Александр Серков - Урок 3 . Божественность Святого Духа
Александр Серков 14-01-2017, 04:34 2 169 Субботняя школа » Александр Серков
0
Этот урок, да и 4 урок тоже, я бы сказал, самые ключевые в этом квартале. Все упирается именно в этот аспект: Дух Святой – Личность Божества или это какое-то влияние? Святой Дух – это трансформированный Христос или это самостоятельная Личность? Мы имеем хороший ключевой эпиграфический текст к этому уроку, в котором ап. Павел в своем приветствии упоминает все три личности Божества:
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13:13).
Вот здесь упомянуты открытым текстом, без всяких символов или иносказаний три Личности Божества, Каждая из Которых имеет Свою функцию в плане спасения. Давайте теперь подойдем к этому богословскому вопросу более основательно и серьезно.
Урок - 3 (часть1)
I Божественные свойства Святого Духа
Сегодня очень остро стоит вопрос о тринитаризме в дебатах не только с представителями других деноминаций, но и в среде адвентистов. Несмотря на то, что все приходят в церковь, отвечая положительно на все доктринальные вопросы, все же некоторые подвергаются воздействию ложного антитринитарного учения, уже находясь в церкви. Давайте подойдем к этому вопросу с разных сторон: и с исторической точки зрения, и как понимали пионеры адвентизма этот вопрос; а самое главное – как Библия освещает данную проблему.
Не удивительно, что учение, похожее на арианство, дает о себе знать и в наше время. Во все времена появлялись люди, которые противостояли Божьей истине. Это было и учение ариан; и учение манихеев (смесь христианства и гностицизма). Последние утверждали, что Святой Дух – это эманация Отца. И учение модалистов; его приверженцы утверждали, что Святой Дух – не отдельное от Бога и Сына лицо, а лишь сила или проявление Божественного Логоса; и учение эбионитов-гностиков (смешение христианства, иудаизма и греческой философии), приверженцы этого учения говорили о Духе, как об инструменте Отца; и учение пневматомахов, его приверженцы также не причисляли Духа Святого к личностям Божества.
Наряду с этими учениями в их доктринальных воззрениях присутствовали целые наборы небиблейских, полухристианских, полуязыческих концепций. Все эти движения, инициированные дьяволом, пытались расшатать церковь на протяжении первых 3-4 веков, когда она еще боролась и держалась истины. Сегодня, перед закрытием двери благодати, это же ложное учение активируется и начинается просеивание в Церкви Божией.
Эллен Уайт неоднократно предупреждала:
«Самый последний обман сатаны будет направлен на то, чтобы обезоружить свидетельство Божьего Духа. Сатана будет проявлять максимальную изобретательность, чтобы подорвать доверие» (Избранные вести т. 2 с.78).
Те, кто попал под влияние антитринитарных верований – это, как правило, очень ревностные люди, замечающие всякую неискренность. Они готовы многое сделать ради Бога. Большинство из них – любят Его. Но их слабость заключается порой в их сильных сторонах. Их беда – это узость мышления, склонность к индивидуализму, фанатизму и ощущению себя мучениками. Таковые с легкостью поддаются замаскированному обману, имеющему вид Божьей реформы. Они пытаются разобраться самостоятельно с яркими аргументами новых веяний, совпадающими с их настроением. А если уж им попали в руки печатные издания, критикующие церковь, ее руководителей, это как бальзам для души, мол, не я один так думаю. Постепенно, даже позитивная критика перерастает в нечто большее, и человек начинает сомневаться в истинности Церкви. А дальше – часто все идет по одному и тому же сценарию: высказываются мысли вслух, суть которых сводится к тому, что церкви слабые, трехангельскую весть не возвещают, ее члены – мирские, и что удивительно, начинают уже говорить не «мы», не «наша церковь», а все чаще и чаще слышишь: «они», «у них». И если кто-то скажет им, что они не правы, что они ошибаются, таковые начинают чувствовать себя отверженными пророками, страдальцами за «истину». И чем дальше в лес – тем больше дров. Человек оказывается вне церкви, вне членства. Но он убежден, что истина и Бог с ним. И жизнь теперь посвящается борьбе с заблуждениями, с родной некогда церковью. Точно по такому сценарию разыгрывалось восстание на небе.
