Александр Серков. Авраам - родоначальник избранного миссионерского народа
Александр Серков 4-07-2015, 14:40 3 039 Субботняя школа » Александр СерковВ прошлом уроке мы говорили о том, что первым миссионером был сам Бог. Но Бог есть Бог, а вот в этом уроке речь пойдет еще об одном миссионере. Конечно, с натяжкой можно назвать его первым миссионером, хоть и из людей, не считая Бога, потому что мы имеем свидетельства более ранних миссионеров, таких как Енох и Ной. Но об Аврааме можно сказать, что он не только сам был миссионером, он был и родоначальником целой миссионерской нации.
Давайте обратимся к словарю и посмотрим определение слову «миссионер».
Миссионер. Духовное лицо, посылаемое церковью для распространения своей религии среди иноверцев; вообще человек, распространяющий среди других учение какой-нибудь религии, секты (Словарь Ожегова).
Если говорить о допотопных людях, которые отступили от Бога, то они были уже в прямом смысле иноверцами, и им проповедовали не только Енох и Ной, но и другие праведные мужи Божьи. Но в этом уроке мы будем говорить об Аврааме, как о миссионере.
Мы имеем эпиграф к этому уроку:
«Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: "в тебе благословятся все народы"» (Гал.3:6-8).
Суть этого текста мы еще рассмотрим в уроке, а сейчас давайте обо всем по порядку.
I Призванный для благословения народам.
Читаем текст Писания:
«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт.12:1–3).
Сразу у нас возникает ряд вопросов: Почему именно Аврама Бог избрал для миссии? Неужели он был настолько совершенным? Не проявлял ли он еще очень много дел недоверия Богу? Эти же вопросы возникают у нас, когда мы говорим о Давиде, к которому Бог был благосклонен не смотря на его крупные промахи. Но, подобно тому, как гончар видит в определенной глине хорошую вазу, как скульптор видит в каменной глыбе готовую скульптуру, так и Бог, зная потенциал человеческой податливости и готовность к обработке, начинает его формировать для определенной цели.
Хотя в жизни Авраама будут еще ошибки, но в тот момент, когда он был еще Аврамом и когда Бог дал ему определенное повеление оставить родину, родственников, обжитую землю, отца и идти куда-то без предварительной разведки, без анализа и сравнения, лучше там будет или нет, Бог обнаружил в нем особый уклад характера и призвал его. Аврам пошел. А пошел потому, что доверился Богу. Он положился не на условия жизни в чужой земле, а на обетования о благословении всех народов благодаря его послушанию. Он уловил главную идею повеления: Свои обетования Бог исполнит, и Его благословения изольются на народы только тогда, когда он повинуется Богу.
Как часто люди (да и мы тоже) желают получить благословения Божьи и иметь от Него исполнение обетований, но не желают повиноваться Его повелениям. Призыв Господа требовал от Аврама полного разрыва с его прошлым. Он должен был не только покинуть страну Междуречья, Месопотамию, где был Ур и Харран, но оставить семейные узы и даже дом отца своего, чтобы больше никогда не возвратиться к своим соотечественникам. Это было суровым испытанием. Может быть это испытание для Аврама было гораздо большим, чем то, которое Христос предложил богатому юноше, пожелавшему следовать за Ним.
Понятно, что Авраму нелегко было порвать все связи с его любимой родиной, где он провел 75 лет жизни и идти в землю Ханаанскую, где вместо плодородных пастбищ он найдет лесистую пустынно-горную страну. Земля Ханаанская включала в себя не только Палестину, но и Финикию и южную Сирию. Вместо того, чтобы жить среди родственников, он будет обитать среди потомков Хама. О, если бы у него были уже дети, внуки, можно было бы тешить себя общением с ними, но до рождения обещанного сына от любимой жены пройдет еще двадцать пять лет.
