Регистрация

Александр Серков - Сын Давида, Сын Авраама

Александр Серков 25-03-2016, 22:13 2 911 Субботняя школа » Александр Серков
+1



Новый квартал, новая тема субботней школы: «Евангелие от Матфея»

Первый урок: «Сын Давида, Сын Авраама». Базируется этот урок в основном на первых двух главах Евангелия от Матфея. Рассмотрим его в трех аспектах:

I Родословная Иисуса.

Евангелие от Матфея начинается с мессианского родословия «Иисуса Христа, Сына Давида, Сына Авраама» (Мф.1:1). Открывая это Евангелие, нашему вниманию предлагается, казалось бы, самое скучное, что только попадалось нам в литературе: кто-то был отцом кого-то, а тот в свою очередь также был чьим-то отцом, и так весь этот длинный перечень родословной линии. И имена какие-то не привычные для нашего восприятия; и так стих за стихом. И хочется уже закрыть книгу и отложить в сторону этот скучный перечень чьей-то родословной. А зря. Немного терпения, и вот с 18 стиха начинается интересная история.

Но нас все же волнует вопрос: для чего помещен здесь этот перечень родословия? Дело в том, что Матфей начинает писать с того, что потенциальному его еврейскому читателю ценней всего. Эта информация передавалась из поколения в поколение, так как семейная родословная – это гордость еврейского народа. Особенно иудеи гордились тем, что они потомки Иуды – царственного поколения. Поэтому они сохраняли записи, чтобы в любой момент доказать свою причастность именно к этому поколению. В таком случае, когда писал Матфей, имелась возможность сверить эту родословную с доступными официальными документами. Он, по всей видимости, и воспользовался этими данными. Но цель автора – не углубиться в историю, чтобы кичиться родовым происхождением, он целенаправленно протянул линию от Авраама и показал, что она достигает самого Иисуса Христа. Его целью было указать иудеям, что Тот, Которого ждали они и их предки, вот Он пришел, это Иисус Христос, и в Нем исполнились все предсказания и все чаяния народа, и не стоит ждать еще какого-то другого Мессию. И вот Матфей начинает раскрывать всю родословную Христа, прежде чем говорить о Его рождении. Он показывает, что Иисус из Назарета действительно Тот, о Котором свидетельствовали Моисей и пророки. Ввиду того, что Мессия должен был быть семенем отца еврейской нации Авраама, и также основателя царской линии Давида, Матфей представляет доказательство того, что Иисус является потомком этих двух знаменитых мужей.

Чем примечательна эта генеалогия? Что здесь особое мы можем заметить? Почему такое разнообразие имен? Они почти не повторяются. Когда исчерпались, казалось бы, все имена, лишь имя Иосифа, мужа Марии и его отца Иакова повторяется. Это сегодня имена даются лишь для того, чтобы можно было отличить друг от друга, и они очень часто повторяются. О, нет, раньше так не было! В Библейские времена имя выбиралось с величайшей тщательностью, потому что оно означало веру и надежду родителей, обстоятельства рождения ребенка, его личную характеристику, или же относилось к его жизненной миссии – особенно, если имя было дано по Божественному указанию.

Чем еще характерна эта родословная линия? Ладно, здесь фигурируют такие знаменитые имена как Авраам, Исаак, Иаков, Иуда. Иуда – очень значительное имя; люди гордились, что они являются потомками именно Иуды, ведь они были иудеями. Но при упоминании имени Иуды, фигурирует женское имя: «Иуда и Фамарь были родителями Фареса и Зары». В иудейских родословных вообще крайне редко встречаются женские имена. У женщины не было юридических прав: на нее смотрели не как на человека, а как на вещь; она была лишь собственностью отца или мужа, и они могли делать с ней, что им угодно. Вообще уже само существование женских имен в родословной представляет собой чрезвычайно удивительный и необычный феномен. А здесь упоминается не одна, а целых пять женщин. Кто они, чем они знаменательны? Может это самые порядочные женщины, что их просто нельзя было обойти?

Конечно, о Марии, той, которая родила Иисуса, одной из пяти, можно действительно сказать, что она была благочестивой. О Фамари мы уже упомянули. И еще три женщины, кто они? Рахав, это та самая Раав - Иерихонская блудница. Руфь. А имя третьей даже не упоминается, о ней сказано в самом уничиженном варианте: «Давид царь и бывшая жена Урии были родителями Соломона». Хорошая характеристика, ничего не скажешь! Но мы знаем из Библейской истории ее имя, это была Вирсавия.

Но почему же здесь нет таких почтенных имен как Сарра, Ревекка, Рахиль или Лия? Это наводит на мысль, что эти некоторые женские имена включены в список по каким-то особым исключительным соображениям. За исключением Руфи, имена этих женщин связаны с позором, но линия родословная проходит именно через них. Конечно, эта хронологическая линия Христа юридическая, потому что фактически и генетически с Иосифом, мужем Марии, к которому приходит родословная от Авраама и через Давида, Иисус ничего общего не имел. Но надо учесть, что Мария, как и Иосиф, тоже была из рода Давида. И если брать не юридическую, а фактическую линию, то только через Марию было возможно, чтобы Иисус был «от семени Давида по плоти» (Рим.1:3).

Во всяком случае, хоть юридически, хоть фактически, рождение Христа произошло через грешных людей. Да, наша земля вся замарана грехом: кто больше, кто меньше, но все согрешили и лишены славы Божией. Но Христос пришел в наш мир, чтобы из этого никчемного сообщества грешных людей сделать жителей, пригодных для вечных чертогов вблизи чистого и святого Бога и безгрешных ангелов. Это удивительное явление. На то Бог и есть Бог любви.

Из некоторых евангельских мест видно, что иудеи не только подразумевали происхождение Христа - Мессии от Давида, но и рождение Его в том самом городе, где родился Давид (см. Мф. 2:6). Евреи не признали бы Мессией такого человека, который не происходил от Давида и Авраама. Пророки пророчествовали о Христе как о сыне Давида, например, Исаия (Ис. 9:7; 55:3), Иеремия (Иер. 23:5), Иезекииль (Иез. 34:23; 37:25), Амос (Ам. 9:11) и др. Поэтому, сказав о Христе или Мессии, евангелист тотчас же говорит, что Он был Сын Давида, Сын Авраама, — Сын в смысле потомок, — сынами часто у евреев называли потомков.

Еще одна особенность в этом родословии. У Давида, кроме других, были сыновья Соломон и Нафан. Так вот, евангелист Матфей ведет дальнейшее родословие по линии Соломона, Лука же – по линии Нафана (Лк. 3:31), поэтому и такое различие в количестве потомков у двух евангелистов (от Авраама до Христа). И еще нужно учесть, что Матфей писал для евреев и не старался поэтому показать ничего более, как происхождение Христа от Авраама и Давида; между тем как Лука, писавший для всех вообще, возводит родословие выше, доходя до Адама.

Читая это родословие, возникает множество непонятных вопросов, таких как: для чего излагается родословие Иосифа, который не был отцом Христа? Откуда нам знать, что Христос происходит от Давида, когда мы не знаем родословную Марии, от которой Он родился, ведь здесь не показано ее родословие? Да и вообще странно то, что автор вплетает в родословную женские имена, что вообще было неприемлемым в народе израильском. Видите, сколько нам нужно осмыслить уже в самом начале Евангелия, хотя при беглом прочтении это начало кажется очень ясным, и некоторые считают вообще излишним это перечисление имен.

Есть здесь еще одна особенность, которая также заслуживает исследования, это то, что Матфей в родословии пропустил трех царей. Почему он это сделал? Если они были слишком нечестивы, то кроме них разве не было царей, отступивших от живого Бога, подобно этим трем, которых он все же включил в родословный список. Это что, подгонка под четырнадцать? Да и вообще, почему именно четырнадцать, а не другое количество? Видите, какими нам нужно быть бдительными, чтобы заметить эти проблемные нюансы, и еще нужно больше разумения, чтобы разрешить эти недоумения.

В первом стихе мы читаем: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давида, Сына Авраама». Не задумывались ли вы, почему имя Давида стоит прежде имени Авраама? Разве Авраам, отец еврейского народа, не был лицом более значительным в глазах иудеев? Да, Авраам является родоначальником еврейского народа, однако обещано, что именно от Давида должен был произойти Царь Израиля (2Цар.7:12-17). Недаром народ с ликованием кричал: «Осанна Сыну Давида!» (Мф.21:9). Цель родословной – доказать с самого начала, что Иисус – сын царя Давида. Надо учесть еще тот факт, что если Авраам был родоначальником всего еврейского народа, то через царя Давида проходит ветвь Иуды; а ко дням Христа в основном остались из двенадцати колен именно иудеи.

Ввиду того, что Мессия должен был быть семенем отца еврейской нации Авраама, и также основателя царской линии Давида, Матфей представляет доказательство того, что Иисус является потомком этих двух знаменитых мужей. В противном случае Его притязания на мессианство были бы признаны недействительными, нелегитимными. И Матфей начинает раскрывать всю родословную Христа, прежде чем говорить о Его рождении.

Интерес к родословию объяснялся тем, что иудеи придавали большое значение чистоте своего происхождения. Человек, в крови которого была малейшая примесь чужой крови, лишался права называться иудеем и членом избранного Богом народа. Исходя из этого, нам следует полагать, что Иосиф, будучи праведным, а это особый статус, который нужно было заслужить и отстоять, не мог взять себе жену не из колена Иуды. «У иудеев не позволялось брать жену не только из другого колена, но и из другого рода или племени» (Златоуст. Беседа 2). А это значит, что достаточно показать родословную линию Иосифа, и это уже доказывает, что и Мария была из рода Иуды. Поэтому, чтобы показать нам происхождение Марии, евангелист, умолчав о ее родословии, предоставил родословие Иосифа, надеясь, что читатель еврейского происхождения сразу же поймет, что это значит, а значит это то, что и Мария того же рода, что и тот, кто взял ее себе в жены. Если бы автор представил родословие Марии, это сочли бы за неприемлемое новшество; если бы он умолчал об Иосифе, мы не знали бы предков Марии. Видите, с какой проблемой столкнулся Матфей, но он нашел правильное и мудрое решение в разрешении этой проблемы.

Итак, чтобы мы знали, кем была Мария, откуда она происходила, и вместе с тем чтобы не был нарушен обычай, евангелист представил родословие мужа и показал, что он происходит из дома Давида. А раз это доказано, тем самым доказано и то, что и Мария была из того же рода, потому что этот праведник (как я упомянул выше) не допустил бы себе взять жену из чужого рода.

II Иосиф и Мария


Читаем текст Писания:

«Иаков был отцом Иосифа, который женился на Марии; Мария, это та, которая родила Иисуса, называемого Христом» (Мф.1:16).


В этом родословии самыми последними стоят Иосиф и Мария. Интересно заострить внимание на том, как Матфей преподает эти две личности. Он исключает их из общего правила повествования и не пишет, что Иосиф был отцом Иисуса или Иосиф и Мария были родителями Иисуса, как он пишет о других предшественниках. Он здесь очень осторожен и пишет: «Иаков был отцом Иосифа, который женился на Марии; Мария, это та, которая родила Иисуса, называемого Христом». Этим он подчеркивает, что Иосиф был родственником Иисуса не как Его отец, но как муж Его матери. Формула родословной «был отцом или родителем» в данном случае им опускается. Матфей, таким образом, подчеркивает факт беспорочного зачатия.

Почему Бог избрал именно Марию для рождения обетованного Мессии? Многие матери в Израиле желали быть удостоенными этой чести. Рождая своих первенцев, не одна мать лелеяла мысль: а может ее первенец и будет тем обетованным «семенем». Мария была удостоена этой чести. Она была избрана потому, что к тому времени, когда должно было родиться Христу, ее характер более ярко отражал Божественный идеал материнства, нежели характер любой другой девушки из рода Давида. Она искренне ждала Мессию, и эта надежда сделала ее жизнь чистой и определила ее для этой священной миссии.

Читаем текст Писания:

«Рождение Иисуса Христа произошло так: мать его Мария была помолвлена с Иосифом, но прежде чем они сочетались и вступили в брак, оказалось, что она беременна (сверхъестественным образом) от Святого Духа» (Мф.1:18).


Чтобы лучше представить картину произошедшего, нам следует окунуться в историю и посмотреть, как в те древние времена происходил обряд обручения. В общем-то, обручение — это помолвка. При обручении составлялся договор или же давалось в присутствии свидетелей торжественное обещание в том, что-такой-то берет себе в жены такую-то невесту. После обручения невеста считалась обрученной женой своего жениха, и их союз разрушить можно было только официальным разводом. Но между обручением и самим браком протекали порой целые месяцы. Причины на то могли быть самые разные, например, жених желал доделать жилье, где могла бы разместиться вновь образовавшаяся семья. Но Иосиф не был юнцом, он, по всей видимости, был вдовцом, и у него были дети, по крайней мере, четырех сыновей мы можем насчитать; и дочерей не известно сколько было. Естественно, все они были старше Иисуса. Мария была, по всей видимости, еще совсем молоденькой девушкой, и по этой причине помолвка затягивалась, чтобы ей немного повзрослеть.

Что мы читаем о самом Иосифе?

«Иосиф, жених ее и будущий муж, был человеком праведным, и поэтому не хотел предать это огласке и решил тайно отпустить ее» (Мф.1:19).


Что значило в то время быть праведным? Слово «праведный» евр. цадик, греч. δίκαιος «д`икэос» имело большое значение в те времена среди иудеев. Словом «цадик» был назван в свое время Ной: «Ной был человек праведный (цадик) и непорочный в роде своем» (Быт. 6:9). К дням рождения Иисуса «цадик» было почетным званием, и его надо было заслужить. Сегодня тоже есть что-то подобное, например, присваивают звание «почетный гражданин города или страны», и этот человек старается поддерживать свой имидж. В те времена «цадик» означал того, кто верен был в соблюдении правил и обрядов, или праведен в смысле согласованности с этими правилами. Он был строгим исполнителем закона Моисеева и раввинских преданий. «Цадик» был в почете. А что значило, если нарушить какое-либо правило? Это можно сравнить с назареем, который нарушил обет назарейства, и естественно, он терял уже это звание.

Когда Иосиф узнал, что Мария беременна, что должен был он сделать по всем правилам и предписаниям, как цадик? Он должен был вывести ее на площадь, где собирается множество людей, и объявить в прелюбодеянии, и первым бросить в нее камень; после чего толпа должна была побить ее камнями. Тогда он продолжил бы иметь это почетное звание «цадик». У Иосифа мог возникнуть вопрос: будет ли это с нравственной точки зрения правильно, если он доведет до конца процесс сочетания и женится на женщине, по его представлению, виновной в прелюбодеянии? Он был в тупике: кого предать, изменившую жену или простить ей и этим самым предать свой имидж «цадик»?

Чем было чревато «уронить» свой имидж? Это означало потерю клиентов в плотницкой мастерской, и в конечном итоге влачить жалкое нищенствующее существование. «Цадик» не означало, что он должен быть добрым и любвеобильным, нет, «цадик» – это тот, кто тщательно соблюдает все правила. Но в данном случае вырисовался истинный характер Иосифа. Он был не только «цадик», он не мог представить, как он будет предавать толпе свою возлюбленную юную невесту-жену на экзекуцию и сам первый бросит в нее камень. Ища компромиссный вариант, он смягчает свое чувство справедливости милостью по отношению к предполагаемому обидчику и намеревается законно отпустить ее, просто объявив, что она ему больше не нравится, без упоминания истинной причины. Но это не спасло бы его положение, люди непременно увидели бы истинную причину в ее внебрачной беременности и рождении ребенка. Он вдвойне был бы виновен: не предав ее суду и обманув народ в истинной причине развода. Но Бог все предусмотрел. Нам непонятно, почему Мария не стала рассказывать Иосифу о чрезвычайных событиях, которые сопровождали ее беременность? Возможно, ее собственная история показалась ей настолько невероятной, что она сочла за лучшее предоставить все объяснения Богу. Представьте себе, по возвращении в Назарет после трехмесячного пребывания в Иудее (Лк.1:39-56), стало очевидно, что она ждет ребенка. Что мог подумать Иосиф? И были бы вескими слова оправдания Марии, что она беременна от Духа Святого? Она просто молчала.

Каким образом была решена эта проблема? Интересная разворачивается картина. Бог через ангела решает эту проблему. Ангел является Иосифу во сне и дает ему ряд указаний, что он должен теперь сделать. А сделать он должен был следующее: принять жену свою, как невиновную и имеющую в животе от Духа Святого; и когда родится Младенец, дать Ему имя Иисус. Фактически ангел объявляет его юридическим отцом, потому что именно отец имел преимущество давать имя родившемуся сыну. Мария также должна была участвовать в наречении имени Иисуса: «И вот, зачнешь и родишь Сына, и дашь Ему имя: Иисус» (Лк. 1:31). Имена еврейским мальчикам давались обычно на восьмой день от рождения, при обряде обрезания.

Имя Иисус с еврейского означает «Иегова спасение»; поэтому ангел и подчеркивает: «Дашь Ему имя Иисус, потому что Он спасет Своих людей от грехов их». Этот стих нам предложен как памятный, в нем заключена главная идея этого урока. Это удивительная весть, она касается и нас. Мы – те, которых Он тоже спас. Христос пришел, чтобы снять наручники, открыть двери тюрьмы и избавить осужденных от смертного приговора. Он пришел не для того, чтобы спасти нас в грехах, но, чтобы избавить нас от наших грехов; а это уже совершенно разные вещи. Он пришел, чтобы освободить нас от всякого наследственного или приобретенного влечения ко греху.

III Рождение Иисуса и проблемы, связанные с этим.


Родился Иисус в Вифлееме. Услышав весть о рождении Царя Иудейского от мудрецов, «встревожился царь Ирод, а с ним и весь Иерусалим пришел в смятение» (Мф.2:3). Тревогу царя понять как-то еще можно. Как же - родился потенциальный соперник! А весь Иерусалим-то, что пришел в смятение? Разве жители Иерусалима не были рады рождению Царя, неужели они не читали о Нем в Писании? Да нет, читали. При вопросе царя: «Где должен родиться Христос»? - во-первых, раскрыто то, что сам царь знал, что должно родиться какому-то царю, во-вторых, первосвященники и книжники, не задумываясь, ответили: «В Вифлееме Иудейском»; и как доказательство своим высказываниям привели слова из пророчества Михеи 5:2: «И ты, Вифлеем Иудейский, ничем не меньше остальных иудейских городов, потому что из тебя произойдет Правитель, Который будет пасти народ Мой Израиль». Враги истины невольно вынуждены были прочесть слова Писания и изъяснить пророчество. Впрочем, они изъяснили его не все, потому что, сказав о Вифлееме, что из него произойдет Правитель Израиля, из лести к царю умолчали и не высказали последние слова из пророчества Михея: «Которого происхождение из начала, от дней вечных».

Это – радостная весть. Обещанный Мессия рожден. Казалось бы, радуйтесь, люди, ликуйте, книжники, первосвященники, вот Он обещанный, долгожданный и наконец-то родившийся Избавитель Израиля. Хотелось бы ожидать развязку событий такую, что несметные толпы народа во главе со священниками идут в Вифлеем разыскивать Младенца, чтобы поклониться Ему. Но молчок. Ни слова радости, восхищения.

Читая о мудрецах, невольно возникает вопрос: «А какой интерес вообще мог быть у мудрецов другой страны к царю, который должен родиться в Иудее?» Это интересный вопрос. Древние историки приоткрывают нам занавес, и мы можем у них кое-что узнать на эту тему. Так, Светоний Транквилл написал: «На востоке распространено было давнее и твердое мнение, что судьбой предназначено в эту пору выходцам из Иудеи завладеть миром». Римский историк Тацит тоже говорит, что «было твердое убеждение... что в это самое время восток станет могущественным, и правители, по происхождению из Иудеи, захватят мировое господство». Так что не зря пришли мудрецы, в родившемся Младенце они видели не просто царя Иудеи, сугубо в пределах территории этой страны, но видели они царя Иудеи, как всемирного правителя.

Вожди Иудеи были оскорблены сознанием того, что мудрецы были не из их среды, не из их высшего сословия, и умышленно отказались верить. Они не могли вместить в своем сознании факт, что Бог мог их обойти и весть послать через людей чуждых их народу. Равнодушие книжников и священников тоже насторожило Ирода: а не заговор ли это, не готовится ли что-то против его жизни?! Во всяком случае, вся эта обстановка и сообщение мудрецов встревожили Ирода. Он хотел хитростью выведать точное место рождения Иисуса и убить Его.

Но Иосиф получил во сне предупреждение, и чтобы избежать коварных намерений Ирода, бежал, по всей видимости, в ту же ночь в Египет. Там он был уже в безопасности, это было уже за пределами досягаемости Ирода. А что происходит в Вифлееме?

«Когда Ирод понял, что мудрецы его провели, он сильно разгневался и приказал убить в Вифлееме и во всех окрестностях его всех детей мужского пола от двух лет и младше; это те дети, которые родились в то время, о котором он выведал у мудрецов» (Мф.2:16).


Ирод уже до этого отличился, как жестокий убийца. Помимо своих родственников он в самом начале своего правления уничтожил всех членов синедриона, которые были недовольны тем, что царем над ними поставили потомка Исава. Потом Ирод убил и триста придворных, которые чем-то ему не угодили, и город трепетал перед этим тираном, который власть свою подкреплял пролитием крови. Поэтому удивляться не стоит, и думать тоже, что Ирод спокойно примет весть о том, что родился Младенец, Который должен стать Царем. Для человека, привыкшего убивать всех подозреваемых в претензии на его трон или в заговоре на его свержение, ничего не стоило еще убить несколько десятков невинных младенцев, чтобы в их число наверняка попал Тот, Который родился, чтобы быть Царем. Стоит удивляться, неужели он рассчитывал на бессмертие здесь на земле и на несменяемость своего царского положения, ведь Младенцу надо было еще вырасти, чтобы каким-то образом захватить власть? Или Он думал, что люди могут провозгласить царем даже Младенца, свергнув его с трона? Как говорят: «У страха глаза велики». И для того, чтобы удалить страх, надо удалить все предпосылки для страха, вот так поступал Ирод. Он отдал в очередной раз приказ, чтобы убить всех младенцев в Вифлееме и в его окрестностях.

Пришло время, и умер Ирод. Но проблема со смертью Ирода решена не была. Было совершенно очевидно, что даже теперь, когда Ирод был мертв, было все еще опасно возвращаться в Иудею, где на престол взошел жестокий Архелай; и потому Иосиф был побуждаем Духом идти в Галилею, где царствовал более умеренный Ирод Антипа.

Иосиф поселился в Назарете, и там Иисус провел свое детство. Назарет расположен был в Галилее. Под Галилеей понимается страна между западным берегом Галилейского озера и восточным берегом Средиземного моря. Это было местожительство колен Иссахара, Завулона, Асира и Неффалима. «Население в ней было смешанное, оно состояло из иудеев и язычников. Жившие в ней иудеи говорили на собственном языке, несколько не похожем на тогдашний еврейский. В Галилее не было больших городов. Народ главным образом жил в деревнях и небольших селениях. Преимущественно жители Галилеи занимались сельскохозяйственным трудом, скотоводством, продажей фруктов и плодов, зелени, починкой обуви, кузнечным, плотническим и другими ремеслами и, как правило, они были неграмотными» (А. П. Лопухин. Толковая Библия. Толкование на Евангелие от Матфея). И жители более цивилизованной и, естественно, развращенной Иудеи презирали галилеян за их деревенщину и неграмотную речь. Иисус был из Назарета, поэтому и называли Его Назарянином, то есть, уроженцем или жителем Назарета, и не больше. У Иудеев постоянно возникал вопрос, когда разговор заходил о Мессии, то есть о Христе: «Может ли быть Мессия, претендующий на звание царя, из какой-то деревни, и который в Иерусалиме не учился грамоте у раввинов?» Эта мысль не вкладывалась в их сознании. Из-за своей отсталости и независимости, галилеяне вообще были объектом насмешек. На констатации, что Иосиф с Иисусом и его матерью поселился в Назарете заканчивается вторая глава.

Нам следует обратить еще внимание на одно обстоятельство. Вторая глава заканчивается временем, когда Иисус был еще маленьким ребенком, а в начале третьей главы Иисус уже взрослый мужчина в возрасте тридцати лет. Другими словами, между двумя главами лежат тридцать лет молчания. Почему это? Что происходило на протяжении этих тридцати лет? Он умер, когда Ему было тридцать три, и из этих тридцати трех лет, Он провел тридцать, о которых не сказано ничего, в Назарете. Что же происходило с Ним там? Нам этого не дано знать, но известно лишь одно, что Он рос, стал юношей, потом возмужал, воспитываясь в хорошей богобоязненной семье. Лучшего начала жизни и быть не может. Один известный профессор однажды заявил: «Я хочу поблагодарить Бога за хорошие манеры и деловые навыки, которые я унаследовал от моих родителей для каждодневной деловой жизни». «Хорошая мать стоит сотни учителей», – сказал также некто. Таким образом, для Иисуса годы проходили тихо, в кругу хорошей семьи. Что было дальше? Об этом мы узнаем уже в следующем уроке.

telegram

Похожие новости

Субботняя школа от телеканала «Надежда» - Евангелие от Матфея

Еженедельный разбор уроков субботней школы от телеканала «Надежда». Кроме мнения богословов, вы

20.06.16 Субботняя школа
Субботняя школа 2 квартал 2016 - Евангелие от Матфея

В этом квартале мы будем изучать вдохновенное описание жизни Иисуса запечатленное в Евангелии от

27.03.16 Субботняя школа
Джон М. Фаулер. Евангелие от Луки

Второй квартал 2015 года представлен Темой «Евангелие от Луки». Автор пособия: Джон М.Фаулер

28.03.15 Субботняя школа

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2022 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть