Александр Серков. Петр и язычники
Александр Серков 26-08-2015, 19:02 2 935 Субботняя школа » Александр СерковВ этом уроке мы коснемся вопроса: как Симон (Петр), сын Ионы стал миссионером среди язычников. Эта история имеет какую-то аллюзию на историю Ионы из Ветхого Завета, который тоже не хотел проповедовать язычникам, но пришлось. В обеих историях Бог повелел Своим упирающимся вестникам идти к гоям — язычникам (Иона 1:2; Деян.9:43). В случае Ионы местом назначения был город Ниневия, в случае Петра — Корнилий и его семья. Оба запротестовали вначале — Иона действием (отправившись в «круиз» по Средиземноморью), а Петр — словами «нет, Господи!» (Деян.10:14). И для того, чтобы убедить их выполнить поручения, Богу пришлось вмешаться. В случае Ионы понадобились буря и большое морское животное, тогда как Петру было дано видение о принятии в пищу нечистого (Иона 2:1; Деян.10:16). Обратите также внимание, что Иона был во чреве кита три дня, и к Петру Господь взывал три раза в видении. Впрочем, давайте об этом поговорим подробно.
Мы имеем памятный текст к этому уроку:
«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян.2: 38-39).
I Трудно быть первопроходцем.
Нам очень трудно в жизни предпринимать что-то новое. В церковной жизни также трудно ломать какие-то стереотипы, наработанные традиции, тем более начать общение с теми, на кого мы смотрим сквозь пальцы. Как бы мы повели себя в ситуации первых христиан, которые считали неизменным традиционный скептицизм к язычникам? Давайте рассмотрим кардинальные перемены в ранней христианской церкви, когда под водительством Святого Духа апостол Петр принял язычника Корнилия как полноценного христианина. С того момента Церковь изменилась навсегда.
Многие были обеспокоены действиями Петра. В Деян. 11:2-3 написано: «И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними». Перемены могут быть непростыми. Но история Петра и Корнилия показывает, что иногда наступает время, когда приходится преодолевать эти сложности, даже если нам это неприятно. Подобно Петру мы должны молиться о силе Святого Духа, которая поможет нам совершить перемены, чтобы преобразовать Церковь по Его подобию.
Если вспомнить поручение Христа, то сказано все ясно и просто: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Матф.28:19). На Пятидесятницу Святой Дух наполнил учеников силой для проповеди Евангелия по всему миру, чтобы «всякий, кто призовет имя Господне» был спасен (Деян. 2:21). Однако Великое поручение не побудило учеников Иисуса к созданию Церкви, в которой стали бы равны люди всех национальностей и вероисповеданий.
Петр имел решительный характер: еще находясь со Христом, он решился идти по воде к Иисусу, он первый заявил, что не отречется от Христа, в день Пятидесятницы мы вновь видим обращенного Петра, но все с тем же решительным характером. Он помнил также слова Христа, те последние напутственные слова, которые произнес Он перед тем, как вознестись: «И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1: 8).
Великое поручение начало исполняться в день Пятидесятницы. Цель излития Святого Духа — евангелизация мира. Излитие Святого Духа в виде Раннего дождя дало отличные результаты в день Пятидесятницы. Однако это было только предвкушением гораздо больших результатов, которые переживет Церковь в последующие годы.
Проповедь Петра содержит основные моменты, которые остаются актуальными и сегодня. Петр открыл путь для проповеди Евангелия представителям десятков национальностей во время проповеди иудейской диаспоре в Иерусалиме. Таким образом, он использовал очень важный мост, чтобы принести Благую весть ближневосточному миру своего времени.
Как трудно было Петру быть первопроходцем. Для него, правоверного иудея, съесть нечистую пищу было большим грехов, но смысл видения не заключался в том, чтобы ломать эти правила, он должен был по Божьему руководству выйти из зоны внутринационального комфорта, войти в дом язычника и впервые сесть за стол с язычниками, что было для него серьезным шагом. Но почему же это было для него так сложно, если Петр не раз видел, как Иисус садился есть с «грешниками»?
Бог велит Ионе встать и идти (Иона 3:2), равно как и Петру говорит встать, сойти и идти (Деян.10:20), чтобы донести весть язычникам. В обоих случаях те уверовали и были прощены (Иона 3:5; Деян.10:43). Также в обоих случаях это обращение вызвало враждебную реакцию. В истории Ионы это, к сожалению, был сам пророк, доставивший весть. Он расстроился (Иона 4:1). В случае Петра это были обрезанные (Деян.11:2). Ну и, наконец, Бог вмешивается, чтобы отвести нападки. «Мне ли не пожалеть Ниневии?» — спрашивает Он Иону (Иона 4:11). «То, кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?» — задается вопросом Петр (Деян.11:17).
