Александр Серков - Апостол Павел о великой борьбе
Александр Серков 28-02-2016, 06:26 2 347 Субботняя школа » Александр СерковАпостол Павел говорит о реальности великой борьбы между Христом и сатаной. Он делает акцент на победе Христа. Сатана - побежденный противник, и посредством воскресения Христос победил последнее последствие его обмана - смерть. Вот об этом мы и поговорим. Рассмотрим урок в четырех аспектах.
I Адам и Иисус в великой борьбе
Прочитаем текст Писания:
12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.
13 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона.
14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.
15 Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.
16 И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление - к осуждению; а дар благодати - к оправданию от многих преступлений.
17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.
18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,
21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим (Рим.5:12-21).
13 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона.
14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.
15 Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.
16 И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление - к осуждению; а дар благодати - к оправданию от многих преступлений.
17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.
18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,
21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим (Рим.5:12-21).
В этом тексте содержится серьезная богословская мысль, которую не всегда до конца мы можем понять. Давайте разберемся в ней.
Двенадцатый стих - наверно самое трудное место в Новом Завете, если даже не во всей Библии. На базе этого стиха строят такие богословские модели, что доходит до абсурда, вплоть до того, что в Адаме, как в матрешке, были заложены буквально все люди, вплоть до моего внука, который родился месяц назад, и там же в Адаме еще и не родившиеся внуки ваши и мои. И не просто они еще не родились, но они уже в Адамовой матрешке успели нагрешить, ибо ап. Павел пишет: «потому что в нем (в Адаме) все согрешили». Давайте посмотрим, что имеет в виду Павел в этих словах. Главная цель Павла, по всей вероятности, состоит в том, чтобы подчеркнуть выдающееся значение дела Христа путём сравнения результатов Его искупительной миссии с последствиями греха Адама. Заметьте, по причине последствий греха мой внук родился со склонностью ко греху, и мы все рождаемся с этой склонностью.
Чтобы понять до конца этот текст, нам не обойтись без прочтения всей главы с первого стиха, чтобы увидеть, о чем повел речь Павел. В 11 стихе он начинает резюмирующий вывод: «И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение» (11 ст.). Он резюмирует начальные стихи этой главы мыслью о том, что искупительная работа Христа, выраженная в примирении и оправдании грешника, рождает в нём надежду на окончательное спасение. Дав эту надежду, Павел начинает разъяснять, как все произошло, он делает сравнение между последствиями греха и последствиями искупительной работы Христа. Это совсем не так, как пытаются толковать этот момент некоторые люди, якобы в Адаме все грешные по умолчанию, а во Христе все (даже еще не родившиеся) уже умерли для греха со Христом на кресте. Да, апостол Павел пишет:
«Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим. 6:8).
Но разве он пишет о том, что со Христом умерли все люди вплоть до тех, кто еще не родился? Нет, читайте эту главу с первого стиха, и вы увидите, о чем там идет речь. А речь там идет о крещении, когда человек умирает со Христом. Цитирую:
«Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4).
Ап. Павел крестился, и те, кому он писал – тоже, вот он и пишет: «Если же мы умерли со Христом…».
Но заявляют некоторые: «Ап. Павел сказал, что мы умерли со Христом». И вот это «мы» они относят ко всем людям, что там уже на Голгофе все человечество умерло со Христом. Тогда получается, что мы соискупители со Христом, если мы вместе с Ним умирали на Голгофском кресте. И что остается человеку сегодня? Ему надо только рассказать о том, что он уже спасен – по умолчанию. Вот так прямо и заявляют, и говорят: «трудней погибнуть, чем спастись». Вы слышали такое выражение? Для спасения ничего не надо – заявляют они - узнал, что все люди спасены, и я тоже – «спасибо, Господи», и все на том. А для того, чтобы погибнуть, надо упорно сопротивляться Богу, надо заявить: «забери, Господи, этот дар, я не хочу спасение»! Видите, как искажают план спасения, а где же: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас»? А где же покаяние? А как быть с тем, чтобы принять дар спасения?
Двенадцатый стих – это только первая часть сравнения, на этом мысль не заканчивается. Изложив эту часть сравнения, он переходит к обсуждению некоторых вопросов, связанных с тем, о чём он говорил выше. Павел особенным образом подчёркивает это обстоятельство, что, подобно тому, как грех и смерть, представляющие собой принципы и силу, перешли от Адама ко всему человечеству, так и праведность, и жизнь, воплощающие в себе противоположные им победоносные принципы и силу, переходят от Христа ко всем людям. И как смерть перешла ко всем тем, кто участвует во грехе Адама, так и жизнь переходит ко всем тем, кто принимает участие в праведности Христа. И всё же аналогия здесь неполная, в то время как участие во грехе Адама распространяется на всех, участие в праведности Христа распространяется только на верующих. Все люди - грешники, однако (хотя, подобно греху, праведность Христа по характеру своего действия является универсальной силой), не все являются верующими. Тем не менее, то, что приобрёл Христос, больше, нежели то, что потерял Адам.
