Регистрация

Александр Серков. Есфирь и Мардохей

Александр Серков 1-08-2015, 14:21 5 553 Субботняя школа » Александр Серков
+5


Герои мужчины, это привычно, а вот герои женщины – это уже вдохновляет. Может и без рукоположения можно быть благословенным героем? Читая историю Есфири, я вижу молодую женщину, на которую была возложена большая ответственность, когда она меньше всего этого ожидала. Евангелие может быть принято тогда и там, где мы этого меньше всего ждем, даже перед лицом геноцида, как в случае с Есфирью. Впрочем, этот урок раскрывает истину, что и женщины наравне с мужчинами могут быть благословенными в миссионерском деле.

Мы имеем памятный текст к этому уроку. Эти слова были обращены к Есфири:

«Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» (Есф. 4:14).

I Во дворце персидского царя


Книга Есфирь — это не обычное произведение. Так же, как и в книге Песни Песней Соломоновых, здесь описывается история любви без прямого упоминания о Боге. Более того, ее содержание на первый взгляд больше похоже на сказку, чем на библейское повествование. Мужчина изгоняет свою жену за то, что она отказалась показаться перед его друзьями. Теперь он хочет найти новую. Для этого он приказывает своим слугам привести всех молодых привлекательных девственниц, чтобы он мог провести с каждой из них ночь и выбрать лучшую. Наша героиня оказывается в числе этих девушек, и царь называет ее самой привлекательной. По совету своего двоюродного брата Мардохея (названного вавилонянами в честь бога Мардука) она скрывает свое происхождение и религиозные корни. Ее полное отречение от происхождения проявилось еще и в том, что она отказалась от своего еврейского имени Гадасса и назвала себя Есфирь, в честь вавилонской богини Иштар. Одно из значений имени Есфирь — это «звезда», но она не сразу позволила своему свету светить.

Но все это только на первый взгляд кажется так гладко. Если копнуть это уникальное произведение литературы глубже, можно увидеть острую критику шовинизма, самоугождения и потребительства. Наша история начинается с того, что царь устраивает самое расточительное празднование в истории. Богохульные пляски Валтасара длились всего одну ночь. А фестиваль Артаксеркса тянулся полгода. Да, он прославлял свое царство, но в первую очередь он прославлял себя. Разложение Персии ярко противопоставлено постящейся Есфири и ее друзьям евреям, которые готовились к тому, чтобы защищать свои жизни.

Мы видим, что история Есфири в стране чужестранцев, но в самом центре руководства этой страны, чем-то схоже с жизнью Даниила и его друзей. Но события начинают разворачиваться здесь иначе. Есфирь вовсе не пытается противиться системе, как это делали Даниил и его друзья. Наоборот, став пленницей царства, где процветала гендерная дискриминация, согласно которой «красота» и «хорошая фигура» (Есф.2:7) были для женщины лучшими средствами выживания, она начала приспосабливаться.

Она прислушивается к советам своего брата и наставника Мардохея, который лично для себя выбрал другую тактику. Он не отказывается отстаивать свои принципы и идет на риск, несмотря на то, что принадлежит к этническому и религиозному меньшинству, которое за столетия нажило себе немало врагов. Библия не открывает, почему он отказывался поклоняться Аману, но Мардохей чувствует, что он представляет угрозу для его народа.

Для нас поклон может значить просто жест уважения или признательности, и в Библии люди часто кланялись друг другу без малейшего намека на святотатство, но мы знаем, что это также может иметь значение преданности и поклонения. В книге Даниила трое друзей отказались поклониться золотому истукану Навуходоносора. Мардохей твердо стоит, не желая поклониться Аману. Но при этом он верно служил царю Персии. Возможно, Мардохей считал, что горделивый Аман был совсем недостоин такой чести. Это оскорбило Амана настолько, что он решил воспользоваться своим положением и уничтожить не только Мардохея, который отказался его почтить, но и всех, кто может быть с ним заодно.

Мардохей заботился о своей сестре Есфири с тех пор, как она потеряла своих родителей в юном возрасте. Скорее всего, когда Есфирь попала во дворец, ей еще не было и двадцати лет, поэтому Мардохей продолжает за ней присматривать, несмотря на закрытость гарема. Через своих посредников во дворце он может только узнавать новости о ней, но не оставляет ее. А когда он становится свидетелем заговора против Артаксеркса, он использует Есфирь для связи с царем.

Книга Есфирь умалчивает о многих деталях, включая роль духовного воспитания Есфири в доме Мардохея, формирования ее характера, и о том, какое место Бог занимает в этой истории. Мы должны читать между строк и видеть доказательства Божьей работы. Конечно же, это верно по отношению всего исторического периода. Эллен Уайт напоминает нам: «В исторических летописях взлет и падение империй представлены так, как будто все это происходило благодаря воле и мудрости полководца, а ход событий определялся его властью, честолюбием или капризом. Но Слово Божье раздвигает перед нами завесу, и мы становимся свидетелями сложной борьбы человеческих интересов и страстей, где во всем, за всем и над всем действуют небесные посланники, которые незаметно, но неустанно трудятся, исполняя волю любвеобильного Бога» (Воспитание, с. 173).

Апостол Павел писал коринфянам: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев… для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных» (1Кор.9:20,22). Во многих отношениях этот отрывок Священного Писания является противоречивым. Что имел в виду Павел, говоря: «Для всех я сделался всем»? Существует религиозная секта под названием «Семья». Другое название — «Дети Бога». В 1970-х гг. она начала увеличивать свое членство благодаря придуманной ее основателем Дэвидом Бергом «рыбалке флирта», используя сексуальность в привлечении людей. Хотя такая тактика больше не практикуется, сайт Дэвида Берга до сих пор одобряет метод религиозной проституции: «Более ста тысяч человек были приведены ко Христу через жертвенную любовь мужчин и женщин, которые согласны были пойти на все, чтобы поделиться любовью Господа».

Во свете всего этого возникает вопрос: Зашла ли Есфирь слишком далеко в попытке стать «всем для всех»? И как эту тактику применить нам сегодня? Где граница дозволенного? Это интересные вопросы. Можно над ними поразмышлять.

II Нужда в приготовлении


Прочитаем текст Писания:

12 И пересказали Мардохею слова Есфири.
13 И сказал Мардохей в ответ Есфири: не думай, что ты одна спасешься в доме царском из всех Иудеев.
14 Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?
15 И сказала Есфирь в ответ Мардохею:
16 пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть - погибну.
17 И пошел Мардохей и сделал, как приказала ему Есфирь (Есф.4:12-17).

Ответ Мардохея Есфири как будто бы свидетельствовал о его сильной вере. Хотя, и это не может не удивлять, имя Божие не упоминается им и в этой ситуации; он лишь говорит, что избавление к иудеям придет, если не от Есфири, то из другого места.

Ожидая помощи со стороны персидского царя, Мардохей в глубине души, по-видимому, верил в то, что через него или каким-то иным образом Бог евреев защитит Свой народ. Возможно, именно об этом и свидетельствуют его слова о помощи «из другого места» (не через Есфирь, то как-то иначе Бог спасет их).

Мардохей, несомненно, знал об обетованиях Бога Аврааму, Моисею и Давиду и понимал, что в случае поголовного истребления иудеев они не смогут быть исполнены. Обращаясь к Есфири, он выражает убежденность, что ей одной из всех Иудеев не спастись даже в доме царском, поэтому ей следует воспользоваться своим положением. «Не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» - не чувствуется ли в самой этой фразе уверенность Мардохея в том, что все, происходящее с еврейским народом, - под контролем Божьим. Какая разница, погибнуть ли ей по приказу царя, если войдет в его присутствие, не будучи позвана, или от руки Амана?

Согласие Есфири звучит патриотической готовностью умереть, если надо, за свой народ. Из принятого ею решения поститься следует, что судьбу всех евреев, как и свою собственную, Есфирь принесла Богу. И хотя здесь, как и в других местах книги, ничего не говорится о молитве, многие толкователи Библии полагали, что молитва в ходе поста как Есфири, так и Мардохея и всех Иудеев, подразумевалась.

Несомненно, духовное воспитание Есфири в доме Мардохея укрепило ее характер и приготовило к жизненным трудностям (2:20). Но она и ее двоюродный брат не могли представить, с какой важной задачей спасения жизней своего народа ей придется столкнуться. Но прежде чем рисковать всем, входя к царю, Есфирь решила совершить последнее приготовление. Она просит Мардохея созвать всех иудеев в Сузах и поститься три дня и три ночи. Только после этого она почувствовала, что готова идти к царю. «Если погибнуть — погибну» (4:16).

Божье время приготовления может иногда длиться долго. Возможно, за этот период не будет происходить ничего грандиозного. Моисей находился в пустыне сорок лет, заботясь об овцах. Усовершенствование нашего характера необходимо для осуществления Божьего плана в нашей жизни. Пример Есфири показывает, что личное духовное приготовление важнее, чем поспешные принятия решений и действия, совершенные собственными усилиями.

III Царица на миссионерском поле


Прочитаем текст Писания:

3 И отвечала царица Есфирь, и сказала: если я нашла благоволение в очах твоих, царь, и если благоугодно царю, то по моему желанию да будет дарована мне жизнь моя, и по моей просьбе народ мой.