Хотя Аврам ухватился за обетование: «Я произведу от тебя великий народ», но он стареет, а потомства все нет и нет. Нам легко рассуждать о его проблемах со стороны и с позиции знания наперед всей его судьбы и зная судьбу его потомства, но он жил одними обетованиями, а реально ощутить это великое потомство он не мог. Вот и представьте его веру именно в таких обстоятельствах.
Ап. Павел писал об Аврааме:
«Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;
Ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евр.11:8-10).
После потопа даже патриархи потомства Сима начали уже поклоняться идолам. Бог знал, что если исчезнут те, кто исполняет Его закон и перестанут учить ему других, - знание о Нем будет потеряно в мире.
Евангелие – значит добрая, благая весть. Евангелие Иисуса — это благая весть о том, что Он является Спасителем людей. Павел говорит, что Бог учил Авраама такими словами: «В тебе благословятся все народы» (Гал.3:8). Это значит, что Иисус придет через Авраама и будет сыном какого-нибудь потомка из его рода. Это есть завет или договор, который Бог заключил еще с Адамом и с Евой, когда они согрешили (Быт.3:15), но выраженный несколько в других словах. Это вечный завет. Он был повторен Аврааму много раз и поэтому называется заветом Авраама.
Куда бы Авраам ни шел, он учил Евангелию, и таким образом исполнял намерение Божье в своем призвании. Он учил Евангелию словами и делами. Где бы он ни раскинул свой шатер, он строил жертвенник, и утром и вечером приносил на нем жертвоприношения. Эти жертвы символизировали Христа, Который должен был прийти и отдать Свою жизнь за грехи людей. Авраам, конечно, разъяснял значение этого жертвенного служения своим домашним и язычникам. Это начало той миссии, которую должен был продолжить народ – его потомство.
II Завет Авраама с Богом
Немало Бог приложил усилий, чтобы сформировать и укрепить в Аврааме глубокую веру. Вначале он был далек от того, чтобы о нем можно было сказать, что он полностью доверяет Богу. Да, его выход из Ура Халдейского, это шаг доверия Богу. Но сколько неверия он еще проявил: и недоверие Богу перед царями в отношении своей жены, и рождение сына от Агари. Но Бог проявлял к нему терпение или как сегодня говоря – толерантность.
Бог милостив к слабостям человека. Он видел, что Аврааму трудно понять обетование, что именно Сара будет иметь сына. Поэтому Господь снизошел, чтобы заключить завет с Авраамом, как люди заключали договора в те дни. Они рассекали тела животных и каждый проходил между рассеченными частями, повторяя Свою часть соглашения и ручаясь, что его тело также будет рассечено, как тела этих животных, если он не исполнит свои обещания. Присутствие Бога при заключении договора явилось таким образом:
«Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными» (Быт.15:17).
И вот Господь повторяет Аврааму завет. Мы читаем текст Писания:
«Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;
И поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.
И пал Аврам на лицо свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал:
Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,
И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;
И весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя;
И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;
И дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом» (Быт.17:1-8).
Читая дальше, мы видим, что обрезание должно было быть соблюдаемо патриархом и его потомками, как знак преданности и служение Богу, и таким образом оно должно было отделять их от идолопоклонства. Оно означало также, что Бог принял их как Свое особенное сокровище. Этим обрядом они ручались исполнить свою часть условия завета, совершенного Богом с Авраамом. Они не должны были вступать в брак с язычницами, так как из-за этого теряли бы свое благословение перед Богом и Его святым законом. Смешиваясь с язычниками брачными узами, они имели бы искушения поклоняться их идолам.
Почему Бог избрал Ханаан как центр миссионерской проповеди? А почему бы не призвать Авраама стать миссионером в земле его предков? Это интересный вопрос, но здесь есть несколько «но». Первое, это то, что пророк не в чести в своем отечестве, да и трудно ему было бы, радикально не поменяв образ жизни, совершить революционный духовный переворот в своем отечестве. Да и стратегически Палестина, да и вообще вся ханаанская земля была выгодным местом, откуда весть могла бы распространяться всем окружающим народам.