Эти параллели напоминают читателю, что Бог Ионы, Тот, Кто простил и спас язычников, является также Богом и Петра — Богом, продолжающим простирать Свою благодать и милость не только на Свой избранный народ. Эта тема звучала также и у пророков Ветхого Завета. К примеру, описывая свою миссию, Павел и Варнава цитируют Исаию: «Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли» (Деян.13:47). Да и сам Петр, быстро учась, говорит Корнилию и его домочадцам: «О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян.10:43).
Таким образом, в повествовании Луки обращение Корнилия показывает «продолжение Божьей работы милосердия в Ниневии» и то, что «Симон-Петр является бар (сыном, потомком) Ионы, призванным Богом его предка обращать язычников; и Божьему народу не остается ничего другого, как только прославить Господа, говоря: «Язычникам дал Бог покаяние и жизнь» (Деян.11:18).
II Разрушая предубеждения
Как терпеливо и осторожно Господь избавлял Петра от предрассудков в отношении язычников, которые были следствием его иудейского воспитания! Послав ему видение большого полотна, Господь попытался рассеять в разуме апостола эту предубежденность и научить его важной истине: Небо нелицеприятно; иудеи и язычники равноценны в очах Божьих; через Христа язычники могут стать сопричастниками благословений и преимуществ Евангелия.
Когда братья в Иудее услышали, что Петр ходил в дом язычника и проповедовал собравшимся там людям, они были удивлены и оскорблены. Они боялись, что подобное, как им казалось, вызывающее поведение ослабит влияние его проповеди. Увидев Петра, они сурово упрекнули его: «Ты ходил к людям необрезанным и ел с ними».
Петр объяснил им, как все было. Он долго рассказывал о своем видении, в котором Бог наставил его не обращать больше внимания на обрезание и не считать язычников нечистыми; он рассказал о повелении идти к ним, о том, как пришли люди от Корнилия, о своем путешествии в Кесарию, о встрече и беседе с сотником, об ангеле, который повелел послать за ним.
«Когда же начал я говорить, — сказал он, описывая им обстоятельства своей беседы с язычниками, — сошел на них Дух Святой, как и на нас вначале. Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: „Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым“. Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?»
Лука также использует известный литературный прием, повторяя в 11-й главе Деяний историю из 10-й главы, как Петр выступал в свою защиту перед еврейскими критиками. В древнегреческих новеллах самым распространенным способом прояснить мысль повествования или поставить акцент на чем-то было вставить сцену испытаний, в которой главный герой выступает в свою защиту.
В 10-й главе книги Деяний Лука подчеркивает готовность Корнилия следовать за Христом еще до разговора с Петром. Мы не знаем, как Корнилий познакомился с Богом, но Библия пишет, что он был «благочестивый и боящийся Бога». Обращение Корнилия стало первым шагом к резкому росту Церкви. Но даже после этого в глазах евреев он был язычником, потому что был необрезанным, Лука повествует, что ангел повелел Корнилию найти Петра. Обратите внимание, что в этой миссионерской истории Бог выступает инициатором. Петр просто следовал указаниям Святого Духа в ответ на приглашение Корнилия.
Услышав такие слова, братья успокоились. Убежденные в том, что поведение Петра было прямым исполнением планов Божьих и что их предрассудки и чувство исключительности резко противоречили духу Евангелия, они прославили Бога, говоря: «Видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь».
Бог пообещал, что Святой Дух будет наставлять нас на всякую истину (Иоан. 16:13), и Церковь того времени очень нуждалась в помощи Духа, чтобы развить правильное видение для выполнения Великого поручения. История встречи Петра и Корнилия открывает нам, с чего все началось.
Корнилий был сотником римской армии. Кроме того, он был очень посвященным и богобоязненным человеком (Деян. 10:2). Он поклонялся Богу евреев, посещал синагогу, молился в назначенное время и давал подаяния бедным (ст. 30). Несмотря на это, его не принимали как полноценного члена синагоги, потому что он был язычником.
Но Корнилию явился ангел и повелел ему послать за апостолом Петром. Евреи верили, что ангелы не общаются с язычниками, поэтому тот факт, что ангел обратился напрямую к Корнилию, уже был очень необычным явлением.