4 Потому что я и народ мой преданы на истребление, убиение и погибель. Если бы мы проданы были в рабы и рабыни, то я молчала бы. Впрочем, враг никаким образом не вознаградит царю ущерба (Есф.7:3-4).

Есфирь была молодой еврейской девушкой. И вдруг она становится царицей. Наверное, это было необычное зрелище. У нее не было унаследованных качеств, с помощью которых она могла бы как-то улучшить свое положение или положение своего народа. Но ее брат Мардохей научил ее служить Богу. И, когда она увидела свое место в Божьей армии, она была готова действовать.

Удивительно, что Бог призывает стать его миссионерами разных людей, даже девушек в царских палатах. Естественно, не все воины в армии могут быть офицерами. Не все могут нести на себе заботы и ответственность руководителей. Кому-то надо делать и другую тяжелую работу. Кто-то должен рыть траншеи и возводить укрепления; кто-то должен быть часовым, кто-то посыльным. Если офицеров в армии не так уж много, нужно иметь как можно больше рядовых, чтобы армия была хорошо укомплектована; при чем успех ее зависит от верности каждого солдата. Это так, привел я далекую аналогию.

Чтобы выступить перед царем и молить за свой народ, который только что был приговорен к смерти бесчеловечным законом, Есфири нужно было нечто большее, чем просто человеческая смелость. Создавшееся положение требовало от Есфири решительных и быстрых действий; но и она, и Мардохей понимали, что если Божественное могущество не поможет им, то все их усилия обречены на провал. Поэтому Есфирь назначила время, когда она решила обратиться к Богу, Источнику своей силы.

«Пойди, — повелела она Мардохею, — собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду так же поститься, и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть, погибну».

Благодаря мужеству Есфири ее народ смог защищаться в сражении с теми, кто хотел их убить. Она не просто спасла их, но даже стала инструментом возрождения монотеизма в Персии. Мы читаем:

«А у Иудеев было тогда освещение, и радость, и веселье, и торжество. И во всякой области, и во всяком городе, во всяком месте, куда только доходило повеление царя и указ его, была радость у Иудеев и веселье, пиршество и праздничный день. И многие из народов страны сделались Иудеями, потому что напал на них страх пред Иудеями» (Есф. 8:16-17).

История Есфири имеет много общего с повествованиями про Иосифа и Даниила. Во всех случаях события развиваются в царском дворце среди языческих народов далеко от Израиля. Как Иосифа и Даниила, сироту Есфирь забрали из семьи. Вместо того чтобы принять чужую религию и не оказывать никакого влияния, эти люди поднимаются из неизвестности до выдающегося положения в государстве. Иосиф и Даниил занимают руководящие должности, а Есфирь становится членом царской семьи. Во всех трех историях царю или фараону снятся сны или они имеют проблемы со сном, что становится ключевым моментом в дальнейшем развитии событий. И через этих троих героев Бог благословляет народы и людей. Библейское повествование четко обозначает, какую роль играл Бог в общей направленности жизни Иосифа и Даниила. Бог дал благорасположение начальника евнухов к Даниилу (Дан. 1:9), самому Даниилу Он дал знание и понимание (Дан.1:17) и открыл ему значение снов (Дан. 2:19). Даниил постоянно молится и восхваляет Бога (Дан.2:20–23). Его влияние побуждает языческих царей признать его Бога (Дан.2:47). Точно так же мы читаем в Библии, что Бог постоянно был с Иосифом (Быт.39:2,21,23) и что Бог благословил дом Потифара благодаря Иосифу (Быт.39:5). А языческий правитель, фараон, признает Бога (Быт.41:38, 39).

Однако, как я уже говорил выше, Бог словно полностью отсутствует в книге Есфирь. Даниил и Иосиф были известными иудеями, и общество знало об их вере. Но Есфирь не открывала своей религиозной принадлежности до тех пор, пока не была вынуждена сделать это.

Какой бы ни была причина ее скрытности, в ее жизни все же наступил ключевой момент. И мы можем быть уверены, что Бог действует через любого человека, независимо от его склонностей или слабостей, чтобы выполнить Свою миссию.

Мы читаем вновь:

17 И во всякой области и во всяком городе, в том месте, куда доходило повеление царя и указ его, у Иудеев были радость и веселие, пиршество и праздничный день. И многие из народов земли сделались Иудеями, потому что напал на них страх от Иудеев (Есф.8:17).

По мере того, как новый указ доходил до очередного города и места, делая праздничным тот день для Иудеев, многие представители других народов страны, охваченные страхом перед ними, сами переходили в иудейство. Происходившие события, во всей их удивительной последовательности, все труднее было приписывать случаю, людям становилось все очевиднее, что на защите иудеев стоит их Бог.

Конечно, книга Есфирь — это не типичная история о проповеди и свидетельстве. Тем не менее мы видим, что обращение язычников в иудаизм и здесь имеет место. В результате указа царя в пользу иудеев «многие из народов страны сделались Иудеями, потому что напал на них страх пред Иудеями» (Есф.8:17). Некоторые комментаторы сомневаются в искренности их покаяния, поскольку страху и тревоге нет места в истинном обращении. Хотя это верно, кто знает, как в конечном счете эти люди, какими бы ни были их мотивы вначале, могли откликнуться на влияние Святого Духа, особенно после того, как увидели огромную разницу между их прежней верой и верой и поклонением единому и истинному Богу.

Когда иудеям было дано разрешение убивать своих врагов, им также было сказано, что они могут «разграбить» имение своих врагов (Есф.8:11). Однако в книге Есфирь (9:10,15,16) три раза конкретно говорится, что иудеи «на грабеж не простерли руки своей». Хотя в текстах не сказано почему, тот факт, что это упоминается трижды, показывает важность этого поступка. Скорее всего, они воздержались от этого, потому что хотели, чтобы все знали: они действуют из побуждений самозащиты, а не жадности.

Как эту информацию о Есфири применить на практике в нашей жизни?

Есть несколько ценных уроков относительно миссионерской работы, которые мы можем вынести из опыта Есфири.

Прислушивайтесь к людям, лучше знакомым с обществом, которому вы собираетесь свидетельствовать. Иногда молчание — это лучший способ научиться чему-то и найти свое место в жизни. Есфирь прислушивалась к мудрости Мардохея. Она смогла выжить, будучи наложницей во дворце царя, благодаря тому, что промолчала о своем происхождении, своем народе и своей жизни. Ей нужно было вести себя очень осторожно и прислушиваться к тем, кто знал положение вещей и мог давать советы.

Осторожно выбирайте информацию, которой вы делитесь, и время, когда это лучше сделать. Если вы откроете человеку некорректную информацию или неполную истину, это может привести к серьезным негативным последствиям. Всегда думайте о том, какое влияние окажут на слушающего ваши слова и то, с какой интонацией вы их говорите. Удостоверьтесь, что все, что вы говорите, — истина, а не просто слухи.

Мы не всегда сможем понять, почему происходит то или иное. Аврааму Бог сказал покинуть землю, в которой он жил (Быт. 12:1). Руфь пошла со своей свекровью на ее родину, не зная, что она встретит там Вооза (Руфь 1:6–22). Моисея Бог послал назад в Египет спасать его народ (Исх. 4:1–23). Есфирь была избрана наложницей, а потом и женой царя, который отрекся от своей последней жены (Есф. 1:19, 20).

Есфирь приготовила себя перед Богом. Когда настало время Есфири прийти к царю, чтобы просить о спасении ее народа, она не спешила. Она приготовила себя, соблюдая пост несколько дней. Прежде чем начать серьезную миссионерскую работу, нам тоже нужно сначала наладить связь с Небесным Отцом и просить Его водительства. «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Фил. 4:6-7).

Важно чувствовать, когда стоит нарушить молчание. Если выбрать для этого нужное время и место, то можно изменить чей-то мир. В случае с Есфирью это был ее народ. Она была секретным звеном в миссии Бога.

Ранние христиане понимали, что, если они будут твердо стоять на своем, у них будет сила и возможность все перенести и открыть весть Евангелия. Заняв твердую позицию, Есфирь смогла спасти свой народ, повысить свое положение и помочь Мардохею стать вторым после царя в Персии. Итак, ее смелость принесла ей вознаграждение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Бог может использовать нас, несмотря на наше несовершенство. Только когда мы чувствуем свою слабость, Он может дать нам силу и сделать нас благословением для других. Есть такое выражение: «Богу не нужны наши способности, Ему нужна наша готовность». Бог использовал Есфирь для спасения евреев от уничтожения. У нас с вами еще большая миссия — приготовить весь мир к последним событиям и ко Второму пришествию Иисуса. Кого Он послал нам на пути? Какую миссию Он возложил лично на нас? Это серьезные вопросы, задумаемся над ними.

telegram

Похожие новости

Алексей Опарин - Проклятые сокровища. Археологическое исследование книг Есфирь и Руфь

Алексей Опарин - Проклятые сокровища. Археологическое исследование книг Есфирь и Руфь В книге

06.03.16 Книги » Алексей Опарин
Евгений Герасимов. Есфирь и Мардохей

6 урок «Есфирь и Мардохей» Из истории, описанной в книге Есфирь, мы выведем три урока, которые

02.08.15 Субботняя школа
Переживания Есфири. Тема недели «Устойчивость»

В раннем детстве Есфирь осталась сиротой. Став царицей, Есфирь не открыла своей национальности. Это

16.02.11 Субботняя школа

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть