Александр Серков - Новая ересь об ангелах и Духе Святом
Александр Серков 19-10-2015, 20:50 2 639 Духовные размышления » Александр Серков
Задали мне вопрос: Спасибо за предыдущий ответ. Сейчас возникла нужда в помощи по поводу другого вопроса. Умом понимаю ответ, а сформулировать не могу. Прочитала статью одного адвентиста (наверное) - он пишет, что воинство ангелов и есть Дух Святой. И даже привел кучу ссылок на Е. Уайт. Вот вопрос: Как объяснить человеку, что Дух Святой - это третья Личность Божества и Он не может включать в себя воинство ангелов? Что ангелы и Дух Святой это разные личности. Хорошо бы иметь выдержки из Духа Пророчества.
Ответ: Что-то новое появилось в богословии, автором которого является Баграт Гогиашвили (Bagrat Gogiashvili).
Я не могу не отреагировать на эту статью, потому что вопросы задают мне по поводу идентификации ангелов с Духом Святым. Я буду предложение за предложением из этой статьи цитировать и делать анализ и проверку на подлинность и здравость данной мысли. Скажу сразу: автор глубоко копает и много времени этому видимо уделил, но в итоге он пришел в никуда, хотя ему кажется, что он достиг каких-то богословских высот, до которых никто еще не добирался. Он считает, что сонмы ангелов это и есть личность Духа Святого.
Не знаю, автор адвентист или нет, но он широкомасштабно использует труды Эллен Уайт для аргументации своих выводов, якобы, она об этом именно и пишет. Автор начинает с безобидной выдержки, но использует ее как некий трамплин для своей еретической мысли. Вот эта выдержка:
«Я обращаюсь к служителям Христа, чтобы они сосредоточили все усилия на понимании всего, доступного им относительно истины о служении ангелов.» (Письмо 201, 1899 г. Опубликовано в Библейском комментарии АСД, т. 4, c. [1173]). {Церковь и государство, с. 24.1}
А вот и вторая трамплинная ступень:
«Но после грехопадения человека Бог стал общаться с людьми ТОЛЬКО через Иисуса и небесных ангелов». {История Спасения, с. 50.3}
И наконец, он находит выдержку с такими словами, которые, ну, прямо-таки граничат с описанием Духа Святого, все просто похоже:
«Через Иисуса Христа служение ангелов в любви, в утешении, в исправлении, в просвещении достигает нас. О, благодарите Господа, ибо Он благ и милость Его пребывает вовек!» (Письмо 152, 1896 г.). {Дабы мне познать Его, с. 328.4}
И теперь начинает все это увязывать своей стряпней на еретически-богословской кухне в своих умственных апартаментах. Я цитирую:
В связи с тем что христианская Церковь утратила понимания выдающейся роли ангельского воинства в великом Промысле Божьем... его жизненно важное значение для самой Церкви, определенное ему Христом... понимание его миссии как Утешителя и представителя Христа на земле, а также как слуги Христова, сообщающего благодать и возрождающую силу для Церкви, осуществляющего руководство и распределение духовных даров, наставляющего на всякую истину и напоминающего все то, о чем учил Христос на земле, обличающего мир во грехе, открывающего миру правду о неизбежном суде и тайны пророчеств о конце борьбы, ведущего грешников к покаянию и ко Христу, – я осознаю необходимость в том, чтобы заново открыть для себя и для вас одну из самых утешительных истин Библии – о благословенном и спасительном служении небесного Ангельского воинства.
Целью неисчислимого ангельского воинства является то, чтобы прославить Христа, и взятое от Него передать нам. Своим влиянием небесные Ангелы сообщают Церкви живое присутствие Христа как во всём обществе народа Божьего, так и в сердцах каждого из Его детей. Сотрудничество Церкви с Ангельским воинством, во главе которого стоит сам Христос, является залогом её силы, эффективности её служения, и обладанием ею духовного возрождающего влияния.
