Религиозная свобода под угрозой?
samuil 7-01-2015, 22:09 3 221 Духовные размышленияИзменения внесенные в Гражданский кодекс катастрофически затронули деятельность религиозных организаций России. Новые положения для государственных органов принимающих решение о регистрации религиозных организаций и являющихся непосредственно осуществляющими от имени государства контроль по соблюдению ими устава (Министерство юстиции и его территориальные органы управления) открыли возможность вмешиваться во внутренние установления, разрушая их и диктуя, вменяя в обязанность осуществлять кардинальные изменения внутренних установлений, установившихся десятилетиями уже более ста лет назад. Подобного не происходило даже в советские годы, конечно ели не брать во внимание эпизоды открытых атеистических гонений и репрессий.
Конституция РФ в ст.28 гарантирует свободу совести, свободу вероисповедания, свободу деятельности религиозных организаций в соответствии со своими убеждениями. Закон "О свободе совести" в ст.15 говорит о внутренних установлениях религиозных организаций, где декларирует, что "Религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах. Государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации". Все было хорошо до сентября 2014года когда внесены были изменения в законодательство и теперь внутренние установления стали противоречить законодательству.
После внесения изменений в Гражданский кодекс вступивших в силу с 01.09.2014 религиозные организации были отнесены к унитарным организациям. По определению ст.65.1 п.1 в унитарных организациях "учредители не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства". На основании этой нормы во всех регионах России прокуратура как надзорный орган начала выписывать предписания религиозным организациям в которых есть наличие членства, о признании их уставов противоречащих законодательству. Таким образом узаконено вмешательство государства во внутреннее устройство религиозных организаций.
Для многих религиозных организаций институт "членства" является богословским определением и является более глубоким по своему смыслу нежели юридический статус "членства". Апостол Павел в посланиях к Ефесянам, к Коринфянам дает глубокий богословский смысл это понятия. "Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос" и еще "И вы - тело Христово, а порознь - члены". (1Кор. 12:12,27). Для Церкви в отношении каждого верующего человека принявшего Иисуса Христа, как своего Господа и Спасителя, исповедующего соответствующее вероучение и заключившего эмпирический союз с Богом через принятие водного крещения, нет иного взгляда как "члена Церкви". Для того чтобы человек мог стать членом Церкви нужно только выше упомянутые факторы. Становление членом Церкви дает каждому человеку в церкви право на участие в жизни Церкви, в служении Церкви, во всех собраниях церкви. И это является правом с одной стороны, но это же является и обязанностью с другой стороны. Эту идею ап.Павел представляет нам следующим образом: "дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены". (1Кор. 12:25-26). Апостол Павел открывает глубину единства отношений между членами Церкви в послании к Ефесянам говорит, чтобы "...истинною любовью все возрастали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви".(Ефес. 4:15-16) Апостол показывает некое сакрально единство, которое просто объяснить не возможно и на эту тему написаны сотни богословских трудов, но ни одно не может претендовать на окончательность и полноту объяснения единства между членами Церкви и Господом Иисусом Христом.
Таким образом мы видим, что понятие "члены" в Церкви гораздо древнее, чем государственное законодательство и носит гораздо более глубокое содержание и смысл, чем юридические определения. Церковь не может в угоду изменениям законов, которые меняются весьма часто отказаться от института "членства" установленного еще апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Гражданский кодекс был принят в первой части в 1994 году, с того момента уже приняты еще 3 части и в них внесены 99 изменений. Но Слово Божье уже стоит тысячелетиями без перемен.
На наш взгляд в сложившейся ситуации есть может быть несколько вариантов решения ситуации, только результат будет разный. Последствия для религиозной свободы будут разные. Рассмотрим некоторые варианты и последствия.
1. Предложить религиозным организациям официально начать двойную жизнь. Для государства при регистрации Устава религиозная организация должна сообщить, что отныне нет у нее членов. Но при этом исходя из евангельского учения все продолжат друг друга считать членами, т.к. об это этом говорит апостольское учение. Продолжать все вопросы решать на общих собраниях, как это дано апостольским учением, но для государства сообщить, что отныне все общие собрания по управлению жизнью общины отменены. Какие последствия от такого решения? Исходя из полномочий, которые имеют теперь согласно постановления Приказа Минюста от 30.12.2011 №456, Минюст может направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях.
Гипотетически представим ситуацию. когда такой представитель не обозначая себя просто спросит у любого "члена Церкви", о наличии членства. Конечно верующий человек осознавая себя членом Церкви по Евангелию скажет, что он является "членом Церкви". Представитель Минюста поинтересуется, а как решаются вопросы жизни общины и ему сообщит этот член Церкви, что собираются вместе и решают все вопросы духовной и хозяйственной жизни. Ну и после этого согласно тому же приказу "в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца, а также принимать меры, предусмотренные пунктом 78 Административного регламента". Какие меры? Предупреждение, административное наказание, направление обращения в суд или иные органы с требованием привлечь к ответственности за нарушение законодательства и ликвидации такой организации.
