На каком языке говорит Бог?
samuil 14-02-2016, 13:04 2 611 Духовные размышленияВ статье проведено исследование формирования Предания и постепенная замена им авторитета Священного Писания-Библии. Показано, как государственная церковь в эпоху средневековья стала использовать Предания в обосновании небиблейских учений, а также своем праве трактовать и изменять Библию.
Неужели Бог говорит? Исследования российского «Левада - центра» показали следующее: 30% считающих себя православными сомневаются в существовании Бога. Это люди религиозные. Что сказать о нерелигиозных? Для них фраза «Бог говорит» это фантастика.
Тем не менее: «если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним» (Числа 12:6). «Был день, когда Бог говорил к целому народу: И говорил Господь к вам [на горе] из среды огня; глас слов [Его] вы слышали, но образа не видели, а только глас» (Второзаконие 4:12).
Как сохраняли Слово? «До Моисея из уст в уста, от Моисея Господь повелел записывать: И написал Моисей все слова Господни» (Исход 24:4). Была ли нужда в истолковании? «И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» (Неемия 8:7). Эталон истолкования: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это, то нет в них света» (Исайя 8:20). Итак: Слово Божье - Так говорит Господь.
Истолкования стали называться Преданием, которое взяло на себя роль регулятора жизни и вероучения Церкви. Ездра с мужами Великой синагоги и последними пророками собирают канон Писаний. Что происходит в межзаветний период? Крен в сторону Предания, т.к. в пророчестве пауза. Что происходит в период Нового Завета? Авторитет канона подтверждается Христом и апостолами: «надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Луки 24:44-45).
В начале новозаветней Церкви все решается по принципам Писания: «с сим согласны слова пророков, как написано» (Деяния 15:15).
В дальнейшем все не так просто. Разделяются сами предания: Ассирийская церковь признает два Вселенских собора, Дохалкидонские три, Православие - семь, Католицизм считает Вселенскими все собственные соборы. Неоднозначное отношение есть и к трудам отцов церкви, литургическим преданиям, церковным канонам, церковному искусству (иконописи).
Причины:
− Превносятся различные традиции, во главе Церкви становятся люди не с библейским мышлением, а выходцы из греко-римской культуры, глубоко пронизанной философией;
− В результате гонений на иудеев в Риме, Церковь старается отделиться от всего «иудейского».
Праздники Древнего Востока и греко-римского мира порой заключали в себе глубокое мистическое содержание, в то же время они породили обычаи, освящавшие трудовую жизнь народа. Поэтому христианство сочло возможным и даже необходимым воцерковить эти традиции, обогатив их новым смыслом.
Как это влияет на баланс между Писанием и Преданием? Одни Словом Божьим считают Писание; другие Писание и Предание; третьи считают Писание частью Предания: Архим. Софроний пишет, что «Священное Писание не глубже и не важнее Священного Предания, одна из его форм... изъятое из потока Священного Предания, Писание не может быть понято, как должно, никакими научными исследованиями».
Как это влияет на баланс авторитета Слова и Церкви? Появляется соблазн поставить авторитет Церкви над авторитетом Слова.
Но этот принцип в корне противоречит принципу апостолов: «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деяния 17:11).
Канон Писания из 66 книг, за исключением некоторых, не известных Танаху, признан всеми христианами (Вульгата 4 в. не содержала этих книг). Предания различных церквей разные.
Может в этом воля Бога? Но Сам Бог на страницах Библии, говорит обратное: «да будут все едино,... да уверует мир, что Ты послал Меня» (От Иоанна 17:21). При этот четко подчеркнуто условие единства: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина»
(Иоанна 17:17).
Предание не имело права искать ответа на вопрос, что есть истина. Все догматы и ответы на вопросы, что хорошо и что плохо, открыты в Писании. То есть, Предание не призвано устанавливать догматы.
Беды начались, когда Предание взялось за изменение библейских доктрин.
Отношение Христа к таким Преданиям однозначно: Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? ... но чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. (От Матфея 15:3,9)
Итак: На каком языке говорит Бог? Слово Божье - речь Бога, а Предание - речь Церкви. Условие истинного Предания: «с сим согласны слова пророков, как написано» (Деяния 15:15).
С.Б. Молчанов (Днепропетровск, Украина)
Похожие новости
Христианский журнал «Обзор мировых вопросов» № 2 — 2015
Духовно-аналитический христианский журнал «Обзор мировых вопросов» №2 - 2015. Издается с 1928 года.
14.02.16
Журналы
Отто Вендель - Советы Моисея для 2012 года
Тема проповеди: Народ Израильский подошёл к Иордану, за которым находится обетованная земля. Моисей
27.01.12
Онлайн-проповеди
Когда гиганты падают. Тема недели «Грех Моисея и Аарона»
Из скалы потоком хлынула вода. Но была совершена грубая ошибка: Моисей говорил раздраженно… Когда
22.11.09
Субботняя школа