Павел применяет всевозможные сравнения и метафоры, чтобы читающий его слова мог понять его вполне и правильно. Он изображает грех в виде некой силы, которая извне вошла в мир людей. В данном стихе Павел более ничего не говорит о происхождении зла. Он указывает только, что первый человек нарушил закон Божий, и что таким образом грех вошёл в людей, а с грехом и смерть. Прежде, чем грех вошёл в мир, Бог предупредил Адама о том, что грех повлечёт за собой смерть (Быт. 2:17). А что такое смерть? Она имеет не одно значение. Читаем такой текст:
1 И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим (Ефес.2:1).
О какой смерти здесь идет речь? О смерти духовной. А если взять этот текст:
11 Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.
12 Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.
13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер (Ин.11:11-14).
12 Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.
13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер (Ин.11:11-14).
Здесь речь идет о той смерти, которой умирают все люди. Это смерть временная, так как после нее воскреснут все люди для получения того, что они выбрали, будучи живыми. Об этой же смерти мы читаем в книге Откровение:
10 Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр.2:10).
И следующий стих раскрывает сразу же третий вид смерти:
11 Имеющий ухо слышать да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти (Откр.2:11).
Это вечная, вторая смерть. Для многих не совсем ясен вопрос о смерти, которая явилась вследствие грехопадения Адама и, в особенности, о той смерти, которая перешла к его потомкам. Неясность этого вопроса объясняется, главным образом, непониманием большинства людей истинной природы смерти. Впрочем, как видно из контекста, Павел не ставил здесь своей задачей показать нам природу смерти. Он часто констатирует исторический факт о том, что грех вошёл в мир через Адама, вследствие чего появилась смерть. До преступления Адама в нашем мире не было ни греха, ни смерти. После, появилось и то, и другое. Следовательно, преступление Адама явилось причиной этих обоих явлений. Между смертью, последствием греха и жизнью, как результат праведности Христа, лежит выдающийся контраст. Павел утверждает, что дар жизни и блага, приобретённые для нас Христом, имеют гораздо большее значение, в сравнении с последствиями греха Адама. Главная цель приведённого стиха выражена в Рим. 5:20, где сказано, что «стала преизобиловать благодать».
Говоря о том, что смерть перешла на всех людей, апостол Павел не имеет в виду вторую смерть, вторая смерть не может перейти к другому, так как она является результатом окончательного суда, о котором ясно говорится в Откр. 20:12: «И судимы были мёртвые по написанному в книгах сообразно с делами своим». Окончательный суд Божий, и окончательный приговор о вечной смерти основаны на личной ответственности каждого. Все люди сходят в могилу, и в этом отношении все они несут наказание за преступление Адама. Жизнь была отнята преступлением. Именно в этом смысле нужно понимать «в Адаме все умирают» (1Кор. 15:22).
Если бы не было плана спасения, то грех Адама привёл бы к вечной смерти всех людей, но благодаря этому плану, все члены семьи Адама: праведные и нечестивые воскреснут из мёртвых (1Кор. 15:22). В то время, все увидят и признают, что те, кто обречён на вечную погибель, оказались в таком стоянии исключительно вследствие своего греха. Они не смогут тогда обвинить Адама за своё ужасное положение. Те, кто делал добро, кто своей верой принял праведность Христа и ходил в ней, выйдут из своих могил в воскресении жизни (Ин. 5:29). Над такими, смерть вторая не имеет власти (Откр. 20:6). Те же, кто делал зло, кто отверг праведность Христа и не получил прощение через раскаяние, восстанут в воскресение осуждения (Ин. 5:29). Таковые получат наказание за свое беззаконие, окончательное возмездие за грех - смерть, то есть, вторую смерть.
Итак, Адам, нарушив Божье постановление, принес в наш мир грех. Вместе с ним появились смерть, осуждение и проклятие. Но Христос принес безвозмездный дар благодати, а вместе с ним оправдание, праведность, послушание, а также вечную жизнь всем, кто принимает Его через веру.
II Сила воскресения
Прочитаем текст Писания:
12 Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?
13 Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес;
14 а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
15 Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают;
16 ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
17 А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.
18 Поэтому и умершие во Христе погибли.
19 И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1Кор.15:12-19).
Интересную мысль здесь проводит ап. Павел. Если Христос не воскрес, тогда проповедь Евангелия не имеет смысла. В таком случае бессмысленно существование церкви и христианской веры в целом (1Кор.15:14). Поэтому неудивительно, что сатана всеми силами пытается убедить людей в том, что воскресения не существует.
Во времена Христа приверженцы секты саддукеев не верили в воскресение, хотя эта истина записана в Ветхом Завете (Дан.12:2; 1Цар.2:6). Павел высказывает серьезное явление: «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков». Павел твердо верил, что Христос воскрес из мертвых, значит и Христовы воскреснут в воскресение праведных. По-видимому, некоторые из Коринфян вообще отрицали возможность буквального воскресения мертвых. В 13-19 ст. Павел показывает пагубную природу такого отрицания, подчеркивая, что подобное воззрение не совместимо с достоверным фактом о том, что Иисус воскрес. А если Он не воскрес, тогда и люди не воскреснут, а если они не воскреснут, то проповедь тщетна, пуста, бессодержательна и лишена всякой истины, да и смысла. Для чего тогда проповедовать о вере, чтобы люди дожили до смерти и все на этом? А во что тогда верить? Такая проповедь действительно выглядела бы «пустой», лишенной главных исторических фактов. Если Христос не воскрес, тогда свидетельство христиан ложно по двум причинам:
1) Иисус неоднократно говорил, что Он воскреснет из мертвых, и если Он не воскрес, то Он обманщик;
2) Апостолы основывали свою проповедь на событии, которое, по их словам, имело значение в прошлом и таким образом, говоря о несбыточной надежде, они были причастны к обману. Таким образом, апостолы, проповедующие воскресение Христа распятого, оказались бы лжецами.
Павел говорит здесь ещё об одном последствии, которое неизбежно вытекает из отрицания воскресения. Он заявляет, что если все «умершие во Христе» не воскреснут, а значит они погибнут, то мы несчастней всех людей. Почему? Да потому что со смертью все окончено и наше упование, и вера только на эту временную земную жизнь? Это бессмысленно! Павел убеждал в обратном коринфян, что все, начиная от Адама и до конца истории человечества, кто умер, умирает и еще умрет в вере во Христа и в Его искупительную кровь, воскреснут для жизни вечной. Эта мысль Библейская, и она очень утешительна.
III Церковь как тело
Прочитайте текст Писания: 1Кор. 12:14-26.
В этом отрывке ап. Павел сравнивает церковь с человеческим телом. Как тело одно, но имеет различные органы, так и Церковь является одной организацией, в которой отдельные личности занимают определенные позиции. Символ тела как Церкви, с одной стороны, подчеркивает единство. С другой стороны, он показывает, как разнообразие может служить для выполнения высшей единой цели.
Павел основывает свое понимание единства на описании триединства Божества. Цитирую:
4 Дары различны, но Дух один и тот же;
5 и служения различны, а Господь один и тот же;
6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех (1Кор.12:4-6).
5 и служения различны, а Господь один и тот же;
6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех (1Кор.12:4-6).
Он упоминает здесь о Духе, Господе и Боге. Апостол раскрывает, как этнические и социальные различия (1Кор.12:13), разнообразные способности и духовные дары (1Кор.12:28) служат единой цели в созидании Божьего Царства. Несомненно, сатана не будет доволен, если христиане станут едиными в том смысле, как об этом говорит Павел. Дьявол пытается посеять среди нас семена раздора, разногласий, напряжения, предрассудков и даже ненависти. В результате среди членов Божьего тела, Церкви, возникают споры относительно внешних различий (какими мы должны быть) и несогласия в действиях (что, кому и как следует выполнять). В этой же 12 главе Павел еще глубже рассматривает единство и организованность, которых Бог ждет от Своей Церкви. Разнообразие духовных даров и талантов, получаемых Церковью, может стать потенциальным источником разногласий и разобщения. Поэтому Павел начинает с напоминания читателям и слушателям его послания о том, что Святой Дух является в Церкви объединяющим фактором, наделяя верующих талантами и духовными дарами, как считает нужным (1 Кор.12:11).
Дух также способствует развитию сотрудничества, существующего в Божьей Церкви. Подобно человеческому телу, Церковь состоит из множества различных частей, каждая из которых выполняет свою особую функцию. Сила тела заключается в единстве его частей и в том, чем оно занимается. Это же относится и к Церкви. Чтобы выполнить задачи, которые Бог ставит перед Церковью, верующие должны организованно и сообща трудиться под руководством Духа Святого, выясняя при этом, какими дарами и талантами наделен каждый член церкви, и благодаря за них Бога.
IV Сражение против сатаны
Прочитаем текст Писания:
11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Ефес.6:11-17).
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Ефес.6:11-17).
Говорят, что в Библии нет такого раздела как демонология, и нет никакой борьбы. Хорошо, зато есть дьяволология и сатанология. Вот хотя бы этот текст. И здесь же Павел описывает великую борьбу как духовную битву.
