Александр Серков - Начало служения
Александр Серков 2-04-2016, 07:56 2 547 Субботняя школа » Александр СерковВторой урок базируется на третьей и четвертой главах Евангелия от Матфея. Давайте рассмотрим его в пяти аспектах.
I Приготовление к пришествию Мессии (1-12 ст.)
Матфей торопится начать повествование о Христе и пропускает даже Его двенадцатилетний возраст и не рассказывает, как Он с матерью и Иосифом посещал Иерусалим. Но прежде, чем начать рассказ о Христе, он просто не мог не ввести в роль Иоанна Крестителя, потому что это вводная мысль к тому, что начало деятельности как одного, так и другого пересекутся, и Иисус придет к нему креститься. И вот безо всяких лишних слов автор Евангелия вводит новый персонаж в повествование. Об Иоанне он также ничего не пишет, ни его происхождение, ни его детство, вот так сразу: «В те дни в пустыне Иудейской появился с проповедью Иоанн Креститель».
Народ созрел для этой вести. Иудеи, живущие в Палестине, в частности в Иудее, были на грани восстания. Со дня назначения Римских прокураторов для управления Иудеей в 6 г. по Р. Хр. римские власти все больше и больше стали вмешиваться в суверенитет Иудеи. Всюду было присутствие римских солдат и офицеров, и чем больше их было там, тем больше восстаний выливалось одно за другим. Обстоятельства были таковы, что народ тосковал по сильному вождю, который освободил бы их от жестокого ига Римлян.
И вот народ слышит, что в пустыне появился какой-то пророк. Иоанн исполнил пророчество Исаии:
«Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу» (Мф.3:3).
Ожидался приход Царя. Его путь к человеческим сердцам следовало приготовить. Каким образом Иоанн надеялся достичь этой цели?
Он призывал к покаянию. Именно об этом и прозвучала весть Иоанна. Он смело выступил с проповедью, и в пустыне раздавался его ясный голос, призывающий людей к покаянию. Он не щадил никого, осуждал порок везде, где его видел. Он не испытывал чувства стеснения или страха перед власть имущими, он обличал и их.
И Ирод не остался в стороне от прямого обличения Иоанна, Иоанн обличил и его в его противозаконном браке с женой своего брата. Когда пришли к нему руководители официальной религии того времени – фарисеи и саддукеи, он обрушил на них шквал упреков за то, что они погрязли в ритуале и формализме. Иоанн настойчиво призывал людей к здравой праведности, основанной на принципах Божьего характера, а не на сухом исполнении закона и в то же время ненавистническом отношении к людям низшего ранга. Он осуждал людей не только за то, что они делали не так, но и за то, что они должны были бы делать, но не делали. Иоанн проповедовал, что перемена мыслей и сердца (покаяние) есть то предварительное условие, без исполнения которого они не пригодны для этого Царства. Между тем, иудеи просто не сознавали, как далеко ушли они от закона Божьего и тех требований, которые Бог предъявлял им через пророков.
Греческое слово, переведенное как «покаяние», означает «перемена мыслей», «смена направления», «изменение жизни». Иоанн призывал своих слушателей к радикальным духовным и нравственным переменам, а также убеждал их вернуться к Богу. Он осуждал грех во всех его проявлениях, будь то грех Ирода, грех фарисеев, которые упростили праведность до исполнения религиозных обычаев, или же грех простых людей, возгордившихся своим положением потомков Авраама. Тех, кто рассчитывал на Божье расположение в силу своей должности, богатства, власти или происхождения, Иоанн Креститель называл «гаденышами» (Мф.3:7).
Он предупреждал о суде. Говоря о суде, Иоанн применял конкретные образы: топор, дерево, лопата, зерно, огонь неугасимый. Этим он направлял взор слушающих его на грядущего Мессию. «Грядущий же за мной будет крестить вас Духом Святым и огнем», - заявляет дальше Иоанн. Слушавшие должны были вспомнить ветхозаветное пророчество, записанное у Иоиля (2:28-29). Иоиль обещал излияние Духа Святого на Израиля. Такое излитие действительно произошло в день Пятидесятницы (Деян. 2 гл.).
А что же означает вторая часть выражения, а именно «крещение огнем»? Это выражение представляет из себя одно из трудных мест для толкования. Некоторые видят в этом огне огонь испытаний, очищающий характер человека от всякой нечистоты, другие увязывают это с последующими словами о сожжении соломы. Я бы сказал, что здесь и то и другое значение. В Откр.1:14 мы читаем: «Очи Его –как пламень огненный» (Откр. 1:14ст.2ч.). Скажите: каково свойство огня? Он светит, согревает, сушит, испаряет, плавит, жарит и сжигает. Этих семи глаголов для примера достаточно? Пламенные очи Христа всё это совершают. Они либо плавят наши черствые сердца, либо разогревают духовную жизнь. Они испаряют нас из болота и грязи, делая чистой утренней росинкой. Они освещают нам путь. Они сжигают и уничтожают грехи, о которых мы сожалели и сокрушались в них перед Богом. А может произойти совершенно иная картина: либо Христос крестит нас Духом Святым и сжигает всю нечистоту в наших сердцах, либо мы будем сожжены как солома огнем неугасимым.
Почему Иоанн был так резок к фарисеям и саддукеям? Вы не задумывались? Слова Иоанна, обращенные к религиозным вождям, действительно были очень резкими. Представьте себе, если бы кто-то вас сегодня из религиозных лидеров назвал «гаденышами» или «змеиными выводками»? Как бы вам это показалось? Он считал их прямыми слугами сатаны, его последователями, последователями того древнего змея (гадюки), отсюда и «гаденыши». Они были обманщиками, манипуляторами, их публичные выступления были пронизаны притворством, у них не было истинной веры, они были духовными мертвецами, но считали себя по отношению к остальным людям святыми, набожными. Они кичились своими «праведными» делами, они могли подолгу молиться, особенно в людных местах. И вот в пустыне что-то происходит без их ведома. Собрав делегацию, они пришли посмотреть на новоявленного пророка.
Обратите внимание, что эти вожди изъявили желание креститься. Что они этим хотели показать? Возможно, они желали показать свою близость к народу, тем самым подкрепив свой авторитет. Но Иоанн понял их настоящие мотивы и называет их гаденышами. Заметьте, Иоанн называет фарисеев и саддукеев не ехиднами, а порождениями ехидн. Под этим можно понимать детенышей ехидн или же вообще змеиный род их. В обоих случаях указывается на нравственное состояние фарисеев и саддукеев, которое заставляло их походить на ядовитых змей или их детенышей.
«Иоанн предупреждает их, что им не поможет, если они станут утверждать, что Авраам их отец, хотя в представлении иудея это был неопровержимый аргумент. У иудеев Авраам занимал исключительное место, и они считали, что его добродетель и расположение Бога к нему столь исключительны, что его заслуг и достоинств должно хватить не только на него самого, но и на всех его потомков. Авраам, по их мнению, создал сокровищницу достоинств и заслуг, которые не могут исчерпать никакие притязания и потребности его потомков. И потому они считали, что иудей уже по своему происхождению, даже если у него нет никаких других заслуг, обязательно войдет в мир грядущий. Они говорили, что все израильтяне имеют свой удел в мире грядущем от спасительных достоинств отцов. Они говорили, что это заслуги Авраама дают судам возможность безопасно плавать по морям; что за его заслуги дожди выпадают на землю; что за заслуги Авраама, Моисей смог взойти на небо и получить закон; что за заслуги Авраама был услышан царь Давид. Этих заслуг хватало даже на порочных, считали они. “Если бы твои дети, – говорили они об Аврааме, – были бы просто мертвыми телами, без кровеносных сосудов и костей, твои заслуги помогли бы им!”» (Баркли).
Но вот они слышат: «Ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму». Эта мысль совершенно опровергала то, что думали про себя фарисеи. В вести Иоанна есть еще одна картина, в которой заключены и обетование, и угроза – картина гумна. Так веяли зерно: брали его лопатой с земли и подбрасывали в воздух. Тяжелое зерно падало на землю, а мякину уносило ветром. После этого, зерно собирали в амбар, а оставшиеся солома и мякина шли на топливо. С приходом Христа происходит разделение: люди либо принимают Его, либо отказываются от Него. Встретившись с Ним лицом к лицу, они обязательно должны сделать выбор – за или против. И вот этот выбор определяет судьбу человека. Людей разделяет их отношение к Иисусу Христу.
Христианство не оставляет никакой возможности уйти от этого выбора. В сельской тиши английский писатель Джон Буньян, автор «Путешествия пилигрима», услышал голос, который внезапно остановил его и заставил взглянуть в вечность: «Оставишь ты свои грехи и взойдешь на небо, или останешься с ними и войдешь в ад?» Конечно, Джон Буньян писал под влиянием своих представлений о загробной жизни, но что-то поучительное в его высказываниях есть: в конечном счете, каждый человек должен сделать свой выбор.
II. Крещение Иисуса.
Прочитаем текст Писания:
13 В то время приходит из Галилеи на Иордан к Иоанну Иисус для того, чтобы и Его он крестил.
14 Иоанн воспротивился этому, говоря: «Это я нуждаюсь в том, чтобы Ты меня крестил, а Ты ко мне пришел для крещения».
15 Однако Иисус настаивал: «Да будет все именно так, потому что нам следует выполнить все то, что справедливо перед Богом». Тогда Иоанн согласился и крестил Его.
16 Как только Иисус вышел из воды, вдруг раскрылись небеса, и Он увидел Божьего Духа, спускающегося на Него в виде голубя.
17 И вот, голос с небес провозгласил: «Это Сын Мой возлюбленный, к Нему Моя благосклонность!» (13-17 стихи).
14 Иоанн воспротивился этому, говоря: «Это я нуждаюсь в том, чтобы Ты меня крестил, а Ты ко мне пришел для крещения».
15 Однако Иисус настаивал: «Да будет все именно так, потому что нам следует выполнить все то, что справедливо перед Богом». Тогда Иоанн согласился и крестил Его.
16 Как только Иисус вышел из воды, вдруг раскрылись небеса, и Он увидел Божьего Духа, спускающегося на Него в виде голубя.
17 И вот, голос с небес провозгласил: «Это Сын Мой возлюбленный, к Нему Моя благосклонность!» (13-17 стихи).
Словами: «В то время приходит из Галилеи на Иордан к Иоанну Иисус для того, чтобы и Его он крестил» - Матфей начинает основную мысль, к которой так стремился и которой подготовил почву. Он начинает описывать деятельность Иисуса Христа. Прошло три десятка лет, которые провел Иисус в Назарете. И вот Он появляется в толпе слушающих Иоанна и тоже изъявляет желание креститься. Иоанн практически не знал Иисуса в лицо, хотя они были родственниками. Как он мог узнать среди множества людей Того, о Котором проповедовал? Тот, Кто привел его в пустыню, Кто побудил его крестить людей, естественно, и открыл Того, Кого ждал народ.
Что делает Иоанн? Он удерживает Иисуса. Он не считал себя достойным совершить над Ним то, что совершал над народом, поэтому и заявил: «Это я нуждаюсь в том, чтобы Ты меня крестил, а Ты ко мне пришел для крещения». Почему Иоанн препятствовал Иисусу креститься? Чем он это аргументировал? Так как крещение Иоанна было крещением покаяния и приводило людей в сознание грехов, это и была причина того, что Иоанн препятствует Ему, чтобы присутствующие не подумали, что и Он, как один из многих, крестится в покаяние.
У нас сразу же возникает интригующий вопрос: «Но для чего же тогда крестился Иисус?» На этот вопрос Он Сам благоволил ответить Иоанну: «Да будет все именно так, потому что нам следует выполнить все то, что справедливо перед Богом». Тогда Иоанн согласился и крестил Его. Как понять это выражение: «Нам следует выполнить все то, что справедливо перед Богом»? Что Иисус хотел этим сказать? И что понял из этих слов Иоанн, что он сразу согласился? В чем же заключалась эта правда, эта справедливость, исполненная Христом при крещении? Она в данном случае заключалась, по-видимому, не в чем ином, как в принятии на Себя Христом образа раба. Это была такая же глубокая и истинная евангельская справедливость, которая выразилась еще в одном случае, во время омовения ног учеников. Это был момент, который ждал Иисус. Люди осознали свою греховность и, как никогда, ощущали свою потребность в Боге. В акте крещения Иисус видел удобный случай, в момент, когда люди вновь почувствовали свою греховность и искали Бога, Он солидаризировался с теми, кого пришел спасти. Он крестился, чтобы достичь совершенства, которое было бы невозможным без полного отождествления с грешным человечеством. Невозможно взять чьи-то грехи на Себя, отстраняясь от грешников и их грехов. Иисус Христос стал наряду со всеми грешниками и смиренно готовился принести Самого Себя в жертву за грехи рода человеческого на кресте. Он пришел не господствовать, а служить.
Таким образом, крещение Иисуса не следует рассматривать в контексте призыва: «покайтесь и креститесь». Он принял крещение, чтобы показать, что Он полностью отождествляет Себя с человечеством, которое пришел спасти. Тогда Иоанн согласился крестить Его. Мы можем представить себе эту картину крещения, как с благоговением взирал Иоанн на Иисуса Христа, Который снимал с Себя одежды, подобно всем грешникам. Мы представляем, как он вводит Его в воду, возлагает на Него трепещущую руку и немедленно погружает в воды Иорданские. Произнёс ли Креститель при этом какое-либо слово? Вероятнее, ничего он не произносил. Где взять слова для совершения крещения над Сыном Божиим? Ему оставалось только молча благоговеть. Безгрешному также нечего было исповедовать, и потому крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, поднял взор к небу и стал молиться Отцу Своему Небесному, чтобы Он благословил начало Его служения спасению рода человеческого, чтобы через Его безгрешное омовение распространилось очищение на всё грешное человечество. Еще не окончил Он Своей смиренной молитвы, как молитва была услышана и на неё последовал ответ небесного Отца возлюбленному Сыну. И вот раскрылись небеса, и Он увидел Божьего Духа, спускающегося на Него в виде голубя. И голос с небес провозгласил: «Это Сын Мой возлюбленный, к Нему Моя благосклонность!» Совершилось еще одно знамение, свидетельствующее о Его мессианском призвании и о Его Божественности.
В этот момент были явлены все три Личности Божества. Там находился возлюбленный Сын; Дух Святой был там в виде голубя; голос Отца, произносящий благословение на Иисуса, был слышен с неба. Это было памятное событие, потому что с неба звучал голос Божий, повторявший Писание: «Это Сын Мой возлюбленный» (из Пс. 2:7), «к Нему Моя благосклонность» (из Ис. 42:1).
Таким образом, это свидетельство послужило удостоверением того, что Иисус действительно Сын Божий. С одной стороны, это дало силу Иисусу для совершения Его служения среди людей. С другой же стороны, собравшаяся толпа, увидев небесный свет над обращенным вверх лицом Спасителя, чувствовала святую торжественность минуты. Это проявление славы Отца и голос Его были даны в ответ на молитву Спасителя о силе и мудрости для продолжения Его миссии. В Нем Иоанн узнал также обещанный знак, по которому ему надлежало узнать «Агнца Божия, Который пришел взять на Себя грех мира». Наконец, величественное зрелище должно было укрепить веру свидетелей Его и подготовить их для принятия Мессии и Его вести, с которой Он выйдет к народу через сорок дней.
