Регистрация

Александр Серков. Пять последних царей иудейских

Александр Серков 11-10-2015, 05:48 3 222 Субботняя школа » Александр Серков
+5


В этом уроке мы рассмотрим историю пяти последних царей иудейских. Наше внимание будет обращено на трагизм этих последних царей, а точней, последних четырех. Мы увидим, как положение ухудшилось после того, как умер Иосия, последний благочестивый царь, и постараемся не пройти мимо полного отчаяния, которое, должно быть, испытывал Иеремия, когда эти последние цари постоянно игнорировали предупреждения Бога.

Эпиграфом к этому уроку является текст Писания:

«Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь» (Иер.22:16).

Прежде чем приступить к рассмотрению урока, приведу хронологию последних пяти царей, после которых иудеи были депортированы в Вавилон.

Иосия, сын Аммона (4Цар. 22:1- 23:30) – 639 – 609

Иоахаз, сын Иосии (4Цар. 23:30-23:33) - 609 правил три месяца.

Иоаким, сын Иосии (4Цар. 23:33-24:6) – 609 - 598

Иехония, сын Иоакима (4Цар.24:6-24:17) – 598 правил три месяца

Седекия, сын Иосии (4Цар. 24:17-25:7) – 598-586

Рассмотрим урок в трех аспектах.

I. От Иосии до суда.


Прочитаем текст Писания. Речь здесь идет об Иосии:

30 И пошел царь в дом Господень, и с ним все Иудеи и жители Иерусалима, и священники и левиты, и весь народ, от большого до малого; и он прочитал вслух их все слова книги завета, найденной в доме Господнем.
31 И стал царь на месте своем, и заключил завет пред лицом Господа последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его, и уставы Его, от всего сердца своего и от всей души своей, чтобы выполнить слова завета, написанные в книге сей.
32 И велел царь подтвердить это всем находившимся в Иерусалиме и в земле Вениаминовой; и стали поступать жители Иерусалима по завету Бога, Бога отцов своих.
33 И изверг Иосия все мерзости из всех земель, которые у сынов Израилевых, и повелел всем, находившимся в земле Израилевой служить Господу Богу своему. И во все дни жизни его они не отступали от Господа Бога отцов своих (2Пар. 34:30-33).

Случилось так, что во время ремонта храма в 621 г. до Р.Х., через пять лет после призвания Иеремии к пророческому служению, случайно были обнаружены книги завета. Благодаря этому случаю начались религиозные реформы Иосии. Книги завета или закона, которые были найдены, это может быть книга Второзаконие или же все Пятикнижие Моисея (Тора). Чтение книги закона принесло Иосии болезненное осознание, что народ иудейский был далек от того, к чему он был призван Богом, и что Его суд неотвратим.

Благодаря реформам Иосии Божественное решение о предстоящем суде было отложено, и исполнилось оно только во дни жизни его преемников. Когда Навуходоносор пришел в Иерусалим в первый раз, в 605 г. до Р. Х., Книга Даниила описывает эту военную кампанию как акт Божьего суда: «И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского» (Дан.1:2). С библейской точки зрения Бог активно участвует в совершении суда над Иудеей с помощью вавилонян как орудие Его гнева.

Из всех пяти последних царей Иудеи, а это было в период служения Иеремии, единственный светлый период пришелся на время правления Иосии. Иосии было 8 лет, когда он стал царем Иудеи. Иеремия начал свое служение, когда Иосии был 21 год и прошла уже почти половина срока его правления, длившегося 31 год. Иудейское южное царство — это все, что осталось от Израиля. Северное царство уже давно перестало существовать, стертое с лица земли ассирийцами. Десять колен, проживавшие на его территории, были уничтожены, либо уведены в плен, где растворились среди плененных жителей других стран. Два оставшихся в Иудее колена получили длительную отсрочку от суда. Однако, глядя, как Бог поступает с мятежниками, они ничему не научились на их плачевном примере. Иосия же поставил перед собой задачу очистить Южное царство от порока.

Иосия начал также восстанавливать заброшенный всеми храм. И вот во время восстановительных работ как раз и были найдены свитки с Законом Божьим. Прочитав эти законы, Иосия осознал, насколько далеко народ ушел от Бога. Тогда царь покаялся и смирился пред Богом и возглавил народ на пути к возрождению. Он уничтожил всех идолов и места языческих поклонений. Иосия также уничтожил священников, которые не принадлежали к колену Левиину, и положил конец человеческим жертвоприношениям, поклонению мертвым, гаданию и вызыванию духов.

Но и на этом Иосия не остановился. Он восстановил закон о десятине, разных видах приношений Богу и соблюдение святых, учрежденных Богом дней. Так как Иосия был верным Богу, Господь наградил его, сдержав на время Свои суды и послав Иудее пророка, чтобы приготовить народ к ожидавшему его бедствию.

Праведная жизнь Иосии во времена царившего всюду нечестия является доказательством того, что Бог может прибегать к нашей помощи независимо от нашего возраста и опыта. Все, чего Он ищет, это сердце, готовое откликнуться на Его зов. Чтение Библии – это регулятор нашего возрождения и наших преобразований. Это то, к чему нам следует прибегать постоянно: чтение Библии и молитва, это истинная суть религии. Реформы могут начаться как в молодом возрасте, так и в пожилом. Иосия начал править страной, когда ему было восемь лет, это возраст, когда современный ребенок заканчивает только один класс общеобразовательной школы. А что если судьба целого государства окажется в руках этого ребенка? Мы видим, что этот ребенок смог преобразовать государство, но печально, когда цари почтенного возраста управляют государством, как дети.

Что же произошло после Иосии? Его на троне царственное место сменили его сыновья, за исключением Иехонии, внука царя. Печально, но никто из них не пошел по стопам своего отца и деда, чтобы добросовестно править страной под руководством Бога. Можно было бы предположить, что потомки царя, который подчинялся Богу, будут править так же, как и он, однако на их примере мы видим, почему Бог не намеревался ставить над Израилем царя, но Сам собирался быть истинным правителем израильского народа. Чтобы человек мог поступать правильно, ему необходимо иметь личные отношения с Богом, мы не должны зависеть от своего генофонда или воспитания. А израильтяне продолжали идти своим путем, не внимая мольбам пророка Иеремии послушаться Бога и обратиться к Нему. В результате возможность для народа иудейского получить Божью защиту и Его благословения для себя и своего царства стала довольно призрачной.

II Правление, которое привело к гибели целый народ


После смерти Иосии все начатые им реформы были остановлены. Новый царь возобновил поклонение идолам, пытаясь обезопасить свое положение и приумножить богатства. В Иер.22:1–17 пророк обращается непосредственно к Иоакиму, но его весть также можно отнести к каждому из четырех последних правителей. Разница между Иосией и правившими после него четырьмя царями очевидна. Иосия делал все возможное, чтобы угодить Богу, ведя свой народ к покаянию и возрождению, в то время как другие цари стремились лишь удовлетворить свою жадность и жажду власти за счет собственного народа.

Четыре последних правителя даже не задумывались о Боге. Они решили выполнять все прихоти и желания фараона, а затем и Навуходоносора. В результате эти цари стали служить своим врагам. Иоахаз, избранный царем после смерти Иосии, правил лишь три месяца, прежде чем фараон Нехо взял его в плен и поставил царем Иоакима, которого еще называли Елиакимом (2 Цар.23:31–24:20). Когда Навуходоносор двинулся на Египет и подчиненные ему земли, Иоаким стал его вассалом. Вавилонский царь правил Иудеей через Иоакима до самой смерти последнего.

После этого на престол вступил его сын Иехония, который был правителем, также, как и Иоахаз, его дядя, всего три месяца. И Навуходоносор отправил его в качестве пленника в Вавилон вместе с другими представителями власти и знатными людьми страны. Затем Навуходоносор поставил царем Матфанию, дядю Иехонии, сделав его фактически своей марионеткой.

Ни один из этих четырех царей не оправдал данного ему при рождении имени. Совершенно справедливо их имена были изменены, показывая, каким господам они в действительности служили. К сожалению, пример этих последних царей учит нас, что необходимо разобраться, кому мы действительно служим.

И Иоаким, и Седекия неоднократно восставали против Навуходоносора, инструмента Божьего суда, посредством создания союзов с Египтом, нарушая тем самым клятву верности Вавилону. Но это политическое маневрирование только показало их непрерывное восстание против Бога.

Важно изучить симптомы их восстания. Процветала социальная несправедливость: угнетали нуждающихся, эксплуатировали бедных, в то время как богатые жили в роскоши, а также царило идолопоклонство посредством выполнения языческих обрядов в храме. Интересно отметить, что это две основные области восстания — социальная несправедливость и идолопоклонство, против которых выступали пророки Ветхого Завета. Эти два греха в конечном итоге привели к изгнанию.

Бывало ли так, что вы чувствовали себя несчастным, даже когда были уверены, что делаете то, о чем попросил Бог? Не расстраивайтесь. Иеремия — пример того, что следование Божьей воле необязательно ведет к признанию и богатству. Бог призвал Иеремию, чтобы пророк передавал Его слово вождям народа, которого больше не интересовали вести от Бога. Не считая Иосии, последние цари, правившие Иудеей, совершенно не считались ни со словами Бога, ни с Его народом. Более того, когда писец Иеремии прочитал свиток с пророчествами, произнесенными Иеремией для Иоакима, царь разрезал свиток и сжег его. А еще он хотел убить Иеремию. Все складывалось просто ужасно для Иеремии, его писца и народа Иудеи, чьи дни были сочтены (Иер. 36:20–26).

Удивительно, хотя Бог и обещал, что Его суд и наказание Иудеи будут осуществлены через врагов, Он также обещал Своему народу надежду и искупление, если они вернутся к Нему. Иеремия предсказал, что придет день, когда Божий народ будет петь песнь прославления, потому что Господь вернет их в землю обетованную. Это относится и к нам. Когда мы подводим Бога, Он не отчаивается. Он продолжает звать нас по имени. Бог с любовью планирует наше будущее, потому что Он никогда не прекращает о нас заботиться. Господь непрестанно дарует Свою благодать тем, кто взывает к Нему. И хотя Он не оставляет без наказания, Он жаждет привести нас к Себе и излить на нас всю милость и благословения Своей любви. Хотя мы знаем Иеремию как плачущего пророка, именно в его пророчествах, как в спасительном саду, можно найти самые возвышенные, исцеляющие душу обетования. Бог искоренит нечестивых, но Он же жаждет привести к Себе Свой Остаток и обещает нам счастливый финал. Даже пребывая в самом глубоком отчаянии из-за своих собственных грехов, принимая Его искупление, мы можем увидеть сияющий свет надежды и благодати.

III Остаток.


Прочитаем текст Писания:

1 Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей! говорит Господь.
2 Посему так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям, пасущим народ Мой: вы рассеяли овец Моих, и разогнали их, и не смотрели за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь.
3 И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их; и будут плодиться и размножаться.
4 И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь.
(Иер.23: 1-4).

Даже когда после столетий умножающейся благодати и пророческих предупреждений Бог исполняет Свое решение, Он смягчает суд вестью благодати и надежды. Эта весть об Остатке красной нитью проходит через все книги Библии. От потопа до Церкви последнего времени у Бога всегда был Остаток. В отличие от вести об Остатке метафора о злых пастухах в Иер.23:1–4 показывает, насколько отдалились руководители Иудеи от Божьего идеала. Вместо того, чтобы пасти, они «разогнали» стадо, указывая, что неизбежное изгнание стало результатом их злоупотребления властью.

Интересно, что второй глагол во втором стихе, который переводится как «(Вы) разогнали их», подразумевает «введение в заблуждение» или «религиозное совращение» и используется в таком смысле в книге Втор.13:13 «что появились в нем нечестивые люди из среды тебя и соблазнили жителей города их, говоря: "пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали”». Тем не менее в третьем стихе есть красивый поворот от темы суда к теме спасения, когда Бог — Небесный Пастырь сохранит и соберет Остаток и «возвратит во дворы их». Однако Остаток Израиля после возвращения из изгнания будет иметь новую форму правления, им будет руководить Пастырь-Царь, «Отрасль праведная». Это красивое мессианское обетование находит свое эсхатологическое исполнение (обратите внимание на слова «наступают дни» в пятом и седьмом стихах) в Иисусе Христе, Который безопасно доведет Свою Церковь Остатка до конца времен. Христос является центром в жизни Остатка.

Прочитаем другой текст Писания:

11 Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду.
12 И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас;
13 и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим.
14 И буду Я найден вами, говорит Господь, и возвращу вас из плена и соберу вас из всех народов и из всех мест, куда Я изгнал вас, говорит Господь, и возвращу вас в то место, откуда переселил вас (Иер.29:11-14).

Мы читаем в Духе пророческом по этому поводу:

«Бог сострадает тем, кто упорствует в своем слепом упрямстве. Обличая и угрожая, Он старается просветить помраченный разум и помочь даже самым великим людям осознать свое невежество и сожалеть об ошибках. Он стремится помочь и самодовольным, пробуждая в них чувство неудовлетворения их мнимыми достижениями и желание обрести духовное благословение, даруемое тем, кто устремлен к Небу. Божий план состоит не в том, чтобы присылать вестников, которые бы льстили грешникам и угождали им. Он не посылает таких умиротворяющих вестей, которые бы убаюкивали неосвященное сердце. Напротив, Он возлагает тяжелое бремя на совесть беззаконника и пронизывает его душу острыми стрелами осознания греховности. Ангелы представляют такой душе страшные Божьи суды, чтобы человек понял свою греховность и издал мучительный вопль: «Что мне делать, чтобы спастись?» (Деян.16:30). Рука, смиряющая человека до праха, порицающая грех и превращающая гордыню и честолюбие в стыд, есть та Рука, которая поднимает раскаявшегося и сокрушенного. Тот, Кто наказывает, с величайшим сочувствием спрашивает человека: «Чего ты хочешь от Меня?» (Марк.10:51). Если человек согрешил против святого и милосердного Бога, то нет другого благородного способа изгладить свою вину, как только искренно раскаяться и исповедать грехи в слезах и душевном сокрушении. Этого Бог требует от человека. Он не принимает ничего, кроме сокрушенного сердца и покаяния» (Э. Уайт. Пророки и цари, глава 35 «Надвигающийся крах», с. 435, 436).

«Бог ведет Своих детей неведомыми им путями, но Он не забывает и не покидает тех, кто доверяется Ему. Он разрешил, чтобы Иов подвергся испытаниям, но Он не забыл его. Он допустил, чтобы возлюбленный Иоанн был сослан на необитаемый остров Патмос, но Сын Божий посещал его, и видения, полученные им там, изобилуют картинами бессмертной славы. Бог допускает, чтобы Его народ подвергался испытаниям, ибо, проявив преданность и послушание, он духовно обогатится, послужит источником силы для других… Столь жестокие испытания нашей веры и заставляют думать, что Бог, наверное, забыл о нас, но в действительности они приводят нас ко Христу, чтобы мы могли сложить все свои тяготы у Его ног и вкусить тот мир, который Он посылает нам вместо страданий» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, глава 11 «Призвание Авраама», с. 129).

Как нам с практической стороны подойти к вопросу остатка? Давайте остановимся на минутку и просмотрим вокруг себя – на свое окружение дома, в церкви, в школе, на все часто посещаемые нами места. Обратим внимание на людей, которых можно было бы отнести к отверженным — к тем, кто в нашем обществе наиболее уязвим. Обычно это люди, живущие в нищете. Они могут быть бездомными, либо жить в старых, ветхих и разрушающихся домах. Это могут быть дети, находящиеся в бедственном положении, родители-одиночки или тяжелобольные люди, которые посещают нашу местную общину.

Хотя трудности, с которыми они сталкиваются, очевидны, общество и церковное руководство часто не замечают их. Сегодня земное служение Иисуса напоминает нам, что мы должны заботиться о нуждах людей, находящихся под гнетом жизненных бед. Несомненно, мы в состоянии сделать что-то, чтобы облегчить страдания человечества. Кто сказал, что мы должны сидеть и ждать, пока наше правительство наметит какой-то курс действий? Подобно тому, как Христос исцелял больных, кормил голодных и таким образом призывал их следовать за Собой, мы также можем использовать Его методы в нашей повседневной жизни и евангельской деятельности (Матф. 25:31–45). Давайте явим миру Божью любовь практичными, но в то же время такими кардинальными способами.

Вот пару советов:

Пусть каждый день станет «Днем добрых дел». Многих людей в нашем окружении можно привлечь разными добрыми делами. Вместе со своей семьей, сверстниками или друзьями из класса субботней школы мы можем раздавать пакеты с продуктами тем, кто в этом нуждается, либо накормить в субботу какого-нибудь ребенка или пожилого человека. Можно посещать лежачих больных или ходить в детский приют по воскресеньям или среди недели, чтобы оказывать им социальную поддержку. Можно также помогать им в разных домашних делах (Притч. 28:27; Иак. 2:15–17).

Используй плод Духа, чтобы открыть истину. Пусть плод Духа будет явлен в нашей жизни (Гал. 5:22–26). Доброе слово или дело милосердия могут стать той силой, что исцелит разбитое сердце или даст надежду упавшим духом. Иисус призывает нас стать теми, кто будет изменять жизнь вокруг. Людям все равно, сколько мы знаем, пока они не узнают, насколько нам не все равно. Давайте покажем, что такое любовь, обделенному лаской малышу, который сидит в последнем ряду в церкви, бездомному бродяге, обитающему на нашей улице, или доведенной до нищеты вдове по соседству (Ис.1:17). Пусть любовь Иисуса, явленная нами, будет настолько привлекательной, что кто-то обретет благословение благодаря нашему служению и, в свою очередь, захочет последовать за Ним.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Когда мы размышляем, почему Бог позволил Своим судам обрушиться на Израиль и Иудею, нам на ум обычно приходит идолопоклонство, пренебрежительное отношение к Богу и желание поступать по-своему. Конечно же, большей частью дело именно в этом, в частности, когда речь идет об Израильском северном царстве. Но пророки, особенно Исаия, Михей и Иеремия, осуждают людей не только за то, как они относятся к Богу, но и за то, как они обращаются с остальными. Следовать за Богом — значит не только искоренять грех или писать перечень своих достижений. Так же важно видеть нужды других людей, восполнять их и делиться благословениями, дарованными нам Богом.

telegram

Похожие новости

Виталий Олийник. Реформы Иосии

Центр духовного просвещения, Библейская школа, урок №8, «Реформы Иосии» (21 ноября 2015)

17.11.15 Субботняя школа
Виталий Олийник. Последние пять царей Иудеи

Центр духовного просвещения, Библейская школа, Урок №3, «Последние пять царей Иудеи» (18 июля 2015)

15.10.15 Субботняя школа
Библейские сказания. Пророк Иеремия. Обличитель царей | Jeremiah (1998) DVDRip

Царь Иосия решил очистить свою землю от языческих культов, истребляя капища Ваала и Астарты. В это

24.07.13 Христианские фильмы

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть