Регистрация

Александр Серков - Небесное святилище - миф или реальность?

Александр Серков 31-08-2016, 06:42 1 661 Духовные размышления » Александр Серков
0

Александр Серков - Небесное святилище - миф или реальность?

Доктрина о небесном святилище и о начале служения Христа во втором отделении этого святилища с 1844 года – уникальная по сути, и лежит она в основе адвентистского вероучения. Не понимая эту доктрину, мы не уразумеем до конца основную концепцию выхода из Вселенского конфликта. Кульминация откровения Божьей любви была явлена на Голгофском кресте, на котором Иисус Христос принес Себя в жертву за грехи мира. Чтобы помочь нам понять значение этой не превзойденной никем Жертвы, Бог установил земное святилище, которое было всего лишь символом небесного святилища – истинного центра присутствия и деятельности Бога во Вселенной. Для чего нужно небесное святилище? Разве со смертью Христа не закончилось спасение человечества и окончательная победа над сатаной? Зачем нужно Христу еще продолжать какое-то служение? Видите, сколько вопросов возникает сразу же, как только мы касаемся темы о небесном святилище. Эти вопросы задают нам инаковерующие, да и некоторые адвентисты тоже, и на них мы должны дать ответ, и притом правильный.

Не знаю, или эта тема мало оповещается, или не до конца она раскрыта, хотя, не сказал бы, что мало литературы мы имеем на эту тему, как о святилище, так и о значении 1844 года. В 2013 году в четвертом квартале у нас были уроки субботней школы о святилище. Но почему-то постоянно находятся люди, которые восстают против этой доктрины; и что удивительно, эти искатели чего-то нового не из другой конфессии, они из среды адвентистов. В последнее время особо этот вопрос и обсуждение на эту тему «бурлят» в соцсетях. Огромная волна страстей накатилась после ряда видеозаписей, которые были поставлены на ютуб с проповедями Александра Степанова из Ростова-на-Дону. В основном вопрос остро стоит: буквальное ли святилище находится на небе, как выразился Степанов, «двухкомнатная обитель неба», или на небе нет буквальных залов и каких-то помещений, в которых происходит служение? Это одна сторона вопроса, но в связи с этим сразу же возникает другая проблема, которая более чревата последствиями. Второй вопрос стоит более серьезно: сразу после вознесения на небо Христос вошел в первое или во второе отделение святилища? И предлагается именно второй вариант. Если при вознесении Христос вошел во второе отделение, то тогда рушится под нами, адвентистами седьмого дня, все основание нашей веры, и грош цена нашим убеждениям; и 1844 год, при таком толковании, никакой роли в истории не играет, он лишь напоминает нам о великом разочаровании, которое произошло в тот год, и ничего больше. И вообще, в таком случае, на реплику о «двухкомнатной обители неба» мы можем отпустить встречную реплику об «однокомнатной обители неба», в которой Христос поселился сразу же после вознесения на небо. Хотя и то, и другое – слишком примитивное представление о Божьем обитании.

Вообще-то, эта весть о святилище была христианами забыта, и в середине XIX века она была поставлена вновь на повестку дня; адвентисты седьмого дня заново начали изучать концепцию спасения, и когда на истину о святилище вновь было обращено внимание, это исследование дало ключ, который помог вникнуть в тайну разочарования в 1844 году. Святилище и священническое служение Христа в нем по сей день остается одним из оснований веры Церкви адвентистов седьмого дня.

Но печаль в том, что эта уникальная доктрина вместе с доктриной о субботе встречают сильное сопротивление. О чем это говорит? О том, что врагу рода человеческого не нравятся эти доктрины, в которые заложена вся суть взаимоотношений человека с Богом и Божья работа по примирению человека с Собой. Суббота дает концепцию поклонения Богу, а небесное святилище раскрывает служение Бога человеку. Эту основу сатана через своих агентов пытается расшатать, чтобы эти доктринальные устои вышибить из-под наших ног. Я не сторонник того, что за что-то надо держаться только потому, что эту позицию церковь занимает уже долгие годы. Нет, я основываю свои рассуждения на экзегетической подоплеке, и подхожу к вопросам вероучения с Библейской аргументацией и со здравым смыслом. Вопроса субботы в этой теме я касаться не буду, а вот тему о святилище я предлагаю рассмотреть более внимательно.

Как-то один шестилетний ребенок задал довольно-таки наивный вопрос: «Где живет Бог?» Но этот вопрос оказался слишком сложным для взрослых. Ребенку можно ответить конечно так, как мы всегда и отвечаем: «Он живет на небе», при этом указательный палец мы направляем вверх к небесам. В это же самое время другой родитель на противоположной стороне земного шара, отвечая на этот же вопрос своему сыну, тычет пальцем хотя тоже на небо, но совершенно в противоположную сторону. Ребенок удовлетворен таким ответом, многие взрослые – тоже, а кто-то задумается: так где же Бог, далеко-далеко на небе над Америкой или Он в вышине небес в противоположной стороне, на небе над Россией? Мыслящий человек эти примитивные тыканья указательным пальцем вообще отвергает и заявляет: «Бог обитает в неприступном свете» и ссылается на текст 1 Тимофею 6:16. Евреи, читая текст Писания: «И мужчин и женщин вышлите, за стан вышлите их, чтобы не оскверняли они станов своих, среди которых Я живу» (Числа 5:3), считали, что Бог живет в стане Израильском. Ну, и правильно они делали, хотя это слишком узкое представление о местожительстве Бога. Недаром другие спорили с ними и говорили: нет, Он живет вот где, и приводили такой текст Писания: «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святой имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис. 57:15). Кто из них прав? И вот, решая их спор, подключаются третьи и, улыбаясь, заявляют: «Читайте Новый завет, в котором говорится, и цитируют: «Небо - престол Мой, и земля - подножие ног Моих» (Деян. 7:49).

Вот оно, оказывается, как: Бог сидит на престоле на небе, а ноги Его на земле. В таком случае, на параллельный вопрос: а как ангелы проделывают путь с неба на землю и обратно? - нам приводят текст Писания: «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней» (Быт. 28:12). «Так написано, – говорят, – и от факта никуда не денешься»! Ну, представьте: с земли на небо стоит длинная-длинная лестница, и одни ангелы по ней поднимаются, а другие по ней же спускаются. А как в Новом завете написано? Может в Новозаветные времена Бог дал ангелам уже какой-то эскалатор, чтобы быстрей спускаться им с неба на землю и помочь бедному человеку по его молитвенной просьбе? Мы читаем: «И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:51). Вот как, все так же, как и в Ветхом завете, и никакого эскалатора, все так же они восходят и нисходят пешком.

На какую мысль наталкивают нас эти тексты? Мы приходим к выводу: небесное нам не понять точно так, как чайнику или утюгу не «поймать» волну с выступлением, например, Путина. Скажите, если Бог живет в каком-то месте, как тогда Он может быть везде? И вообще, нужно ли Богу место жительства, для чего оно Ему? Нам людям оно нужно, чтобы было где переночевать и куда стяжать богатство, которое моль будет потихоньку поедать. А Богу для чего хоромы для жительства?! Нам, мыслящим людям, пора оторваться от тех примитивных представлений о Боге, хотя Он дает нам – «чайникам», на нашем чайниковом понимании, и место Своего жительства и паломничество ангелов по лестнице, поставленной на земле и опертой на небе.

Нам пора усвоить, что реалии небесные нам не понять, и представлены они поэтому наглядными примерами. А что нам надо усвоить, и при том, раз и на всегда? Не предметное созерцание неба нам надо, а следует увидеть служение, которое там происходит, и понять, для чего оно необходимо? Сегодня, критикуя предметы небесных реалий, люди отвергают и само служение Христа в небесном святилище, а вот это уже глубокое заблуждение, вот об этом мы и поговорим в этой теме.

Да, Писание ясно показывает, что небесное святилище – это реальное место, благодаря которому мы можем многое узнать о характере Бога в Его служении. Так на что нам следует обращать особое внимание, на реальное место или на служение, которое там происходит?

Вопрос о двухкомнатной обители на небе не зря поднялся, потому что многие наши представления о небесных реалиях действительно абсурдны. А это потому, что нам людям, с нашими ограниченными возможностями, невозможно понять то реальное, что существует на небе; и как происходят взаимоотношения человека с Богом и с ангелами. Мы живем в разных измерениях, и это надо учесть и взять в основу нашего размышления.

Вокруг нас тысячи радио и теле волн, интернет, телефонные разговоры. Но они в другом измерении, и потому мы их не видим, не слышим, не ощущаем. В их измерение и в нужную волну мы можем влиться только при помощи какой-то точной аппаратуры: телевизора, например, и то нужна антенна или спутниковая тарелка; при помощи компьютера, и то для того, чтобы поймать нужную волну, нужна симкарта, и нужно чтобы абонентская плата была оплачена. И вот то невидимое и не слышимое, которое не уловишь при помощи утюга или чайника, вдруг оживает у нас в телефоне: «Алло, мама, это ты?» Мама за тысячи километров от нас, и она отвечает: «Да, это я, как у тебя дела?» Удивительно, не так ли? Все эти волны вокруг нас и без особых приспособлений мы их не видим и не слышим.

Что делает Бог, чтобы до нас, до «чайников» и «утюгов» хоть как-то донести определенную весть? Он прибегает к образам. А что делаем мы? Образы мы начинаем представлять буквально. А это уже не здраво с нашей стороны. Когда-то Моисей захотел своим ограниченным человеческим естеством увидеть Бога, Который фактически существует совершенно в другом измерении. Что сделал Бог? Что Он показал, Свои параметры: руки, ноги, туловище, голову? Моисей именно это и хотел увидеть, но Бог раскрыл перед ним Свой характер. Что для нас необходимо знать, физиологические параметры самого Бога, дворец, в котором Он живет, офис, где Он работает по спасению душ человеческих или дано познать Его характер? Физиологические параметры Бога и Его территориальное окружение, во-первых, нам и знать не надо; во-вторых, если бы Бог и захотел нам что-то объяснить в этом плане, Ему не удалось бы, потому что нам не понять то, что находится за пределами наших закономерностей, в которые поместил нас Бог. Приведу элементарный пример. Хоть он может показаться наивным, но он не больше наивный, чем мы пытаемся представить небесные реалии своим ограниченным умом и именно так, как они нам представлены в символах.

Пример такой. Представьте себе, вот мы приехали из своей цивилизации к каким-то диким племенам, которые до сих пор огонь добывают при помощи трения деревяшки о деревяшку. Как мы объясним им действие, например, электричества? Мы похвалились, что при помощи электрического тока мы и воду кипятим, и рубашку гладим, потому что у нас от электричества утюг нагревается до горяча и электроплита - до красна. Это уже не говоря о сложных электроприборах, которые работают от электроэнергии. Но о них мы молчим, это вообще им не понять, что при помощи электрического тока работает наш ноутбук, который мы, захватили, между прочим, с собой, но только теперь он работает от аккумуляторной батареи, которая фактически тоже является носителем электроэнергии. И вот мы говорим дикарям, показывая им наш ноутбук, да даже телефон, что мы, приехав к себе домой, будем смотреть, как вы тут живете, если мы заснимем сейчас вашу жизнь. Попробуйте объяснить им, как работает ваш ноутбук или телефон, поймут они нас и нашу цивилизацию в этом плане? Мы можем предложить им, что для них будет, конечно, сущая сказка, что, если мы сейчас в вашу сторону направим эту штучку (наш телефон) с таким вот глазком и в этой штучке вы останетесь и мы увезем всю информацию о вас. Вы уже подумали, как вы будете объяснять им работу вашего ноутбука или телефона и что такое электричество? Я пытаюсь это сделать, но после моего мнимого рассказа о каких-то электромагнитных волнах и цифровой технологии у дикарей, кроме широко открытых глаз, и рта, естественно, от удивления, - ничего не вижу. Тогда я пытаюсь объяснить им так, чтобы они хоть как-то поняли нашу цивилизацию. Я рисую им образ тысячи рабов, которые плотно-плотно идут цепочкой один за другим и несут в сосудах энергию. Но им не понятно и то, что такое энергия. Тогда я объясняю, что каждый из них в сосуде несет горючую жидкость, примерно такую, какая бывает в молнии, и это вещество из сосуда мы понемногу расходуем. Это элетроэнергия нагревает металлическую пластину электроплиты до красна и на ней можно закипятить воду и сварить мясо. Но им не понятно даже, что такое металлическая пластина на электроплите и что такое металлический утюг, тогда я пытаюсь им как-то объяснить, что металл, это нечто твердое и его зубами не прокусишь. Нам смешно, а как им объяснить? Вот только так.

Как Бог мог объяснить человеку небесные реалии, которые далеко за пределами нашего человеческого понимания? И мы начинаем спорить, ну, примерно так, я приведу некий библейский пример: на небе есть лоно Авраама, там все его потомки разместились на этом лоне. А лоно, это буквально передняя часть туловища от шеи и до пояса. Однако, какую-то часть этой притчи мы начинаем расшифровывать, понимая, что буквально не животе Авраама не могут разместиться все его потомки. И вот мы заявляем, что «лоно Авраама» это такая поляна на небе, и вот там потомки Авраама, евреи, естественно, находятся, и они там возлежат, заметьте, именно возлежат, так как принято было тогда и в том народе, которому об этом говорилось. И мы заявляем, что это же написано в Библии, об этом сказал сам Иисус Христос. Так в основном понимают некоторые инаковерующие. Тогда мы с недоумением спрашиваем их: «А как же Лазарь, находящийся на лоне Авраама, мог в ад, который находится, по их же представлению, в центре земли, мокнув перст в воду намочить губы богачу, находящемуся там в аду? Тут такая дилемма, что ее в течение всей вечности нам не решить, если не поправить нам чуть-чуть мозги. Либо у Лазаря перст такой огромной длины, что он с рая (с лона Авраама) этим перстом (пальцем) мог достать с неба в центр земли и помочить губы богачу. Либо, в таком случае, лоно Авраама и ад где-то рядом, ну, как нам сбегать к соседу, который живет на нашей улице и помочить ему губы водой. Здравый смысл подсказывает, что притча, она и есть притча. Мы же понимаем иносказательные жанры повествований, такие как сказки, басни. В сказках и баснях звери и птицы разговаривают и при том на русском языке, а у киргизов птицы разговаривают даже на киргизском языке. Но мы понимаем, что не детали басни играют свою роль, и мораль басни имеет существенное значение. А какова цель притчи? Не в том, чтобы мы разбирали детали притчи буквально, а в каждой притче есть своя концептуальная идея или определенная мораль. Не буквально Лазарь находится на лоне Авраама, а богач в аду, Христос этой притчей хотел сказать, что наша вечная судьба решается пока мы живы, там после смерти ничего изменить уже невозможно. Это всего лишь имеется в виду в этой притче, и никакого больше детализированного значения.

Давайте, углубляясь в наши размышления, подойдем ближе к проблеме, которую обозначили. Как Бог мог объяснить нам людям план спасения и роль Небесных Представителей в этом плане? Если мы дикарям не сможем объяснить действие электрического тока и попытаемся через образы рабов что-то им объяснить, то и Бог не вынужден ли нам открывать небесное служение через символы и образы? Он давал проро