцу.

Возьмем последний в этой статье текст Писания. Посмотрите, что Бог говорит о Своем Сыне:

«А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников» (Евр 1:8-9).


Здесь написано, что Сам Бог Отец называет Своего Сына Богом «? ????» – (го фэ`ос). Слово «Бог», заметьте, употребляется с артиклем, поэтому речь не идет о меньшем Боге. Может быть, кто-то считает, что текст свидетельствует не о Христе? Нет, девятый текст говорит о том, что Иисус был помазан Отцом (помазан – ???????-эхрис`эн). Это греческое слово является однокоренным другому известному слову – «Христос», что значит – Помазанник. Текст говорит именно о Христе. Помазание произошло при крещении, когда Иисус, будучи человеком, начал исполнять предначертанное Отцом. Как человек, Иисус унизил Себя и показал нам пример послушания Отцу. И хотя для Иисуса-человека Отец был Богом, Сам Отец говорил о Нем, так же, как о Боге.



1 Патр. и прор. 1 гл.
2. Metzger В. М. The Jehovah's Witnesses and Jesus Christ, p. 79. Далее Мецгер указывает, что переводы, основанные на грамматическом правиле Шарпа и содержащиеся в К JV, RSV и NKJV, находят поддержку у «таких известных лингвистов Нового Завета, как П. В. Шмидель, Дж. X. Мултон, А. Т. Робертсон и Бласс Дебоуннер. Все эти ученые сходятся во мнении, что в Послании к Титу 2:13 речь идет только об одной личности и, таким образом, этот отрывок следует перевести так- «великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (с. 79). Кроме того, недавно детальное исследование Дэниэла Б. Уолесса убедительно подтвердило правило Шарпа. Результаты его открытий хорошо изложены в его труде “jreek Grammar: Beyond the Basics”, pp. 270-287. Уоллес дает краткую биографию Шарпа, рассказывает о том, как он открыл свое «правило», и представляет весьма подробное исследование того, как это правило применяется в Новом Завете. Тринитарное истолкование Тита 2:13 имеет очень надежное грамматическое основание.
3. Там же.

Изменил: samuil по причине: Дополнил и озвучил текст

Похожие новости

Александр Серков. Царство Бога

С тех пор, как грех вошел в мир, все внимание человечества направлено на пришествие Царства Бога.

08.06.15 Субботняя школа » Александр Серков
Александр Серков - Христология в Новом Завете (1 часть)

В этой статье мы рассмотрим несколько Библейских текстов из Нового Завета, свидетельствующих о

25.02.17 Духовные размышления » Аудиопроповеди » Александр Серков
Леонид Волощук - Путь славы

Мне очень нравится текст в книге Деяния Апостолов, когда Варнава прибыл в Антиохию и увидел

10.12.10 Проповеди

Комментарии (1)

  1. avatar
    0
    Пользователь offline xbvrtzn
    Очень убедительное объяснение.
    Спасибо Александр.

Добавить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

2009-2017 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Яндекс цитирования
Закрыть