Таким образом, без борьбы и споров были рассеяны предрассудки, и путь для проповеди Евангелия среди язычников открылся.
III Наша весть миру
Положа руку на сердце, в каждом из нас есть немного бывшего Петра. Людям свойственно пытаться делать все по-своему, вместо того чтобы полностью довериться Богу. Но как же замечательно видеть, что такой плотский Петр преобразовался и стал инструментом в Божьих руках, который Он использовал для того, чтобы «распространить» раннюю Церковь на новые миссионерские территории, в прямом и переносном смысле.
Чем отличались самые ранние первые адвентисты от самых ранних христиан? Да, ничем. Понимание миссии у ранних адвентистов было весьма узким. Вплоть до 1870 года они предусматривали распространение миссии только до Атлантического океана на востоке и Тихого на западе. Но вскоре они поняли, что их призвание — идти и возвещать весть всему миру. В 1874 году Дж. Н. Эндрюс, первый официальный миссионер за границей, отправился в Швейцарию, чтобы посвятить сто процентов своего времени проповеди другим христианам. До 1890-х годов адвентистских миссионеров не посылали в другие страны.
Давайте сравним и обсудим следующие три цитаты:
1. «Церковь по замыслу Божьему призвана сотрудничать с Ним в деле спасения людей. Она создана для служения, и ее задача — нести Евангелие миру» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 9).
2. «Церковь существует благодаря миссии точно так же, как огонь существует благодаря процессу горения» (Эмиль Бруннер. Слово и мир [London: SCM Press, 1931], с. 108).
3. «Церковь является церковью только тогда, когда существует для других» (Дитрих Бонхёффер, цитата у Джоела Лоуренса: Бонхёффер: Путеводитель колеблющихся. [Continuum International Publishing, 2010], с. 36).
Одна цитата Эллен Уайт, другая – богослова XX – столетия, и третья цитата уже современного богослова. Они идентичны в своей концепции, раскрывая Божий замысел в Евангелизации мира.
Между Петром из Евангелий и Петром из Деяний — огромная пропасть. В начале своего служения Петр был ограниченным и мыслил узко, вследствие чего не понимал широты миссии Иисуса (Матф.16:21–23). После Пятидесятницы Петр стал уже более зрелым духовно, он горел желанием нести миссию, которая бы рушила все географические и культурные барьеры. Это Петр прямо заявляет, что «во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян.10:35).
В то же время Петр видит в видении большое полотно с различными нечистыми животными, которых ему повелевают заколоть и съесть. Когда он отказался, Бог провозгласил: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (ст. 15).
Когда посланники Корнилия пришли к Петру, он понял значение видения. А когда он увидел, как Святой Дух действует в Корнилии и его семье, он принял их в свою церковь со словами: «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (ст. 34-35). Этот новый взгляд преобразовал христианство. Из простого ответвления иудаизма теперь оно стало истинной всемирной Церковью.
Сегодня мы также нуждаемся в преобразующей силе Святого Духа, чтобы Он вел нас через рискованные начинания, связанные с межкультурными различиями. Служить людям не всегда просто, но пример Петра показывает, что на такой шаг стоит пойти. Наверное, нам нужно воспринимать церковь как нечто большее, чем просто город, установленный на горе, «башня, ограждающая нас от мира», а чем-то вроде общественного центра, где Евангелие является солью земли.
В мире есть множество различных культур. Все они имеют немало отличий: язык, питание, одежда и социальное поведение. Можно назвать это вопросом вкуса. Но есть также вещи, которые остаются неизменными, куда бы вы ни попали. В конце концов, мы все — дети Божьи, созданы по Его образу, с одними и теми же моральными принципами. Как говорил апостол Павел, даже тот, кто ничего не слышал о церкви, все же может отличить правду от лжи. «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон» (Рим. 2:14). Проявление уважения к жизни и друг к другу — это то, что мы называем вопросом по сути.
Чтобы быть успешными миссионерами, мы должны отличать одно от другого и приложить все усилия, чтобы наша проповедь была направлена на вопросы по сути, такие как Десять заповедей (Исх. 20) или плод Духа (Гал. 5:22, 23), а не на вопросы вкуса, которые касаются адвентистских традиций или европейской культуры и образа жизни. Поэтому тема любви к врагам будет более важной, чем тема об украшениях или татуировках.
