Александр Серков. Совершенствование веры
Александр Серков 9-10-2014, 20:44 2 040 Субботняя школа » Александр СерковМы продолжаем изучение послания Иакова. Эта тема ставит практический вопрос веры, а именно: совершенствование веры. Некто сказал: «Вера, она либо есть, либо ее нет». Этот урок показывает, что это не так. Вера может быть с горчичное зерно, но она может расти и совершенствоваться. Памятный стих предлагает рецепт:
«Взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр.12:2).
Вот оно средство совершенствования, и есть начальник – Иисус Христос. Он начальник и совершитель, то есть он совершенствует веру. Совершенствование - это Божья работа, а наша задача - подвизаться «добрым подвигом веры» (1Тим.6:12), взирая на Иисуса, «начальника и совершителя веры». Такая вера во Христа дает Ему возможность трудиться в нас, производя «и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил.2:13), а также завершить это доброе, начатое Им дело (Фил.1:6).
Итак, давайте поговорим на тему совершенствования веры более подробно.
Воскресенье. Стойкая вера
Прочитаем текст Писания:
2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
3 зная, что испытание вашей веры производит терпение (Иак. 1:2-3).
Мы здесь видим, что вначале апостол выражает чувство товарищества, которое он питает к своим читателям. От этой теплоты чувств происходит назидательный характер его наставлений по вопросам обыденного практического христианства. 15 раз он применяет эту форму дружеского общения, или в среднем через каждые семь стихов. Это говорит о его стремлении подчеркнуть узы христианского братства.
Преимуществом и обязанностью христианина является осмыслить испытания, встречающиеся ему на пути. Нужно понять, что Бог допускает, но не посылает искушения. И если Он их допускает, то значит они нам необходимы, и вывод такой: испытания надо принимать и этому радоваться. На зрелого христианина испытания и трудности не должны налагать бремени недовольства и малодушия. Все это христианин сносит верой и надеждой. Христианские радость и мужество основываются не на внешних обстоятельствах, а по вере во всемогущее Провидение Божие и на сознательное понимание того, что Бог не допустит испытания сверх наших сил и возможностей.
Человеческое миропонимание, будь то религиозного или бытового характера, приготавливает человека к философскому взгляду на скорбь в духе смиренного терпения. Христианство не учит человека радоваться при подобных условиях буквальной торжествующей радостью с воодушевленным сердцем и широкой улыбкой; это особая радость осмысливания причин страдания с конечным результатом формирования характера, пригодного для вечности. Это больше похоже на радость спортсмена в наитруднейших условиях тренировки, предвкушающего победу на олимпиаде.
Но мы, наша человеческая природа, склонны к унынию, когда мы впадаем в подобную ситуацию. Это нас огорчает, мы возмущены: «Почему Бог допустил»? Мы склонны всех обвинять, применяя грубые эпитеты: «Ах, эти бандиты, да чтобы вам было то-то и то-то», и так далее. Искушения, о которых здесь говорил Иаков, по-видимому являются крупными помехами, могущими легко ошеломить человека, не укоренённого в Боге.
Слово «искушения» - греч. πειρασμός (пейрасмос) означает намного больше, нежели русское слово «искушение». Оно включает такие невзгоды, как болезнь, гонения, бедность и несчастия. Искушения, как специально предназначенные сатаной для вовлечения человека в грех, так и те, посредством которых враг просто старается досаждать человеку и изводить его, всегда является экзаменом христианского терпения.
Слишком часто даже наиболее серьезные христиане недооценивают роль страданий и испытаний в деле преобразования характера. Результатом бывает, что такие христиане не только лишают себя пользы, заключенной в этих опытах, но еще усугубляют трудности своей жизни и теряют содружество с Богом. Нет такого жизненного опыта, даже горького и печального, который по допущению Божию и в силе благодати Христа не способствовал бы христианскому возрастанию, не приводил бы нас ближе к Богу и не обогатил бы наше понимание Его любви к нам.
Понедельник. Совершенство
Прочитаем текст Писания:
2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
3 зная, что испытание вашей веры производит терпение;
4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка (Иак.1:2-4).
Обратите внимание на последовательность: вера, испытание, терпение, совершенство. Иаков начинает с веры, ибо это основание любого истинного христианского опыта.
Говоря о вере, греч. πίστις (пистис), которое имеет значение не просто верить в существование Бога, а убеждение, упование, Иаков говорит о победной вере, успешно преодолевающей различные житейские невзгоды, различные искушения.
Каждая схватка с искушением укрепляет веру победоносного христианина. Как в военном деле ветеран, научившийся уверенно встречать привычные для него опасности, более нежели необстрелянный новобранец, так победоносный христианин лучше подготовлен к различным испытаниям, нежели христианин с неподготовленной верой.
Такой верой является непреклонное убеждение, что Иисус Христос имеет план для жизни каждого человека и что для каждого испытания Он предусматривает выход.
Поговорим о терпении. Греч. ὑπομονή (гипомоне) – выдержка, терпение, постоянство. Эта сила выдержки является результатом веры, испытанной и победившей в испытании. Слишком часто под русским словом «терпение» понимают одну лишь пассивную покорность. Однако ὑπομονή (гипомоне) означает больше деятельную силу выдержки, дающую людям победу над различными искушениями. Это ценное свойство характера необходимо каждому, встречающемуся с досадными невзгодами, либо в личной жизни, либо в деле Божьем. Мы верим, что Бог за нас и это убеждение развивает непоколебимую стойкость, не поддающуюся поражению.
И наконец христианин приобретает совершенство. Слово «совершенный» τέλειος («тэлэйос») означает духовную зрелость, а слово «полнота» ὁλόκληρος («холоклэрос») указывает на целостность и не поврежденность во всем. Требование терпеливой выдержки является частицей процесса развития христианского характера. Для того, чтобы постичь желанный плод деятельной стойкости, которая, в свою очередь, является результатом яркой веры, нужно остерегаться того, чтобы не ослабить или ограничивать силу своей выдержки через ропот, сетование и недовольство.
Что мы можем подразумевать под совершенным действием, о котором пишет Иаков? Эту мысль можно было бы выразить так: «Пусть терпеливая выдержка продолжается до момента, когда она завершит свое дело».
Вот это «совершенное действие» должно быть еще совершенным «во всей полноте». Это уже что-то особенное. Оно должно доставать каждой желанной черты характера. Каждое свойство должно быть развито до совершенства. «Совершенство в полноте» означает величайшее возможное достижение в стремлении уподобиться Христу. Терпеливая выносливость поможет нам отображать в себе характер Христа, а это то дело, которое Бог поручил нам.
Вторник. Просить с верой.
Возьмем текст Писания:
5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему.
6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой (Иак. 1:5-6).
Начнем с «мудрости». О какой мудрости здесь говорит Иаков?
Греч. Мудрость - σοφία (софиа) – широкая, полная проницательность.
Говорят: «Умные учатся на своих ошибках, мудрые – на ошибках других, а неразумные – ни на своих, ни на других». Иаков уличает верующих в недостатке мудрости. Мудрость включает в себя более, нежели истинное знание, потому что одно знание еще не гарантирует правильный образ действий или даже правильные выводы. Мудрость помогает нам оценить все окружающие нас явления и обеспечивает правильное употребление нашего знания, когда мы находимся в поисках правильного пути.
Если у нас недостает мудрости, об этом надо просить. Следует непрестанно искать мудрости, чтобы быть в состоянии устоять в каждом новом испытании, как было указано в стихах 3 и 4.
Многие житейские затруднения ошеломляют нас, если мы не умеем их расценивать с точки зрения христиан. Чтобы нам увидеть жизнь, как это хочет Бог, мы должны ежедневно убеждаться, что наши глаза помазаны небесной мудростью.
В Ветхом Завете встречается много текстов, в которых говорится о мудрости; и источник мудрости один – истинной мудростью может наделить человека только Бог. Вот, например, мы читаем в Писании:
6 Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум (Прит.2:6).
Через Свое Божественное Слово Он нас вдохновляет среди печальных и трудных испытаний. Только благодаря небесной точке зрения, происходящей от этой мудрости, мы можем с великой радостью принимать тяжелый гнет жизненных затруднений.
Об этом надо просить и не просто так, а с верой, то есть с верой, что Бог ответит на нашу просьбу. Молитва без упования и веры бесполезна. Если мы просим мудрости, то мы должны иметь уверенность, что получим ее. Мы не только должны обращаться к истинному источнику благословения, но должны делать это в правильном духе. Мы должны иметь желание, чтобы Бог нам помог, полагаясь на надежность Его обетований и выдвигая вперед нашу нужду, а не наше достоинство.
Верить, значит доверять Богу, полагаясь, что Он нас любит и знает, что для нас лучше.
Среда. Не сомневаясь
Просящий с верой не будет пребывать в нерешительности, сомневаясь, услышит ли его Господь и удовлетворит ли его просьбу или нет? Искренняя вера доверяет Богу и верующий будет покоиться на заверении, что его нужды будут скоро удовлетворены путем, который Бог знает, как лучший. Если же человек внутренне сомневается, слышит ли Господь его просьбу, то ответ на его молитву будет сильно затруднен.
Для того чтобы ответ на молитву стал возможен, нужно сотрудничество Бога с человеком, а такого содействия не будет, если оно будет ослаблено до некоторой степени, если в мыслях имеется неуверенность. Искренняя вера преодолевает проверку временем или обстоятельствами делает нашу веру устойчивой и целеустремленной.
Состояние душевной раздвоенности и неопределенности описано в 8 стихе, как двоедушие. А сомневающегося Иаков сравнивает с волной, ветром поднимаемой и развиваемой. Это интересное сравнение. Если разум наполнен неуверенностью и сомнением, то душа тревожна и возмущена как воды океана. С другой стороны, тот, кто уверен в готовности Бога заботится о его нуждах и кто планы своей жизни доверяет Богу без остатка, преодолевает все испытания и скорби.
Подобно тому, как волны не имеют своей воли, они поднимаются под властью ветра. В данном сравнении ветер обозначает то обстоятельство, которое порождает сомнение у христиан.
Четверг. Обратная сторона веры
Прочитаем текст Писания:
7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.
8 Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак.1:7-8).
Говоря: «Такой человек», - Иаков как бы хочет сказать о человеке, преданность которого колеблется; он не уверен в своей нужде и не знает, может ли Бог ее удовлетворить? Такой человек молится, но будучи без искренней веры, он не имеет нужного расположения духа, чтобы получить ответ. Бог откладывает ответ на наши просьбы до тех пор, пока мы не будем готовы проявить непоколебимую веру. Иаков так прямо и пишет: «Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа». Он ставит сомневающегося в известность, что ему нечего рассчитывать на ответ. Одной нерешительности достаточно, чтобы расстроить благие намерения Божии с сомневающимися; и если Бог сочтет за благо отказать его просьбе, то растущее недовольство еще больше усилит склонность к сомнениям.
Но о каком виде просьб идет здесь речь? Неужели сомневающийся человек вообще никаких благословений не получает от Бога? А как же вообще неверующие люди?! Здесь речь идет об особых благословениях, потому что временные бытовые благословения Бог дает всем людям и притом ежедневно (см. Матф.5:45). Но человек сомневающийся теряет особые благословения, которые он получил бы, имея веру.
Бог не раздает Свои дары без разбора. Он не может удовлетворить просьбы, которые способствовали бы развитию гордости и самолюбия и препятствовали бы облагораживанию характера.
Мы должны осознавать свою крайнюю беспомощность и нашу нужду в непоколебимом доверии обетованиям Божьим. Сила характера является результатом укрощения наших желаний и вожделений и приведения их в соответствие с мудростью и волей Божией, а не попыткой заставить волю Божию угодить нам.
Но тем не менее, мы не должны заключить, что Бог ждет с ответом до тех пор, пока мы не обретем право на услышание наших молитв. Никто не заслуживает милостей Божиих. Наш единственный аргумент – это наша нужда. Наша единственная надежда – Его щедрость, дающая нам просто и без упреков.
Интересное выражение есть у Иакова:
«Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак.4:8).
Как понять «двоедушные»? Что примечательно, в оригинале стоит буквально слово: δίψυχος (дипсихос) - «ди» – два и «психос» – душа.
Но в Иакова 1:8 это же слово δίψυχος (дипсихос) перевели уже в более расшифрованном виде: «с двоящимися мыслями». Двоедушный – это имеющий двоящиеся мысли, колеблющийся, сомневающийся. Его сознание разделено между зовом земных удовольствий и призывом непоколебимой преданности Богу. У двоедушного две души или две привязанности. Это как в компьютере один жесткий диск, но его разбивают на два логических диска. В компьютере это удобно, один диск можно форматировать, загрузить новый windows, сохраняя при этом все необходимое на другом логическом диске. А вот в духовном плане это двоедушие неприемлемо, например, на собрании говорить поучения, а на работе – анекдоты.
Иаков, несомненно, хранил в своей памяти слова Христа из Нагорной проповеди «Никто не может служить двум господам…» (Матф.6:24). Двоедушный человек становится между верой и неверием в то время как цельный характер у него не формируется.
Этот восьмой стих фактически является продолжением предыдущего стиха. Вместе их можно было бы перевести так: «Пусть такой человек (сомневающийся) не думает, что будучи двоедушным, нетвердым во всех путях своих, он получит что-нибудь от Господа».
Такой человек не тверд, непостоянен, переменчив, неустойчив. У него в душе беспорядок, смятение, неустройство. И это у него во всех путях или во всех делах его жизни. Все его «пути», его привычки, поступки, слова будут отражать раздвоенность его жизни и его религиозные опыты никогда не принесут удовлетворительных плодов ни для него самого, ни для Бога.
Смятение в мыслях и расстройство во всех делах жизни является естественным следствием шаткого доверия Богу. Мы нуждаемся в мудрости, чтобы изо дня в день определять свой образ жизни, так как метаться между упованием на Бога совершенно вздорно для любого человека. Целеустремленность – существенное условие духовного прогресса христианина.
Пятница. Проблема богатых и бедных
Цитирую текст Писания:
9 Да хвалится брат униженный высотою своею,
10 а богатый — унижением своим (Иак. 1:9-10).
Заканчивая 8 стихом, Иаков переходит от вопроса о принятии испытаний к двум частным испытаниям, а именно в 9 и 10 стихах он приводит вид испытания богатством и бедностью. Приступая к этому щекотливому вопросу, Иаков повторяет (стих 2) теплое обращение «брат», чтобы подчеркнуть узы всеобщего братства, связывающие богатых и бедных в христианском содружестве. Он хочет сказать, что ни богатство, ни бедность не должны нарушить теплых дружеских связей между христианами.
Материальная нужда – испытание, с которым многим приходилось сталкиваться, принижало и угнетало христиан. Эти обстоятельства были испытанием в том смысле, что проверялась их вера и преданность Богу. Униженный брат искушается завидовать и обижается на своего богатого собрата; богатый же искушается мнить себя выше униженного или извлекать для себя выгоду из бедности своего брата.
Но Иаков призывает рассматривать временное во свете вечного. Он заостряет внимание на том, что нравственные приобретения намного важнее нежели приобретение материальных ценностей. Возвышение бедного брата заключается в духовных благословениях, получаемых ими в настоящее время и в обетованиях вечной радости, которая более чем возместит его житейские невзгоды на земле. Иаков старается противопоставить обильные блага благодати Божией преходящей пользе земных благ.
С другой стороны Иаков противопоставляет богатого бедному. Он призывает самостоятельного христианина радоваться тем испытаниям, которые его постигают.
Итак, бедному надлежит радоваться христианским преимуществом настоящего и обетованием будущего; а богатый должен радоваться своим христианским унижением и презрением со стороны мира больше, чем своим материальным состоянием. Иными словами, богатый должен радоваться тому, что он хотя и презирается в настоящее время, как член преследуемой секты, однажды будет возвышен, как член высшего царства Божьего. Нужно еще учитывать тот факт, что многие богатые теряли свое имущество по причине гонений и несправедливости со стороны власть имущих, а многие отдавали свое имущество для поддержания дела Христова. Вот Иаков поэтому и пишет:
9 Да хвалится брат униженный высотою своею,
10 а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве. (Иак. 1:9-10).
Да, богатство бренно, и бывает, что люди лишаются его в один день. Иаков использует здесь иллюстрацию, взятую из книги пророка Исаии:
«Всякая плоть - трава, и вся красота ее - как цвет полевой» (Ис. 40:6).
Целью Иакова было показать преходящий характер человеческой жизни. Он учитывает и другие слова Исаии:
12 Я, Я Сам - Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава (Ис. 61:12).
Иаков напоминает богатому, что его в конечном итоге ожидает смерть. Тогда состояние, накопленное им с таким трудом перейдет к другому. Богатый христианин видит положение дел в правильном свете и радуется возможностью использовать свое имущество еще до своей смерти, даже если при этом он сам окажется в стесненных обстоятельствах и подвергнется презрению.
Богатство заманчиво, но как цветок оно недолговечно и тленно. Тот кто надеется на свое богатство, однажды погибнет вместе с ним, не достигнув ценнейшего богатства – вечной жизни.
Итак, обладающий богатством, должен размышлять о местах Писания, где имеется предупреждение не полагаться на преходящее богатство. Христианин должен взирать оком веры на христианские преимущества этой жизни и на богатства вечности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для нас, адвентистов седьмого дня, имеет большое значение, что Иаков связывает мудрость с испытаниями и переживаниями, с которыми столкнется Божий народ в конце времени. Эта мудрость принадлежит праведному Остатку, помогая ему противостоять и переносить испытания века сего. «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Отк. 14:12).
Пусть нашей молитвой будут слова: «Дай, Господи, нам терпение в испытании и глубокое доверие Тебе во всех обстоятельствах нашей жизни».
Пастор Александр Серков
Похожие новости
Обетования о победе над грехом
«Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин.
30.09.18
Молитвенное служение
Виталий Олийник. Совершенствование нашей веры
Центр духовного просвещения, Библейская школа, Урок №2, «Совершенствование нашей веры», 11 октября
09.10.14
Субботняя школа
Тема недели «Плод Духа — Вера»
Плод Духа «вера» может также означать «верность», «преданность». Имея веру в Бога, мы проявляем
13.02.10
Субботняя школа