Александр Серков. Апостолы и закон
Александр Серков 12-06-2014, 22:30 2 450 Субботняя школа » Александр СерковПриступая к новому уроку, мы рассмотрим отношение апостолов к закону. Давайте начнем с такого вопроса: «Неужели есть какой-либо повод к тому, чтобы во времена после смерти Христа была бы необходимость пересмотреть как-то закон и изменить его или вообще отменить? Сегодня заявляют: «Христос отменил закон, и апостолы жили уже по новому завету». В прошлом уроке мы уяснили, что такое завет, и какое отношение он имеет к закону. Эта тема предлагает нам взглянуть на практическую сторону этого вопроса во времена апостолов или ранней христианской церкви, каково было их отношение к закону. В частности, как апостол Павел относился к закону, ведь он немало об этом написал. Вот об этом мы и поговорим подробно.
Эпиграфом к этому уроку мы имеем текст Писания, который гласит ясно, конкретно и лаконично:
«Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим.7:12).
Давайте обратимся в этом уроке конкретно к некоторым апостолам и посмотрим, что они говорят о законе.
Воскресенье. Петр о законе
Мы начнем с Петра, что он говорит по этому поводу. Цитирую текст:
9 Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1Петра 2:9).
Петр не из последних учеников Христа. Он и у Христа был одним из лидирующих и в тройку избранных попал. Христос ему лично дал особые указания относительно его служения.
После Пятидесятницы мы также видим Петра среди лидирующих. Он как спикер выступает от группы верующих и произносит к народу свою пламенную проповедь. Скажите, Петр знал бы о том, что закон изменен, если бы такое действительно произошло? Естественно, да.
Но вот рассматривая его наставления к церкви, что мы наблюдаем? Он обращается к народу, как к «избранному народу, царственному священству». Что он хотел этим сказать, что мы теперь анархическое общество, свободное делать все, что каждому заблагорассудится и день соблюдать какой нам понравится? Так что ли? Нет. Бог избрал в свое время израильский народ, чтобы он был особым народом и дал ему закон, регулирующий их отношения друг с другом и с их Господом. А мы теперь духовный Израиль и эти же правила регулируют и наши отношения.
Поэтому сразу же после напоминания людям об их статусе, Петр увещевает христиан жить праведной жизнью:
11 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу,
12 и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, видя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения (1Петр.2:11-12).
Он также предостерегает своих слушателей, чтобы они остерегались лжеучителей, проповедующих «Евангелие», свободное от Закона. Так как мы знаем, что означает закон, мы должны являть его суть и смысл другим. В результате, когда люди будут говорить о нас плохо, другие увидят в наших добрых делах причину прославлять Бога. Показывать пример соблюдения закона — это великая ответственность, потому что, как бы то ни было, мы не можем закону противоречить. Когда мы рассказываем людям об их Спасителе, мы должны оставаться верными нашим убеждениям или же рискуем потерять их навсегда. Он пишет:
20 Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.
Петр затем добавляет, что «лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (2 Пет. 2:21).
А в третьей главе он пишет:
2 чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими (2 Петр.3:2).
Явить свет, присущий Божьему закону, только для того, чтобы затем он погас, намного хуже, чем никогда не знать о том, что этот свет существовал. Наша миссия, состоящая в том, чтобы показывать, что закон праведен, никогда не должна подвергаться сомнению в наших сердцах, иначе мы не сможем сделать то, что Бог ждет от нас, — показывать пример соблюдения закона.
Понедельник. Иоанн о законе
Иоанн написал немало книг. Его перу принадлежит Евангелие, три послания и книга Откровение. Как и Петр, он был среди первых избранных Иисусом учеников, у него также были особые взаимоотношения с Иисусом. По причине его близости к Иисусу его также называют любимым учеником Христа. Судя по последнему тексту его Евангелия (Ин.21:25), Иоанну было многое известно о деятельности Иисуса. Несомненно, такой близкий к Иисусу человек, как Иоанн, знал бы о том, что Иисус отменил Закон Божий, если бы это было так.
Давайте посмотрим, что Иоанн пишет о законе. Мы обратимся к тексту из его Евангелия, а затем к одному из его посланий.
В 15 главе своего Евангелия Иоанн вспоминает притчу о виноградаре, которую рассказал Христос. Описывая ее, он приводит слова Христа о соблюдении закона:
8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.
9 Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.
10 Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.
Оказывается, что кроме функции детоводителя закон учит нас еще понимать любовь. Иоанн описывает закон как любовь, когда использует метафору Иисуса о виноградной лозе. Он говорит о плоде, который есть закон, проявляющий себя в нас, который растет только тогда, когда мы остаемся на лозе – Иисусе Христе. Более того, если мы соблюдаем Его заповеди, мы будем жить в окружении Его любви. Иметь закон в сердце означает иметь связь с Иисусом. Христос предлагает нам закон, чтобы мы нашли радость, которая появляется только тогда, когда мы с Ним. Из метафоры о виноградной лозе мы узнаем, что больше всего на свете Иисус желает, чтобы каждый Его последователь испытал
любовь, которая вдохновила Его умереть за нас.
Когда Иоанн размышляет об этой метафоре, он пишет, что мы «узнаём, что мы в Нем» (1 Ин. 2:5), только тогда, когда по-настоящему следуем Его слову и живем, как жил Он, показывая миру путь к истинному счастью. Вера наша тогда хороша, когда мы подкрепляем ее делами, потому что вера и дела идут рука об руку.
Вторник. Иаков о законе
Цитирую текст:
7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете.
9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками (Иак.2:7-9).
О ком здесь речь? О богатых хулителях. Богатые считают, что им все можно и Иаков осуждает бедных христиан, что они раболепствует перед богатыми, которые хулят Господа. Члены церкви должны уважать богатых, но не более, чем бедных.
Говоря о законе царском, Иаков имеет ввиду тот закон, который издан царем, в данном случае Царем неба. Закон любви – главный принцип, на котором зиждутся все остальные законы. Этот царский закон десятисловия называется также законом совершенным.
Правила христианской жизни определены Писанием. Иаков, как и другие новозаветные авторы, Писанием называет ветхозаветные Писания. Положение «Возлюби ближнего своего как самого себя» впервые встречается в Лев.19:18, а затем подтверждается и усиливается учением Иисуса Христа.
Иаков констатирует: «Хорошо делаете». Божественное одобрение покоится на членах церкви, которые закон любви проявляют полностью в своей обыденной жизни. Но закон этот относится как к бедным, так и к богатым, потому что все они ближние и должны почитаться равными без пристрастия. Любить только богатых как самого себя не является конечно исполнением закона, это лицеприятие.
Итак, по словам Иакова закон является совершенным мерилом праведности, по которому оцениваются поступки людей.
Возьмем еще один текст Иакова:
18 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела», покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? (Иак. 2:18-21).
Говоря, что «вера без дел мертва», Иаков еще раз указывает на то, что жизнь верующего должна показывать пример соблюдения закона. Если не поступать по вере, то вера теряет свой смысл. Когда мы встречаем людей, которые нуждаются в пище и одежде, и с добрым словом отсылаем их, не давая им необходимого, такая наша вера никому не помогает.
Что хорошего в нашей вере, если мы не подкрепляем ее делами? Чтобы проиллюстрировать свои слова о том, что «вера без дел мертва», Иаков вспоминает опыт Авраама и опыт Раав. Авраам повиновался Божьему повелению, хотя верил, что Бог не позволит Исааку умереть. Его поступок показал силу его веры. Дела Раав также показали ее веру, ведь она помогла соглядатаям убежать из Иерихона, спустив их на красной веревке, и верила, что вскоре, когда падет город, она с семьей останется в живых. Авраам и Раав должны вдохновлять нас. Давайте будем стараться жить верой, показывая миру, что Божьего закона не следует бояться, потому что он приносит жизнь, счастье и любовь.
Среда. Иуда о законе
Послание Иуды - одна из самых коротких книг Нового Завета. Считается, что ее написал другой брат Иисуса. Называя себя рабом Иисуса Христа, автор также сообщает, что является братом Иакова. Поскольку Матфей упоминает Иакова и Иуду как двух из четырех братьев Иисуса (Мф.13:55), богословы считают, что Иуда, написавший это короткое послание, был братом Спасителя. Как и все другие библейские авторы, о которых мы говорим в этом уроке, Иуда также знал бы, если бы Иисус отменил Закон.
Хотя Иуда не ссылается ни на Закон, ни на заповеди, его послание в целом говорит о верности Богу и последствиях нарушения Его Закона.
Прочитаем текст:
5 Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил,
6 и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.
7 Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример (Иуды 5-7).
Иуда напоминает читателям об опыте израильтян, освобожденных из египетского рабства. Бог явил им Свою силу и даже дал Закон, но, проявив неверность, они столкнулись с ужасными последствиями разделения с Ним. Иуда вполне определенно дает понять, что люди могут отпасть, и таковые предстанут на суд. Он ясно выражает истину, которая так же ясно выражена во всем Писании: все, заявляющие о своей вере, должны с готовностью проявлять эту веру в жизни послушания.
На одном из занятий в одной из аудиторий возник серьезный спор о двух противоположных точках зрения. Предметом спора были: релятивизм и абсолютизм. Что это такое? Релятивизм основывается на том, что истина относительна и что все нравственные решения зависят от личности и обстоятельств, в которые эта личность попала. На практике что это означает? А вот что. При благоприятных условиях я могу употреблять чистую пищу. А если я в армии, где сплошь нечистая пища? Не умирать же?! Тогда можно употреблять все. Вернусь домой, вот тогда и буду от нечистой пищи воздерживаться.
Но это только начало релятивизма. То же самое и с субботой и с оружием. И тогда, говоря о седьмой заповеди, релятивизм тоже покажет себя, потому что его определяющее свойство: истина относительна и все нравственные решения зависят от личности и обстоятельств. А обстоятельства могут быть дома одни, а в командировке - другие, на курорте третьи; и пока муж в командировке, у жены свои обстоятельства. Вот вам и релятивизм.
Мы, верующие, придерживаемся абсолютизма в вопросе истины. Абсолютизм говорит о том, что истина основана на каких-то незыблемых основаниях, что какими бы ни были
обстоятельства, окружающие истину, она не изменяется.
Прекрасный пример абсолютизма есть вера в то, что Бог установил правила, которые не могут быть нарушены или изменены. Например, Бог дал десять постановлений и записал их для детей Израиля. Мы называем их Десять заповедей.
Есть люди, которые не верят, что закон Божий будет на небе. Но факт остается фактом, небо не будет небом, если там не будет Божьего закона. Послушание Божьему закону делает небо таким прекрасным!
Библия говорит, что есть правильный и ложный путь. Нет ничего относительного. Мы встречаемся с абсолютом принятия благодати Иисуса или ее отвержением. В Послании Иуды мы читаем о Божьей милости и Его абсолютах: «Господь, некогда спасший Свой народ, выведя его из египетской земли, потом погубил тех из них, кто не поверил» (ст. 5; Радостная весть). Бог проявил милость ко всем детям Израиля, но, если некоторые не захотели окончательно довериться Ему, Он должен был их от Себя отсечь. Также мы читаем, что «Содом и Гоморра… подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример» (ст. 7). Возможно, Содом и Гоморра являются лучшим примером последствий относительной истины, истины, изменяющейся по желанию человека. Бог дает нам множество возможностей, и Он принимает всех, уверовавших в Его имя, но Он не может
держать нас вечно на испытательном сроке. Он — Бог абсолютной любви, милости и благости. Он также обещает нам однажды и навсегда уничтожить зло. И для меня абсолютно не стоит вопрос, на чьей я хочу быть стороне. Я буду служить Богу, Который спас меня!
Четверг. Апостол Павел о законе
Философ Павел немало написал о законе, и у него много трудных мест для понимания. И при поверхностном прочтении его посланий, отдельные тексты оставляют определенное впечатление, что для христиан закон утратил свою актуальность. Однако это на первый взгляд.
Вот например такие места из его посланий:
28 Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона (Рим. 3:28).
14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью
(Рим. 6:14).
4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу (Рим.7:4).
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя (Гал. 3:24-25).
Какое у вас осталось впечатление от этих текстов? Не показалось ли вам, что закон утратил свою актуальность? Многие базируются именно на этих текстах, чтобы оправдать свой путь беззакония и при том, осуждая нас в том, что мы, мол, законники.
Но давайте обратим внимание теперь на такие тексты из посланий Павла:
31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем (Рим. 3:31).
15 Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак (Рим. 6:15).
12 Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра (Рим.7:12).
Так что же получается, неужели Павел противоречит сам себе? Ни в коем случае. Закон на своем месте, благодать – на своем. Благодатью мы спасаемся, а закон соблюдаем не для того, чтобы спастись, а потому что мы спасены, и наши внутренние чувства не позволяют нам жить иначе, чем строить правильные взаимоотношения как с Богом, так и с человеком. А это уже и есть соблюдение закона, потому что закон есть выражение любви.
Во второй главе книги «Путь ко Христу» Эллен Уайт объясняет, что человеческая природа настолько испорчена и греховна, что если нас предоставить самим себе, то мы уничтожим не только друг друга, но и все окружающее нас.
Единственной целью Божьего закона является убедить и открыть истинную природу греха. Павел пишет: «Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех» (Рим. 3:20). В Рим. 3:23 написано: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией». Это значит, что мы можем превзойти собственные стандарты праведности, но мы никогда сами не достигнем Божьих стандартов праведности.
Почему?
Потому что Бог совершенен, как и Его закон. Его закон не нуждается в изменениях или дополнениях, потому что он похож на Него, Его закон совершенен и свят.
Но так как Божья благодать и милость без границ, Он говорит нам, что спасает нас, когда мы нарушаем Его закон. Это называется оправданием. Оправдание — это Божественное действие, которым наше состояние по отношению к закону на небесах изменяется из грешного в праведное. Когда мы выражаем нашу веру в Бога, Он к нашим записям добавляет праведность и совершенство. Бог является единственным источником, имеющим силу провозгласить кого-то праведным, и человек — это тот, кто праведность получает. Этот дар получен через личные отношения с Богом, Он дает его тем, кто верит во Христа как своего Господа и Спасителя. Поэтому всякий, кто приходит к Богу и вверяет свое спасение Христу, будет оправдан. Его закон совершенен, потому что совершенен Бог.
Изучая урок на этой неделе об апостолах Христа и Его законе, давайте исследовать себя, чтобы понять, в каких переменах мы еще нуждаемся.
Пятница. Закон – это Божий автопортрет
Возьмем еще один текст ап. Павла:
7 Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай (Рим. 7:7).
Каким был бы наш мир, если бы в нем не существовало законов, регулирующих поведение? Преступления были бы нормой, и никто не считал бы их чем-то плохим. Сегодня благодаря законам, когда преступник нарушает закон, он знает, что идет против моральных устоев общества. Также Бог указывает на наши грехи и на то, что мы несем за них ответственность.
Текст Рим 7:7 показывает, что без закона мы рабы греха, но с законом приходит сознание греха.
Если мы желаем соблюдать Божий закон, нам нужно делать следующее:
Пребывать в Его любви. Во-первых, мы должны полностью подчиниться Ему. Для того чтобы это сделать, нам нужно познать Его. Через ежедневное чтение Библии и размышление о том, что мы прочитали, через молитву и распространение нашей веры мы сможем к Нему приблизиться. В результате Он приблизится к нам (Иак. 4:8).
Знать закон. Знать закон — это несколько больше, чем просто понимать слова, которыми закон написан. Хотя чрезвычайно важно понимать то, что было для нас написано, но нам также нужно понимать дух закона. Дух закона наилучшим образом описан в словах Христа: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37–39).
Избавьтесь от своего «я». Фокусируя внимание на помощи людям и исполняя Божью волю, мы уничтожаем эгоистичные наклонности и нашу нужду в самоугождении.
Многие из нас видели или слышали о том, что пожилые супруги, прожившие друг с другом не один десяток лет, очень часто похожи друг на друга. Этому есть несколько объяснений. У них похожие гены. Они одинаково питаются. Они пережили вместе одни и те же события. Одно из исследований предположило, что мы копируем выражение лица людей, с которыми общаемся, что помогает нам переживать похожие эмоции, а со временем это оставляет у нас похожие мимические морщинки и поэтому появляются похожие лица.
Подобное сходство можно заметить и среди группы друзей. Каждому из нас говорили, что он похож на кого-то. Бог является тем другом, подражать которому стоит. Чтобы быть христианином, необходимо концентрировать внимание на том, чтобы быть похожим на Христа.
Какое это имеет отношение к закону? Чтобы стать на кого-то похожим, вам надо знать, что он или она из себя представляют. В межличностных отношениях это происходит, когда мы наблюдаем за действиями других людей и слушаем их. В Библии мы можем наблюдать за нашим Небесным Отцом. Мы видим Его дела в библейских рассказах, и это дает нам хорошую возможность Его узнать. Но для того, чтобы узнать, что Он думает, по каким принципам Он живет, нам нужно некоторые вещи расшифровать. Здесь на помощь приходит закон. Он показывает нам Божий характер, чтобы мы знали, к чему нам стремиться в жизни.
Подумайте о Десяти заповедях. Конечно, мы не должны убивать людей. Представьте общество, в котором воровство является нормой. Но есть менее очевидные действия, которых так же следует избегать. Даже апостол Павел говорит: «Но я не иначе узнал грех, как посредством закона» (Рим. 7:7).
Цель Библии — показать нам Бога. Когда мы на Него смотрим с открытым сердцем, мы изменяемся так же, как изменялись бы, проводя время с человеком. Закон — это Божий автопортрет. Апостолы понимали, что изучение и соблюдение закона было для них возможностью преобразовывать ум и сердце. Мы также должны ценить Божий закон и отражать образ Божий окружающим нас людям.
Заключение
Если бы у нас не было Божьего закона, у нас не было бы надежды, не было бы света на пути к Спасителю. К сожалению, некоторые люди, которые знают Божий закон, стали его рабами, они просто все сильнее и сильнее пытаются не грешить. Другие же решили, что они совсем не должны его соблюдать.
Но истинная цель Божьего закона заключается в том, чтобы освещать путь к Иисусу. Он был дан не для того, чтобы нас осуждать. Его не стоит бояться. Он предназначен для того, чтобы показать нам, как обрести счастье, любовь и жизнь по образу Божьего характера.
Пастор Александр Серков
Похожие новости
По Закону
Когда природа дает сбой, Иль человеческий нам фактор выдает, Мы все равно не верим, что прибой,
14.08.17
Стихи
Поклонение «не по закону». Тема недели «Поклонение в ранней Церкви»
Павла обвиняли в том, что он учит людей другому типу поклонения, поклонению «не по закону». Люди
14.09.11
Субботняя школа