А что произошло на самом деле? На самом деле человек был просеян. Это серьезный вопрос. Попросту говоря, невидимый фронт зла одержал победу и завладел еще одной душой. Я не собираюсь быть судьей. Не хочу делить церковь на овец и козлов. Не собираюсь выявлять, кто именно плевел, а кто пшеница. Это прерогатива Бога. Предоставив все аргументы, мы можем только молиться, чтобы Бог Сам вмешался и остановил это ложное движение. Я уверен, - многие искренние души опомнятся и присоединятся к церкви, у которой 28 Библейских доктрин, и примет их все.
Я хочу показать вам, что Эллен Уайт никогда не одобряла антитринитарной позиции, и ее высказывания не носили арианский характер, хотя в самые первые годы становления Церкви она эту тему просто умалчивала. Но потом она заговорила об этом, что для многих показалось действительно весьма революционным. Как следствие, Церковь при ее содействии встала на путь принятия учения о Триедином Боге. Действительно, на раннем этапе развития Церкви доктрина о Триединстве Божества не принималась однозначно. До полного принятия этого учения Церковь прошла через нелегкий путь переосмысления этого непростого для понимания вопроса. На основании ряда публикаций можно считать, что с 1844 до 1888 года большинство адвентистских пионеров не принимали доктрину о Троице, поскольку они считали ее непоследовательной, небиблейской, противоречащей здравому смыслу, папской или просто нехристианской.
Говоря о том, были ли адвентистские пионеры антитринитаристами (унитаристами), по крайней мере, необходимо отметить, что их убеждения были основаны на определенных гипотезах:
1) Бог един и не может разделиться на отдельные личности.
2) Было время, когда Иисус Христос не существовал.
3) Христос получил Свою власть и силу от Бога и поэтому был Ему подчинен.
4) Дух Святой не является третьей Личностью Божества, а только силой или влиянием Бога, или Христа.
Вот в этот ранний период от Церкви АСД откололся Чарльз Рассел и основал новое движение «Сторожевая башня», которое потом было переименовано в «Свидетели Иеговы». И вот с этим наследием пионеров Адвентизма СИ и остались в понимании природы Божества.
В чем была их ошибка? Ошибка адвентистских пионеров состояла в том, что они пытались постичь Бога на рациональном уровне. А ведь Бог человеческим разумом непостижим. Мы ровно настолько можем постичь Бога, насколько Он нам открылся в Им созданной природе и в Священном Писании. В понимании теологии Божества им мешал буквалистский подход к Библии, вот почему учение о триедином Боге не имело для них никакого здравого смысла. Также следует отметить, что в эпоху зарождения адвентистского движения были весьма популярны арианские взгляды на Бога, и многие адвентисты были подвержены этому влиянию. К сожалению, потребовались годы, прежде чем церковь пришла к библейскому пониманию триединого Бога. На протяжении многих лет влиятельные адвентистские пионеры, такие как Иосиф Бейтс, Урия Смит, Джеймс Уайт и другие придерживались антитринитарной позиции.
Что послужило причиной такого разрозненного понимания природы Божества пионерами Адвентизма? Следует не забывать, что в новое движение они пришли из различных протестантских деноминаций. Присоединившись к Адвентистской Церкви, они не могли сразу отказаться от всех своих прежних взглядов. Будучи утверждены в своих представлениях о природе Бога, они привнесли их в учение развивавшегося движения.
В своей книге «Движение, предначертанное Богом» Л. Фрум приводит имена адвентистских пионеров, указывая их прежнюю религиозную принадлежность. До своего прихода в адвентистское движение ее пионеры состояли в различных протестантских деноминациях:
Баптисты – 9 человек, включая Уильяма Миллера.
Методисты – 11 человек, включая И. Литча и Елену Гармон.
Пресвитериане-конгрегационалисты – 2.
Конгрегационалисты – 3.
Христианский союз – 5, включая Джосефа Бэйтса и Джеймса Уайта.
Епископалы – 1.
Протестанты-методисты – 1.
Христиане – 2 и другие.
Таким образом, вышедшие из различных деноминаций адвентистские пионеры принесли в учение нового движения свои прежние взгляды. Помимо других истин, они не полностью понимали учение о сущности Божества в трех Личностях. И эта истина для них была великой тайной. Понадобилось много лет, пока Церковь пришла к полному пониманию этого учения, благодаря откровениям вестницы Божьей Эллен Уайт.
Что мешало ускоренному принятию трех Личностей Божества? Неправильное, искаженное представление о триединстве. С одной стороны, они не могли представить себе Бога в трех лицах, это что-то вроде языческого трехликого бога Януса. С другой стороны, они не могли представить трех Богов. Сегодня нас многие обвиняют в том и в другом, до конца, не зная истинное наше Библейское понятие о триединстве Бога. Бог не Один, Он – Един. И в то же время не три Бога, а Один Бог в трех Личностях.
