Александр Серков. Верой можно видеть невидимое
Александр Серков 31-01-2015, 07:21 2 659 Субботняя школа » Александр СерковНе хотите оказаться обманутыми? Не видите перспективу жизни? Этот урок раскрывает перед нашим взором невероятное: как можно увидеть то, что не видимо! А вся суть в этом уроке сведена к тому, что мы нуждаемся в Божьей мудрости, и доверять мы можем только ей; и главное: учиться нам следует у Бога жить согласно Его перспективе. Эти вопросы вас заинтриговали? Тогда этот урок для вас.
Мы имеем эпиграф к этому уроку. Вот он:
«Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти» (Притч.14:12).
Сегодня утром я ехал в центр, был сильный туман. Перед собой я почти ничего не видел, и казалось, что свет от фар только мешает, но без фар еще опасней ехать. Хотя я ничего не видел впереди, но я знал, что там впереди меня ждет то, куда я намерен был попасть. Эта мысль невольно перенесла мои представления на путь следования за Христом. Для того, чтобы не упасть в пропасть, надо знать путь, по которому мы идем или едем. На то мы и изучаем Библию и Библейские уроки, чтобы знать этот путь, и невидимое видеть глазами веры. Давайте теперь об этом поговорим более подробно.
Воскресенье. Уверенность глупого.
Обратимся к некоторым стихам 14 главы Притчей и рассмотрим пять основных негативных качеств глупца.
1 Речь глупого. Прочитаем текст:
3 В устах глупого - бич гордости; уста же мудрых охраняют их.
Мы видим, что слова гордеца приравниваются словам глупого, которые бичом обрушатся на него же. Им противопоставлено слово, исходящее из мудрых уст. Но о мудрости мы поговорим ниже.
2 Насмешки глупого. Прочитаем текст:
6 Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко.
7 Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст.
9 Глупые смеются над грехом, а посреди праведных - благоволение.
Речь здесь идет о дерзких насмешниках, которые склонны к кощунству. Довольно необычная для Притчей мысль, что такой стремится к мудрости. Здесь может подразумеваться, что проблема такого человека не столько в отсутствии у него желания набраться мудрости, он пытается найти ее, но у него нет желания исполнять то, что мудрость ему предлагает, потому что он не желает проникнуться страхом Божьим. Или же, распутный, быстрей всего, ищет мудрость не на том месте, и потому не находит ее.
От такого глупца лучше держаться подальше, потому что ничего полезного у него почерпнуть нельзя. В лучшем случае, проведешь время попусту, а в худшем – опустишься на его ступень, и будет глупцов уже двое.
В стихе 9, судя по еврейскому тексту, подразумевается не столько грех, как искупительная жертва за него. Глупцы смеются над тем и другим, не воспринимая их всерьез. Таковые не угодны Богу, да и в религиозном обществе к их действиям относятся с отвращением.
3 Легковерие глупого. Прочитаем текст:
15 Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.
Глупый здесь имеет оттенок простака, человека наивного. Такой верит всякому слову и легко поддается чужому влиянию. Он быстрей верит кому-то и охотней доверяет самому себе, а вот Богу он и верить не очень-то хочет и тем более доверять Ему. Зато он легко раздражается по всякому пустяку, особенно если что-то идет вразрез его понятиям, и как следствие, легко склоняется ко злу и совершает его, и не всегда только языком, иногда может пустить вслед за языком и кулаки.
4 Импульсивность глупого. Прочитаем текст:
16 Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.
29 У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.
Импульсивность глупого заключается в том, что у него нет совершенно никакого терпения: если что-то идет не так, не в унисон с его глупостью, он тут же раздражается. А где раздражительность, там к глупости умственной прибавляется и глупость дел, потому что он самонадеян, и ему кажется, что у него все сойдет с рук.
5 Притеснение глупым других. Прочитаем текст:
21 Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.
31 Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.
Говоря сейчас о глупцах, мы не можем не заметить, что не бесследно протекают их глупые поступки. Это не просто шалости глупца, это грех, это хула на Бога. Притесняющий бедного свидетельствует о своем неуважении к его Творцу. Это серьезный вопрос - попасть в разряд людей глупых и неразумных.
Понедельник. Страх мудрых
Обратимся к этим же стихам этой же 14 главы Притчей и рассмотрим пять основных положительных качеств человека мудрого.
1 Речь мудрого. Прочитаем текст:
3 В устах глупого - бич гордости; уста же мудрых охраняют их.
Обратим внимание теперь на вторую часть стиха. Словам глупого противопоставляются слова, исходящие от мудрого. Его слова благотворны не только для других, но и для того, кто говорит их.
2 Знание мудрого. Прочитаем текст:
6 Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко.
18 Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием.
Разумному легко учиться, и, выучившись, ему легко жить, используя свои знания, потому что мудрый не живет жизнью импульсивной, как глупый, жизнь которого протекает по модели: хочу – не хочу, нравится – не нравится, и никакого принципа в жизни.
3 Осторожность мудрого. Прочитаем текст:
15 Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.
Мы видим, что благоразумный привык обдумывать каждый шаг, который ему приходится предпринимать. Вот в этом-то и заключается истинная мудрость. А сюда относится и приглашение что-то предпринять действиями, и принятие какого-либо нового религиозного учения. Прежде чем что-либо предпринимать или принимать, надо с молитвой тщательно все взвесить и не торопиться «наломать дров».
4 Спокойствие мудрого. Прочитаем текст:
29 У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.
33 Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе.
Терпение – признак мудрости. Мудрость утверждена надежно в сердце разумного. Мудрый человек может молчать, если это нужно; и он не может молчать, если от его свидетельства будет зависеть чья-то судьба. Это страх Божий дает ему такую уверенность в нужный момент проявить в полной мере мудрость, которую он черпает из Источника мудрости.
5 Сострадательность и чуткость мудрого. Прочитаем текст:
21 Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.
31 Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.
Здесь вырисовывается отношение к ближним. Мудрый человек проявляет к ближнему чуткость и сострадательность, и он делает это не притворно, это его характер, потому что он имеет общение с Источником чуткости и сострадательности. Говорят: «Яблоко от яблони далеко не падает!» Чьи мы дети, Бога или дьявола? По нашему отношению к ближнему можно это легко определить.
Вторник. Взор Господа, горящий любовью
Прочитаем текст Писания:
3 На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых (15 глава).
Что можно сказать о глазах человека? Почему взгляд может говорить о многом? Без единого произнесенного слова глаза могут выражать радость, печаль, боль. В книге Откровение мы читаем о Боге:
«Очи у Него как пламень огненный» (Откр.19:12).
Библия также показывает, что огонь символизирует любовь.
«Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный» (Песн. 8:6).
Невинный Иисус висел на кресте. Он стал грехом за все человечество, а поэтому злом в глазах Божьих. Тем не менее Бог смотрел на понесшего грех Спасителя и любил Его. Хотя Он был избит, уничижен и Его считали пораженным Богом, несмотря на то, что Он чувствовал Себя забытым, глаза Отца все равно были устремлены на Него.
Сам Иисус не совершил ни одного греха. Когда Он восклицал: «Отче! прости им» и «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Бог Его слышал, «Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» (1 Петр.3:12).
Наш Спаситель верой ухватился за любовь Своего Отца. Он исполнил заповеди Отца. Он испил чашу. И Бог не отвел взгляда от Своего страдающего в агонии Сына. «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс.32:18).
Почему Иисус пошел на это ради нас? Мы виновны в пролитии драгоценной Крови Христа, но Его смерть искупила наши грехи, и Его жизнь покрыла нас праведностью. «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет.2:24).
Среда. Всевидящее око
Прочитаем текст Писания:
3 На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых (15 глава).
Как вы заметили, этот текст настолько всеобъемлющий, что мысль мы продолжим.