В тексте 11 упоминается о том, что дьявол строит козни, напоминающие хитрость змея в Быт. 3:1. Схватка с дьяволом представлена как «брань» или «битва» (12 стих). Силы зла изображены как нечто страшное, напоминающее дракона из Откр.12 главы. Согласно данному отрывку Писания, битва ведется «против начальств, против властей, против мироправителей века сего, против духов злобы поднебесных» (Ефес.6:12). Несомненно, Божий народ не может быть достойным противником этих сил зла. Именно здесь вступает в силу Божье обмундирование: пояс истины, броня праведности, готовность благовествовать мир, щит веры, шлем спасения и духовный меч - Божье Слово (Ефес.6:14-17).
Павел продолжает объяснять, как важно быть готовыми к духовной войне, с которой должен столкнуться каждый, следующий за Богом. Как воин не идет воевать без своих доспехов и оружия, так и народ Божий должен быть в курсе событий, готовый к реальности духовной войны. В этой 6 главе к Ефесянам Павел делает акцент на значимости истины, праведности, распространения Благой вести, веры, спасения и Слова Божьего в битве верующего против известных духовных реалий. Павел также описывает, как обстоит ситуация с духовной войной, напоминая своим слушателям о том, что битва идет не с человеком, а с силами духовной тьмы (Еф.6:12).
Да, мы живем в зоне военных действий, и дьявол играет нечестно. Если мы пали духом, он будет искушать нас забыть свои печали, потакая своим слабостям. Если мы в приподнятом настроении, он смешает нашу радость с мирскими удовольствиями. Если наши отношения со Христом в самом расцвете, он попытается заставить нас поверить, что Библия— это просто сказки. Мы по опыту знаем, что духовная война реальна. И, понимая, что она подходит к концу, сатана нападает на нас, не раздумывая. Но и Христос сражается в полную силу. В Библии Он оставил для нас пример стратегии, которая поможет нам одержать верх. Давайте разберем, что значит всеоружие Божие, потому что даже без какой-то одной его части мы будем уязвимы перед «пулями» или «стрелами» сатаны.
Пояс истины стоит первым в списке, потому что он— основание всего. Он удерживает все части доспеха вместе. Чтобы иметь шанс на победу, мы должны каждый день ходить в истине Божьей.
Броня праведности. Броня защищает сердце воина. Броня праведности сохранит верующего и защитит важнейшие органы духовной жизни.
Обувь благовествования. На войне земля покрыта множеством острых предметов, мешающих идти. Поэтому просто необходимо иметь обувь благовествования. Благая весть Евангелия дает нам силы продолжать идти вперед, несмотря на попытки сатаны сломить наш дух.
Щит веры. Он защищает нас от «пуль» сатаны. Сомнения могут подорвать наше доверие к Богу, но вера защитит нас.
Шлем спасения. Шлем спасения сохранит нас от недоброго извне и не допустит потерять то хорошее, что мы имеем. Он охраняет наше сознание от различных ложных учений.
Меч духовный. Когда нас охватывают сомнения, нужно ухватиться за уверенность в спасении и, достав духовный меч, вступить в бой. Меч символизирует Слово Божье. Это единственное оружие нападения в нашем арсенале.
На войне никогда не сражаются в одиночку. Христос не хочет, чтобы мы противостояли врагу только своими силами. Мы ведем ожесточенную войну во главе с Иисусом Христом. Подобно Иисусу Навину, нам была обещана победа. «Не бойся их, ибо Я предал их в руки твои: никто из них не устоит пред лицом твоим» (И. Нав.10:8).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Апостол Павел приводит в своих посланиях различные метафоры, касающиеся разных аспектов христианской жизни. Все они сосредоточены вокруг победы Христа, которую Он одержал ради нас. Благодаря Ему мы спасены от греха и последствий неповиновения Адама. Будучи искупленными, мы можем трудиться вместе как «Тело Христово». Иисус приготовил для нас духовное оружие, а в Его воскресении мы черпаем нашу уверенность в том, что смерть побеждена. Он приглашает нас сначала принять и испытать в своей жизни преимущества спасения, а затем поделиться с другими благой вестью о Его искупительной миссии. Наша задача – от слов переходить к делу.
Похожие новости
Адам и Иисус
Центр духовного просвещения, субботняя школа, урок №6, «Адам и Иисус» (11 ноября 2017)
10.11.17
Субботняя школа
Виталий Олийник - Смерть Христа и закон
Центр духовного просвещения, Библейская школа, урок №6, «Смерть Христа и закон» (10 мая 2014)
07.05.14
Субботняя школа
Закон указывает на нужду. Тема недели «Основание Веры»
До Синая человечество располагало лишь ограниченным откровением Бога, но люди, очевидно, знали
04.08.10
Субботняя школа