Да, адвентистским пионерам тяжело было принять и тот факт, что Дух Святой является третьей Личностью Божества. Им тяжело было понять ряд библейских текстов, поскольку они толковали их буквально. Они считали, что поскольку Священное Писание описывает различные особенности и функции Духа Святого, такие как «излиться на всякую плоть», «излиться в сердце», «наполнить дом», «вдунул в них», - то это не позволяет Ему (Духу Святому) быть Личностью. В понимании Урии Смита Дух Святой не принимал бы в Писании различные формы (голубя, огненных языков или «семи Духов»), если бы Он был Личностью. Он также утверждал, что поскольку Дух Святой назван то Божьим, то Христовым Духом, Он не может быть личностью. Урия Смит еще писал:
«Есть много выражений относительно Духа Святого, которые показывают, что Его нельзя считать Личностью» (Урия Смит, Ревью энд Геральд 23 март,1897).
Он писал также: «Но уважая этот Дух, Библия использует выражения, которые не могут гармонично сочетаться с идеей о том, что Он является Личностью как Отец и Сын» (Урия Смит, Ревью энд Геральд 14 нояб. 1854).
Вот почему так много охотников сегодня на труды Урия Смита. Их желание – опереться на эти труды, как путник на свой посох. Но эти пионеры заблуждались и потребовалось немало времени для того, чтобы прийти к правильному пониманию различных аспектов учения о сущности Божества. И здесь нужно помнить о роли Эллен Уайт, которая оказала значимое влияние в понимании этих сложных вопросов. И те, которые сегодня отвергают ее, именно они попадают в арианскую или полуарианскую ловушку.
Адвентистские пионеры, пришедшие в Адвентистское движение, должны были сформулировать учение нового движения. На протяжении 1848-1850 гг. проходили, так называемые, субботние конференции, на которых и происходило доктринальное становление нового движения. Следует отметить, что на этих конференциях изучались отличительные доктрины Адвентистского движения. Они должны были определиться, какие доктрины их отличали от других протестантских деноминаций и обусловили зарождение нового движения. Среди этих отличительных доктрин были такие как: учение о служении Иисуса Христа в небесном святилище, роль закона Божьего, важность субботнего дня, видимое и личное Второе пришествие Христа, тысячелетнее царство, имеющее место после Второго пришествия Христа, бессознательное состояние мертвых. Стоит здесь отметить, что в период доктринального становления, когда рассматривались отличительные доктрины Адвентистского движения, доктрина о сущности Бога не рассматривалась, так как она не отличала новое движение от традиционного понимания учения о Троице в большинстве протестантских церквей.
Роль Эллен Уайт в субботних конференциях велика. Она писала, что наш народ не знает о том, как пионеры Церкви прилежно исследовали Священное Писание на субботних конференциях. Они искали истину, словно сокрытое сокровище. До поздней ночи, а иногда и всю ночь они проводили в молитве и исследовании истины. Эллен Уайт говорила, что, когда они во время исследований приходили в ситуацию, когда они больше не могли понимать некоторые библейские тексты, Дух Божий сходил на нее, и она получала пояснение текстов посредством посылаемых ей видений от Бога.
Как раз в это время зарождения нового Адвентистского движения, когда неадекватные взгляды о Боге угрожали прочно укорениться в учение церкви АСД, стала неоценимой роль Эллен Уайт. Благодаря открытиям, которые Бог посылал ей, Церковь пришла к пониманию этого учения. Ее высказывания были как раз ответом на все ошибочные понимания Адвентистских пионеров. Там, где они неверно понимали Библейские тексты, она привела их к правильному пониманию Священного Писания.
II Личность Святого Духа
Приведу некоторые выдержки их трудов Духа пророческого через Эллен Уайт:
«Сила Божья в третьей Личности. Князя сил зла может укротить только сила Божья в третьей Личности Божества, то есть Святом Духе» (1897 г., Особые Свидетельства Серия А, №10, с.36 Евангелизм, с.617).
«Греху можно сопротивляться и противостоять только благодаря могущественному влиянию Третьей Личности Божества, Духу Святому, Который проявляет Себя не в видоизмененной энергии, но во всей полноте Божественной силы, очищающей сердце. Дух делает действенным все, что совершил Искупитель мира. Посредством Духа верующий становится причастником Божеского естества» (1898 г., Желание Веков, с. 671).
«Святой Дух есть Личность, иначе Он не мог бы свидетельствовать духу нашему и вместе с нашим духом, что мы – дети Божии. Святой Дух должен быть именно Божественной Личностью, иначе Он не мог бы знать тайны, скрытые в разуме Бога. "Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия”» (Рукопись 20, 1906)
. «Необходимо осознать, что Святой Дух, являющийся такой же Личностью, как и Бог, проходит по нашей земле» (Рукопись 66, 1899. Из беседы с учащимися Авондэйлской школы).
«Святой Дух является самосущей Личностью, ибо Он несет свидетельства вместе с нашим духом о том, что мы являемся детьми Божьими» (Евангелизм, с. 616)
. «Нам вовсе не обязательно давать точное определение Святому Духу. Христос говорит, что Дух – это Утешитель, “Дух истины, Который от Отца исходит”. О Святом Духе ясно сказано, что, когда Он будет направлять людей на всякую истину, Он “не от Себя говорить будет” (Ин.15:26; 16:13). Природа Святого Духа остается тайной, которую мы не способны постичь, потому что Господь не открыл ее нам. Люди, обладающие богатым воображением, могут подыскивать тексты Священного Писания, придумывая свои толкования, однако это не укрепит Церковь. Тайны эти слишком глубоки для человеческого понимания и молчание здесь – золото» (Деяния апостолов, 51-52).
Мы видим, как очень осторожно Эллен Уайт говорит о природе Святого Духа. И хотя она ясно называет Дух Святой третьей Личностью Божества, все же Его природу она считает великой тайной. И мы должны заметить, обращая внимание на год публикации этих мыслей, это конец 19 и начало 20 веков.
«Утешитель, Которого Христос обещал послать после Его вознесения на небеса, является Духом во всей полноте Божества, являющим силу Божественной благодати каждому, кто принял Христа и уверовал в Него как в личного Спасителя» (Особые Свидетельства, серия Б, №7, с. 63).
«Святой Дух является самосущей Личностью, ибо Он несет свидетельства вместе с нашим духом о том, что мы являемся детьми Божьими. Когда это свидетельство явлено, Он несет вместе с ним Свое Собственное свидетельство. В такие моменты мы веруем и знаем, что являемся истинными детьми Божьими…
Святой Дух есть Личность, иначе Он не мог бы свидетельствовать духу нашему и вместе с нашим духом, что мы – дети Божии. Святой Дух должен быть именно Божественной Личностью, иначе Он не мог бы знать тайны, сокрытые в разуме Бога. ”Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия”» (Рукопись 20, 1906) 6)
.Святой Дух есть Личность, иначе Он не мог бы свидетельствовать духу нашему и вместе с нашим духом, что мы – дети Божии. Святой Дух должен быть именно Божественной Личностью, иначе Он не мог бы знать тайны, сокрытые в разуме Бога. ”Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия”» (Рукопись 20, 1906) 6)
«Христос объяснил: приписывая деяния Святого Духа сатане, они лишают себя источника благословения. Те, кто выступал против Самого Иисуса, не понимая Его Божественной природы, могут получить прощение, потому что под воздействием Святого Духа способны увидеть свою ошибку и покаяться. Каким бы ни был грех, но, если душа кается и верует, вина смывается кровью Христа. Тот, кто отвергает Святого Духа, оказывается в таком состоянии, когда уже не может покаяться и уверовать. Именно через Духа Бог проникает в сердце человека, но если кто-то добровольно отвергает Дух, утверждая, что он исходит от сатаны, то тем самым лишает себя возможности общения с Господом. Когда Дух окончательно отвергнут человеком, Бог больше ничего не может сделать для него» (Желание веков, с. 322).
Подумайте, не происходит ли нечто подобное и в наше время, когда отвергающие Духа Святого как Личность утверждают, что если мы называем Дух Святой Богом, то поклоняемся сатане. Я заметил еще нечто: отвергающие Эллен Уайт, как правило начинают отвергать Святого Духа, Который руководил вестницей. Но на этом они не останавливаются, проходит не продолжительное время, и они начинают отвергать Божественную природу Христа, так как функция Святого Духа наставить на истину и возвеличить Христа.
«Князя сил зла может укротить только сила Божья в третьей Личности Божества, то есть Святом Духе» (Особые свидетельства, серия А, №10, с. 37).
III Божество являет Себя в трех Личностях
Приведу здесь также некоторые выдержки:
«Вечные Небесные Личности Трио (Троицы) – Бог, Христос и Святой Дух, вооружив их (апостолов) неземной энергией… помогали им в работе и в обличении мира в грехе» (1901 г., Рукопись 145).
«Утешитель, Которого Христос обещал послать после Его вознесения на небеса, является Духом во всей полноте Божества, являющим силу Божественной благодати каждому, кто принял Христа и уверовал в Него как в личного своего Спасителя. Вот – три живые Личности Небесной Троицы. Именем этих трех великих сил – Отца, Сына и Святого Духа – каждый, принимающий Христа живой верой, крестится, и эти силы будут помогать покорным подданным Небесной обители в их усилиях жить новой жизнью во Христе» (Рукопись 212, 1906 г., Особые свидетельства, серия Б, №7, с. 62,63).
«Мы должны сотрудничать с тремя высочайшими силами Небесными – с Отцом, Сыном и Святым Духом; и эти Силы будут действовать через нас, делая нас соработниками с Богом» (1905 г., Особые свидетельства, серия Б, №7, с. 51, Евангелизм, с. 617).
Давайте возьмем свидетельства других источников:
В наше время сохранились исторические свидетельства того, что адвентисты до 1931 года уже верили в Троицу. Почему именно до 1931 года? Наши оппоненты заявляют, что именно в этом году адвентисты приняли «католическую Троицу». Так, в книге «Великое Адвентистское движение и Адвентисты Седьмого Дня в России» (издана в 1929 г. в Киеве) Г. И. Лебсак – один из руководителей церкви в России - писал следующее:
«Дух Святой, третье лицо Божества, во имя Которого, как во имя Отца и Сына нужно совершать крещение, многократно открывался как в апостольской общине, и во все время христианской церкви, так и в адвентистском движении. Он тысячи обличал во грехе, о правде и о суде (Ин.16:18), так что они, как чада Божии, были омыты кровью Христа и присоединены к народу Божьему».
Эллен Уайт пользовалась разумным методом по отношении к молодой, только что сплотившейся из разных деноминаций церкви. Она была мудрой и осторожной. Так произошло и во время тринитарных дебатов на раннем этапе развития Церкви АСД. Проанализировав все высказывания Эллен Уайт, нельзя не заметить ее последовательности в них. Ее высказывания не были случайными или хаотичными. Они были ответом на нужду и положение соответствующего времени или этапа. Давайте обратимся к ним:
1846 – упоминает о существовании 2-х Личностей – две Личности: Бог и Сын.
1850 – конкретно говорит о том, что Отец и Сын – это две отдельные Личности.
1869 – говорит о Божественности Христа: «Христос равен Богу».
1878 – говорит о предвечном существовании Христа: «Христос – вечный Сын Божий».
1887 - говорит о тайне воплощения Христа: «Вечное Слово согласилось стать плотью. Бог стал человеком».
1898 – говорит о третьей Личности Божества, о Духе Святом.
1901 – говорит о Троице: «Вечные Небесные Личности Троицы – Бог, Христос и Святой Дух».
Развивающейся молодой церкви АСД Бог также не сразу послал весь свет. Эта постепенность открывания света после средневековья идет еще от дней Лютера. Если бы через Свою вестницу Бог открыл Церкви сразу весь свет, она не смогла бы выдержать весь натиск для нее новой доктрины и сразу же рассыпалась бы. Для восстановления всех доктрин ей понадобились 70 лет, в течение которых Бог чудесным образом через Свою вестницу выводил церковь из средневековой тьмы. Руководимая Святым Духом, вестница Господня открывала свет по мере необходимости, по мере роста, развития Церкви.
Прошу прощение, тема настолько обширная, не хочу ее вставлять в один урок. Мы этот третий урок продолжим во второй части.
Урок - 3 (часть2)
Мы продолжаем третий урок о Божественности Святого Духа. В этой части урока рассмотрим:
Свидетельство Библии
Взаимодействие трех Личностей Божества
IV Свидетельство Библии
Поговорим о некоторых текстах Священного Писания:
«Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.
Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:13-15).
Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.
Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:13-15).
Какова функция Святого Духа, согласно этому тексту? Наставить на истину. А если Его отвергать, как Божественную Личность, кто будет наставлять на истину? Эту функцию выполняет Дух Святой. Что еще Он делает? Он прославляет Христа. Вы видели когда-нибудь, чтобы отвергающие Святого Духа, как Личность Божества, возвеличивали Христа? Нет. В большинстве своем они Его унижают до уровня человека. Почему? Да потому что отвергли Того, Кто возвеличивает Христа. И чей дух в них действует тогда, который унижает Христа? А вы почитайте в книге «Патриархи и пророки» самую первую главу. Прочитайте ее всю, и вы там найдете ответ.
Нас обвиняют в том, что мы применяем термин «Троица», которого в Библии нет. Да, естественно, самого слова «Троица» в Библии нет. Это подчеркнутое выражение в отличие от слова Бог. Этот теологический термин «Троица» стали применять в 4 веке после Никейского собора специально в пику тем, кто отрицал Троичность Бога, в частности, таким, как Арий и его последователям.
Возьмем следующий текст. Это 1Иоана 5:6-8.
В синодальном переводе этот текст сильно искажен. Давайте возьмем перевод Кулакова (ИПБ):
«Вот Кто пришел водой 'крещения' и кровью 'распятия' - Иисус Христос; не одной лишь водой 'пришел', но водою и кровью; Дух 'тому' свидетель, а Дух ведь 'сама' истина.
Итак, три есть свидетеля:
Дух, вода и кровь и 'в свидетельстве своем' эти три едины».
Итак, три есть свидетеля:
Дух, вода и кровь и 'в свидетельстве своем' эти три едины».
Да, именно в оригинале нет некоторых слов, которые мы читаем в Синодальной Библии. Я копирую текст оригинала, в котором мы увидим, что некоторые слова стоят в квадратных скобках. Это говорит о том, что в древних рукописях этих слов нет.
Теперь давайте разберемся в том, что именно хотел сказать этим отрывком Иоанн. Возьмем текст выше, так как оттуда начинается контекст:
«Не тот ли побеждает мир, кто верит, что Иисус - Сын Божий»? (1Ин 5:5 ИПБ).
Видно целью Иоанна было, чтобы читатели поверили в Иисуса. Поэтому он и приводит свидетельства. Вообще, в те времена очень большую роль играли свидетели. Если есть два-три свидетеля, считай, что дело сделано. Иоанн приводит здесь три свидетельства: Дух, вода и кровь. Начнем с воды. На что может указывать свидетельство воды? На то, что при водном крещении Иисуса Сам Бог Отец дал глас с небес. Это есть первое свидетельство.
На что указывает свидетельство крови? На свидетельство Иисуса, когда Он был распят. Помните, фарисеи, искушая Иисуса, просили дать им свидетельство (знамение), что Он есть Тот, за Кого Себя выдает. Что ответил Иисус на это?
«Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был в чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:39-40).
Когда исполнилось это свидетельство? Оно исполнилось, когда Иисус пострадал и пролил Свою кровь на Голгофе. Таким образом, свидетельство Воды и Крови – это есть образные свидетельства Бога Отца и Его Сына. Иисус подтвердил еще раньше это словами, что Он и Его Отец – двое Свидетелей: «Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня» (Ин.8:18).
Но уже в своем первом послании тот же Иоанн говорит, что имеется третий Свидетель! Кто это? Дух Святой, Который присутствовал при крещении и нисходил на Иисуса. Иоанн так и пишет: «Дух (тому) Свидетель», или «Дух есть Свидетель». И далее: «Поэтому три есть свидетеля…и трое есть одно (свидетельство)».
Прочтите теперь последующие стихи, где он говорит, что тройное свидетельство – это свидетельство не каких-то там безликих сил, а Самого Бога:
«Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие – больше, ибо это есть свидетельство Божие…» (1Ин.5:9).
Какой сделаем вывод? Тройное свидетельство – это одно сильное свидетельство Бога Отца, Сына и Святого Духа в том, что Иисус – наш Спаситель. Именно этого хотел добиться Иоанн своим посланием, - зарождению у читателей веры в Спасителя Иисуса Христа. В Синодальном переводе конкретизировали и добавили то, чего в оригинале нет, но по сути, «Дух, вода и кровь» это и подразумевают, что в синодальном переводе добавлено.
Вот как это свидетельство раскрыто в Евангелие от Матфея. Здесь единство Божества обусловлено фактом присутствия Троицы во время крещения Иисуса. Обратите внимание на Мф. 3:16 и 17: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
По-настоящему знаменательно в этом событии то, что в начале общественного служения Христа присутствуют все три представителя Небесной Троицы. Только что крещеный Иисус стоит на берегу Иордана, Дух сходит на Него в виде голубя, а Отец с небес прилюдно произносит слова Божественного одобрения и признания. Эта сцена ярко изображает единство замысла, преследуемого Божеством. Более того, она ясно вводит разграничение между Божественными Личностями. Матфей представляет Сына и Духа не просто другими проявлениями или персонификациями Отца, но отдельными Личностями, находящимися во взаимодействии с Отцом. В то же время Они являют единство замысла и характера во всем, делая акцент на спасительной миссии Сына.
Возьмем еще один важный текст:
«Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов. Свидетели Ему в сем мы и Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему» (Деян.5:30-32).
Обратите внимание на то, как назван здесь Дух Святой? Наряду с верующими, Дух назван Свидетелем. В тексте 1Иоана 5:6, который мы приводили самым первым, мы также заметили, что Дух – Свидетель. Что подразумеваем мы вообще под термином «свидетель»? Это очевидец событий, сторонний наблюдатель, живая Личность. В отношении же событий распятия и воскресения Христа, этим Свидетелем был Дух Святой - Живая Личность.
V Взаимодействие трех Личностей Божества
Давайте проследим, каковы взаимодействия Личностей Бога в Новом Завете.
«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин.14:16-17).
«Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель сотворим» (Ин.14:23).
Здесь мы видим, Иисус обещал, что посредством Святого Духа, другого Утешителя, Они с Отцом будут находиться в сердцах верующих. Иисус вовсе не заявлял, что Он придет буквально или в другой форме. Иисус говорил о Духе, Который, хоть и является частью их Самих – но все же обладает и собственным мышлением и независимой, но находящейся в полном согласии с Богом, собственной волей. Более того, у Духа Святого Своя часть очень важного служения.
Возьмем такой текст Писания:
«Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим. 8:26-27).
Несмотря на то, что Иисус назван нашим Ходатаем, всё же, «воздыханиями неизреченными» ходатайствует за нас именно Дух Святой, а не Христос. Почему? Все очень просто. Ходатайство Духа Святого и Иисуса Христа – служения различного характера. Иисус – это наш Ходатай как Первосвященник. Его служение проявляется в защите грешников на суде. То есть, Иисус – это единственный Посредник между Богом и людьми, занимающийся служением оправдания грешников (см.1Тим.2:5). Служение Духа заключается в том, что Он представляет наши молитвы Богу Отцу, во имя Христа, «воздыханиями неизреченными».
Такому пониманию есть основание в Ветхом Завете. В земном святилище, наряду с ковчегом Завета, на крышку которого кропилась кровь жертвы за грех, перед завесой стоял жертвенник курений, где воскурялся фимиам, символизирующий молитвы. В Библии об этом сказано:
«На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им; это – всегдашнее курение пред Господом в роды ваши» (Исх. 30:7-8).
Заметьте, это было особое ежедневное ходатайственное служение. И в то время, когда оно совершалось, зажигались лампады, то есть светильники. Светильник горел благодаря маслу, а масло – всегда являлось символом Святого Духа. Само курение – невозможно было осуществить без огня, который также является символом Святого Духа.
Ежедневное ходатайственное служение, символизирующее служение Духа, отличалось от служения Первосвященника, который входил однажды в год во Святое святых с кровью жертвы и очищал от грехов свой народ по их молитвам. Точно таким же является служение Святого Духа и Иисуса Христа. Иисус оправдывает нас благодаря свидетельству Духа Святого о нас, Который представляет наши молитвы через Христа Богу.
Часто при общении с приверженцами антитринитарных взглядов, и, если разговор заходит о Святом Духе, можно наблюдать такую картину: когда оппонент не знает, как возразить на предъявленный аргумент, чаще всего он пытается как можно быстрей подменить тезис разговора, а чтобы тему о Святом Духе быстрей завершить, можно услышать такое: «Дух Святой – не Личность, потому что Он сравнивается в Библии с неодушевленными предметами». В доказательство обычно приводят Библейские примеры. Вот два из них:
«Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Лк. 11:20)
.«Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Мф. 12:28).
Некоторых это цитирование может смутить. Но это не доказывает правоту наших оппонентов, потому что Сам Христос неоднократно в Библии сравнивается с неодушевленными предметами, с проявлением Божьей силы. Например,
Иисус Христос – «Слово» Бога (Ин.1:1);
Иисус Христос – «Премудрость» Бога (Прит. 8 глава);
Иисус Христос – «Мышца» Господня (Ис.53:1; Иоан.12:38);
Иисус Христос – Я пролился как «вода» (Пс. 21:15).
Иисус Христос – «Премудрость» Бога (Прит. 8 глава);
Иисус Христос – «Мышца» Господня (Ис.53:1; Иоан.12:38);
Иисус Христос – Я пролился как «вода» (Пс. 21:15).
Итак, здесь весьма очевидно, что и Дух Святой, сравнивающийся в Ев. от Луки с перстом, вполне может являться также Личностью.
А вот еще один аналогичный текст:
«И ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского и он погнался за сынами Израилевыми; сыны же Израилевы шли под рукою высокою» (Исх.14:8).
Разве израильтяне на самом деле, буквально, «шли под рукою высокою»? Не говорит ли этот текст о гораздо большем, чем просто о руке? Рука, перст (палец) – это всё лишь символы присутствия Бога. Присутствие это выражается в видимом проявлении силы Святого Духа.
При этом Дух Святой не может являться активной, безликой силой Бога, так как о Духе сказано, что Он Сам обладает силой (Рим.15:13). «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою».
Еще один момент. Дух может любить (см. Рим.15:30), поэтому Его чувства можно оскорбить (Ефес.4:30), как Анания и Сапфира, которые, вообще, солгали Духу. Но не бывает же такого, чтобы оскорбилась рука, перст или что-то неодушевленное, пусть даже исходящее от Бога.
Вывод здесь один: Бог имеет Дух Живой, Который может осуществлять Свои намерения повсеместно. Через этот Живой Дух Он ниспосылает человеку Божественную силу и благословения.
Вот таковы взаимодействия трех Личностей Бога. И ущемлять Бога на две третьих мы не имеем права.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поделившись с вами самыми волнующими и убедительными библейскими свидетельствами в поддержку тринитарного взгляда на Бога, я хотел бы сказать, что, хотя термин «Троица» не имеет библейского происхождения, глубокое значение тринитарной терминологии и концепций отражает фундаментальное библейское понимание сущности Бога. Бог, явленный в Писании, состоит из трех Божественных Личностей, Которые извечно существовали в абсолютном единстве и нераздельности природы, намерений и характера. Вера в то, что Христос обладает такой же полнотой Божества, что и Отец, и что Святой Дух имеет одну природу с Ними и является Личностью, имеет огромное практическое значение. Более того, мы обнаружили, что сердцем Их Божественного союза является динамичная, созидающая, изливающаяся на других жертвенная любовь. Эта любовь удивительным образом проявилась в воплощении Иисуса Христа, вечного Сына Божьего. Благая весть о Божьем милосердии и справедливости явила себя в победе над искушением, в смерти, которая обеспечила прощение и удовлетворила требования Божественной справедливости, в воскресении, которое ведет к вечной жизни, и в небесном заступничестве, благодаря которому все, чего достигла воплощенная любовь, навсегда стало достоянием мира.
Еще раз констатирую: тринитарная доктрина учит, что Божество состоит из трех Божественных Личностей - Отца, Сына и Святого Духа. Они являются не тремя Богами, а тремя Божественными Личностями, едиными по природе, характеру и намерениям. Каждый из них существовал предвечно, то есть, не было такого времени в вечном прошлом, когда бы Они не сосуществовали, и никогда не будет такого времени, когда Они перестанут существовать.
Являясь единым целым, три Божественные Личности в то же время взяли на Себя различные роли или функции в Божьем деле творения, искупления и управления Вселенной. Отец принял абсолютное руководство, Сын подчинил Себя водительству Отца, а Святой Дух добровольно подчинился Отцу и Сыну.
Сын является второй Личностью Божества, обладающей всей полнотой Божества телесно. Сохранив неограниченную Божественность Своей Личности, оставил атрибуты и привилегии, присущие Его Божественной власти, и при Воплощении стал полностью человеком. Дух действует как личностный, Божественный представитель Троицы на земле. Святой Дух имеет такую же Божественную сущность, что Отец и Сын, и является полноценной Личностью.
Таковы основные убеждения, которые христиане исповедуют как библейскую истину о триединстве Божества.
Похожие новости
Личность Святого Духа - субботняя школа
Центр духовного просвещения, субботняя школа урок №4, «Личность Святого Духа» (28 января 2017)
27.01.17
Субботняя школа
Божественность Святого Духа - субботняя школа
Центр духовного просвещения, субботняя школа, урок №3, «Божественность Святого Духа» (21 января
20.01.17
Субботняя школа