Следующие пять пунктов помогут нам определить, действительно ли наша миссия сосредоточена на важных вопросах, имеющих силу по-настоящему преобразовать жизнь человека.
1. Разграничьте важные и неважные вопросы в своих собственных убеждениях и жизни.
2. Признайте, что в жизни окружающих людей также действует плод Духа со всеми его вкусовыми качествами: любовь, радость, мир, долготерпение, доброта, благость и верность.
3. Не смотрите на внешнюю принадлежность человека, кем бы он ни был и каких бы взглядов ни придерживался. Посмотрите, например, на Малалу Юсуфзай, пакистанскую школьницу, на которую совершил вооруженное покушение боевик за то, что она боролась за право на образование для женщин. Она была дважды номинирована на Нобелевскую премию мира. Также можно вспомнить Нельсона Манделу, миротворца Южной Африки. Он стал образцом прощения, и благодаря этому в его стране удалось избежать гражданской войны.
4. Прежде чем проповедовать о своих убеждениях, покажите их на примере своего отношения и поведения.
5. Будьте готовы увидеть Бога и узнать что-то новое о Нем из неожиданных источников.
У Петра в его миссии для язычников была одна непростая задача. Он должен был увидеть Бога в самых непривычных обстоятельствах. Где живет Бог? В доме Симона кожевника? У сотника Корнилия? Конечно же нет. Для ветхозаветных евреев Бог обитал в ковчеге завета. В странствии к Святой земле Бог обращался к Моисею «посреди двух херувимов» (Исх. 25:22), которые были над крышкой ковчега. Когда построили храм, Бог находился во Святом святых вместе с ковчегом. Однажды после молитвы царя Соломона с неба сошел огонь, и «не могли священники войти в дом Господень, потому что слава Господня наполнила дом Господень» (2 Пар. 7:2). Иаков, убегая от своего брата Исава, пришел в Вефиль и там, сражаясь во сне с Богом, воскликнул: «Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!» (Быт. 28:16). Иона хотел убежать от Божьего поручения проповедовать в Ниневии, поэтому отправился в Фарсис «от лица Господня» (Иона 1:3), но и там он встретился с Богом.
Во всех религиях есть свои святыни. В Европе христианские церкви часто строились там, где происходили какие-то чудеса, или на месте захоронения святого человека. Мусульмане считают святым городом Мекку, а у индусов есть несколько священных мест вдоль реки Ганг. Но, как видно из истории о Корнилии, Бог не живет только в одном определенном месте мира. Бог везде. И Он — создатель всех животных, спустившихся к Петру на полотне, и всех народов, живущих на земле. Если мы хотим иметь успех в выполнении своей миссии, мы должны быть готовы увидеть Бога в самых неожиданных для нас местах.
Обращение Корнилия стало первым шагом к резкому росту Церкви. Корнилий был сотником римской армии, но он не был язычником в полном смысле этого слова. Он был «благочестивым» и «боящимся Бога», он всегда давал милостыню. Но даже после этого в глазах евреев он оставался язычником, потому что был необрезанным. Поэтому принятие его в Церковь обозначило новый этап в распространении христианства. Поразительные, даже сверхъестественные обстоятельства обращения Корнилия сыграли серьезную роль в принятии апостолами факта, что необрезанные язычники могут стать христианами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы служим живому Богу, Которого даже не надеемся когда-либо полностью постичь. Его Дух учит нас, наставляет, освещает наш путь, чтобы мы могли расти в познании Его. Истина развивается в нашей жизни, когда мы постоянно растем и узнаем Бога все глубже и ближе. Истина развивается даже независимо от нас, но без непоколебимой веры и доверия Богу она может показаться нам пугающей. Когда Бог открывает нам Свои тайны, мы должны, подобно Петру, полностью довериться Ему, быть готовыми оставить свои несовершенные представления и принять новые откровения.
Похожие новости
Виталий Олийник. Петр и язычники
Центр духовного просвещения, Библейская школа, Урок №5, «Изгнанники-миссионеры» (1 августа 2015)
27.08.15
Субботняя школа
Виталий Олийник. Сага об Ионе
Центр духовного просвещения, Библейская школа, урок №4, «Сага об Ионе» (25 июля 2015)
24.07.15
Субботняя школа
Великие библейские герои и истории: Иона и кит | Jonah and the Whale (1998) DVDRip
Иона и Кит – замечательная приключенческая история. В ее основе – готовность Господа наказывать
15.05.09
Мультфильмы