Регистрация

Анатолий Райчинец - Воздвигнутые Богом

samuil 18-11-2010, 12:21 4 767 Новости
0

Анатолий Райчинец - Воздвигнутые Богом

Анатолий Райчинец – сотрудник Украинского библейского общества, возглавляет отдел внешних связей и является заместителем генерального секретаря УБО.

«Воздвигнутые Богом» – сборник биографических очерков о главах четырех протестантских конфессий Украины. Героями книги стали Григорий Комендант, президент Всеукраинского союза объединений евангельских христиан-баптистов (в период с 1994 по 2006 гг.), Михаил Паночко, президент Всеукраинского союза церквей христиан-пятидесятников, Василий Райчинец, президент Союза свободных церквей христиан евангельской веры Украины, и Владимир Крупский, президент Украинской унионной конференции церкви адвентистов седьмого дня.

Древний философ Гераклит говорил, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Действительно, все в мире меняется, как вода в быстрой реке, - меняются люди, времена, эпохи. Советскую эпоху, в которую родился автор этой книги, сейчас мы видим как бы сквозь тусклое стекло. Она уже стала объектом внимания историков, беллетристов и кинорежиссеров. Отошли в прошлое и «лихие девяностые», время небывалой разрухи, небывалого духовного голода, а также небывалого роста церквей. Еще недавно эти события были частью нашего бытия - мы близко соприкасались с ними, были их свидетелями и участниками. А для наших детей эпоха Советского Союза вскоре станет такой же далекой, как для нас - времена Тараса Шевченко или Первая мировая война.

Зато уходящее поколение хорошо помнит советские годы. Это было необычное время. Люди жили в одной из сильнейших сверхдержав планеты - и вместо «светлого будущего» оказались в таких условиях, когда нужно было стоять в очереди за хлебом. Говорили об уверенности в завтрашнем дне - и в то же время верующие, «инакомыслящие» жили в постоянном ожидании ареста. А сотням и тысячам последователей Христа пришлось отбывать сроки в сталинских сибирских лагерях или на лесоповалах, где их труд был поистине каторжным. Многие из них не выдержали суровых испытаний и сложили там свои головы.

Для большинства верующих эти годы были временем преследований и унижений, но вместе с тем - временем искренней веры и посвящения себя Богу, полного их самопожертвования. Становясь на поприще духовного служения, пастор не ожидал хорошей зарплаты или квартиры за церковный счет. И никаких гарантий свободы или благополучия ни у пастора, ни у его семьи не существовало. Оставаться христианином исключительно в стенах церкви было тогда невозможно: за посещение подпольного богослужения можно было угодить в тюрьму, в лучшем случае - отделаться огромным штрафом. Дети верующих родителей не прикалывали значков с «рыбками» на рюкзаки и не ездили в христианские лагеря. В те времена дети служителей, не сомневаясь в своих убеждениях, старались и в церкви, и в повседневной жизни следовать примеру родителей.

Конечно, тем, кто вырос во времена строительства коммунизма и борьбы с «религиозными предрассудками», приспособиться к реалиям начала XXI века нелегко - ведь большая часть жизни уже позади. Зато поколение, к которому принадлежит автор этой книги, образно говоря, одной ногой стоит в веке двадцатом, советском, другой же - в веке двадцать первом, в современном быстроменяющемся мире со всеми его трудностями и испытаниями. Поэтому именно у нас, представителей этого «переходного» поколения, есть все возможности стать своеобразным мостом между двумя эпохами, сохранить память обо всем, что сами видели и слышали, и передать нашим детям все лучшее, что было в наших отцах.

В этой книге я хочу рассказать о Г.И. Коменданте, М.C. Паночко, В.Ф. Райчинце и В.А. Крупском. Григорий Иванович Комендант - многолетний председатель Всеукраинского союза объединений евангельских христиан-баптистов, ныне президент Украинского библейского общества. Михаил Степанович Паночко - президент Всеукраинского союза церквей христиан веры евангельской-пятидесятников. Василий Федорович Райчинец - президент Союза свободных церквей христиан евангельской веры Украины. Владимир Аркадьевич Крупский - президент Украинского униона церкви христиан-адвентистов седьмого дня.

