Евгений Герасимов. Сага об Ионе
Евгений Герасимов 20-07-2015, 17:47 3 241 Субботняя школа4 урок «Сага об Ионе»
Читая книгу Ионы, мы обратим внимание на три попытки Бога вернуть Себе необращенного пророка, и извлечем из этого уроки для своей жизни.
Методика проведения:
Книга Ионы – одно из самых часто читаемых мест Ветхого Завета в нашей церкви. Поэтому главная трудность в преподнесении ее слушателям на уроке субботней школы – не набить оскомину тем, что они слышали уже сотни раз. Дело в том, что излишнее повторение вызывает не интерес, а противоположное ему чувство, страшное для учителя, если он его вызвал: чувство того, что в Библии уже нет ничего нового и полезного. Именно на таких учителях и пасторах, которые своей неподготовленностью и мыслью «и так сойдет» вызывали в слушателях это ощущение, и лежит ответственность за то, что обычные люди не любят черный томик с крестом на обложке, не собираются его читать, да и к церкви относятся с прохладцей.
Делает ли автор урока что-нибудь для того, чтобы сделать урок интересным или полезным? Перед чтением пособия я навскидку вспомнил самые расхожие клише про книгу Ионы: рассуждения о природе кита, сравнение трех дней и ночей Ионы с Иисусом, жестокость жителей Ниневии и несколько других. Все они до единого упомянуты в этом уроке, хотя к его цели не имеют никакого отношения. Зачем это делается? Чтобы набрать объем урока? Перечислить именно то, что должны перечислять адвентисты, говоря об этом месте Библии? Какими бы ни были мотивы, но цели автор достигает: это скучно.
Кроме этого, определяя применение урока как «советы для зарубежных миссионеров», (см. введение), мы исключаем из адресатов этого чтения Библии 99,99% адвентистов мира, наши общины удаляются оттуда полным составом. Поэтому нам следует поменять и цели урока, и вопросы, которые мы будем на нем обсуждать. Как темы здесь можно взять три ошибки Ионы, можно сделать урок в виде сравнения верующих и неверующих людей (что будет довольно больно). Мы же предлагаем вернуться к теме влияния, но посмотреть на то, как Бог старается вернуть отступившего верующего к Себе.
План урока:
Главный вопрос: Какие способы использовал Бог, чтобы коснуться сердца пророка? Что из этого обычно помогает Вам смягчить свое сердце и вернуться к Иисусу?
Ломка льда: Были ли в вашей жизни события, которые делали вас из жестокого более мягким? Что это было? Фильмы? Истории? Люди? Какие?
1. Влияние хорошим отношением. Текст Ионы 1:4-16 (с. 897 ВЗ)
С начала истории понятно, что Иона - это тот человек, который на данный момент ссорится с Богом, не хочет Его слушать и Ему подчиняться. Это вполне нормальное состояние для большинства грешников, и такое встречается сплошь и рядом. Нас больше интересует, как блудному сыну вернуться домой, что для этого делает Иисус. Первая картина, нарисованная в книге - встреча с неверующими матросами. Даже в 21 веке мы ассоциируем матросов с кое-чем отрицательным, для Ионы же они вообще, похоже, не входили в категорию людей, но здесь именно от них он получает первую волну излитой на него Божьей любви.
Здесь красиво показаны переживания моряков об этом человеке на фоне его ненависти. Автор пособия, пытаясь выгородить занимающего должность пророка, пишет, что «он был готов пожертвовать собой, чтобы спасти других», хотя это высказывание прямо противоположно описанному в Библии. На самом деле ему все равно, что будет с этими людишками, он не помогает им, не молится с ними (хотя молитва могла бы все остановить), он губит их груз, обрекая на смерть в долговой яме, и чуть не губит их в море. Особенно ярко ненависть верующих к неверующим видна в желании, чтобы моряки кинули его за борт. Почему он сам не подойдет к бортику и не прыгнет? Потому что самоубийство - грех. А подставить под убийство (или другое бессовестное дело) неверующего - штука, знакомая многим из нас.
Но принцип, конечно, не в этом. Он в незаслуженном обращении моряков. Видно, как они, уже понимая, кто виноват в их бедствии, пытаются этого человека, показывающего свое пренебрежение к ним, спасти, и прилагают к этому все усилия. Иона этого недостоин, а они считают его «невинным» (14), не мстят за себя, корабль и ценный груз. Когда человек встречает такое в жизни (см. отношение Вооза к Руфи, Ионафана к Давиду, Иисуса ко всем), то его сердце тает, и незаслуженная доброта «ведет тебя к покаянию». Это редкость, но такое случается, и каждый такой случай, похоже – попытка Бога сделать нас лучше. И, если развернуть эту историю наоборот, если мы хотим повлиять на людей для Бога, то незаслуженно прекрасное отношение – тут один из инструментов, кажется, именно о нем Иисус говорил в Нагорной Проповеди. Только оно должно быть искренним, а не искусственным.
Практика: Когда я в последний раз ссорился с Богом? Сейчас у меня с Ним все в порядке? Испытывал ли я когда-нибудь незаслуженное отношение к себе? Какие чувства у меня при этом были? Помогает ли это мне стать лучше? Надолго?