А если у такой организации есть имущество, то оно будет обращено в пользу государства и направлено по усмотрению ликвидаторов на уставную деятельность ликвидированной организации. Так как большинство религиозных организаций в формах своей деятельности имеют благотворительность. то средства с продажи имущества может быть направлено, например, на какие-то социальные проекты, которые решит ликвидатор.
2. Другой путь - это всем религиозным организациям свое богословие приводить в соответствие с законодательством. Главное успевать менять богословие так же быстро как меняется законодательство ( за 20 лет 99 раз), иначе очень легко попасть в ситуацию несоответствия законодательству.
3. Третий путь еще интереснее: также как господствующие вероисповедания по национальному признаку всех причисляет к себе и считает автоматически всех своими членами, назвать всех граждан России своими членами Церкви. Поэтому трудно представить себе ситуацию, когда все имеют право голоса в принятии решений по духовным и хозяйственным вопросам. В подобной ситуации все решения можно сделать приходской совет или правление прихода, которое будет вести все вопросы жизни местной общины и особо не спрашивать общего мнения. Ведь невозможно учесть мнение 143 миллионов при принятии решения, а они все являются членами любой религиозной организации по заданному нами гипотетическому предположению.
4. Есть четвертый путь решения сложившейся ситуации, который присущ современному цивилизованному обществу, в котором законы принимаются для организации деятельности гражданского общества и граждан, как отдельных субъектов права. Законодателю необходимо проанализировать ситуацию сложившуюся в связи с внесением изменений в законы государства. Не думаю, что создавшиеся сложности это кем-то спланированная акция лишения прав и свобод. Быстрее недосмотр, отсутствие достаточных консультаций со всеми чьи интересы эти изменения могут коснуться и поспешность в принятии новых поправок в действующее законодательство. Подобно, как в законе "О некоммерческих организациях" в п.4 ст.1 дана оговорка, что целый ряд положений не распространяется на религиозные организации, также возможно дать оговорку, что религиозная организация имеет право на самоопределение быть ей корпоративной организацией с наличием членства или унитарной организацией без членства в организации.
Сегодня в России еще религиозные организации не осознают того, что их ждет в 2015 году. Но эта проблема уже коснулась тех у кого в конце 2014 года прошли проверки Минюста или прокуратуры как надзорного органа. всем им уже выписаны предписания привести свои Уставы в соответствие с законодательством. Эти предписания сопровождаются обычными, но весьма строгими угрозами о последствиях если это предписание не будет выполнено. Кто-то не задумываясь о том, что это касается основ их веры стали менять свои Уставы в угоду требований, но многие из них сейчас находятся в состоянии растерянности. Так же с этим столкнулись те, кто в общем рабочем порядке хотели внести изменения в устав, а им отказали и один из мотивов отказа это ликвидация членства в религиозных организациях.
Большой России это не сильно пока коснулось, кроме выше упомянутых ситуаций, но малая Россия в Крыму уже стонет. Для всех организаций, в том числе религиозных дан был срок о перерегистрации до 31.12.14, но слава Богу, продлили до 01.03.2015, а проблема поднятая нами, там в Крыму стоит сегодня весьма остро. Все религиозные организации, даже те, которые уже боле ста лет существуют имея свою структуру выстроенную из системы, в которой каждый член общины принимает участие в жизнедеятельности общины, все они получают отказы в перерегистрации. Одон из требований предъявляемых к ним это ликвидация членства. Если они не пройдут перерегистрацию у них будет отнято имущество, но и пройти перерегистрацию они не могут.
Сейчас есть только один цивилизованный выход из ситуации это обращение всех религиозных организаций России к законодателю, к тем, кто имеют право законодательной инициативы - законодательные собрания регионов, Правительство РФ, Совет Федерации, Министерство юстиции, Президент России. Обращаться к ним с просьбой в кратчайшие сроки провести консультации с религиозными организациями и найти варианты решения данной ситуации. Это особенно касается тех религиозных организаций чье устройство основывается на апостольском учении устройства Церкви, где Христос Глава Церкви, а все порознь члены Церкви.
Похожие новости
Конституционный Суд Украины разрешил проводить богослужения где угодно
Конституционный Суд (далее — КС) признал неконституционным и отменил необходимость разрешения
04.03.17
Новости
Обращение руководства Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня в связи с принятием поправок в Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях»
7 июля Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон «О противодействии
17.07.16
Новости АСД в СНГ
В закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» предлагают внести изменения
Законопроект, который запрещает лицам, ранее осужденным за экстремизм, состоять в религиозных
14.10.09
Новости