Почему я решил написать именно об этих людях? Сначала попытаюсь объяснить, что вообще побудило меня взяться за перо. Читая Библию и исследуя прочитанное, я все глубже понимал, какое большое значение Господь придает слову устному и слову письменному. Вспомним первые строки Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога» (Ин.1:1-2). Бог говорил с Адамом, Авраамом, Моисеем, Исааком, Иаковом, Иосифом и другими мужами Божьими. И не просто общался с ними - Господь при этом часто давал им четкое повеление: «Напиши!» Такое указание в свое время получали Моисей, Иисус Навин, Иеремия, Иоанн Богослов и многие другие. Именно благодаря их послушанию драгоценные мысли и обетования Божьи дошли до нас. В книге пророка Аввакума мы читаем: «И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать» (Авв.2:2). Здесь мы видим уже не просто само поручение «записать», но и указание, как именно это нужно сделать: «чтобы читающий легко мог прочитать».

Много людей принимало участие в создании Священного Писания, состоящего из 66 книг. Эти люди были различны по социальному положению, профессии, образованию. Лука, как известно, по специальности был врачом. Но мы его знаем, прежде всего, как евангелиста, а отдельные исследователи называют Луку еще и одаренным журналистом, так как его Евангелие считается наиболее полным. А при написании Деяний апостолов им использованы все жанры, существующие в журналистике. Подумайте, что было бы, если б Лука или кто-то другой из четырех евангелистов не записал принятое от Духа Святого? Или же Иоанн Богослов на безлюдном острове Патмос не счел необходимым записать Божественное Откровение о будущем Церкви Христовой?

Вот так в душевных размышлениях о высокой ценности слова молвленного и написанного я осознал, что мой долг - записать воспоминания о том, что видел и что знаю о служителях Божьих нынешнего времени, и тем самым сохранить эти сведения во свидетельство о милостях Господних и в назидание потомкам.

Теперь о том, почему мое внимание привлекла именно эта «четверка». Конечно, есть много других опытных, не менее достойных священнослужителей, которые следовали своему призванию самоотверженно и верно. Надеюсь, о них напишут близкие им люди, которые несли вместе с ними служение и были свидетелями многих интересных историй и случаев. Но я пишу о тех, с кем по Божьей милости имел честь близко общаться - беседовать, разделять трапезу и кров, путешествовать, участвовать в разных формах церковного служения, служа переводчиком или же просто сопровождая их в многочисленных командировках - с одними больше, с другими меньше. Об их интенсивной и насыщенной разными переживаниями жизни можно рассказывать долго и интересно, но я пишу здесь только о том, что лично слышал от них, что видел и что пережил вместе с ними. Эта книга - сравнительно небольшая капля в огромном океане информации о них, но пусть даже и так. Я не историк и не могу воссоздать образ человека по книгам, документам, воспоминаниям. Писать я могу только о тех людях, с которыми имел честь общаться сам. Такой рассказ, как мне кажется, будет наиболее выразительным и убедительным для читателя.

Наверно, именно поэтому самые интересные книги о великих людях разных эпох нам оставили те, кто имел возможность близко общаться со своими героями. Лука, написавший книгу Деяний апостолов, был другом апостола Павла. Платон, давший нам в своих диалогах образ великого Сократа, был одним из его ближайших учеников. Жан де Жуанвиль, друг французского короля Людовика Святого, написал книгу о своем друге, которая до сих пор в почете у историков как ценнейший документ, повествующий о жизни великого короля-крестоносца. Да простят меня Бог и читатель за такую аналогию - мотивы, которыми я руководствовался при создании сборника биографических очерков, никоим образом нельзя сравнить с теми, что подвигли Платона или евангелиста Луку на их труд. Вполне осознавая свое человеческое несовершенство, я просто хочу сказать: лучше всего писать о том, что сам видел и слышал из первых уст.

В наши дни мы видим существенные различия между поколением священнослужителей «советской закалки» и более молодыми пасторами и лидерами. Явно прослеживается разница в понимании ответственности пасторского служения и всех составляющих этого нелегкого призвания. Из очерков о четырех главах протестантских конфессий в Украине читатель сможет узнать о том, как начинали и совершали свое поприще и служение герои этой книги, окунуться во время, в котором они родились и воспитывались. Читатель увидит, как Бог формировал их характеры, готовя этих людей к особому служению с самого раннего их возраста, сможет ощутить влияние окружавшей их среды и тогдашнего времени вообще. Читатель откроет для себя их понимание служения и их отношение к призванию, которое возложил на них Господь, их жизненные ценности, приоритеты - все, что определяет их как истинных Служителей Божьих. Именно так, с большой буквы - благодаря глубокому посвящению и самоотверженности в служении, на которое их призвал Бог. Тогда не было условий, подобных нынешним, различных духовных семинарий, духовно-назидательных конференций, комфортабельных залов для богослужений, обилия богословской литературы, Интернета и других вспомогательных технических средств... Зато были посвящение и верность, за которую подчас приходилось платить высокую цену. Быть христианином - действительно значило быть не таким, как все. Это значило - часто «плыть против течения», рискуя личным или семейным благополучием, свободой, а иногда и жизнью.

Общие трудности сплачивали людей. Власть понимала это и стремилась разобщить их. Во многих городах в одном и том же молитвенном доме собирались пятидесятники, баптисты, адвентисты - и органы КГБ постоянно пытались посеять семена раздора между христианами разных направлений. Спецслужбы вели травлю верующих, пытались поссорить конфессии между собой, придумывали разные комбинации и схемы, чтобы посеять неприязнь и подозрения и тем самым разделить людей. Поэтому от верующих в те времена требовались огромная мудрость и смирение. Федор Федорович Райчинец, мой дед и отец одного из героев повествования, рассказывал, как отбывал заключение. В лагере он встретился с верующими других исповеданий, однако за колючей проволокой разницы между конфессиями не существовало. Верующие вместе молились, назидали друг друга Словом, совершали Вечерю Господню, омывали друг другу ноги. Что и говорить, в тех условиях для разделений не находилось места. Федор Федорович рассказывал, насколько обогащало их как людей, как творение Господне и смиряло друг перед другом понимание того, что во Христе мы едины и что Он вверил нам Свой труд - нести человечеству слово Истины. Они вместе выбирались за пределы лагеря и вместе крестили в водоемах тех, кому проповедовали о спасении и кто принял его и уверовал.

Я не хочу сказать, что те времена были лучше, нежели наши, - тогда существовали иные, свои трудности и искушения. Но мне кажется, что уходящему поколению христиан есть чем поделиться с христианами сегодняшнего и завтрашнего дня. Именно поэтому я решил в кратких очерках представить биографии четырех глав протестантских конфессий, набравшись смелости записать свои наблюдения и воспоминания о них, равно как и собственные впечатления об этих лидерах церквей своей эпохи. Один из них уже ушел на заслуженный отдых, остальные - у порога этого рубежа, кто-то ближе, а кто-то дальше. Это собрание очерков я и хочу представить своему, молодому поколению как небольшой рассказ о духовных лидерах поколения предыдущего, дабы сберечь, по возможности, память о них для наших потомков.

Люди, о которых пишу, не имели возможности получить образование в высших учебных заведениях СССР. У них не было возможности изучить дипломатический протокол и этикет. Однако всякий раз, когда им приходилось выступать в прямом эфире радио или телевидения, в парламентах и правительствах, общаться с президентами, премьер-министрами, послами, герои этой книги выглядели так, как люди, окончившие в свое время Высшую дипломатическую академию Советского Союза. Иногда я обращал внимание даже на такие детали, как цвет их костюма на том или ином мероприятии, куда были они приглашены, и удивлялся адекватности, корректности и элегантной простоте первых лиц протестантских евангельских церквей. Уверенно могу сказать, что это - «мудрость, сходящая свыше» и, в какой-то мере, результат вынужденного самообразования. И тот факт, что на своих ответственных духовных постах они пребывают уже долгое время, будучи переизбранными на третий срок, а некоторые - даже на четвертый (тем более что в протестантских конфессиях первое лицо избирается путем тайного голосования), говорит о высоком доверии к ним церквей во всей Украине.

Что значит быть руководителем конфессии, церкви, деноминации в большом государстве, отличающемся религиозным многообразием? Быть хорошим проповедником и духовным наставником для этого недостаточно - необходим и администраторский талант, и дипломатические навыки, и соответственные, чисто человеческие способности. Эти люди, вынужденные знать все, «в принудительном порядке» приобретали всевозможные качества и таланты. Я очень благодарен Богу за то, что имел честь служить Ему вместе с этими генералами веры, у которых смог научиться очень многому. В служении и в повседневной жизни они - достойный пример для моего поколения. Интересно и одновременно удивительно то, что эти четыре лидера протестантских конфессий очень похожи - своими жизненными ценностями, взглядами и, в особенности, отношением и подходами к разрешению житейских и «типичных» внутрицерковных вопросов, которые очень часто возникают во всех протестантских общинах. Не потому ли, что все они - одной закалки?