Бог избрал страну ханаанскую, чтобы она была домом для Его народа, потому что там они могли лучше реализовать в жизнь Его намерения. Они должны были стать миссионерами для всего мира. Им доверилась миссия учить язычников познанию истинного Бога и исполнению Его заповедей. Ханаан называют «Большой проезжей дорогой народов». Если народ Египта желал пойти в какую-либо из восточных стран, он должен был проходить через Ханаан; жители восточных стран путешествовали в Египет через Ханаан, да и когда они шли в другие западные страны, они также шли через Ханаан.
Но с другой стороны, все страны были отделены от Ханаана природными барьерами: на западе было Средиземное море, на севере Ливанские горы, на востоке Сирийская пустыня, а на юге пустынные земли Синайского полуострова. Таким образом, потомкам Авраама позволялось быть отделенной нацией и все же оставаться светом для других народов. Страна, обещанная Аврааму, была фактически большей, чем Ханаан. Но она достигла своих обширных пределов лишь во дни Давида и Соломона. Бог приложил Свою клятву к Своему обетованию. Он поручился Своим собственным присутствием, как порукой, что Он исполнит Свое обещание.
Но пока шли годы, а обетование не исполнялось. Бог медлил, чтобы их вера могла укрепиться и проявиться в большем совершенстве. После долгих обдумываний Авраам и Сарра решили что-то предпринять сами, чтобы исполнить обетование. И вот Авраам берет себе в жену Агарь. Он не видел иного выхода, годы молодости уходили, и он не мог представить себе, что обетование исполнится другим путем, чем взять молодую жену. Видите, как обычаи окружающих народов влияют даже на лучших слуг Божьих.
Измаил был сыном неверия. Он изображает и наши усилия достигнуть праведности своими собственными делами. Авраам умолял, чтобы Бог исполнил Свое обетование о Спасителе через Измаила. Но это не могло быть. Завет мог исполниться только через сына веры. Его наследник должен был быть сыном Сарры, хотя это могло теперь совершиться только через чудо.
III Кульминация веры
Прочитаем текст Писания:
«Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
О котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» (Евр.11:17-19).
Сообщение об этом переживании в книге Бытие начинается с заявления, что: «Бог искушал [испытывал] Авраама» (Быт. 22:1). Можно с уверенностью сказать, что Бог знал заранее, как поступит Авраам, и испытание не было с целью со стороны Бога получить сведения как поступит Авраам. Но сам Авраам нуждался в том, чтобы пройти такое очищающее переживание для созревания своей веры. Это был венчающий опыт его жизни.
Греч, monogenes, буквально, «единственный в своем роде». В числовом отношении, Исаак не был «единородным» сыном Авраама и даже не был его первым сыном. Исаак был «единственным» сыном Авраама в исключительном смысле, что он был единственным из детей Авраама, могущим быть избранным наследником завета.
В виду повторения и подчеркивания провозглашений Бога, что Исаак был тем, через которого исполнилось обетование завета, - это было наиболее чрезвычайным проявлением веры со стороны Авраама - охотно согласиться с предписаниями Бога представить Исаака в жертву. Это должно показаться для Авраама, что Бог ставил вопрос исполнения Своих обетований в совершенно невыполнимое положение.
В словах «он думал» или «полагал» выражена вера в силу Бога - воскресить Исаака; это вера, которая дала Аврааму мужество представить в жертву своего сына. Только таким образом престарелый патриарх мог совместить обетование Божие, что Исаак будет его наследником с повелением Бога - отнять жизнь Исаака. Иметь веру в честность личности, давшей обетование и наряду с этим требующей того, что кажется взаимно исключающим, - является окончательной целью в совершенстве веры. Авраам должен был осознать, что Бог испытывал его и вывести заключение, что Бог, если будет необходимым, воскресит Исаака от смерти. Принимая во внимание, что ещё ни одна человеческая личность не была воскрешена от смерти, это была вера высшего порядка.
Авраам был назван отцом народов, которые были известны как народ Божий. Они должны были учить все народы познавать Бога и хранить Его закон. Авраам должен быть великим примером веры в Бога и совершенного послушания Его заповедям. Однако три раза он падал в вере: в Египте, когда сказал, что Сарра не его жена, потом то же самое произошло в земле филистимской; и третий раз, когда взял себе в жену Агарь. Из-за того, что Авраам проявил такой недостаток веры в Божьи обетования, сатана обвинил его перед ангелами и перед Богом, показывая недостаток в выполнении условий завета и выставляя его недостойным этого благословения.
Господь желал доказать перед небом верность Своего раба, демонстрируя, что люди не могут быть принятыми, когда нет совершенного послушания. Одновременно Он пожелал и более полно открыть план спасения перед ними. Отсюда и было дано Аврааму испытание, которое он с честью выдержал.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Какие важные уроки относительно верности и служения Богу мы видим во всей этой истории с Авраамом?
«Бог призвал Авраама быть учителем, Он избрал его отцом великого народа, потому что предвидел, как Авраам будет обучать своих детей и свою семью принципам Закона Божьего. Эффективность учения Авраама объяснялась примером его собственной жизни. Его огромная семья объединяла более тысячи человек, многие из ее членов были обращены из язычества» (Э. Уайт. Воспитание, с. 187).
Миссионерская деятельность будет более успешной, если семейная жизнь отвечает Божественным замыслам. Библейские повествования и история Церкви свидетельствуют о том, что раннехристианские общины создавались на основе семей и были более домашними. Одной из причин избрания Богом Авраама было то, что Он увидел в нем способность направлять детей и домочадцев на путь Господа. Божье намерение относительно семей такое же, как и относительно благовестия, а именно «соблюдение правды и правосудия» (Притч. 21:3).
Переживаем ли мы о собственной неполноценности, которая препятствует нам принять участие в выполнении миссии? Какие уроки из опыта Авраама вселяют в нас уверенность, что нам необходимо начинать действовать? Как постоянная связь Авраама с Богом помогает нам укрепляться и ощущать поддержку, когда мы чувствуем себя «странниками на чужой земле»? Как нам начать выполнять миссию, вместо того чтобы быть лишь «мыслителями» и «любителями поговорить»? Что это значит для нас в практическом смысле? Видите, какие интересные вопросы для личного размышления у нас возникают в связи с темой этого урока.
Когда мы смотрим на Авраама в начале и в конце его путешествия, какие мы находим заверения того, что Бог желает совершить через нашу жизнь, если мы позволим Ему это? Неужели Бог изменился со времен Авраама?
Во многих смыслах миссионерское путешествие Авраама стало прообразом миссии спасения Христа, предназначенной для того, чтобы благословить мир через Его жертву на Голгофе. Прослеживая путь Авраама, мы видим миссионерскую природу нашего Создателя, и это вдохновляет нас по-новому смотреть на миссионерскую цель Бога для нашей жизни.
Веруя, Авраам принял поручение Бога выполнить миссию, частью которой было необычное путешествие. Авраам даже не мог предположить, какие последствия его ждут в этом путешествии. Сегодня в плане спасения человечества Бог поручает каждому из нас свою миссионерскую задачу. Как и Авраам, мы можем быть не «идеальным» миссионерским материалом. Но его история заверяет нас в том, что Бог достигнет Своей цели и через ошибающихся людей. Все, что Ему нужно, это наша готовность «идти». Так откликнемся же на Его призыв и выйдем на миссионерское поприще.
Похожие новости
Молитвенные чтения 2016: Каждый - миссионер
«Великое поручение» – один из самых известных отрывков Библии: «И, приблизившись, Иисус сказал им:
10.12.16
Чтения
Виталий Олийник. Авраам: первый миссионер
Центр духовного просвещения, Библейская школа, Урок №2, «Авраам: первый миссионер» (11 июля 2015)
10.07.15
Субботняя школа
Быть миссионером на Божьем обеспечении
Если бы Вы ощутили призыв отправиться миссионером в незнакомую для Вас местность, на каких условиях
26.06.09
Миссионерский раздел