Александр Серков - События последних дней перед распятием
Александр Серков 11-06-2016, 06:33 2 964 Субботняя школа » Александр СерковНастал самый ответственный момент перед Иисусом. Решалась судьба не только человечества, но и Его самого. Что было бы, если бы Христос не выдержал это испытание? Об этом мы даже и думать не хотим. Отказ Иисуса от тяжелого гнета, который Ему предстояло принять на Себя, означал бы, что Бог не в состоянии преодолеть силы зла, и что сатана достаточно силен, чтобы преодолеть Его, сорвать план спасения и, таким образом, заставить Бога отказаться от нас. Ставки были очень высоки. Мы с трудом можем представить себе поражение Иисуса, не говоря уже о том, чтобы воспринимать эту идею всерьез. Но факт остается фактом, если бы человеческая природа Сына Божьего не выдержала, Сам Бог оказался бы бессильным. Но факт и в том, что Он устоял, и это нас весьма радует и окрыляет нашу надежду.
Но тема этого двенадцатого урока раскрывает не только элемент победы, но и самые слабые стороны человеческого естества, проявленные в учениках Христа. Христос это предвидел. И вот с Его уст исходят слова, полные отчаяния и горя:
«В эту ночь все вы преткнувшись, оставите Меня» (Мф.26:31).
Это наш памятный, эпиграфический текст. Давайте рассмотрим этот урок в четырех аспектах. Мы заострим внимание на четырех выборах, которые были судьбоносными, потому что они имели свои последствия. Начнем с печальных.
I Выбор Иуды и Петра
Прочитаем из Писания об Иуде:
«Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати» (Лк.22:3).
А Иоанн прямо пишет:
«Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол» (Ин.6:70).
Печальная конечно история Иуды. Он мог бы быть почитаемым персонажем христианской истории, но увы, его имя навсегда связано с предательством и вероломством. Иуда, несомненно, фигура трагическая, подпавшая под влияние сатаны; но это не снимает с него ответственности за то, что, избирая между добром и злом, он предпочел зло.
История с Петром нам тоже хорошо известна. Как вы думаете, почему Петр отрекся от Иисуса? Часто мы думаем, что Петр отрекся просто потому, что испугался. Но не забывайте: тот же самый Петр осмелился поднять меч на римских солдат (Ин. 18:10)! Петр готов был сражаться за Христа, но Иисус остановил его.
Что же произошло с Петром за короткий промежуток между моментами доблести и отречения? Почему он не признался, что был учеником Христа? Почему Петр сказал, «что не знает Сего Человека» (Матф.26:72)? Здесь мы имеем повод для размышления.
Как Петр, так и Иуда, да и все остальные ученики ожидали, что Христос вот-вот восстановит царство земное. Это факт, и от него нам не уйти. Согласно тех событий, которые произошли, и как повели себя Петр и Иуда, мы можем выстроить некоторую гипотезу. Иуда мог недоумевать: почему Иисус медлит с восстановлением Своего царства? А не помочь ли Ему? Вот я сведу Его с римскими воинами, во главе которых стояли руководители иудейской нации. Иисус не допустит же, чтобы Его арестовали, в этой решающей схватке Он их непременно уничтожит. Что предпримет военачальник римского гарнизона в Иерусалиме? Он соберет всех воинов и пойдет на Христа, Христос, защищаясь, уничтожит и их. Услышав о восстании в Иерусалиме во главе со Христом, Рим направит туда все свои войска на подавление восстания. Что сделает Христос? Он и их уничтожит, не может же Он остаться побежденным в этой схватке! Тогда Иисусу останется только воссесть на престол, и Иуда будет самым почетным в этом царстве, так как он форсировал нерешительность Христа и Его медлительность в восстановлении царства. Мы не знаем, конечно, о чем думал Иуда, мы можем только предполагать, потому что, если бы он рассчитывал на то, что Иисуса действительно арестуют и предадут смерти, то почему он тогда пошел и удавился (см.Мф.27:5), ведь все шло по плану предательства. Это говорит о том, что он не рассчитывал, что Христос отдаст Себя в руки воинам, и последующие события, по его мнению, происходили бы естественно, Рим не оставил бы просто так этот инцидент, но все произошло не так, как он рассчитывал.
О чем мечтал Петр? Как и все ученики, он думал, что Иисус вот-вот установит Свое земное царство. Но Христос неоднократно говорил же, что умрет и на третий день воскреснет. Разве об этом Он не говорил на ясном и понятном им языке? Да, говорил Он понятно, но среди понятного было столько непонятного и аллегоричного, что уже трудно было разобраться, где правда, а где иносказание. Христос говорил и о том, чтобы ели Его плоть и пили Его кровь; Он говорил о том, чтобы разрушили храм, и обещал его построить за три дня. Для учеников казалось, что и эти наставления о том, что Его убьют, и что Он воскреснет на третий день – это что-то из ряда все тех же Его иносказательных высказываний. Поэтому ученики, в том числе Иуда и Петр все свое внимание сосредоточили на событиях земного царства Христа и стремились быть в нем как можно ближе к Царю нового царства. Недаром Петр вел себя геройски, когда их окружили воины, которых пригласили первосвященники и книжники для ареста Иисуса. Почему Петр повел себя так смело? Потому что за ним стоял Иисус, Который, по его мнению, ни в коем случае не допустит, чтобы Его, Сына Божьего, схватили и повели на экзекуцию. Когда Петр увидел, что Христа все же арестовали, он был в недоумении, может и сомнения появились в отношении Его Божественности. Защитника нет, а вдруг и меня арестуют, и меня могут убить. Мог подумать так Петр? Гипотетически – да, хотя нам не дано проникнуть в то, о чем он думал.
Последний раз, когда Иисус с учениками собрался вместе незадолго до Его смерти, ситуация была довольно напряженной. Христос хотел предупредить их о том, что с Ним случится, и потому сказал: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь» (Мф. 26:31). Когда Иисус предостерег Иуду и Петра, сказав, что они предадут Его, Иуда ответил: «Но ведь не я же, Рабби?» (Мф. 26:25, пер. РБО). Петр воскликнул: «Даже если все от Тебя отступятся, я – никогда!.. Даже если придется с Тобой умереть, не отрекусь от Тебя!» (Мф. 26:33, 35, пер. РБО). Эти ответы показывают, как мало ученики знали о ходе приближающихся событий, которые заставят их забыть об Иисусе и бежать, спасая свою собственную жизнь.
Петр и Иуда произнесли эти слова до Гефсиманского сада. Иисус ответил Иуде: «Ты сказал» (Мф. 26:25). А обратившись к Петру, произнес: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф. 26:34). Почему Иисус ответил Петру и Иуде именно так? Хотел ли Он испугать их? Нет. Он хотел предупредить их, чтобы они были готовы к событиям, которые вот-вот должны были произойти. То, что случилось с Петром и Иудой, является для нас отличным предостерегающим уроком. Мы можем читать Библию каждый день, ежедневно изучать уроки субботней школы, регулярно молиться и каждую субботу посещать богослужения и присутствовать на уроке субботней школы, но все равно должны внимательно слушать, что и кто куда нас ведет. Высокомерная самоуверенность Петра и Иуды – это урок для всех нас. Примите решение каждый день молиться о том, чтобы не стать жертвами подобной чрезмерной самонадеянности и тем самым не впасть в грех.
II Выбор Марии
Прочитаем текст Писания:
6 Когда Иисус находился в Вифании в доме Симона, которого Он исцелил от проказы,
7 Подошла к Нему женщина с алебастровым сосудом, наполненным драгоценным благовонием, и вылила содержимое Ему на голову. Он же в это время возлежал и с гостями принимал пищу.
8 Увидев это, ученики вознегодовали и в возмущении ворчали: «К чему такая расточительность?
9 Эти благовония можно было бы продать по выгодной цене, а вырученные деньги раздать нищим».
10 Иисус заметил эти ворчливые недовольства и отреагировал так: «Что вы пристали к женщине? Она доброе дело сделала для Меня;
11 Нищие всегда будут рядом с вами, а Я нет;
12 Возлив благовония на тело Мое, она приготовила этим Меня к погребению.
13 Истинно говорю вам: везде, где будет проповедано Евангелие, будут упоминать о том, что сделала эта женщина» (Мф.26:6-13).
7 Подошла к Нему женщина с алебастровым сосудом, наполненным драгоценным благовонием, и вылила содержимое Ему на голову. Он же в это время возлежал и с гостями принимал пищу.
8 Увидев это, ученики вознегодовали и в возмущении ворчали: «К чему такая расточительность?
9 Эти благовония можно было бы продать по выгодной цене, а вырученные деньги раздать нищим».
10 Иисус заметил эти ворчливые недовольства и отреагировал так: «Что вы пристали к женщине? Она доброе дело сделала для Меня;
11 Нищие всегда будут рядом с вами, а Я нет;
12 Возлив благовония на тело Мое, она приготовила этим Меня к погребению.
13 Истинно говорю вам: везде, где будет проповедано Евангелие, будут упоминать о том, что сделала эта женщина» (Мф.26:6-13).
Мария сделала правильный выбор. В последнюю неделю Своей земной жизни Иисус проводил ночи в Вифании, расположенной восточнее Иерусалима, на южном склоне Елеонской горы. Матфей описал случай, происшедший в доме Симона, которого Иисус исцелил от проказы. Это же самое событие описывает и Иоанн. Нельзя сказать, что он подробней описывает, но он приводит некоторые имена, а это делает это событие более конкретным. Женщиной, возлившей драгоценное миро на голову Иисуса, была Мария (Иоан. 12:3). Впрочем, давайте прочитаем, как описывает этот случай Иоанн:
1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали (Ин.12:1-6).
2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали (Ин.12:1-6).
Здесь Иоанн упоминает и Иуду, о котором мы уже говорили в этом уроке, который предал этому уникальному случаю с возливанием драгоценного мира негативный оттенок, как большая растрата. Здесь упомянута и Марфа, которую Симон, бывший прокаженный, пригласил. Как же обойтись без такой кухарки, как Марфа! Что интересно, Иоанн самого Симона не называет, просто пишет: «Там приготовили Ему вечерю». По словам Матфея, это был Симон, которого исцелил Иисус, и как же не отблагодарить Его за это исцеление?! И вот Симон устроил ужин, позвал лучшую кухарку Вифании, позвал Лазаря, которого Иисус воскресил, здесь же была и Мария, сидевшая и готовая слушать каждое слово Иисуса, Который сделал ей великую милость, Он простил ее грехи, и Он сотворил радость их семье, воскресив их брата Лазаря.
События происходили за шесть дней до Пасхи, а это практически уже последние дни перед распятием. Что особенное совершила Мария? Ее звали еще Марией Магдалиной. А вы знаете, почему? Одно время из Вифании, где у Марфы, Лазаря и Марии был свой дом, она уезжала в Магдалу, как сегодня говорят, на заработки. Как она там зарабатывала, мы знаем. Но она вернулась, здесь в Вифании встретила Иисуса и покаялась в своих грехах. Но ее так и называли: Мария Магдалина, то есть, Мария из Магдалы.
«По Своей милости Иисус простил ее грехи, вызвал ее брата из могилы, и сердце Марии переполняла благодарность. Она слышала, как Иисус говорил, что приближается Его смерть, и глубокая любовь и скорбь побудили ее оказать Ему особую почесть. Пожертвовав огромными личными средствами, она купила алебастровый сосуд мира из нарда чистого, драгоценного, чтобы умастить им тело Иисуса. Разбив сосуд, она вылила благовонное масло на голову и ноги Иисуса и, не в силах сдержать слез, склонилась, вытирая своими длинными распущенными волосами стопы Спасителя.
Она старалась не привлекать к себе внимания, и это ей почти удалось, но миро наполнило своим благоуханием всю комнату, и сделанное ею обнаружилось перед всеми присутствующими. Иуда смотрел на все это с большим раздражением. Вместо того чтобы дождаться мнения Христа, он начал выражать свое негодование, укоряя Иисуса, допустившего такую трату. Своими намеками он искусно начал возбуждать всеобщее недовольство» (Ж.В.559).
Она старалась не привлекать к себе внимания, и это ей почти удалось, но миро наполнило своим благоуханием всю комнату, и сделанное ею обнаружилось перед всеми присутствующими. Иуда смотрел на все это с большим раздражением. Вместо того чтобы дождаться мнения Христа, он начал выражать свое негодование, укоряя Иисуса, допустившего такую трату. Своими намеками он искусно начал возбуждать всеобщее недовольство» (Ж.В.559).
Миро действительно было очень дорогим составом; Иоанн уточняет, что оно стоило 300 динариев - почти годовую плату поденщика (Иоан. 12:5). Поистине, это было дорогим свидетельством любви.
Для Господа не остались в секрете ни недовольные замечания учеников ("к чему такая трата?"), ни истинные мотивы Иуды Искариота, который, конечно, не о нищих заботился (Ин. 12:6). Он был вором и сожалел о том, что такие большие деньги не попали в общую кассу, которой заведовал он.
Что смущаете женщину? - сказал ученикам Иисус, - она доброе дело сделала для Меня. И напомнил им, что нищих они всегда будут иметь, а, значит, и возможность являть им сострадание, а вот Он, Иисус, не всегда будет с ними.
Великодушный поступок Марии был подготовкой Христа к погребению (Мф. 26:12). Господь не раз уже говорил ученикам о приближении Своей смерти, но они, по-видимому, просто не верили этому, потому что не понимали, что Он этим хотел сказать. А вот Мария поверила и совершила то, что совершила, во свидетельство своей преданности Ему. Посему о высоком и жертвенном ее поступке знают все люди, читающие Евангелие. Возможно, именно этот поступок Марии и одобрение его Иисусом подтолкнули Иуду к его предательскому акту. Ибо сразу после этого он отправился к первосвященникам с предложением выдать Иисуса.
Вот такой контраст мы наблюдаем между выбором Иуды и Марии. Вопрос стоит к нам лично: а какой выбор делаем мы по отношению к Богу, по отношению к ближним? Как мы ведем себя среди людей, особенно среди неверующих: не отрекаемся ли мы от Христа своим поведением? Не предаем ли мы Христа, становясь на сторону врагов Христа? Пусть всегда в нашем сознании будет жертвенный поступок Марии, как достойный пример для подражания.
III Выбор Иисуса
Читаем текст Писания:
7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис.53:7).
«Как овца, веден был Он на заклание». Религиозные вожди передали Иисуса в руки римских властей, обрекая на распятие. Несомненно, этот этап был наиболее трудной и мучительной частью Его служения. Но только благодаря Его смерти мы можем быть свободны от порочной силы сатаны. Матфей показывает нам, что по существу смерть Иисуса не была частью заговора, она была частью плана. Евангелист приводит в подтверждение следующие слова Христа: «Сын Человеческий предан будет на распятие» (Мф. 26:2). В Священном Писании сказано, что, когда религиозные вожди пришли за Иисусом, Он «не открывал уст Своих» (Ис. 53:7). Другими словами, Он не пытался защитить Себя, Он не протестовал и не жаловался. То, что делал Мессия, Он делал добровольно и охотно, чтобы обреченные на смерть грешники могли быть спасены.
Какая невероятная ирония: дар свободы выбора, которым злоупотребили Адам и Ева, ввергнув мир в грех, привел Иисуса на крест. Христос добровольно решил прийти на эту землю, родившись человеком. По Своей воле Он явил нам пример, как жить. И добровольно Он решил умереть смертью преступника на кресте. Это была вторая смерть, смерть, после которой нет надежды на спасение. Он избрал такую смерть, чтобы мы могли выбрать Его и вечную жизнь.
Вы когда-нибудь задумывались о том, что могло случиться, если бы Иисус не провел несколько мучительных часов в Гефсиманском саду, моля Бога о силе совершить план спасения до конца и не победил бы в этой борьбе? Наша жизнь сегодня была бы бессмысленной, и не было бы надежды на будущее, и второе пришествие никогда не состоялось бы.
Но благодарность Богу! Иисус перенес все искушения сатаны и не поддался побуждению отступить и броситься бежать в обратном направлении от креста. Благодарность Христу за то, что Он не сдался, что до конца доверял любви Своего Отца и верил в то, что победа может быть достигнута через страдания и жертву. Хотя наша вера может поколебаться из-за несданного экзамена, не сложившихся романтических отношений, смерти друга или любимого родственника, или греха, о котором мы не осмеливаемся сказать никому, кроме Бога, давайте будем продолжать верить, что тяжелейшее испытание, когда-либо выпадавшее на долю человека, перенес наш Спаситель — Иисус Христос. Он одержал победу на кресте. Он победил нашего врага — сатану. Дайте возможность Богу работать в вас. Будущее Иисуса и наше будущее определено, потому что Он одержал победу над злом и примирил нас с Отцом.
IV Наш выбор
С раннего утра и до позднего вечера мы все время сталкиваемся с необходимостью делать выбор. Иногда мы выбираем правильно, иногда нет. Порой мы даже принимаем решение не принимать никаких решений. Зачастую мы знаем, какого выбора от нас ждет Бог, но пренебрегаем Его желаниями и, наоборот, выбираем совсем не то. И, конечно, иногда мы принимаем те решения, которые Бог действительно от нас ожидает.
Живя на земле, Иисус показал нам пример, как творить волю Божью. Он доказал, что это вполне возможно. Иисус знал, какова Его миссия в этом мире. Но все же были минуты прямо перед распятием, когда Его охватила дрожь при мысли о ждущей Его жестокой смерти и страданиях, которые Ему предстояли. Его ждали не только физические страдания, но и мучения от мысли о том, что Он будет навечно разлучен с Отцом.
«И, отойдя немного, пал на лицо Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39).
Можем ли мы быть такими же послушными, каким был Иисус? Конечно можем. Давайте рассмотрим, что делал Иисус, чтобы поступать в соответствии с Божьими намерениями: Он знал, каких действий ждет от Него Бог. Иисус точно знал, чего ожидает Бог, и хотел поступать именно так. Он знал, что творить волю Небесного Отца ‒ это Его обязанность. Он даже сравнил это с приемом пищи, являющимся необходимым для поддержания жизни. Иисус всегда поддерживал связь со Своим Отцом через искреннюю молитву. Так Он получал силу, утешение и наставления. Он не уклонялся от того, что должен был делать, вплоть до самой Своей смерти. Иисус всегда творил волю Отца, включая смерть на кресте ради спасения грешников.
Петр, Иуда и женщина с алебастровым сосудом – каждый из них сделал свой выбор. И мы тоже выбираем сами. Неужели мы не проявим особого интереса к распространению света евангельской вести тем, кто находится во мраке? Есть люди, которые готовы отправиться в любой конец земли, чтобы понести свет истины людям, но Бог хочет, чтобы каждая душа, знающая истину, работала над приобретением душ. Если мы не готовы принести специальной жертвы для спасения душ, близких к гибели, каким же образом мы можем быть сочтены достойными войти в город Божий? Исаия свидетельствует:
«Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его как горящий светильник.
И увидят народы правду твою и все цари славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа» (Ис. 62:1, 2).
И увидят народы правду твою и все цари славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа» (Ис. 62:1, 2).
Иеремия сказал:
«“Не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его”; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог» (Иер. 20:9).
Если наши сердца горят огнем ради Христа и переполнены любовью к Нему, мы не сможем устоять перед желанием рассказать о Нем другим. Мы должны быть соработниками небесных ангелов, проповедуя миру учение Иисуса. С великой надеждой и радостью ангелы ожидают наших трудов, потому что средством общения с человеком должен быть человек. И когда мы всецело предаем себя Христу, ангелы радуются тому, что они могут нести любовь Божью с нашей помощью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Последние эпизоды жизни Иисуса и Его служения продолжают волновать жителей земли даже спустя века после Его смерти, воскресения и вознесения. Его жизнь и смерть нашли свое отражение в театральных постановках, мини-сериалах, фильмах и так далее. Хотя многих людей в нашем обществе привлекает эта, казалось бы, загадочная историческая личность, миллионы жителей планеты видят в Иисусе, самоотверженно принесшем Себя в жертву, Спасителя, достойного их любви и преданности. Разобравшись с событиями, связанными со смертью Иисуса, и обратив свое внимание на изучение мотивов, которые привели Его на крест, мы наполняемся желанием посвятить Ему свою жизнь и стать похожими на Него.
Похожие новости
Вера Авраама. Тема недели «Поклонение в Книге Бытие: две группы поклоняющихся»
Авраам, потомок Сифа, был верен Богу, хотя его родственники поклонялись идолам, что было очень
29.06.11
Субботняя школа
Уверенный в защите - Тема недели «Уверенность»
Апостол Иоанн изображает мир как арену лукавого. Лукавому и его воинству противостоят ученики
02.09.09
Субботняя школа
Результат веры в Иисуса (1 Ин. 5:11, 12). Тема недели «Верить в Сына Божьего»
Бог дал человечеству чудесный дар. И этот дар — жизнь вечная (см. 1 Ин. 5:11, 12). Однако доступен
27.08.09
Субботняя школа