А может, потому, что каждый из них прошел свой путь с Господом, и Бог Сам созидал их как лидеров, готовя к особому времени - времени религиозной свободы, дающей возможность расширить границы деятельности Церкви... Ведь если взглянуть на статистику этих четырех деноминаций, то можно увидеть стремительный рост и умножение поместных церквей. В период с 1991 года по настоящее время в каждой из упомянутых конфессий количество церквей почти утроилось. В этом есть и существенная заслуга самоотверженного служения героев очерков. Им приходилось быть евангелистами, проповедовать на различных евангелизационных программах, одновременно с этим заниматься строительством (так как появилась огромная нужда в церковных зданиях, молитвенных домах, храмах) и успевать находить средства для всего этого. А еще - представлять свои конфессии на государственном и международном уровнях и по мере востребования «браться за плуг» международного служения. О подобной ситуации в народе говорят: работать на износ. По-моему, это самое подходящее описание их самоотверженности.

И еще одна черта сильно удивляет в них: несмотря на такую неимоверно активную деятельность, они остались простыми священнослужителями, не поддались прелестям всех привилегий и атрибутов, свойственных известным успешным лидерам нашего времени. У них нет охраны, они свободно передвигаются и общаются с людьми, обходятся без лимузинов и резиденций, хотя на своих высоких духовных постах и называются президентами. Часто сами садятся за руль автомобиля и по долгу служения, вне зависимости от времени суток, едут в разные города, регионы. Не жалея себя, все отдают ради Божьего дела.

На всю жизнь запомнился один случай. Мы были в командировке в Великобритании, по линии Объединенных Библейских Обществ. В состав делегации входили Г.И. Комендант - президент Украинского Библейского Общества (УБО) и В.А. Крупский - глава ревизионной комиссии. В один из вечеров делегаты собрались в гостиничном номере у Г.И. Коменданта (там присутствовал еще и Александр Иванович Бабийчук - генеральный секретарь УБО). В ходе разговора они стали рассуждать о последнем времени и о Втором пришествии Иисуса Христа, о событиях, происходящих в Израиле, и об их значении. Завязалась очень горячая, живая дискуссия. Я же, слушая, наблюдал, как дискутируют лидеры такого ранга, и восхищался их умением выслушать собеседника, пусть даже и оппонента, а также их открытостью, искренностью и смирением. Взгляды, толкования излагались разные, но с каким взаимным уважением! А в заключение - уже далеко за полночь - Григорий Иванович предложил склониться на колени перед Началом всякой мудрости и, осознавая нашу ограниченность в познании Божьей истины, просить у Него милости, чтобы глубже познать Его великий замысел спасения грешного человечества.

Жизненный путь этих людей во многом был схож. Родились они в разные годы, в разных регионах, но в одно время - время тоталитарного режима. Тогда молодой человек, не состоявший в комсомоле, даже мечтать не мог о каких-либо достижениях в жизни. Владимир Аркадьевич Крупский вспоминал, что кто-то из учителей его школы сказал ему: «Если ты не откажешься от своих убеждений и не встанешь на правильный путь, который ведет к вершинам успеха, то не видать тебе никакой карьеры в жизни». «Правильный путь», о котором говорил этот человек, - это вступление в комсомол и членство в КПСС, без чего в те времена немыслимо было достичь успеха. Получилось же все наоборот. О том же рассказывал и Василий Федорович Райчинец. Директор школы, в которой он учился, сказал ему: «Вася, если ты не откажешься от своих идеалов и убеждений, которым просто нет места в современном обществе, - проживешь жизнь кочегаром в селе при какой-нибудь больнице, и это еще в лучшем случае». Конечно, быть хорошим кочегаром - не грешно и даже не постыдно. Но, думаю, в жизни героев моей книги Господь намеренно устроил все так, чтобы показать полную несостоятельность подобных прогнозов.

