Александр Серков - Служение городским жителям в последнее время
Александр Серков 10-09-2016, 08:35 1 909 Субботняя школа » Александр СерковХристос ходил по городам и селам и нес людям весть спасения. Специфика этого урока заключается в том, что мы рассмотрим служение в наше последнее время именно городским жителям.
Эпиграфом к этому уроку является текст Писания:
«И заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир» (Иер. 29:7).
Давайте рассмотрим этот урок в нескольких аспектах.
I Проблема жителей городов в древности
Возьмем для примера Ниневию. Ниневия имела репутацию нечестивого города. Ее покровительницей считалась богиня Иштар (греческий вариант — Астарта), «которой аккадский царь Маништушу построил храм приблизительно в 23-м веке до н. э.» (The Seventh-day Adventist Bible Dictionary, «Nineveh», p. 797). Поклонение богине плодородия Иштар пользовалось сомнительной славой. Более чем вероятно, это «служение поклонения» включало в себя сакральную проституцию. «Концепция сакральной проституции хорошо сочеталась с характером самой Иштар — богини плотского удовольствия, которая использовала и мужчин, и секс для каких-то своих высших личных целей» (Stephen Bertman, Handbook to Life in Ancient Mesopotamia, (NewYork: Oxford University Press, 2003), p. 129).
Читая книгу Наума, мы видим, что автор этой книги описывает город Ниневию также с отрицательной стороны: «Горе городу кровей! весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство» (Наум 3:1). В этой же главе пророк вопрошает: «На кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?» (Наум 3:19).
Но Бог не собирался отказываться от города без боя. Поэтому Он повелел Ионе отправиться в Ниневию и передать ее жителям, что пришла пора разобраться с духовной ситуацией в их городе: «И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня» (Ион. 1:1-2). К тому времени, как Иона добрался до Ниневии, на нем сухого места не было (и репутация перед Богом тоже была «подмочена»), однако его весть была услышана.
Вспомним наш эпиграфический памятный текст:
7 И заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир (Иер.29:7).
Это единственное место, в котором записано наставление Бога по поводу того, как Его народ должен жить и работать в городах. И Его указание, видимо, удивило (если не шокировало) иудейских переселенцев в Вавилоне. Господь ясно дал понять, что они не должны ожидать скорого возвращения домой. Это обстоятельство само по себе болезненно воспринималось переселенцами. Вместо того, чтобы ожидать скорого возвращения домой, им следовало сделать Вавилон своим домом на определенное время: жениться и выходить замуж, насаждать сады, а также искать шалом для города. «И заботьтесь о благосостоянии [шалом] города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу: ибо при благосостоянии [шалом] его и вам будет мир [шалом]» (Иер.29:7).
Слово «шалом», конечно же, имеет много значений в еврейском языке. Среди прочего оно означает «процветание, мир, благополучие». Бог призывает евреев молиться за мир в городе и содействовать ему. Это поразительный совет. Бог не призывает их создать иудейский анклав в Вавилоне, что, наверное, соответствовало бы их желанию. В конце концов, было бы проще, если бы они держались вместе как культурная и религиозная семья. Было бы легче соблюдать субботу, употреблять кошерную пищу, держаться подальше от идолопоклонства вавилонян, а также подбадривать друг друга, делясь воспоминаниями и надеждами. Но Бог призывает их сделать обратное: участвовать в общественной жизни своих поработителей, приносить шалом в город. Это наставление должно стать предупреждением для тех, кто думает, что миссия в городах может быть выполнена в короткий срок за счет непродолжительных программ или же дистанционно. И это предупреждение тем, кто враждебно относится к оккупантам. Делитесь с ними благой вестью и желайте им мира и благоденствия (шалом).
II Города во дни Павла.
Когда христианство распространялось по территории Римской империи, своего первого серьезного успеха церковь добилась в крупных городах. Павел и другие служители пытались работать с евреями и прозелитами. Когда результаты стали удручающими, было решено переключить внимание на иноверцев — не евреев. Вскоре две третьих всех христиан проживало в 31 крупном римском городе. В итоге те, кто не принял христианскую веру, стали называться язычниками.
Термин «язычник» происходит от латинского слова, обозначающего жителя деревни. Люди, жившие в глуши, были приверженцами древних религий, связанных с плодородием. Христианство оказало больше влияния на урбанизированные территории, чем на сельскую местность частично потому, что многие люди, проживавшие в городах, были больше открыты для новых идей. Города привлекали представителей многих этнических групп, культур и религий. В мире, где мужчины и женщины подчеркивали свою принадлежность к какой-либо группе (народу, племени, семье), вновь прибывшие всегда стремились присоединиться к удобному для себя сообществу. Но даже если они и находили близкую для себя по убеждениям группу, атмосфера в городах все равно делала христианство необычайно привлекательным. Древние города были переполнены рассадниками болезней. На них постоянно обрушивались либо вражеские захватчики, либо природные катаклизмы. Христианство способствовало тому, что жизнь в подобных условиях становилась более-менее терпимой благодаря заботе, которую верующие проявляли к окружающим.
Христиане заботились о больных даже во время эпидемий, которые часто бушевали в городах, где царили антисанитарные условия. Они рисковали своей жизнью ради нехристиан. Совместная трапеза имела в римском мире огромное политическое, социальное и религиозное значение. Это был один из способов участия в общественной жизни. Пренебрежение подобными застольями предполагало, что христианам нет дела до безопасности империи. Этот гражданско-религиозный контекст послужил одной из причин для обширной дискуссии в посланиях Павла, касающейся вопроса о том, можно ли есть жертвенное мясо. Но в то же самое время трапезы, устраиваемые в христианских общинах, были альтернативой тем собраниям не только для верующих, но и для тех, кого привлекала новая вера.
III Бурная Евангелизация в первом веке
Прочитаем текст Писания:
1 Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога.
2 Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний,
3 открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам.
4 И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало (Деян.17:1-4).
2 Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний,
3 открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам.
4 И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало (Деян.17:1-4).
Путь от Филипп до Фессалоники составлял около 160 км. В города Амфиполь и Аполлонию, которые находились на расстоянии примерно 45-50 км. друг от друга (по Виа Эгнациа), путники не зашли, видимо, потому, что там не было синагог. В Фессалонике (современные Салоники) Иудейская синагога была, и, значит, имелась отличная возможность для проповеди и установления контактов, так что Павел остановился в этом городе.
Из того, что Павел говорил в синагоге три субботы, не следует, что миссионеры оставались в Фессалонике лишь три недели. На протяжении трех суббот апостол проповедовал иудеям, а потом обратился к язычникам и стал служить им. Очевидно, как минимум, еще на протяжении нескольких недель. В пользу этого говорят три соображения: 1) Пока Павел оставался в Фессалонике, церковь в Филиппах, по крайней мере, дважды посылала ему денежную поддержку (Фил. 4:15-16), а это не могло произойти на протяжении трех недель. 2) В это же время апостол и сам занимался физическим трудом для своего пропитания (1Фес. 2:9; 2Фес. 3:7-10), что, очевидно, указывает на немалый промежуток времени между двумя передачами из Филипп. 3) Большинство обращенных в Фессалонике было не из посетителей синагоги, а из язычников идолопоклонников (1Фес. 1:9).
Проповедь Павла и Силы о распятом и воскресшем Иисусе, о Котором они говорили, что Он и есть Христос, т. е. Мессия, встретила настолько сочувственный отклик, что и некоторые из иудеев уверовали, а также множество греков, чтущих Бога (сравните с тем же определением, данным Лидии в 16:14, а также с 17:17); очевидно, из их числа были и многие знатные женщины, о которых тут говорится (сравните стих 12). Мы видим, таким образом, что Благая Весть достигала людей разных национальностей и разного социального положения в римской империи.
Прочитаем еще один текст Писания:
16 В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов.
17 Итак он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога, и ежедневно на площади со встречающимися.
18 Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов?», а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах», потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение.
19 И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою?
20 Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое?
21 Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое (Деян.17:16-21).
17 Итак он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога, и ежедневно на площади со встречающимися.
18 Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов?», а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах», потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение.
19 И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою?
20 Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое?
21 Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое (Деян.17:16-21).
Мы видим, что, прибыв в другой город и ожидая появления своих помощников по евангельскому служению, Павел сильно встревожился: он «возмутился духом при виде этого города, полного идолов» (Деян. 17:16). Если вы считаете, что идолопоклонство не является проблемой в наше время, проведите небольшое исследование на тему «Место идолов в современном поклонении». Идолопоклонство живо и процветает по всему миру, включая большую часть «цивилизованного» общества. Возьмите для начала буддизм и индуизм. Павел попытался сразу поговорить с некоторыми философами, чтобы решить эту духовную проблему, но первая попытка оказалась неудачной: «Что он хочет сказать, этот пустослов? — говорили одни» (Деян. 17:18, пер. РБО).
Политическая и культурная слава древней Греции, достигшая своего апогея в 5-4 веках до Р. Х., в дни Павла уже клонилась к закату, и это чувствовалось даже в Афинах, гордом центре эллинской культуры. И все-таки интеллектуальная жизнь кипела в греческой столице, которая на весь мир славилась своим университетом. Многие замечательные здания, построенные в дни выдающегося вождя древних греков - Перикла (правил с 461 по 429 гг. до Р. Х.), привлекали внимание своим великолепием и в 1 веке от Р. Х.
Однако Павла это великолепие не радовало. Он возмутился духом при виде этого города, полного идолов. Ибо эллинское искусство отражало характер богопоклонения, присущего грекам. Бога они в сущности не знали и поклонялись идолам. Интеллектуальная столица мира была и оставалась центром идолопоклонства.
Свою духовную войну в Афинах Павел вел на два фронта: местами сражений были синагога и рыночная площадь. В синагоге он несомненно доказывал - на основании ветхозаветных Писаний - что Иисус есть Мессия (сравните стихи 2-3), и там его слушали как Иудеи, так и чтущие Бога язычники (сравните стих 4). Кроме того, он ежедневно выходил на рыночную площадь, представлявшую в древнегреческих городах центр гражданской жизни. Туда являлись, в частности, философы, чтобы обсудить с интересующимися свои взгляды на жизнь; и вот там рассуждал Павел со встречающимися.
Оппонентами апостола на рыночной площади стали некоторые из эпикурейских и стоических философов. Эпикурейцы, последователи Эпикура (341 - 270 гг. до Р. Х.) утверждали, что человек живет на земле ради счастья и удовольствий. Соответствующего состояния духа, полагали они, можно достигнуть, всячески избегая излишеств и приучившись не бояться смерти; человек должен стремиться к покою, к освобождению от боли, он должен любить все человечество. По представлениям эпикурейцев боги, если и существуют, то в дела людей они не вмешиваются.
Стоики принадлежали к философской школе Зенона (жившего примерно в 320-250 гг. до Р. Х.). Свое название они получили от одной из покрытых фресками галерей (греческое слово «стоа») в Афинах, где (как утверждает предание) собирались, чтобы послушать своего учителя. Стоики, пантеисты по-своему мировоззрению, верили, что человеческая история направляется некоей великой «Целью».
Назначение же человека - трагедию он переживает или триумф - всегда соответствовать этой цели, подчинять себя ей. Совершенно очевидно, что такие взгляды, несмотря на их известное благородство, не могли не порождать неумеренную гордыню и чувство самодостаточности. Встречаясь с Павлом, эти философы спорили (здесь греческое слово συμβάλλω «синэваллон» - буквально «перебрасываться, швырять друг в друга»; тут подразумевалось - идеями) с ним. Стиль выступлений Павла в синагогах передан другим словом διαλέγομαι диэлэгэто, от которого произошло наше слово «диалог»; там он говорил, рассуждал на основании Писаний. Они назвали Павла суесловом (греческое слово σπερμολόγος спэрмологос, буквально «разбрасывающий слова как семя извергающий, переносно – говорящий бессодержательно и пусто, болтун). То есть, в глазах упомянутых философов слова апостола были пустотой, он был в их глазах пустомелей; другими словами, он казался им человеком, нахватавшимся знаний, где придется, и теперь пытающимся выдать их за нечто свое. Другие говорили: кажется, он проповедует о чужих божествах. Реакция их и не могла быть иной, поскольку они не в состоянии были осмыслить учение Павла о Христе и воскресении; это было нечто совершенно чуждое их образу мыслей и представлений.
Лука замечает, что как для самих афинян, так и для живших в их городе иностранцев, не было занятия интереснее, чем послушать что-нибудь новое. Это обстоятельство давало Павлу возможность проповедать им Благую Весть. И все же Павлу удалось достаточно заинтересовать умных скептиков, которые привели его в специальное место, отведенное для дискуссий, известное как ареопаг. И там Павел произнес свою «исполненную истины» проповедь, которая дала совершенно противоположные результаты: «Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. Итак, Павел вышел из среды их. Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» (Деян. 17:32–34).
Бог не обещал, что, благовествуя в городах, мы всегда сможем убедить людей последовать за Ним. Иногда они просто будут уходить прочь. Но это не наша проблема. Наша задача — убедиться, что они услышали о любви Иисуса. Дух Святой не имеет недостатка в способах продолжения начатого вами дела. Но в конечном итоге и жители сельской местности, и городские обыватели должны сделать свой выбор сами.
IV Проблема жителей городов в наши дни
Адвентистский проповедник Моррис Венден как-то сделал намек на то, как он столкнулся с проблемой при поездке в Китай. Он посетил несколько крупных городов и сказал: «Я никогда не видел такого огромного количества людей за всю свою жизнь. И я понял, что, если наша цель — проповедовать Благую весть, чтобы приблизить пришествие Иисуса, мы не справимся с этой задачей. На свете слишком много людей». Больше всего Венден был расстроен из-за того, что ему всю жизнь говорили, что если он лично не приведет к Иисусу тех, кого предположительно должен привести, на него ляжет ответственность за все эти души, отправившиеся в ад.
Итак, перед нами стоит дилемма. Если в нашем мире живут миллионы людей и мы обязаны раскрыть им суть Благой вести, как нам это сделать? Возьмите ближайший к вам крупный город и выясните, сколько адвентистов в нем живет. Разве сама мысль об этом не приводит в уныние? Разве вы не чувствуете свою вину, как будто над головой висит дамоклов меч? В течение служения пастор Венден пришел к важному заключению о том, что Христос призвал его исполниться светом Духа Святого, идти туда, где Бог поселил его, проповедовать, следуя своему побуждению, и предоставить Богу беспокоиться о том, как будет выполняться Его глобальный проект. Опасность заключается в том, что мы можем спокойно сидеть на своем месте и игнорировать огромные проблемы тех, кто находится рядом с нами.
Урок этой недели помогает нам переключить свое внимание на благовестие большому количеству людей в крупных городах, которые еще ни разу не слышали призыва Благой вести. Мы видим, что Павел говорит о руководстве Духа Святого. Мы снова рассматриваем, что должно мотивировать нас в деле благовестия (что означает для нас освобождение заключенных), и узнаем, что нам следует предпринять, если мы уже готовы принять участие в деле распространения Благой вести.
В 1800-х годах всего лишь три процента населения планеты жили в городах. В 1900-х население только 12 городов по всему земному шару насчитывало более миллиона человек. «Сегодня около половины жителей земли проживает в городской зоне»
«У нас есть преимущество видеть, как дело Божье продвигается в городах. Христос ожидает, когда можно будет в них войти. Кто готовится совершать эту работу? Не будем говорить, что некому выполнять дело Божье. Как хорошо, что работники есть. Но предстоит сделать много, намного больше, чтобы работа в наших городах продолжалась» (Бюллетень Генеральной конференции, 17 мая, 1909).
«Обратите свой взгляд на жителей наших городов. Они так нуждаются в Благой вести. Уже более двадцати лет необходимо серьезно трудиться с великим множеством людей в городах. Кто понесет на себе эту ношу? Некоторые скажут: „Нам понадобятся все денежные средства, которые мы сможем собрать, для того, чтобы продолжать дело Божье в других местах“. Разве вы не знаете, что, пока мы не понесем свет истины в города, мы будем оставлены без средств? Когда вы станете благовествовать в городах тем, кто жаждет истины, и они примут свет, чтобы нести его другим, они с искренним сердцем отправятся совершать этот труд. Люди, имеющие средства, приобщатся к истине и станут жертвовать для продвижения дела Божьего» (Там же, 24 мая 1909).
«Господь Бог Израиля возложит ответственность за города, где не прозвучало Его предупреждение, на мужчин и женщин, которым открыта истина для настоящего времени. Мне было дано повеление: „Совершайте работу в городах. Трудитесь там, где уже была провозглашена весть первого и второго ангелов…” Мы призваны идти в те города, и проповедовать Евангелие, и исцелять больных» (Там же. 4 июля 1909).
«Где ваша вера? Почему вы не совершаете служение в труднодоступных местах? Вот, мы видим миссионеров из других стран, которые пытаются занять миссионерские поля, используя любую возможность. Неужели вы не пойдете в большие города, чтобы попытаться обратить людей к истине? Да поможет нам Бог понять, в чем состоит наш долг, чтобы идти и выполнять его» (там же).
«Мы должны с мудростью планировать свою работу в городах, в то же время, не забывая о том, что ради наших детей нам следует жить в местах, защищенных от пагубного и деморализующего влияния, столь характерного для больших городов» (Ревью энд Геральд. 5 июля, 1906).
Побуждает ли нас мысль о том, что Иисус сделал для нас, идти и рассказывать о Нем людям? Если нет, это печальное состояние. Многие находятся в таком равнодушном состоянии. Это происходит потому, что Иисус до сих пор является для них некой абстрактной идеей. Нам нужно понять значение Его дара на практике. Давид сказал: «Вкусите и увидите, как благ Господь!» (Пс. 33:9).
Когда мы открываем для себя Иисуса осознанно, нам хочется кому-то об этом рассказать. Но простые слова обычно не приносят пользы. Ребенок, который научился включать свет, возможно, не смог бы этого сделать, если бы учитель был человеком незнакомым. Так же и в нашем случае — если мы хотим рассказать кому-то об Иисусе, лучше всего получится это сделать, если мы станем частью окружения этих людей. Именно так поступал Иисус. Он общался с обычными людьми, и, так как Он был одним из них, Его слушали.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Свет! Камера! Мотор!» — хотя эти слова ассоциируются у нас с киноиндустрией, они вполне подходят для описания городского ритма жизни: яркие огни, шумные улицы, спешащие люди, безликие дома и вечное движение. Благовестие городским жителям может показаться делом пугающим и безнадежным. Однако, осознаем мы это или нет, Бог уже прошел впереди нас и подготовил нам путь. Он обладает всем необходимым для того, чтобы подобрать уникальные, креативные методы евангелизации тех, кто еще не слышал о Благой вести. Бог задает следующий вопрос современному поколению: «Кто не побоится трудностей и, не обращая внимания на сопротивление и разочарования, пойдет совершать Мое служение на миссионерском поле больших городов?».
Похожие новости
Тема недели - Поклонение: от пленения до возвращения
На этой неделе мы рассмотрим некоторые вопросы, связанные с поклонением израильтян во время
27.08.11
Субботняя школа
Поклонение и святилище - Тема недели «Поклонение в псалмах»
Все ветхозаветное служение в святилище строилось вокруг жертвоприношений. Они должны были указывать
10.08.11
Субботняя школа
Тема недели «Суббота и поклонение»
На этой неделе мы рассмотрим заповедь о субботе, а также увидим, как темы творения, искупления и
09.07.11
Субботняя школа