Регистрация

Второй Храм - Александр Серков - ответ пастора

Александр Серков 5-02-2022, 22:26 3 122 Вопрос пастору » Духовные размышления » Александр Серков
0


ВОПРОС:

Добрый день!
Танах содержит ряд пророчеств о Втором Храме, его величии и будущем влиянии Израильского (в реальности Иудейского) царства - духовном, политическом, социальном, экономическом и прочем.

Тем не менее, Храм Зоровавеля был не только не настолько велик, как его видел Иезекииль, но, кажется, уступал в размерах и величии Храму Соломона.

Есть ряд мнений, почему эти пророчества не исполнились. Ключевое - что Израиль не оказался достоин, "не искоренил грех".

Важный текст, на который ссылаются последователи этой точки зрения, в частности, таков:

Дан.9:24 Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых.

То есть после вавилонского плена для Израиля "включался счетчик благодати". Либо он решал вопрос - преступление покрывал, грехи запечатывал и беззакония заглаживал, приводил вечную правду", либо всё - случалось непоправимое.

Вопрос такой:

Почему ранее Израиль переживал периоды политического величия, хотя никогда не расставался с идолами? И даже Давид, кажется, с ними находился как минимум в опасном соседстве (взять хотя бы некую статую размером с мужскую фигуру в его собственной спальне - 1Цар.19:13-16).

А ведь после вавилонского плена была действительно произведена реформация. Идолы отныне были вне закона, Тора действительно стала основой повседневной жизни возвратившихся в землю Израилеву иудеев (см. книги Ездры и Неемии). Как минимум видимым образом иудаизм отказался от попыток поклоняться иным богам, перестал изображать Яхве и навел порядок в ряде социальных вопросов.

Заранее спасибо за ответ. Прошу отвечать развернуто, чтобы я мог публиковать ответ.

ОТВЕТ:

Спасибо за вопрос. Начну с самого первого предложения этого вопроса. Оно гласит так: «Танах содержит ряд пророчеств о Втором Храме, его величии и будущем влиянии Израильского (в реальности Иудейского) царства - духовном, политическом, социальном, экономическом и прочем».

Да, действительно, ряд пророчеств мы имеем о втором храме; однако Захария и Малахия слишком в общих чертах дают намек на этот храм. Исаия и Иеремия пророчествуют также слишком кратко, давая лишь констатацию о том, что город будет построен и храм устроится по-прежнему (см. Ис.44:28 Иер.30:18). Пророк Аггей говорит о славе последнего храма, что она будет больше, чем была в прежнем храме, но он имеет в виду, что придет Желаемый всеми народами, и храм будет наполнен славой (см. Аггей 2:7-9).

И лишь Иезекииль слишком подробно описывает план второго храма, посвятив этому описанию целых девять глав (40-48 главы). В связи с пророчеством Иезекииля возникает вопрос, и он так и поставлен:

«Тем не менее, Храм Зоровавеля был не только не настолько велик, как его видел Иезекииль, но, кажется, уступал в размерах и величии Храму Соломона».

Вот тут-то и начинается ряд мнений, как подчеркивает автор, поставивший этот вопрос. В принципе, я приветствую тех, кто задает подобные вопросы, пытливый ум всегда чего-то достигает. И ряд мнений – это тоже нормально, из ряда мнений можно что-то резюмировать, или даже добавить какую-то свою коррективу.

Вопрос о втором храме хотел бы начать с первого, ведь здесь так все взаимосвязано. Для чего вообще был учрежден храм? Что Бог имел в виду, давая указание о его строительстве? А разве не могло все оставаться так, как было до Соломона? Ведь жертвоприношения совершались, начиная со времен первого грехопадения. Они совершались и допотопными людьми. Информация о жертвоприношениях скудна, и, если бы не случай с убийством Авеля, мы бы так и не узнали о том, что они совершались в те ранние в истории времена. О жертвоприношениях Ноя мы имеем уже более-менее конкретную информацию. Далее на сцену библейской информации выплывает фигура Авраама. Он и его потомки совершали жертвоприношения, возлагая свое упование на грядущего Избавителя человечества от их грехов. Ну, так бы все и оставалось. Отец каждого семейства приносил бы жертвы за свои грехи и грехи своей семьи, и так было бы до самого первого Пришествия Христа, и с Его пришествием и смертью эта система отпала бы.

Почему нужен был храм? Что он дополнял к обычному жертвоприношению? С одной стороны, жертва указывала только на смерть Христа за грехи человечества. А что дальше? Какова дальнейшая судьба грехов? Выведя народ из Египта, Бог учредил расширенное служение. Скиния была хоть и примитивная, но олицетворяла полное служение Христа: и Его смерть, и служение в первом отделении, затем и во втором, и конечная судьба грехов вместе с их виновником и отцом всякого греха, когда грехи возлагали на козла отпущения и отправляли в пустыню.

Казалось бы, все символы служения Христа удовлетворены. Ну, и оставалось бы все так до самого первого Пришествия Христа. Но чего-то все же еще не хватало. Зачем нужен был храм, символика-то в нем оставалась та же, что и в скинии? Вот тут-то раскрывается замысел Божий более широкомасштабно. Народ, избранный Богом, – это не конечная Его цель. О конечной цели Бога по отношению к человечеству мы читаем в Писании:

14 И как Моисей поднял высоко змею в пустыне, так и Сыну Человеческому надлежит быть высоко поднятым.
15 И это для того, чтобы всякий, верой полагающийся на Него, имел жизнь вечную.
16 Ведь так полюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, – уникального, единственного в Своем роде – чтобы всякий, верой полагающийся на Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
17 Не для того послал Бог Сына Своего в мир, чтобы Он осудил мир, но чтобы мир был спасен через Него (Иоан.3:14-17 пер. Сер.).


Вот здесь раскрыт и характер Бога, и Его цель. Кого Он желает спасти? Народ Израильский только? Нет. Мы читали: «Чтобы всякий, верой полагающийся на Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Цель Божья всегда была – предложить спасение всему человечеству. И для этого Бог избрал определенный народ. Избирая народ израильский, в плане Бога было, чтобы этот народ был как сохранителем, там и распространителем воли Божьей по всему миру.

По имеющейся у нас скудной информации нам кажется, что ко дням Аврама весь мир утонул в идолопоклонстве, и Бог избирает Аврама, чтобы с нуля начать что-то новое в служении Ему. Однако рикошетом проскакивает в Писании информация о служении Богу кого-то еще кроме Авраама, и о священнослужителях, которые были здесь на земле, они священнодействовали и совершали богослужения, и все это помимо Авраама и его потомков. Вот первый пример при жизни Авраама:

18 И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего (Быт.14:18).


Это интересная информация: он был и царем, и священником. А царь не может быть без подданных его царства; и говорить о священнике немыслимо без поклоняющихся Богу. Во свете этой информации мы видим целое царство, которое служило Богу во дни Авраама. Хотя, следует обратить внимание на то, что царства того времени нельзя сравнить с царствами в последующие времена, такими, как вавилонское, мидо-персидское, греческое и римское. Царством во дни Авраама был один какой-то город. Мелхиседек был царем города Салима.

Если мы возьмем времена Моисея, то наблюдаем такую же картину. Народом Божьим были не только израильтяне, находившиеся в египетском плену. Мы читаем:

1 Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского (Исх.3:1).


Кем был Иофор? Идолопоклонником? Нет, он был священником мадиамским. А раз он был священником, значит у него был и народ, поклоняющийся Богу. Его служение заключалось также в жертвоприношениях. Мы читаем:

12 И принес Иофор, тесть Моисеев, всесожжение и жертвы Богу; и пришел Аарон и все старейшины Израилевы есть хлеба с тестем Моисеевым пред Богом (Исх. 18:12).


А какова дальнейшая судьба Иофора и его сыновей? Они соединились с израильтянами. Мы читаем:

16 И сыны Иофора Кенеянина, тестя Моисеева, пошли из города Пальм с сынами Иудиными в пустыню Иудину, которая на юг от Арада, и пришли и поселились среди народа (Судей 1:16).


Со времен Моисея и далее этот клан был тесно связан с Израилем, не теряя при этом своего независимого и обособленного существования. Поскольку они были в союзе с Израилем и присоединились к ним в кампании, им было разрешено разделить награды и поселиться на территории Иудеи. Позже одна ветвь их клана поселилась далеко на севере на территории Неффалима (Суд. 4:11, 17).

Таким образом, мы видим, что, кроме израильтян, были и другие народы, которые поклонялись живому Богу. Просто мы имеем в основном информацию о народе израильском, потому что Моисей описал и оставил нам летопись именно о своем народе.

Но Бога не удовлетворяло такое малочисленное служение. Его надо было расширять до мирового уровня. Вот тут-то и вырисовывается цель строительства грандиозного храма. Для чего? Неужели для того, чтобы народ израильский кичился и гордился этим храмом, чтобы он самоудовлетворялся Божьим благоволением к нему? Отнюдь, нет. Хотя, к сожалению, народ именно в это русло и направил все свое бахвальство. И не выдохлось это горделивое хвастовство своим храмом до самых времен Иисуса Христа. Не говоря уже о народе и о ведущих лидерах того времени, ученики Христа оторвались от всеобщей массы недалеко. Представьте себе, Христос рассказывает ученикам о том, что предстоит Ему пострадать и быть убитым, а они как не слышат Его: кто-то пытается продвинуть свою кандидатуру на самый высокий пост в Его царстве, а кто-то предлагает Ему полюбоваться храмом, говоря; «Посмотри, какие камни и какие здания!» (Марк.13:1).

