Нагорная проповедь - Манифест НЕНАСИЛИЯ
samuil 8-07-2018, 16:43 1 152 Духовные размышленияНагорная проповедь составляет сердцевину всего учения Иисуса Христа. В ней Господь не просто дает советы, как жить, но формирует новый взгляд на мировосприятие. Среди особенностей этой проповеди важное место занимает так называемый Манифест ненасилия.
«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам не противиться злу; но если тебя кто ударит в твою правую щеку, обрати к нему и другую. А тому, кто хочет с тобой судиться и забрать у тебя одежду, отдай ему и верхнюю одежду. Если кто будет заставлять тебя пройти одну верству, иди с ним две. Просящему у тебя что-то, дай; и от того, кто хочет у тебя одолжить не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего своего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, [благословляйте проклинающих вас, делайте добро ненавидящим вас] и молитесь за тех, кто [обижают и] преследуют вас, чтобы быть вам сыновьями вашего Отца, Того, Кто на небе, который Своему солнцу велит восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и не праведных »(Матф. 5: 38-45).
Наверное, никакие другие слова в нравственном учении Иисуса так не вдохновляли одних и не отталкивали от себя других, как эти: «Любите своих врагов». Идею не оказывать сопротивления злу насилием Л. Н. Толстой (1828-1910) считал «вопросом, поставленным самой жизнью перед всеми людьми и перед каждым думающим человеком, который требует своего решения».
Русский философ И. А. Ильин (1883-1954), полемизируя с Толстым на эту тему, даже написал целую книгу «О сопротивляемости злу насилием» (1925) - само название которой свидетельствует о ее содержании. В свою очередь выдающийся русский философ Бердяев (1873-1948) высказал свое решительное несогласие относительно взглядов последнего. В своей статье «Кошмар злого добра» (в 1926 г..) Он решительно раскритиковал книгу Ильина, который «злоупотреблял христианством, православием и Евангелием. Оправдание смертного приговора евангельскими текстами является кощунством »...
Полемика о том, чей взгляд более нравственный и которая этика правильная, идет по сей день. И это уже не новость и не причина для удивления, когда заповедь о любви к ближнему все чаще и настойчивее подменяется призывом ненавидеть, мстить и уничтожать врагов. Насилие не признает никаких ограничений и не останавливается ни перед какими препятствиями. Чем глубже общество погружается в пропасть зла, тем яснее и громче должен звучать голос Человека, два тысячелетия назад стояла на склоне горы Блаженств.
Две этики?
Однако, читая Евангелие от Матфея, внимательный читатель сталкивается с серьезной проблемой. Дело в том, что восемь притч из записанных Матвеем, заканчиваются сценами насилия. Это притчи: о плевелах (Мф. 13: 40-43) рыболовной сети (13: 49,50) прощение долга (18: 32-34) злых виноградарей (21: 40,41) свадебное угощение (22: 11-13) верного и неверного раба (24: 48-51) о талантах (25: 28-30) и об овцах и козлах (25: 44-46). Прочитайте, пожалуйста, эти тексты самостоятельно.
В этих притчах общим является «конец света». Драматические развязки в выше приведенных отрывках - это язык Божественного возмездия, которое постигнет всех, кто проигнорировал волю и свой долг жить с ней. Однако Божий суд в «конце света» - это не то же самое, что христианская этика в повседневной жизни. Поэтому это не должно давать основания считать, что существуют две этики: одна для повседневной жизни (этика Иисуса), вторая - для последнего времени (этика Бога). Политика двойных стандартов не присуща ни Богу, ни Его Сыну. Выставления Создателю оценки том, насколько нравственным является Его суд, вроде оценивания кувшином работы гончара. Не создали еще человечество такой этической системы, которая превзошла Нагорную проповедь Иисуса в точности моральных суждений. Поэтому напрашивается такой вывод: сказанные Иисусом притчи не вносят никаких коррекций в Его Манифест ненасилия, они к насилию не призывает и его оправдывают.
А теперь позвольте представить совершенно практический вопрос: как современном христианину относиться к повеление Иисуса подставить насильнику вторую щеку? «Если тебя кто ударит в твою правую щеку, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39).
Правая щека и вторая
Ни одна другая часть человеческого тела не отождествляется столь со всем человеком, как ее лицо. Лицо человека - это его визитная карточка. О человеке принято говорить, как о личности, на русском языке - лицо. Например: лицо НЕ установленного возраста, лица, не достигшие 18 лет... Говорить же о человеке «рука», «нога» как-то не принято. Даже такое близкое к лицу слово, как председатель, не может сравниться с ним. Не говорить же о людях: головы или поголовья. Так говорят о другом...
Итак, лицо человека - это сам человек. Благословляя смотрят в лицо, аналогично и при пренебрежении именно лицо становится объектом обидчика. В лицо бросают наиболее язвительные слова, в лицо выплескивают воду из стакана, в лицо могут и плюнуть, от лица же улетает и звук пощечины - этого веками испытанному средству унижения и сведения счетов.
Когда разъяренная толпа хотел унизить Иисуса, одни плевали Ему в лицо, другие били по лицу (Марк. 14:65). Правда, это было позже. А сейчас об этом еще никто не знал и думать не думал. Все слушали Учителя: «Если тебя кто ударит в твою правую щеку, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39). Эти слова были как гром среди ясного неба. Что-то подобного никто другой еще не учил. Даже самый подготовленный слушатель не был готов, чтобы слышать эти слова, не говоря уже о том, чтобы внедрить их в свою жизнь.
Обратим внимание, уважаемые читатели, на некоторые нюансы, которые проясняют это повеление Иисуса.
Во-первых, при сильном эмоциональном возбуждении человек действует скорее инстинктивно, чем продуманно. Как прежде, так и сегодня, правши составляли большинство. Решив нанести своему ненавистнику удар, человек сделает это правой рукой. И куда она при этом попадет? В левую щеку. Почему Иисус говорит о правой? Дело в том, что правша может ударить в правую щеку своей жертвы только тыльной стороной правой руки. Так били не для того, чтобы свалить с ног, нет. Тыльной стороной руки били для того, чтобы особенно пренебречь, больше унизить оппонента.
Во-вторых, следует подчеркнуть, что в данном случае Иисус говорил о неуважении, которое падало не столько на оскорбленного, щека которого принимала удар, сколько на того, кто наносил этот удар. Исаия, описывая будущие страдания Иисуса, писал от его имени так: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде. Близок оправдывающий Меня: кто хочет состязаться со Мною? станем вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдет ко Мне.»(Ис. 50: 6-8).
Обратите внимание: стыд не на Этих, Кого унижают, а на тех, кто унижает. Кроме того, на стороне страдальцев - Бог, вот почему лицо Жертвы сохраняет достоинство и она держит его, «как кремень». Очевидно и то, что судьба насильников и насмешников неприглядная: «все они истлеют, как старая одежда, которую съела моль». Поэтому взаимность в ненависти, насилии и пренебрежении - к добру не приводит, потому что только удваивает зло. Такая взаимность должна быть отвергнута. Вот что значит «подставить вторую щеку». Именно так и поступил Иисус, когда, по словам апостола Петра, «Его злословили, Он не злословил; страдая, не угрожал, а передал Тому, Кто судит справедливо» (1Петр. 2:23). Более того, достоинство человека, его нравственное лицо зависят не от того, как ведут себя с ней, а от того, как ведет себя он.
В-третьих, и это важно, подумайте о социальных последствиях слов Иисуса. Христианское движение за дней Христа находился в начальной стадии формирования. Новых Его сторонников становилось все больше и больше. Принятие нового требовало отвержение старого редко проходит безболезненно и бескровно. Нетрудно представить, как в домах и семьях первых последователей Иисуса росло напряжение, особенно в тех случаях, когда другие члены семьи не разделяли взглядов странствующего Проповедника из Назарета. Отчуждение одних членов семьи от других часто приводило к полному разрыву семейных связей. Нередко именно родственники «предателя веры» инициировали гонения и преследования тех, кто внес раскол и смуту в их некогда спокойную жизнь (Матф. 10: 34-36; Ин. 9:22). За свою приверженность новому религиозному движению приходилось платить высокую цену - социальное отчуждение, оставление собственной семьи, бегство из родной местности, печать вероотступника и жизни в социальной изоляции. Чем должны были ответить на этот ученики Христа? Как относиться к врагам, если ими становились близкие люди?
Ответ один: «Любите своих врагов и молитесь за тех кто вас преследует». Сразу после призыва любить врагов, в том числе родных, что отвернулись, Иисус объясняет, что есть и другие родственные отношения - с Отцом Небесным. Но никогда не переставайте любить своих родных, говорит Господь, независимо от того, разделяют они ваши новые убеждения или нет. Любите потому, что только любовь является наиболее убедительным свидетельством в пользу нового учения. «Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божьими» (Матф. 5: 9). В Манифесте ненасилия четко сказано, что есть две родные, - земная и небесная. Путь к небесной лежит не через ненависть к врагам, а через неизменную любовь к ним, которая ищет мира и несет его. Помните, что хлеб-соль усмиряет и разбойника, тем более родственную душу.
Выводы
Безусловно, сказанное выше вовсе не означает, что система государственного правосудия должна прекратить свое существование, что возмездие аннулировано Манифестом ненасилия, что убийц, воров, насильников и убийц надо миловать, а не наказывать изоляцией от их будущих потенциальных жертв. Совсем не об этом говорит Иисус в Манифесте ненасилия. Апостол Павел четко понял нравственный смысл слов Иисуса, подав его в своей знаменитой поэме о любви в первом послании к Коринфянам в 13 главе. В ней он написал бессмертные слова: «Любовь не помнит зла??... и все переносит» (1 Кор. 13: 5,7). Любовь и чувства ответственности (как необходимое условие любви) - это важнейшие обязанности человека перед человеком. Как правило, духовными и моральными уродами становятся в тех случаях, когда уже с первых дней жизни ребенка обделяют Любовью, когда взрослые не выполняют своего святого долга перед детьми: ЛЮБИТЬ. Не может любить тот, кто сам не был любимым. Нелюбимые не любят, нелюбимые мстят. Вырастая, они выполняют волю своего инстинкта, который учит их, что этому миру необходимо воздавать той же монетой, которой платили им: ненавистью за ненависть, черствостью за черствость, равнодушием за равнодушие.
Что же делать? Пригототовимся и мужественно услышим ответ Учителя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.» (Мф. 11: 28,29 ).
Покори себя и других духом кротости и тихости. Это и будет нашей второй щекой.
По книге доктора богословия Ю. Друми «Жизнь одна»
Подготовил Богдан Стасюк
Подготовил Богдан Стасюк
Похожие новости
Александр Лисичный. Неделя Возрождения - Нагорная проповедь Иисуса Христа
Нагорная проповедь Иисуса Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Когда вы на
17.01.17
Онлайн-проповеди » Александр Лисичный
Виталий Олийник - Нагорная проповедь
Центр духовного просвещения, Библейская школа, урок №3, «Нагорная проповедь» (16 апреля 2016)
15.04.16
Субботняя школа
Никогда не наживайтесь на чужой беде
«Не суди превратно пришельца, и сироту и у вдовы не бери одежды в залог» (Втор. 24:17).
05.06.11
Чтения