Александр Серков - Христология в Новом Завете (1 часть)
Александр Серков 25-02-2017, 22:23 5 288 Духовные размышления » Аудиопроповеди » Александр СерковВ этой статье мы рассмотрим несколько Библейских текстов из Нового Завета, свидетельствующих о Божественности Христа, в частности, поищем в Библии ответ на вопросы:
Было ли у Сына Божьего начало?
Было ли время, когда Христос не существовал?
Был ли Он рожден или является вечносущей Личностью?
1 – текст Кол 1:15-17.
«Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано».
Когда мы читаем этот текст, то видим, что Иисус – это образ Бога невидимого. Если о человеке сказано, что он был только лишь сотворен по образу Божьему, то об Иисусе мы читаем, что Он есть Сам образ Бога.
При чтении словосочетания «рожденный прежде всякой твари», можно подумать, будто Иисус когда-то был рожден Богом Отцом. Некоторым удается буквально это так и понимать. Но оригинальные рукописи Нового Завета, и ранние, и поздние, свидетельствуют, что такое толкование будет ошибочным.
«Рожденный прежде всякой твари» - (греч.?????????? ????? ??????? – прот`отокос п`асис кт`исэос) – буквально переводится как, «первородный всякого создания»; «первенец всякого творения», или «первопричина всякого творения». Видите, не рожденный, как перевели в Синодальной Библии, а «Первенец», «Первородный». Смысл здесь не факта происхождения, а Его статус. Как известно, у нас нет слов, которыми мы могли бы объяснить небесное, мы употребляем те слова, которыми пользуемся в нашем быту. Поэтому, описывая небесное, Божественное, наши слова, которыми мы описываем, в данном случае, Божественную Личность, весьма приблизительны и символичны. Тот факт, что Иисус в греческом тексте назван первенцем, не должен нас смущать, так как это слово в данном случае имеет оттенок не факта рождения, а факта положения и превосходства. То есть, Иисус имеет особое уникальное положение пред сотворенными существами во Вселенной. Первородный (первенец) по отношению к тем, кого Он Сам сотворил.
Это очень сложная мысль, а сложность заключается в том, что небесное мы пытаемся ощутить нашим земным восприятием. Поэтому, давайте эту мысль выразим, другими словами. Мы должны учитывать тот факт, что все, что мы пишем, что мы читаем или произносим, эти слова, речевые обороты, - человек изобрел для общения друг с другом. И когда он пытается описать Божественное своим языком, ему это сделать не так уж и легко. Поэтому человек мыслящий понимает все обороты речи, такие как: «Отец», «Сын», «родил», «Первенец», «Первородный» - человек не мыслящий или мыслящий приземленно, сразу же задает вопрос: если Отец и Сын, то где же мать? Если Первенец, значит рожден. Если Первородный, значит кого Бог еще родил? О, если бы мы могли общаться на небесном языке, насколько было бы все проще. Но, увы, наш язык беден, чтобы на нем отобразить Вечного Бога, и с этим надо смиряться. Бог снисходит к нам, к нашему языку и открывается нам таким образом, чтобы нам хоть как-то было это понятно. Он прибегает к всевозможным образам и сравнениям, и нам надо это учитывать.
Когда надо было укрепить доверие Авраама Богу, и чтобы его надежда не угасла в возможность Бога дать ему наследника, Бог открылся ему с именем «Бог Всемогущий». С этим же именем Он открывался и Исааку, и Иакову. Но вот, открываясь Моисею, Он должен был открыться с другим именем.
«И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?
Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам.
И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род» (Исх 3:13-15).
Почему Бог открылся теперь именно с этим именем? Что, у Бога есть целый запас разных имен? Я не думаю, что на небе у Него такое разнообразие имен, с каким Он предстает перед человеком. По обстановке Он и открывает Свое имя. Например, если Он предстает перед воинами, то для того, чтобы укрепить их воинский дух, Бог открывается с именем: «Господь Саваоф» - Бог воинств.
Почему Он открылся Моисею с именем, подчеркивающим Его вечносущую природу? Да потому, что у израильтян, находившихся в плену, смешалось всякое представление о живом Боге. В Египте, где они жили, был целый пантеон богов. Куда ни посмотришь, всюду можно увидеть бога. Увидишь корову, это бог, заглянешь в Нил, и там плавает бог. Поднимешь свой взор к небесам, и там боги. Бог должен был предстать перед народом Израильским с таким именем, которое подчеркивает Его отличительную черту от всех остальных выдуманных, смертных, как и сам человек, - богов. Он предстал перед ними с именем «Сущий» «Вечносущий».
Мы можем найти в Священном Писании целый перечень тех символов и сравнений, с которыми Бог Отец или Сын Божий, или Дух Святой представлены перед нашим взором. Это для чего? Чтобы мы могли хоть как-то путем сравнения, через аналогию понять то, что нам дано понять.
Когда вы говорите: «солнце село», солнце встало», «солнце зашло», «солнце закатилось», - у вас не возникает сомнение в правильности этих выражений? Ну, и правильно, оно и не должно возникать. Когда мы употребляем эти выражения, мы же не понимаем, что солнце буквально садится. И никуда оно не катится. Если мы говорим астрономически, то понимаем, что земля вращается вокруг своей оси, а говоря обыденно, слишком неудобно было бы говорить, что земля настолько провернулась на своей оси, что уже вот-вот не станет видно солнца. Поэтому, то, что мы говорим, является литературной нормой, хотя астрономически это неправильно.
О, как многие люди примитивно мыслят о Боге. Они не могут вместить в своем уме такие образы, как Отец и Сын, Дух Святой. А этих символов так много. О Христе сказано, что Он и Агнец, и Лев, и Жертва, и Слово и т. д. Так что, подходить теперь ко всему с буквализмом? А Дух Святой – и веяние ветра, и дыхание, и голубь, и огненные языки, и что? И к этому мы будем подходить что ли буквально? Многие так и заявляют: «Дух Святой не Личность. Как может Личность излиться? Как Она может наполнить дом? Да, это просто ветерок Бога!» Стоит удивляться подобному примитивизму.
Ну, хорошо, в этом духе продолжим исследование Библейских текстов о Христологии.
«И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия» (Откр 3:14).
Греческое слово, переведенное как «начало» - (???? – арх`и), - может переводиться как: начальствование, первопричина, основа, начальник, правитель, властитель. Этот текст говорит о высоком статусе Христа, но не о том, что Он был начальным творением Бога.
Возьмем еще один текст:
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть… И Слово стало плотию, и обитало с нами» (Ин 1:1-3).
Иисус – это воплощенное Слово Бога. Обратите внимание, о Христе сказано, что Он был у Бога (или с Богом); и Он же (Слово) был самим Богом. Это свидетельство очень сильное. Иисус назван Богом. Значит Он – Бог.
Вот это многих смущает и приводит в замешательство. Они заявляют: «Так значит не один Бог, а три Бога?!» А это уже политеизм – вера в то, что существует множество богов. Чем отличается политеизм от Божества в трех Личностях? Сторонники политеизма поклоняются многим божественным существам, населяющим вселенную и оказывающим влияние (как им кажется) на жизнь в этом мире. Все эти божества в политеизме совершенно независимы один от другого. О, сколько их было в Риме, и плюс еще и император себя возвел в ранг бога. Люди того времени полагали: чем больше богов у нас есть, тем лучше, какой-нибудь бог да поможет.
Три Божественные Личности – это Единый Монолит (если так можно выразиться). У них полное единомыслие (разных мнений нет), у них единый характер, у них нет разногласий в действиях и в многом-многом другом, что открыто нам в Священном Писании. С чем можно сравнить этот союз? Есть у нас, у людей, что-то самое близкое? Это родственные, семейные узы. Бог мог бы сравнить союз трех Личностей с семьей: Отец, Мать и Сын. Но Он этого не стал делать. Как вы думаете, почему? Не спешите обвинять меня в том, что я внедряюсь в область Божьих намерений. Нет, я вижу именно наше отношение ко всем сравнениям и делаю вывод, что Бог не стал делать сравнение с мужем и женой, потому что наше приземленное представление стало бы сразу искать полную идентификацию между мужем и женой в Божественном союзе. Я считаю, что поэтому нам даны такие сравнения как Отец и Сын.
Ну, хорошо, с этим пониманием обратимся еще к одному тексту, где также есть сравнения Отца с Сыном.
«И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего» (Лк 1:31-32).
Что несет в себе это наречение: «Сын Всевышнего»? Играет ли это какую-то роль в унижении или возвеличении Божественности Христа? Никакой. Это тоже сравнение, данное нам, чтобы мы как-то могли представить роль Христа теперь на земле. Играло ли это сравнение какую-то роль для ангелов? Нет. Они и сами назывались сынами Божьими (см. Иова 38:7). Нет ничего удивительного и в том, что и люди названы сынами Божьими. «Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (Быт 6:2). Те, кто примитивно подходит к этим текстам, - видят в сынах Божиих допотопного мира ангелов небесных, которые приходили к женщинам (людям) и совокуплялись с ними. Это в корне неправильно. И тогда Христа, Который назван Сыном Божиим, они также низводят до уровня, не больше чем человек.
А вот еще один текст:
«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп 2:6-7).
О, сколько здесь мыслей! Давайте, начнем с самого последнего словосочетания: «по виду став как человек». Он стал человеком или по виду как человек? Он «стал по виду как человек», потому что человек есть человек, а Христос по облику как человек, но Он Божественная Личность.
Здесь есть еще одно выражение: «приняв образ раба». Так может, давайте зациклимся на этом сравнении и унизим Христа до низшего уровня человечества навеки и дадим Ему статус раба?! Христос «уничижил Себя Самого». Кто-то Его понизил? Нет. Он Сам добровольно пошел на унижение, хотя «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу». Будучи равным Богу, Он добровольно пошел на постепенное понижение. Он был и Михаилом (И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них Откр12:7). Он был и Ангелом (Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, и истреблю их Исх. 23:23). Он, наконец, стал и Человеком. Умыв ноги ученикам, Он добровольно стал рабом. Взяв на Себя грех всего мира, Он стал грехом: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2Кор 5:21). И самое дно Его добровольного опускания, - это вторая смерть за искупление падшего человечества.
Его возвеличивание также было не моментальным. Воскресший Христос был видом не больше чем простой садовник. И Христос не явится при Втором Пришествии в таком же облике, в каком Он возносился. О, вид Его будет гораздо величественней. И наконец, Он достигнет того величия, откуда начинал опускание только после полного уничтожения греха и грешника. Вы согласны? Но только в одном Он останется уникальным. Нечто будет всю вечность напоминать всем небожителям и спасенным людям о том, что когда-то случилось во Вселенной, и это напоминание будем постоянным гарантом того, что грех больше никогда не повторится. И не надо Его промежуточное добровольное состояние брать за основу Его вечного бытия. Это не последовательно, не грамотно с точки богословской экзегезы, и это неверно со всех сторон.
Давайте теперь с богословской точки подойдем к этому же тексту: Флп 2:6-7.
Почему Иисус не почитал за хищение быть равным Богу? А потому что Он и был Им. Приведу пример. Если бы кто-то из вас жил в древние времена и был бы принцем в каком-то королевстве. И вот, представьте, вы переоделись в пастушка и пошли на какое-то время побродить по миру, посмотреть на него глазами бедного пастушка. Вот вы попали в общество негодных сверстников. Вас пытаются избить. Вы им заявляете: «Я принц, не трогайте меня!» Вы не считали бы для себя каким-то хищением, воровством присвоить себе то, чем вы являлись на самом деле? Но сверстники в вас не увидели принца и вам не поверили, что вы принц, потому что вы были одеты как пастушок.
Иисус не стремился превознести Себя до равенства Бога Отца просто потому, что Он был равен Богу Отцу. Термин «образ» - греч. (?????-морф`и) обозначает такое внешнее проявление, которое соответствует сущности (т.е. абсолютное подобие). Другими словами, Иисус был полным подобием Бога. Этот факт подтверждается и тем, что в греческом языке есть другое слово, переводимое так же, как «образ», только читается оно иначе (?????-ик`он), и означает дословно: изображение, образ, рисунок, икона. Но в этом тексте (Флп 2:6-7) использовано слово «морф`и». Весь этот текст, если переводить буквально, воспользовавшись словарем, будет звучать так: «Который в образе Бога пребывающий не хищение счел быть равным Богу». Зная тонкости русского языка, можно перевести его более благозвучно: «Он, будучи подобным Богу, не считал за похищение называться равным Ему». Итак, мы видим, что Иисус - это не простой образ (ик`он), Он – само подобие (морф`и) Бога.
Возьмем теперь самый известный текст Священного Писания. Это Ин 3:16. Что нас больше всего беспокоит в этом тексте? То, что Иисус – единородный Сын Божий. «Единородный» - что это значит?
Греч. ????????? «моногэн`ис», переводимое - единородный, единственный в своем роде - указывает не на рождение, а на естество, сущность и уникальность. «Монос» - один, «гэнис» - гены, род. Таким образом, у Иисуса Христа с Богом Отцом одни и те же гены, один род, одна и та же сущность. О чем это свидетельствует? Об уникальности Христа. Поэтому Иоанн говорит о Христе, что «…Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (Ин 5:20). Когда же Иисус принял человеческое естество, то этим воплощением Он значительно унизил Себя. Он стал даже ниже чем Архангел, ниже, чем ангел, Он стал человеком. Именно это имел в виду Иисус, когда сказал ученикам: «Мой Отец более Меня» (Ин 14:28). Это говорил Он о Своем положении, в котором оказался на земле, но не о Своей природе. По Своей природе Иисус всегда был и оставался равным Отцу, иначе Иоанн никогда не записал бы такие слова, что Иисус – единородный (однородный) Богу Сын.
Пастор Александр Серков
Изменил: samuil по причине: Озвучил

Похожие новости
Что значит «рожденный прежде всякой твари?» Игорь Куриляк
Апостол Павел в послании к Колоссянам, говоря о Христе написал: «рожденный прежде всякой твари»
08.03.18
Онлайн-проповеди
Александр Серков - Дух Святой - Личность (1 часть)
Каждый исследователь Библии не может пройти мимо факта, что в Новом завете намного больше говорится
05.03.17
Духовные размышления » Аудиопроповеди » Александр Серков
Иисус Христос - Мессия
«Ты знамя наших споров, знамя, около которого завязывается отчаянная борьба, и чтобы искоренить имя
25.08.09
Субботняя школа