Грехи не сокрыты от Бога. Бог видит грешника. Его никогда не дремлющее око видит все поступки. Они записаны в Его книге. Человек может скрыть свой грех от отца, жены и друзей, но все открыто перед Богом.
Бог присутствует везде. Он видит, Он знает все и понимает все намерения и помышления сердечные. Напрасно предпринимаются попытки скрыть от Него грех. Он видел наших прародителей в Эдеме. Он видел Каина, когда тот поднял руку, чтобы убить Авеля. Он видел грехи обитателей древнего мира, исчислил их дни и наказал их потопом. Он видел грехи Своего избранного народа, иудеев, когда они составляли заговор против Сына Божьего.
Воистину Он замечает всякое преступление, и все тайное Он приведет на суд. Это можно скрыть от смертного человека, это можно скрыть от друзей и врагов, однако Бог видит все.
В Деяниях в 5 главе описывается встреча Петра с Ананией, который принес средства, обещанные им и его женой для церкви. Анания, не желая открывать, что он удержал определенную сумму, солгал Петру. В какой-то момент он, вероятно, подумал, что дело закрыто. Но Святой Дух сообщил апостолу о неверности Анании. Позднее Петр встретился с вдовой Анании. Он дал ей возможность сказать правду, но она тоже солгала. Бог лишил их жизни не потому, что они удержали какую-то сумму, но потому что они поступили нечестно и не захотели признать Его вездесущность и всеведение как факт. Если бы они все доверили Богу, тогда были бы вполне честны, говоря обо всей сумме.
Христос приглашает молодых людей вверить себя Ему. Наше время, характер, влияние принадлежат Богу и должны быть отданы на служение Ему. Мы должны постоянно сознавать близость Господа, сознавать, что Он видит все, что мы делаем, и слышит каждое произносимое нами слово. Око Господне на всяком месте обозревает зло и добро. Учтем все это.
Четверг. Притчи о радости
Возьмем два стиха из 15 главы Притчей.
15 Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир.
23 Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!
Конечно, радость радости рознь. Есть радость мирская, ведущая к смерти, и есть радость, о которой пишет ап. Павел:
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Фил.4:4).
Радость, о которой пишет Павел, это радость в Господе. Павел никогда не утомлялся повторять, что святая радость является одной из главных ответственностей и преимуществ христианина. Господь всегда один и тот же. Его любовь, Его внимание, Его сила, такие же во время несчастья, как и во время благополучия. Христос в состоянии дать мир сердцу независимо от внешних обстоятельств; поэтому сердце, сосредоточенное в Нём, может постоянно радоваться.
Вот несколько текстов из Притчей, говорящих о положительной радости:
«Коварство - в сердце злоумышленников, радость - у миротворцев» (Прит. 12:20).
«Радость человеку - благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый» (Прит. 19:22).
«Соблюдение правосудия - радость для праведника и страх для делающих зло» (Прит. 21:15).
А вот лучший пример из Притчей Иисуса Христа:
«А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу» (Лук. 15:5-6).
Пятница. Владычество Бога
Возьмем несколько текстов из 16 главы Притчей.
1 Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.
Как следует понимать этот текст? Он как-то запутанно написан, не так ли?
То, что человек предполагает в сердце своем, т. е. его планы и намерения, лишь Бог в состоянии оценить в истинном свете, а потому словесное выражение их (ответ языка) направляется Им, как и исполнение их Он не выпускает из-под Своего контроля. Сравните с русской пословицей: «Человек предполагает, а Бог располагает». Этот и два последующих стиха объединены идеей несомненной зависимости человека и всего, что с ним происходит, от Бога. Давайте прочитаем два последующих стиха:
2 Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.
3 Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.
Что бы ни делал человек, он так или иначе оправдывает себя: все пути его чисты в его глазах. Но Господь досконально знает все мотивы, скрытые в его душе, которые побуждают его к тем или иным действиям, знает, действительно ли они чисты. И именно на этом основании судит человека.
Важная мысль о том, что, предавшись в волю Господа, человек, если задуманное им Господу угодно, может рассчитывать на то, что предприятия его будут успешны.
И в какой-то степени резюмирующий 4 текст, он стоит сразу за прочитанными нами стихами.
4 Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.
Притча говорит о том, что все, что сделал Господь (и что Он делает) имеет известные Ему причины и преследует поставленную Им цель. В свете этого вторую фразу о нечестивом может быть непросто принять, но ее следует вероятно, читать в том смысле, что наказание нераскаявшегося грешника совершается (или совершится) в соответствии с Божиим представлением о справедливости. В Писаниях эта идея присутствует во многих местах, включая и данный стих.
Но это крайний вариант. Это когда человек исчерпал все грани Божьей милости и уже не способен для обработки в жизнь вечную. Но вот в 7 стихе раскрыта еще какая-то надежда:
7 Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.
Бог не торопится записать человека или целый народ в разряд врагов и сохранять их на день погибели, Он делает все возможное, чтобы уничтожить врага. Но Его уничтожение не имеет ничего общего с испепелением, Его цель - из врагов сделать людей друзьями, друзьями и Себе и Его народу. Вот в чем заключается Его уничтожение врагов, конечно, до поры, до времени - сделать их друзьями.
Если человек ведет жизнь, угодную Господу, всячески, к примеру, избегая злых желаний и поступков (стих 6), то Господь и врагов такого человека побудит примириться с ним.
Но что-то порой мешает нам примириться. Следующий текст говорит об этом:
18 Погибели предшествует гордость, и падению - надменность.
19 Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.
Вот что мешает примирению, это наши амбиции. Гордость или надменность противопоставляется смирению. Гордыня предполагает бессовестность и безжалостность. «Добыча гордых» в стихе 19, это, очевидно, то, что было отнято, захвачено силой. Такое «обогащение» не сулит долгого счастья, но, как и гордость, толкнувшая к нему, ведет к погибели, к падению. Поэтому лучше, говорит Соломон, смиряться духом, пребывая в среде людей невысокого положения, очевидно, небогатых (в синодальном тексте – «кротких»), чем разделять добычу с гордыми.
И еще один текст возьмем, раскрывая эту тему:
33 В полу бросается жребий, но все решение его - от Господа.
Или проще можно перевести этот текст: «Ища решения, люди бросают жребий, но решение приходит от Господа».
О чем этот текст? Доверяй Богу и не отдавайся случайности.
Один человек путем жребия решил узнать волю Бога. Он сказал сам себе: Открою Библию на любой странице, и на каком стихе остановится мой взор, в том и будет воля Божия. Открывает и читает: «Иуда пошел и удавился». «Нет, это что-то не то», - решил он, и попробовал еще раз попытать счастье. Открывает Библию и читает: «Иди, и ты поступай также». Он решил третий раз испытать свою судьбу. Открывает наугад и читает: «То, что надумал делать, иди поскорей делай». И он понял, что жеребьевка, это не тот метод решения проблемы и познания воли Божией. Вот тут-то и нужна мудрость свыше. Нам дан разум. Библия не оставляет места случайности. Ибо когда человек считает, что ход событий обусловлен случайностью, мы можем быть уверены, что Бог все равно контролирует ситуацию.
Возложим все свое упование на Бога, и оно не потерпит краха.
Пастор Александр Серков
Похожие новости
Он тоже ждет
Опять весна пришла, Шагает март – апрель по лужам, Конец приходит зимним стужам, Зимним ветрам со
06.04.12
Стихи
Джо Граз - Я нашел путь
Рано или поздно каждому человеку приходится искать ответы на волнующие вопросы: откуда я? зачем
28.09.10
Аудиокниги
Поиски счастья
Жили два монаха, которые дружили и часто говорили о счастье, которого жаждали оба. Однажды, один из
14.05.10
Притчи