По моему глубокому убеждению, нельзя рассматривать ангельское воинство в отрыве от Утешителя – Духа истины, ибо оно есть – агентство по сообщению нам Духа царящего в Царстве небесном. Полученные от Бога благословения ангельское воинство, посредством духовного влияния, приносит нам в виде духа радости, мира, долготерпения, кротости, воздержания, милосердия и любви, царящих в Царстве Божьем. Ангелы также наделяют верующих сверхъестественными способностями чудотворения, изгнания духов, пророчества, говорения на иноземных языках, различия духов и т.д.
Целью неисчислимого ангельского воинства является то, чтобы прославить Христа, и взятое от Него передать нам. Своим влиянием небесные Ангелы сообщают Церкви живое присутствие Христа как во всём обществе народа Божьего, так и в сердцах каждого из Его детей. Сотрудничество Церкви с Ангельским воинством, во главе которого стоит сам Христос, является залогом её силы, эффективности её служения, и обладанием ею духовного возрождающего влияния.
По моему глубокому убеждению, нельзя рассматривать ангельское воинство в отрыве от Утешителя – Духа истины, ибо оно есть – агентство по сообщению нам Духа царящего в Царстве небесном. Полученные от Бога благословения ангельское воинство, посредством духовного влияния, приносит нам в виде духа радости, мира, долготерпения, кротости, воздержания, милосердия и любви, царящих в Царстве Божьем. Ангелы также наделяют верующих сверхъестественными способностями чудотворения, изгнания духов, пророчества, говорения на иноземных языках, различия духов и т.д.
Вы заметили идентификацию (отождествление) ангельского войска с Духом Святым? Ее видно невооруженным глазом. Он даже словосочетание «Ангельские войска» начинает писать уже с большой буквы. И вот он хочет свою мысль подтвердить авторитетом и призывает Эллен Уайт стать на его сторону. Он приводит две выдержки из ее трудов и пытается их состряпать в один богословский батон:
1) «Нам нужно яснее понимать миссию ангелов, а для этого хорошо бы помнить, что все истинные дети Божьи могут рассчитывать на сотрудничество с небесными существами. Ибо невидимые воинства света и силы сопровождают кротких и смиренных, которые верят в обетования Божьи и возлагают на них свое упование. Херувимы, серафимы и ангелы, намного превосходящие силой человека, стоят одесную Бога; «все... они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евреям 1:14). {ДА 154.3}
2) «Библия показывает нам Бога в Его святилище и во Святом святых не в состоянии бездеятельности, не в молчании и уединении, но окруженного десятками тысяч десятков тысяч существ, которые только и ждут, чтобы исполнить Его волю. ЧЕРЕЗ ЭТИХ ВЕСТНИКОВ ОН ПОСТОЯННО АКТИВНО ОБЩАЕТСЯ С СУЩЕСТВАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ЛЮБОЙ ЧАСТИ ЕГО ВЛАДЕНИЙ. ОН ВЕЗДЕСУЩ ЧЕРЕЗ СВОЕГО ДУХА». {Законы Здоровья, с. 33}
Давайте теперь проверим последнюю выдержку, к которой автор подвел читателя. Он крупным шрифтом процитировал мысль, которую он выдвинул как козырную. Но давайте посмотрим, в чем заключается его блеф. Я цитирую эту мысль без усечения:
«Библия показывает нам Бога в Его святилище и во Святом святых не в состоянии бездеятельности, не в молчании и уединении, но окруженного десятками тысяч десятков тысяч существ, которые только и ждут, чтобы исполнить Его волю. Через этих вестников Он постоянно активно общается с существами, находящимися в любой части Его владений. Он вездесущ через Своего Духа. Посредством Своего Духа и Своих ангелов Он служит сынам человеческим» (Служение исцеления, стр. 417).
Вы видите здесь явный блеф?! Во-первых, изменено название книги. Во-вторых, на стр. 33 нет ничего подобного. А вот в книге «Служение исцеления», стр. 417 есть приведенная им цитата слово в слово, но пропущено автором статьи последнее предложение. Вы думаете, это случайно? Нет, это блеф, рассчитанный на простачков, которые не смогут по запутанному адресу перепроверить. А последнее предложение разбивает в пух и прах эту теорему Гогиашвили. Вот последнее предложение: «Посредством Своего Духа и Своих ангелов Он служит сынам человеческим». Вот теперь аминь: «Посредством Духа и ангелов».
Какой вывод делает автор после приведенных ссылок? Цитирую слова автора:
Изучая тему о Духе Святом в Библии и в трудах духа пророчества, я пришел к глубокому убеждению, что Утешитель, являющийся третьим Лицом Божества, представлен в них великим Ангельским воинством, посредством которого Бог осуществляет Свое правление, заботу и «всякую власть на небе и на земле». Это не значит, что Бог ограничен служением Ангелов. Это значит, что Он избрал такой путь устройства сотворенной Им Вселенной, заботы о ней и Самооткровения о Себе. После грехопадения человека, все это «устройство» было сориентировано Творцом на погашение силы греха и спасение человеческого рода. Всё небо во всей своей силе, опираясь на Голгофский подвиг Христа, трудится над нашим спасением: «Бог заключил со Своими свидетелями завет, объединив Церковь на земле с Церковью небесной, послав ангелов для служения Своей Церкви, и врата ада не могли одолеть Его народ». {ДА 11.2}
«Утешитель, Которого Христос обещал послать после Его вознесения на небеса, является Духом во всей полноте Божества, ЯВЛЯЮЩИМ СИЛУ Божественной благодати каждому, кто принял Христа и уверовал в Него как в личного своего Спасителя.» {Особые Свидетельства, серия Б, № 7, с. 62, 63; см. также в книге Евангелизм, с. 615.1}
«Утешитель, Которого Христос обещал послать после Его вознесения на небеса, является Духом во всей полноте Божества, ЯВЛЯЮЩИМ СИЛУ Божественной благодати каждому, кто принял Христа и уверовал в Него как в личного своего Спасителя.» {Особые Свидетельства, серия Б, № 7, с. 62, 63; см. также в книге Евангелизм, с. 615.1}
Манипулируя двумя разными выдержками 1) об ангелах и 2) о Духе Святом, автор пытается закрепить свое «глубокое убеждение», к которому он пришел, «изучая тему о Духе Святом в Библии и в трудах духа пророческого», «что Утешитель, являющийся третьим Лицом Божества, представлен в них великим Ангельским воинством, посредством которого Бог осуществляет Свое правление, заботу и всякую власть на небе и на земле».
Дальше автор, уже чувствуя себя уверенно на платформе своего песчано-глиняного основания, так и озаглавливает мысль: АНГЕЛЬСКОЕ ВОИНСТВО КАК ТРЕТЬЕ ЛИЦО БОЖЕСТВА, и сразу «берет под ручку» вестницу Божью, это с одной стороны, а с другой – Библию. Так, якобы, солидней будут выглядеть его аргументы. Цитирую:
«Вестница Божья называет Утешителя Духа Святого «Третьим Лицом Божества». Вместе с тем из ее трудов и из Библии ясно видно, что предсказанное Христом служение Утешителя на деле осуществляется великим Ангельским воинством. Возникает вопрос: Может ли Ангельское воинство представлять собой «Третью Лицо» Бога?
Если мы понимаем что Бог, будучи непостижимой Личностью, являет Самооткровение о Себе, то вполне. Так как Бог Отец является Великим оригиналом Божества – Его первым Лицом, невидимым человеческому глазу, то Сын является Его точным Образом, Его «вторым Я», Его величайшим и полнейшим откровением, следовательно – Вторым Лицом Божества. Тогда следующим по силе откровением о Боге выступает все творение Божье, представляющее собой – «Третье Лицо» Божества Отца, являясь видимым откровением о Своем Творце, силой освящающей и просвещающей. Так как венцом всего небесного творения являются Ангелы, которые объединены в великое воинство могущественных «служебных духов Божьих», посредством которого Бог осуществляет Свое правление, заботу и «всякую власть на небе и на земле», то к этому воинству вполне подходит определение «Духа Божьего» и «Третьей Личности Божества».
Если мы понимаем что Бог, будучи непостижимой Личностью, являет Самооткровение о Себе, то вполне. Так как Бог Отец является Великим оригиналом Божества – Его первым Лицом, невидимым человеческому глазу, то Сын является Его точным Образом, Его «вторым Я», Его величайшим и полнейшим откровением, следовательно – Вторым Лицом Божества. Тогда следующим по силе откровением о Боге выступает все творение Божье, представляющее собой – «Третье Лицо» Божества Отца, являясь видимым откровением о Своем Творце, силой освящающей и просвещающей. Так как венцом всего небесного творения являются Ангелы, которые объединены в великое воинство могущественных «служебных духов Божьих», посредством которого Бог осуществляет Свое правление, заботу и «всякую власть на небе и на земле», то к этому воинству вполне подходит определение «Духа Божьего» и «Третьей Личности Божества».
Бедная Эллен Уайт, ее, как одеяло, каждый тянет на себя, чтобы покрыть свою богословскую срамоту ее пророческим даром. Но не тут-то было, она ясно пишет, я цитирую:
«
Когда Христос вознёсся к Своему Отцу, Он не оставил Своих последователей без помощи. Дух Святой, как Его представитель, а также небесные ангелы, как служебные духи, посланы помогать тем, которые сражаются с великим противником, подвизаясь добрым подвигом веры» (Вести для молодёжи, стр. 17).
Мы видим здесь, что Эллен Уайт ясно разграничивает Духа Святого, как представителя Бога, от ангелов небесных, как служебных духов. И Дух, и ангелы посланы помогать тем, кто сражается с противником истины.
А вот один текст из Библии:
«Ангел сказал ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лук. 1:35).
Давайте проанализируем этот текст. Лука пишет о том, как ангел сказал Марии, что на нее найдет Дух Святой. Он не сказал, что мы всем сонмом, всем воинством ангелов найдем на Марию. Нет-нет, он сказал, что Дух Святой найдет на нее. А то, что предлагает автор, это вообще что-то новое в богословии – идентифицировать Дух Святой с ангелами. Это нонсенс. Дух Святой – это третья Личность Божества, а ангелы – сотворенные существа.
Но наш дорогой Баграт Гогиашвили (Bagrat Gogiashvili), который заявил, что тщательно изучил этот вопрос и в Библии, и в трудах Духа пророческого, продолжает блефовать, тасуя по-своему богословские карты об ангелах и Святом Духе, выдавая их за одну масть.
Вот текст Писания, который он приводит, задавая при этом вопрос: Кем является "Дух" в данном отрывке?
26. А Филиппу АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ СКАЗАЛ: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.
27. Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения,
28. возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию.
29. ДУХ СКАЗАЛ Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице.
(Деяния св. Апостолов 8:26-29)
27. Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения,
28. возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию.
29. ДУХ СКАЗАЛ Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице.
(Деяния св. Апостолов 8:26-29)
Что здесь удивительного? Знаменательно, что первое повеление Филипп получает от ангела (стих 26), а теперь Дух (стих 29) говорит ему, что он должен делать. В этом случае присутствует и ангел, и Дух Святой. Автор статьи даже сам не замечает, как он противоречит сам себе. Этим текстом он пытается доказать, что Дух это и есть ангел Господень. Но этот же автор выше говорил, что Дух Святой – это сонм ангелов, а тут вдруг один ангел у него превращается в Духа Святого. Давайте посмотрим, что пишет Эллен Уайт в своей книге, описывая этот случай:
«Когда же они вышли из воды. Дух Святой сошел на евнуха; а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь. А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию».
Этот ефиоплянин был представителем большой группы людей, которых должны учить такие миссионеры, как Филипп, - умеющие услышать глас Божий и готовые отправиться туда, куда Господь посылает их. Многие, читая Писания, не могут уразуметь их истинного смысла. Души, жаждушие света, благодати, Святого Духа, возносят к небу молитвы, прошения и проливают слезы. Они находятся на пороге Царствия Божьего и ждут, когда их пригласят войти.
Ангел указал Филиппу человека, ищущего света и готового принять Евангелие; и сегодня ангелы направляют стопы тех работников, которым Святой Дух открывает уста и облагораживает сердца. Ангел, посланный к Филиппу, мог сам сделать для ефиоплянина все, что нужно, но, в соответствии с замыслом Божьим, служить своим ближним и помогать им должны люди (Э. Уайт. Деяния апостолов, глава 11).
Здесь ангел и Дух Святой сотрудничали, но они никак не являлись одной личностью. То же самое и в случае с Корнилием, где мы видим сотрудничество ангела и Духа Святого.
Дальше автор приводит бесчисленные возможности ангелов, как доказательство, что ангелы — это Дух Святой. И закручивает опять же микстуру ангелов со Святым Духом в один богословский «коктейль». Вот, например, к какому выводу он приходит: он приводит выдержки из Духа пророческого о служении ангелов и о служении Святого Духа, и вот сам вывод:
1 Ангелы и Дух Святой представлены в обеих цитатах как параллельные друг другу понятия, ибо оба названы – «представителями» Бога.
2 Как Ангелы, так и Дух – оба одинаково уступают Христу по положению:
3 Из первой цитаты мы узнали, что Ангелы – представители Бога. Из второй цитаты мы узнали, что Ангелы – это «служебные духи», «посылаемые» Христом не служение. Следовательно, быть представителем Христа, это значит быть Его «слугой». В этом показано преимущество Христа над ангелами.
4 Дух Святой также назван (во второй цитате) «представителем» Христа. Следовательно, Христос имеет преимущество над Духом. Дух является слугой Христовым.
5 Следовательно, Ангелы и Дух – это одно и то же! (конец выводам).
Как все гладко, и вывод прекрасный! Но критерий ли это, если «оба названы представителями Бога» и «оба уступают Христу по положению»? И Павел был представитель Бога, проповедуя язычникам о Живом Боге, но он же не Дух Святой. И Петр уступал Христу по положению, да и мы все, но Петр же – не Дух Святой. Это пустые, совершенно не аллюзивные параллели.
Вся суть автора показать свое антитринитарианство, да еще и с новой еретической примесью, разрушить Триединство Бога и унизить Святой Дух до уровня ангелов, придать Ему статус сотворенного существа. А это еще одна попытка разорвать, раздробить Триединого Бога на три части, и две из них отбросить как небожественные. Да, да, именно так, потому что автор аннулирует и вторую личность Божества Иисуса Христа Его истинного статуса как второй Личности Божества, это, мол, второе лицо Бога. Автор фактически приверженец Савеллиа́нства (модали́зма), ереси третьего века нашей эры. Вот его ответ в комментариях, в которых раскрыт его дух модализма. Цитирую:
«Отец – это и есть Сам Бог, сама «полнота Божества», сам Оригинал Божества, но НЕВИДИМЫЙ человеческому глазу. За тем показывается принцип Самооткровения Бога, согласно которому Его «невидимое Божество» становится ВИДИМЫМ и познаваемым. Первым и наивысшим самооткровением Божества Отца является Сын Божий. В этом смысле Сын – второе Лицо Отца. Следующим по силе откровением об Отце является – Утешитель Дух Святой «во всей полноте Божества, ЯВЛЯЮЩИМ силу Божественной благодати». Таким образом, Отец – это полнота Божества, но НЕВИДИМАЯ. Сын – в полноте ЯВЛЯЕТ Личность и Характер Бога Отца. Дух Святой в полноте ЯВЛЯЕТ силу Божественной благодати «ВО всей полноте Божества» Отца.
Отец есть Сам Бог НЕВИДИМЫЙ.Сын ЯВЛЯЕТ Личность Отца.Дух Святой ЯВЛЯЕТ силу благодати Отца».
Отец есть Сам Бог НЕВИДИМЫЙ.Сын ЯВЛЯЕТ Личность Отца.Дух Святой ЯВЛЯЕТ силу благодати Отца».
Вы видите здесь модализм? «Отец – это и есть Сам Бог, и в Нем вся полнота Божества». А остальное все – Его самооткровение, согласно которому Его невидимое Божество становится видимым человеческому глазу.
И вот, оторвавшись от Библии и от Духа пророческого, автор опирается теперь на великих просветителей 4 века нашей эры, доказывая, что Святой Дух является слугой Бога, ну, это же «сонм ангелов». И опять же вкручивает сюда к этим просветителям Эллен Уайт, как же все-таки хочется вырвать адвентистских «овечек», которые доверяют трудам Духа пророческого, в свою новую ересь!
Я пропускаю все те пустые доводы и цитирую заключительные призывные слова автора:
«Точно также как невозможно одновременно верить в бессмертие души и в воскресение мертвых (во второе пришествие), также невозможно одновременно верить в миссию ангельского воинства как представителя Христова на земле, и в соперничающее с ним учение о «Боге Духе Святом». Это два взаимоисключающих учения. Мы должны выбрать - либо библейское учение о Духе Святом при ангельском служении, либо католическое учение о «Боге Духе Святом», являющимся замаскированным культом поклонения ангелам.
В данном небольшом исследовании мы увидели содержащиеся в Библии и в трудах духа пророчества прямые параллели между Утешителем Духом Святым как «Третьим Лицом Божества» и Ангельским воинством. Я рекомендую читателю провести личное исследование данного вопроса в Писании. Бог пошлет Ангелов Своих к каждой искренней душе, которая в простоте ищет истину и Слово Божье ставит выше церковных доктрин» (конец цитаты и конец статьи).
Что ж, естественно, искренняя душа будет искать истину, но не в простоте наивного доверия ложным учителям, и Бог пошлет искренним не «Ангелов Своих» (у ангелов свое предназначение), а Духа Святого, третью Личность Божества. Да сохранит Господь искренних Своих детей от всех заблуждений, и от этого тоже.
P.S. Некоторые советы искренним исследователям Священного Писания и Духа пророческого. Вот одна выдержка из книги «История спасения», в которой Эллен Уайт пишет не о самооткровении Бога в разных модусах, а об отдельных личностях Отца и Сына:
Глава 5.
План спасения
Небожители исполнились скорби, когда узнали, что человек согрешил и что мир, сотворенный Богом, отныне будет наполнен смертными существами, обреченными на страдания, несчастья, болезни и смерть, и что нарушителям Божьего повеления нет никакого избавления. Всех потомков Адама теперь ожидала смерть. В видении мне был показан Иисус, прекрасный и величественный. Я видела на Его лице выражение невыразимой печали и сочувствия. Через некоторое время Он подошел к необычайно яркому свету, который окружал Отца, и сопровождавший меня ангел сказал, что Христос сейчас находится в тесном общении со Своим Отцом. Пока Иисус говорил с Отцом, среди небесных ангелов ощущалось нарастающее беспокойство. Сияние славы, окружавшее Отца, трижды окутывало Иисуса, и когда в третий раз Он вышел от Отца, можно было отчетливо видеть спокойное выражение Его лица, без тени растерянности или сомнения. Оно светилось неописуемой благожелательностью, добротой и милосердием. (История спасения)
И один тест из Священного Писания:
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт.1:2).
Если Дух Божий - это сонм ангелов, то кто там носился над водой, Дух Божий, как третья личность Божества или сонм ангелов, которые являются сотворенными существами и сами творить ничего не могут? Будьте здравы во всем, братья и сестры, и не поддавайтесь на всякие ложные ветроучения современных горетолкователей.

Похожие новости
Личность Святого Духа - субботняя школа
Центр духовного просвещения, субботняя школа урок №4, «Личность Святого Духа» (28 января 2017)
27.01.17
Субботняя школа
Александр Серков - Триединство Божества
Сегодня очень остро стоит вопрос о тринитаризме в дебатах не только с представителями других
25.03.16
Книги » Александр Серков
Виталий Олийник. Святой Дух
Центр духовного просвещения, Библейская школа, Урок №3, «Святой Дух» (19 июля 2014)
18.07.14
Субботняя школа