Александр Серков. Суббота
Александр Серков 6-09-2014, 19:24 2 307 Субботняя школа » Александр СерковСуббота является серьезной полемической темой в среде христиан. И этот спор не утихает и сегодня среди живущих в 21 веке. Суббота и соблюдение этого дня – что это: нечто относящееся сугубо к еврейскому народу и при том до смерти Христа? Или эта заповедь актуальна и поныне? Памятный текст приоткрывает дверь к тайне распознания этого вопроса:
«И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Марк.2:27-28).
Христос здесь не сказал, что «Суббота для еврея». Она «для человека». Может кто-то не считает себя человеком, ну, может, не в прямом смысле; но отвергая заповедь, которая дана «для человека» ??? Впрочем, об этом-то мы и поговорим в данном уроке.
Воскресенье. Христос - Творец субботы
Читаем текст:
1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Иоан.1:1-3).
Подобно тому как книга Бытие начинается со слов творения, так и Иоанн свое Евангелие начинает с этого же, только с уточнением того, кто в акте творения принимал непосредственное участие. Он раскрывает роль Христа, хотя он Его вуалирует в символического «Логос» или по-русски «Слово». Целью евангелиста было раскрыть природу Творца, через которую Бог намерен сделать возможным воссоздание Своего образа в человеке.
Греческая форма глагола, употребленная здесь, производная от еими (быть) и выражает непрерывность существования или бытия. Слово было на протяжении всей вечности; Таким образом, Христос всегда был Богом (Иоан. 1:1, Евр. 1:8). Но в противоположность этому, Он стал человеком (Ин. 1:14, ср. Фил. 2:7). Таким образом, как и в этих словах, так и в их форме, Иоанн подчёркивает непрерывность, вечность, неограниченность существования Христа прежде Его воплощения. В прошедшей вечности не было такого момента, о котором можно было бы сказать, что Слова не было. Сын был с Отцом от всей вечности. Никогда не было такого времени, когда Он не находился бы в тесном общении с Вечным Богом.
В своём прологе (ст. 1-18) Иоанн излагает цель, которая руководила им при написании Евангелия, а именно - представить человека Иисуса, как воплощённого Бога. От примера к примеру, и от рассуждения к рассуждению, он с верностью стремится к достижению этой цели. В своём заключительном повествовании он заметил, что его цель в написании данного труда заключалась в том, чтобы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его (Иоан. 20:30-31). Во введении к своему первому посланию Иоанн снова ссылается на свой личный опыт со Словом (1 Иоан. 1:1-3).
Ап. Павел, вторя Иоанну, повторяет эту же мысль, только другими словами:
16 Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано;
17 и Он есть прежде всего, и все Им стоит (Кол.1:16).
Или вот что он пишет евреям:
1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил (Евр.1:1-2).
Следовательно, что эти тексты могут сказать нам о вопросе субботы? Если Христос сотворил все, то кто сотворил субботу? Он же. Кто является господином субботы? Наш памятный стих дает ясное свидетельство, что Христос является господином и субботы.
Тот же Бог, Который создал человека нуждающимся в отдыхе, позаботился о соответствующей возможности, предусмотрев день недели, в который люди должны отложить свой еженедельный труд и заботы и обрести покой в своем Творце. Он Сам покоился в седьмой день по окончании творения, но не по причине усталости, а чтобы благословить, освятить субботу и оставить нам пример, которому мы должны следовать. Завершив наше искупление на кресте, Господь также покоился в субботу, чтобы (помимо всего прочего) утвердить непреходящую ценность субботы. Христос, призывающий беспокойное человечество успокоиться в Нем (Матф.11:28-29), приглашает нас отдохнуть особым образом раз в неделю, каждую субботу.
Понедельник. Суббота – день радости
Прочитаем текст:
23 И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья.
24 И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать?
25 Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?
26 как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?
27 И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;
28 посему Сын Человеческий есть господин и субботы (Марк.2:23-28).
Этот текст на примере раскрывает значение субботнего дня. Этот день не рассчитан на сухую формальность в томительном исполнении буквы закона. Фарисеи, построив соблюдение субботнего дня по принципу: можно-нельзя, доходили до патового состояния, например, в такой ситуации: если вдруг в день субботний на плечо упал листик с дерева. Что делать? Стряхнуть его – это работа. А идти дальше с листиком на плече – это ноша в день субботний. Оставалось ждать попутного ветра – ветер в субботу работать может, пусть он листик и сдувает с плеча.
С разномыслием столкнулись фарисеи, увидев учеников в день субботний срывающих колосья для того чтобы утолить чувство голода. Нет, воровством это не считалось, но в глазах фарисеев это была работа в день субботний.
Сегодня некоторые из соблюдающих субботу тоже осуждают тех, кто в день субботний сорвет яблоко и съест его. Они заявляют: «Надо было заранее нарвать яблоки». Интересно, а как Адам с Евой в раю, тоже заранее на субботу рвали плоды?!
Фарисеи осудили Христа и за акт исцеления больного в день субботний. А Христос именно для этого и избрал день субботний, чтобы совершить исцеление в Вифезде. Он мог исцелить больного в любой другой день недели или, исцелив его, не давать повеления ему взять свою постель. Но тогда Ему не представилась бы возможность сделать то, что Он сделал. Мудрый замысел лежал в основе каждого земного деяния Христа.
Все, что Он делал, имело огромное значение само по себе и было весьма поучительно. Среди страдальцев возле купальни Он выбрал тяжелобольного — чтобы показать нам Свою целительную силу. Христос повелел ему нести свою постель через весь город, чтобы люди могли узнать о совершенном чуде. Естественно, возникал вопрос, законно ли делать это в субботу, и для Христа открывалась возможность осудить формальные ограничения, которыми иудеи сковали день Господний, и показать бесплодность их преданий.
Иисус объявил им: оказание помощи страдающим не противоречит заповеди о субботе. Эта помощь согласуется и со служением ангелов Божьих, которые непрерывно движутся между небом и землей, чтобы помогать страдающему человечеству. Иисус провозгласил: «Отец Мой доныне делает; и Я делаю».
«А это можно? А это по закону?» – слышим мы. Христос никогда не упрекал иудеев за соблюдение Божьего закона или за почтение к субботе. Напротив, Он всегда возвышал закон во всей его полноте.
Как дома, так и в церкви следует проявлять дух служения. Давший нам шесть дней для работы благословил и освятил седьмой день и отделил его для Себя. Божественная милость указала, что следует заботиться о больных и страждущих. Тот труд, который нужен для того, чтобы помочь им, является необходимостью, а не нарушением субботы. Подобные дела находятся в совершенной гармонии с заповедью о субботе. Наш великий Примеродатель всегда действовал в субботу для оказания помощи, когда сталкивался с нуждой больного и страждущего.
Вторник. Суббота для благословения
Многие люди сегодня считают, что суббота была отменена или изменена на воскресенье. И все же нет ни одного библейского текста, который бы это подтверждал. Христос соблюдал субботу(Лук.4:16). Он пришел не положить ей конец, а возвысить ее.
Мы регулярно обслуживаем машины и другие средства передвижения, чтобы они эффективно и безопасно работали. Суббота похожа на время регулярного техобслуживания. Когда мы соблюдаем ее в соответствии с Божьим повелением, то она обогащает нас духовно, физически и эмоционально. В течение шести рабочих дней мы бываем очень заняты: учеба, домашние задания, работа по дому и работа, помогающая
нам заработать деньги на оплату обучения и на жизнь. С воскресенья по пятницу жизнь не дает нам времени передохнуть. Но в субботу все могут улыбнуться, так как с субботним покоем приходит и восстановление сил. Истинное соблюдение субботы затрагивает всю семью. Родители должны стать примером для детей, когда дело касается надлежащего соблюдения субботы. Дети должны узнать, что суббота является святым днем, когда мы можем размышлять о Боге и обо всем том, что Он для нас сделал. Это восхитительное время, когда они могут узнать о мире природы, созданном Богом.
Суббота выделена нам для того, чтобы укреплять наши отношения с Творцом и с нашей семьей. Седьмой день — особое время, когда мы можем проявить нашу любовь и преданность Богу. Соблюдением седьмого дня мы показываем нашу веру. Все наши отношения будут улучшаться, если мы посвятим Ему субботу.
Среда. Чудеса в субботу
Интересно заметить, что в большинстве случаев исцеления происходили по инициативе Иисуса, как будто Он целенаправленно стремился исцелять в субботу, хотя мог делать это в любой другой день. Иисус пытался показать: исцеление в субботу не является нарушением Закона. Напротив, это было более законно, чем дела, которыми привыкли заниматься по субботам многие фарисеи и религиозные вожди.
Христос не умалчивал о соделанном, Он приводит аргументы в пользу совершения исцеления в субботу. Вот несколько примеров:
10 И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?
11 Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?
12 Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботы делать добро (Матф. 10:10-12).
Или такой текст:
15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?
16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? (Лук. 13:15-16).
И еще один текст:
16 И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу.
17 Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Иоан. 5:16-17).
Видите, Христос четко дал понять: «Можно в субботу делать добро». А что, неужели лучше субботу воспринимать как бесполезное, праздное времяпровождения?! А может учредить какие-то рамки для субботнего дня, как это делали фарисеи?! Один километр по суше в день субботний можно пройти, - ограничивались фарисеи. А если им нужно было пройти больше, чем один километр, они брали с собой сосуд с водой, мол, мы по морю плывем, а по морю можно было проплыть больше километра.
Или, одну овцу, которая упала в яму в субботу, вытащить можно, а две нельзя, и как правило, они вытаскивали свою овцу, а судьба овцы соседа их не интересовала, они же тщательно соблюдали день субботний и не могли нарушить эту заповедь.
Иисус учил, что мы не должны подходить к соблюдению субботы с позиции законников. Соблюдать субботу значит «успокоиться» от своих дел (Евр.4:10) и, что еще важнее, перестать пытаться заработать себе спасение, ибо в любом случае это невозможно. Сатана старается убедить нас соблюдать субботу из эгоистичных побуждений. Если он не может настроить нас против субботы, то будет пытаться толкнуть нас в другую крайность, в законничество.
В вопросе соблюдения субботы можно впасть в одну из двух крайностей: либо в законничество, либо во вседозволенность. Как сохранять правильный баланс? Почему нам следует быть осторожными, оценивая, как соблюдают субботу другие люди (помните: фарисеи также оценивали, как соблюдал субботу Христос)?
Четверг. Пример Иисуса
Прочитаем текст:
16 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать (Лук.4:16).
Христос совершал чудеса исцеления не только в обычные дни недели, но и по субботам. Что это – нарушение четвертой заповеди, может какой-то переходный момент к отмене этой заповеди вообще?
Чтить день субботний, было самым обыкновенным делом Христа, это была Его привычка. Факт, что Иисус Христос во время Своего земного служения соблюдал вместе с иудеями седьмой день, субботу, указывает на то, что недельный цикл не был утрачен со времени получения Закона на Синае и даже со времени сотворения. Его пример соблюдения субботы является образцом, которому должны следовать христиане, обращая внимание как на время, так и на стиль соблюдения субботы.
Когда мы читаем текст: Лук.4: после 16 стиха дальше, мы видим еще одну особенность Христа в Его проповедовании, Он проповедует не на отвлеченную тему, Его слово наставления является самой насущной темой. Вот вслушайтесь только в эти слова:
17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
19 проповедовать лето Господне благоприятное.
20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами (Лук. 4:17-21).
Иисус не случайно выбрал отрывок из Исаии 61:1-2. Этот текст описывал работу Мессии на Земле, когда Он придет проповедовать лето Господне благоприятное. Согласно пророчеству, это будет субботний или юбилейный год, время отдыха. Соответственно, Иисус избрал день покоя, субботу, чтобы сообщить о Своем служении искупления, освобождения и исцеления. Действительно, мы обретаем покой в Иисусе, реальный отдых каждую субботу. И Христос нам в этом пример.
Пятница. Суббота после воскресения Христа
Один Библейский текст проливает большой свет на вопрос субботы после воскресения Христа. Я цитирую его:
20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу (Матф. 24:20).
Христос предвидел бедствие, которое ожидало христиан, живущих в Иерусалиме и в Иудее. Христиане не могли определить время отступления Римской армии, но они могли молиться Господу, чтобы Он уменьшил меру страданий, которые они могли встретить на пути бегства в горы. Они должны были молиться, чтобы бегство, во-первых, не случилось зимой. Во время холодных проливных дождей путешествие было особенно затруднительным, потому что было очень трудно перейти реку Иордан в брод.
Во-вторых, вопрос бегства мог касаться субботы. Почему Христос дал такой план молитвы? Спустя сорок лет после воскресения Христа, день субботний оставался тем же святым днем, как и тогда, когда Иисус сказал эти слова на склоне Елеонской горы. Он не сообщил ни о какой замене в святости этого дня, как многие христиане сегодня утверждают, что это имело место после того, когда Он вышел из могилы.
Волнение, суета, страх и путешествие, связанное с побегом из Иерусалима было бы не соответствующим субботнему дню. Христиане должны были молиться, чтобы они имели возможность сохранить святую субботу в покое, как Господь освятил этот день при сотворении.
Христос не отменял субботнего дня, когда Он был пригвожден ко кресту. Суббота не утратила своей первоначальной святости, которую предал ей Бог.
Мы имеем еще некоторые свидетельства относительно соблюдения субботнего дня после воскресения Христа.
14 Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели (Деян.13:14).
42 При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу (Деян.13:42).
Видите, это же место посещали и язычники. О чем это говорит?
1 Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога.
2 Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний (Деян.17:1-2).
Но для тех, кто не желает соблюдать четвертую заповедь, эти свидетельства не являются аргументами. Они заявляют, что это апостолы ходили в синагогу с миссионерской деятельностью, а сами соблюдали первый день недели. Таковым можно прочитать такой текст:
«В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами» (Деян.16:13).
Видите, они имели уже и свои молитвенные дома и собирались в них по субботам.
Третья и четвертая главы Послания к евреям напоминают о восстании израильтян в пустыне. Господь обещал даровать им покой, связывая его с Обетованной землей, но Израиль отказался войти туда. Ожесточенные, наполненные обманом сердца побудили их к неповиновению. Тем не менее милость Божья открывает другую возможность для духовного отклика и освобождения — это суббота. Седьмой день, суббота, является символом духовного освобождения от рабства греха, и это освобождение по-прежнему предлагается каждому человеку, жаждущему духовной свободы. Такое духовное освобождение избавляет верующих от тщетных усилий достичь праведности. То, что несло восстановление физических сил и духовное обновление целым поколениям, было наделено новым сотериологическим (связанным со спасением) значением.
Непростые экономические времена порой заставляют работников трудиться не покладая рук, как будто упущенные возможности могут впоследствии обернуться голодом. Соблюдение субботы свидетельствует: шесть седьмых с Божьим благословением приносят больше достатка, чем семь седьмых, лишенных этого благословения. Эмоциональное смятение порой заставляет христиан совершать добрые дела, как будто Бог может быть удовлетворен этими слабыми усилиями. Соблюдение субботы свидетельствует о том, что полноценный духовный отдых дарует больше духовной безопасности, чем все добрые дела, совершаемые из чувства вины.
Итак, цель этого урока как раз и заключается в том, чтобы помочь нам обрести как физический, так и духовный покой. И пусть Господь нас в этом благословит.
Пастор Александр Серков
Похожие новости
Виталий Олийник. Суббота
Центр духовного просвещения, Библейская школа, Урок №11, «Суббота», 13 сентября 2014
11.09.14
Субботняя школа
Виталий Олийник. Христос и суббота
Центр духовного просвещения, Библейская школа, урок №5, «Христос и суббота» (3 мая 2014)
29.04.14
Субботняя школа » Виталий Олийник
Предназначение субботы — привести нас в согласие с Богом
«Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27).
15.05.11
Чтения