Г.И. Комендант и М.С. Паночко, В.Ф. Райчинец и В.А. Крупский были готовы ради своей веры «прожить жизнь кочегарами». Не имея возможности получить высшее образование из-за своих убеждений, они поначалу зарабатывали на хлеб насущный, трудясь водителями, лесорубами, слесарями-ремонтниками, дворниками... Но теперь Бог поставил их во главе всеукраинских христианских союзов, то есть, по сути, целых конфессий. Они объехали весь мир, получили многочисленные правительственные благодарности и награды. Они проповедовали разным народам, в тысячах церквей, встречались с первыми лицами других государств...

В 2008 году я присутствовал на похоронах матери Владимира Аркадьевича Крупского в селе Хажин Бердичевского района. На траурное богослужение пришли многие из сверстников Владимира Аркадьевича, которые в свое время избрали «правильный» путь в светлое будущее и не понимали его выбора, сделанного из-за религиозных убеждений. Многие из них достигли чего-то в жизни. Но «светлое будущее» построить не удалось, и они потеряли работу, которая обеспечивала им положение в обществе. Многие стали злоупотреблять алкоголем, не видя будущего, не имея цели. Их ценности были совсем другими, а теперь в их глазах - пустота и разочарование. Я посмотрел на Владимира Аркадьевича, который, конечно, был опечален потерей любимой матери. Но когда он обратился ко всем присутствующим на похоронах, - в его глазах, в его искренних словах была надежда. Он, некогда «списанный со счетов», доверял Богу, и Бог повел его Своей дорогой, поднял на невиданные духовные высоты.

Вспоминаю и рассказ Григория Ивановича Коменданта. В селе Ставище, на Хмельниччине, ему тоже обещали, что он далеко не пойдет, если не сделает правильных выводов относительно своей веры. Однако спустя тридцать с лишним лет, в 1990 году, Григорий Иванович на встрече в Кремле, сидя рядом с Билли Грэмом, рассказывал о своей вере и о милосердном Господе самому Президенту большой Советской империи. Позднее, во время очередной встречи М.С. Горбачева с американской делегацией, один из конгрессменов США предложил Михаилу Сергеевичу по завершении переговоров несколько уклониться от протокола и совершить молитву прямо там, у него в кабинете. Горбачев посмотрел в сторону стоявшего рядом генерала Медведева из КГБ (главы службы безопасности Президента СССР), а потом - на Григория Ивановича, ожидая его реакции. М.С. Горбачев раньше встречался с Г.И. Комендантом и потому этим жестом как будто спрашивал одобрения. Григорий Иванович кивнул в ответ одобрительно - «разрешил». Так совершилась, наверное, первая молитва в Кремле в кабинете М.С. Горбачева - с согласия и при участии Григория Ивановича.

Михаил Степанович Паночко также рассказывал, как его убеждали стать в ряды комсомола, прельщали разными благами, обещая сделать его великим лидером в большой советской стране и обеспечить ему «хорошее будущее» (он был очень способным учеником, окончил школу всего с тремя «четверками», в остальном же был отличником). Но твердая вера в Господа и христианские убеждения были гораздо важнее для него, за что и приходилось дорого платить. Вспоминается обращение Михаила Степановича к делегатам одной международной пасторской конференции в феврале 2009 года. В своем выступлении он призывал священнослужителей к самоотверженности и к полному посвящению себя служению. Михаил Степанович делал акцент на том, что Бог желает творить Свою волю через смиренных, «преломленных» служителей: «В смирении позвольте Господу «преломить» вас, чтобы все человеческое в вас стало второстепенным. Тогда у вас будет та же способность видеть, мыслить и чувствовать, что присуща верным слугам Господа».

Когда-то этих людей пытались переубедить для того, чтобы они могли якобы занять достойное место в обществе. Но они оставались твердыми в вере и в своих убеждениях, тем самым рискуя остаться на обочине стремительно развивающегося великого государства. Но если человек доверяет свою жизнь Богу, ему не страшны никакие угрозы. Так, в твердом уповании на Господа, прошли десятилетия самого непредсказуемого периода их жизни и служения. Теперь эти люди - члены Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций, основанного вторым Президентом Украины в 1996 году. Сейчас лидеры государства интересуются их мнением о том или ином сложном вопросе. Мало того, президенты Леонид Данилович Кучма и Виктор Андреевич Ющенко вручили им государственные благодарности и награды за заслуги перед Отечеством в духовном возрождении украинского народа. Воистину, верного в малом Господь ставит над многим.

Как говорил основоположник духовной Реформации в Германии Мартин Лютер: «Множество вещей я держал в своих руках - и все растерял. Но то, что вложил в Божьи руки, - имею до сих пор». Сказано очень просто, но верно и мудро, и сегодня, согласитесь, звучит не менее актуально.

Сходство и различие жизненных дорог моих героев во многом отражает судьбу всего нашего народа, сложность испытаний, выпавших на его долю, трудности, с которыми мы сталкиваемся сейчас, - и ту аксиому, что только настоящее духовное пробуждение и вера в Бога могут принести Украине мир и благополучие. Поэтому самоотверженность, стойкость и верность людей, чьи судьбы кратко описаны в этой книге, могут послужить нам примером того, каким должен быть настоящий христианин и просто преданный гражданин своего Отечества.



P. S.

Когда работа над рукописью этих очерков подходила к концу, в мои руки почти случайно попала книга английского христианского публициста А. Гудинга «Тринадцать судей». Повествуя о жизни тринадцати мужей, воздвигнутых Богом для руководства и защиты своего народа в очень непростые для Израиля времена, - «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд.17:6; 21:25), - автор отмечает, что никто не назначал их судьями. Также и они не назначали друг друга и не передавали этот пост по наследству. По происхождению все они были разными людьми, призванными на ответственное служение Самим Богом. Они были из разных колен Израилевых, из разных социальных классов, разного уровня образования. Некоторые были великими, известными и богатыми, другие же - незначительными и бедными. Они происходили из разных семей - воина, дипломата, земледельца, разбойника, священника. Среди этих людей была и женщина. Но все они в нужное время были избраны Святым Духом и использованы Богом во благо Его народа.

К примеру, Самегар убил шестьсот филистимлян воловьим рожном, даже не взяв в руки меча - он не был воином. Простой сельский труженик, он знал, как справляться с упрямыми волами, - и он был одним из тех, кого Бог воздвиг среди Своего народа. Написано о Самегаре: «...и он также спас Израиля» (Суд.3:31). Гедеон был еще юношей, когда Бог призвал его: «Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле... И явился ему Ангел Господень, и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный!» (Суд.6:11-12). В глазах Божьих он - муж сильный, и Господь подсказал ему, как отобрать из войска в тридцать две тысячи человек только трехсот самых смелых и сообразительных. И дать им в руки нужно было, опять же, не мечи, а громогласные трубы и кувшины, в которых были спрятаны горящие светильники. И с таким необычным оружием они одержали победу над мадианитянами.

Пусть извинит меня читатель за столь пространный экскурс во времена Ветхого Завета. Однако в этом повествовании о судьях я нахожу некое сходство с историей призвания на служение героев моей книги. И в нашем веке есть руководители народа Божьего, которые не унаследовали своего положения и не обрели его путем преемственности, но стали таковыми по призванию свыше: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28).

В деле Божьем не всегда есть необходимость проявлять великий героизм и отвагу, быть чересчур умным человеком, образованным дипломатом или, может быть, владеть многими языками. Для того чтобы руководить народом Божьим, нет нужды быть человеком влиятельным по меркам этого мира. Здесь необходим человек, воздвигнутый Богом, от которого, прежде всего, требуется величайшее смирение и ответственное отношение к делу. Смиренный человек - очень сильный человек, который в любой ситуации может управлять собой и другими. И это подтверждается многолетним опытом четырех руководителей протестантских конфессий, с которыми вам, дорогой читатель, предстоит познакомиться на последующих страницах.
telegram

Похожие новости

Лидеры протестантских Церквей Украины и России пытаются улучшить отношения между двумя странами

Лидеры протестантских Церквей Украины и России пытаются улучшить отношения между двумя странами. В

13.04.14 Новости АСД в СНГ
Адвентисты - мы часть России

Церковь Христиан Адвентистов седьмого дня одна из крупнейших протестантских общин в мире. В России

04.02.11 Разное
Ежегодный праздник Библии в Харькове

Адвентисты Седьмого Дня города Харькова 14 ноября отпраздновали День Библии. Этот праздник ежегодно

17.11.09 Новости АСД в СНГ

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть