Регистрация

Урок №9 - IV квартал 2022 - Александр Серков

Александр Серков 20-11-2022, 13:20 3 750 Духовные размышления » Субботняя школа » Александр Серков
0


Мир вам, дорогие мои сестры и братья. Приветствую вас на очередном уроке субботней школы. На этом уроке нам предстоит поговорить о текстах Писания, которые на первый взгляд кажутся какими-то противоречивыми со всей библейской концепцией о состоянии мертвых после смерти. Неправильно понимая эти высказывания, записанные на страницах Священного Писания, есть такие толкователи Библии, которые из этих текстов возвели богословские доктрины, и их порой трудно переубедить в их неправоте. Впрочем, давайте приступим к тщательному исследованию этих труднопонимаемых библейских текстов, и мы сами убедимся, кто прав, а кто заблуждается. Ведь недаром Павел пишет Тимофею:

3 Потому что придет время, когда здравое учение найдут неприемлемым и выберут тогда себе учителей по вкусу своему, которые будут говорить им то, что ласкает их слух;
4 Они будут глухи для восприятия истины, однако все свое внимание обратят на нелепые выдумки (2 Тим.4:3-4 ПС).


Итак, мы рассмотрим пять таких труднопонимаемых текстов Священного Писания.

I Богач и Лазарь


Прочитаем текст Писания:

19 И сказал им: «Один человек был богат, он носил самую дорогую одежду, жил в роскоши и каждый день пировал.
20 Перед воротами его дома сидел бедный человек по имени Лазарь. Его тело было полностью покрыто язвами.
21 Он ждал, пока кто-нибудь бросит ему объедки со стола богача; и разделял он их с бродячими собаками, которые к тому же зализывали его нарывы.
22 И вот бедный Лазарь умер, и ангелы перенесли его в долину Авраама. Умер и богатый человек, и был погребен.
23 В аду, находясь в страшных муках, поднял он глаза и вдали увидел Лазаря, который был в долине рядом с Авраамом.
24 И воззвал он громким голосом: “Отец Авраам, сжалься надо мной, пошли мне Лазаря, пусть он окунет кончик пальца в воду и немного охладит мой язык, потому что мучаюсь я в этом пламени!”
25 Но Авраам сказал: “Вспомни, сын мой, в жизни своей ты получил все самое лучшее, а Лазарю достались одни страдания. Теперь же здесь он утешается, а ты мучаешься.
26 К тому же между нами и вами – огромная пропасть. Поэтому, даже если кто-то захочет перейти отсюда к вам или от вас к нам, это невозможно”.
27 И сказал богач: “Тогда попрошу я тебя, отец Авраам, пошли Лазаря хотя бы в дом моих родителей.
28 Там у меня пятеро братьев, пусть он предостережет их, чтобы не попали они сюда в это место мучения”.
29 Но Авраам сказал: “У братьев твоих есть закон Моисея и наставления пророков, пусть слушают их предостережения”.
30 “Нет, Отец Авраам, этого недостаточно! – возразил богач, – вот если бы кто-то из мертвых пришел к ним, они изменили бы свою жизнь”.
31 Тогда Авраам сказал ему: “Если они не слушают предостережений Моисея и пророков, то и воскресший из мертвых не убедит их изменить свой образ жизни”» (Лук.16:19-31 ПС).


На что мы должны обратить внимание в первую очередь, прочитав этот текст? Хотя Иисус не говорит прямо, что это притча, но здесь просто невозможно не увидеть, что это именно так, что это не рассказ о загробной жизни в раю или аду, а притча, иносказание. А любая притча имеет свою определенную цель. Притча, как и басня, имеет цель оставить после себя какую-то поучительную мораль. Вот в этом ключе и следует рассматривать и эту притчу.

Давайте обратим внимание на некоторые детали этой притчи и представим условно, что это реальный рассказ о загробной жизни; и что же мы будем иметь в итоге?

Притча состоит из двух сцен. В самом начале Христос предлагает рассмотреть обычную бытовую жизнь двух людей. Он раскрывает образ в контрасте: один из них был весьма богат, жил в роскоши, и что ни день – у него пир, по поводу или без повода. Другой же – ну, очень уж бедный и больной, его тело было полностью покрыто язвами, и что примечательно: теми объедками со стола барина, которые попадали ему, он делился с бродячими собаками. Контраст: жадный богач и доброжелательный бедняк.

Но вот притча переходит в явное свое иносказание: умирает как один, так и другой, и попадают они в разные места, совершенно противоположные их земной жизни. Лазаря ангелы переносят в долину Авраама, а богатый человек (он даже не удостоился, чтобы его обозначить каким-либо именем) оказывается в аду и находится в страшных муках. Здесь следует сразу выяснить, где находится Лазарь по отношению к Аврааму. Иисус применил здесь греческое слово κόλπος колпос, значение которого: 1. грудь, лоно; 2. пазуха; 3. залив, бухта.

Это типичная еврейская идиома, означающая рай. Быть на груди какого-то высокопоставленного господина – означает самое привилегированное место на пиру. Евреи на пиру возлежали вокруг низкого стола, и голова каждого была вблизи груди возлежавшего слева. Иоанн лежал на груди Христа. Это самое почетное место. Эта идиома фигурирует в ряде мест Писания. Например, в другом случае Иисус сказал о рае, как о месте, куда многие придут и возлягут с Авраамом на празднике в Царстве Небесном (Матф.8:11). Христос был «на лоне Отца». Да, да, согласно греческого текста именно так. Синодальный перевод гласит: «Сущий в недре Отчем» (Иоан.1:18). Но Иоанн применил в этом тексте то же самое слово κόλπος колпос, значение которого: «грудь, лоно», что и в притче о богаче и Лазаре, где Лазарь был на лоне (на груди) Авраама. Просто эта идиома означает, что и Христос был с Отцом в самых близких и доверительных отношениях, и Лазарь в этой притче был с Авраамом также весьма близок. Как был контраст между богачом и Лазарем до их смерти, так и здесь Христос хотел показать огромный контраст между их пребыванием после смерти, только теперь было все наоборот.

У евреев Авраам был их отцом, и они практически искали спасение у него, вместо того, чтобы надежду на спасение возложить на Бога; а теперь Христос предлагал уповать на Него точно так, как и на Бога, потому что план спасения Бог выполняет через Христа.

Но суть этой притчи не в том. Хоть Христос и опирается в ней на представления израильтян, но мораль этой притчи Он сводит совершенно к другому. Те, кто считает, что это повествование является буквальным, а не притчей, должны обратить внимание на то, что получается как-то все не состыковочно.

Богатый человек умер и был погребен, и вдруг он оказывается в аду и там испытывает страшные муки. Так он в аду или похоронен в могиле? Ах, да, тело богача в могиле, а душа его в аду. Но Христос так не сказал, Он не выразился, что тело богача погребли, а душа мучилась в аду; нет, в аду был сам богач. Он поднял глаза и увидел Лазаря. А что, у души есть глаза? И душа обладает голосом, и притом, таким громким, чтобы обратиться к Аврааму и просить его о помощи?

Да, и Лазарь тоже умер; и не душа его полетела сама в рай, ведь она живая по понятиям некоторых, нет, нет, отнесли ангелы самого Лазаря, значит полностью, вместе с телом. Вы чувствуете, что это не какая-то реальность загробной жизни, а чистой воды аллегория. И богач, и Лазарь, да и сам Авраам, имеют и глаза, и уши, и тела их реальные. И что удивительно, глаза у богача настолько дальнозоркие, что из глубин ада он увидел Авраама в раю. И пальцы у Лазаря, должно быть, настолько длинные, чтобы он, окунув один из них, мог из рая на небе дотянуться до ада где-то в глубине земли и немного охладить язык богача, потому что он мучится в пламени.

Ну, да ладно, я думаю – хватит иронизировать, нам всем давно уже понятно, что в этом рассказе Иисуса вырисовывается чистая притча, а не некий рассказ о загробной жизни, из которого можно построить целую доктрину.

Но что Иисус хотел сказать этой притчей? В этой притче Иисус продолжает урок, изложенный в притче о нечестном управляющем (гл. 16: 1-12), о том, что использование возможностей настоящей жизни определяет будущую судьбу. Затем в образе богача Иисус указал, что люди могут почитать их, но Бог читает их сердца, как открытую книгу. У них было достаточно света; они долгое время наслаждались наставлениями «закона и пророков», а со времени служения Иоанна им принадлежал дополнительный свет Евангелия. В стихах 17-18 Иисус подтверждает, что принципы, изложенные в законе, неизменны – Бог не изменился – и приводит пример этой возвышенной истины. Затем Он рассказывает притчу о богаче и Лазаре, чтобы показать, что судьба решается в этой нынешней жизни использованием ее привилегий и возможностей. Во-первых, «некий богатый человек» представляет всех людей, которые неправильно используют жизненные возможности, и, в коллективном смысле, он также представляет еврейскую нацию, которая, как и богатый человек, совершала фатальную ошибку. Богатый человек ошибся, думая, что спасение основано на происхождении от Авраама, а не на характере.

Эта притча также была призвана научить тому, что будущая судьба определяется тем, как люди используют возможности этой нынешней жизни. Иисус не обсуждал ни состояние человека после смерти, ни время, когда будут раздаваться награды; Он просто проводил четкое различие между этой жизнью и следующей и показал связь одного с другим. Более того, толкование этой притчи как учения о том, что люди получают свои награды сразу после смерти, явно противоречит Библейскому учению и словам самого Иисуса Христа.

II «Ныне будешь» или «ныне говорю»?


Приведу я сначала текст Синодального перевода:

43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лук.23:43).


Это один из библейских текстов, наиболее широко используемых для доказательства учения о бессмертии души. При чтении этого текста почти во всех переводах (за некоторым исключением) создается впечатление, что в тот же самый день, когда Христос умер, Он и разбойник вместе с Ним, были уже в раю. Дело в том, что в оригинале нет знаков препинания, их поставили после. Согласно греческой конструкции, знак препинания можно поставить либо после слова «тебе», либо после слова «сегодня». Все зависит от религиозных убеждений переводчика.

Поэтому здесь должен быть другой подход к толкованию этого текста. Следует сопоставить этот текст с другими библейскими высказываниями на эту тему, и тогда вырисуется ясная картина, и будет понятно, где следует ставить запятую при переводе этого текста. Я не буду приводить много текстов, приведу лишь один. Вот он:

17 Иисус сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, Я еще не восходил к Отцу; иди к братьям Моим и скажи им, что Я восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, к Богу Моему и Богу вашему» (Иоан.20:17 ПС).


Если неправильно поставить запятую в тексте Лук.23:43, то это будет противоречить другому и бесспорному высказыванию Иисуса, что Он еще к Отцу не восходил. Я не думаю, что выражения: «Восходить к Отцу» и «быть в раю» – не синонимичны.

Поэтому, правильным написанием текста Лук.23:43 и произношением его было бы: «Истинно говорю тебе ныне: будешь со Мною в раю». Другими словами, Иисус обещал разбойнику, что он будет спасен.

III «Разрешиться и быть со Христом»


Прочитаем текст Писания:

21 Потому что для меня жизнь – Христос, смерть же – приобретение.
22 И вот, я теперь перед выбором: если останусь в живых, смогу еще плодотворно потрудиться для Христа; так что, я не знаю, что же мне предпочесть.
23 Влечет меня то и другое: я хочу расстаться с этой жизнью и быть со Христом; это было бы гораздо лучше;
24 Но ради вас нужнее оставаться мне во плоти (Фил.1:21-24 ПС).


В этом тексте есть два словосочетания, которые могут завести нас в заблуждение, особенно, если их соединить вместе. Вот они: «Расстаться с этой жизнью» (разрешиться – Син. пер.) и «быть со Христом». Может показаться, что Павел имеет в виду, что для него гораздо лучше было бы расстаться с этой жизнью и тут же очутиться на небе со Христом и уже сразу же после смерти блаженствовать в раю. А тут еще масло в огонь подбрасывает 24 стих: «Но ради вас нужнее оставаться мне во плоти». Получается, якобы, что, пока он жив, он во плоти и приносит пользу для христиан. А вот, когда он «разрешится» (расстанется) с этой жизнью и будет со Христом, тогда он тоже будет жить, но только уже без плоти, потому что только «ради вас ему нужнее оставаться во плоти» – пишет он. Вот как-то так можно интерпретировать этот текст, и многие так и поступают, утверждаясь в своем неправильном понимании библейских истин.

Опять же, как в этом тексте, так и в других, надо учитывать общее направление Библейского учения о бессмертии души, и тогда вырисуется, что апостол имел в виду в этом тексте. Давайте посмотрим, что этот же апостол говорит в других местах. Вот, например, такое место Писания:

13 Хотим мы, братья, чтобы вы вполне понимали, что происходит с умершими, иначе вы будете печалиться подобно тем, у которых нет надежды.
14 Ведь если мы верим, что Иисус не только умер, но и воскрес, мы также верим в то, что подобным же образом Бог и умерших в Иисусе приведет с Ним.
15 Ведь говорим мы вам словами самого Бога, что мы, или те из нас, кто останется среди живых во время пришествия Господа, не будем иметь никакого преимущества перед умершими, Иисуса мы не встретим раньше, чем умершие,
16 Потому что сам Господь сойдет с небес при призывном кличе архангела и трубе Божьей, и умершие с верой в Христа воскреснут прежде;
17 Лишь потом и мы, оставшиеся в живых, будем вознесены на облака вместе с воскресшими, чтобы встретить Господа на небе; встретившись с Господом, мы всегда с Ним останемся.
18 Поэтому ободряйте друг друга этими словами (1Фесс.4:13-18 ПС).


На прошлом уроке мы подробно разбирали этот текст, и здесь ясно говорится о том, что расстаются христиане с жизнью при смерти, а воскрешены они будут только при Втором пришествии Христа.

Когда Павел упомянул о своем «желании расстаться с этой жизнью и быть со Христом» (Фил.1:23), имел ли он в виду, что после смерти его душа вознесется, чтобы осознанно пребывать со Христом? Ни в коем случае. В этом тексте «Павел словесно выражает свое желание оставить нынешнее беспокойное существование и быть со Христом, не упоминая тот промежуток времени, который может произойти между этими двумя событиями. Этот стих не говорит, что Павел ожидал попасть на небеса сразу же после смерти. Апостол ясно говорил, что не получит своей награды до Второго пришествия (2Тим.4:8). По сути, Павел говорит, что после своего ухода (смерти), следующее, что он осознает, будет Второе пришествие и воскресение: «Восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фес.4:17). Также следует отметить, что авторы Библии иногда одновременно ссылаются на два события, которые могут быть разделены длительным периодом времени.

IV Проповедь духам в темнице


Прочитаем текст Писания:

18 Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,
19 Которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,
20 Некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды (1Петр.3:18-20).


Это Синодальный перевод. Что вы поняли из этого текста? Ну, мысль напрашивается, что Христос плотью был умерщвлен, но ожил духом и спустился в темницу и там проповедовал. Это так, поверхностное толкование этого текста. Но что-то при такой интерпретации не клеится. А что, Христос при жизни был без духа, и только, когда умер плотью, ожил духом? И спустился Он к таким же духам и проповедовал им? И что удивительно, Его проповедь была избирательна что ли, Он проповедовал не всем, а только тем духам, которые жили во время строения ковчега? Дальше я не буду больше иронизировать, потому что такое толкование безусловно бессмысленно. Давайте посмотрим, что имел в виду Петр, и в связи с чем он высказал эти слова.

Получатели этого послания либо переживали преследования извне в это время, или стояли перед лицом грядущих испытаний. Петр ободряет их и советует это «огненное испытание» не считать столь страшным или неслыханным переживанием, имея в виду факт, что и Христос однажды пострадал. Это было их преимуществом быть соучастниками Христовых страданий.

Но вот, описывая смерть Христа, Петр пишет то, что многих приводит в смущение. Да, действительно, непонятно на первый взгляд, куда Он спустился, и кому Он там проповедовал, а самое главное, Он же умер. Как Он мог мертвый что-то проповедовать, да и кому, ведь все остальные люди, жившие раньше, тоже мертвы?

Люди, верующие в бессмертие души, этот текст берут «на вооружение» своей идеологии и говорят: «Видите, души живые, и им Христос проповедовал, когда Его тело было мертвым». Тогда они сами себе противоречат. А как же тогда притча о богаче и Лазаре? Ведь концепция той притчи в том, что после смерти изменить ничего нельзя! А если изменить свою участь после смерти нельзя, то для чего тогда мертвым проповедовать?

Текст 1 Петра 3:18-20 имеет гораздо более простое объяснение. Христос был умерщвлен по плоти и может привести нас к Богу благодаря тому, что Он ожил духом. Но ожил Он не сразу же после смерти, как понимают люди, а на третий день, то есть, в первый день недели рано утром. Он умер по плоти, то есть, умерла Его физическая телесная природа, в которую Он был облачен. Но при воскресении Он воспринял прославленное человеческое естество, которое будут иметь все искупленные.

Нас смущает выражение: «ожив духом». Как это понять? Вот другой перевод этого текста:

18 Христос также пострадал за грехи людей, чтобы привести нас к Богу; это Он – Праведник, был умерщвлен по плоти за нас неправедных; но оживлен Он был в духе (1Петр.3:18 ПС).


Да, согласно оригиналу, правильно будет не «ожив духом» (синод. пер), а «в духе». Чтение «духом» не имеет основания согласно древним манускриптам. В чем здесь разница? Здесь конструкция сопоставления «в плоти» – «в духе» раскрывает переход из одного состояния в другое. Христос жил в человеческой плоти до смерти, но после воскресения Он имел уже прославленную духовную плоть.

Апостол Павел рисует эту же картину перехода Христа из одного состояния в другое. Цитирую текст Писания:

1 Павел, служитель Иисуса Христа, призванный Им быть апостолом и получивший повеление возвещать Евангелие,
2 Которое обещано было Богом еще в древние времена и записанное Его пророками в Священных Писаниях
3 О Сыне Своем, Который по плоти был потомком Давида,
4 Но по духу святости через воскресение из мертвых подтвердившим, что Он является воистину Сыном Божьим во всем Своем могуществе (Рим.1:1-4 ПС).


Здесь мы видим те же два состояния Христа: «по плоти» – до смерти и «по духу» – после воскресения.

Через воскресение Его человеческая природа была более совершенной, ближе к Божественной или «духовной природе», чем, когда Он жил на земле, как человек среди людей.

Но нам еще очень интересно узнать, когда Он в этой же духовной природе, сойдя, проповедовал? И куда Он сходил? Люди понимают, что во время смерти Он спустился и проповедовал. А раз спустился, то куда можно спуститься, еще глубже в какие-то преисподние места в земле?! Но это не библейское и не контекстуальное толкование. Петр пишет не о том. Он спускался, текст говорит, во дни Ноя с неба на землю и через служение Ноя проповедовал Духом Своим, Своей духовной природой допотопному миру.

Но почему мы имеем выражение: «находящимся в темнице духам…проповедовал». Находящимся в темнице – это находящимся в духовном, греховном состоянии, в котором находились допотопные люди. Это мрачное допотопное состояние людей. Но почему «духам»? Греческое «пнеумата», множественное число от «пнеума» или «пневма». Есть в русском языке такое название: «пневматическое оружие» или просто «воздушка». Пнеумата так и переводится: ветер, дыхание, дух. Дыхание является одной из характерных черт живого существа и, образно выражаясь, «пневма» означает нечто целое – «человек», «личность». Таким образом, эти духи могут быть рассматриваемы как живые человеческие существа. В самом деле, первая часть 20 стиха явно отождествляет их как людей, живших на земле непосредственно перед потопом. Они без сомнения были такими же действительными живыми человеческими существами, как и те «восемь душ», которые спаслись от потопа, представленные в 20 стихе.

Некоторые придерживаются мнения, что текст 1 Петр. 3:18-20 и 4:6 подтверждают учение о бессмертии души и осознанное состояние после смерти; и что в промежутке между распятием и воскресением Христос спускался в ад – символическое царство смерти, чтобы проповедовать тоскующим, бесплотным духам. Но логически, согласно этому взгляду, необходимо, чтобы «духи» в этом случае были отосланы в некоторого рода чистилище, и чтобы Христос проповедовал им в промежутке между Своей смертью и воскресением и, таким образом, дал им возможность быть спасенными и уйти из чистилища. Но большая часть протестантов, которые верят, что Петр учит о сознательном состоянии человека в смерти, были бы приведены в ужас, чтобы принять папское учение о чистилище и в равной мере небиблейское учение о возможности получить спасение после смерти. Те, которые утверждают, что ап. Петр в данном случае поддерживает их веру в так называемое учение о бессмертии души, должны также объяснить, почему Христос был так лицеприятен к «духам» мертвых грешников именно времени Ноя и не дал подобной возможности другим поколениям?

Священное Писание ясно учит, что человек должен принять учение в этой настоящей жизни и что личное испытание заканчивается смертью. Утверждать, что люди дней Ноя не имели благоприятного случая быть спасенными – значит отвергать факт, что Ной был проповедником правды своему поколению (2Петр.2:5), и что они сознательно отвергли весть Божью, посланную им через Ноя. Долготерпение Бога не ожидало бы во дни Ноя, во время строения ковчега так долго, если бы был другой удобный случай, чтобы уверовать и спастись.

Видите, как все не увязывается, если считать, что Христос между смертью и воскресением спускался куда-то и кому-то проповедовал. Христос умер по плоти, а в третий день воскрес по духу, и стал духовным Существом, тем самым, которым Он некогда во дни потопа через служение Ноя проповедовал допотопному миру, из которого спаслись только восемь человек. Вот такой расклад этого текста.

V Души мучеников под жертвенником


Прочитаем текст Писания:

9 Когда вскрыл Он пятую печать, увидел я у подножья жертвенника души людей, которые были убиты, потому что они до смерти оставались верны слову Божьему, свидетельствуя о Христе.
10 И громко возопили они: «Когда же наконец Ты, Владыка Святой и Истинный, осудишь обитающих на земле и взыщешь с них кровь нашу?»
11 И дана была каждому из них белая одежда и сказано было, чтобы они подождали еще некоторое время, пока число тех, кто трудится подобно им, их братьев, которые будут убиты также, как и они, не достигнет определенной полноты (Откр.6:9-11 ПС).


Сразу же возникает серьезный вопрос: «А почему это души находятся не в раю и не благоденствуют там, а ведь это те, которые до смерти оставались верны слову Божьему, свидетельствуя о Христе; почему это они находятся под жертвенником и испытывают какие-то неудобства и о чем-то вопиют к Богу, о чем-то Его просят»?

Не забывайте – книга Откровение является пророческой книгой, и открытие пятой апокалиптической печати представляет необычную сцену. Чтобы понять всю обстановку пятой печати, следует сначала подетально разобраться: о каком жертвеннике идет речь, что за души там под жертвенником, и о чем они просят Бога.

Жертвенник, о котором идет здесь речь – это жертвенник всесожжения, к подножью которого выливали кровь жертв. Как кровь жертв обычно выливали к подножью жертвенника, так и кровь мучеников символически пролилась на жертвенник Бога, когда они погибли, оставаясь верными Слову Божьему и свидетельству Иисуса. Поскольку кровь жертв была вылита у основания этого жертвенника, и «жизнь» (душа) в крови (Лев.17:11), так что души тех, кто отдал себя на мученичество, можно считать находящимися под жертвенником.

Правила толкования не требуют, чтобы мы искали конкретный жертвенник в определенном месте в определенный исторический момент. Как и в случае с деталями притчи, не все элементы пророческого символизма обязательно имеют значение для толкования. Похоже, что символика пятой печати была представлена, чтобы ободрить тех, кто столкнулся с мученичеством и смертью, с уверенностью в том, что, несмотря на кажущийся триумф врага, в конечном итоге придет оправдание. Такая поддержка была бы особенно обнадеживающей для тех, кто жил во времена ужасных гонений позднего Средневековья, но особенно во времена Реформации и после (около 1517-1755 гг.) Им, должно быть, казалось, что длительный период угнетения никогда не закончится. Послание пятой печати было заверением в том, что дело Божье в конечном итоге восторжествует.

Учитывая символизм книги Откровение, мы констатируем, что Иоанну картины в видении не были представлены в реальности. Если мы сравниваем это пророчество с другими пророческими видениями, то мы с уверенностью можем сказать, что на небе нет коней, ни белых, ни рыжих, ни черных, ни бледных, но они были показаны Иоанну в видении; и имели они свое символическое значение. И страшных зверей нет на небе, и Иисус не появляется там в образе Агнца с кровоточащей раной. Точно так нет там никаких «душ» у подножья жертвенника. Вся сцена была живописным и символическим представлением, предназначенным для того, чтобы преподать духовный урок.

Эта группа появляется снова, когда они возвращаются к жизни при Втором пришествии: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие… Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Откр.20:4). Понятно, что в этот момент они «ожили». До этого они еще не были живыми душами/духами, иначе это утверждение было бы излишним. Таким образом, описание их «покоя» в течение некоторого времени в сочетании с идеей «сна», используемой в Библии для обозначения смерти, приводит читателя к пониманию того, что обезглавленные святые должны были оставаться в своих могилах до Второго пришествия Христа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, мои дорогие читатели и слушатели. Тема о судьбе душ после смерти еще не окончена. В следующем десятом уроке мы будем говорить об адском огне. Это тоже интересная тема. Божьего вам благословения. До следующего урока.

telegram

Похожие новости

Уроки субботней школы на 3 квартал 2016 год - Роль Церкви в жизни общества

Уроки субботней школы на 3 квартал 2016 год - Роль Церкви в жизни общества (с комментариями для

22.06.16 Субботняя школа
Александр Серков. Урок 10. Служа народам

Приветствую вас на уроке субботней школы «Служа народам»

09.03.14 Субботняя школа » Александр Серков
Евангелие Павла. Тема недели «Авторитет Павла и Евангелие»

Одна из уникальных особенностей посланий Павла заключается в том, как в приветственных строках он

04.10.11 Субботняя школа

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть