Регистрация

Александр Серков - Урок 2. Невидимая работа Святого Духа

Александр Серков 6-01-2017, 19:12 1 803 Субботняя школа » Александр Серков
0


Вы наверно уже заметили, что в Священном Писании больше фигурируют две Личности Божества. В Новом Завете особо открыта нам Личность Иисуса Христа со всеми подробностями от самого Его рождения и до смерти, потом мы узнаем Его воскресение и вознесение на небо. Очень подробно описана Его миссионерская деятельность. Христос открыл нам и Личность Отца. Он говорит: «Видевший Меня, видел и Отца… Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по делам» (Ин.14:9-11). Если мы верим Его словам, мы можем верить в то, что знаем о Боге Отце столько же, сколько и о Сыне. Однако с третьей Личностью Божества, Святым Духом, мы не чувствуем такой же связи. В основном мы знаем о Нем, как об обещанном Иисусом Утешителе. Мы помним о Нем, читая о дне Пятидесятницы. Из трех Личностей Божества Дух Святой нам наименее понятен. Недаром весь этот квартал мы и будем изучать удивительные действия этой Личности. Тема этого урока так и называется: «Невидимая работа Святого Духа» или другими словами: «Работа Духа за кулисами». Давайте приступим к рассмотрению этого урока.

Воскресенье. Неуловимость Святого Духа


К удачному сравнению прибегают авторы Писания, описывая действия Духа Святого. Мы читаем:

3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа (Ин.3:3-8).


Возьмем еще один текст Писания из Ветхого Завета:

5 Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете.
9 Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут (Иез.37:5,9).


Вы заметили, действие Духа словно дуновение ветра. Его невозможно поймать, точно так, как ветер неуловим. Он, как и ветер, действует, где хочет. Никто не может контролировать его, никто не может запретить дуть ему. От ветра можно спрятаться только в надежном укрытии. А от Духа? Закрыв наглухо свои сердца от Его влияния. Может поэтому Иисус в беседе с Никодимом использовал символ ветра при описании действия Святого Духа. Никодим пришел к Иисусу ночью. Вы это заметили? А почему не днем? Он чего-то и кого-то боялся. Но не будем его осуждать, как бы на его месте поступили мы? Это чудо, что он вообще пришел. Факт его прихода является подтверждением того, что он открыл сердце для влияния Святого Духа, Который повлиял на него.

Дух Святой неуловим, Он подвижен, поэтому Он и сравнивается с ветром или дыханием. Слово руах, еврейский аналог духа, имеет множество значений. В Ветхом Завете руах также означает «дыхание» или «ветер», и это не совпадение. Характеристики ветра и дыхания отражают способности и свойства Духа. Например, ветер и дыхание – это потоки движущегося воздуха, а воздух просто необходим для жизни; Дух есть источник жизни (Иов.33:4). Так же, как ветер и дыхание не имеют очертаний или формы, но их можно распознать по их действию, так и Дух не имеет точной формы, но узнаем Его по плоду (Гал.5:22-23). Кроме того, ветер и дыхание могут быть разными по силе: Дух существует во множестве образов – от большого и сильного ветра до легкого дуновения. Фактически с упоминанием о Святом Духе мы впервые сталкиваемся в Бытие 1:2, где находим описание Духа, носящегося над водою, покрывающей землю. Еврейский аналог слова «носящийся» создает впечатление чего-то подвижного и похожего на ветер.

Этот образ Святого Духа четко прослеживается и в Новом Завете. Греческое слово «пневма», встречающееся в Новом Завете, также может означать «дух» или «ветер». Во время разговора с Никодимом Иисус ясно передает это: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин.3:8). В день Пятидесятницы перед нами снова предстает образ Духа, подобного ветру. «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились… И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал провещевать» (Деян.2:2,4).

Понедельник. Святой Дух и Творение


Вернемся к тексту Бытие 1:2:

2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.


Помимо значения глагола «носился», которое мы уже разобрали, да и, не говоря уже об образе носящегося ветра, однокоренное слову «руах», мы имеем слово «рахав», которое создает впечатление наседки, высиживающей свои яйца. Подобно и Дух готовится к появлению жизни на нашей планете. И вдохнул жизнь в тело Адама с помощью дыхания. Мы так и читаем: «Создал Господь Бог человека из пыли земной, вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и человек ожил» (Быт.2:7, РБО). В этом стихе для обозначения дыхания используется не «руах», а другое слово. Но передает оно ту же самую идею: Святой Дух, дыхание Бога, Божественный ветер является источником жизни человека. Псалом 103:29-30 подтверждает эту мысль: «Отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаешься; пошлешь дух Твой – созидаются». Без Духа нет жизни, поэтому Святой Дух несет такую же ответственность за творение, как Отец и Сын. Но на этом стих 30 не оканчивается. Далее в нем говорится: «Ты обновляешь лицо земли».

Что вы чувствуете, осознавая, что та же самая сила Святого Духа, создавшая наш мир, доступна нам и сегодня, преобразуя нас по Его образу? Это интересная мысль. Святой Дух играл важную роль при сотворении Земли, и Он выполнял значительную роль на кресте при искуплении всего человечества. В чем была Его роль? Он поддерживал и укреплял Иисуса в течение всей Его земной жизни. Он руководил рождением Младенца, наставлял Его в служении, поддерживал Его, когда Иисус висел на кресте, ожидал Его при воскресении и сопровождал Его при вознесении.

Говоря о нас, мы понимаем, что без служения Святого Духа мы не имеем жизни, мы бессильны, а значит, духовно мертвы. Мы можем иметь «вид благочестия», но в действительности покрыты лишь оболочкой религиозности. Святой Дух вдыхает жизнь от Бога в наши дни, свидетельствует о Христе и превозносит Его в нашей жизни. Иезекииль в 37 главе образно рисует эту картину. Долина сухих костей является отражением сцены Творения в Бытие 1 главе. Здесь у Иезекииля Бог с помощью Духа Своего водит Иезекииля кругом по полю, полному сухих костей. И вот Бог повелевает Иезекиилю произнести пророчество для сухих костей, обещая, что Божий «руах» войдет в них, и они оживут. Когда пророк повторил обетование Божье, кости одна за другой начали собираться вместе. Слова, послужившие началом нового творения, это именно те слова, с которых началось и первое творение, описанное в книге Бытие. И так же, как и в книге Бытие, обновленные тела из Иез.37 были просто телами, пока Бог не вдохнул в них Свое дыхание или ветер. Как только руах вошел в тела, они снова ожили.

Ветер Божий, Дыхание Жизни, руах, пневма может вернуть к жизни и нас так, как Он это сделал с сухими костями. И в Иез.36:26-27 Бог предлагает:

«И Я дам вам новое сердце, новый дух [руах] вложу в вас… Мой дух [руах] Я вложу в вас и сделаю так, чтобы вы жили по Моим заповедям, строго соблюдали Мои предписания и исполняли их» (РБО). Мы можем быть сотворены заново подобно тому, как, по свидетельству Иезекииля, это произошло с сухими костями. И если кто-то спросит: «Могут ли эти кости ожить?» (Иез.37:3, РБО), мы с уверенностью можем ответить: «Да, Дух способен сделать их живыми».

Вторник. Святой Дух и святилище


Прочитаем два текста из Писания:

8 И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их (Исх.25:8).
1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина;
3 и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством,
4 работать из золота, серебра и меди,
5 резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела (Исх.31:1-5).


О чем говорят эти места Священного Писания? В 25 главе Бог говорит, что будет обитать среди строителей святилища. А в 31 главе раскрыто, как Бог пребывал среди них Духом Святым, Который исполнил строителей силой и мудростью для совершения работы. Святой Дух, Тот, Кто призван быть рядом, плетет нить истории, оставляя почти незаметные следы Своего вмешательства. Эти легкие следы видны в скинии – и в самом строении, и в процессе ее строительства. Описывая Помощника (пар`аклитос), Иисус упоминает, что Святой Дух «придя, обличит мир о грехе и о правде, и о суде» (Ин.16:8).

Представьте себе ритуал, проводимый в скинии. Сначала грешник должен пойти в нее, чтобы получить прощение грехов. Обличение в грехах приходит от Святого Духа. Священник входит в Святое, где в каждом предмете видна праведность Божья – в хлебах предложения (Ин.6:35); в жертвеннике курения (Откр.5:8); в светильнике, наполненном маслом (Ин.8:12); в елее помазания (1Цар.16:13). И наконец, во Святом святых на престоле в ожидании суда восседает Бог со Своим законом – десятью заповедями. Таким образом, мы видим аспекты Личности Святого Духа, каким Иисус описывает Его в храме. Святой Дух представлен не только метафорическими или физическими атрибутами храма. Еще Он может действовать через людей.

В Мф.5:14 Иисус говорит: «Вы – свет мира». Любому свету – и свече, и лампе требуется энергия, получаемая из какого-либо источника. Этим источником и является Святой Дух. Чтобы масляная лампа горела, ей нужно масло. Поэтому в притче о десяти девах те из них, кто запасся маслом, символизирующим Святого Духа, смогли прийти на брачный пир. В наше время к маслу можно приравнять электричество. Без электроэнергии ваша лампочка не сможет работать. Иисус призывает нас заботиться о том, чтобы наша лампочка горела всегда. Что необходимо для того, чтобы она всегда горела? Единственный способ достичь этого – постоянно просить Святого Духа наполнять нас. В Исх.31:3 сказано, что Веселиил был исполнен «Духом Божьим», благодаря чему смог овладеть «мастерством во всяком деле» для строительства скинии. Когда мы чего-то не можем достичь, нам следует призывать Святого Духа, пар` аклитос, и Он будет находиться рядом, чтобы «Дух истины наставлял нас (Ин.14:17). Веселиил смог мастерски выполнять свою работу, потому что Святой Дух руководил им, помогая точно создавать то, что Бог желал видеть в скинии. Таким же образом и мы, позволив Святому Духу трудиться в нашей жизни, можем использовать свои таланты, чтобы отражать Божий незапятнанный характер.

Среда. Роль Святого Духа в прославлении Иисуса Христа


Прочитаем два текста Писания:

26 Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин.15:26).
13 Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
14 Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин.16:13-14).


Перед лицом сопротивления истине и злобной неприязни к несущим ее верующих может постигнуть искушение или уйти из мира, или, оставаясь в нем, «не выделяться», хранить молчание. Идеей уйти из мира, изолировать себя от него, вдохновлялось монашество. Но, отделяясь от мира, невозможно активно свидетельствовать ему. Здесь Иисус ободряет учеников, обещая им, что Дух Святой будет действовать в мире.

Поскольку Иисус содействовал на земле делу Отца, а не искал славы Себе, Дух Отца свидетельствует об Иисусе как о Мессии (Он будет свидетельствовать о Мне). И свидетельство Его будет истинным, потому что Он есть Дух истины (16:13). Как Утешитель (точнее - как «Утешитель-Советник»; 14:26; 16:7) Святой Дух представляет миру Божию истину.

Дух истины от Отца исходит (сравните 14:26), т. е. Он послан Отцом так же, как Иисус был послан Им. Но таинственная работа Духа совершается в сотрудничестве с Церковью. Первым же свидетельствовать миру о фактах, которые им стали известны, Христос поручил апостолам: и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною. Через них первых и действовал Дух Святой. Когда апостолы говорили, Дух убеждал слушавших в их правоте, и люди начинали веровать во спасение. Миру необходимо, чтобы в каждом поколении действовало это спасительное для него «сочетание»: человеческое повиновение вкупе с Божиим повелением и свидетельством Святого Духа.

В то время ученики были просто не в состоянии воспринимать новые духовные откровения. Их сердца все еще были «ожесточены», а разум - занят мечтами о земном царстве, в котором каждый из них хотел занять «особое» положение; еще и поэтому не видели они никакой «необходимости» в смерти Иисуса.

Печаль при мысли о том, что Он должен оставить их, горестное недоумение от слов Христа, что один из них - предатель, наконец, нерадостные Его предсказания относительно их собственного будущего, - все это не располагало учеников к восприятию духовных истин. Прекрасно сознавая это, Иисус говорит, что когда, после Его отшествия, придет Он, Дух истины, то наставит их относительно смысла и цели служения их Учителя.

Дух Святой, поясняет Иисус, не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит от Отца. В этом и последующих стихах внимание вновь сосредоточивается на взаимодействии трех Лиц Божества. Отец будет говорить Духу, чему и как учить апостолов о Сыне.

Кроме того, Святой Дух возвестит им будущее. Эта фраза как бы служит «ключом» к обещанию: …наставит вас на всякую истину. То есть Иисус обещал апостолам, что их частичное понимание Личности Его и деятельности как Мессии будет пополняться Духом Святым, Который даст им способность проникновения в глубины таких духовных тайн, как Крест и Воскресение, и возвращение Иисуса Христа на землю в будущем (1Кор. 2:10). В новозаветных книгах осуществилось это обещание о наставлении Духом. Святой Дух направляет нас к истине Иисуса; благодаря Святому Духу мы можем прославлять Христа.

Святой Дух прославляет Иисуса и продолжает Его служение. Но вопрос следует поставить так: «Как мы можем сегодня возвеличить Иисуса в своей жизни с помощью Духа Святого? Вот что можно предпринять:

Попросить Святого Духа пребывать в нашей жизни. Прежде чем приступить к прославлению Иисуса, мы должны помолиться и попросить Бога наполнить наши сердца Святым Духом. Дух Святой очищает и освящает нас. Чтобы мы могли прославить Иисуса, Святой Дух сначала должен очистить наши сердца.

Смирить себя. Святой Дух говорит «не о Себе», Он ведет нас к истине, возвеличивая Иисуса. Мы сможем научиться у Духа Святого смирению, оценивая свои мотивы, чтобы убедиться, что наши действия прославляют не нас самих, а Иисуса. Также Святой Дух отвращает нас от плотских желаний и помогает жить, как справедливо требует закон.
«Кто живет согласно своей плотской природе, живет устремлениями этой природы; кто живет согласно Духу – устремлениями Духа» (Рим.8:5, РБО).


Приготовиться. Исполнившись Святым Духом, мы должны быть готовы к тому, что приготовил для нас Бог. Дух Святой дарует нам плод Духа (Гал.5:22-23) и таланты, которые мы можем использовать для служения Богу. С помощью Святого Духа мы можем прославить Бога своими дарами и продолжить совершать работу, которую Он поручил нам.

Четверг. Святой Дух и моя жизнь


Когда мы отвечаем на побуждения Святого Духа и позволяем Ему полностью руководить нашей жизнью, мы прославляем Иисуса во всех наших поступках и являем плод Духа в нашей повседневной жизни при общении с другими людьми. Видите, это одна из функций прославления Духом Святым Иисуса, задействовать нас людей, возродив нас к новой жизни, и тогда наша жизнь прославляет как Отца, так и Сына. Вот так незаметное, закулисное служение Святого Духа свидетельствует об Иисусе. Он возвеличивает Отца и Сын, а Сам остается в тени.

К чему приводит эта закулисная, теневая деятельность в церкви, среди членов церкви, да и среди богословов? Мы люди, пронизанные неправильным пониманием взаимосвязи между «посылателем» и «посылаемыми», не можем понять дух Неба в вопросе подчиненности, и мы начинаем, смотря на то, Кто Кого посылает на служение, рисовать картину: кто-то из трех Личностей Божества больше, а кто-то меньше, а кого-то мы не можем представить в каком-то реальном образе, и начинаем Его (в данном случае Духа Святого) ставить ни во что, в какое-то веяние или силу Бога, но никак не самостоятельную Личность. Это все происходит потому, что наше понимание далеко от настоящего понимания субординации и подчиненности в духе Неба. Христос пытался объяснить ученикам эту проблему, но ни они, ни мы порой недопонимаем ее, не смотря на наш солидный богословский багаж.

Вопрос о Духе Святом среди основателей адвентистской церкви был одним из самых спорных. Многие из пионеров адвентизма не могли прийти к соглашению даже о том, существует ли Святой Дух, не говоря уже о Его роли как Божества. Это не удивительно, потому что деятельность Святого Духа редко афишируется. Иисуса и Отца часто возвеличивают, а Дух остается в тени. Он трудится больше в человеческих сердцах, а не на полях сражений или в диких горах. Его присутствие незаметно для глаз.

Учитывая такой стиль деятельности Духа, мы на своем христианском пути можем легко задаться вопросом: «И чем же в таком случае занимается Святой Дух? Какое влияние Он оказывает на мою жизнь? Как мне узнать, что Он совершает какую-то работу?» Будучи честны сами с собой, мы можем даже спросить: «Почему нам важно знать о Святом Духе? Какое это имеет значение?» По всей видимости, эта загадочность, эта неуловимость Духа Святого в действительности полезна для нас. Возможно, скачала это трудно понять, потому что мы всегда хотим полностью осознавать, что происходит в нашей жизни, как и почему с нами что-то случается. Это дает нам чувство защищенности и контроля над ситуацией. Так что, эта таинственность нам все же нужна.

Только Господь знает, что в сердце человека. Дух Святой знает наши сердца даже может лучше, чем мы их знаем. Молясь о проблемах в жизни других христиан, о близком нам человеке, потерявшем веру, или о том, за кого мы чувствуем побуждение молиться, потому что в его жизни не видна работа Божья, мы все еще можем доверять Богу, не терять надежды и оставаться мужественными. Труд, который совершает Святой Дух, не заметен глазу. Его работа не всегда видна, ее не всегда замечают. Его труд не всегда дает мгновенные результаты. Бог таинственным образом совершает в нас и в других людях Свою работу по мере того, как Святой Дух изменяет наши сердца, чтобы мы становились все больше похожими на Него. Как сказал Иисус, «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин.3:8).

Заключение


Задумывались ли вы когда-нибудь о том, насколько необходим Святой Дух для нашей духовной жизни? Он – Тот, Кто доносит до наших сердец истину Евангелия, Кто призывает нас к вере, убеждает нас в нашей собственной греховности и любви Божьей, Кто приведет нас к окончательной победе, когда при Втором пришествии мы встретим Иисуса, грядущего на облаках. Все духовные благословения Божьи мы получаем при содействии Святого Духа. Именно Он является связывающим звеном между нами и Богом. Он – «Христос в нас, Он – наша надежда на грядущую славу» (Кол.1:27, РБО). Он – обещанный Христом дар каждому верующему человеку.

telegram

Похожие новости

Личность Святого Духа - субботняя школа

Центр духовного просвещения, субботняя школа урок №4, «Личность Святого Духа» (28 января 2017)

27.01.17 Субботняя школа
Говорила ли Эллен Уайт в своих трудах о том, что Святой Дух — личность или это внесено в ее труды позже?

«Говоря ученикам о служении Святого Духа, Иисус стремился вселить в них радость и надежду, которые

07.01.17 Разное
Виталий Олийник - Наш любящий небесный Отец

Центр духовного просвещения, Библейская школа, Урок №1, «Наш любящий небесный Отец» (5 июля 2014)

03.07.14 Субботняя школа

Оставьте свой комментарий к статье:

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent


2009-2024 jesuslove.ru Все права принадлежат Иисусу Христу!
Закрыть