Александр Серков. Реформы Иосии
Александр Серков 17-11-2015, 07:12 2 713 Субботняя школа » Александр СерковИзучая данный урок, нам предоставляется возможность подумать о выборе, который приходится делать каждый день, и, как говорит Елиуй в книге Иова 34:4, «установим между собою рассуждение и распознаем, что хорошо». Иосия сделал свой выбор, и об этом наш урок.
Эпиграфом к этому уроку дан текст Писания:
«Подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душою своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву; и после него не восстал подобный ему» (4Цар.23:25).
Открывая этот урок в пособии, вы не могли не заметить, что тема о реформе Иосии базируется не на книге Иеремии, а в основном на книге Царств, а точней, на 22 и 23 главах 4 книги Царств, откуда мы имеем и наш памятный текст. Дело в том, что в книге Царств более обширно раскрывается историческое повествование царей, в том числе и Иосии, главном герое данного урока.
I Восстановление храма
Прочитаем текст Писания:
1 Восьми лет был Иосия, когда воцарился, и тридцать один год царствовал в Иерусалиме; имя матери его Иедида, дочь Адаии, из Боцкафы.
2 И делал он угодное в очах Господних, и ходил во всем путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево.
3 В восемнадцатый год царя Иосии, послал царь Шафана, сына Ацалии, сына Мешулламова, писца, в дом Господень, сказав:
4 пойди к Хелкии первосвященнику, пусть он пересчитает серебро, принесенное в дом Господень, которое собрали от народа стоящие на страже у порога,
5 и пусть отдадут его в руки производителям работ, приставленным к дому Господню, а сии пусть раздают его работающим в доме Господнем, на исправление повреждений дома,
6 плотникам и каменщикам, и делателям стен, и на покупку дерев и тесаных камней для исправления дома;
7 впрочем не требовать у них отчета в серебре, переданном в руки их, потому что они поступают честно.
8 И сказал Хелкия первосвященник Шафану писцу: книгу закона я нашел в доме Господнем. И подал Хелкия книгу Шафану, и он читал ее.
9 И пришел Шафан писец к царю, и принес царю ответ, и сказал: взяли рабы твои серебро, найденное в доме, и передали его в руки производителям работ, приставленным к дому Господню.
10 И донес Шафан писец царю, говоря: книгу дал мне Хелкия священник. И читал ее Шафан пред царем.
11 Когда услышал царь слова книги закона, то разодрал одежды свои (4Цар.22:1–11).
Мы видим, что Иосия относился к числу тех царей Иудеи, которые оставили о себе самую добрую память. В его правление, отмеченное религиозным реформированием, целью которого было возвращение к принципам Божественной воли, царил мир, страна процветала. Когда Иосия вступил на престол, ему было всего восемь лет, царем он оставался тридцать один год (640-609 г. до Р. Х.). В дни его царствования мировое господство перешло от Ассирийской империи, которая пала в 609 г. до Р. Х., к Вавилону (Ниневия, столица Ассирии, была разрушена в 612 г. до Р. Х.).
Как до него цари Аса и Езекия, Иосия во всем следовал путем Давида, не уклоняясь с этого праведного пути. Автор 2Паралипоменон добавляет, что Иосия в 16 лет стал искать Господа, а к проведению своих религиозных реформ приступил, когда ему было 20 (2Пар. 34:3-7). Среди царей Иудеи Иосия был четвертым и последним реформатором после Асы, Иосафата и Езекии. Но его реформы были более широкомасштабными, чем реформы его предшественников.
В царствование Манассии храм не только был осквернен но, по всей видимости, все более разрушался. И вот, в восемнадцатый год своего правления, т. е. в возрасте 26 лет, царь Иосия приступил к капитальному ремонту. Он решил произвести ремонтные работы в храме, что предвещало о более серьезных реформах. С первыми указаниями на этот счет он послал к Хелкии первосвященнику своего писца (секретаря) Шафана и с ним (2Пар. 34:8) других сановников. Очевидно, перед этим какое-то время деньги (серебро) на нужды восстановления храма уже собирались; теперь их следовало пересчитать и начинать работы. Заметьте, здесь та же процедура, которая была проведена в свое время по указанию царя Иоаса, которая описана в 4Цар. 12:10-12. Как и в царствование Иоаса, производителям работ и работающим в доме Господнем оказывалось полное доверие.
Упадок Ассирии и расцвет Вавилона во дни царствования Иосии способствовали уменьшению внешнего давления на Иудею, позволяя Иосии произвести реформы без постороннего вмешательства. Интересно отметить, что в Ветхом Завете время политического спокойствия часто совпадало с правлением праведных царей.
И вот, в процессе работ Хелкией был обнаружен в доме Господнем один из экземпляров книги закона. Это было по всей видимости книга Второзакония, или, что более вероятно, книга всего Пятикнижия, так называемая Тора. Это мог быть официальный экземпляр, предназначенный для чтения в храме. Имелись, вероятно, и другие экземпляры, которые при Манассии и Аммоне были уничтожены. Так что находка Хелкии представляла особую ценность. Первосвященник поделился своим открытием с Шафаном и дал ему книгу, и он читал ее. Позднее, докладывая царю о ходе работ, Шафан и ему рассказал о книге, и стал читать ее Шафан пред царем.
Тем, что услышал царь, он был настолько потрясен, что с скорби разодрал одежды свои. То, что происходило в стране, не совместимо было с требованиями Бога к Его народу. Как же далеко ушел народ от Господа!
Обнаруженные рукописные свитки Торы содержали Божий Закон. Весть была ясной: все реформы должны основываться на Божьем Слове, а не на человеческих убеждениях. Это и есть начало преобразования. Иосия, разрывая одежду в ответ на услышанное, демонстрирует желание раскаяться и произвести реформу.
II Весть Олдамы
Прочитаем текст Писания:
12 И повелел царь Хелкии священнику, и Ахикаму, сыну Шафанову, и Ахбору, сыну Михеину, и Шафану писцу, и Асаии, слуге царскому, говоря:
13 пойдите, вопросите Господа за меня и за народ и за всю Иудею о словах сей найденной книги, потому что велик гнев Господень, который воспылал на нас за то, что не слушали отцы наши слов книги сей, чтобы поступать согласно с предписанным нам.
14 И пошел Хелкия священник, и Ахикам, и Ахбор, и Шафан, и Асаия к Олдаме пророчице, жене Шаллума, сына Тиквы, сына Хархаса, хранителя одежд, - жила же она в Иерусалиме, во второй части, - и говорили с нею.
15 И она сказала им: так говорит Господь, Бог Израилев: скажите человеку, который послал вас ко мне:
16 так говорит Господь: наведу зло на место сие и на жителей его, - все слова книги, которую читал царь Иудейский.
17 За то, что оставили Меня, и кадят другим богам, чтобы раздражать Меня всеми делами рук своих, воспылал гнев Мой на место сие, и не погаснет.
18 А царю Иудейскому, пославшему вас вопросить Господа, скажите: так говорит Господь Бог Израилев, о словах, которые ты слышал:
19 так как смягчилось сердце твое, и ты смирился пред Господом, услышав то, что Я изрек на место сие и на жителей его, что они будут предметом ужаса и проклятия, и ты разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, то и Я услышал тебя, говорит Господь.
20 За это, вот, Я приложу тебя к отцам твоим, и ты положен будешь в гробницу твою в мире, и не увидят глаза твои всего того бедствия, которое Я наведу на место сие. И принесли царю ответ (4Цар.22:12-20).
Кто такая Олдама? Она является одной из пяти Божьих пророчиц, упомянутых в Библии (Мариам, Девора, Олдама, жена Исаии и Анна). Видите, Иосия сразу же ищет пророческого водительства. Интересно, что он не обращается к Иеремии. Как во дни Езекии жили два пророка (Михей и Исаия), которых Бог использовал для провозглашения различных вестей, так было и при правлении Иосии.
Весть Олдамы перекликалась с вестью Иеремии, который говорил о неотвратимости вавилонского плена. Однако для молодого царя, которому на тот момент было 26 лет, эта весть содержала положительный момент: все бедствия, которые должны были обрушиться на Иудею, произойдут после его смерти. Реакция Иосии на услышанное пророчество открывает важную истину. Иосия мог, основываясь на пророчестве, осуществлять правление равнодушно, ничего не предпринимая, так как он был в безопасности. Но он, наоборот, начал производить самые смелые реформы, которые упоминаются в Библии.
То обстоятельство, что царские посланники отправились к Алдаме, свидетельствует о ее высоком пророческом авторитете. Ведь в это же самое время в Иерусалиме и поблизости от него жили такие пророки, как Иеремия (Иер. 1:2) и Софония (Соф. 1:1), возможно, также Наум и Аввакум. Но по причинам, которые не объясняются, пятеро предпочли им Алдаму. Сказано, что она была женой Шеллума, хранителя царских или священнических одежд, и жила в Иерусалиме, во второй части (полагают, что имеется в виду нижняя часть города).
Вопросив Бога, Алдама сообщила Его ответ посланцам царя: да, Господь подвергнет Иерусалим злой участи согласно словам книги, которую читал царь Иудейский, т. е. в соответствии с предупреждениями, изложенными в Моисеевом законе. Эта участь постигнет иудеев за то, что они оставили Господа и кадят другим богам, раздражая Его, вместо того, чтобы следовать путями, на которых им обещаны были радость и благословения, путями свидетельствования другим народам о всемогуществе и благости Господа.
Лично Иосия был Господом помилован. За его слезы и смирение перед Ним, обрекавшим иудеев на тяжкое наказание, согласно закону Моисея, его глаза, как возвестил ему Господь, не увидят всего этого бедствия, ибо он умрет прежде. Иосия умер за четыре года до первого нападения Навуходоносора на Иерусалим (в 608 г до Р. Х.).
III Реформа и Пасха
Прочитайте 4 Цар.23 главу.
Читая эту главу, мы видим, что не дожидаясь окончания реставрационных работ в храме, царь собрал в нем весь народ от мала до велика; все старейшины Иуды и Иерусалима, священники и пророки, включая, несомненно, Иеремию и Софонию, пришли в дом Господень. Собравшимся вслух были зачитаны все слова книги завета, возможно, все Пятикнижие, но, скорее всего, те разделы Второзакония, где народу были обещаны благословения за послушание и кары за неповиновение.
И вот, встав на возвышенное место во дворе храма, царь Иосия объявил о возобновлении завета между народом и Господом. От своего имени он обещал соблюдать впредь заповеди Его, уставы и слова, и делать это искренне, от всего сердца, памятуя о всех откровениях Его. И весь народ присоединился к клятве царя.
В Иерусалиме и по всей Иудее Иосия повелел уничтожить все атрибуты языческих культов; вещи, сделанные для Ваала и для Астарты и для всего воинства небесного, оказавшиеся в храме по воле предшественников Иосии, были вынесены из него и сожжены в долине Кедрон. Но и в Кедроне, вблизи Иерусалима, не должен был оставаться этот нечистый пепел: он отнесен был в Вефиль, в один из двух центров поклонения тельцам, культ которых ознаменовал начало всех последующих отступлений евреев от Господа.
Истукан Астарты, установленный в доме Господнем дедом Иосии - Манассией (4Цар. 21:7), был тоже вынесен и сожжен у реки Кедрон, и пепел его был развеян по кладбищу для простого народа.
Блудники (мужчины, предававшиеся содомскому греху) играли определенную роль в осуществлении культа Астарты; во дворе храма они раскинули свои шатры; там же служительницы этого культа ткали одежды для Астарты. Теперь, по приказанию Иосии, дома блудилищные были разобраны. Высоты, с которыми долгие годы мирились, если не полностью, то частично, благочестивые цари Иудеи, Иосией были разрушены. Прадед его Езекия тоже разрушал их (4Цар. 18:4), но дед - Манассия восстановил (21:3). Иосия же приказал снести все высоты от Гивы, находившейся на северной границе Иудеи, до Вирсавии, на южной ее границе. Естественно, прежде всего высоты были уничтожены в самом Иерусалиме.
Читаем текст Писания:
10 И осквернил он Тофет, что на долине сыновей Еннома, чтобы никто не проводил сына своего и дочери своей чрез огонь Молоху;
11 и отменил коней, которых ставили цари Иудейские солнцу пред входом в дом Господень близ комнат Нефан-Мелеха евнуха, что в Фаруриме, колесницы же солнца сжег огнем (4Цар.23:10-11).
Это интересная история: «И осквернил Иосия Тофет». Так называлось место, где идолопоклонники приносили в жертву аммонитскому богу Молоху своих детей. Тофет находился в долине Гинном, на южной стороне горы Сион, которая в сознании народа запечатлелась как образ нескончаемых мук, так как жертвы сжигались там на огне - отсюда «геенна огненная».
Что это за кони, о которых идет здесь речь? В представлении язычников бег коней символизировал бег солнца; кони (изваянные или живые) становились таким образом атрибутом идолопоклонства. Иосия отменил исполнение конями (содержавшимися при храме в особых стойлах) этих «специфических функций», а колесницы, в которые их запрягали для чествования солнца в торжественных процессиях, повелел сжечь.
Очевидно, Ахаз в свое время возвел особую горницу в верхнем ярусе храмовых пристроек, а на ее кровле - жертвенники, посвященные звездам и планетам. Езекия, несомненно, эти жертвенники разрушил, но, видимо, Манассия или Аммон восстановили их. Теперь царь Иосия разрушил их вторично, заодно с теми жертвенниками, которые его дед установил на обоих дворах дома Господня. Обломки всех этих сооружений были сожжены, и прах их сброшен в поток Кедрон.
И высоты, (с их жертвенниками языческим богам), которые были возведены близ Елеонской горы еще при царе Соломоне (3 Цар. 11:5,7), изломав бывшие при жертвенниках статуи и изображения, осквернил царь, наполнив все это место костями человеческими, после чего, по представлениям древних, совершать здесь служение каким бы то ни было богам становилось невозможно.
Та же участь постигла и древний жертвенник, который еще Иеровоам воздвиг (3Цар. 12:28-29) в Вефиле (примерно в 931 г. до Р. Х.). С целью осквернить это место навсегда, Иосия приказал взять кости из окрестных могил и, прежде чем разрушить жертвенник, сжег их на нем. Это, вероятно, были кости священников (жрецов), некогда служивших. Так исполнилось пророчество человека Божия, жившего за 300 лет до того, во дни Иеровоама. Он даже по имени назвал царя, который «сожжет на этом жертвеннике человеческие кости». Впрочем давайте прочитаем:
1 И вот, человек Божий пришел из Иудеи по слову Господню в Вефиль, в то время, как Иеровоам стоял у жертвенника, чтобы совершить курение.
2 И произнес к жертвеннику слово Господне и сказал: жертвенник, жертвенник! так говорит Господь: вот, родится сын дому Давидову, имя ему Иосия, и принесет на тебе в жертву священников высот, совершающих на тебе курение, и человеческие кости сожжет на тебе (3Цар. 13:1-2).
Читая дальше 23 главу, мы видим, что Иосия лично присутствовал на местах уничтожения языческих капищ. Близ жертвенника Иеровоама он обратил внимание еще на один могильный памятник, может быть, стоявший особняком, и, спросив, узнал, что под ним похоронен человек Божий из Иудеи, предсказавший все то, что он делает теперь. Иосия приказал не трогать эту могилу, в которой были погребены кости двух пророков, как предсказавшего разрушение жертвенника и осквернение этого места, так и пророка из Вефиля. И сохранили кости их.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что «очистительные реформы» Иосии, были им распространены и на территорию бывшего Северного царства. Это свидетельствует о слабости ассирийского контроля в то время над Израилем. Те израильтяне, которые не были уведены в Ассирию после падения Самарии, очевидно, продолжали поклоняться на высотах, разрушенных теперь Иосией. Жрецы, казненные им, не были, по всей видимости, из числа левитов, но назначавшиеся произвольно, как в свое время Иеровоамом (3Цар. 12:31).
И вот Иосия совершает еще нечто, что от дней судей уже не совершалось. Он не ограничился искоренением идолопоклонства, он повелел совершить - точно следуя Божьим указаниям, как написано в сей книге завета - праздник Пасхи, этот самый древний и важный из всех еврейских праздников, установленный в ознаменование избавления народа из египетского рабства.
Необычным было с этом праздновании и то, что его участниками были не только иудеи, но и израильтяне, не уведенные в Ассирию (2Пар. 35:18). Совершена пасха Господу в Иерусалиме была в восемнадцатый год правления царя Иосии. Очевидно, и все описанные выше реформы его (4Цар. 22:3-23:20) осуществлены были тогда же.
Интересно, что Библия детально описывает реформы, произведенные Иосией. Они противопоставлены многочисленным злодеяниям Манассии и Амона. Очевидно, что Господь щепетилен в вопросах искоренения зла. Реформа начинается с заключения завета с Богом (4Цар.23:1–3). Преобразование начинается с того места, которое последним осквернил Манассия, — с храма (см. 2Пар.33:7). Иосия приказывает вынести идол Астарты из храма и разрушить дома блудилищные. Далее царь производит реформу в Иерусалиме, потом в Иудее и, наконец, далеко на севере в Вефиле, призывая весь Израиль обратиться к Богу. Завершением преобразований было возобновление празднования Пасхи, которая не совершалась со времен Самуила. Таким образом, Иосия отпраздновал освобождение из египетского рабства и выполнил обряд, указывающий на смерть Христа на кресте, объединяя тем самым закон и благодать, которые должны быть главной целью любой реформы. Апостол Павел эту мысль выразил так:
7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас (1Кор.5:7).
Что еще интересно, Иосия имел свободу выбора. Если учесть, что он был сыном нечестивого царя, он мог быть склонен к искушению пойти по пути своего отца, но он имел несколько советников, побуждавших его делать добро, и Иосия избрал путь следования Богу Израиля. Помня об ошибках прошлых поколений, он избрал путь истины, вместо того чтобы вести образ жизни, погубивший его отца и деда. Он не уклонялся ни направо, ни налево. Занимая высокое положение, он твердо решил повиноваться наставлениям, данным израильским царям, и это послушание позволило Богу использовать его как сосуд, предназначенный для торжественного употребления.
Иосия, как и мы, имел свободу выбора. Иногда кажется, что сделать правильный выбор довольно трудно, но Бог дает нам достаточно сил для этого. Бог сотворил нас по Своему образу и каждому дал свободу выбора. Он мог создать нас роботами, которые выполняли бы Его повеления даже не задумываясь. Но Он этого не сделал! Он хотел, чтобы мы выбрали любовь и послушание Ему. Но из-за своей греховной человеческой природы мы иногда делаем неправильный выбор. Как говорится в Рим.3:23: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией». Так как все мы грешники, мы должны полагаться на Бога, чтобы Он помог нам делать правильный выбор.
Во времена пророка Иеремии на долю Божьего народа также пришлось некоторое количество неверных решений. Люди забыли, насколько сильно Бог любит их. Он терпеливо наблюдал, как они все глубже и глубже погружались в нечестие, и наша уверенность в том, что Он скорбел о них, когда цари друг за другом шли одним и тем же путем зла. Затем наконец при царе Иосии появился луч надежды. Ему было всего восемь лет, когда он начал править. Иосия любил Бога и предпочитал делать «угодное в очах Господних» (4 Цар.22:2).
Читая тексты Писания, предназначенные для изучения на этой неделе, мы узнаем, что Иосия усердно старался угодить Богу и «очистить» землю. «Подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душою своею, и всеми силами своими» (4 Цар.23:25). Может ли Бог сказать такое о каждом из нас? Стоит ли и нам стремиться к такой цели?
Давайте рассмотрим несколько моментов, которые могут помочь нам этой цели достичь:
Изучайте Писание и молитесь. Всего несколько минут в день, посвященные размышлению над отрывком из Библии и молитве, — и ваша жизнь начнет меняться. Сколько раз мы молились и просили Бога изменить нас, на самом деле совсем не вникая даже в суть этих слов? Давайте будем каждый день уделять время общению с Богом.
Делайте правильный выбор. Мы можем каждый день начинать изменять свою жизнь, принимая верные решения. Попадая в ситуацию, когда мы не знаем, что делать, надо знать, что надо молиться прежде, чем принять решение. Просто вспоминайте фразу: «А что бы сделал Иисус?», - и вы увидите, как начинаете справляться с трудными ситуациями. Научившись делать правильный выбор каждый день, мы сможем явить Божью великую любовь всем, кто нас окружает. Попросите Его помочь вам делать правильный выбор сегодня и каждый день.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История Иосии — это вдохновляющее описание хорошо прожитой жизни. В юном возрасте он принял решение быть верным Богу, а став взрослым, он свободно подчинил свою жизнь всему, что узнал о Нем. Несмотря на давление со стороны всего народа, погрязшего в идолопоклонстве, Иосия нашел в себе силы повлиять на культуру своей страны и вернуть народ к праведности. Эта мысль весьма утешительная. А что можем сделать мы в плане реформы и преобразования? Задумаемся над этим вопросом во свете данного урока.
Похожие новости
Виталий Олийник. Реформы Иосии
Центр духовного просвещения, Библейская школа, урок №8, «Реформы Иосии» (21 ноября 2015)
17.11.15
Субботняя школа
Евгений Герасимов. Реформы Иосии
8 урок «Реформы Иосии» В этом уроке мы посмотрим на описанное в текстах книги 2 Паралипоменон
16.11.15
Субботняя школа
Виталий Олийник. Последние пять царей Иудеи
Центр духовного просвещения, Библейская школа, Урок №3, «Последние пять царей Иудеи» (18 июля 2015)
15.10.15
Субботняя школа