III Искушение
Прочитаем текст Писания:
«Тогда Дух возвел Иисуса в пустыню, где Ему предстояло перенести искушения от дьявола» (Мф.4:1).
Посещение Иисусом пустыни имело определенную цель: побыть одному, пообщаться с Отцом в посте и молитве, поразмышлять о предстоящей миссии и спланировать создание группы единомышленников для ее выполнения. Именно в этот момент сатана решил искусить и, если получится, отговорить Христа от выполнения предназначенного Богом плана спасения от смерти. Стратегия сатаны состояла в том, чтобы расстроить миссию Христа, заставив Его сомневаться в том, что Он – Божий Сын, поколебать убежденность Христа в любви Отца и предложить Ему вернуть потерянную планету без крестных мук. Иисус победил все искушения силой Слова.
Секрет победоносной жизни Иисуса может также стать нашим оружием против врага (Еф.6:17). Он, Податель Слова, жил согласно этому Слову. Мы тоже можем жить так же.
IV. Иисус в Галилее (12-17 стихи)
Вот и наступило время, когда Иисус должен был приступить к выполнению Свой миссии. По словам Матфея, Иисус начал свою деятельность в Галилее. Но по свидетельству Иоанна (Евангелиста) Он уже целый год проповедовал в Иудее. Матфей оставляет это и заостряет внимание на том, что Иоанн был отдан под стражу, и это явилось причиной тому, что Иисус направился в Галилею, а именно в приморский город Капернаум. Но до Капернаума Он посетил Свой город, видимо пытался начать проповедь именно оттуда, но, по всей видимости, там надолго Он не задержался, так как в своем отечестве пророк не бывает в почете.
В чем заключалась весть Иисуса галилейскому народу? «Покайтесь…». Эта весть звучала и жителям Ниневии, и пророки призывали народ Израильский еще в годы до Пришествия Христа к покаянию, и Иоанн Креститель приходящих к нему призывал к покаянию. С этой вестью выступил и Иисус перед народом галилейским. Он фактически подхватил эстафету у Иоанна, и эта весть прозвучала и к жителям Капернаума: «Покайтесь, потому что Царство Небесное приблизилось!»
Иоанн не творил никаких чудес. Он не имел цель привлечь людей чудесами. Иисус тоже не начал с чудес, хотя дьявол и предлагал Ему начать именно с этого, бросившись вниз с храма и живым, невредимым предстать перед народом, как чудотворец. Именно чудесам сегодня люди уделяют очень много внимания, хотя те чудеса, которые они имеют, вряд ли можно назвать подлинными. Однако, на первый взгляд кажется, что весть у Иоанна и у Иисуса была одна, но что-то диаметрально противоположное в них есть. Если Иоанн проповедовал: «Покайтесь, потому что скоро придет Царь и поэтому близко Царство Его», то Иисус, хотя тоже и провозгласил: «Покайтесь!» И тоже говорил о том, что «Царство небесное приблизилось», но приблизилось оно в том смысле, что вот оно уже с вами, вы только примите его. Царство небесное - это дух неба, явившийся в жизни и учении самого Иисуса Христа.
V. Призвание Симона, Андрея, Иакова и Иоанна (18-22 стихи)
Проходя берегом Галилейского моря, Иисус встретил двух братьев, Симона и Андрея. Они были рыбаками, это была их профессия. Не описывает Матфей прелюдию к призванию рыбаков стать учениками и последователями Иисуса. Он пишет коротко и ясно: «Идемте со Мной! И Я сделаю вас ловцами людей». По описанию Матфея, они долго не думали, тут же оставили сети и пошли с Ним. Коротко, конкретно и ясно: «Призвал, оставили, встали и пошли…». Да, если бы мы были так мобильны в отклике на призыв Божий, Евангелизация давно была бы уже завершена.
Но имея в виду краткость Матфея в описании начального служения Иисуса и учитывая информацию других евангелистов, мы можем прийти к выводу, что ученики уже ходили с Иисусом, попробовали роль Его последователей на базе пробных временных учеников. Возможно, на предложение Иисуса стать Его постоянными учениками, они просили срок, чтобы обдумать этот ответственный шаг. И вот Иисус приходит к ним, по всей видимости, зная место их обитания, вряд ли это была случайная встреча с совершенно незнакомыми рыбаками; и вот Он предложил им принять конкретно решение идти с Ним, как постоянные Его ученики, то есть, теперь произошло официальное призвание, к которому они, в общем-то, были уже готовы. Если мы читаем Евангелие от Иоанна, то видим, что описания этих двух Евангелистов дают именно такое видение этой картины призвания. Если у Иоанна Андрей призывает Петра (Ин.1:41-42), то у Матфея Христос призывает обоих. У Иоанна Христос называет Симона Кифой или Петром, то здесь Он называет его «Симон, по прозвищу Петр».
Из этого призвания молодые люди, желающие стать миссионерами, могут извлечь для себя что-то полезное. Заметьте, не бродяг, не лентяев, не лодырей призвал Иисус, Его ученики были трудящимися людьми. Их надо было только перепрофилировать. «Я сделаю вас ловцами людей» - сказал им Иисус, и они ими стали. Сам Иисус не в бездеятельности проводил свои годы до выхода на миссионерскую деятельность, по всей видимости, Он трудился вместе с Иосифом в плотницкой мастерской. Мы не будем обращаться ко всем тем апокрифическим источникам, в которых описывают детство Иисуса, но лентяем мы не можем представить Иисуса в детском возрасте.
Иаков и Иоанн также были тружениками, они тоже были рыбаками. Рыболовство, по всей видимости, не такую уж огромную прибыль приносило рыбакам. То, что они сидели и чинили сети, говорит о том, что новые приобрести для них было просто не по карману. Приходилось трудиться всем мужчинам семейства, и, по всей видимости, не так уж и молодой их отец занимался ловлей рыбы вместе с сыновьями. Но что трогательно, на призыв Иисуса, они оставили сети, отца, все свое занятие, всю свою прибыль, и пошли с Иисусом. Они не стали расспрашивать Его: «А что мы будем иметь в материальном плане, если пойдем с Тобой?» Они не искали отговорки при обещании, что, вот, мол, когда умрет отец и мы похороним его, тогда и пойдем с Тобой. Нет, они встали… оставили… и пошли. У нас сегодня очень много отговорок, и такие они все веские! Как бы мы ответили Иисусу, будь на месте Петра, Андрея, Иакова или Иоанна? Это серьезный вопрос, он эхом звучит сегодня и в наших ушах. Что значит для нас решимость Иакова и Иоанна, которое описывает Матфей словами: «Они, сразу же оставив лодку и отца, пошли тоже с Ним?»
Да, что-то стоило для учеников - оставить свое обычное дело, свой бизнес и откликнуться на призыв Иисуса Христа. Если кому-то надо было оставить сети, лодку, кто-то отдал последние две лепты, а кому-то стоило не полениться и подать чашу холодной воды. Поэтому Царство небесное стоит столько, сколько мы имеем, а не наши избытки. Для того, чтобы мы имели доступ в это Царство, Бог отдал также все, что имел, самое драгоценное, Сына Своего. Ценим ли мы этот дар Неба? Какова наша отдача Царю Небесному? Это серьезные вопросы. Задумаемся над ними.
Похожие новости
Виталий Олийник - Видимая и невидимая война
Центр духовного просвещения, Библейская школа, урок №5, «Видимая и невидимая война» (30 апреля 2016)
29.04.16
Субботняя школа
Виталий Олийник - Начало служения
Центр духовного просвещения, Библейская школа, урок №2, «Начало служения» (9 апреля 2016)
07.04.16
Субботняя школа
Джон М. Фаулер. Евангелие от Луки
Второй квартал 2015 года представлен Темой «Евангелие от Луки». Автор пособия: Джон М.Фаулер
28.03.15
Субботняя школа