2. Влияние давлением. Текст Ионы 2:1-7 (с. 898 ВЗ)
Второй отрывок текста показывает другой способ влияния на Иону, допустимый только Богу. Это, по большому счету, пытка, которой подвергся пророк в чреве кита. Кстати, история из 4 главы – то же самое. Иона там не переживает за растеньице как любитель живой природы из партии зеленых, он расстроен потому, что «солнце стало палить голову» (4:8). В обоих случаях Бог, вопреки адвентистской теории о том, что Он дает человеку право выбора, действует суверенно. Он подвергает свое творение страданиям. Это и есть второй способ влияния на Иону.
В наших странных картинах воображения у Ионы внутри кита чуть ли не комната с костром и мягким диванчиком, как в детских книжках Ершова. Но можно представить свои чувства, когда вы оказались просто в пищеводе, столкнулись с тем, что находится в желудке, веществами, от которых это содержимое переваривается, с полной темнотой, слизью, мерзкостью. В тексте упоминается лишь ад (7), водоросли, обмотанные вокруг головы (6) и захлебывание в воде (6). Добавьте к этому плавание кита, и какие перепады давления и американские горки испытывал человек в течение этих дней, только тогда вы поймете, что Иона встретился с тем, что хуже смерти. И он, не в силах вынести этих мучений, соглашается с Богом. Обратите внимание, речи о покаянии тут не идет ни в одном слове. Тут налицо самая худшая языческая молитва - договор. Спасешь – исполню, что Ты там хочешь. Не больше.
Здесь можно увидеть, что метод страданий - казалось бы, самый эффективный, люди из 1 и 3 пункта не окажут на Иону такого влияния. Но он же – самый недолговечный, когда страдания заканчиваются, человек не меняется. Он не меняется и во время мучений, Иона хочет лишь, чтобы все это прекратилось. Возможно, для перемены в душе, нам нужно что-то другое. Тем не менее, принцип «тяжелых времен» имеет однозначное толкование – виноваты мы или нет, страдания – это всегда вызов к нашим изменениям к лучшему. К отречению от злых дел, или к укреплению качеств характера и доверия Богу, как это было в других историях Библии.
Практика: Имеет ли право Бог погружать меня в страдания? Не нарушение ли это моих прав? Работает ли этот метод по отношению ко мне? Страдания оказывают на меня долгое действие или я забываю об обещанном сразу после их завершения? Как не забыть их уроки? Имею ли я право приносить страдания другим, или только Бог?
3. Влияние примером раскаяния. Текст Ионы 3:3-10 (с. 898 ВЗ)
Последний метод Бога по смягчению сердца Ионы, который мы разбираем, описан в 3 главе книги. Тут нам встречаются знаменитые жестокие Ниневитяне, которые на месте Ионы (то есть, поняв, что совершили ошибку непослушания), действуют совершенно по-другому. В момент, когда жители города услышали, что они не угодны Богу, эти закоренелые воинственные язычники сразу же поверили пророчеству (5), стали искать отношений с Богом в посте (5), засвидетельствовали сожаление о своем поведении в раскаянии (5), не стали перекладывать свои ошибки на народ или власти (6-7), каждый молился (8) и главное – менял свою жизнь, прекращая делать злое (8). Эта удивительная перемена заставила содрогнуться сердце и передумать даже Бога (10). Так же перемены в первых христианах сложили прекрасное впечатление у всего израильского народа (Деяния). Там же принесенные одними деньги за проданные имения «заразили» всех богатых христиан. Хороший пример изменений раскаяния и изменений в человеке обязательно заражает других людей. Видя ревность к изменениям людей, должны меняться и мы сами.
К сожалению, Иону такой пример не заразил, как самое прекрасное в окружающих людях, и в лучших плодах их культуры, кино и литературы не заражают современных христиан. Мы настроены против язычников еще похлеще нашего пророка, и поэтому точно так же ждем кары на «содом и гоморру» окружающего мира, не понимая, что по личным моральным качествам и даже по отношениям с Богом мы можем находиться в том же состоянии, что Иона по отношению к изменившимся жителям Ниневии. К сожалению, мы не верим словам Иисуса о том, что «последние станут первыми», потому что не согласны, что отношения Бога с мирскими людьми могут быть более плодотворными, чем наша с Ним связь. Библия же предлагает нам учиться не только у признанных учителей и «пророков», примеров для подражания, близких нам, полно вокруг – лишь бы мы смирили гордость, чтобы их увидеть.
Практика: Когда я в последний раз замечал изменения к лучшему в других? Неверующие меняются из-за своих целей или это влияние Божье? Учился ли я когда-нибудь духовности у неверующих? В чем из истории я похож на пророка Иону?
Вывод.
Итак, чтобы услышать Божье обращение к нашим сердцам, нам следует:
- замечать проявления незаслуженной доброты к нам как касание Божьей любви;
- понять, что трудности – самый эффективный метод Бога сделать нас лучше;
- брать пример с тех, кто быстрее, чем мы, доверяет и меняется от Божьего голоса.
Евгений Герасимов
Похожие новости
Виталий Олийник. Сага об Ионе
Центр духовного просвещения, Библейская школа, урок №4, «Сага об Ионе» (25 июля 2015)
24.07.15
Субботняя школа
Евгений Герасимов. Иаков, брат Господа
1 урок «Иаков, брат Господа» В первом уроке нового квартала мы коснемся того, чему мы можем
30.09.14
Субботняя школа
Евгений Герасимов. Христос, закон и евангелие
9 урок «Христос, закон и евангелие». В связи с тем, что это уже третий урок по заявленной теме,
26.05.14
Субботняя школа