Но что имел в виду Бог, повелевая построить грандиозный храм? Почему Он избрал именно эту территорию для народа, который должен был быть центром всех народов? Стратегически эта земля являлась местом пересечения всех коммерческих дорог. Караваны с товарами шли через землю Палестины. С юга Египет, с северо-востока Ассирия и Вавилон. По Средиземному морю корабли шли из Рима, Греции и Азии, причаливали они у берегов обетованной земли и далее люди по суше шли во все направления. Чем не стратегически выгодное место, в которое поселил Бог Свой народ? Все народы будут проходить через землю Обетованную, видеть народ, поклоняющийся истинному Богу. Миссионеры будут направлены во все цивилизованные земли, и в Иерусалимский храм будут стекаться народы на поклонение. Размечтались? Теперь давайте спустимся с небес в реальную жизнь и посмотрим, что произошло на самом деле.

Во дни Соломона храм был отстроен. Мир был заключен со всеми народами, военные действия закончились. Ну, теперь-то уж пора, наконец-то, посылать миссионеров в языческие страны. Ведь храм-то для того и был построен, и его назначение в первую очередь и было для того, чтобы принимать прозелитов. Не в скинию же из шкур животных принимать гостей, а в грандиозный храм. Но не тут-то было. Теперь им не до прозелитов, самим стало как-то уютно, горделиво. - Это все наше, а язычники кто? - Да, это же «псы». Так их считали израильтяне, и не стеснялись об этом говорить открыто. И вместо того, чтобы приобретать людей из язычников, с радостью приветствовать их в своей среде, народ Божий, избранный быть светом миру, с ненавистью относился не только к язычникам, но и прозелитов, присоединившихся к народу Божьему, считали второсортным народом.

Вопрос в самом начале стоял о «его величии и будущем влиянии Израильского (в реальности Иудейского) царства - духовном, политическом, социальном, экономическом и прочем». Я не знаю, что автор вопроса имеет в виду под «прочим», но Бог имел в виду в основном первое прилагательное: «духовном», а социальное, экономическое и политическое – как способствующее главному – духовному; а под «прочим» я выдвинул бы на второе место и обозначил его «миссионерском». Духовное и миссионерское – это два аспекта влияния, как всего израильского народа (и первого храма при этом), так и иудейского народа (при первом и при втором храме), так как народ должен был быть и сохранителем истины о живом Боге, и распространителем этой истины народам мира. Для этого Бог искал все пути и возможности, способствуя народу, который Он избрал, благословляя его как материально, так и давая ему политическую свободу.

Египетское рабство Бог допустил, чтобы там народ размножился. Без Египта семья Израиля не выжила бы. Вы же видите, как коалиции трех-четырех царей собирались, чтобы захватить другие царства. Житья развивающемуся и богатеющему обществу потомков Израиля другие народы просто не дали бы. Лишь под крылом Египта они размножились, да до такой степени, что фараон был уже обеспокоен, что их стало слишком много и опасался, как бы они не восстали и не свергли его власть.

Таким образом Египет Бог использовал для того, чтобы народ размножился. Ассирию Бог использовал для того, чтобы наказать северное израильское царство, жители которого были самыми первыми отступниками от Бога, о миссионерстве вообще и речь уже не стояла у этого народа. А что удивляться, если при Соломоне, когда не только народ Божий был прочным монолитом, но и все другие народы были объединены вокруг Соломона, это было время самой благоприятной возможности нести весть язычникам, но что произошло во главе с самим Соломоном? При полном политическом, социальном и экономическом благосостоянии, где оказалось духовное состояние народа? На нуле. Вот вам и благосостояние материальное, предназначенное для более успешного духовного, превратилось в самолюбование и эгоистичное наслаждение материальным в ущерб духовному. Ассирия сломила гордость северного израильского государства. Бог не стал давать им шанса на национальное восстановление. Их взяли в плен, землю заселили язычниками, которые смешались с оставшимися израильтянами, и осталась полуязыческая Самария.

С иудейским народом Бог поступил иначе. Он не стал этот остаток израильского народа растворять в других народах, Он отправил их в исправительный плен на семьдесят лет, потому что из этого иудейского народа должен был произойти Мессия. Для этого Бог избрал следующее всемирное государство – Вавилон. Навуходоносор, царь вавилонский, естественно, захватил город, разрушив его, и храм сокрушил и разграбил, забрав все священные предметы. Короче, всё, что предназначалось для духовного возрастания, для созерцания через эти материальные предметы величия Бога и служение будущего Мессии в небесном святилище, все то, что они превратили в культовые предметы, чуть ли не как какие-то амулеты, приносящие им счастье и благополучие, все- все это вынес Навуходоносор в Вавилон. - Вот вам ваши святые предметы, которые вы превратили в идолов. Иудеи кичились храмом, они бахвалились ковчегом. Они не видели в них символ присутствия Бога, а надеялись на эти предметы, что они их спасут. Но Бог показал, что не на предметы надо уповать, а на Него Самого.

Вот теперь мы подошли к рассуждению о втором храме. Что дало вавилонское пленение народу? Они исправились? Они признали свою ошибку? Однозначно, конечно же, мы не можем ответить на этот вопрос. Это дело индивидуальное. Но, констатируя факт, мы видим, что очень многие не захотели идти на родину и восстанавливать город и храм. Почему? Им хорошо было и в Вавилоне. Возможно, кто-то смешался уже браком с местными жителями, вот с ними они и решили разделить свою дальнейшую участь. А что было с теми, кто все же вышел и, придя на родину, приступил к строительству храма? Давайте прочитаем один текст Писания и проанализируем его:

12 Впрочем многие из священников и левитов и глав поколений, старики, которые видели прежний храм, при основании этого храма пред глазами их, плакали громко, но многие и восклицали от радости громогласно (Ездр.3:12).


Смотрите, какой контраст. Нет, не между первым и вторым храмом. Контраст отношения ко второму храму. Народ разделился. Кто-то, мы читаем, громогласно восклицал от радости; а кто-то пред глазами всего народа громко плакал. Кто были в основном эти плачущие? Священники, левиты и главы поколений. О чем они плакали? О том, что закладываемый фундамент второго храма сулит иметь в перспективе храм не настолько великим и грандиозным, каким был первый храм Соломона. Что мы в этом усматриваем? Увидели эти – в основном священники, левиты и главы поколений – свою ошибку? Почему бы не радоваться со всеми тому, что, наконец-то храм будет построен и мы начнем посылать миссионеров в языческие страны, и они будут приходить в храм на поклонение живому Богу. Этим были озадачены главы народа? Отнюдь, нет. Их упование, как было, так оно и оставалось: красота, грандиозность, величие храма и бахвальство тем, что это храм наш – язычники, смотрите на нас и завидуйте нам. Этот дух остался до дней Христа (точней, до разрушения этого храма в 70 году).

Бог создает такую обстановку, чтобы, с одной стороны, храм все же был восстановлен для осуществления его основной функции, а с другой стороны, Он был намерен, немного сбить спесь и горделивое бахвальство материальным и упование на материальное, и привлечь народ ближе к Себе, и направить их на осуществление основной задачи.

Итак, фундамент второго храма был заложен, и храм был отстроен. В вопросе есть такой фрагмент рассуждения. Я цитирую его:

«Тем не менее, Храм Зоровавеля был не только не настолько велик, как его видел Иезекииль, но, кажется, уступал в размерах и величии Храму Соломона.
Есть ряд мнений, почему эти пророчества не исполнились. Ключевое - что Израиль не оказался достоин, "не искоренил грех"» (конец цитаты).


Здесь две радикальные мысли. Первая – храм не был настолько велик, как видел его Иезекииль. Да, это факт. И вторая мысль является началом рассуждения, как бы поиск ответа на первый вопрос: «Почему так не получилось, чтобы храм был отстроен таким, каким рисует его пророк Иезекииль. Начало рассуждения хорошее, и автор вопроса, апеллируя к ряду мнений, выводит из этого ряда мнений ключевую мысль: «Израиль оказался недостойным, потому что он не искоренил грех». А что такое – «искоренить грех»? А кто из нас его искоренил? И что тогда получается, исходя из этого рассуждения. Бог посылает народ в исправительную колонию в Вавилон. При этом через пророка Иезекииля дает параметры нового храма, в надежде, что народ в Вавилоне «искоренит грехи». Но оказалось, что народ не искоренил грехи, значит все девять глав Иезекииля – в макулатуру?!

А как тогда эту мысль увязать с самым последним абзацем поставленного вопроса? Я цитирую его:

«А ведь после вавилонского плена была действительно произведена реформация. Идолы отныне были вне закона, Тора действительно стала основой повседневной жизни возвратившихся в землю Израилеву иудеев (см. книги Ездры и Неемии). Как минимум видимым образом иудаизм отказался от попыток поклоняться иным богам, перестал изображать Яхве и навел порядок в ряде социальных вопросов» (конец цитаты).


Ну, и слава Богу, если так все пошло. И при чем тут: «Израиль оказался недостойным, потому что он не искоренил грех». Если в рабстве не искоренил грех, то реформу произвел у себя на родине. Разве Бог это не предвидел? Зачем тогда ущемлять их в грандиозности храма, обещанного через Иезекииля?

А может Бог другое предвидел? Сил-то было маловато, чтобы с самого начала затеять и закончить строительство храма по плану Иезекииля, ведь не все вышли из Вавилона. Не оказаться бы в посмешище у окружающих народов, смотрите, мол, народ этот затеял такое грандиозное строительство, и на половине строительства все остановилось, закончились средства и силы. А может Бог желал, чтобы сначала храм был отстроен по силам и возможностям. А далее, народ размножился бы, посылая миссионеров к язычникам, люди потоками стекались бы к народу израильскому; и затем общими усилиями пристроили бы здания к существующему, расширив храм до размеров, предложенных Богом через Иезекииля. Ведь не даром были даны такие подробности. И славу храма разделили бы тогда с прозелитами, и храм стал бы центром поклонения как израильтян, так и всех народов. Но увы! Это не осуществилось.

А вот еще один аспект вопроса автора. Я цитирую и его:

«Почему ранее Израиль переживал периоды политического величия, хотя никогда не расставался с идолами? И даже Давид, кажется, с ними находился как минимум в опасном соседстве (взять хотя бы некую статую размером с мужскую фигуру в его собственной спальне - 1Цар.19:13-16)».


Интересный интригующий риторический вопрос: «Почему ранее Израиль переживал периоды политического величия, хотя никогда не расставался с идолами? И какой напрашивается вывод? Израиль не расставался с идолами, и надо же, при этом переживал периоды политического величия! А Египет, а Ассирия, а Вавилон – разве расстались с идолами? Почему тогда эти государства были на политическом олимпе? А может все как раз наоборот? Политическое величие, несмотря на грехи, утвердило сердца народа в безнаказанности и привело к еще большему отступничеству. А в самом деле Бог дал политическое величие израильскому государству авансом в перспективе, что это государство с городом Иерусалимом и с храмом будет центром просвещения языческих народов.

А пример того, что Давид оказался в опасном соседстве со статуей размером в мужскую фигуру – это – лишь «цветочки», в народе были идолы покруче.

Еще у Иакова были в доме идолы. Мы читаем:

9 И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее (Быт.31:19).


И это еще не все, идолы были не только у Рахили. Мы читаем, что сделал впоследствии Иаков со всеми идолами, которые были в его доме:

«И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема» (Быт. 35:4).


И об идолах в народе израильском в последующие времена мы читаем следующее, что они не только имели идолов, но и приносили им жертвы:

7 Чтоб они впредь не приносили жертв своих идолам, за которыми блудно ходят они. Сие да будет для них постановлением вечным в роды их» (Лев. 17:7).


5 Разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, заколающие детей при ручьях, между расселинами скал? (Ис. 57:5).


Что по сравнению с этими мерзостями статуя размером с человеческое тело. Да и вообще, это мог быть даже не идол, статуями мужских и женских фигур украшали раньше свои дома богатые люди.

Теперь рассмотрим вопрос, связанный с текстом Дан.9:24. Чтобы читающие эту статью не растеряли мысли, я повторю вопрос автора, поставившего этот вопрос:

«Есть ряд мнений, почему эти пророчества не исполнились. Ключевое - что Израиль не оказался достоин, "не искоренил грех".
Важный текст, на который ссылаются последователи этой точки зрения, в частности, таков:
Дан.9:24 Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых.
То есть после вавилонского плена для Израиля "включался счетчик благодати". Либо он решал вопрос - преступление покрывал, грехи запечатывал и беззакония заглаживал, приводил вечную правду", либо всё - случалось непоправимое» (конец цитаты).


Давайте прежде всего выявим, о чем вообще это пророчество Даниила и какое оно имеет значение. Текст Дан.9:24 в своей структуре имеет семь взаимосвязанных фрагментов. Давайте поговорим о них.

1 фрагмент. Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего.

Если уж говорить о сроке, который здесь указан, то «седмины и седмицы» давно канули в лету в русском языке. Древнееврейское слово: שָׂבוּעַ шабуа переводится на современный русский язык буквально «неделя». Таким образом семьдесят недель – это срок в 490 дней. Принцип «день за год» я объяснять не буду, для нас это уже аксиома. Значит говорится здесь о сроке в 490 лет.

Эти 490 лет «определены» (син. пер.). Значение этого слова (по синодальному переводу) непонятно. Хотя древнееврейское слово חתךְ хасах буквально так и переводится: «быть определенным или установленным». Это слово встречается только здесь в Библии. Однако в постбиблейском иврите оно встречается уже с расширенным значением «отрезать», «отрезать», «определить», «постановить». В переводе семидесяти стоит уже слово: συντέμνω – сунтемно, значение которого: обрезать, отрезать. Поэтому точный оттенок значения, который здесь подразумевается, должен быть определен из контекста. Ввиду того факта, что глава девятая представляет собой изложение необъяснимой части видения главы восьмой, и поскольку необъяснимая часть имела отношение к 2300 дням, логично заключить, что 70 недель, или 490 лет, должны были быть «отрезаны» от этого более длительного периода. Кроме того, в отсутствие противоположных доказательств можно предположить, что 70 недель будут отрезаны от начала этого периода. Поскольку 490 лет были специально отведены евреям в связи с их ролью избранного Богом народа, переводы «определять» и «постановлять» также соответствуют контексту.

Когда Даниил получил это видение и слышал эти слова, народ был еще в Вавилоне, а город находился в руинах. Но пророчество было дано и о народе, и о городе.

2 фрагмент. «Чтобы покрыто было преступление». Слово «преступление» פֶּשַׂע пешэ имеет значение «восстание», «бунт», «беззаконие», «преступление», «отступление», «проступок».

А вот каково значение слова: «покрыто»? כּלא кала 1. закрывать, заключать; 2. удерживать, задерживать, сдерживать; 3. запрещать, возбранять.

Этот отрывок может иметь отношение к сдерживающей силе, которую Бог проявит по отношению к силам зла в течение периода, отведенного евреям. В течение этого периода времени евреи наполнят чашу своего беззакония. Бог долго терпел, страдая по причине бунтующего народа. Он давал им много различных возможностей, но они постоянно разочаровывали Его.

3 фрагмент. «Запечатаны были грехи». Слово «грех» на иврите: חַטָּאָה – хэтах. Значение этого слова: 1. грех; 2. жертва за грех;

На греческом ἁμαρτία – амартиа. Значение: грех, прегрешение, преступление, провинность, проступок, греховность; а также употребляется, когда речь идет о жертве за грех.

Слово «запечатаны» תּמם – тамэм. Значение этого слова:
1. быть полным или совершенным;
2. совершаться, заканчиваться, переводиться, истекать, истощаться;
1. заканчивать, совершать, доводить до конца;
2. полагать конец, прекращать;
3. делать совершенным или непорочным.

Таким образом, какое же значение имеет фраза: «чтобы запечатаны были грехи»? Если здесь все же подразумевается не «грех», а «жертва за грех», что соответствует переводу этого слова, то эта фраза может быть переведена: «будет покончено с жертвоприношениями». Заметьте, не с грехами будет покончено, а с жертвой за грех. О том, что покончено с грехами, говорить еще рано. Когда Христос на Голгофе стал прообразом жертвоприношений святилища, грешнику больше не было необходимости приносить свою жертву за грех.

4 фрагмент. «Заглажены были беззакония». Еврейское слово
כּפר кафэр переводится как «совершать искупление». Своей заместительной жертвой на Голгофе Христос обеспечил примирение для всех, кто принимает Его жертву.

5 фрагмент. «Чтобы приведена была правда вечная». Еврейское слово צֶדֶק – цедек имеет значение: праведность, правда, справедливость, верность. Так что речь идет о вечной праведности. Христос пришел на землю не просто для того, чтобы обеспечить очищение от греха. Он пришел, чтобы примирить человека с Богом. Он пришел, чтобы можно было вменить и передать Свою праведность кающемуся грешнику. Когда люди принимают Его, Он дарует им одеяние Своей праведности, и они стоят в присутствии Бога, как будто они никогда не грешили. Бог любит кающегося грешника, как Он любит Своего единственного Сына, и ради Христа принимает их в Свою семью. Своей жизнью, смертью и воскресением Христос сделал вечную праведность доступной каждому человеку, который в простоте веры готов принять ее.

6 фрагмент. «Запечатаны были видение и пророк». В Синодальном переводе в этом стихе слово «запечатаны» употребляется уже второй раз. Но в оригинале это разные слова. Если в отношении запечатывания грехов стоит слово: תּמם – тамэм и говорится, что было покончено с жертвоприношениями; то в отношении выражения: «запечатаны были видение и пророк» стоит слово חתם хафэм. Значение этого слова: «запечатывать», «скреплять печатью», «утверждать». Здесь говорится о том, что видение и пророк будут «подтверждены» или «ратифицированы». Исполнение предсказаний, связанных с первым пришествием Мессии в указанное в пророчестве время, дает уверенность в том, что другие особенности пророчества, в частности 2300 пророческих дней, будут столь же точно исполнены.

7 фрагмент. «Чтобы помазан был Святой святых». Вот здесь следует в синодальный перевод внести радикальное изменение. Святой святых – это кто? О ком идет речь? О Христе? Нет. Речь идет о Святом святых. С окончанием семидесяти седмин помазан был не «Святой святых» - Христос, а «Святое святых» - небесное святилище.

На древнееврейском стоят здесь два слова: קֹ֥דֶשׁ קָֽדָשִֽׁים׃ – кодеш кодашим
Вот значение этих слов: «что-то самое святое» или «кто-то самый святой». Без тщательной экзегезы можно перевести: «Святой святых», имея в виду Христа, но это не верно. Еврейская фраза קֹ֣דֶשׁ קָֽדָשִׁ֔ים кодеш кодашим применяется в основном к святым вещам, например, к алтарю. Мы читаем:

10 Помажь жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и освяти жертвенник, и будет жертвенник святыня великая [קֹ֥דֶשׁ קָֽדָשִֽׁים׃ – кодеш кодашим] (Исх.40:10).


Словосочетанием «святыня великая» (кодеш кодашим) названы и другие посвященные вещи, такие как сосуды, мебель, относящиеся к скинии (Исх.30:29), благоухания (Исх.30:36), определенные мясные приношения (Лев.2:3,10;6:17;10:12), хлеб (Лев.24:5-9). У пророка Иезекииля словосочетанием «кодеш кодашим» называется святилище (Иез.45:3) и даже все пространство на вершине горы вокруг нового храма (Иез.43:12).

Это словосочетание קֹ֣דֶשׁ קָֽדָשִׁ֔ים – кодеш кодашим нигде не применяется к каким-либо лицам (людям или Высшим Существам). Учитывая все это, а также тот факт, что в широком аспекте видения обсуждается небесное святилище, смотрите Дан.8:14, где говорится, что после 2300 вечеров и утр святилище очистится, разумно заключить, что Даниил говорит здесь о помазании небесного святилища во времена инаугурации Христа в качестве первосвященника. А помазан Христос был еще при крещении.

Теперь осталось обратиться к пророку Иезекиилю и посмотреть, что говорится в главах 40-48. Эти главы представляют собой одно непрерывное пророчество уникального характера. Это видение о новом храме в мельчайших деталях, о новом плане раздела земли и видение животворящих вод, исходящих из этого великолепного храма.

Это пророчество представляет собой несколько проблемным для толкования. Были предприняты три основные направления истолкования этого пророчества:

1. Буквальный взгляд.
2. Футуристический взгляд.
3. Аллегорический взгляд.

Однако буквальное строительство именно такого храма не осуществилось и не были предприняты даже попытки. В исторических книгах Ездры и Неемии или в пророчествах Аггея не было никаких намеков на видение Иезекииля, которые можно было бы соотнести к этому периоду. Хотя в них описывается возвращение и заселение земли, а также восстановление Храма, они не ссылаются на это пророчество и не демонстрируют желания строителей следовать указаниям Иезекииля.

Футуристы до сих пор ожидают, что храм будет еще отстроен, а именно в соответствии со всеми параметрами, которые указаны в книге Иезекииля.

Аллегорический взгляд – тоже шаткое представление об аллегорическом городе в то время, так как пророк описывает здесь буквальное государство с буквальным храмом и буквальной столицей. Трудно представить, как евреи, которым было адресовано это пророчество, могли понять его иначе. И вообще, все эти три точки зрения – это попытки объяснить непонятное. Однако здесь нужно быть более внимательным, чтобы понять это пророчество и его значение.

Хотя все эти три взгляда не выдерживают критики, но все же какая-то доля истины есть во всех трех взглядах, их надо только суммировать, кое-что подкорректировать и многое отбросить. Дело в том, что все три взгляда однобоки и базируются лишь на аспекте параметров храма и совершенно игнорируется тот факт, что, говоря о храме, Иезекииль описывает не только размеры храма (40-44 главы), но и раздел земли (45-46 и 48 главы), и в его описании предстают перед нашим взором животворящие воды, исходящие из этого великолепного храма (47 глава).

И также, и это прежде всего, надо учитывать принцип, по которому действует Бог. Вы наверно заметили, как у Бога происходят исполнения обещанного. Возьмите, к примеру, Авраама. Ему был обещан сын, потомки которого будут многочисленным народом. Саре надоело ждать этого обещанного сына, и она посоветовала Авраму форсировать это дело, используя служанку. Но прошли долгие годы, когда наконец-то родился законный сын по обетованию и посредством чуда. У Бога ничего не происходит сразу и сейчас, как нам порой кажется, что именно так было бы правильно. Естественно, пророчества, касающиеся будущей славы Израиля и Иерусалима, в первую очередь зависели от послушания. Мы читаем такое место Священного Писания:

7 Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его;
8 Но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему.
9 А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его;
10 Но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его (Иер. 18:7-10).


Израильтяне послевавилонского периода достигли бы буквального исполнения, предсказанного Иезекиилем, в последующие столетия, если бы они полностью приняли Божьи намерения относительно них. А почему они сразу не приступили к строительству храма по плану Иезекииля? Я уже говорил, что сравнительно немногие вернулись на родину из Вавилона, а это уже то самое первое, что далеко не соответствовало Божьему предназначению для них.

Что означает ручей, о котором мы читаем в 47 главе Иезекииля? Он начинается в небольшом месте, увеличивается по мере того, как он течет в сторону пустыни. Таким образом, благословения завета, первыми получателями которых были израильтяне, должны были изливаться, постоянно увеличиваясь, пока они не охватили бы весь мир. Вот этот элемент можно рассматривать как аллегорию или символичность сказанного, потому что о каком буквальном ручье могла идти речь, что он будет иметь свое начало из храма (буквально «из-под порога храма» Иез.47:1) и течь в сторону пустыни, увеличиваясь вплоть до таких размеров, как мы читаем: «по лодыжку» (3 стих), затем «по колено» «по пояс» (4 стих), далее поток стал уже таким, что «через него нельзя было уже переходить, а возможно было только переплывать» (5 стих); и в конце концов, последние резюмирующие три стиха этой 47 главы приоткрывает тайну этого аллегорического пророчества с этим ручьем. Мы читаем:

21 И разделите себе землю сию на уделы по коленам Израилевым.
22 И разделите ее по жребию в наследие себе и иноземцам, живущим у вас, которые родили у вас детей; и они среди сынов Израилевых должны считаться наравне с природными жителями, и они с вами войдут в долю среди колен Израилевых.
23 В котором колене живет иноземец, в том и дайте ему наследие его, говорит Господь Бог (Иез.47:21-23).


Божьей целью было привлечь чужеземцев в Израиль, чтобы они поселились среди них и приняли религию истинного Бога. Если бы поток воды, о котором пророчествовал Иезекииль, чудесным образом возник и усилился, он стал бы вечным доказательством силы вездесущего Бога, действующего от имени Своего народа. Ожидалось, что некоторые представители каждого из двенадцати племен вернутся из плена. Обетования не ограничивались Иудой и Вениамином, но были для всего Израиля.

Вот тогда общими усилиями можно было бы и храм реставрировать и расширить до нужных параметров. Ведь Ирод-то это и сделал. Хотя до размеров, указанных Иезекиилем, он не расширил храм, но пророчество в какой-то степени исполнил, так как он был прозелитом, принявшим иудаизм и сделавшим всё, что мог для иудеев в отношении храма.

Однако в общих чертах неудача Израиля сделала невозможным исполнение этих пророчеств в их первоначальном намерении. Но это не должно обязательно означать, что эти пророчества не имеют дальнейшего значения. Павел дает ответ в следующих словах: «Не так, как если бы слово Божье не возымело никакого действия. Ибо они не все израильтяне, которые от Израиля» (Рим. 9:6). Следовательно, эти обетования в определенной степени применимы к духовному Израилю. Но в какой степени? Это должно быть предоставлено вдохновению для определения. Таким образом, в Новом Завете мы имеем многочисленные цитаты из писателей Ветхого Завета, показывающие, как эти древние предсказания, которые должны были исполниться в буквальном семени, в конечном счете будут исполнены в духовном семени. Однако сразу становится очевидным, что не все детали первоначального пророчества могли бы точно соответствовать их исполнению, учитывая, что условия и окружающая среда сейчас значительно изменились.

Поскольку эти предсказания никогда не исполнялись по своему первоначальному замыслу, они будут иметь определенную степень исполнения в христианской церкви. Именно Иоанн Богослов подхватывает образы этих глав и объясняет, какие черты из них будут реализованы на новой земле. Сравните два текста:

12 У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание (Иез.47:12).


А вот Иоанн берет эту аллюзию и пишет вот что:

2 Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов (Откр.22:2).


А вот еще сравнение двух текстов. Одним текстом заканчивается пророчество Иезекииля, а второй текст возьмем из Откровения:

31 И ворота города называются именами колен Израилевых (Иез.48:31).


О каком городе идет речь? Прочитаем, что написано в Откровении:

«…Он (город) имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов, на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых» (Откр. 21:12).


Иезекииль, вероятно, сам того не понимая, писал о Церкви Христа. Поэтому он заканчивает свое пророчество словами: «А имя городу с того дня будет: Господь там». (Иез.48:35). Слова «Господь там» означают, что в том городе будет жить Господь. Это и показано в Откровении: «…Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними…». (Откр.21:3).

Город будущего, Новый Иерусалим, который Иоанн видел спускающимся от Бога с небес (Откр. 21), демонстрирует поразительное сходство с городом видения Иезекииля. Иезекииль описывает город, который мог бы быть; Иоанн – тот, который будет. Образ народа Израиля, составляющего народ Божий и разделенного на 12 колен, прослеживается в библейской истории. Новый Иерусалим, жители которого искуплены от всех народов, колен, языков и народов, показан с именами 12 племен, начертанными на его воротах.

В связи с этим перед нами задача стоит такая: новый Израиль Божий вот-вот вступит в землю, гораздо более славную, чем та, которую сразу же предложил поколению израильтян Иезекииль. Вход, опять же, основан на определенных предпосылках. Уже произошла задержка в полном соблюдении условий. Однако на этот раз не может быть бессрочной отсрочки, поскольку восстановление больше не будет проводиться на национальной основе. Когда настанет этот момент, Бог соберет со всех земель тех, кто лично подготовился. Они унаследуют богатые обетования и будут жить в городе, прообразом которого являются пророческие образы Иезекииля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, что дали народу Божьему всемирные государства?

Египет дал израильтянам возможность размножиться.

Ассирия просеяла непокорных израильтян (северное царство).

Вавилон вышиб горделивую спесь иудеев (южное царство).

Персия дала свободу пленным иудеям.

Греция дала единый греческий язык, подготавливая мир к принятию вести Евангелия на всемирном языке того времени. Даже Танах был переведен на греческий язык. Новозаветные Писания писались на греческом языке.

Рим дал мир без границ, чтобы Евангелие свободно могло распространяться по всему миру.

Мы сегодня имеем интернет как средство массовой информации. Бог дает все возможности, чтобы весть трех ангелов распространялась по всему миру.

Что даст нам следующее всемирное царство Бога? Со стороны Бога все предпосылки даны, чтобы нам войти в него. Остается за нами – принять условия входа в это царство. Не оказаться бы нам, как тем древним, вне спасения. Это великое для нас предостережение.

1 Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим (Евр.4:1).



telegram

Похожие новости

Тема недели - Поклонение: от пленения до возвращения

На этой неделе мы рассмотрим некоторые вопросы, связанные с поклонением израильтян во время

27.08.11 Субботняя школа
Безрассудство Ровоама. Тема недели «История и рассказы»

Смерть Соломона приводит к еще одному важному повороту в истории Израиля. Жесткое правление, закон

30.09.10 Субботняя школа
Важнейшие пророчества Библии

«И сказал мне: на две тысячи вечеров и утр; и тогда святилище очистится». (Даниила 8:14)

04.02.10 Субботняя школа

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть