Были ли школы в Израиле?
samuil 28-11-2016, 13:31 2 024 Духовные размышленияМногие специалисты полагают, что школы в Израиле начали появляться после возвращения иудеев из вавилонского плена. Другие исследователи говорят, что школы существовали и до плена. Причина расхождения мнений по этим данным в том, что библейские данные по этому вопросу неясны. Мы вынуждены иметь дело с сопутствующими обстоятельствами, предположениями. Я начну с общего описания школ на древнем Ближнем Востоке, и после этого, коротко рассмотрим библейские свидетельства.
1.
Школы на Ближнем Востоке:
Мы начнем с того, что воспринимается, как исторический факт, а именно: в Месопотамии и Египте школы существовали задолго до обитания израильтян в тех местах. Можно было бы легко спорить о том, что Моисей посещал эти школы. Предполагали, что в Египте был храм, здание суда, военные школы, которые обеспечивали профессиональное и техническое обучение для тех, кто работали в этих местах. Особое внимание уделялось обучению письму, и на это требовалось несколько лет, по причине сложности египетской иероглифики. Эти школы, главным образом, посещали мальчики — дети египтян, принадлежавших к высшему классу общества. Дочери фараона также посещали некоторые из этих школ.
В Месопотамии школьная система процветала около 2500 г. до нашей эры, и ее услугами пользовались учащиеся из богатых семей. Некоторые свидетельства говорят о том, что в Египте обучение происходило внутри зданий, в Месопотамии же главным местом учебы был внутренний двор. Учащиеся сидели на тканевой подстилке, расстеленной на земле, и перед каждым из учащихся был небольшой холмик из песка, на котором они практиковали написание букв. Годы учебы требовались на то, чтобы выучить сотни знаков рукописного шумерского и аккадского шрифта. Школы обучали персонал, который будет работать в храмах и молодых людей, которые будут работать при царском дворе, а также военачальниками в армии. Они изучали языки, музыку, гадания, математику, алгебру, астрологию и другие предметы, связанные с благосостоянием страны.
2.
Школы в Израиле:
Образование детей в Израиле, главным образом, возлагалось на родителей. Они были ответственны за преподавание основных религиозных наставлений (например: Втор. 6:4—9,20—25). Профессиональное обучение было ответственностью отца, который обучал своих сыновей своим собственным профессиональным навыкам. Еврейский алфавит состоял только из 22 согласных, и, в связи с этим, было относительно легко преподавать и заучивать написание букв, учиться читать. Этот факт мог говорить в пользу того, что грамотность в Израиле была немного выше, чем в Египте и Месопотамии (ср. Нав. 18:9; Втор. 24:1). Акростих использовался для того, чтобы облегчить запоминание алфавита. Притча о благочестивой, добродетельной жене (Притчи 31:10—21) — это пример акростиха, и содержит описание основных качеств, которыми должна была обладать израильская женщина. Ожидалось, что женщина будет знать, как управлять домом, как заниматься сельским хозяйством, знать искусство ткачества, дизайна, будет знать, как растить детей. Это обучение могло проводиться дома или в школе.
Несколько аргументов подтверждают существование школ в Израиле. Первое подтверждение этому — тот факт, что школы были распространены среди других национальностей Ближнего Востока, делает вероятной мысль о том, что в Израиле также были школы. Вторым аргументом существования школ в древнем Израиле является то, что необходимо было обучать левитов и священников тому, как проводить служебныеритуалы в храме, тому, какие типы жертвоприношений должны быть принеситься (Лев. 1—5), обучать, как видеть разницу между чистым и нечистым (Лев. 15), обучать проведению ритуалов (см. Лев. 16), праздников (Лев. 23), и так далее. В-третьих, молодых людей необходимо было обучать для работы на административных постах и в роли царских советников. Работа на этих местах требовала не только грамотности, но и знания иностранных языков, развития военных стратегий, искусства изготовления оружия и обучения тому, как его использовать и так далее. В-четвертых, была постоянная потребность в писцах, которые обслуживали бы людей, и также работали бы для царя, составляя официальные документы, записывая хроники царства, сохраняя религиозные книги, которые мы находим в Библии. Эти школы удовлетворяли бы религиозные и административные нужды народа и царского двора. Так называемые «школы пророков», скорее всего и служили этим нуждам (ср. 2 Цар. 2:3; 6:1).
3.
Бог как учитель:
В Израиле присутствовало сильное убеждение, что истинным Учителем Израиля был Господь (см. Ис. 2:3). В таком случае, каждый учитель являлся инструментом в руках Божьих, в формировании характера ученика и в развитии знаний и навыков, которые были необходимы, чтобы служить Господу, народу, и царству. Не должны ли мы и дальше продолжать ожидать, что Господь будет учить наших молодых людей через преданных делу, посвященных учителей? Конечно, мы должны ожидать
этого!
Анхел Мануэль Родригес, директор института
библейских исследований при Генеральной конференции
библейских исследований при Генеральной конференции
Похожие новости
Уроки субботней школы на 3 квартал 2016 год - Роль Церкви в жизни общества
Уроки субботней школы на 3 квартал 2016 год - Роль Церкви в жизни общества (с комментариями для
22.06.16
Субботняя школа
Учитель субботней школы (2|2015)
Предлагаем вашему вниманию христианский журнал Учитель Субботней школы № 2. Он посвящён важности и
30.05.15
Журналы » Субботняя школа
Вступительная часть к урокам Субботней школы II квартал 2010 г
Предлагаем вам Вступительную часть к урокам Субботней школы на 2-й квартал 2010 года, которая
02.04.10
Субботняя школа » Здоровье