Регистрация

Урок №5 - IV квартал 2022 - Александр Серков

Александр Серков 24-10-2022, 10:34 3 829 Духовные размышления » Субботняя школа » Александр Серков
0


Приветствую я вас, мои дорогие сестры и братья, на очередном уроке субботней школы. В теме этого урока мы рассмотрим несколько библейских эпизодов с воскрешением самых разных людей. А главное – рассмотрим эту тему в ключе понятия о состоянии человека после смерти.

Сам Христос, находясь во плоти на Земле, воскресил троих. Петр и Павел тоже воскрешали во имя Христа. Во время Израильского царства были воскрешены двое юношей. Но самый первый, воскресший на Земле человек, – это Моисей. Вот с него мы и начнем рассматривать тему воскрешения людей, чтобы увидеть, есть ли в этих библейских повествованиях упоминания о предполагаемом опыте загробной жизни.

I Воскрешение Моисея


Скажу сразу – информацию в Священном Писании имеем мы слишком скудную о том, когда и как был воскрешен Моисей. Однако имеем мы факт того, что Моисей все же был воскрешен и находится вместе с Илией на Небе. Об этом мы читаем:

1 Через шесть дней взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и повел их одних на высокую гору.
2 И преобразился Он перед ними: и засияло лицо Его как полуденное солнце, и одежда Его стала ослепительной, словно снег в ясный день.
3 И вдруг они увидели Моисея и Илию, стоящих с Иисусом и беседующих с Ним.
4 И воскликнул тогда Петр: «Господи! Как нам здесь хорошо! Если хочешь, я построю на этом месте три шалаша: один для Тебя, другой для Моисея и третий для Илии» (Матф.17:3 ПС).


Мы имеем еще одну очень небольшую информацию, которую дает нам апостол Иуда. Я цитирую это место Писания:

9 Когда Архангел Михаил столкнулся с дьяволом, который хотел оспорить тело Моисея, Он не позволил Себе осудить его оскорбительными словами, а лишь сказал: «Да запретит тебе Господь!» (Иуд.1:9 ПС).


Давайте обратим особое внимание на текст со свидетельством Иуды. О чем он говорит? Автор этого пособия заостряет внимание на том факте, что… я цитирую: «Текст Иуд. 9 подтверждает библейское учение о воскресении тела Моисея, поскольку спор шел о теле Моисея, а не о душе» (конец цитаты). Я нахожу этот аргумент слабым, он даже вообще не аргумент. Если верующие в греческую концепцию бессмертия души полагали, что бессмертная душа Моисея была вознесена на Небо, а тело умерло, то что здесь удивительного в том, что спор шел не о душе, (а что о ней спорить-то, если она бессмертна!) а о теле. Естественно, в любом случае надо было воскрешать тело независимо от того, душа была жива или нет.

Изучая этот текст, написанный Иудой, мы можем делать выводы лишь на основании всего библейского учения о состоянии души человека после смерти, что мы и будем делать, и уже делаем, как в этом уроке, так и в последующих уроках этого квартала.

Текст, в котором описан момент преображения Христа, свидетельствует, что явились Христу совершенно две одинаковые личности. Явилась, не душа Моисея и рядом живой Илия в теле своем, который живым был взят на Небо, а два человека. Здесь несомненно говорится о телесном явлении Моисея, что является доказательством грядущей победы Христа над грехом и смертью. Мы читали: «И вдруг они увидели Моисея и Илию, стоящих с Иисусом и беседующих с Ним». Это реальные две личности, которые были живыми, и они беседовали со Христом. Иисусу явились Моисей и Илия, а не их духи или души (ведь Илия-то не умер).

Возьмем для рассмотрения текст из Второзакония, в котором непосредственно говорится о смерти Моисея. Я цитирую:

5 И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню;
6 И погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня (Втор.34:5-6).


Что здесь в этом тексте примечательно? Кто похоронил Моисея, Господь или кто-то из людей? Синодальный перевод 6 стиха произведен как-то в общих чертах без конкретизации того, кто его погреб. Просто сказано: «И погребен…». Если погребли его люди, тогда как быть со словами: «Никто не знает места погребения его до сего дня?» Вывод напрашивается, что люди не хоронили Моисея, ведь они не знали даже, где он был похоронен. Это мог сделать сам Господь или Он мог поручить совершить это ангелам. Однако давайте вникнем в оригинал текста и посмотрим на связь шестого стиха с пятым.

Греческий глагол Θάπτω фапто имеет значения: хоронить, погребать. Древнееврейский глагол קבר тавэр имеет то же самое значение. Но трудно здесь уловить смысл: «погребли», «погребен» или кто-то лично его «похоронил». Увязывая шестой стих с пятым, вырисовывается, что «Моисей умер по слову Господа (5 стих), и Он (Господь) похоронил его в земле Моавитской (6 стих). Ряд современных переводов имеет склонность именно к этому. Я приведу некоторые переводы:

«Он похоронил…» (Новый русский перевод).
«И похоронил Господь Моисея…» (Перевод библейской лиги ERV) и (Современный перевод WBTC).

В ряде английских переводов также стоит: «И похоронил его». (Библия короля Иакова) и (Новая американская стандартная Библия). Увязка идет с предыдущим стихом, что умер Моисей по слову Господа, и похоронил его (Господь).

В других английских Библиях более конкретный перевод: «И Он похоронил его…» (Новая международная версия) и (Новая версия короля Иакова).

А в одном переводе стоит даже очень конкретно: «Господь похоронил его…» (Новый живой перевод).

То же самое и в немецких переводах почти везде стоит: «И похоронил его…». В связи с предыдущим стихом – Господь его похоронил. А в немецком переводе (GNB) Die Gute Nachricht Bibel мы читаем: «Бог похоронил его там…».

Вернемся к воскрешению Моисея. Кто его воскресил? Иуда 1:9 называет Его Архангелом Михаилом. Кто такой Архангел Михаил? Ряд библейских текстов свидетельствует, что Михаил – это одно из имен Христа. Само имя «Михаил» переводится как «Кто как Бог» или «Равный Богу». В Откр.12:7 говорится, что Михаил и ангелы его воевали против дракона. А Павел в 1 Фесс.4:16 свидетельствует, что «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божьей сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут». В этих текстах Архангел выступает не как главный ангел, а как правитель над ангелами.

Теперь Иуда открывает, что мертвое тело было предметом спора между Христом и сатаной. Из того факта, что Моисей появился с Илией на горе Преображения, можно сделать вывод, что Господь одержал победу в борьбе с дьяволом и воскресил Моисея из могилы, сделав его первым известным субъектом воскрешающей силы Христа.

Клевета на кого-либо, даже на дьявола, не соответствовала Божественному характеру, и Христос не осмелился бы сделать что-либо, противоречащее Его собственной совершенной природе и характеру Бога. Христос не стал бы выдвигать против дьявола оскорбительное обвинение, как не стал бы лгать или красть. Сатана – великий «обвинитель» (Откр. 12:10), великий клеветник (Зах. 3:1-2), и Христос никогда не мог заставить Себя использовать дьявольское оружие войны.

Когда Архангел Михаил столкнулся с дьяволом, который хотел оспорить тело Моисея, Он не позволил Себе осудить его оскорбительными словами, а лишь сказал: «Да запретит тебе Господь!» (Иуд.1:9 ПС).

II Два случая воскрешения в ветхозаветные времена


Прочитаем текст Писания, в котором описывается первый случай:

20 И воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?
21 И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него!
22 И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил.
23 И взял Илия отрока, и свел его из горницы в дом, и отдал его матери его, и сказал Илия: смотри, сын твой жив (3Цар.17:20-23).


Какие слова берут на вооружение сторонники бессмертия души? «Да возвратится душа отрока сего в него» и результат этой просьбы Илии: «И возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил». Как-то все получается вроде бы гладко: Душа улетела – человек умер. Душа возвратилась в человека – и он ожил. Если вникнуть еще глубже в сам текст, то получается, что Илия и не просил о том, чтобы Бог воскресил мальчика, он просил, чтобы душа его возвратилась, а если уж душа возвратилась в отрока, то уж само собой разумеется – он ожил от того, что душа вернулась в его тело. Это вот так можно рассуждать, если как-то буквально и примитивно подходить к тексту, не учитывая многогранное значение слова «душа» на оригинале этого текста.

Размышляя о душе, выходящей из тела, невольно вспоминается еще один Библейский случай. Я его прочитаю:

16 И отправились из Вефиля. И когда еще оставалось некоторое расстояние земли до Ефрафы, Рахиль родила, и роды ее были трудны.
17 Когда же она страдала в родах, повивальная бабка сказала ей: не бойся, ибо и это тебе сын.
18 И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином (Бытие 35:16-18).


Идея о том, что Моисей говорит здесь о какой-то нематериальной, но сознательной части Рахили, которая якобы улетела в рай в момент ее смерти, не имеет библейского основания. Прочтение такого смысла в данном тексте привело бы к его противоречию со многими другими конкретными утверждениями Писания, которые ясно учат, что сознание полностью прекращается после смерти. Вот значение слова «душа» на греческом: ψυχή псухэ и на древнееврейском: נֶפֶשׂ нефеш –

1. жизнь;
2. дыхание;
3. кровь;
4. живое существо
5. личность.

Что произошло с Рахилью при ее трудных родах? Сама жизнь оставляла ее, потому что выходила из нее кровь, необходимая для ее существования. Следовательно, «нефеш» не может быть нематериальной субстанцией. Таким образом, обладание нефешем (душой) дает человеку не больше, чем все формы животной жизни. Конечно, никто не хотел бы утверждать, что после смерти «души» амеб, моллюсков и обезьян отправляются на небеса. На самом деле, в Еккл. 3:19 конкретно указано, что и животные, и люди имеют одно и то же «дыхание», руах, и что после смерти с ними обоими происходит одно и то же. Согласно Пс. 146: 4, две вещи происходят с человеком, когда он умирает:

1) Его «дыхание» - руах, покидает его тело (он перестает дышать).
2) «Его мысли погибают».

Рассматриваемый текст – это простое утверждение того факта, что Рахиль в последние мгновения своего сознания и с последним вздохом дала своему сыну имя Бенони.

Мы имеем еще один случай воскрешения в Ветхом Завете. О нем мы читаем в 4 Цар.4:18-37. Однажды в Сонаме Елисей встретил известную замужнюю женщину, у которой не было детей. Пророк сказал ей, что у нее будет сын, и все случилось, как и было предсказано. Ребенок вырос, но однажды он заболел и умер. Женщина-сонамитянка взошла на гору Кармил и попросила Елисея пойти с ней к умершему сыну. Елисей ревностно молился Господу, и, наконец, ребенок ожил.

Вот такие два случая имеем мы из Ветхого Завета, когда были воскрешены два мальчика: один из них сын вдовы из Сарепты, а другой – сын сонамитянки.

III Сын вдовы из Наина


Читая Евангелия, мы видим, что Иисус не только облегчал человеческие страдания, исцеляя их недуги, изгоняя бесов, кормя голодных хлебом и рыбой, но Он также воскрешал мертвых. Мы рассмотрим в этой части два примера. Первый случай воскрешения описан в Лук.7:11-17. Чем особенным отличается этот случай?

Однажды шел Иисус из Капернаума в Наин, расположенный примерно в 40 км. на юго-запад от Капернаума. Из ворот Наина, навстречу им вышла многолюдная похоронная процессия: несли они гроб с умершим юношей, единственным сыном у матери вдовы. Судьба, постигшая ее, была особенно горестной, потому что по смерти сына она осталась не только одинокой, но и беззащитной, не имея, видимо, близкого родственника-мужчину. Местное кладбище находилось примерно в одном километре к востоку от Наина, рядом с единственной дорогой, ведущей в деревню. Высеченные в скале гробницы и сегодня все еще стоят рядом с тропинкой, примерно в десяти минутах ходьбы к востоку от деревни.

Увидев эту несчастную женщину, Господь сжалился над ней и сказал: «Не плачь». Кажется, и сама эта женщина, и сопровождавшие ее, прониклись верой в Иисуса; об этом говорит и такая деталь: когда Он, подойдя, прикоснулся к носилкам, несшие его остановились. Он же сказал тогда: «Юноша! тебе говорю, встань». Немедленно мертвый, поднявшись, сел и стал говорить. Видевшие это исполнились благоговейным страхом; и славили Бога за то, что великий пророк восстал между ними (мысленно они, очевидно, сравнивали Иисуса с Илией или Елисеем). Такое мнение о Нем, как пишет Лука, распространилось по всей Палестине и по всем окрестностям и, очевидно, по соседним странам. Это первый случай в евангельском повествовании, когда Господь жизни столкнулся лицом к лицу со смертью и восторжествовал над ней.

Таким образом, во время второго путешествия Иисус продемонстрировал Свою власть над смертью, стихиями природы и злыми духами; и в серии притч изложил принципы Царства Небесного и его действия среди людей. В этом турне двенадцать апостолов, как Его помощники, получили бесценное обучение методам евангелизации, и в третьем туре, у них появилась возможность применить на практике то, чему они научились у своего Учителя.

IV Дочь Иаира


Второй случай воскрешения мертвого Иисусом описан в Марк.5:21-24, 35-43. Иисус и Его ученики снова переправились в лодке на другой берег Галилейского моря, возможно, направляясь в Капернаум. Иисус находился еще у моря, когда к Нему, как и раньше, собралось множество народа. В это время и подошел к Иисусу Иаир. Он был одним из начальников синагоги, то есть являлся одним из тех, кто нес ответственность как за имущество синагоги, так и за порядок совершения в ней богослужений. У жителей города он пользовался уважением. Что же до его отношения к Иисусу, то не все религиозные руководители были настроены к Нему враждебно. Что и видно на примере Иаира.

Этот раздел имеет «структуру сэндвича». В повествование о воскрешении дочери Иаира «внедряется» эпизод с женщиной, страдавшей кровотечением (5:25-34). Казалось бы, это событие могло привести к губительной задержке в отношении дочери Иаира, которая была, между прочим, единственным у него ребенком и находилась при смерти.

Задержка на пути, вызванная исцелением женщины (стихи 25-34), обернулась серьезным испытанием для веры Иаира. Его страх, что дочь умрет до прихода Иисуса, подтвердился: кто-то из его домашних или соседей пришел, чтобы сообщить, что девочка действительно умерла. Чем же теперь мог помочь Иисус? И каков был смысл утруждать Учителя?

Однако Иисус, услышав это сообщение, отверг его (так буквально в греческом тексте). Его слова, обращенные к Иаиру, можно было бы передать так: «Перестань бояться, продолжай верить». Ведь именно вера привела Иаира к Иисусу, и только что он наглядно убедился во взаимосвязи между верой в Него и проявлением чудесной Его силы (Мар. 5:25-34); теперь же ему предлагалось верить, что Иисус может вернуть к жизни и его умершую дочь.

Кроме самого Иаира, Иисус взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна и только с ними пошел в дом, где лежала умершая. Эти три ученика были избраны законными свидетелями этого события и впоследствии – свидетелями Его преображения (Мар. 9:2) и Гефсиманских страданий.

В доме Иаира уже начался традиционный «плач» по умершей: взволнованный шум и рыдания при активном участии профессиональных плакальщиц. Иисус же, войдя в дом, обратился ко всем этим людям со словами: «Что смущаетесь (в значении "Почему вы охвачены смятением?") и плачете? Девица не умерла, но спит». Имел ли Он в виду, что она впала в бессознательное состояние? Так или иначе, родственники, друзья и плакальщицы с насмешкой восприняли Его слова, ведь они не сомневались, что девочка умерла.

Итак, выслав всех, Иисус берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним (трех учеников) и входит туда, где девочка лежала. Взяв ее за руку, Он сказал ей по-арамейски: «Талифа куми». Это не было каким-то заклинанием, это было простое повеление. Марк перевел его на греческий для своих читателей: «девочка, встань», добавив от себя фразу «тебе говорю», чтобы подчеркнуть власть Иисуса над смертью.

Дело в том, что галилеяне в массе своей были двуязычны; Иисус говорил, как на арамейском (семитском языке своей матери, близком к древнееврейскому), так и на греческом языке, который был общим во всем греко-романском мире.

Итак, по повелению Иисуса девочка тотчас встала и начала ходить (по-видимому, «резво двигаться», судя по «объяснительному» окончанию фразы). А было ей лет двенадцать. Отчего родители ее и три ученика пришли в великое изумление.

Затем Иисус дал два повеления. Во-первых, Он строго приказал им хранить полное молчание о происшедшем. Все по той же причине, что не желал привлекать к Себе людей демонстрацией чудес из-за неверной их реакции на них.

Второе повеление, чтобы девочке дали есть. Это свидетельствовало, что Иисус вернул ей полное здоровье. По всей видимости при болезни она почти не ела и теперь нуждалось в физическом подкреплении едой.

V Воскрешение Лазаря


Всю историю Лазаря рассматривать мы не будем, она нам известна. Обсудим лишь его воскресение. Этот случай описывает Иоанн (11 глава 1- 44 стихи).

Прежде, чем Иисус и Его ученики отправились в Вифанию, Иисус описывает им смерть как сон (11 ст.). Ученики задаются вопросом, почему они идут в Иудею, ведь ранее живущие там иудеи пытались побить Иисуса камнями. Иисус отвечает, что им нужно идти, потому что Лазарь «уснул» (11 ст.). Ученики не поняли смысла слов Иисуса, тогда Он сказал прямо: «Лазарь умер» (14 ст.).

Смерть называется очень часто сном как в Ветхом, так и в Новом Завете (Дан.12:2; Деян.7:60; 1Фес.4:13-14). В Дан.12:2 написано: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление».

Вот поэтому Иисус и говорит Своим ученикам об их путешествии к Лазарю: «А Я иду разбудить его» (11 ст.). Поскольку Иисус объясняет, что под «сном» Он подразумевает «смерть», Он ясно говорит о воскресении. И все же не похоже, чтобы кто-то серьезно относился к тому, что имел в виду Иисус, до тех пор, пока не произошло чудо. На самом деле, Фома беспокоится о том, что их всех убьют, если они пойдут туда, а не о чуде, которое только что пообещал совершить Иисус. Слово «разбудить» — эксюпни́дзо — встречается только в этом месте во всем Новом Завете. Буквально оно означает «способствовать выхождению из сна, пробуждать». В очередной раз видна связь между сном и смертью. Иисус имеет в виду воскрешение Лазаря как пробуждение его ото сна.

Интересно, что, когда пришел Иисус, обе сестры в разных ситуациях говорят одно и то же: «Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Иоан.11:21,32). В присутствии Христа нет места для смерти, потому что Он — Источник жизни. Марфа и Мария видели, как Иисус исцелял больных. Они знали, что Он приносит жизнь. Когда Иисус сказал: «Воскреснет брат твой» (23 ст.), она ответила: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (24 ст.). Ее слова также дают понять, что она знала, что Лазарь не воскреснет до «последнего дня».

Марфа слышала о воскресении сына вдовы, а также дочери Иаира, но, возможно, не думала, что Иисус когда-либо совершит такое же чудо и для ее брата. Мы все можем иногда скептически относиться к тому, что Бог может совершить в нашей жизни, и думать, что чудеса предназначены только для других.

Но у Иисуса был замысел показать всем, что жизнь пребывает в Нем, потому что Он есть «воскресение и жизнь» (25 ст.). Иисус добавляет: «И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (26 ст.). Он подчеркивает, что в конечном счете те, кто верит в Него, не испытают второй смерти. Иисус может воскресить «в последний день» тех, кого Он изберет сейчас и в будущем.

Когда Иисус увидел Марию и плачущих иудеев, «восскорбел духом и возмутился» (33 ст.). В оригинале на греческом языке слово «восскорбел» — это эмбрима́омай. Помимо значения «быть глубоко взволнованным», оно также означает «предостерегать» или «упрекать» и пять раз используется в Новом Завете именно в этом значении (Матф.9:30; Марк.1:43; 14:5; Иоан.11:33,38). В Евангелиях от Матфея и Марка оно переводится как «ругать или порицать» или как строгое предупреждение, исходящее от Иисуса. Таким образом, когда Иисус отзывается здесь с эмбримаомай (глубоким чувством), вполне возможно, что этот отклик также включал гнев и огорчение из-за греха и его последствий. Иисус прекрасно осознавал тот факт, что страдания и смерть, которые переживает этот мир, являются результатом греха. Христос много знал о зле и потерях, поэтому вполне естественно, что в этой ситуации Он мог испытать такую бурю эмоций, которую трудно объяснить или даже понять. Христос был опечален за Своих близких друзей, которые только что пережили потерю, но также Он грустил обо всем человечестве из-за того, что грех так влияет на нас и на весь мир.

Когда Иисус призвал Лазаря выйти, он вышел из могилы. Удивительно, но всё, что Иисусу нужно было сделать, это повелеть: «выйди!» И снова, как и в истории о сотворении мира, Иисус просто сказал слово, и в результате возникла жизнь. Как Иисус сотворил солнце и луну, животных и людей, так и здесь Он снова создает жизнь. Иисус воскрешает и, следовательно, воссоздает. Грех и зло, напротив, разрушают, они противоположны Творению. Они уничтожают красоту и благость творения Божьего.

Когда с самого начала Иисус узнал, что Лазарь болен, Он сказал ученикам: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божьей, да прославится через нее Сын Божий» (4 ст.). Иисус был прославлен через смерть Лазаря, потому что все были свидетелями силы Иисуса, дающей жизнь.

Заключение


Итак, в этом уроке рассмотрели мы несколько разных видов воскресения. Самый первый из воскресших на земле к жизни вечной – это Моисей. Почему Бог допустил его смерть? А разве не мог бы Он взять его живым на небо? Разве тело его износилось, неужели у него была неизлечимая болезнь? Нет, он был вполне здоров. Его смерть была нужна, и воскресение – тоже. Когда явились Христу на горе преображения Илия и Моисей, они явили собой гарантию, что будут два представительства в вечности от людей: одни – воскресшие из мертвых, другие – не вкусившие смерти. Моисей – является гарантией и символом тех, кто воскреснет для вечности из мертвых. Дьявол имел на него претензии, но он воскрес.

Остальные из воскресших, о которых мы говорили в этом уроке, воскресли из мертвых, чтобы, прожив какое-то время, снова умереть. Нам предстоит на одном из уроков рассмотреть еще смерть и воскресение Христа. И мы увидим, чем Его смерть отличается от всех смертей, о которых мы говорили в этом уроке.

На этом этот урок окончен. Желаю вам, мои дорогие читатели и слушатели, Божьего благословения и удачи в проведении этого урока в ваших богослужебных собраниях в предстоящую субботу.

telegram

Похожие новости

Урок №13 - IV квартал 2021 - Александр Серков

Приветствую я вас, мои дорогие братья и сестры, на последнем уроке субботней школы в этом квартале.

21.12.21 Духовные размышления » Субботняя школа » Александр Серков
Александр Серков. Урок 10. Служа народам

Приветствую вас на уроке субботней школы «Служа народам»

09.03.14 Субботняя школа » Александр Серков
Разукрашка - Моисей в земле Египетской

Эти рисунки взяты из игры «Моисей в земле Египетской». Из них сделано разукрашку, чтобы дети могли

17.03.10 Детям

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть